Западная христианская церковь

28. Прохорова Т. Античные и средневековые памятники Крыма глазами Карла Коха на примере восточных и центральных областей // Украшський юторичний збiрник. — Вип. 16. — 2013. — С. 296-303.

29. Кох К. Крым и Одесса: Путешествия, воспоминания из дневника профессора д-ра Карла Коха. — Лейпциг, 1854.

Koh K. Krym i Odessa: Puteshestviya, vospominaniya iz dnevnika professora d-ra Karla Koha. — Lejpcig, 1854.

Федотов С.П. (Орёл)

УДК 947.07 (093)

ИСТОРИЯ ДИАЛОГА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «АССОЦИАЦИИ ВОСТОЧНЫХ ЦЕРКВЕЙ»

АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Статья посвящена рассмотрению диалога Русской православной церкви и англикан в 60-е — 70-е годы XIX века. Этот период времени принято считать порой улучшения отношений православных и англикан. В 1862 году в Северной Америке был создан «Греко-русский комитет». Его целью было установление взаимоотношений с православными церквами Востока. Годом позднее в 1863 году подобный комитет был создан в Англии. Затем на его основе в 1863 году было создано «Общество восточных церквей». Деятельность этой организации получила положительный отклик в самой России. Общество издавало собственный журнал «Православно-кафолическое обозрение» («The Orthodox Catholic Review»). Главными целями ассоциации согласно его программе стало распространение в английском обществе сведений о православном мире. Инициаторами создания ассоциации стали «ветераны» Оксфордского движения Э. Пьюзи, Дж. Кибл, Г. Лиддон. В ее состав вошли духовенство и профессура — 282 человека, в том числе 16 епископов и архиепископов. Ассоциация организовывала паломничества и встречи.

На заседаниях «Ассоциации восточных церквей» в большом количестве переводилась и издавалась житийная литература и сборники православных молитв, а также был выполнен перевод и печать книги Н.В. Гоголя «Размышления о Божественной Литургии».

Деятельность «Ассоциации восточных церквей» во второй половине XIX века сыграла важную роль в становлении диалога РПЦ и Англиканской церкви. Это объединение стало продолжением деятельности представителей «Оксфордского движения», целью которого было стремление к единению православных и англикан.

Ключевые слова и фразы: Ассоциация восточных церквей, Греко-русский комитет, РПЦ, Англиканская церковь, Оксфордское движение.

В 60-е гг. XIX века в диалоге православных и англикан наметились положительные тенденции. Важным фактором к официальному обсуждению соприкосновения РПЦ и Англиканской церкви стало возникновение учрежденного в 1862 году на генеральной североамериканской конвенции «Греко-русского комитета» для дружественных сношений с греко-русской церковью по вопросу о взаимных отношениях между членами епископальной и православной церкви в Северной Америке.

Годом позднее в Англии в 1863 при кентерберийской конвенции был назначен свой комитет по сближению с восточною церковью. Затем была организована «Ассоциация восточной церкви». Инициаторами ее создания стали «ветераны» Оксфордского движения Э. Пьюзи, Дж. Кибл, Г. Лиддон. В ее состав вошли представители духовенства и профессура — 282 человека, в том числе 16 епископов и архиепископов (их называли попечителями): архиепископ Дублинский, епископ Оксфордский, священник С. Стратулас, греческий архимандрит Константин (Стратулас), архиепископ Белградский и митрополит Сербский. Стоит заметить, что ассоциация не охватывала всех «проправославных» англикан того времени. Их численность была на самом деле гораздо большей, а на страницах таких ведущих изданий «Высокой церкви», как «Christian Remembrancer» и «Guardian» выходили в печать материалы об отношениях с православной Церковью.

Главными целями ассоциации согласно его программе стали:

1. Распространять в английском обществе правильные и точные сведения о состоянии и положении восточных христиан с целью улучшения их положения;

2. Знакомить христианских братьев Востока с учением и началами Англиканской Церкви;

3. Пользоваться всеми случаями, какие только будут представлены Божественным Промыслом, для общения с Православною Церковью, а также и для дружественного сношения с другими церквами Востока;

4. Помогать, насколько возможно, епископам Православной Церкви в их стараниях содействовать духовному благосостоянию их восточных паств.

Ассоциация организовывала паломничества и встречи, издавала журнал «Eastern Churches News Letter». Представители православного мира с положительной стороны отнеслись к созданию в Англии «Ассоциации восточных церквей», а различные духовные журналы в центрах Православно-Восточной Церкви (Москве, Петербурге, Афинах, Смирне, Константинополе) выразили доброе и благосклонное расположение к делу .

В 1864 году англиканские духовные лица и миряне сделали запрос Святейшему Синоду РПЦ об условиях принятия в общение британских христиан. Святитель Филарет в своем предложении обозначил для обсуждения 5 пунктов:

1. Как можно достигнуть того, чтобы 39 артикулов (членов) веры 1571 г. не были препятствием для соединения церквей.

2. Возможно ли согласовать учение американской епископальной церкви об исхожде-нии Святого Духа с учением восточной церкви.

3. Доказывается ли непрерывность апостольского иерархического рукоположения в американской церкви.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Какое значение придает американская церковь Священному Преданию (для изъяснения Священного Писания, для церковных чинопоследований, для церковной дисциплины и т.д.).

5. Как относится американская церковь к учению Востока о семи таинствах .

В дальнейшем в Лондоне в 1865 году по этому поводу состоялся митинг, в котором

приняли участие представители Англиканской и Русской церквей. В ходе митинга были подняты вопросы по нахождению общей основы между православными и католиками для будущего единения. Митинг не носил официального характера, но привлек достаточное внимание в Европе.

На заседаниях «Ассоциации восточных церквей» в сравнительно большом количестве переводилась и издавалась житийная литература и сборники православных молитв. Самым важным и необходимым делом считалась публикация литературы, для чего был создан литературный комитет. Характерно, что первым изданием Ассоциации восточных Церквей стала работа известного историка У. Стаббса «Апостольское преемство в церкви Англии». В очередной раз англикане уверяли православных в своей приверженности апостольским традициям. Издавались произведения как англиканских, так и православных (в частности русских) авторов. Кроме того, ассоциация оказывала помощь нуждающимся православным храмам на Востоке, посылая им книги и материальную помощь

В 1864 году секретарь комитета пастор Юнг с рекомендательными письмами американских епископов был в России и встречался с Филаретом в Москве. В Петербурге митрополит Исидор (Никольский) представил Юнга Святейшему Синоду, который положительно отнесся к предложениям Юнга по расширению межцерковных контактов .

Вопросами англикано-православного единения занимался и особый комитет. В отчёте о результатах этой деятельности в 1867 г. Комитет выражал надежду на успех и в ответ на опасения, пояснял, что православие и англиканство — две равные по чистоте ветви единой церкви и целью является не их слияние или изменение, а «взаимное признание», и что церкви, обладающие истинным епископатом, таинствами и верой, должны после единения «принимать друг друга в полное общение в молитвах и таинствах», не порывая «с собственною церковью».

В феврале, встречаясь с членами Ассоциации восточной церкви, князь Орлов заверил их, что в России с радостью воспринимают их попытки к сближению. Посетивший в 1867 г. Россию оксфордский богослов Г. Лиддон восхищался, что чувство «присутствия Бога пронизывает русскую жизнь».

В 1867 г. на первой конференции в Ламбетском дворце архиепископа Кентерберий-ского была создана всемирная англиканская община. С этого момента Ламбетские конференции собирались регулярно примерно раз в 10 лет. На первой конференции Англиканского содружества в 1868 г. обсуждался вопрос о соединении с православной церковью. В догматических дискуссиях участники апеллировали к авторитету Вселенских Соборов. Препятствием к общению в таинствах православные называли «39-и членный символ» англиканства. Англиканские организации сразу признали «символ» частным мнением. В 1868 г. от Ассоциации восточной церкви было подготовлено неотосланное прошение Синоду с предложением литургического общения при сохранении обрядов. В 1869 г. несколько англикан из

Бирмингема получили благословение Синода на создание православной общины в Вулвергемптоне .

Выдающаяся роль в ознакомлении англикан с РПЦ принадлежит прот. Евгению Попову, который почти 30 лет был настоятелем русской церкви в Лондоне, перевел на русский язык все сочинения англикан о воссоединении с православными и написал не потерявший актуальность труд «Начатки движения в англиканской церкви к соединению с восточною».

В 1870 году Англию посетил греческий иерарх Ликург, архиепископ Сиры и Тиноса. Это посещение вызвало широкий отклик в английской, русской и греческой печати. 4 февраля 1870 года состоялась конференция между архиепископом Ликургом и учеными членами англиканского духовенства, на которой обсуждались разности в вероучении и церковной практике Англиканской и Православной церквей.

Конференция оставила наилучшее впечатление у собеседников, и архиепископ Ликург перед отъездом из Англии написал письмо архиепископу Кентерберийскому, в котором торжественно заверял, что он будет «до истощения сил, содействовать соглашению церквей». И действительно в своем отчете Священному Синоду Греции о поездке архиепископ уверяет, что единение между этими церквами вполне возможно.

Помимо отчета, архиепископ Ликург вел устные беседы по затронутому вопросу с патриархами Константинопольским и Иерусалимским и многими греческими иерархами. Результатами бесед было то, что восточные патриархи написали архиепископу Кентерберий-скому сочувственные послания, в которых выражали самое горячее желание дальнейшего сближения церквей.

До 1874 года происходили оживленные сношения между пастырями обеих церквей; в этом же году «комитет» был закрыт и среди англикан усилились симпатии к старокатоликам. Официальные сношения по вопросу о соединении церквей прекратились, т. к. англичане главным образом обращали внимание на чисто формальную сторону дела; православное же духовенство, видя различие в вере, не могло игнорировать этого

Накануне войны «Общество ревнителей» и существовавшая прежде «Ассоциация Восточных церквей» слились в «Ассоциацию Англиканской и Восточных церквей».

Подводя итог, стоит отметить важность деятельности «Ассоциации восточных церквей» для развития диалога РПЦ и Англиканской церкви. На протяжении более чем 15 лет представители ассоциации стремились развивать положительные тенденции в диалоге православных и англикан. Только изменения во внешней политике смогли уменьшить контакты РПЦ и Англиканской церкви. Однако это не стало завершением диалога о единении. Напротив, «Ассоциация восточных церквей» подготовило новую площадку для построения диалога православных и англикан.

Список литературы

1уапоу А., ёосеп Мовкоувко] ёихоупо] Акаёетп. Ь ¡бШгп у2а1тоо1по8Ьепу Ап§Нкапвко] I Ргауов1аупо] сегкуе] // 2ЬМКР. — 1954. — № 11.

2. Соловьёва Т. Англиканская и православная церкви в XIX в. // Поиски единства: Сб. — М., 1997.

8о1оу]оуа Т. Ап§Нкапвка]а 1 ргауов1аупа]а сегку1 у XIX у. // Ро1вк1 еётв1уа: БЬ. — М.,

4. Ливцов В.А. Экуменическое движение и Русская православная церковь в контексте государственной конфессиональной политики России с середины XIX в. По начало XXI в. Научная монография. — Орел: Издательство ОФ РАНХИГС, 2015.

5. Там же.

Tam zhe.

Филонов В.И. (Орёл)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меркулов П.А. (Орёл)

УДК 947.07 (093)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РПЦ И АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ В ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ XX ВЕКА

Статья посвящена периоду предвоенного взаимоотношения РПЦ и Англиканской церкви. Снижение активности диалога православных и англикан по причине обострения внешнеполитического положения Российской империи и Англии в последней четверти XIX века обернулось оживлением отношений РПЦ и Англиканской церкви в период подготовки и заключению военного союза «Антанта». Уже в 1903 году в ответ на обращение Константинопольского Патриарха Иоакима III ко всем Православным Церквам по вопросу их отношения к другим христианским конфессиям Святейший Синод РПЦ одобрил существовавшие дружественные связи с англиканами. В дальнейшем Святейшим Синодом РПЦ была образована комиссия в Составе виднейших богословов для обсуждения разногласия с английским вероисповеданием.

В 1903 году в Россию приехал епископ Епископальной Англиканской церкви в США Ч. Графтон, с которым прибыли два его спутника диакон Фея и доктор В. Бирбек. На состоявшейся встрече епископ Графтон вручил митрополиту Антонию грамоту от своего первенствующего епископа, а также рекомендательное письмо председателя Комитета межцерковных сношений и свою иностранную записку о возможностях взаимного общения между англиканской и Русской церквами.

В 1912 году в Россию прибыла целая группа англиканских епископов. Среди них находились видные деятели Англиканской церкви: епископ г. Уэйкфилда д-р Д. Иден, епископ г. Бангора д-р В. Уильям, епископ г. Эксетера д-р Арчибальд Робертсон, епископ г. Оссори д-р Джон Генри Бернард и известный богослов Джон Биркбек. В период пребывания в России гости провели ряд встреч с иерархами РПЦ.

В 1914 году для изучения вопроса о взаимоотношении православных и англикан была образована Синодальная комиссия.

Ключевые слова и фразы: РПЦ, Англиканская церковь, Ч. Графтон, В. Бирбек, Первая мировая война.

ben bryant / .com

Последние дни мы только и пишем о церкви — в связи с тем, что РПЦ разорвала отношения с Константинополем и запретила своим прихожанам молиться в его храмах. В новостных заметках стали появляться слова «анафема», «томос», «евхаристическое общение», «автокефалия». «Медуза» решила пойти еще дальше — и попросила сотрудников Центра изучения религий РГГУ Константина Михайлова и Петра Чистякова рассказать 100 малоизвестных фактов о христианстве.

1. Раскол православия и католицизма случился в 1054 году. Но сперва на него обратили мало внимания. Он затрагивал в основном церковную верхушку, а верующие много контактировали друг с другом. Настоящее ухудшение случилось после штурма крестоносцами Константинополя в 1204 году.

2. В Библии ни разу не упоминаются кошки. Зато им можно входить в православные храмы и ловить там мышей. А вот собак, как и других животных, туда не пустят. Католики не так строги: на День святого Антония во многих странах домашних животных даже приносят в храмы для благословения.

Поправка. Мы ошиблись, кошки в Библии все-таки упоминаются — в послании Иеремии (1:21): «На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки». Так пророк описывал языческих богов.

3. Никто точно не знает, когда на самом деле родился и умер Иисус. По мнению большинства современных ученых, он родился не позже 4 года до нашей эры, а распят был в промежутке между 26 и 36 годом нашей эры. О точной дате ведутся бесконечные споры.

4. Точный день Рождества неизвестен. Привычная дата 25 декабря используется христианами, по-видимому, с IV века. До этого были разные варианты. Скорее всего, 25 декабря выбрано потому, что это важная дата для римского культа солнца: день, когда свет символически побеждает тьму.

5. Во времена колонизации Латинской Америки в обряде причастия там вместо вина иногда использовали какао. Дело, естественно, в том, что в Америке не рос виноград. Потом именно монахи-миссионеры привезли его туда.

6. Кстати, простые католики относительно недавно начали причащаться вином и хлебом. Раньше в католицизме, в отличие от православия, причастие вином было привилегией духовенства, а миряне получали только хлеб. С 1960-х годов эта практика была пересмотрена.

8. Христианство — одна из немногих религий, не предполагающих пищевых запретов. Пост не считается! Иудею и мусульманину нельзя есть свинину, индуисту — говядину. Христианину — разве что человечину.

9. Самому молодому папе римскому было 11 лет. Папа Бенедикт IX, живший в XI веке, взошел на трон в возрасте 11 лет (по другим источникам — около 20). В православии такое тоже случалось: скажем, в X веке патриархом Константинопольским стал тринадцатилетний сын императора Феофилакт.

10. Вероятно, самое маленькое христианское течение в мире — протестантская группа шейкеров. Шейкеры отказываются от продолжения рода, в последние десятилетия численность общины только падала. Сейчас шейкеров осталось двое, старик и старушка.

11. Православие терпимее к иерархам-евнухам, чем католицизм. Были даже православные патриархи-евнухи! В отличие от православных, католики считали, что евнух не может иметь сана.

12. История про папессу Иоанну, якобы правившую Церковью в раннем Средневековье, миф. Женщин на римском престоле никогда не было. Правда, в X веке римские аристократки долго определяли церковную политику, сажая на трон своих ставленников. Этот период называется порнократией.

13. У Иисуса были братья и сестры. Католическая и православная церкви считают их двоюродными или сводными (по Иосифу), но в Новом Завете никаких указаний на это нет. Братьев звали Иаков, Иосия, Иуда и Симон, а имена сестер неизвестны, ясно только, что их было больше одной.

14. Ранние христиане придумали, как отличить истинного пророка от самозванца. На заре существования христианства на роль пророков претендовали многие. Настоящие, согласно книге «Дидахе», отличались от фальшивых тем, что не жили за счет общины больше двух дней и не просили денег.

15. В русском православии был непризнанный патриарх. В перечнях патриархов РПЦ обычно 16 имен. Но был еще и семнадцатый патриарх, Игнатий, который правил церковью в Смутное время. Игнатий поддерживал Лжедмитрия и поляков, а потом ушел в унию с католиками. За это его лишили сана.

16. Раскол православия на никониан и старообрядцев окончательно закрепил Большой Московский собор 1666 года. На нем же был низложен инициатор реформ, патриарх Никон.

17. Сейчас в мире существует больше десятка «святых гвоздей». Это важная христианская реликвия — гвозди, которые использовались при распятии Христа. Католики считают, что их должно быть три, православные — что четыре. На практике их намного больше.

19. Среди почитаемых христианами святых есть Будда. Это индийский царевич Иоасаф (скорее всего, имя происходит от переделанного термина «бодхисаттва»). Житийная биография Иоасафа очень напоминает традиционные сюжеты о жизни Будды. Только, конечно, Иоасаф становится христианином.

21. Есть святая, в которой ученые подозревают языческую богиню. Это популярная ирландская святая Бригитта. Многие исследователи считают, что изначально она была кельтским ирландским божеством, а в святую превратилась в эпоху христианизации.

22. Главный ирландский святой — Патрик — не только католический, но и православный. Дело в том, что он жил до разделения христианской церкви и может почитаться всеми.

23. Не все православные живут по юлианскому календарю. Финская православная церковь приняла григорианский. А многие другие (10 из 15 поместных церквей) перешли на новоюлианский, в котором праздники фактически совпадают с григорианскими.

24. Крещение Руси произошло не в 988 году. Что бы ни твердили нам в школе, в один год уложиться было невозможно. Сперва христианство принял князь Владимир, потом крестили Киев, потом Новгород и другие города, в целом переход к христианству занял несколько лет.

25. Первый известный нам русский математик был монахом. Его звали Кирик, он жил в новгородском Антониевом монастыре в XII веке. Его текст о математике и летоисчислении назывался «Наставление, как человеку познать счисление лет».

26. На самом деле католическая церковь в средние века считала, что земля круглая. Этому учил Аристотель, главный (после Библии) авторитет для католических схоластов. Поэтому же Земля описана как шар, например, у Данте.

27. В храме Гроба Господня есть лестница, которую нельзя двигать. Один ее конец находится на территории Иерусалимской церкви, а другой — во владении Армянской. Что-то менять в храме без согласия всех конфессий запрещено, отношения между ними сложные, вот лестница и стоит веками.

28. В истории католицизма было несколько периодов, когда церковью управляли одновременно два папы, и один — когда их было сразу три. Этот период — с 1409 до 1417 года — называется периодом Великого западного раскола.

29. В ранней Церкви христиане не торопились с крещением. Случаи крещения детей бывали, но чаще верующие долго оставались оглашенными, то есть уже христианами, знакомыми с основами учения, но не прошедшими обряда крещения.

30. Одно из самых крупных восстаний в истории Китая подняли христиане. Это было восстание тайпинов — в 1850–60-х годах оно охватило большую часть Южного Китая. Правда, христианами тайпины были специфическими: про лидера мятежников говорили, что он младший брат Иисуса.

31. Современные китайские власти сами назначают католических епископов. Мнение римского папы их не очень интересует: китайская Католическая патриотическая ассоциация папе не подчиняется.

32. В Японии христиане долго были вне закона после восстания 1637 года. Его подняли христиане в княжестве Симабара. Самураи жестоко подавили восстание, Япония на два века закрыла границы, а христианство там полностью ушло в подполье.

34. В современной Южной Корее протестантов больше, чем буддистов. Хотя еще в середине XIX века протестантов там не было вовсе. Правда, большинство населения Южной Кореи вообще не относит себя ни к какой религии.

35. В Латинской Америке становится все больше протестантов. За последние 20 лет их число там удвоилось — с 7 до 15%. В Чили за последнюю четверть века число католиков с 75% упало до 50%. Многие из них ушли в протестантизм.

36. Уже сейчас и в Африке, и в Латинской Америке живет больше христиан, чем в Европе. Пока разница небольшая (примерно 26, 25 и 24% соответственно). Но с каждым годом она только растет. По прогнозам социологов, к 2060 году в Африке может быть втрое больше христиан, чем в Европе.

37. В Средневековье на Руси встречались католики. Возможно, даже существовала доминиканская община в Киеве в XIII веке. Сложно судить, насколько часто случались переходы в католицизм, но известен случай, когда веру сменил князь: в католицизм перешел Даниил Галицкий.

38. Жертв испанской инквизиции было сильно меньше, чем обычно думают. Десятки тысяч людей так или иначе проходили инквизиционные процессы, но сожжено было полторы или две тысячи — плюс какое-то количество жертв инквизиции в колониях.

39. Непосредственно в Париже во время Варфоломеевской ночи было убито около 3 тысяч гугенотов. Однако сразу следом за этим волны убийств прокатились и по французской провинции — и вот в них погибло еще несколько тысяч.

40. В России еретиков тоже сжигали. Самый известный пример тут, конечно, сожжения старообрядцев, но в целом методы, схожие с приемами испанской инквизиции, применялись на Руси и раньше, еще с XV века.

41. Никто не знает, как выглядел исторический Иисус. Самые ранние изображения Иисуса были аллегорическими или находились под влиянием эллинизма. Привычный для нас облик Иисус приобрел в поздней Античности.

42. На изображение Христа сильно повлияли статуи Гермеса. В Древней Греции бога Гермеса часто изображали несущим на плечах барана. Когда стало формироваться христианское искусство, эти статуи стали образцом для иконографии Доброго Пастыря — Христа, тоже несущего агнца на плечах.

43. Самый скандальный римский папа — Александр VI (Борджа). Он добыл себе папскую тиару, раздавая взятки, вел завоевательные войны, имел любовниц и множество детей. Зато был покровителем искусств и принимал в своих владениях бегущих из Испании евреев.

44. В Мексике существует культ Святой Смерти. Ему уже несколько десятилетий, и Святая Смерть очень популярна среди преступников и разного рода маргиналов. Католическая церковь культа смерти, конечно, не признает, и все же это важная часть мексиканского народного христианства.

46. Один из самых почитаемых образов на Гаити — польская Ченстоховская Матерь Божья. Но поклоняются ей не как Божьей Матери, а как вудуистской лоа (то есть богине) Эрзули Дантор. Поляки привезли свою икону на Гаити в начале XIX века.

47. Вудуистские боги часто ассоциируются с католическими святыми. Например, бог грома и электричества Шанго связан со святой Варварой. Все дело в том, что Варвара — покровительница грозы. Испанцы говорят: пока гром не грянет, не вспомнят святую Варвару.

48. Мормоны допускают крещение покойников. Это иногда даже вызывает конфликты с другими религиозными движениями (например, с иудеями из-за посмертного крещения жертв Холокоста). А вот многоженство большинство современных мормонов считает недопустимым.

49. Американская протестантская группа амишей сохраняет уклад XVIII века. Они не признают электричество, двигатели внутреннего сгорания, в некоторых случаях современные лекарства. Несмотря на это, число амишей постоянно растет благодаря высокой рождаемости.

50. В немецком антифашистском движении участвовал православный святой. Александр Шморель родился в Российской империи, после революции эмигрировал в Германию, а там стал одним из создателей группы сопротивления. После разоблачения ему отрубили голову. Канонизирован в 1990-х.

51. Великий протестантский богослов Дитрих Бонхеффер ради участия в заговоре против Гитлера даже завербовался в абвер. К сожалению, его тоже разоблачили и повесили — 9 апреля 1945 года, за месяц до капитуляции Германии.

52. В Александрийском патриархате в 2017 году были посвящены первые диакониссы. Женщины-диаконы существовали в античные времена, но позже исчезли. Дискуссии о восстановлении этого института давно ведутся в православном мире, но кроме африканцев никто пока на это не решился.

53. В католических храмах можно встретить изображения рук или ног — и просто таблички с благодарностью. Это называется ex voto. Такие изображения и таблички — благодарность святому и особенно часто Богоматери за исцеление.

54. В современной Мексике святых подчас благодарят за довольно неожиданные вещи. Представление об этом можно получить по ретабло, благодарственным рисункам. В фейсбуке замечательная страница, посвященная им.

В 1939 году мой приятель застукал меня с его женой и начал по нам палить. Я благодарен Святому Рамону за то, что он не попал в меня и все пули пришлись его жене. Я же отделался испугом.

55. В СССР богословские труды официально не издавались, их печатали в самиздате или за рубежом. Скажем, все книги известного богослова протоиерея Александра Меня вышли в Брюсселе под разными псевдонимами: так, его книга «Сын Человеческий» была подписана «Андрей Боголюбов».

56. На Афоне монахов хоронят во временных могилах. Спустя три года могилу раскапывают, извлекают кости и помещают в специальные склепы — костницы. Восковой цвет костей свидетельствует о праведной жизни этого монаха, темный — о греховной.

57. В отличие от русского православия, в греческой традиции нетление тела после смерти воспринимают не как доказательство святости, а наоборот, как свидетельство серьезного греха.

58. Святые часто изображаются с орудием собственной мученической смерти. Святой Стефан, побитый камнями, — с булыжником, святой Варфоломей — с ножом и собственной снятой кожей, а святой Дионисий иногда держит в руках свою отрубленную голову.

59. Ранние христиане совершали богослужения в обычных домах. Вплоть до начала IV века у христиан не было собственных храмов: христианство было гонимым, строить церкви было нельзя, и верующие собирались для совершения евхаристии в обычных домах. Или в катакомбах.

60. Римские катакомбы, где собирались для тайных богослужений христиане, это на самом деле колоссальные подземные кладбища. Формально люди приходили туда как родственники умерших, поэтому их собрания не считались нарушением закона, несмотря на запрет христианской веры.

62. Один из самых известных русских философов советского периода, Алексей Лосев, в конце 1920-х годов тайно постригся в монахи и принял имя Андроник. Об этом стало широко известно лишь после его смерти.

63. По указу Петра I все православные жители Российской империи обязаны были раз в год исповедоваться и причащаться. Это учитывалось в специальных приходских книгах. Если кто-то из прихожан в течение года не был на исповеди, ему приходилось объяснить причину пропуска.

64. Скульптурные изображения Христа, Богоматери и святых можно увидеть не только в католической церкви, но и в православной. Правда, гораздо реже. Самый распространенный тип русской церковной скульптуры — это «Христос в темнице», статуя Христа, сидящего в скорбной позе.

65. В Антарктиде есть православный храм. Это деревянная Троицкая церковь, находящаяся недалеко от полярной станции Беллинсгаузен. Она была освящена в 2004 году.

67. Церковные каноны запрещают молитву перед иконой, изображение на которой повреждено так сильно, что непонятно, кто на ней изображен. Поэтому в России было принято относить такие иконы к реке и бросать в воду.

68. В католических храмах Испании есть традиция одевать статуи Иисуса Христа, Богоматери и святых в специально сшитую для них одежду. На статуи Богоматери также надевают украшения — ожерелья на шею и браслеты на руки.

69. До революции каждый житель России принадлежал к какой-то религиозной общине. Поэтому не было государственной регистрации рождений, браков и смертей. Сведения о них заносились в метрические книги, которые велись при церквях, а также при мечетях и синагогах.

70. В России есть традиция пролезать под чудотворными иконами. Она возникла во время крестных ходов с иконами: люди целовали икону и проходили под ней. Прохождение под иконой символически означает, что верующий находится под защитой того, кто на ней изображен.

71. В XVI—XVII веках иностранцы, приезжавшие в Россию, называли святого Николая «русским богом». Конечно, это было неверно, но некоторые исследователи считают, что издавна известное в Древней Руси почитание святого Николая заменило почитание славянского бога Велеса.

72. В советские времена верующие часто молились возле святых источников. В дореволюционной России практически в каждой губернии были свои святыни, к ним приходило множество паломников. После разрушения и закрытия монастырей и церквей многие стали приходить к святым источникам.

73. Рыба — древний символ христиан. Она воспринималась как зашифрованное изображение Иисуса Христа: буквы, из которых состоит это слово (ΊΧΘΥΣ), прочитывались как первые буквы слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель».

74. В раннехристианские времена для совершения литургии использовалась обычная посуда. Но со временем для богослужения стали делать специальные сосуды. Еще позже возникла идея, что к этим сосудам нельзя даже прикасаться никому, кроме священнослужителей.

75. Специальных богослужебных облачений изначально не было. Христиане совершали евхаристию в обычной одежде, на которую пришивался крест и цветные ленты, чтобы подчеркнуть ее особый статус.

76. Образцом для христианских храмов служили административные здания римлян. Когда христиане стали строить свои церкви, оказалось, что античные храмы не подходят как образец: туда входили только жрецы, остальные стояли снаружи, а в христианском храме должны помещаться все прихожане.

77. Престол, стоящий в центре алтаря, происходит от обычного обеденного стола, стоявшего в доме, в котором христиане собирались для совершения Евхаристии.

78. Среди византийских святых были дендриты — подвижники, жившие в дупле дерева. Среди русских святых тоже есть дендрит — это Тихон Калужский, святой XV века, поселившийся в дупле огромного дуба. В 30-х годах XIX века этот дуб рухнул во время грозы, а на его месте построили часовню.

80. На иконографию Богоматери влияли античные образы. Многие исследователи считают, что образ Богоматери с младенцем был навеян образом Исиды с младенцем Гором на руках. В позднеантичную эпоху культ этой богини был очень распространен в Римской империи.

81. В конце 1920-х годов многие советские верующие отказались подчиняться митрополиту Сергию (Страгородскому), поддержавшему большевиков, и ушли в подполье. Так появилась катакомбная церковь. Богослужения совершались в обычных домах, втайне от властей. Были даже катакомбные монастыри.

82. Квакеры молчали в церкви. Раньше члены общины квакеров не молились вслух в церкви, не совершали таинств, а просто сидели молча и ждали внутреннего озарения. Почувствовав его, любой мог встать и обратиться к остальным. Если озарения не было, все молча расходились.

83. Христиане причащаются вином, смешанным с водой. Это связывают с легендой о том, что из раны на боку Христа вытекли кровь и вода, но исторически это объясняется по-другому: в античном мире вино всегда разбавляли водой. Пить неразбавленное считалось варварством.

84. Христиане-копты иногда делают на запястье руки татуировку в виде креста. Это делается в память о гонениях: такую татуировку невозможно скрыть, тем самым христианин свидетельствует, что не скрывает свою веру и готов за нее погибнуть.

85. В Египте гонения на христиан-коптов продолжаются до сих пор. Только в апреле 2017 года от взрыва заложенных в церквях бомб погибло больше 40 человек.

86. Несмотря на негласный запрет религии в СССР, каждую Пасху в булочных продавали куличи. Они даже были вполне официально испечены на хлебозаводах. Но назывались «Кекс весенний».

87. Некоторые советские христиане говорили детям, что «ХВ» на пасхальных яйцах расшифровывается не «Христос воскресе», а «Хорошая весна». Чтобы они не проговорились в школе, что дома празднуют Пасху. Это могло бы создать много проблем и им самим, и родителям.

88. Во время Второй мировой войны крест с купола Новгородского Софийского собора был вывезен в Испанию. Испанцы, сражавшиеся на стороне Гитлера, знали об осквернении святынь в СССР и решили таким образом его спасти. В Новгород крест был возвращен только в 2004 году.

89. Несмотря на двадцать лет антирелигиозной политики, в 1937 году большинство жителей СССР назвались верующими. Во время переписи 56,7% решились признать себя верующими, из них 80% — христианами. Результаты переписи не были опубликованы, а ее организаторов вскоре репрессировали.

90. Одну из самых почитаемых на Руси икон — Казанскую икону Богоматери — сжег в 1904 году вор, похитивший ее ради драгоценного оклада. Но в Казани живо предание, что в ночь похищения икона была заменена копией, а подлинник сохранился.

91. Крест Господень, одна из главных христианских реликвий, был и одной из самых подделываемых. После обнаружения его разделили на части, основные две вскоре пропали, а остальных стало так много, что, по словам Эразма Роттердамского, частиц Креста хватило бы для постройки корабля.

92. В современных католических церквях уже давно служат не только на латыни. Действительно, очень долго латынь была в католической церкви обязательным языком богослужения. Но с 1960-х годов разрешены мессы на национальных языках.

93. Христиане в Индии делятся на касты. Разумеется, в обычном христианстве нет никаких каст, это индуистское деление. Но христианские общины в Индии существуют так давно, что переняли кастовую систему. Поэтому сейчас есть христиане-неприкасаемые и даже христиане-брахманы.

94. Больше 70% римских пап были итальянцами. Вернее, с Апеннинского полуострова. В истории было только по одному папе из Англии, Нидерландов и Польши. Нынешний папа Франциск — первый выходец из Латинской Америки. Впрочем, его родители были итальянцами.

95. Хотя папы называются римскими, многие из них жили за пределами Рима. Самый долгий период их отсутствия длился с 1309 до 1378 год, когда папский престол находился в Авиньоне (сейчас это территория Франции). Но бывали и другие длинные отлучки, особенно в периоды расколов.

96. В христианстве есть медитативные практики. Хотя сейчас медитация ассоциируется скорее с Индией, само слово «медитация» — латинское. И в западном, и в восточном христианстве существуют мистические техники, такие как Lectio Divina в католицизме или православный исихазм.

97. В Национальном археологическом музее в Афинах хранится статуя Афродиты, на лбу которой высечен крест. Так христиане наглядно демонстрировали победу христианства над язычеством.

98. Самый продолжительный крестный ход в России — это Великорецкий крестный ход из Кирова в село Великорецкое. Он совершается каждый год с 3 по 8 июня. За эти дни верующие проходят около 150 километров.

99. В 2017 году по пути Святого Иакова прошло больше трехсот тысяч человек. Эта знаменитая паломническая дорога ведет к Сантьяго-де-Компостела, где находится важная христианская святыня — гробница апостола Иакова.

100. В кафедральном соборе Сантьяго-де-Компостела находится самое большое в мире кадило. Чтобы раскачать это кадило, подвешенное на цепи перед алтарем собора, нужны усилия нескольких человек.

  • Напишите нам

§ 11. Средневековая церковь и духовенство

Христианская церковь в жизни средневекового общества

В Средние века большинство европейских стран были христианскими. Христианство было тем, что связывало страны Европы, даже враждовавшие между собой. Общим для их населения был взгляд на мир, единые правила поведения.

Христианский священник

Христианская церковь помогала светским правителям регулировать сложные отношения между людьми, заботилась о больных, стариках и сиротах, открывала школы. Священники крестили детей, венчали молодожёнов, отпевали покойников. Будучи людьми образованными, они часто занимали важные посты при дворах европейских правителей и давали советы императорам, королям, герцогам.

Церковь старалась, чтобы усобицы между феодалами не наносили другим людям слишком большого вреда. Она требовала от феодалов заключать «Божий мир» – соглашение о правилах ведения войны. Воинам запрещалось нападать на безоружных людей: священников, женщин, крестьян; воевать от заката дня в среду до восхода в понедельник и в дни церковных праздников. Таким образом, для ведения военных действий оставалось только сто дней в году.

Вспомните, какую роль сыграла церковь в становлении средневековой культуры.

Раскол христианской церкви

В течение нескольких веков христианская церковь вырабатывала своё учение и правила богослужения. Между сторонниками различных точек зрения часто вспыхивали споры. Важную роль в выработке учения христианской церкви имели собрания всех церковных руководителей – Вселенские соборы. На них в IV веке был принят Символ веры – краткое изложение христианского учения.

Римский папа. Средневековый рисунок

С IX века усилились разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Западная церковь внесла изменения в Символ веры, в то время как византийские христиане продолжали почитать его в неизменном виде. Но главной причиной противоречий стало различие взглядов на роль римского папы в жизни церкви. На Западе папу называли главой всех христиан, считая, что его авторитет выше решений Вселенских соборов. Византийцы не признавали власти папы над собой, полагая, что решения одного человека не могут быть выше постановлений соборов.

Константинопольский патриарх

Противоречия обострились, и в 1054 году произошёл раскол единой прежде церкви на православную (восточную) во главе с константинопольским патриархом и католическую (западную), подчинявшуюся римскому папе. Так возникли два христианских мира – православный и католический.

Различия между двумя ветвями христианства со временем усилились. Папу римского поддерживали короли государств, созданных на землях Западной Римской империи. Они нуждались в поддержке церкви, имевшей большое влияние на верующих. Со временем папы стали претендовать не только на духовную власть в церкви, но и на господство над всеми королями и императорами. В отличие от них, патриархи Византии обладали лишь духовной властью. Они зависели от могущественных императоров, хотя и имели огромное влияние в империи. Противоречия между двумя центрами христианства усугублялись и различиями в богослужении.

Духовенство – первое сословие средневекового общества

Христиане полагали, что спасение души верующего возможно только через церковь. Поэтому не случайно первым из сословий средневекового общества было духовенство. К христианским священникам относились с почтением, так как их обязанностью было молиться за души всех христиан. Они не платили податей, сама же церковь содержалась за счёт церковной десятины – десятой части доходов, которую должно было выплачивать всё население страны.

Считалось, что церковь и духовенство являются посредниками между Богом и человеком, а спастись от адских мучений человек сможет, только если во всём будет следовать наставлениям священников. Священники отличались от остальных христиан – мирян. Согласно христианскому учению, они обладали особым качеством, божественной силой – благодатью, которая чудесным образом передавалась от Иисуса Христа через его учеников-апостолов священникам. Для того чтобы стать священником, человек должен был пройти особый обряд посвящения и дать обет. Благодаря этому духовенство имело право проводить богослужение, исповедовать, отпускать грехи мирянам, крестить детей, причащать умирающих. Во всех католических странах богослужение проходило единообразно на латинском языке в одно и то же время, по единому календарю.

Средневековое духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством считались монахи, отказавшиеся от соблазнов обыденной жизни и ушедшие от мира для уединённой молитвы. Белым духовенством называли священников, служивших в своих приходах и не дававших монашеского обета. В католической церкви, в отличие от православной, как чёрному, так и белому духовенству были запрещены браки.

Архиепископ Кёльна с изображениями построенных им церквей

Организация христианской церкви подчинялась строгой иерархии. Во главе католической церкви стоял римский папа, которого считали наместником Иисуса Христана Земле. Папа был ещё и светским владыкой, управляя расположенной в центре Италии Папской областью. Он назначал своих помощников – кардиналов, собрание которых в случае его смерти выбирало нового папу из своей среды. Во главе крупных церковных округов, включавших в себя иногда целые страны, стояли епископы и архиепископы (старшие епископы), назначавшиеся папой. В Средние века епископы были ещё и крупными феодалами, владевшими большими участками земли. В знак их светской власти епископы получали от светского владыки посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву. Епископам подчинялись священники, служившие в приходах. На низшей ступени сословия духовенства располагались диаконы. Они помогали священникам проводить службу, читали молитвы, были учителями в церковных школах.

Церковная иерархия

Монашество

Монахи появились ещё в первые века христианства. Сначала они жили в одиночестве, уходя подальше от людей в пустынную местность. Затем стали появляться монастыри. В католической церкви особо почитался Бенедикт Нурсийский, живший в конце V–VI веке. Он был автором «Правил жизни монашеской», которые приняли многие монастыри на Западе. «Правила» требовали от монахов отказаться от всего имущества и вести аскетический образ жизни; проводить свои дни в молитвах, физическом труде, переписке книг. Монахи должны были строго следовать правилам жизни монашеского ордена, беспрекословно подчиняться начальству.

Проповедь в монастыре. Средневековая миниатюра

Средневековый монастырь представлял собой замкнутый мир, отгороженный от всего света. Монахам было запрещено покидать монастырь, всё необходимое для жизни они должны были производить внутри него. Во главе монастыря стоял аббат (от латинского слова, означающего «отец»), которого избирали сами монахи. Монахами могли стать люди из всех сословий, но аббатами чаще всего становились люди знатного происхождения.

К XI веку среди монахов появлялись состоятельные люди; церковные должности, даже самые высокие, продавались и покупались, на обширных монастырских землях работали зависимые крестьяне. Светские правители – короли и императоры беззастенчиво вмешивались в дела церкви. Да и само духовенство больше заботилось о приобретении богатства, чем о душах христиан. В католических храмах стала продаваться особая грамота – индульгенция. Купив её, любой грешник мог получить отпущение грехов. Богатство и роскошь католического духовенства вызывали недовольство населения. Авторитет церкви стал падать.

Почему стал падать авторитет католической церкви?

Нищенствующие ордена

Чтобы поднять пошатнувшийся авторитет церкви и восстановить прежние монашеские идеалы, подвижники церкви в XI–XII веках создали новые ордена – францисканцев и доминиканцев. Основателем первого был Франциск Ассизский (1182–1226). Он происходил из семьи богатого торговца, но, услышав призыв Бога, роздал своё имущество бедным, чтобы подобно Иисусу Христу и его апостолам проповедовать Слово Божие в Италии и других странах. Франциск и его единомышленники посвящали своё время уходу за больными и помощи слабым.

Франциск Ассизский, лечащий больных. Средневековый рисунок

Последователи Франциска – францисканцы – проповедовали христианское учение во многих странах мира, обратив в христианскую веру многие тысячи людей.

Другим орденом, члены которого, так же как и францисканцы, отказывались от своего имущества, был доминиканский. Его основателем стал испанский монах Доминик (1170–1224) – знаток христианского учения и яростный противник всяческих отступлений от католицизма. Доминиканцы славились как учёные люди и искусные проповедники христианского учения.

Доминиканцы и францисканцы не жили постоянно в монастырях, а проповедовали идеалы христианства среди мирян. Они называли себя нищенствующими монахами. Они действительно не имели имущества, и их проповеди были ближе и понятнее крестьянам и горожанам, чем слова богатых епископов и священников.

Еретики и их учения

В Средние века не было человека, который не верил бы в Бога. Однако вера не всегда означала согласие с учением церкви. Люди, сомневавшиеся в её правоте, появились ещё в первые века христианства. Они отрицали правильность Символа веры, признанного церковью, и проповедовали своё учение. Этих несогласных называли еретиками (греч. – «отступники»), а их учения – ересью.

Внутренний вид католического храма в Италии

Среди еретиков было много жителей городов. Горожане были более образованны, чем сельские жители, они чаще путешествовали, общались с разными людьми. Это заставляло их задумываться над вопросами устройства мира, отношений между человеком и Богом. Ответы на эти вопросы, полученные в церкви, где подчас служили малограмотные священники, не могли удовлетворить людей. Самим же мирянам католическая церковь запрещала читать Библию, опасаясь неверного её толкования. Поэтому большинство верующих оставались невежественными в вопросах религии.

Против церкви выступали также обездоленные бедняки и крестьяне, мечтавшие избавиться от гнёта феодалов. Выражая недовольство господством католической церкви, они протестовали и против порядков в обществе, которые защищало духовенство. Большинство еретиков осуждали неправедно нажитые богатства, призывали к полному отказу от всякой собственности. Только бедный человек, по их мнению, мог спасти свою душу.

Католический крест

Богатству церкви завидовали и феодалы. Всё шире среди европейцев распространялось мнение, что поведение священников совсем не похоже на простую и праведную жизнь Иисуса Христа, его апостолов и первых христиан. Выступая против пороков церкви, еретики-проповедники отрицали или искажали и само христианское учение. Их учения христианская церковь объявляла вне закона и вела с ними беспощадную борьбу.

Движение альбигойцев

Еретические движения иногда охватывали целые области. Так, в XI – начале XIII века под властью еретиков находилась Южная Франция. Здесь еретическое движение зародилось в городе Альби, поэтому его участников называли альбигойцами. Существование на Земле зла они объясняли тем, что творцом материального мира был не Бог, а дьявол. Поэтому, полагали альбигойцы, материальный мир должен быть уничтожен, а католическая церковь ликвидирована. Спастись смогут лишь те, у кого чистая душа. Таковыми они считали только себя, называясь катарами, то есть «чистыми». Чтобы достичь «совершенной» жизни, как понимали её еретики, следовало отказаться от всех удовольствий и радостей. Самые ревностные катары даже не заводили семьи.

Каковы были взгляды альбигойцев?

Среди альбигойцев было много горожан и крестьян. Поддержали альбигойцев и крупные феодалы юга Франции. Они присоединили к своим владениям значительные земли, принадлежавшие церкви, и перестали платить церковную десятину.

Развалины замка Монсегюр

В 1209 году по призыву папы Иннокентия III феодалы севера Франции и других стран выступили в поход против еретиков. Начались жестокие альбигойские войны. Участникам похода церковь прощала все грехи и запрещала требовать с них долги. Огнём и мечом прошлись рыцари по городам и сёлам Южной Франции. Не зная пощады, уничтожали они всех, кого подозревали в ереси. Последняя твердыня альбигойцев – замок Монсегюр пал в 1244 году. Земли Южной Франции были отданы феодалам – участникам похода.

Борьба церкви с еретиками

Католическая церковь не могла смириться с распространением ересей. Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались иногда целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодожёнов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.

Монахи доминиканского ордена. Средневековый рисунок

Борьбу с ересями возглавил доминиканский орден. Доминиканцы подчёркивали свою верность папскому престолу, по созвучию слов называя себя «псы Господни» (по-латыни «Домини конес»).

Там, где не удавалось справиться с ересями уговорами и проповедями, католическая церковь не стеснялась применять силу. После разгрома альбигойцев для разоблачения и расправ над еретиками папа учредил инквизицию, руководство которой было поручено доминиканцам. Для выявления еретиков использовались слежка и доносы. Тот, кто попадал в руки инквизиции, уже не мог быть оправдан. Любыми средствами – изнуряющими допросами, жестокими пытками – судьи добивались от него признания.

Сожжение еретика. Средневековый рисунок

Следствие было тайным. Подсудимый даже не видел лиц своих судей, скрытых тёмными капюшонами. На раскаявшихся еретиков накладывали церковное покаяние или заключали в тюрьму. Такой человек терял всё своё состояние и должен был при стечении народа признать свою вину. Упорствующих в ереси сжигали на костре.

Подведём итоги

Пережив гибель Римской империи, христианская религия стала духовной основой средневекового европейского общества, а христианское духовенство на протяжении всего Средневековья оставалось самым влиятельным сословием. Но из-за недовольства царившими в обществе порядками и пороков, существовавших внутри христианской церкви, возникли ереси. Несмотря на стремление церкви уничтожить ереси, они существовали в течение всего периода средневековой истории Европы.

Духовенство – служители церкви.

Обет – религиозная клятва, обещание не заводить семью и полностью посвятить себя служению Богу.

Иерархия – лестница соподчинённых церковных или светских должностей.

Аскет– человек, ведущий суровый образ жизни, отказывающийся от удобств и наслаждений ради духовного совершенствования.

Монашеский орден – объединение монастырей с одинаковыми правилами жизни и порядками.

Ересь – «отступление от истинной веры», учение, противоречащее вероучению господствующей церкви.

Инквизиция – суд католической церкви, занимавшийся преследованием еретиков.

«Подчинение всякой твари человеческой римскому первосвященнику есть непременное условие спасения».

Римский папа Бонифаций VIII о роли пап

Вопросы

1. В чём состояла роль христианской церкви в средневековом европейском обществе?

2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви? Каковы были различия между православной и католической церковью?

3. Что такое церковная иерархия? Как управлялась католическая церковь?

4. Расскажите, на какие группы делилось средневековое духовенство. Чем эти группы отличались друг от друга?

5. Что такое монашеские ордена и для чего они были созданы?

6. Каковы причины возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?

7. Какими способами католическая церковь боролась с ересями?

Задания

1. Используя материалы параграфа, дайте характеристику духовенства как сословия средневекового общества по следующему плану:

I. Объясните, что такое сословие.

II. Опишите условия жизни представителей данного сословия (одежда, пища, жилище).

III. Назовите его основные занятия и орудия труда.

IV. Определите, находилась ли в распоряжении данного сословия какая-либо собственность.

V. Укажите, каково было участие представителей данного сословия в управлении страной.

VI. Сделайте вывод о том, какое место занимало данное сословие в средневековом обществе (какую роль оно играло в хозяйственной, политической или культурной жизни страны).

2*. Почему для борьбы с еретиками католическая церковь создала именно нищенствующие монашеские ордена?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Предисловие

Изучение христианской культуры, ее нравственных и этических ценностей в контексте истории феодального общества имеет большое значение для понимания основ европейской цивилизации, культурно-исторических связей народов Европы, традиций мировой культуры.

Духовные искания в современном обществе обращены к нравственным принципам христианства. На протяжении многих столетий оно насыщало своими традициями европейскую и мировую культуру идеалами гуманности, любви к ближнему, духовной стойкости, совершенствования личности. Основу христианской этики составляет идея об уникальности, самоценности человеческой души, нравственной ответственности человека перед собой и обществом. Христианская исповедь ориентирует на нравственное самопознание и самосовершенствование. Евангельская мудрость учит самопожертвованию ради блага человечества, терпимости и любви, самокритичности и покаянию, благотворительности и милосердию, уважению к закону и властям. Христианская вера удерживает от пороков. Этические нормы христианской морали осуждают высокомерие и чванство, тщеславие и жестокость, пресыщение материальными благами, зависть и ненависть.

Развитие гуманитарного образования расширило сферу познания духовной культуры различных народов. Культурно-исторические традиции европейской цивилизации восходят к истории христианства и Христианской Церкви. На протяжении двух тысячелетий христианство, его религиозно-философская система, церковная организация и культ были тесно взаимосвязаны с историческим развитием Западной и Восточной Европы. Трудами Отцов Церкви были заложены основы христианского мировоззрения, христианской философии истории. Аврелий Августин, представитель западной патристики, развивал прогрессивные для своего времени идеи равенства перед Богом всех людей и народов, общности их исторических судеб. Его учение и трактат «О Граде Божием» определили роль Церкви в борьбе между добром и злом, в обретении Бога и спасении. В русле христианской культуры развивались идеи гуманистического антропоцентризма, взгляды на личность и ее самосознание.

Христианство являлось основой мировоззрения и массовых представлений Средневековья. Религиозная практика имела различные формы: странствие ради Христа, анахоретство (отшельничество), паломничество к святым местам, миссионерство (апостольский труд). Вместе с тем в сознании людей сохранялись пережитки язычества, элементы народной религии. Церковь осуждала отклонения от официальной догматики и народные верования, боролась с ересями, магией и ведовством.

Христианская теология и церковная организация прошли долгий путь внутренних противоречий и догматических разногласий. Единый христианский Символ Веры (Никео-Константинопольский) был выработан на Вселенских соборах в IV–VIII вв. и утвержден в 787 г. на VII Никейском соборе. Догмат о Божественном Материнстве Девы Марии провозгласил Эфесский собор в 431 г., а идея вечной девственности Марии была выдвинута в 622 г. на поместном соборе в Трюйе (Франция). Уже в VII в. теологами употреблялись термины, обозначавшие христианское учение (doctrina christiana), Священное Писание (Sacra Scriptura), Священное Наставление (Sacra Erudito).

В западном христианстве понятие «христианское богословие» (Theologia Christiana) ввел Петр Абеляр (1079–1142 гг.). В период Раннего Средневековья теологи разрабатывали богословские проблемы, связанные с природой Иисуса Христа и сущностью Троицы, вопросы о соотношении воли человека и Божественного предопределения, этос христианского правителя. Была сформулирована христианская идея Божественного руководства делами и намерениями королей. Теократическая концепция светской власти была основана на сближении Божественного и человеческого закона, действующего в защиту справедливости. С конца ХI в. начался поиск логической аргументации бытия Бога, в разрешении богословских проблем стали применяться методы рациональной философии. В XII – ХIII вв. философы-теологи провели систематизацию христианского богословия. Во всех университетах Европы были учреждены богословские факультеты. Началось оформление канонического права. IV Латеранский собор (1215) сформулировал теологические аспекты учения о таинствах. Разрабатывалось учение о тяжких грехах, единственным судьей которых может быть Святой Престол, то есть Папство.

Христианские идеалы и глубокая религиозность верующих во Христа наиболее полно воплощены в христианской аскезе и монашестве. Стремление к полному отказу от мирских благ, аскетическому образу жизни и умервщлению в себе плотского начала, уход из мира ради служения Господу составляет одну из главных форм религиозной практики христиан. Деятельность монастырей и монашеских орденов – неотъемлемая часть истории средневекового общества. Монастыри играли важную политическую, экономическую и социальную роль, они стали центрами культуры и просвещения. Изучение монашества расширяет наши представления о социальных функциях христианских объединений, значении благотворительности и милосердия в жизни общества.

Христианство как система вероисповедания воплощено в Церкви, объединяющей последователей на основе общности вероучения и культа. Несмотря на длительные теологические и иерархические разногласия христианская религия и Церковь представляли единое целое в течение тысячелетия. В процессе христианизации Римской империи возникли религиозные центры в различных ее провинциях на Востоке и Западе. Разнообразие направлений христианской мысли характерно уже для раннего христианства. Особенно значительными были расхождения богословских школ Александрии и Антиохии. Если представители Александрийской школы искали в Священном Писании богословско-философский смысл, то Антиохийская школа настаивала на буквальном понимании Ветхого и Нового Завета. На почве протеста против сближения Церкви и государства возникли христианские ереси в Африке, Египте и других провинциях Римской империи. В догматической истории христианства особое значение приобрели острые споры о времени исчисления Пасхи, соотношении

Божественной и человеческой природы Иисуса Христа, о сущности Троицы и исхождении Духа Святого. Христологические и тринитарные дискуссии породили множество отклонений от принятого Символа Веры, широко распространились ереси: арианство, монофизитство, монофелитство, несторианство, пелагианство и многие другие. Позиция официальной Церкви в V–VIII вв. колебалась и определялась не только факторами духовной культуры, но и политическими интересами светского государства и самой Церкви.

При изучении проблем религиоведения важной задачей является воспитание религиозной толерантности и уважения к религиозным чувствам, неприятия любых форм религиозного фанатизма. Решение этой задачи требует конкретно-исторических знаний, особенно по вопросу раскола Христианской Церкви. Обособление основных центров христианства в Западной и Восточной Римской империи, сопровождавшееся спором о первенстве и главенстве, началось в V в., хотя уже в 380 г. указом императора Феодосия Великого Христианская Церковь была объявлена Вселенской («Ekklesia Katholica») и Православной. Это определение вошло в оригинал Никео-Константинопольского Символа Веры, который признал христианскую веру как Мысль Божию. IV Вселенский собор (451) признал Иерусалимскую Церковь «Матерью всех церквей» и подтвердил независимость Архиепископа Рима и Патриарха Константинополя. Согласно 28 канону примат был закреплен за Римской Церковью, однако, Патриарху «императорского города» (Константинополя) полагались такие же почести, что и епископу старого Рима, поэтому он получил титул «Папа». Ссылаясь на волю Иисуса Христа вручить св. Петру ключи от своего Царства и власть над всей Церковью, Папа Лев I (440–461) сформулировал тезис о верховенстве Римского епископа над всей Христианской Церковью.

Западное христианство и Церковь последовательно стремились к утверждению господствующего положения во всем христианском мире. Пято-Шестой, или Трулльский, Вселенский собор (691–692) уравнял в правах глав Римской и Константинопольской Церквей.

Историческая обстановка, сложившаяся после падения Римской империи, обусловила раскол между Западной и Восточной Церквями, а противоречия по догматическим и иерархическим вопросам предопределили окончательное их разделение. В конце V – начале VI в. произошла первая, так называемая Акакиева (484–519), схизма (раскол). Ее причиной послужила политика Константинопольского Патриарха Акакия (прадеда Папы Григория Великого), поддерживавшего монофизитство. Папа Римский Феликс III (483–492) отстаивал Халкидонское решение этого догматического спора и отлучил Патриарха от Церкви, а тот в ответ приказал вычеркнуть имя Папы Римского из диптихов (списков для поминовения во время литургии). В VII в. произошла вторая схизма в связи с осуждением в Константинополе учения Нестория и трех богословов, его последователей, – решительных противников монофизитства. Западная Церковь выступила в их защиту, осудив монофизитство, а затем и монофелитство. В VIII в. третья схизма расколола церковных иерархов по причине иконоборческой политики византийских императоров. В начале VIII в. Папа порвал с Константинополем, не признав византийского императора Юстиниана II – узурпатора-убийцу и еретика. Поместный собор в Риме (731) осудил иконоборчество.

В IV–VIII вв. Вселенские соборы созывались императорами, на них преобладали иерархи Восточной церкви, которые санкционировали право императора определять церковную политику. Византийский император Юстиниан I (527–565) провозгласил принципы политического единства империи, единой православной религии и единой Христианской Церкви. V Вселенский (Второй Константинопольский) собор (553) признал закон об утверждении избрания Папы Римского императором после получения соответствующей платы. Политика Юстиниана I способствовала достижению политического и церковного единства, но в силу различных причин не смогла предотвратить децентрализаторских тенденций в церковной организации.

Папы политически тяготели к установлению тесных контактов и союза с франкскими королями. Папа Григорий Великий (590–604) направил деятельность Римской Церкви на достижение духовного и церковно-организационного единства всех народов Западной Европы путем христианизации германских завоевателей и введения на Западе единой христианской литургии. Его усилиями в литургии утвердилась традиция церковного пения, а в 600 г. Папа объявил латынь единственным официальным языком Римской Церкви.

Папа Григорий III (731–741) – последний Папа, просивший согласия византийского императора на занятие папского престола. А Папа Стефан II (III) (752–757) зимой 754 г. отправился через Альпы и на коленях умолял о помощи франкского правителя Пипина Короткого. В Керси был заключен первый договор о возвращении Папе земель, захваченных лангобардами в Италии. При поддержке франкского короля в центре Италии образовалось Папское государство, в состав которого вошла Римская область и Равеннский экзархат, отвоеванный у византийцев. Таким образом, Папа Римский стал главой независимой Церкви и независимым светским государем в Средней Италии. Дальнейшие притязания Пап на политическое влияние подтверждались дарственным документом римского императора Константина (Константинов дар), который, как предполагают, был составлен в канцелярии Папы Стефана III (IV) (767–772) и представляет собой позднюю фальсификацию воли императора.

В середине XI в. Римская Церковь окончательно отделилась от Восточной, Константинопольской, первая сохранила наименование Вселенской, то есть Католической, а Восточная провозгласила себя Православной. В 1073 г. Папа Григорий VII заявил, что право носить титул Папы Римского (введен в 610 г. Папой Бонифацием IV) принадлежит только Римскому епископу. Папство как правовое понятие верховенства духовной власти над светской появилось в церковно-юридической литературе с XII в.

Ранний период истории Христианской Церкви является важным этапом догматической истории христианства и оформления ее культурно-организационной роли, которая проявлялась в отношениях с последователями вероучения и светскими властями. В процессе христианизации Римской империи, а затем и народов Европы сложилась христианская догматика и христианская обрядность, утвердились основы литургии. В Западной и Восточной Европе были сформулированы различные в принципе концепции взаимоотношения

Церкви и государства. В деятельности Византийской Церкви воплотились в политическую реальность идеи определяющей роли светской власти, а в западном христианстве стали определяющими идеи примата духовной власти, которые нашли свое высшее выражение в церковной доктрине папской теократии.

К XI в. в христианстве сложились две различные христианские конфессии: Католическая и Православная, каждая из которых отличается своим Символом Веры и культом. Восточная, византийская традиция христианства лежит в основе Православной Церкви, а римская, западная воплощена в Католической Церкви. Каждая считает себя единственной истинной Церковью. Реформация XVI в. привела к возникновению конфессий христианского протестантства (Лютеранская, Кальвинистская, Англиканская Церкви).

В наше время межконфессиональные контакты, стремление европейского общества к взаимопониманию и интеграции во всех сферах жизнедеятельности усиливают интерес к истории религии и, особенно, к истории появления различных направлений в христианстве.

Католическая Церковь и ее иерархия основаны на авторитете Папы, на обладании им как духовной, так и светской властью. Реформа Католической Церкви, проведенная в XI в., ввела целибат (обет безбрачия для духовенства). В вопросах веры в Католической Церкви высшим авторитетом является Папа Римский. Соборы Католической Церкви считаются Вселенскими. Западное монашество с ХI – ХII вв. стало объединяться в ордена (православное сохранило общежитийные и особножитийные монастыри). И Католическая, и Православная Церкви равно признают авторитет Священного Писания и Священного Предания, однако, есть различия в догматах об исхождении Духа Святого и в учении о Деве Марии. В церковной практике обеих Церквей одни и те же таинства, их семь, но обряды крещения и евхаристии отличаются. Католическое духовенство причащается Телом и Кровью Христовыми, а католики-миряне лишь Телом Христовым. Православные миряне получают причастие под обоими видами. Имеются различия в литургии, в религиозной практике почитания изображений Иисуса Христа, Креста и святых. Католическая Церковь допускает молитву перед иконой, отвергая молитву иконе.

Реформа Католической Церкви, проведенная во второй половине XI – начале XII вв., привела к ее консолидации в вертикально-иерархическую структуру. Католицизм сформировался как церковно-религиозная система, основанная на христианской теологии, строгой иерархии духовенства во главе с Папой, особой литургией и своим культом. В эпоху Высокого Средневековья в Западной Европе религиозной жизни интенсифицировалась, изменилась религиозная ментальность, развивались новые формы набожности и религиозной практики (христианская аскеза, имевшая целью приблизиться к Божественному путем отказа от всего мирского, крестовые походы, подвиги за веру и на благо христианства).

В ХII – ХIII вв. Папы последовательно вели политику осуществления доктрины папского универсализма. Александр III (1159–1181), Целестин III (1191–1198), Иннокентий III (1198–1216), Гонорий III (1216–1227) в европейской политике, взаимоотношениях со светской властью, церковных делах и отношениях с православными народами Восточной Европы руководствовались теократическими принципами. Крестовые походы прежде всего имели целью подчинить Риму Восточную (греческую) Православную Церковь. Папа Иннокентий III, намереваясь заключить унию с Православной Церковью Руси, направил в 1207 г. послание «всем русским правителям», склоняя их к установлению единства Церквей, убеждая «привести дочь к матери и члены к главе». Послание не получило положительного отклика, и Папа Гонорий III продолжил линию политического давления, призывая своих представителей в Ливонии «обуздать апостольской властью непокорность русских». Папским легатам было поручено нести «истину Католической Церкви», добиваясь признания на Руси главенства Рима. Все усилия оказались тщетными. Соглашение о принятии «спасительного учения» христиан латинских не было достигнуто и с князем Юрием Всеволодовичем, хотя Папа Григорий IX (1227–1241) обещал князю «действенную защиту благосклонной милости».

В 1274 г. Лионский собор в одностороннем порядке принял официальное решение об объединении всех христианских Церквей. Это решение, как позже и постановление Флорентийского собора (1439) об унии Церквей не было реализовано.

С развитием в Западной Европе централизованных национальных монархий политическое влияние папства значительно уменьшилось, но в сфере идеологии Католическая Церковь занимала господствующее положение. Теологическая мысль была сконцентрирована на вопросах нравственности и воспитания религиозных чувств. Христианские проповеди внушали идеалы христианского стоицизма, поощряли в народе набожность, соблюдение внешних форм культа в виде религиозных процессий с пением псалмов и покаянным плачем, почитания святых реликвий, укрепления молитвы свершением добрых дел. Затем в теологии началась глубокая разработка истин христианского вероучения, поиск их логической аргументации, новых, более интимных путей общения с Богом.

Велика роль христианства в развитии европейской цивилизации и культуры. Переход к новой христианской культуре с ее специфическими эстетическими и этическими ценностями привел к началу синтеза культур античного Средиземноморья. Благодаря христианизации народы Европы стали преемниками античных культурных традиций, усвоив достижения античной цивилизации в различных сферах общественно-политической и социально-культурной жизни. Христианизация обеспечила преемственность исторического развития, а христианская культура, воплощенная в истории Церкви, явилась связующим звеном между античной цивилизацией и христианским Средневековьем. Благодаря деятельности христианского духовенства и монашества осуществлялась связь культурных традиций и достижений античной культуры. Христианская Церковь стала символом единства народов, христианская вера объединяла, сближала людей вне социальных различий и этнической принадлежности. Отвергая языческие верования, она воспитывала в духе христианства, подавляя низменные инстинкты человека, осуждая произвол и насилие, дерзость и своеволие, тщеславие и стяжательство, внушая уважение к закону и милосердие.

Христианская Церковь сформулировала понятие святости, объединив в одном порыве души благочестие и благотворительность, высокие чувства и христианские добродетели, дала надежду на спасение во времена, отличавшиеся особой жестокостью и безысходностью для простых людей, не находивших защиты вне Церкви.

Христианское мироощущение стало основой развития средневекового искусства, которое поражает величественностью форм и возвышенностью идейного содержания. В христианском искусстве воплощены самые глубокие оттенки религиозного чувства. Романские храмы отразили могущество и богатство Церкви, готические соборы – величие Бога, лишенного материальной сущности. Идеи бестелесности и одухотворенности стали ведущими в христианском искусстве. Купольные храмы имитировали тихое парение в пространстве, которое воспринималось как символ небесного свода. В средневековой архитектуре Западной Европы отразилась неколебимость христианской веры. «Проповедью в камне», «гимном во славу Господа» называют устремленные ввысь, к Богу, готические соборы с высокими шпилями, крестовыми сводами, стрельчатыми арками и светлыми чарующими витражами, в которых запечатлена христианская символика священного света, посылаемого верующим самим Господом. В украшениях порталов, алтарей, фресках, рельефах и скульптурах раскрывались образы и сюжеты Священного Писания, сцены Страшного Суда. Средствами изобразительного искусства утверждались идеи спасения через веру и призывы следовать христианским заповедям. Созданные христианским мироощущением шедевры европейской архитектуры соединили в себе различные формы изобразительного искусства: скульптуру, роспись и резьбу по камню, художественное литье.

Образ Богоматери – Мадонны с младенцем Иисусом на руках – запечатлен в бессмертных творениях Ренессанса. В этом образе художники нашли идеал красоты, девственности и материнства, любви и стойкости перед лицом грядущих испытаний. Распятие стало христианским символом подвига Спасителя. В средневековой теологии отражены представления о красоте и разнообразии природы, сотворенной Господом, христианской этике монархов и подданных, благочестии и нормах христианской морали. Христианство обогатило духовную и эстетическую культуру средневекового общества.

Христианство стало важным фактором формирования европейской цивилизации. В русле католической традиции сформировалась западноевропейская политическая и духовная культура. Католическая Церковь сохранила богатейший опыт сближения народов, создав универсальный институт защиты своей доктрины. В истории Католической Церкви отражена эволюция христианства: отход от принципов раннего христианства и некоторых идей классической патристики. Централизация церковной власти в сфере управления и культа вызывала протест определенных кругов средневекового общества. Этот протест исходил и от светских властей, и от некоторых представителей интеллектуальной элиты, и от народных масс. В народной религии он проявился в форме христианских учений, осуждавших официальную Церковь за ее богатства, властную политику и мирские интересы. Папство квалифицировало такие выступления как ересь и преследовало жесткими методами, учредив особый орган – инквизицию.

Между знатоками церковного права и королевскими советниками велись дискуссии о границах папской власти и роли Папства в социально-политической системе средневековой Европы. Длительное политическое противостояние привело к Реформации и утверждению новых христианских конфессий.

История Католической Церкви в Средние века является неотъемлемой частью истории Европы и мировой истории в целом. Ее изучение имеет важное политическое и социально-культурное значение. Решение нравственных и социальных проблем современного мира в межрелигиозном и межхристианском диалоге приобретает все большую актуальность для ученых, политиков, служителей культа и верующих.

В системе гуманитарного, в частности, исторического образования изучение истории религии и Церкви в Средние века занимает особое место. Оно дает знание в области религиоведения, помогает глубже понять специфику западноевропейского общества, его духовную культуру, почувствовать настроение и духовные устремления средневекового человека, колорит эпохи.

Обращение к источникам по истории религии и Церкви является главным условием решения как дидактических задач, так и проблем воспитания в духе религиозной толерантности и высокой нравственности.

В данный сборник вошли фрагменты сочинений историков, теологов и хронистов, законодательные акты, канонические постановления. Все источники даны в переводах, некоторые комментарии авторов переводов сокращены, но включены дополнительные пояснения составителей.

Помимо публикаций последних десятилетий XX в., в сборник включены переводы из дореволюционных исторических хрестоматий, ставших библиографической редкостью. Текст таких переводов дан в соответствии с нормами современной орфографии.

Мы надеемся, что данный тематический сборник фрагментов источников по истории христианской религии отвечает запросам учащейся молодежи и будет способствовать расширению исторического кругозора в той области знаний, которая долгое время оставалась вне интересов и внимания нашего общества.

Материал учебного пособия может быть использован в преподавании базовой дисциплины, а также дисциплин по выбору бакалавров и магистров по направлениям подготовки 050100 – педагогическое образование (профиль «История») и 030600 – история; при организации традиционных форм занятий (лекций, семинаров и практических занятий), написании курсовых, выпускных квалификационных работ бакалавров и магистерских диссертаций, а также занятий с использованием современных педагогических технологий (деловых и ролевых игр, круглых столов); при разработке и организации различных форм контроля за самостоятельной деятельностью студентов. Содержательная основа курса будет способствовать формированию профессиональных компетенций выпускников, в частности, готовности соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *