Закаливание организма

Закаливание

Закаливание — метод физиотерапии воздействием на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела) и пониженным атмосферным давлением, с целью повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному воздействию этих факторов. Закаливание следует рассматривать как попытку приблизить образ жизни человека к естественному, не дать угаснуть врождённым адаптационным способностям организма.

При действии факторов окружающей среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.

В качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание холодной водой, купание, контрастный душ, недолгие погружения в холодные ванны или воду).

Наиболее сильная закаливающая процедура — моржевание (плавание в ледяной воде) — имеет ряд противопоказаний, особенно противопоказано: детям, подросткам и людям, постоянно страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей. Моржеванию должна предшествовать подготовка организма, заключающаяся в регулярных обливаниях с постепенным снижением температуры воды. Крайне не желательно резко заниматься моржеванием, особенно неподготовленному человеку. В результате, вместо пользы, можно нанести вред организму. Для начала требуется проводить контрастные процедуры в домашних условиях путём чередования холодной и горячей воды.

При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.

Начинать закаливание (любое) нужно только после посещения и проверки врача, так как закаливание — это тренировка, а не лечение, и людям с заболеванием и со слабым иммунитетом подобные процедуры могут быть противопоказаны. Также при длительных погружениях в холодную воду желательно закрывать гениталии.

> См. также

  • Физиологическая адаптация
  • Акклиматизация

> Примечания

  1. Улащик, 2008.
  2. Епифанов, 2006.
  3. Е.О. Комаровский. ОРЗ — Руководство для здравомыслящих родителей. — Москва: Клиником, 2009. — С. 579-589.

Статья по теме: Что такое закаливание

Ягудова Ирина Юрьевна, ГБОУ СОШ №904, Южный Административный Округ

ЧТО ТАКОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ?

Известный русский физиолог академик И.Р.Тарханов автор вышедшей в 1899 году книги «О закаливании человеческого организма, определяя сущность закаливания писал: «К слову закаливание или закал в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлением, наблюдаемом на железе, стали при их закаливании, придающем им большую твёрдость или стойкость».

Эта мысль была поддержана и известным русским педиатром, активным сторонником закаливания Г.Н. Сперанским, который считал, что понятие закаливания в медицинскую науку пришло из техники, где под ним подразумевается превращение относительно мягкого металла в более твёрдый, упругий и прочный. Так и по отношению к человеку, делает вывод учёный: под закаливанием подразумевается повышение сопротивляемости организма всем тем вредным влияниям, которым он подвергается. В определении, приводимом В.Далем в «Толковом словаре живого великорусского языка»,даётся следующая трактовка закаливания применительно к человеку. В.Даль считал, что закаливать человека- это значит «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости». И последнее определение закаливания, так сказать, современное, взятое нами из III издания Большой медицинской энциклопедии: «Закаливание организма — система процедур, способствующая повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды выработке услов-норефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования».

Любое же совершенствование, в том числе и совершенствование в мобилизации защитных сил организма при действии на него неблагоприятных условий, достигается только путём длительной и систематической тренировки. Закаливание есть своеобразная разновидность физической культуры, важнейшее звено в системе физического воспитания. Поэтому нельзя не согласиться с трактовкой советского учёного В. В. Гориневского, который рассматривал закаливание как воспитание организма способности быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям. Любое же совершенствование-это длительная тренировка. Следовательно, закаливание-это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

Для закаливания используют естественные факторы природы — воздух, воду, солнце. Воздействие этих факторов не только необходимо для жизни Они способствуют видоизменять материальную организацию жизненных отправлений организма, а при определённых условиях могут вызвать нарушение различных функций, стать источником заболеваний.

Применение закаливающих процедур направлено на совершенствование защитных приспособительных реакций, способных преодолеть неблагоприятные факторы внешней и внутренней среды на организм, с тем чтобы он мог быстро мобилизовать свои защитные резервы и тем самым противостоять опасным для здоровья влияниям. «Занятие физическими упражнениями и закаливающие факторы повышения иммунитета, — писал известный советский патофизиолог И.В. Давыдовский, — которым в последние годы приписывают важную роль в предупреждении преждевременного старения, атеросклероза и даже раковых заболеваний». Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закалённый человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Он менее восприимчив к различного рода заболеваниям: гриппу, катару верхних дыхательных путей, пневмониям.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, то есть им могут заниматься люди буквально всех возрастов независимо от степени физического развития.

Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Оно заключает в себе психотренировку и культуру волевых усилий, помогающих устоять в серьёзных испытаниях. Нельзя забывать ёще об одном важном значении закаливания: в процессе выработки устойчивости организма к воздействию факторов внешней среды формируются такие черты характера, как настойчивость, целеустремлённость, воля к достижению поставленной цели.

Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Таким образом, закаливание можно рассматривать и как обширную систему мер воспитательного и гигиенического характера, направленных на повышение устойчивости человека переносить без вреда для здоровья и работоспособности пребывание в неблагоприятных метеорологических условиях, а также мер по расширению его физиологических резервов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЗАКАЛИВАНИЯ Закаливание, укрепление здоровья человека, совершенствуют не только его компенсаторные способности, но и физическую и умственную работоспособность. Не случайно многие крупнейшие учёные, деятели науки и искусства, писатели, художники регулярно и активно занимались закаливанием организма.

Закаливание можно начинать в любое время года. Однако необходимо помнить, что использование закаливающих процедур с целью укрепления здоровья только в том случае будет благотворно влиять на организм ,если естественные факторы природы используются правильно, если соблюдаются основные принципы закаливания, установленные многолетней практикой и подкреплённые научными исследованиями.

Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов: систематичность, постепенность, последовательность, учёт индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья, а также комплексность в использовании закаливающих процедур.

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР
Закаливание организма должно проводиться систематически изо дня в день и в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов.

Лучше всего если использование закаливающих процедур будет чётко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определённая стереотипная реакция на применяемый раздражитель.

По данным М. Е. Маршака, изменения реакции организма на холодное воздействие, развиваются в результате повторного охлаждения, сохраняются и закрепляются лишь при строгом режиме повторения охла-ждений. Если закалённый человек прекращает систематическое охлаждение организма, то возникшие в процессе закаливания функциональные и морфологические изменения постепенно сходят на нет.

Перерывы в закаливании снижают приобретённую организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной реакции. Так, проведение закаливающих про-цедур в течение двух-трёх месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закалённость организма исчезает через три-четыре недели ,а у детей ещё быстрее(через пять-семь дней.

Закаливание в течение 2-3 лет не является индульгенцией против простудных заболеваний на всю жизнь, считает кандидат биологических наук Ю. И. Чусов. Прекращение закаливания неизбежно влечёт за собой снижение ранее достигнутой устойчивости организма к холоду. Поэтому закаливающие процедуры должны быть спутником человека в течение всей жизни. Они принесут пользу, если будут проводиться не по принуждению, а станут составной частью каждодневной деятельности человека, его потребностью, как, например, приём пищи, сон. Только в этом можно ожидать желательный эффект от закаливания.
ПОСТЕПЕННОСТЬ УВЕЛЕЧЕНИЯ СИЛЫ РАЗДРАЖАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Закаливание принесёт положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающий процедур будут наращиваться постепенно. Впрочем, этот принцип определяется самой сущностью закаливания — постепенное приспособление организма к различным температурным режимам.

Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания холодной водой или снегом или купания в проруби, подражая «моржам». Такое закаливание может принести неисправимый вред здоровью. Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учётом состояния организма и характером его ответных реакций на применяемое воздействие. Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых, а также людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, лёгких и желудочно-кишечного тракта .Длительное переохлаждение тела, внезапные, слишком резкие переходы от тепла к холоду, злоупотребление солнечными лучами отрицательно сказываются на состоянии организма, особенно если он ещё не подготовлен к таким воздействиям.

В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определённая ответная реакция со стороны сердечно — сосудистой системы, дыхания и центральной нервной системы. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакции на неё организма постепенно ослабевает, а дальнейшее её использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР. Этот принцип не менее важен, чем постепенность изменения силы раздражающего фактора. Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами, такими, как обтирание, ножные ванны, и уж затем обливание и душ, соблюдая при этом, конечно же, принцип постепенности снижения температуры воды.

Выбор схемы закаливания при пользовании воздушными, водными или солнечными процедурами должен зависеть от индивидуальных особенностей человека, состояния его здоровья. При проведении закаливания лучше всего придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражители способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные сводят нонет.
УЧЁТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И СОСТОЯНИЯ ЕГО ЗДОРОВЬЯ

Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому, прежде чем приступать к приёму закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применить, чтобы предупредить нежелательные последствия.

При любом виде закаливания необходимы самоконтроль и врачебный контроль за состоянием здоровья организма. Особенно это важно иметь в виду при закаливании детей и тех, кто страдает хроническими заболеваниями сердечно — сосудистой и дыхательной систем.

Врачебный контроль, проводимый в ходе закаливания, позволит выявить эффективность закаливающих процедур либо обнаружить нежелательные отклонения в здоровье, а также даст возможность врачу планировать характер закаливания в дальнейшем.

Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. Он ни в коей мере не подменяет врачебного наблюдения, но служит ценным дополнением к нему. При самоконтроле закаливающийся сознательно следит за своим самочувствием и на основании этого может изменять дозировку закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учётом следующих показателей, отражающих функциональное состояние организма: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.

КОМПЛЕКСНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНЫХ

ФАКТОРОВ
К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух вода и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур может быть различным и зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства. Рекомендовать какую-то конкретную процедуру здесь не представляется возможным. Надо исходить из возможностей.

И, тем не менее, наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, которые ежедневно воздействуют на человека.

Существенные санитарные нормы рекомендуют поддерживать в жилых помещениях в зимний период такую температуру: в северных районах страны 21-22, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат около тела.

В своём выступлении я затронула широкий круг вопросов, связанный с методикой закаливания. И пусть не смущает вас возраст, и вдохновляют те перспективы, которые оно открывает перед вами. И тогда в результате систематического закаливания, как говорил выдающийся русский врач
С. Г. Забелин «наступят природные россиянам свойства — крепость, сила, храбрость и мужество; чего всем любезным моим согражданам сердечно желаю»

Проект «Закаливание организма как основной компонент ЗОЖ»

МКОУ «Высоковская СШ»

Проект

Выполнила: Васильева Мария

(ученица 9 класса)

Руководитель: Круглова Н.А.

Цели :

1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, через

закаливание.

Задачи :

1. Активная пропаганда здорового образа жизни;

2. Повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и

здорового образа жизни;

3. Освоение обучающимися знаний о средствах и принципах

закаливания

4. Воспитание активной жизненной позиции, ответственного

отношение к своему здоровью.;

5. Собрать как можно больше информации по данной проблеме с

помощью социологического опроса.

I . Введение.

II . Основная часть.

  • Основные виды закаливания.
  • Средства закаливания.

а) солнечные лучи;

б) воздушные ванны;

в) водные процедуры;

г) Физические упражнения.

3.Физиологические механизмы закаливания.

4. Принципы закаливания.

5. Методика проведения закаливающих процедур.

6. Примерные программы закаливания в условиях повседневной жизни.

7. Социологическое исследование.

7.1. Теоретическая часть.

7.2. Анкета.

7.3. Результаты исследования.

7.4. Выводы. Рекомендации.

III . Заключение.

IV . Литература

Основные виды закаливания

Пассивное закаливание представляет собой ношение облегчённой одежды, длительное пребывание на открытом воздухе, проживание в холодной или жаркой климатических зонах и т. п.

Активное закаливание предусматривает систематическое и целенаправленное применение искусственно создаваемых

и строго дозированных процедурных воздействий в процессе всего многообразия разновидностей закаливающих процедур.

Средства закаливания

Основными средствами закаливания служат естественные природные факторы: солнце, воздух, вода.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи подразделяются на видимые и невидимые.

Видимые (световые) лучи обеспечивают возможность зрительных восприятий, усиливают протекание биохимических процессов в организме, повышают его иммунобиологическую реактивность.

Невидимые лучи , в свою очередь, подразделяются на инфракрасные и ультрафиолетовые.

Инфракрасные лучи оказывают в основном тепловое воздействие.

Ультрафиолетовые лучи повышают защитные силы организма и являются важным средством предупреждения и лечения рахита, обладают бактерицидным действием, убивают бактерии и микробы.

Закаливание воздухом

Воздушные ванны будучи средством закаливания оказывают благотворное влияние практически на все функции организма, улучшая работу сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем организма.

Воздушные ванны в различные времена года дают благоприятный эффект при правильной организации закаливания. По диапазону температур они разделяются на тепловые и холодные. Необходимо также учитывать влажность воздуха и скорость его движения в этот момент.

Закаливание водой

Закаливающие водные процедуры разделяют на обтирание, обливание, душ и купание.

Обтирание представляет собой самую простую форму закаливания. Это наиболее слабая водная процедура со сравнительно низкой эффективностью.

Обливание — следующая по интенсивности водная закаливающая процедура. Кроме температурного фактора в этой процедуре добавляется некоторое незначительное механическое воздействие на кожу.

Купание — один из распространенных и хорошо известных с древних времен методов оздоровления и закаливания.

Душ оказывает наиболее сильное влияние на кожные покровы человека.

Душ в отличие от предыдущих водных процедур вызывает более выраженную общую и местную реакции со стороны жизненно важных функций организма.

Закаленные люди купаются и летом, и зимой.

Купание зимой образно называют моржеванием.

Ледяная вода, действительно, великолепный стимулятор деятельности всех систем организма, источник сильных эмоций.

Самое благоприятное воздействие на организм человека оказывают морские купания. Морские купания обычно происходят при достаточно высокой температуре воздуха и йода.

Физические упражнения

Занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все системы организма. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают силу, ловкость, быстроту, выносливость, увеличивают сопротивляемость организма утомлению. Обучающиеся, занимающиеся физическими упражнениями, имеют более высокую физическую и умственную работоспособность.

Не следует забывать ещё об одном аспекте физических упражнений. Он связан с определёнными усилиями, совершив которые, человек испытывает определённую удовлетворённость, так как чувствует, что одержал победу над самим собой.

В результате этого создаётся положительный эмоциональный фон, который позитивно сказывается на здоровье человека.

Влияние занятий спортом на

физические качества человека

Вид занятий

Влияние занятий на развитие физических качеств

Выносливость

Плавание

Велосипед

Гибкость

****

Гимнастика

****

****

Сила

****

Футбол

**

**

***

****

***

Бег

***

***

****

Бадминтон

***

**

**

Теннис

**

***

Ходьба (быстрая)

**

**

***

**

**

*

*

**** — отличный

эффект

*** — очень

хороший

эффект

** — некоторый

эффект

* — без

ощутимого

эффекта

Физиологические механизмы закаливания

Важную роль в процессе закаливания играют кожные покровы. Физиологический механизм закаливания осуществляет своё действие главным образом через рецепторы кожи.

Очень важно во время закаливаюших процедур учитывать эмоциональное состояние человека. Положительные эмоции способствуют снижению вероятности получения отрицательного эффекта даже при очень сильном охлаждении.

Принципы закаливания

— Сознательное и заинтересованное отношение к процессу закаливания.

— Постепенность.

— Систематичность.

— Разнообразие средств закаливания: механизм адаптации (приспособления) к закаливающему фактору обладает большой избирательностью реагирования.

Методика проведения закаливающих процедур

Принятие воздушных ванн лучше всего начинать в тёплые весенние дни, в тени, при температуре воздуха не ниже + 20 градусов. Продолжительность первой воздушной ванны не более 35 минут.

Первоначальная температура воды при влажном обтирании должна быть не менее + 33 градусов. Затем её снижают через каждые 2-3 дня на 1-2 градуса, но не ниже + 18 градусов. Температура воздуха при обтирании должна быть не ниже + 18-20 градусов.

Обливание следует начинать водой с температурой + 32-33 градусов, постепенно доводя её до + 20 градусов.

Купание в открытом водоёме можно начинать в тихий, тёплый, солнечный день при температуре воздуха и воды не ниже + 20 градусов. Первое купание должно длиться не более 2-4 минуты.

Примерные программы закаливания в условиях повседневной жизни

Начальный уровень : ночной сон при открытой форточке; утренняя гигиеническая гимнастика при открытой форточке в любую погоду; влажные обтирания до пояса с использованием воды комнатной температуры; обливание ног прохладной водой перед сном.

Средний уровень: ночной сон при открытом окне; утренняя гигиеническая гимнастика при открытом окне; обливание до пояса водой комнатной температуры, босохождение дома в максимально облегчённой одежде; контрастное обливание ног перед сном.

Высокий уровень: ночной сон при открытом окне, открытой балконной двери, на балконе; утренняя гигиеническая гимнастика на открытом воздухе, по пояс обнаженным, с элементами босохождением в любую погоду, включая зимнее время; душ комнатной температуры и контрастный душ; постоянное босохождение дома в максимально облегчённой одежде при открытой форточке (окне) в любое время года, при любой погоде; обливание ног ледяной водой перед сном.

Высший уровень : включает все элементы предыдущего — высокого уровня, плюс обливания холодной водой на открытом воздухе, обтирания снегом, купание в сугробах, «моржевание».

Социологическое исследование

Теоретическая часть

Описание проблемной ситуации.

Не следует забывать, что здоровье сегодняшних детей – это здоровье будущего поколения. Ведь большинство хронических заболеваний взрослых людей начинается в детстве. С этой проблемой можно бороться с помощью закаливающих процедур. И поэтому я решила провести социологическое исследование, чтобы наглядно показать, как обучающиеся школы укрепляют здоровье и повышают устойчивость организма к изменениям природных условий.

  • Проблема исследования

Проблема данного социологического исследования в использовании закаливающих процедур обучающимися школы.

2. Цель исследования

Целью данного исследования является выявление состояния этой проблемы на данный момент времени в Высоковской школе.

3. Задача исследования

Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса (анкета).

4. Объект исследования

Объектом исследования являются обучающиеся 4 – 9 классов.

5. Предмет исследования

Предметом исследования является процесс закаливания: солнечные лучи, воздушные ванны, водные процедуры, физические упражнения.

6. Гипотеза исследования

Я считаю, что закаливание является одним из компонентов здорового образа жизни. Стремясь к физическому совершенству, человек издавна прибегал к закаливанию. Ещё в древней Руси «считалось величайшей добродетелью приучение тела с самого раннего детства к холоду и различным непогодам».

7. Расчёт выборочной совокупности

В моём исследовании совокупностью являются обучающиеся

4 – 9 классов. Опросу подлежали 25 обучающихся в возрасти от 10 до 16 лет. Данным исследованием я хочу обратить внимание на данную проблему закаливания среди обучающихся школы.

Анкета

Я, ученица 10 класса Высоковской школы, убедительно прошу уделить внимание данной анкете и ответить на несколько вопросов, чтобы помочь моему исследованию.

Вопросы подразумевают однозначный ответ: «да» — «нет».

  • Знаете ли Вы, что такое закаливание?
  • Загораете ли Вы летом?
  • Принимаете ли Вы водные процедуры?

а) обтирание;

б) обливание;

в) купание в открытых водоёмах.

  • В какое время года Вы больше всего болеете простудными заболеваниями?

а) летом;

б) осенью;

в) весной;

г) зимой.

  • Знакомы ли Вам основные виды закаливания? Перечислите их.
  • Знаете ли Вы как проводить закаливающие процедуры? («да», «нет»).
  • Делаете Вы закаливающие процедуры:

а) регулярно; б) нерегулярно; в) не задумывался (ась); г) другие варианты (указать).

  • Во время болезни Вы проводите закаливающие процедуры?
  • Делаете ли Вы утром зарядку?

Результаты исследования

Выполнение водных процедур обучающимися школы, (%).

Анализируя результаты исследования, я сделала следующие выводы. В основном все дети знакомы с понятием закаливания. Обучающимся меньше знакомы такие понятия, как солнечные лучи и воздушные ванны. Было опрошено 25 обучающихся 4-9 классов, из них: 43,3% знают как проводить закаливающие процедуры.

Летом купаются в открытых водоёмах 80% обучающихся, обтиранием занимаются 36,6% и 30% из опрошенных детей занимаются обливанием.

Периодичность выполнения закаливающих процедур, (%).

Регулярно выполняют закаливающие процедуры 16,7% обучающихся, не регулярно выполняют закаливающие процедуры – 23,3%, 33,3% обучающихся совсем не делают закаливающие процедуры, а 26,7% обучающихся не задумываются над этим вопросом.

Простудные заболевания по временам года, (%).

Из опроса видно, что больше всего болеют простудными заболеваниями только зимой – 67,7%, 3,3% — только летом и по 14,5% приходиться на осень – зиму и зиму – весну.

Всего лишь 20,4% обучающихся проводят закаливающие процедуры в то время, когда болеют простудными заболеваниями.

Известные средства закаливания обучающимися, (%).

По результатам опроса видно, что обучающие знают основные средства закаливания. Наиболее известные им: обливание водой (63,3%), обтирание (60%), моржевание (40%). 16,6% обучающихся считают, что они совсем не знают никакие средства закаливания.

Зарядку по утрам выполняют 45% опрошенных. Обучающие, которые не регулярно закаливают организм, больше болеют, быстро устают, имеют пониженную работоспособность.

Выводы. Рекомендации

Выводы:

1. Закаливание ослабляет или устраняет негативные реакции организма на изменение погоды (понижение работоспособности, смену настроения, недомогание, боль в сердце, суставах).

2. Регулярное закаливание обеспечивает:

а) увеличение способностей к восприятию и запоминанию;

б) укреплению силы воли;

в) активную физическую деятельность;

г) замедление процесса старения;

д) продление срока активной жизни на 20 – 25%.

3. По результатам проведённого социологического опроса установлено, что данные проблемы характерны для обучающихся школы.

Рекомендации:

1. Ведение пропаганды здорового образа жизни.

2. Проведение агитации, разъяснительных работ среди населения.

3. Вовлечение обучающихся в мероприятия, имеющие закаливающий характер.

III . Заключение

Выполнив проект, я много узнала о закаливании организма. Более подробно познакомилась с основными видами и средствами закаливания, выяснила физиологические механизмы и принципы закаливания. Здоровье ценно тем, что составляет непременные условия эффективной деятельности, через которую достигается счастье и благополучие. Оно обеспечивает возможность вести полноценную жизнь во всех направлениях. Только здоровые люди могут создать здоровое общество и государство. Разрушить своё здоровье можно, но купить невозможно. Надо не только хотеть быть здоровым, но активно и настойчиво работать в этом направление, так как лёгких путей к достижению высокого уровня здоровья нет. Поэтому закаливание организма является важнейшим компонентом здорового образа жизни.

IV . Литература

1. Баранов В.М., «В мире оздоровительной физкультуры», К: Здоровье, 2006 2. Бальсевич В.К. «Физическая культура для всех и для каждого». М., 2002 г.

3. Колтушкин, А.Н., «Закаливание», М: Ригод классик, 2002 4. Колтушкин А.Н., «Целебный холод», М: Физкультура, 2003 5. Лаптев А.П. , «Закаливайтесь на здоровье», Москва, 2004 6. Марков В.В., «Основы зорового образа жизни», М: Академия, 2001 7. Панина Г.А., «Лечебная физкультура сегодня», К: АТФ, 2003 8. Феоктистова В.Ф., Плиева Л. В., «К здоровью через движение». –

Волгоград: Учитель, 2013

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *