Зачем священнику целуют руку?

Вопрос:

Когда и кто ввел обычай целовать благословляющую руку священника?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В библейские времена целование было обычной формой почтительного приветствия, особенно целование руки. Чтобы сделать это, надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу. Целование как символ любви и уважения было воспринято и ранними христианами: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26).

Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особую духовно-нравственную значимость. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. Одновременно целующий руку священника выражает почтение также и к сану. Об этом писал святитель Николай (Велимирович) печатнику Ю. К.: «Прежнему священнику Вы с радостью целовали руку при благословении, но целовать руку священнику, который много моложе Вас, Вам кажется неудобным. Разве Вы не знаете историю о князе Милоше и молодом священнике? История эта такова: один молодой священник служил литургию в Крагуевце в присутствии князя Милоша. Старый князь был очень благочестив, приходил в храм задолго до начала службы, до конца богослужения стоял как вкопанный и сокрушенно молился Богу. Когда молодой священник закончил службу, он вышел из алтаря с крестом и антидором. Князь подошел, чтобы приложиться ко кресту и поцеловать священнику руку. Но молодой человек отдернул руку, словно стыдясь того, что пожилой человек, князь, хочет поцеловать его руку. Князь Милош посмотрел на него и сказал: «Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!” Думаю, что это объясняет все. Старый князь изрек в церкви слова от Самого Духа Святого. Сами подумайте, если Вашему священнику 25 лет, то его сану 1900 лет. И когда Вы целуете ему руку, Вы целуете сан, который от апостолов Христовых перешел на множество служителей алтаря Божия. А целуя священнический сан, Вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и доныне. Целуете святого Игнатия, святого Николая, святого Василия, святого Савву, святого Арсения и многих других, которые служили украшением земли и стали украшением небес и которые названы «земными ангелами и небесными людьми”. Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157).

Окончание службы. Люди потихоньку расходятся, кто-то к иконам прикладывается, кто-то еще творит молитву… А рядом с алтарем стоят люди, ждут… батюшку. Каждый со своей проблемой, может желанием взять благословение, а может и каким-то предложением. Мы не знаем. Знакомая приятная картина? Но порой люди даже не знают, как правильно обратиться к батюшке, как подойти, находятся во власти заблуждений. Подобные незнания являются непреодолимым барьером на пути к устроению духовной жизни. Конечно, не все люди делают это из злых побуждений. Наверно, многие из них искренне хотели бы разобраться в том, кто же такой православный священник.

Во все времена, во всех религиях были люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». Называться они могли по-разному, но главное было то, что эти люди играли роль посредников между человеком и духовными силами. «Служители культа» обращались с молитвой к этим силам и приносили им жертвы. В этом отношении православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д. Оно признает свое родство со священством ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу, Которому поклоняются и христиане — Богу Библии. Святой Иоанн Златоуст так говорил о священниках: «Мы обязаны пастырям несравненно более, чем нашим плотским отцам, потому что эти рождают нас для мира и для жизни с миром, а те — для неба и для вечной жизни с Богом».

Иногда люди, зайдя в храм, принимают за священников и диаконов, и пономарей. Священник — это священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства. Он находится в подчинении у архиерея и именуется также иереем и пресвитером. Выглядит его облачение так: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза), а на груди, поверх рясы или облачений, священник носит иерейский наперсный крест. У слова «священник» существует несколько греческих синонимов. Для белого священства: иерей (священник; от греч. священный), пресвитер (от греч. старейшина), протопресвитер (первый старейшина), протоиерей (первый священник). Для черного священства: иеромонах (монах в сане священника), игумен (настоятель монастыря), архимандрит (старший над монастырем).

Как же обратиться к батюшке? Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай». Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита — «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

У людей, только начинающих ходить в храм, часто вызывает недоумение по поводу целования руки священника. Прежде всего, обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда это обычно происходит? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста — орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными. Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и обшлага одеяния, на которых вышит опять-таки крест. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все.

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности. В разговоре со священником верующий человек должен помнить, что через священника может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Рассмотрим некоторые распространенные мифы о православных священниках:

Миф 1. Все священники толстые, потому что много и вкусно едят

Откуда взялся этот миф непонятно. Тем более что далеко не все православные священники толстые. Среднестатистический священник старше, чем среднестатистический мужчина, потому что священниками не так часто становятся в молодом возрасте. Очень многие пришли к этому в более зрелом возрасте. А чем мужчина старше, тем, увы, живот его больше. И вообще, если говорить откровенно, отчего на самом деле зависит толщина жирового слоя? От достатка? От изысканности питания? Больше всего она зависит от режима питания и спортивных тренировок. Имея нормированный рабочий день, можно избегать вечернего переедания и уделять время тренировкам в спортзале. У священников же рабочий день ненормированный. В дни богослужений они имеют возможность в первый раз поесть только в три часа дня. К тому же, почти все они — многодетные отцы. По признанию многих батюшек, им даже причесаться зачастую некогда. Куда уж там в спортзал идти для наведения красоты. А сколько у священников еще духовных детей, которым тоже нужно уделять время?

Миф 2. Цель миссионерства — повышение доходов

Вы когда-нибудь делали кому-нибудь добро? Если делали, то знаете, какая это радость. Эта радость — большее вознаграждение, чем любые деньги. И если Вам доступно желание совершать добро, то священникам — уж точно в гораздо большей степени. Это секты выстраивают такую структуру и систему работы, чтобы привлечь как можно больше людей, извлечь из них доход и идти дальше. Православная Церковь — совершенно иное явление. Это как больница, где количество мест ограничено (количеством врачей, то есть священников), и никого из больницы не выбрасывают, чтобы дать место другим.

Миф 3. Все священники ездят на иномарках, потому что у них много денег

А эта тема является особо острой для многих неверующих людей. Почему собственно у батюшки не может быть иномарки? Ввиду кризиса автомобильной промышленности (отражающего кризис власти) в нашей стране большинство людей ездят на иномарках. А так как доход среднего православного священника примерно равен доходу среднего мирянина того же возраста, то стало быть и священники в данном вопросе ведут себя как среднестатистические граждане страны. И стоимость среднего автомобиля священника ничуть не выше стоимости автомобиля среднего жителя страны. Причем нередко автомобиль не куплен на скромные средства священника, а пожертвован этому конкретному священнику кем-то, кто знает личность и труды этого священника и считает такое дарение добрым делом. Ответ протоиерея Константина Островского, настоятеля Успенского храма города Красногорска Московской области: «Судя по себе, я думаю, что людям тяжко видеть, как их батюшка строит себе коттедж и ездит на дорогой машине. Они соблазняются — они не правы. Но апостол Павел писал: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Поэтому, если у меня есть возможность выбирать, то, пожалуй, лучше не иметь дорогих вещей. А если без дорогих вещей не обойтись, то будем ими пользоваться, не заботясь об искушениях людей, но укоряя себя».

Миф 4. Священники обязаны быть святыми, а они такие же грешные, как все люди

Надо понимать, что священники — это обычные люди, которые сделаны в точности из того же теста, что и мы с вами. С получением священного сана страсти сами по себе не отпали от них. Им точно так же как и всем остальным людям приходится побеждать свои слабости. Отличие только в том, то сама профессия отобрала людей, стремящихся к спасению, и сам труд священника, сопряженный с покаянием и молитвой, совершенствует и его собственную душу. Почему-то поступки, которые в обществе уже не считаются предосудительными, когда их свершает священник, становятся широко известной сенсацией. Православная Церковь (в отличие от католической) даже своему патриарху не приписывает автоматической святости, тем более — священникам.

Итак, священник — это не просто проповедник, не просто человек, которому люди исповедуются, не просто общественная фигура. Это, прежде всего, лицо, которое предстоит Богу в молитве — в молитве не только за себя, но и за людей. Человек становится священником не благодаря тому, что ощущает себя достойным, но вопреки своему недостоинству, надеясь на то, что благодать Божия восполнит в нем все то, что в нем недостает, чтобы быть истинным православным священнослужителем.

Надо сказать, что этот вопрос сегодня звучит очень часто, и не только вне церкви. Даже среди христиан находится немало людей, которые считают целование руки выражением покорности, поклонения, даже раболепия, а вследствие этого испытывают неловкость или другие неприятные эмоции.

В миру такой жест на сегодняшний день встречается крайне редко. Разве что какой-нибудь особенно галантный мужчина поцелует руку даме в знак почтения, а чаще даже в шутку… А ведь раньше дети без смущения целовали руки родителей, чего в наше время практически не встретишь.

Что касается Церкви, то целование руки священника не только является неотъемлемым элементом церковного этикета, но и имеет глубокий сакральный смысл. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, — целуем как бы невидимую руку Самого Христа. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Однако люди неосведомленные (в особенности те, кто недавно пришел в храм) зачастую могут испытывать в таких ситуациях неподдельное смущение. Один и тот же человек может считать для себя приемлемым поцеловать руку настоятеля монастыря, но будет смущаться, если перед ним окажется молодой священник. И такое отношение свидетельствует о глубоком непонимании смысла подобного религиозного жеста.

И все-таки… Зачем целовать руку священнику?

История и духовный смысл

В древние времена целование руки было общепринятым способом почтительного приветствия. Христианами оно было воспринято как выражение любви и приятия человека. Целование же руки священника имеет несколько иной смысл.

Когда мы целуем руку священнослужителя? Обычно это происходит в тот момент, когда иерей выходит к прихожанам, для того чтобы дать им поцеловать крест или же совершить елеопомазание.

Святитель Николай Сербский в одном из своих посланий упоминает историю о молодом сербском священнике, который служил при князе Милоше. После Божественной литургии князь приблизился к священнику, чтобы приложиться к кресту и к священнической руке, но тот в смущении отвел руку, считая себя недостойным такого знака почтения. Князь Милош взглянул на молодого иерея и сказал: «Я целую не твою руку, а твой сан, который древнее меня и тебя».

Описанная история очень ярко и доходчиво объясняет смысл традиции целования руки священника. В этот момент христианин, во-первых, целует невидимую десницу Бога, Который подает человеку благословение через Своего служителя. А во-вторых, целованием мы выражаем уважение к самому священническому сану.

Часто случается так, что сами священники не позволяют целовать свою руку во время вынесения креста. К этому нужно отнестись с пониманием. Вместо руки можно целовать поручи, что символически является тем же сакральным жестом.

Целование руки в знак приветствия

Кроме момента целования, о котором сказано выше, существует также благочестивый обычай подходить под благословение священника и в этот момент целовать его руку — в знак уважения и благодарности. Поступать так или нет — выбор каждого. Церковь не обязывает целовать руку иерея в знак приветствия.

Вопрос читателя:

Почему целуют руку священнику после службы? Что это подразумевает под собой?

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Дорогой Александр!

После службы целуют Крест, cимвол нашей веры, а затем и руку, которая преподаёт нам Его. Мы целуем руку священника, которая держит этот Крест, потому что руками священнослужителя тайнодействует Сам Господь. Когда на запястья рук священник надевает поручи, а на себя епитрахиль, то он, образно говоря, становится «посредником» между Богом и человеком в том смысле, что Его руками Господь претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь на Божественной Литургии; его руками через Таинство миропомазания даётся от Господа человеку благодать Духа Святого; его руками подаётся нам Святой Крест в воспоминание о Том, Кто мог грешить, но не грешил, и взял на Себя грехи всего мира.

Зачем мы целуем руку священника?

Иногда священник дает целовать руку, а иногда касается ею головы…

Можно ли целовать руку священнику после причастия?

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Фото на заставке: mpda

Зачем целовать руку священнику?

Целовать кому-то руку означает унижать себя. Неужели это не противно? Верующие настоящие рабы в худшем смысле этого слова, если могут так пресмыкаться. Зачем мне религия, унижающая человеческое достоинство?

Целование руки как таковое не означает унижения — все зависит от чувств, которые мы испытываем. Отрицательные чувства, основанные на недоверии, запрещают оказывать знаки почтения, обычные для других случаев. Можем же мы поцеловать руку маме. Найдется немало людей, уважающих своих родителей, которые в порыве чувств способны искренне поцеловать руку и отцу, чтобы выразить свою благодарность, уважение и любовь. В старые времена, когда люди были интеллигентны и воспитаны, так поступали не задумываясь. В наше время мы способны поцеловать руку отца, только если он, наверное, умирает. Если пример с отцом покажется читателю совершенно нереальным, наверное, не стоит продолжать чтение. Просто надо иметь ввиду, что целовать руку священнику необязательно. Нет таких правил. Это личное дело каждого.

Тем же, кто преодолел предыдущие строки, нам есть что сказать.

Прежде всего обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда целуют обычно? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста — орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.
Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и поручи, на которых вышит опять-таки крест. Некоторые только крест. Почему? Потому что мужчине неприятно целовать руку мужчине (для женщины такого барьера нет) и для этого необходима дополнительная мотивация. Она имеется, но только для верующих. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь. Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все.

Больше того, ряд священников возражают против целования своей руки, держа крест пальцами обоих рук за длинную перекладину, чтобы руки находились далеко от креста, и сразу после целования креста отводят руки в сторону. Почему? Спроси у этих священников.

Конечно, бывают случаи избытка чувств, когда мы понимаем, чтó делает для нас этот священник, и мы не стыдимся и желаем поцеловать его руку. Описание этих чувств навряд ли возможно, настолько они далеки от менталитета неверующего. Самая близкая аналогия — благодарность.

К сожалению, бывают случаи и раболепства. Их надо избегать. К еще бóльшему сожалению, бывают случаи, когда священник буквально тычет рукою в лицо, требуя целования. Слава Богу, эти случаи единичны на всю РПЦ. Просто отойди тогда от такого священника, а Господь рассудит, как Сам посчитает нужным.

см. так же Что сделал Христос? Суть жертвы Христовой. >>
Что такое голос Церкви и где его услышать? >>

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *