Закон и совесть

«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства» (Г. Филдинг) пример (ЕГЭ обществознание)

В данном высказывании автор поднимает проблему понятия морали и её влияния на общество. Г. Филдинг говорит о том, что в обществе действуют не только государственные законы, но и законы морали, которые на записаны в определенном источнике, но имеют огромное влияние на общество и его развитие.

Как известно, государство контролирует поведение людей с помощью социальных норм (общепризнанных правил поведения, стандартов деятельности, призванных обеспечивать упорядоченность и стабильность общественных отношений).

Существуют различные виды социальных норм: этические, правовые, политические, эстетические, корпоративные, этикета и т.д. Но одной из главных социальных норм является мораль. Мораль — совокупность представлений общества о хорошем и плохом, добре и зле, а также нормы, вытекающие из этого представления.Одним из элементов моральных норм является совесть. Совесть — способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить оценку совершаемых поступков. Совесть и мораль регулируют поведение человека, охватывая больше сфер, чем право. Государство не может заставить человека действовать по нормам морали, как заставляет его совершать поступки согласно правовым нормам, однако моральные нормы являются неотъемлемой частью регулирования общественных отношений и исполняются в силу привычки и общественного сознания. То, что не прописано

в законе, человек может исполнить или не исполнить в соответствии с моральными нормами, значит, мораль и совесть могут восполнить пробелы в законодательстве государства, регулируя поведение различных индивидов.

Для доказательства данной мысли обратимся к примеру из литературы. Главный герой произведения Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов спасает трёхлетнюю девочку во время пожара в Москве. В законе не прописано, что человек должен жертвовать собой ради других, однако Пьер поступил так, как ему велела совесть, т.е. нормы морали. Для него было невозможным оставить маленькую девочку в горящем саду, поэтому он решился на такой отважный поступок. Малышка была спасена, что несомненно огромный плюс для общества и государства. И хотя Пьер повел себя в соответствии с нормами морали, его поступок принес пользу всему обществу. Таким образом, можно утверждать, что мораль и совесть могут восполнить пробелы в законодательстве, ведь Пьер спас маленькую девочку, опираясь именно на моральные нормы, а не на закон.

Обратимся к другому примеру (из личного социального опыта). В современном мире возросло число нежелательной беременности, соответственно, и число абортов. Однако многие девушки отказываются от этой ужасной процедуры, так как моральные нормы не позволяют им уничтожить только что зародившуюся жизнь. Отказ от абортов не занесен в список законов, однако женщины всё равно не делают его, ведь им так говорит совесть. Таким образом, моральные нормы позволяют сохранить жизнь ещё не родившегося ребёнка, что, конечно же, восполняет пробел в законодательстве касательно проблемы абортов.

Таким образом, Г. Филдинг был прав, говоря, что мораль и совесть восполняют упущения законодательства, регулируя общественное поведение и не позволяя совершать людям определенные поступки.

Прежде всего, стоит уяснить, что есть закон и что есть совесть.

Закон – это формально определенная правовая норма, призванная регулировать тот или иной вид общественных отношений.

Совесть – это моральное состояние человека, вызванное нарушением или игнорированием моральных норм общества. Из этих двух понятий мы видим, что закон и мораль регулируют различные стороны общественных отношений: закон – правовые, а мораль регулирует скорее бытовые отношения.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Так, почему же: “Совесть есть закон законов”?

Во-первых, рассмотрим правовую составляющую морали. Мораль не закреплена ни в каких правовых нормах и не зависит от права, значит, существует отдельно (взаимодополняют друг друга) от него.

Во-вторых, рассмотрим долю морали в правовых отношениях. При даже не глубоком изучении права, мы поймем, что нормы права, закрепленные в законах, ни что иное, как наиболее важные моральные ценности, требующие особой гарантии (по своим ценностным ориентирам право и мораль близки друг другу).

Любой закон есть не что иное, как формально закрепленная норма морали, нарушение которой должно вести к наказанию.

Совесть же есть наивысший человеческий регулятор, обеспечивающий выполнение моральных норм, которым в праве служит закон.

Итак, мы рассмотрели взаимосвязь закона и совести и выяснили, что все законы построены на принципах моральных норм, а это значит, что совесть можно смело считать самым важным законом, существующим на данный момент.

Эссе на тему “Совесть есть закон законов” – (Ламартин)” обновлено: Май 28, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Опора государства – его законы,

Опора человека – законы его совести.

Каждый человек по своему жизненному опыту знает, как тесно он связан с другими людьми, как он нуждается в них, и они – в нем. Без общности людей не было бы личности, без множества человеческих личностей не было бы общества. Личная жизнь человека строится на фоне общей жизни человеческого общества, она как ветвь закрепляется и растет на стволе дерева.

Жизнь человеческого общества складывается не под влиянием хаоса, не под влиянием каких-то случайных событий, а в результате действия на нее разнообразных законов таких как: физико-природные (в т.ч. биологические), математические, экономические, нравственные, общественно-государственные законы и т.д.

И если, например, физико-природные законы существенно влияют на биологическую сторону нашей жизни (земное притяжение, наследствен­ность, влияние погоды), то нравственные и общественно-государственные законы оказывают воздействие на внутренний мир человека, а также на межчеловеческие отношения внутри общества.

Во все времена каждая человеческая личность искала и продолжает искать свое место в обществе. Человек по своей природе всегда стремится реализовать себя и свои способности в обществе, в тех его сферах, куда влекут человека его таланты и способности – в экономической, духовной, политической, технической и т.д. Но заметьте, что все действия людей при этом обусловлены рамками тех законов, которые действуют на данный момент в данном обществе. Например, человек — экономист или предприниматель, придержива­ющийся концепции рыночной экономики, не смог бы реализовать свои способности в стране с нерыночной системой экономики или в любой другой стране, где нет соответствующей законодательной базы.

А задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берутся и из чего рождаются законы общества и государства?

Представьте себе, что даже в глубокой древности в любом первобытнообщинном племени существовали примитивные порядки, (законы) регулирующие жизнь первобытных людей. Такие законы обычно складывались из нескольких простых понятий – что можно, а что нельзя. Такие законы племен всегда вытекали из представлений их вождей и его соплеменников о справедливости. Например, своего соплеменника убивать нельзя, а человека другого племени – можно и т.д. И впоследствии, на протяжении всей человеческой истории законы обществ и государств всегда рождались и проистекали из представлений большинства людей в обществе или людей, стоящих у власти общества, о справедливости, о добре и зле. То есть нравственные понятия, и принципы людей всегда находили свое выражение в законах общества.

Здесь мы можем вспомнить и 282 закона древневосточного царя Хамурапи, жившего 3700 лет назад, и 10 нравственных заповедей пророка Моисея (Муса), нашедших свое отражение в законах многих государств, и кодекс чести Наполеона.

Такие своды законов существовали в древности и в нашей стране, такие как «светлый путь» Касым-хана,»ветхий путь» Есим-хана, «семь канонов» Аз Тауке-хана и другие, регулировавшие жизнь в обществе.

Законы государств никогда не стояли на месте и претерпевали изменения и совершенствование в зависимости оттого, как быстро росла мораль и нравственность общества. Были времена, когда смертная казнь совершалась над людьми за малейшие провинности, когда рабство и торговля людьми были узаконены во многих странах, когда дискриминация по цвету кожи была нормой для некоторых государств. Но постепенно, с совершенствованием морали улучшались человеческие отношения и отсюда совершенствовались и законы государств.

Законы государства настолько сильны и мудры, насколько позволяет уровень нравственного развития этого общества, и насколько люди осознают и понимают такие нравственные ценнос­ти как справедливость и честность, человеколюбие и уважение человеческой личности, милосердие и сострадание, достоинство и благочестие.

Сегодня вполне ясно и очевидно, что законы общества постоянно развиваясь, неуклонно совершенствуются в сторону нравственных законов, пытаясь как бы достичь их по своему уровню, одновременно являясь инструментом для внедрения нравственных истин в жизнь общества. И если законы общества призваны регулировать жизнь и отношения внутри общества, то существуют законы и внутри каждого человека, которые во многом определяют поведение человека в обществе. И хранителем этих законов является совесть человека; и чем лучше она развита, тем больше стремление такого человека жить честно и справедливо, тем больше в человеке доброжелательности к людям, тем полезнее он обществу.

Именно нравственно богатая совесть служит человеку своеобразным внутренним законом, удерживающим его от дурных поступков и одновременно служит ему измерительным инструментом для определения границы между правдой и ложью, добром и злом.

Совесть – это наш внутренний нравственный судья, который оценивает и судит каждый наш жизненный поступок. И чем развитее наше сознание и чем лучше в нем сформированы понятия о добре и зле, чем больше наше сознание наполнено высокими нравственными ценностями и понятиями – тем больше развита наша совесть, тем требовательнее она к человеку. Именно хорошо развитая совесть не дает человеку совершить недостойные поступки, а наоборот, направляет действия человека в правильную и благородную сторону. Совесть удерживает человека от безнравственных поступков не только, когда мы находимся среди людей, но и тогда, когда мы одни и никем не контролируемы, кроме нашей совести.

Однажды во время войны в голодное и холодное время в одном из тыловых городов жила небольшая семья – больная мать, юноша-подросток и его две сестренки-дошкольницы. Поскольку мать была больна и не могла работать, то работал из всей семьи лишь этот 15-летний юноша, кормя всю семью.

В те тяжелые военные годы единственной оплатой за труд были хлебные карточки, в обмен на которые можно было получить немного хлеба. Однажды, идя вечером с завода, домой юноша увидел на снегу кем-то оброненные хлебные карточки; подняв и посчитав их, подросток понял, что это был не иначе как чей- то целый месячный заработок. Он вначале обрадовался такой бесценной находке, представляя, как будут этому рады его больная мать и сестренки. Теперь,– думал он,– можно дожить и дотянуть до весны.

Но спустя совсем немного времени, что-то забеспокоило и защемило в его груди. Вспомнив своих истощенных сестренок и больную мать, подросток задумался о том, что возможно эти, кем-то потерянные хлебные карточки, принадлежат какой-то полуголодной семье, в которой имеются и малыши, и больные. И скорее всего, эти хлебные карточки также являются для этой семьи последней надеждой на выживание.

В еще неокрепшей душе паренька в этот миг началась настоящая борьба между желанием помочь своей семье и его совестью, говорившей ему, – эти карточки не твои, иди и отдай их, не допусти смерти других людей. Постояв в раздумье, несколько минут и неожиданно заплакав, он вытер кулаком свои полудетские слезы, глубоко вздохнул, повернулся и побежал искать владельца потерянных хлебных карточек.

За этого подростка с большой и чистой совестью мы с вами можем быть спокойны, из него, конечно же, впоследствии вырос настоящий человек, способный преодолеть любые трудности, способный пожалеть и помочь слабому, способный понять и простить оступившихся.

Совесть способна осуждать человека за его неправильные поступки – это называется самоосуждение, когда человек обвиняет сам себя в каких-то безнравственных действиях. Знакомо ли вам это чувство? Самоосуждение бывает настолько сильным, что человек порой не ест, не пьет и не спит. Самоосуждение – это показатель человечности, это показатель развитого сознания и развитой совести. Способность людей к самоосуждению – это признак высокого нравственного развития.

Но мир людей разнообразен, и не секрет, что бывают люди и с неразвитой совестью. О таких говорят – бессовестный. Некоторые из таких людей, совершив обман или злой поступок, или преступление, совершенно не чувствуют своей вины, они не способны понять умом и почувствовать сердцем свои неправильные и нечеловеческие действия. Такие безнравственные люди по своему развитию больше похожи на представителя животного мира. Мы с вами можем понять, когда тигр убивает оленя или когда кошка съедает мышь. Им – животным, недоступно чувство самоосуждения, чувство совести, чувство вины и сострадания.

Но постарайтесь ответить сами себе, почему, же некоторые люди, обманывая других или совершая преступление, не способны к самоосуждению? Подумайте над этим.

Древний суфий Кожа Ахмед Яссауи писал:

Благовоспитанность покинула народ,

Изящных девушек бесстыдство охватило.

«Где стыд – там нравственность», – сказал Яссауи. – «Бессовестность – всеобщая могила».

Совершенно прав древний мыслитель, бессовестность и бесстыдство разрушают не только человеческую личность, но способны разрушить и любой народ, любое государство. И напротив, стыд, совесть и нравственность формируют не только человеческую личность, но формируют достой­ный и цивилизованный народ, с достойной и цивилизованной жизнью.

Одной из сторон совести является стыд человека за свои поступки. Человеку стыдно бывает перед людьми, когда человека стыдят другие люди. Но человеку бывает стыдно и без внешних осуждений, ему бывает стыдно просто перед самим собой. «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой»,– говорил Л.Н. Толстой.

Счастливы люди, способные к самоосуждению, счастливы люди, которых посещает стыд, счастливы люди, имеющие совесть, потому что именно они называются людьми, и могут правильно и достойно прожить свою жизнь. «Если совесть и честь, как товар продал, презренны слова твои и дела» (Абай).

Совесть и нравственность являются опорой души человека, и если нет этой опоры в человеке, то происходит разрушение человеческой личности. Точно также, если в государстве нет мудрых и действенных законов, то неминуемо разрушение такого общества. И если внутренние законы человека слабее и менее развиты, чем законы общества, то тем самым создаются условия для нарушения человеком общественных законов – создаются условия для преступления через черту этих законов. Например, если закон требует, чтобы человек переходил улицу только на зеленый свет светофора, а человек (его совесть) считает, что можно перейти улицу на красный свет и можно вообще перебежать ее в неположенном месте, то это и есть нарушение (преступление) законов. Когда внутренние законы человека отстают от законов общества.

Но в случае, если внутренние законы нравственности развиты в человеке больше, чем законы общества, то такой человек никогда не нарушит государственные законы. Например, когда законы государства говорят, что брать чужое – это воровство и оно наказуемо, а в то же время внутренние законы (совесть) человека говорят ему, что надо бескорыстно помогать неимущим людям, то в этом случае налицо отставание законов общества от морали этого человека, от его внутренних нравственных законов.

Наступят времена, когда законом государств станет любовь к человеку, а преступлением будет считаться равнодушие к человеку!

Надо сказать, что законы общества не служат только «уздой» для людей, держа их в определенных рамках поведения, законы также призваны и открыть перед людьми перспективы их развития и становления, наделяя их различными правами в разных направлениях жизни. Откройте Конституцию и вы увидите множество статей Закона, используя которые, вы можете построить правильную и достойную жизнь. Но самое главное достижение наших сегодняшних законов общества состоит в том, что все граждане общества равны между собой в своих правах, в своем отношении к Закону, министр и фермер, чиновник и предприниматель, преступник и судья, мужчина и женщина.

Каждый из нас, разумеется, не желает зла себе самому, не желает зла своим родственникам, друзьям и другим людям. Но еще не все среди нас понимают, что самая лучшая защита от зла обеспечена в том обществе, где людьми исполняются действующие законы, так как именно в такой человеческой среде возможен относительный порядок и справедливость, и условия для нормальной жизни людей.

Одна из форм патриотизма – это уважение человеком зако­нов общества, в котором он живет. Но обратите внимание на одно удивительное явление – среди нас живет огромное количество людей, не знающих дословно и не знакомых с действующим законодательством, но несмотря на это они живут честной и порядочной жизнью, ориентируясь не на уголовный кодекс, а на свою развитую совесть, содержащую более высокие и более совершенные законы нравственности. И таких людей много.

И наоборот, есть люди, глубоко разбирающиеся в юридических тонкос­тях, но в своей повседневной жизни не всегда их соблюдающие. По этому поводу есть маленькая притча о том, как в древнем Риме один недобросовестный государственный чиновник спрашивает другого, – чем мы с тобой отличаемся от сидящих в тюрьме преступников? На что сам и ответил, – а тем, что там, в тюрьме сидят пойманные воры, а мы с тобой – воры не пойманные!..

Самой природой в каждом человеке изначально заложено чувство справедливости, но чаще всего человек «включает» это чувство, в основном по отношению к себе, когда его в чем-то обделяют или обижают. В то же время сам человек не всегда справедлив по отношению к обществу и окружающим его людям. Именно в этом лежит одно из главных противоречий человеческого характера, мешающее людям строить в обществе мирные и справедливые отношения, благополучную и светлую жизнь.

Поэтому для достойной жизни в обществе человек должен постоянно помнить и соблюдать вечный нравственный закон: «И как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними», который, собственно, и является основой справедливой и достойной жизни людей.

Беседа «Совесть — закон, живущий в нас» классный час на тему

Беседа «Совесть — закон, живущий в нас»

Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Самое главное украшение – чистая совесть.

Цицерон

Ход урока.

І. Мотивация.

Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: — Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил.

(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево) С ним каждый путь и правилен и светел. -Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: — Воля на пути,

(прикрепляю карточку) Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Работа в группах.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека — совесть! (прикрепляю карточку)

— Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

— Назовите тему урока. (Стыд и совесть).

— Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

— Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Цицерон

Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Таблица.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

(Что такое совесть? Нужна ли она человеку?Что значит поступать по совести? Какая совесть бывает чиста?)

Карточки с вопросами вывешиваем под дерево?

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

  1. Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на доску.

Афоризмы:

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.

Дени Дидро

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Совесть-это

Б) Работа со словарями.

1.Обратимся к словарям: «Совесть — внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».

Совесть — это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть — мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

– Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Суворов, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.

  1. Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со — что значит — вместе, корня — весть, что значит, знать, ведать. Совесть — это совместное знание человека со своим внутренним миром.
  2. Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.20

А) Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя…

Демокрит

Б) Работа с толковым словарем Даля.

Найдите значение слова стыд.

Стыд — это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.

Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор, сопереживание)

Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость)

В) Работа с текстом учебника.

— Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

— А есть ли в их значении какое-то различие?

Г) Составление таблицы. Работа в паре.

Совесть

Стыд

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Проверка по эталону. (слайд)

Д) Беседа. Работа с притчами.

В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).

Работа с притчами. (В группах)

  • Прочитайте притчу.
  • В чем заключается смысл притчи?
  • В чем мораль?
  • Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)

1группа. Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.

2 группа Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!

— Нет, — говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек:

— Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

— Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Монах Варнава (Санин)

— Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?

3 группа. Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

— Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

— А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).

Обсуждение в группах. Выступление по плану.

Е) Обобщение.

— Ребята, зачем человеку нужна совесть?

(Ответы детей).

Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?

(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.)

— Что значит поступать по совести?

З) Игра «Найди пару». Работа в паре.

— Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».
  5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то ( поступок на его совести).

Самопроверка по эталону (слайд).

— А как вы считаете, можно ли услышать голос совести? Если да, то как, при каких ситуациях мы слышим этот голос? При каждой новой ситуацией, давайте сложим всем вам знакомую пирамидку.

— Благодаря вам, мы сложили пирамидку ситуаций, когда мы слышим голос совести. Она может быть еще больше и выше, но совершая дурной поступок, ты остаешься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно, всегда в любой ситуации остаешься ты, твой поступок, и окружающие тебя люди. Если перенести пирамидку на листок бумаги, то получится треугольник. Треугольник совести, который имеет ступени решения проблемы.

Ты размышляешь над тем, что совершил.

Эта мысль тебя преследует.

Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.

Ты исправляешь положение.

Наступает мир с самим собой (разбросать по полу , они должны собрать)

— требования совести прорастают изнутри. Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой. Совесть – это наш внутренний судья.

и) Работа с текстом учебника.

— Какие чувства сопутствуют голосу совести? (Удовлетворенность и неудовлетворенность).

— Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

— Прочитайте эпиграф нашего урока.

Ответьте на главный вопрос урока.

V. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

VІ. Рефлексия.

1. Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал».

2. Закончи предложение.

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…

Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что…

Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог…

Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

VІІ. Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

Совесть.

Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах —
Сразу же теряет свой покой.
А другой — уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она — бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно — жить по совести, а можно —
Навсегда дать совести уснуть.

Классный час «Совесть — наш внутренний судья»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Солигаличская средняя общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области

Классный час

«Совесть – это наш внутренний судья»

Провела: Баранова Надежда Владимировна,

педагог-психолог МКОУ «Солигаличская СОШ»

г. Солигалич

2018 г.

Цель: осмысление нравственного понятия «совесть».

Задачи:

— формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков;

— побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

— воспитывать нравственные качества.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

— Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите, в человеке?..

— Как бы вы ответили на этот вопрос » Что главное в человеке?»

+ Добро, любовь, терпение, уважение, забота, сострадание, честность, благодарность, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие, скромность, тактичность и др.

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!

— Конечно всё, что вы назвали очень важно в человеке, но автор стихотворения считает главным в каждом – совесть. И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

2. Актуализация первичного опыта.

— Как вы понимаете значение этого слова?

+ (Ответы детей)

— Давайте обратимся к словарям.

— В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

— Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает?

+ (Высказывания учащихся).

— В словаре В.И. Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление:

«Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».

  1. Актуализация обогащаемого опыта.

— В словарной статье В.И. Даля приводятся пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле. Какие пословицы и поговорки о совести, стыде вы знаете?

+ (Учащиеся называют известные пословицы и поговорки.

Задание «Разъясни смысл пословицы».

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

6. Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.

7. Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека.

8. Совесть — не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

11. Есть слезы — есть и совесть.

12. Говори по делу, живи по совести.

— Вспомним уроки русского языка. Прошу вас подобрать однокоренные слова к слову «совесть».

+(Учащиеся называют слова: совестить, совеститься, бессовестный, совестно, бессовестно, совестность, совестный, совестливый, совестливо).

— На какие две группы можно разделить все эти слова по значению?

+ (По наличию или отсутствию совести).

— Давайте поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей ценности, ведь многие считают, что в современном мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть почти синонимы, и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.

— Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему вы так считаете?

+ (Высказывания учащихся)

— Стоит ли стыдиться:

— бедность своих родителей;

— неряшливый вид;

— аккуратная, но не модная одежда;

— пренебрежение к окружающим;

— высокомерие;

— физические недостатки;

— некрасивые поступки;

— непрестижная работа родителей;

— твое «простое» происхождение;

— невежество, необразованность, безграмотность;

— вульгарная внешность;

-нецензурные выражения.

-А какие качества человеческого характера совместимы с понятием «совесть», а какие нет?

+ (Ответы учащихся)

  1. Актуализация закрепляемого опыта.

— У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом». А что значит – поступать по совести?

+ (Высказывания учащихся)

Практическая работа.

Ситуация 1. В школьном коридоре Максим нашел кошелек. Кроме Максима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Ситуация 2. Накануне урока биологии Кириллу позвонил одноклассник Егор, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Кирилл ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Егора спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.

Ситуация 3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей. Оцените поступок девочки.

Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

+ (Учащиеся представляют результаты обсуждений, высказывают свою точку зрения.)

— Вспомните теперь о таком случае из своей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?

+ (Ответы учащихся)

— Какие чувства может испытывать человек, когда поступил по совести? А какие – когда поступил не по совести?

+ (Ответы учащихся)

— Можно ли развивать свою совесть?

+

— Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

Совесть, благородство и достоинство…

Булат Окуджава

— А сейчас послушайте притчу монаха Варнавы (Санина).

Совесть

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два — навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, — говорит, — совесть, в прятки играть!

— Нет, — говорит та. — Ты меня все равно обманешь — подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати — и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков — хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего — совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, — говорит, — выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ — молчание. Спустился в погреб: туда, сюда — нет нигде совести!
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек:

— Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба — в сердце:

— Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

— Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья — совесть, помогает вам различать добро и зло.

Всего доброго!

Список литературы

  1. М. А. Алоева, В. Е. Бейсова, Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах, Ростов – на – Дону, Феникс, 2007.

  2. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: Особенности содержания и организации // Классный руководитель. – 2006. — №2.

  3. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyy-chas-sovest-vnutrenniy-sudya-cheloveka

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *