Задорнов принял православие

Писатель и сатирик Михаил Задорнов умер в возрасте 69 лет.

В последние месяцы жизни он лечился от онкологического заболевания. Сообщалось, что в Германии ему провели серьезную операцию, после которой его состояние заметно улучшилось.

Ранее стало известно, что сатирик отказался от неоязычества, принял соборование в московском храме Живоначальной Троицы. Позже стало известно, что Михаил Задорнов был крещен 25 лет тому назад. Решение принять Православие он принял после смерти отца. Несколько дней назад было совершено таинство соборования.

Михаил Задорнов родился в Юрмале в 1948 году. Он получил широкую известность благодаря выступлениям на телевидении с сатирическими и юмористическими монологами.

О смерти писателя сообщил «РЕН ТВ».

Писатель и сатирик Михаил Задорнов за несколько месяцев до смерти отказался от неоязычества и принял Православие. О решении Задорнова на личной странице в социальной сети Facebook написал настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах города Москвы протоиерей Андрей Новиков.

По словам протоиерея, «по просьбе родных и друзей соборовал Михаила Николаевича Задорнова» на днях.

Напомним, опухоль головного мозга у Михаила Задорнова диагностировали в начале 2016 года.

Приход человека к Богу – тема всегда сложная, поскольку подразумевает воцерковление в уже сознательном, а порой и весьма пожилом возрасте.

У многих известных людей, особенно творческих личностей, например у Л. Н. Толстого, отношения с церковью не сложились. Причины этого вполне понятны. Ведь творчество – это всегда поиск, постоянные размышления о смысле жизни, искусства, вечный вопрос о том, что такое человек и его душа, и еще миллион других дум, которые так волнуют мыслящих людей.

Творчеству свойственно сомнение, поэтому в картину мира художника вера в Бога довольно часто не вписывается. Под словом «художник», очевидно, можно подразумевать и живописца, и музыканта, и актера, и писателя, и даже философа и ученого – как творцов мысли.

Однако на склоне лет многие люди все же обращаются к Богу, хотя прежде считали себя атеистами или придерживались не совсем традиционных исповеданий. Обратив внимание на этот феномен, мы решили рассказать нашим читателям о том, кто из знаменитостей решил принять христианство вопреки своим прежним убеждениям и что могло быть причиной этих поступков – на первый взгляд, столь противоречивых.

Михаил Задорнов: из язычников в православные

Периодически мы узнаем о таких случаях из биографических книг или прессы. К примеру, буквально на днях все газеты трубили о том, что известный российский писатель-сатирик Михаил Задорнов, вопреки своим прежним убеждениям, принял православие.

Сам Задорнов много раз заявлял о том, что считает себя неоязычником (под неоязычеством сегодня понимают либо новые, либо воссозданные древние языческие учения и духовные практики), а о православии высказывался весьма неоднозначно. Так что в правдивости этой новости можно было бы усомниться, если бы не тот, кто ее сообщил. А был это настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах протоиерей Андрей Новиков. Причем, по его словам, он лично соборовал Задорнова.

Как написал Новиков на своей страничке в Facebook, сатирик исповедовался еще два месяца назад. Произошло это в Казанском соборе Москвы, и, с согласия родных Михаила Николаевича, информация о его воссоединении с церковью была обнародована.

Хотя некоторые не одобрили того факта, что о таком священном таинстве решили «кричать на всю страну», а официального подтверждения от родственников пока не поступало, большинство верующих с радостью восприняли эту новость.

Вместе с тем есть в ней и определенная горечь. Всем известно, что Михаил Николаевич уже давно борется с тяжелой болезнью – в 2016 году у него обнаружили злокачественную опухоль мозга. Поэтому, вероятно, опровержение этой информации даже принесло бы поклонникам Задорнова толику облегчения.

Но, пожелав Михаилу Николаевичу доброго здоровья, вспомним о тех, кто уже покинул этот мир, решив не уходить в пустоту.

Булат (Иоанн) Окуджава: крещенный по провидению

В 2017 году исполнилось 20 лет со дня смерти одного из самых известных русских бардов – Булата Шалвовича Окуджавы. Легендарный музыкант, поэт и композитор скончался 12 июня 1997 года в пригороде Парижа. Перед смертью Окуджава, который всегда скептически относился к религии, ошарашил жену – захотел креститься. С этим связана очень интересная и даже мистическая история.

Задолго до рокового дня супруга Булата Шалвовича, Ольга, приехала в Псково-Печерский монастырь, чтобы спросить совета у тамошних старцев.

Ольга была верующей, и то, что муж отрицал Бога, всегда сильно ее волновало и тревожило. Она рассказала об этом архимандриту монастыря, отцу Иоанну (Крестьянкину), который славился своей праведностью и благочестием.

Ответ Иоанна потряс Ольгу. «Не волнуйся, ты сама его окрестишь», – спокойно сказал монах. Конечно, это казалось невозможным, ведь Ольга была женщиной, не имела духовного сана и, значит, никак не могла крестить своего супруга. Но старец стоял на своем. Когда Ольга спросила, под каким же именем она окрестит мужа (ведь Булат – не православное имя), отец Иоанн ответил: «А назовешь, как меня, Иваном».

Об этой истории надолго забыли, но обстоятельства смерти Окуджавы заставили Ольгу вернуться к этому загадочному эпизоду. Прозорливость архимандрита поразила ее, ведь все случилось как раз так, как он говорил.

Дело в том, что, когда Окуджава попросил позвать к нему священника, делать это было уже поздно – смерть подошла к нему слишком близко. Но Ольга вспомнила, что в таких случаях таинство крещения может совершить и мирянин – при наличии искреннего желания и веры умирающего Церковь это допускает. И когда она спросила мужа, какое христианское имя он хочет получить перед смертью, Булат Шалвович ответил не задумываясь: «Иван!».

Это произошло через 15 лет после того самого визита в Псково-Печерский монастырь.

Как позднее вспоминала литературовед и публицист Зоя Крахмальникова, которая была знакома с Окуджавой и которой он посвятил песню «Прощание с новогодней елкой», в его творчестве всегда так или иначе проскальзывала тема Бога и веры.

«Перечитывая написанное Булатом Окуджавой уже теперь, после его кончины, прослушивая пленки с записями песен, вспоминая наши с ним разговоры о христианстве, о Боге, я услышала в его творчестве веру, в которой он никогда не признавался. Возможно, это была вера неосознанная, тайная, называемая другими именами, но ощущаемая в том свете, что изливается из творчества», – писала Крахмальникова.

Сергей Бондарчук: «бесы отошли от его души»

С крещением этого выдающегося советского актера и кинорежиссера тоже связана удивительная история. Ее в своей книге «Несвятые святые», ставшей сенсацией даже в светском обществе, изложил архимандрит Тихон (Шевкунов).

Жизнь связала Шевкунова и Бондарчука еще задолго до тяжелой болезни последнего. Дело в том, что Тихон в молодости учился во ВГИКе, где Бондарчук долгое время преподавал в звании профессора.

О болезни режиссера архимандриту сообщил его бывший сокурсник Дмитрий Таланкин. Он попросил Шевкунова приехать к Бондарчуку и исповедовать его, на что тот немедленно согласился.

Приехав к бывшему преподавателю, священник обнаружил его в плачевном состоянии – «болезнь очень изменила его».

Однако Сергея Федоровича терзали не столько физические, сколько душевные муки. Как рассказал Таланкин, в последние недели жизни Бондарчуку стали являться давно умершие люди – известные актеры, коллеги и другие люди, которых он когда-то знал. Но образы их были ужасны и напоминали жутких демонов, которые ежедневно истязали больного.

Шевкунов в своей книге отмечает, что Бондарчук большую часть жизни не был религиозен (он воспитывался в атеистической семье), но на закате жизни сам пришел к Богу. Правда, Бога он нашел не в церкви, а в произведениях Льва Толстого. Бондарчук считал его истинным гением и всерьез увлекался созданным им религиозным учением. Впрочем, эта вера, как писал Шевкунов, не смогла уберечь его от «нераскаянных грехов и страстей», вслед за которыми явились «бесы».

«Бондарчук очень глубоко, мужественно и искренне исповедовался перед Богом за всю свою жизнь. Затем в комнату пришла вся семья, и Сергей Федорович – впервые после своего далекого детства – причастился Святых Христовых Таин», – пишет отец Тихон. Через пару дней мучительные видения покинули больного: он успокоился и «явственно отрешился от мира».

Позднее Тихон еще раз исповедовал Бондарчука, когда тот был уже в больнице. В тот день Сергей Федорович скончался. А всего за несколько часов до этого в квартире родителей Таланкина произошло странное событие.

Окна одной из их комнат выходили на больницу, где лежал умирающий Бондарчук. Неожиданно с той стороны к их дому примчалось огромное полчище ворон. «Небо в буквальном смысле заслонила черная туча птиц. Их пронзительные крики были нестерпимы», – рассказывали супруги.

Глядя на это, отец Дмитрия, Игорь Васильевич, внезапно произнес: «Сергей умер только что… Это бесы отошли от его души!» Через несколько минут им позвонила Алена Бондарчук и сообщила, что отец скончался.

РИА «Новости» / Максим Блинов

Путь к богам

Побывав в Америке после падения железного занавеса, Михаил Задорнов не был сражен потребительским великолепием, неоновыми огнями небоскребов, свободой нравов и ревом моторов. Зато вынес из путешествия фразу «Ну тупые!», с которой он войдет в историю российского юмора. От простоватых шуток про дураков-американцев, действующих по железному шаблону в тех случаях, когда русский проявит удаль и смекалку, Задорнов логичным образом перешел к восхвалению особой русской души.

А в середине нулевых годов уже с этим восхвалением он ушел глубже, еще ближе к родной почве — к убежденности в том, что именно Россия — родина индоевропейской цивилизации, а русский язык — прародитель всех остальных. Смешно разбивая родные слова на древние части и интерпретируя иностранные слова через них, Задорнов пришел и к родной вере, славянскому язычеству, адепты которого верят во многих старых могущественных богов, ведущих свои особые игры, и в ведическую основу человеческой культуры, пошедшей с земель Русов. Также они верят, что эту истину всеми правдами и неправдами скрывают от народа злые силы.

«Жизнерадостность — это и есть суть язычества»

Слововед, психолог и родновер Николай Лучков, друг Задорнова, говорит, что в славянском родноверском сообществе сатирик запомнится самым лучшим образом.

Он очень много сделал в области словесности и в области истории. Своим задором в нашей памяти он останется как замечательный человек и специалист

— Николай Лучков.

По словам родновера, Задорнов не только публично продвигал ведическую культуру, но и активно в ней участвовал: регулярно посещал всевозможные языческие празднования и экспедиции. Например, в Гиперборею, согласно ряду мнений — древний очаг праиндоевропейской цивилизации на территории нынешних Гренландии, Исландии, Скандинавии и севера России. Лучков называет это «негласной пропагандой» вед, не менее эффективной, чем публичные выступления, научные и литературные труды Задорнова.

РИА «Новости» / Константин Чалабов

Волхв Любомир, руководитель языческого Содружества природной веры «Славия», тоже, по его словам, хорошо знавший Задорнова, отмечает, что писатель останется в памяти родноверских общин жизнелюбивым, искренним и отзывчивым человеком. Но Любомир подчеркивает, что сатирик относился к родноверию «неформально». С одной стороны, он поддерживал веру в родных богов, с другой стороны, официально не входил ни в какие общины и родноверческие группы. Тем не менее, для всех язычников было очень важным иметь поддержку от такой значимой среди российского народа фигуры. И, определенно, он сделал для продвижения языческих идей в массы больше, чем иные группы родноверов вместе взятые, добавляет волхв.

Задорнов — яркий представитель культуры родного языка, родной речи, жизнелюбия, жизнерадостности, веселого, искреннего отношения к жизни. Это и есть суть язычества — любить жизнь и извлекать уроки из всех ее проявлений — иногда сквозь смех, иногда сквозь слезы

— волхв Любомир.

Задорнов имел прямое отношение к созданию эпического онлайн-сериала «Игры Богов» (более 12 часов общего хронометража), исследующего сокрытую природу нашего мира, русского языка и славяно-арийского миропонимания: уникального Образного Языка, Веры, Мировосприятия и Традиций ДревнеРусов. 4 февраля 2012 года решением Верховного Суда Башкортостана «Игры Богов» признали экстремистским материалом и запретили к показу на всей территории России.

Традиционная история трещит по швам, рамки традиционной истории узки для тех знаний, которые сегодня открываются и для ученых, и для людей просветленных, и для тех, кто интересуется правдой. Когда многие люди спорят друг с другом, какое слово правильное или какая дата правильная, я думаю, что не время ссориться. Время послушать друг друга и собрать правду, как дети собирают картинки под названием пазл… Раз забыли, значит, самим и восстанавливать

— Михаил Задорнов о фильме «Игры Богов».

Править и славить

Слововед Николай Лучков не верит, что Задорнов принял христианство перед смертью. «Православие — это правь и славь. Его не надо путать с христианством», — предупредил Лучков. По его словам, сейчас обращения в христианство происходят «серийно»: людей не спрашивают, надевают на них «все, что надо» и делают необходимые обряды. Это глубоко неправильно, считает он, поскольку в душе писатель не был христианином.

Любомир не исключает такой возможности — на него могло оказаться какое-то влияние со стороны, он мог перейти в христианство по просьбе родных, чтобы получше попрощаться с ними. Но это ни в коем случае не умаляет в глазах родноверов значимости личности Задорнова и его вклада. Волхв привел пример советского историка и археолога Бориса Рыбакова, исследователя славянской культуры и истории Древней Руси, который, хоть и был православным христианином, сделал очень многое для русского язычества своими открытиями.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *