Западное Подмосковье

Запад Московской области естественно находится в западной части Московской области и включает в себя 9 районов.

Большая часть территории на юго-западе области в июле 2012 года была отведена под Новую Москву.

Регионы

  • Волоколамский район
  • Истринский район
  • Красногорский район
  • Лотошинский район
  • Можайский район
  • Наро-Фоминский район
  • Одинцовский район
  • Рузский район
  • Шаховской район

Города

Ближнее Подмосковье

  • Одинцово
  • Красногорск
  • Дедовск
  • Троицк
  • Апрелевка

Дальнее Подмосковье

  • Верея
  • Волоколамск
  • Звенигород
  • Истра
  • Наро-Фоминск
  • Кубинка
  • Руза
  • Можайск

Другие места назначения

  • Музей-заповедник «Архангельское»
  • Бородино
  • Усадьба «Большие Вяземы»
  • Усадьба «Петровское» в Петрово-Дальнее
  • Усадьба «Введенское»

Понять

Как добраться

На электричке: «Белорусское направление» – Москва (Белорусский вокзал) — Бородино На автобусе: Тушинская (вокзал) — Руза Тушинская — Истра Тушинская — Шаховская

Достопримечательности

  • Саввино-Сторожевский монастырь и Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей.

Чем заняться

Маршруты

Меры предосторожности

Эта статья является скелетом, она нуждается в содержании. У неё есть шаблон, но недостаточно информации. Пожалуйста, добавьте ваши знания и помогите ей вырасти!

Храм в селе Юдино Одинцовского района связан с судьбой князя Александра Бековича-Черкасского, совершившего по указу императора Петра I рискованный поход к ханствам Хивы и Бухары в поисках богатств Восточной Индии и золотоносной реки. В 1995 году при старинном храме был открыт подмосковный скит Пюхтицкого Успенского монастыря в Эстонии. Эту прибалтийскую обитель любил патриарх Московский Алексий II.

Крещеный кабардинский князь, убитый ханом

Преображенская церковь в Юдино была основана в имении князей Черкасских в 1720 году. Строителем храма считается Александр Бекович-Черкасский – незаурядный деятель петровской эпохи. Девлет Мурза Бекович был потомком кабардинских князей, а после перехода в православие получил христианское имя Александр. В 1700 году бабка Александра Черкасского передала ему подмосковное село Юдино, в котором на тот момент стояла ветхая деревянная церковь Преображения Господня. В 1703 году из Синодального казенного приказа князю Бековичу-Черкасскому была выдана благословенная грамота для строительства в Юдино новой церкви. Исполнить это богоугодное дело новообращенному в православие кабардинскому князю не удалось «за отлучением Его Величества дальних служб».

Главным и роковым предприятием князя стала небывалая по тем временам экспедиция 1717 года в Хивинское и Бухарское ханства. Василий Могутов в «Редком и достопамятном известии о бывшей из России в Великую Татарию экспедиции под именем посольства» подробно описывал ход этого «приключения, которое Россия не имела в нашем веке».

История началась в 1713 году, когда в Астрахани один знатный трухмен сообщил крещеному гилянцу князю Заманову о будто бы текущей в Бухарском ханстве реке с золотым песком. Заманов взял трухмена в Москву и добился личной встречи с Петром I. Царь внимательно отнесся к новости о золотом песке Бухарии и приказал капитану-поручику гвардии Александру Бековичу-Черкасскому выяснить у трухменца больше сведений, поскольку тот владел восточными языками. К проекту добычи золота в Средней Азии и царь, и князь Черкасский отнеслись серьезно. Перед экспедицией Черкасский съездил в Астрахань и в Кабарду, а вскоре был уполномочен Петром совершить посольство в Хиву и Бухару, чтобы узнать на месте о добыче золота, торговых путях, ведущих в Восточную Индию, и попутно склонить ханства к Российскому престолу.

В 1717 году Черкасский и его отряды выступили из Астрахани. Князя сопровождало несколько тысяч бойцов, среди которых были шведские наемники, пехотинцы, артиллеристы, ополчение астраханских дворян, вооруженные ногайцы и казаки. Целый месяц шли отряды под руководством Бековича-Черкасского, преодолевая безводные места. Наконец, войско остановилось в ста двадцати верстах от Хив вблизи Аральского моря, где незваных гостей встретил хан Шаргази. Три дня орды хивинцев «чинили жестокие нападения» на людей Черкасского, но одолеть их в бою не могли.

Осознав силу отрядов русского посла, хивинцы решили прибегнуть к обману. Хан выслал в лагерь Черкасского двух человек, которые от имени правителя предлагали мир с российским послом. Шаргази пригласил Бековича-Черкасского к себе в ставку. Наивно доверившись словам посланников, Черкасский выехал в лагерь хана и был вероломно взят в плен, а его защитники перебиты. В походе Черкасский узнал весть о гибели жены и дочерей на Волге. Возможно, подавленный известием, он и совершил роковую ошибку поверить слову хивинцев.

В плену князя Черкасского заставили написать послание к майору, оставшемуся с основными силами русских, разделиться на маленькие команды и рассеяться среди местного населения. Майор трижды отказывался выполнить этот самоубийственный указ, догадываясь, что он дан князем невольно, но на четвертый раз покорился. В итоге, все войско, разделившееся на группы, было поодиночке разбито хивинцами. Хан Шаргази отрубил Бековичу-Черкасскому голову и отправил соседнему Бухарскому правителю, хвалясь, что разбил войско могущественного российского посла.

Князь Бекович-Черкасский не успел построить каменную церковь в своей вотчине под Москвой, но отправляясь в дальний поход, дал указ теще Марии Федоровне Голицыной окончить задуманное. Уже после смерти князя был основан, а через три года построен сохранившийся Преображенский храм в селе Юдино.

Подворье эстонской обители в Подмосковье

Храм в Юдино как и церкви в Перхушково и Акулово не закрывался в советские годы. В 1995 году этот подмосковный храм стал скитом Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии. Создание скита произошло в годы патриаршества Алексия II, который родился в Таллинне и, будучи епископом, опекал женский монастырь на своей малой родине в советские годы.

У Пюхтицкого монастыря сложилась счастливая судьба в XX веке. После революции 1917 года обитель оказалась на территории независимой Эстонии, поэтому не была закрыта. По итогам Великой Отечественной войны, когда Прибалтика вновь вошла в состав СССР, действовавший Пюхтицкий монастырь закрывать не стали, и монашеская жизнь в нем никогда не прекращалась.

Пюхтица в переводе с эстонского языка означает «святое место». Монастырь был основан рядом с дубом на горе, где в XVI веке местные эстонские крестьяне нашли чудотворную икону Божией Матери. С тех пор на святом месте стояла часовня, а в 1880-е годы стараниями губернатора Эстляндии князя Сергея Шаховского был открыт православный приход, преобразовавшийся в женскую общину, а в 1891 году – в полноценный монастырь. В 1990-е годы у обители появилось несколько скитов и подворий в России. Пюхтицкий монастырь открыл подворье в московском храме Николая Чудотворца в Звонарях, а также небольшое загородное подворье при храме преподобного Никона Радонежского у деревни Марино Сергиево-Посадского района.

Московская область привлекает туристов-паломников со всей России и из-за рубежа. На территории региона находятся известные на весь мир православные святыни, такие как Троице-Сергиева Лавра. Всего в Подмосковье не менее 1,7 тысячи храмов, некоторые из них не столь известны, хотя имеют особую историко-религиозную ценность. Где находятся старейшие церкви Подмосковья и чем они примечательны, читайте в материале портала mosreg.ru.

Усадьба Лопасня-Зачатьевское: как хранят наследие Пушкина в Подмосковье>>

Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1396 – 1407 гг. (Звенигород)

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

На окраине Звенигорода, на территории, где когда-то располагался кремль (на Городке), стоит Успенский собор. Церковь была заложена сыном Дмитрия Донского князем звенигородским Юрием Дмитриевичем. На сегодняшний день сохранились высокие земляные валы вокруг холма, где в XII веке начал строиться Звенигород. У храма есть интересная особенность: посетители замечают, что его стены сужаются вверх. Так и есть – этот прием делает здание визуально выше вблизи. Изначально церковь была центральной в городе, сейчас же находится на тихой отдаленной улице среди частных домов.

Где находится: Звенигород, улица Городок, 1.

Музей-усадьба Мураново: экскурсия в XIX век>>

Собор Рождества Богородицы, 1405-1407 гг. (Звенигород)

Источник: Фотобанк Московской области, Юрий Березин

Храм Рождества Богородицы находится в Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде. Сегодня Рождественский собор – центральный элемент монастыря.

Как и Успенский собор, он построен на средства Юрия Звенигородского, но, по-видимому, другими мастерами – не так искусно, как последний. Собор многократно перестраивали. Около 1549 года пристроили Саввинский придел и двустороннюю паперть. В 1687-1688 годах добавили галерею-переход к царскому дворцу. В 1780-х годах заложили арки нижнего яруса южной части собора с ризницей. Кровлю перекладывали не менее трех раз.

Где находится: Звенигород, Ратехинское шоссе, владение 1.

Усадьба Ильинское-Усово: включение в «Императорский маршрут» как импульс к развитию>>

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище, 1360-70 гг. (Коломна)

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области, Денис Трудников

Памятник архитектуры второй половины XIV века – Иоанно-Предтеченская церковь – находится в Коломне. В XVI веке верхнюю часть храма перестроили, затем здание претерпело еще несколько реконструкций. До наших дней церковь дошла в облике XVI века. Тем не менее, сохранился барельеф с изображением мифического животного – барса, волка, собаки или василиска. Оно стало неофициальным символом Коломны.

Где находится: Коломна, ул. Городищенская, 102А.

«Золотая коллекция» экскурсий для жителей Подмосковья: куда поехать на электричке в выходные>>

Никольская церковь в селе Каменское, 1309-1312 гг. (Наро-Фоминский округ)

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области, Антон Чернов

Никольский храм под Наро-Фоминском выполнен в простых и строгих формах. Небольшое сооружение отличается редким для того времени подходом зодчего, который, скорее всего, либо обучался за границей, либо был приглашенным иностранцем. Здание выполнено в технике южнославянских каменных храмов XII-XIV веков.

В XV веке церковь разрушили польские захватчики, ее не восстанавливали до конца XVII века. После реконструкции храм освятили в 1649 году и передали в ведение Архангельского собора в Москве. Еще один тяжелый период в истории храма – послевоенные годы. Его использовали под нужды молочной фермы. В 1958-1964 годах здание отреставрировали и освободили от лишних построек.

Где находится: Наро-Фоминский городской округ, село Каменское, улица Центральная.

Слэклайн-площадки, книжные полки и Wi-Fi – что нового в парках Подмосковья>>

Церковь Иоакима и Анны, 1390-е гг. (Можайск)

Источник: Фотобанк Московской области, Галина Добрынина

Комплекс церквей на окраине Можайска складывался в период с XIV по XIX века. До 1764 года на холмистом берегу Москвы-реки стоял Якиманский (Иоакима и Анны) монастырь XVI века с собором. К нему пристраивали придел, затем собор разбирали. Далее его буквально вывернули наизнанку: общую с приделом северную стену сделали южной, ее интерьер стал фасадом. Нынешняя Якиманская церковь была построена в XIX веке на фундаментах белокаменного здания конца 14 века с частично сохранившимся приделом. С улицы можно заметить след примыкания к стене иконостаса и нишу алтарного жертвенника. Эта необычная церковь сегодня остается мало изученной.

Где находится: Можайск, улица Крупской, 6-А.

Путешествие за сыром: где в Подмосковье попробовать лучшие сорта и у кого взять уроки варки>>

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, 1422-1423 гг. (Сергиев Посад)

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Троицкий собор – древнейшее из сохранившихся зданий в Троице-Сергиевой Лавре. Его воздвигли над мощами святого Сергия Радонежского, и именно с него начал образовываться современный ансамбль монастыря. История и убранство собора связаны и именем иконописца Андрея Рублева, который вместе с другими мастерами расписал интерьер и соорудил сохранившийся до наших дней иконостас. Для него художник написал свою знаменитую «Троицу». Еще особенность иконостаса – он сплошной, и иконы в нем не разделены алтарными столпами, как это делалось обычно.

Собор действующий. В нем ежедневно совершается Божественная литургия, молебны с акафистом преподобному Сергию Радонежскому, по пятницам – соборный молебен с акафистом Божией Матери в память о явлении Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Здесь же принимают монашеский постриг братья обители.

Где находится: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Музей граффити в Подмосковье – как Трехгорка превратилась в стритарт-джунгли>>

Богоявленская трапезная церковь, 1530 г. (Волоколамский округ)

Источник: Пресс-служба Губернатора Московской области, Антон Чернов

Богоявленская трапезная церковь является частью трапезной палаты Иосифо-Волоцкого монастыря. В ее основе – постройка 1504-1506 годов. Тогда трапезная имела меньшие размеры. В XVI веке она перестраивалась с сохранением подклета и северной стены. Верхнюю часть церкви перестроил зодчий Трофим Игнатьев в 1682 году. В XIX веке к трапезной палате с запада добавили паперть. В советское время в трапезной был краеведческий музей. Сегодня весь архитектурный ансамбль монастыря передан в церковное управление.

Где находится: Волоколамский городской округ, село Теряево, на территории Иосифо-Волоцкого монастыря.

Где в Подмосковье отметить торжество недорого: 8 ресторанов с хорошей кухней>>

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *