Закон божий

Закон Божий для детей

Авторы-составители Ольга Глаголева и Екатерина Щеголева

Глава I

О Боге и мире

О Боге

Ты – девочка. Высокая, худощавая, с веснушками на носу и серьезным характером. А может, ты – маленькая рыжеволосая хохотушка с зелеными глазами и тройкой по математике? А может быть, ты и вовсе – мальчик? И у тебя не осталось ни одного молочного зуба, а все коленки – в ссадинах (шрамы ведь украшают настоящего мужчину)? В любом случае, про тебя можно многое рассказать – про твою внешность, характер, привычки.

А Бог… Какой Он? Что мы знаем о Том, благодаря Которому существуем на свете? Давай познакомимся с Ним поближе. В этом нам поможет протоиерей Серафим Слободской, автор учебника «Закон Божий»:

«Бог – бестелесный и невидимый Дух

Бог не имеет ни тела, ни костей (как мы), и ничего такого, из чего состоит наш видимый мир, а потому мы Его видеть не можем.

Для объяснения приведем пример из нашего земного мира.

Мы не видим воздуха, но видим его действия и проявления: движение воздуха (ветер) имеет большую силу, способную двигать большие корабли и сложные машины, мы чувствуем и знаем, что воздухом мы дышим и без него не можем жить. Так и Бога мы не видим, но действия Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим везде в мире и ощущаем в самих себе.

Но невидимый Бог, по любви к нам, иногда являлся некоторым праведным людям видимым образом – в подобиях, или как бы в отражениях Своих, то есть в таком виде, в каком они Его могли видеть, а иначе они погибли бы от Его величия и славы.

Бог вечный

Все, что мы видим в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, разрушится.

В этом мире все временно – все имеет свое начало и свой конец.

Когда-то не было ни неба, ни земли, ни времени, а был только один Бог, потому что Он начала не имеет. А не имея начала, Он и конца не имеет. Бог всегда был и всегда будет.

Бог – вне времени.

Бог всегда есть.

Поэтому Он называется вечным.

Бог неизменяемый.

Ничего нет в мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется – растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим.

Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены,

Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки.

Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым.

Бог вездесущий

Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него.

Бог – везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся).

Бог всемогущий

Человек, если захочет что-нибудь сделать, нуждается в материале. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину. Из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое.

Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом. Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому Он называется всемогущим.

Бог всеведущий

Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть. Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем. Бог всегда все слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все знающим).

Бог всеблагий

Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит.

Сотворение мира

Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей.

Вот как об этом учит один епископ: «Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить… Нас окружает воздух, которым дышим и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их».

Бог всегда готов дать нам всякое добро, всякое благо и заботится о нас больше, чем самый добрый отец о своих детях.

Поэтому Бог называется всеблагим или премилостивым (очень добрым).

И мы называем Бога нашим Отцом Небесным.

Бог всеправедный

Люди часто говорят неправду и бывают несправедливыми. Бог же в высшей степени справедливый. Он всегда хранит правду и справедливо судит людей. Он не наказывает без причины праведника и не оставляет человека без наказания за всякое худое дело, если только человек сам не исправит свою жизнь покаянием и добрыми делами.

Поэтому Бог называется всеправедным и всеправосудным.

Бог вседовольный

Человек всегда в чем-нибудь нуждается, потому часто бывает недовольным.

Только один Бог все имеет и Сам для Себя ни в чем не нуждается, а наоборот, Сам дает всем и все.

Поэтому Он называется вседовольным.

Бог всеблаженный

Бог не только вседовольный, но всегда имеет в Самом Себе наивысшую радость – полное блаженство или, как мы говорим, наивысшее счастье.

Поэтому Бог называется всеблаженным.

И мы никогда и нигде не можем найти себе истинную радость в жизни (счастье), как только в Боге.

Бога мы называем Творцом или Создателем, потому что Он сотворил все, видимое и невидимое. Бог сотворил весь мир из ничего, одним Своим словом. Он все может сделать, что пожелает.

Бога мы также называем Вседержителем, Владыкой и Царем, потому что Он Своей всемогущей волей все, сотворенное Им, содержит в Своей силе и власти, над всем владычествует и царствует и всем управляет.

Промыслителем мы называем Бога потому, что Он обо всем заботится, обо всем имеет попечение.

Сами мы ничего не могли бы узнать о Нем, если бы Сам Бог не открыл нам о Себе. Что мы знаем о Боге, все это открыто нам Им Самим.

Когда Бог сотворил первых людей – Адама и Еву, то являлся им в раю и открывал им о Себе: как Он сотворил мир, как нужно веровать в Единого Истинного Бога и как исполнять волю Его.

Это учение Божие сначала передавалось устно из рода в род, а потом, по внушению Божию, было записано Моисеем и другими пророками в священные книги.

Наконец, Сам Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю и дополнил все, что нужно знать людям о Боге.

Цикл программ «Закон Божий» является частью большого мультимедийного проекта, на его основе создан одноимённый сайт www.zakonbozhiy.ru и выпущен отдельный видеокурс на DVD, который можно найти в интернет-магазине полезных знаний «Доброе слово».

Видеокурс «Закон Божий» представляет собой издание на 5 DVD дисках, на которых размещены 55 серий!

Тематически диски разбиты на 4 части:

1-й диск: Символ веры
2-й диск: О таинствах православной веры
3-й диск: Праздники Православной Церкви
4-й и 5-й диски: О святых

Выпуску видеокурса на DVD дисках предшествовала колоссальная работа: некоторые серии были перекомпонованы и переозвучены. Теперь зрители получат обновленное пособие с прекрасным стереозвуком и видеорядом хорошего разрешения. Самое главное — проект был одобрен Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Надеемся, что издание «Закон Божий» не только поможет в работе, займет достойное место в семейной фильмотеке, но и станет отличным подарком для родных, друзей, крестников. Приобрести видеокурс на DVD дисках можно в интернет-магазине с говорящим названием «Доброе слово» или в розничном магазине по адресу: Москва, ул. Динамовская д. 1А

Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги».

Время написания:

1957 г.

«Закон Божий» — самый популярный в XX веке учебник о православной вере для семьи и школы. В книге доступно изложены основы православной христианской веры и жизни.

Книга состоит из пяти частей.

1. Основные понятия православной веры.

2. Главные молитвы.

3. Пересказ Ветхого и Нового Завета.

4. Символ веры, догматы, заповеди и таинства.

5. Устройство храма и богослужения.

Современное издание учебника. Москва, издательство Сретенского монастыря, 2013

Дети эмигрантов первой и второй волны росли в отрыве от Православия. В начале 50-х годов XX века назрела потребность в простом и доступном изложении основ православной веры и культуры. За составление такого простого по изложению и вместе с тем всеобъемлющего по своему содержанию пособия взялся протоиерей Серафим Слободской.

«Грех, или зло, есть нарушение закона Божия; беззаконие, или иначе сказать грех, есть нарушение воли Божией… Все мы, люди, происходим от согрешивших Адама и Евы, и потому мы рождаемся в состоянии греха. Постоянно передаваясь из поколения в поколение, грех завладел всеми людьми и всех подчинил себе. Все люди, одни больше, другие меньше, все — грешны».

«Необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни», — писал в предисловии ко второму изданию «Закона Божиего» отец Серафим. Второе издание «Закона Божиего» вышло в 1967 г. Вскоре книга стала издаваться по всему миру.

Все иллюстрации к «Закону Божиему» иерей Серафим сделал сам.

Первоначальной идеей отца Серафима было создание многотомного «Закона Божия», но потом пришло решение издать его в одном томе, в том виде, в котором он сейчас и существует.

«Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему — дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того, чтобы, познавая Бога и уподобляясь Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом. Поэтому существование человека на земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель. В Божием мироздании нет и не может быть ничего бессмысленного. И если человек живет без веры в Бога, не по заповедям Божиим, не для будущей вечной жизни, то и существование такого человека на земле становится бессмысленным».

«Закон Божий» стал учебником для приходских школ Америки, использовался как руководство в воспитании детей в семье и как самоучитель для взрослых, которые лучше хотят понять православную веру.

«Это не просто учебник Закона Божия для детей, это настоящая энциклопедия богословских наук и для взрослых. Эта книга должна быть настольной в каждой семье после Евангелия», — сказал на отпевании отца Серафима известный богослов РПЦЗ архиепископ Аверкий Таушев.

В Советский Союз «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского попал в 1970-е годы. Книга тайно копировалась и передавалась из рук в руки.

Распространенным явлением в советской России были и переписанные от руки молитвы

В начале 1990-х «Закон Божий» стал самой популярной книгой об основах православной веры в России. «Закон Божий» издавался миллионными тиражами. До сих пор выходят новые издания этой книги.

Автор-составитель:

Протоиерей Серафим Слободской (1912–1971) — священнослужитель РПЦЗ, настоятель Покровского храма в г. Наяк недалеко от Нью-Йорка, иконописец, известный православный богослов.

7 фактов о протоиерее Серафиме Слободском

1. Серафим Слободской родился в 1912 году под Пензой в семье священника. Мальчика назвали в честь преподобного Серафима Саровского.

2. Отец Серафима был репрессирован в конце 1930-х годов. По окончании школы Серафим переехал в Москву, получил художественное образование, работал по специальности.

3. Художественное образование спасло пленного солдата Серафима в немецком концлагере смерти «VI форт». Однажды он нарисовал портрет часового, тот пришел в восторг, и с этого дня заключенного Слободского поселили в отдельном домике с художником Семеном Подорожным, который давал уроки живописи коменданту лагеря. По воскресеньям Серафиму даже разрешили посещать церковь.

4. Солдат Слободской хо­рошо понимал, что в случае возвращения на родину его бы ждал ГУЛАГ. Он решил остаться в Западной Германии. В 1949 году Серафим Слободской женился на дочери князя Алексея Лопухина Елене. В браке родились дочь Татьяна и сын Алексей.

5. В 1951 году Серафим принял священный сан и через некоторое время возглавил общину Пок­ровс­кого прихода города Наяк в 45 км к северу от Нью-Йорка.

Покровский храм, г. Наяк. Фото Steven Dolinsky

6. В 1957 году завершилось строительство Покровского храма, которым руководил отец Серафим. В том же году вышло первое издание «Закона Божьего». Батюшка писал книгу по ночам: днем он руководил строительством, сам расписывал фресками стены храма и занимался молодежным лагерем своего прихода.

Закон Божий содержит десять заповедей. Так говорит Св.Писание: » Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой-суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». (Исход 20:3-17)

Каков основной принцип Божьего Закона? Так говорит Св.Писание: «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона”. (Римлянам 13:10)

Закон Божий суммируется в любви к Богу и ближнему. Так говорит Св.Писание: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки”. (От Матфея 22:37-40)

Иисус внес ясность в наше отношение к Закону Божьему. Так говорит Св.Писание: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все”. (От Матфея 5:17-18)

Божий Закон предлагает нам направление, а не оправдание. Так говорит Св.Писание: «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть”. (Галатам 2:15-16)

Наш долг повиноваться Закону Божьему. Так говорит Св.Писание: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом Все для человека”. (Екклесиаст 12:13)

Какая связь между законом и грехом? Так говорит Св.Писание: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие». (1 Иоанна 3:4)

Нужно ли соблюдать все десять заповедей? Так говорит Св.Писание: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона”. (Иакова 2:10-11)

Можем ли мы познать Бога без соблюдения Его заповедей? Так говорит Св.Писание: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего Узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал”. (1 Иоанна 2:4-6)

Какое назначение закона? Так говорит Св.Писание: «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех”. (Римлянам 3:20)

Приобретаем ли мы спасение соблюдением закона? Так говорит Св.Писание: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру. Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем”. (Римлянам 3:27-31)

Пять книг о православной вере рассчитаны на юных читателей в возрасте от 8 до 12 лет, и каждая адресована определенному возрасту: по одному тому в год. Надеемся, что в качестве пособия, предназначенного для обучения основам православия, «Закон Божий» принесет духовную пользу не только учащимся православных гимназий и воскресных школ, но также и всем тем, кто делает первые шаги к Храму. Первая книга содержит предварительные понятия о Боге, окружающем мире, о вере и молитве, о таинствах православной Церкви, последовательно излагает истории Ветхого и Нового Заветов, а также рассказывает о житиях некоторых особо чтимых святых. Во второй книге дается объяснение Символа Веры и рассказывается о православном богослужении. Третья книга содержит рассказ о главных событиях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и излагает основы Его учения о Царствии Божием. Четвертая книга предназначена для изучения текстов Нового Завета. Пятая книга рассказывает об истории Церкви от апостольских времен до 1925 года.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *