Заиконоспасский монастырь Москва

Состоялось отпевание иерея Валерия Комзолова

26 июня 2020 года в нижнем храме Спасского собора Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря состоялось отпевание иерея Валерия Комзолова, заштатного клирика Московской епархии, штатного священника обители в 2000-2012 годах. Отец Валерий преставился ко Господу 8 июня, на 74-м году жизни.

Чин отпевания совершили братия и клирики Заиконоспасского монастыря.

В отпевании приняли участие клирик московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря протоиерей Сергий Князев, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира при МПКУ им. М. А. Шолохова священник Марк Кравченко и клирик храма священник Виктор Иваник, диакон Владислав Соколов, временно служащий в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот г. Москвы, и клирик храма святого равноапостольного князя Владимира диакон Александр Шмат.

В связи с невозможностью проезда катафалка до монастыря по Никольской улице братия обители с прихожанами вышли навстречу в Богоявленский переулок, где перед храмом Богоявления пением заупокойной литии начали чин отпевания. Под заупокойный перебор колоколов Заиконоспасской звонницы процессия с гробом тела почившего проследовала по Никольской улице во двор обители Спаса Нерукотворного Образа. Старший звонарь Заиконоспасского монастыря Федор Давыдов сопровождал чин отпевания колокольным звоном и своевременно возвещал о чтении пяти Евангелий.

Во время заупокойного богослужения пел сводный хор в составе: Владимир Зырянов, Сергей Бакланов, Михаил Котов, а также знакомые песнопения подпевали прихожане Заиконоспасского монастыря и храма святого равноапостольного князя Владимира в Кузьминках в целом около 150 человек.

За богослужением молились родные отца Валерия: старший брат Олег, сестры Марина, Вера, Надежда, Любовь и племянники.

По 6-й песни канона, перед пением второго «Со святыми упокой», отец Марк Кравченко сказал слово в память о новопреставленном иерее Валерии Комзолове. В частности, проповедник отметил, что в многодетной семье, в которой Валерий воспитывался, он явился молитвенником, потому как «уже в зрелом возрасте, начиная с 1983 года, он стал трудиться в храмах Москвы, сначала чтецом, затем чтецом-диаконом; сначала в храме Пимена Великого, затем в Богоявленском Патриаршем соборе в Елохове… Елоховский собор дал ему наибольший опыт диаконского и священнического служения».

В Князе-Владимирском храме, как акцентировал внимание настоятель храма о. Марк, «отца Валерия прихожане полюбили за искренность… В паломнических поездках он делился опытом из пережитого, любил петь. Особенно, если автобус застревал в пробке, выдавалась какая-то минута, то он озвучивал то, что ему нравилось из репертуара Федора Шаляпина и других певцов. И, конечно, все это было с таким добрым юмором, где было место и шуткам даже и про саму смерть… Зимой в прошлом году он расчувствовался, услышав про погребение одних своих знакомых и про других, и состоялся у нас с ним такой разговор… Отец Валерий озвучил, что помирать он не собирается, и сказал: «Знаешь, Марк, я решил, что, когда ты умрешь, я у твоего гроба про тебя скажу доброе слово». В итоге мы посмеялись, но теперь, к сожалению или к счастью, у его гроба мы говорим добрые слова, чтобы вспомнить этого простого человека, который искренне нес благодать священства, ту благодать, которая попаляет тернии тех, кто приходит к священнику попросить о прощении и оставлении грехов, приносит покаяние».

О. Марк также напомнил: «Говорят, люди подчас не знают час своей смерти, но что-то говорят такое, что нам напоминает то, что душа чувствует что-то…» Так, при посещении отца Валерия на дому, когда по своему возрасту он находился в режиме самоизоляции, «во время последней исповеди он сказал: «Ты не думай: это не последняя моя исповедь»…Видимо, какое-то предчувствие души не согласовывалось с человеческим умом, поэтому родились эти слова, когда он не хотел, чтобы эта исповедь была действительно последней… Вольно или невольно человек ощущает, когда его призовет Господь. Такое ощущение было и у отца Валерия, но, вероятно, он не хотел его озвучивать. Собственно говоря, с одной стороны, он не боялся смерти как священнослужитель, с другой стороны, он понимал, что физически он может еще пожить». «Нужно отдать ему должное: он много потрудился для того, что сложилась наша община Владимирского храма».

«Всем нам со стороны отца Валерия урок о том, что, хотя мы все шутим, относимся к смерти немножко легкомысленно и помирать не собираемся, надо помнить, что Господь может призвать нас в любой час и в любой день. Собственно так и произошло с отцом Валерием, когда Господь его призвал в том, в чем он был застигнут. А застигнут он был в своих последних желаниях исповедаться и причаститься».

Настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира при МПКУ им. М. А. Шолохова священник Марк Кравченко, завершая поминальное слово, призвал всех родных и близких почившего, его сослужителей и духовных чад молиться об упокоении души раба Божия иерея Валерия.

Затем после пения кондака «Со святыми упокой» продолжилось пение канона. Прощание с отцом Валерием проходило во дворе монастыря, после чего по Никольской улице в Богоявленский переулок гроб был отнесен в сопровождении священнослужителей и прихожан ко храму Богоявления для отъезда к месту похорон.

Отец Валерий был погребен на Токарёвском кладбище.

Сороковой день по преставлении иерея Валерия Комзолова – 17 июля.

Заиконоспасский монастырь основал в 1600 году Борис Годунов.

Что есть что в церкви

Полное название обители: «Заиконоспасский мужской монастырь Всемилостивейшего Спаса на Никольском крестце что за Иконным рядом». Этим именем монастырь обязан своему расположению за иконными рядами на Никольской улице, где «обменивали иконы». За этим скрывалась бытовая хитрость: нельзя продать святой образ, но можно обменять на деньги.

До нашего времени в Заиконоспасском монастыре сохранился Спасский собор. Его построили в 1660 году и перестроили в 1701 по проекту Ивана Зарудного. Сохранились также палаты XVII века (так называемый «Учительский корпус»).

В 1664 году Алексей Михайлович задумал создать систему полноценного университетского образования.

По его приглашению в Москву из Белоруссии приехал просветитель Симеон Полоцкий. Он поселился на территории Заиконоспасского монастыря и открыл там латинскую школу для подьячих Тайного приказа.

Взошедшая на престол царевна Софья также была ученицей Симеона Полоцкого. Поэтому не удивительно, что в 1687 году она позволила открыть Славяно-Греко-Латинскую академию.

Этот первый ВУЗ был исключительно религиозным. Педагогами академии стали прибывшие из Греции братья Иоаникий и Сафроний Лихуды. Они начали обучать в Заиконоспасском монастыре 30 студентов типографскому искусству (на Руси как раз начали печатать книги), диалектике, грамматике, риторике, логике, пиитике, латинскому и греческому письму и физике. Само учебное заведение называлось греко-латинской школой или — по месту нахождения — «Спасскими школами».

Братья Лихуды преподавали здесь до последнего своего дня. Их даже похоронили в Заиконоспасском монастыре. Сменили Лихудов подготовленные ими же русские педагоги Поликарпов-Орлов и Семенов.

К тому времени, как Петр I присвоил школе статус академии, в ней училось уже более 200 студентов. Ректором в то время был иеромонах Палладий. Он пригласил из Львова и Киева выпускников духовных заведений, знакомых с западноевропейской системой образования, и преподавание перевели на латынь. Академия стала славяно-латинской, а обучение разделили на две ступени — начальную и высшую. На начальной ступени изучали древние языки, христианскую догматику, арифметику, географию, историю. На заключительной стадии изучали пиитику, риторику, философию, богословие. Обучение длилось 12-15 лет. Неспособных к наукам, но имеющих добрый нрав и хорошее поведение, из академии не выгоняли. Их держали, надеясь, что у студентов откроется способность к учебе.

Экзамены Академии собирали много зрителей, так как проходили в форме диспутов нескольких учеников о каком-нибудь предмете. А по уровню образования Славяно-Греко-Латинская академия в Заиконоспасском монастыре соответствовала лучшим западноевропейским университетам. Среди ее выпускников были создатель учебника «Арифметика» Леонтий Магницкий, писатель, поэт и переводчик Василий Тредиаковский, архитектор Василий Баженов.

Выпускники Академии участвовали и в создании университета при Академии наук в Петербурге. Да и основатель Московского университета Михайло Ломоносов в 1731 году с рыбным обозом пришел именно в эти «классы» на Никольской. Получая стипендию 3 копейки в день, будущий ученый постигал здесь науки в течение пяти лет.

В 1812 году Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона.

Мини-путеводитель по Китай-городу

В Спасском соборе устроили конюшню, в книжных лавках торговали спиртным, а в казначейской келье — шили мундиры. Все ценное разгромили и растащили. Монахов и учащихся Академии превратили в прислугу. Так как в Москве уже работал полноценный университет, Славяно-Греко-Латинскую академию не восстанавливали, а преобразовали в духовную академию. В 1814 году ее перевели в Троице-Сергиеву лавру. Там она объединилась с семинарией.

После этого Заиконоспасский монастырь переживал не лучшие годы. Спасла его только близость к Кремлю. Например, во время коронаций, когда по Никольской шли праздничные и нарядные процессии, монахи сдавали свои кельи внаем желающим зевакам.

В 1884 году на территории монастыря открыли духовное училище для детей московского духовенства. Но это не помогло обители поправить дела.

В 1929 году Спасский собор закрыли, колокольню сломали, а на месте надвратной иконы пробили окно. В здании собора разместились госучреждения. В доме №7 открылась телестудия «Радиопередача»: она транслировала первые телепрограммы. А в 1991 году тут открылась радиостанция «Эхо Москвы». В 1992 обитель вернули церкви.

Сейчас Заиконоспасский монастырь действует, но многие его площади занимают нецерковные организации (Историко-архивный институт РГГУ, ресторан «Годунов», почтамт).

Говорят, что… …у ректора Академии были веские причины принять Михайло Ломоносова. Казалось бы, великовозрастный выходец из крестьян Архангельской губернии, который попытался скрыть свое происхождение, но слухи говорили, что он — внебрачный сын Петра Великого. Да и предполагаемый отец находился в нужное время в нужном месте.

Заиконоспасский монастырь на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Заиконоспасском монастыре и Славяно-Греко-Латинской Академии?

История монастыря

Колыбель отечественного просвещения

Архитектурные памятники

Монастырь сегодня

Как добраться

Заиконоспасский монастырь на карте

Расположенная в Китай-городе Заиконоспасская мужская обитель ведет свою летопись с начала XVII века. Она вошла в историю как «учительский» монастырь, ведь именно здесь была создана просветительская школа, которую возглавил духовный писатель, переводчик и богослов Симеон Полоцкий. На территории монастыря сохранилось много старинных построек, и сегодня они имеют статус памятников архитектуры.

Вид Заиконоспасского монастыря с площади Революции

История монастыря

Обитель была основана в 1600 году по воле царя Бориса Годунова. Об этом свидетельствует подробная карта древней Москвы, названная Сигизмундовым планом. Некоторые исследователи считают, что монастырь построили на месте древней обители Николы Старого, который вел свою историю с XIV века.

Документальные свидетельства о монастырских храмах и укладе Заиконоспасской обители появились позднее. Первые записи встречаются в документах, составленных Патриаршим приказом в 1635 году. Название монастыря возникло потому, что на соседней улице в старину располагался иконный ряд. Это были лавки, где москвичи могли купить иконы, киоты, ладан и масло для лампад, и о новом монастыре говорили по месту расположения — «Спасов за иконным рядом».

Поначалу мужская обитель была деревянной и выглядела весьма скромно. Во время царствования Алексея Михайловича на деньги известного воеводы и дипломата Федора Федоровича Волконского в монастыре возвели большой каменный Спасский собор. Престол его нижнего этажа посвятили почитаемой иконе Спаса Нерукотворного, а верхнюю часть храма — иконе Богородицы.

В 1764 году, во время церковной реформы, которую провела российская императрица Екатерина II, многие монастыри Москвы лишились части своих владений. После секуляризации Заиконоспасский получил статус второклассного монастыря.

Война с французами не пощадила монастырские постройки. В 1812 году в монастырском храме были устроены конюшни, а кельи заняли французские портные, которые ремонтировали мундиры для офицеров Наполеона.

Из-за сильных пожаров и разрушений обитель несколько раз перестраивали. Неоценимый вклад в обновление архитектурного ансамбля монастыря внесли известные зодчие Иван Петрович Запрудный, Иван Федорович Мичурин, Михаил Тимофеевич Преображенский и Зиновий Иванович Иванов.

С приходом новой власти по всей стране начались гонения на церковь, и монастырский собор закрыли. В 1922 году обитель стала одним из центров обновленческого движения в православии. Однако, антирелигиозная кампания набирала обороты. В 1929 году старинный монастырь был окончательно ликвидирован, а надвратную колокольню разобрали. Добротные постройки не пустовали — несколько десятилетий внутри монастырских зданий размещались различные учреждения.

Вид Заиконоспасского монастыря с Никольской улицы

Первые церковные службы в старинном соборном храме возобновили в начале 1990-х годов. В здании открыли православный университет, но оно было аварийным, поэтому вскоре студенты вынуждены были перебраться в Высоко-Петровскую обитель. Долгое время возрождающийся монастырь считался патриаршим подворьем, но в 2010 году было принято решение об образовании здесь самостоятельной монашеской общины.

Колыбель отечественного просвещения

В 1665 году скончался игумен монастыря архимандрит Дионисий, и его сменил приехавший в Москву выпускник Киевско-Могилянской академии и образованный богослов Симеон Полоцкой. Под его руководством в монастыре организовали школу для мелких чиновников — молодых подьячих, которым предстояло служить в российском Приказе тайных дел.

Через 15 лет вместо Полоцкого настоятелем монастыря стал его ученик — поэт и философ Сильвестр Медведев. Он подготовил и передал российскому царю Федору Алексеевичу проект нового для страны учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии. Однако, из-за кончины государя этот проект удалось воплотить не сразу.

Первое в России высшее учебное заведение было основано в 1687 году, когда в Москву переехали известные греческие богословы — братья Лихуды. Поначалу его называли греческими или Спасскими школами, а позже — Славяно-греко-латинской академией. Здесь преподавали риторику, пиитику, грамматику, логику, физику, латинский и греческий языки. Обучение было рассчитано на 12 лет.

В стенах монастыря училось много видных церковных деятелей, отечественных литераторов и ученых. Достаточно сказать, что знаменитую академию закончили Михаил Васильевич Ломоносов, географ и исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников, архитектор Василий Иванович Баженов, основатель русского профессионального театра Федор Григорьевич Волков и поэт Василий Кириллович Тредиаковский.

Примечательно, что настоятели Заиконоспасского монастыря выполняли обязанности ректора учебного заведения, а монастырские храмы использовались академией. Они служили домовой церковью для студентов и были местом, где будущие подьячие тренировались в богословской риторике.

Монастырь занимал особое место в образовании России, и его роль снизилась только после создания Московского университета. В начале XIX века академия переехала в Троице-Сергиевскую лавру, а на прежнем месте продолжило работу духовное училище. Постепенно учебный процесс в обители изменили, и студенты стали получать только богословское образование.

Соборы монастыря

Архитектурные памятники

От старинного ансамбля монастыря до наших сохранились собор, доходный дом с колокольней и торговые ряды. Кроме того, на территории обители можно увидеть братский корпус и здание, в котором раньше располагалось духовное училище.

Соборный храм стоит посреди монастырского двора и является главным украшением обители. Живописная барочная церковь несколько раз перестраивалась, сохранив до наших дней части старого собора 1661 года. Свой современный вид она приобрела в 20-е годы XVIII века.

Собор представляет ярусный четырехстолпный храм — восьмерик на четверике, который венчает вытянутый восьмерик с аккуратной декоративной главкой. Здание окружено двухэтажными кельями. Над входом в церковь можно увидеть отливающий золотом мозаичный образ Спасителя, а внутри — красивые росписи и богато украшенные иконы.

Напротив ворот возвышается братский или учительский корпус. Двухэтажное кирпичное здание было построено в 1686 году, а спустя 200 лет архитектор Владимир Дмитриевич Шер возвел над ним еще один этаж и оформил фасады. Рядом стоит двухэтажный корпус, построенный в 20-е годы XVIII века.

Здание духовного училища еще моложе — оно появилось в монастыре в 1822 году. На кирпичной постройке закреплена мемориальная доска, посвященная одному их выдающихся учеников академии — М. В. Ломоносову, которому довелось осваивать здесь азы различных наук.

Монастырь сегодня

В наши дни Заиконоспасская обитель является действующим мужским монастырем. Она не единовластно владеет территорией, а делит ее с другими арендаторами. В бывшим монастырским зданиях находятся почтамт, ресторан, историко-архивный институт и другие организации. Последняя реставрация здесь проводилась в 2010-2014 годах под руководством архитектора Надежды Ивановны Даниленко.

Церковные службы в монастыре проходят ежедневно в 7.30 и 17.00. При обители открыта воскресная школа, богословские курсы и молодежный центр. Здесь также работает Славяно-корейский центр, который объединяет корейцев России и стран СНГ, и создан мужской хор.

Собор Спаса Нерукотворного Образа

Желающие могут поучаствовать в образовательных экскурсиях по монастырю и его окрестностям. Во время них туристов знакомят историей обители и академии, показывают места археологических раскопок и достопримечательности Китай-города и Белого Города. Участники экскурсий поднимаются на монастырскую колокольню и осматривают с него прилегающие кварталы старой Москвы.

Как добраться

Территория монастыря находится на Никольской улице, 7-9, всего в 300 м от стен Московского Кремля. До обители легко дойти пешком от станций метро «Театральная» или «Площадь Революции».

Рейтинг достопримечательности

29 августа 2017 года, в день Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотоворенного Образа Господа Иисуса Христа, в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре прошли торжества, посвященные престольному празднику и 25-летию возрождения духовной жизни в обители.

Божественную литургию совершил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили ему сослужили: и.о. наместника Заиконоспасского монастыря иеромонах Даниил (Константинов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов), настоятель храма пророка Божия Илии на б. Новгородском подворье, и.о. благочинного Иверского округа протоиерей Андрей Речицкий, братия монастыря в священном сане, клирики обители.

За Литургией молились настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря игумения Антония (Минина) с сестрами, настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря игумения Неонилла (Фролова) с сестрами, прихожане и гости обители.

Богослужебный песнопения исполнил хор Заиконоспасского монастыря под управлением Владимира Зырянова.

По окончании праздничного богослужения состоялся крестный ход, торжественная процессия прошла от Заиконоспасского монастыря к месту, где находился Никольский монастырь, затем к Воскресенским воротам, далее к Казанскому собору на Красной площади.

По завершении крестного хода в образовательном корпусе Заиконоспасского монастыря состоялся праздничный концерт. Перед собравшимися выступил симфонический оркестр под управлением Александра Демидова и хор Заиконоспасского монастыря под управлением Владимира Зырянова.

***

В 1929 г. Заиконоспасский монастырь был окончательно закрыт. В храме размещались различные государственные учреждения. В 1960-х гг. здание закрытого собора было отреставрировано. Храм был возвращен Церкви в 1992 г. Богослужения возобновились в июле 1992 г.

5 марта 2010 г. Священный Синод постановил (журнал № 29) открыть Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь, выделив его из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе г. Москвы.

Заиконоспасский монастырь

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *