Западноевропейский экзархат русских приходов

Историческое событие для Русской православной церкви: в ее состав 7 октября включен так называемый «русский экзархат» в Западной Европе. Почти век церкви и приходы эмигрантов, покинувших Россию после революции, находились в подчинении Константинопольского патриархата. Но недавно представители экзархата приняли решение стать частью Московского патриархата.

Этого исторического события ждали и в России, и во всех западноевропейских приходах русской традиции. Клирики и сами приходы архиепископии отныне стали неотъемлемой частью Московского патриархата. Сегодняшним решением остановлен многолетний разрыв русского зарубежья.

«Эта архиепископия была одной из частей русской православной эмиграции, порожденной революцией и Гражданской войной. Парижская церковная эмиграция прошла очень сложный путь до принятия решения о вхождении в состав Московского патриархата. Мы все прошли соответствующий путь. Это стало возможно и потому, что многое изменилось в Западной Европе, и потому, что очень многое изменилось в жизни нашей страны и нашей церкви», — подчеркнул Патриарх Московский всея Руси Кирилл.

После революционных событий в России епархия в составе Константинопольского патриархата была создана лишь временно. Ее основу составили приходы, сформированные эмигрантами из России в Западной Европе после Гражданской войны. Осенью 2018 года Константинополь принял одностороннее решение о роспуске «русского экзархата». Его духовенству предложили перейти в подчинение местных греческих архиереев. Архиепископия с решением не согласилась и обратилось к Патриарху Кириллу с просьбой принять ее в состав Московского патриархата. Что важно, приходы сохраняют богуслужебные, языковые, управленческие традиции и финансовую автономию. Но главное, объединение стало последним актом в столетней драме революции.

«Сегодняшнее историческое событие положило конец этим разделением. И как заметил Патриарх в своих недавних проповедях, это событие выходит за рамки церковного результата, но также является общегражданским результатом», — подчеркивает председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

В 2007 году произошло воссоединение Московского патриархата с Русской православной церкви за рубежом. А сегодня процесс воссоединения завершили.

Западноевропейские приходы русской традиции объединяют православных христиан различного происхождения во многих странах Европы. Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания — более ста приходов, 11 действующих церквей, два монастыря, семь скитов.

Эти значимые приходы сегодня играют большую роль в духовной жизни Западной Европы. Решение о переходе по просьбе главы архиепископии Иоанна — кстати, этнического француза, не говорящего по-русски — было поддержано абсолютным большинством духовенства и прихожан, среди которых представители многих народов, живущих по русской богослужебной традиции.

Событие, кроме всего прочего, означает и то, что в лоно Русской православной церкви переходит такие шедевры как кафедральный собор Александра Невского в Париже. Это намоленное место, с ним была связана жизнь русской эмиграции. Возвращается и множество других храмов в Западной Европе, которые с сегодняшнего стали частью Русской церкви.

Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции

Описание:

Архиепископия сформировалась на основе приходов, организованных беженцами из России в Западной Европе после революции 1917 г.

Временное управление русскими церквями в Западной Европе соединенным присутствием Священного Синода и Высшего Церковного Совета в марте 1921 г. было поручено Преосвященному архиепископу Евлогию (Георгиевскому).

В силу исторических обстоятельств в 1931 г. приходы, возглавляемые митрополитом Евлогием, были приняты на временной основе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата в качестве экзархата. Часть прихожан не согласилась с этим решением и заявила о своей верности Московскому Патриархату, основав в Париже приход в честь Трех святителей. Впоследствии к этому приходу присоединились другие; позднее на базе этих приходов была образована Корсунская епархия.

В послании к пастве в феврале 1931 г. митрополит Евлогий писал: «Когда восстановится общепризнанная центральная церковная власть и нормальные условия жизни Русской Православной Церкви, мы вновь вернемся к прежнему положению… Вступая на этот путь, мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви. Мы… не прекращаем с ней нашего единения… Это лишь временный перерыв официальных административных сношений».

29 августа 1945 г. митрополит Евлогий и два его викария — архиепископ Владимир и епископ Иоанн — обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с письмом, в котором излагалась просьба об объединении с Русской Православной Церковью.

В тот же день иерархи подписали вместе с пребывавшим в Париже митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) и сопровождавшими его священниками акт, в котором подтверждалось, что митрополит Николай «совершил каноническое воссоединение с Матерью Русской Православной Церковью, по общепринятому церковному чину, Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия и его викариев».

7 сентября 1945 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Возблагодарив Господа Бога, считать митрополита Евлогия и его викариев — архиепископа Владимира и епископа Иоанна со всеми 75 приходами воссоединенными с матерью-Церковью и принятыми в юрисдикцию Московской Патриархии и сохранить на будущее время Экзархат западноевропейских церквей в существующих его границах во главе с митрополитом Евлогием как экзархом Московской Патриархии на основаниях, изложенных в соответствующем Положении об управлении этими церквами».

После кончины митрополита Евлогия 8 августа 1946 г. значительная часть клира и паствы Архиепископии приняла решение вернуться в состав Константинопольского Патриархата под руководством архиепископа (впоследствии митрополита) Владимира (Тихоницкого).

До 2018 г. приходы пребывали с временным перерывом в подчинении Константинопольскому Патриархату под разными наименованиями, наиболее известное из которых — Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции.

27 ноября 2018 г. Синод Константинопольского Патриархата принял решение о роспуске Архиепископии.

23 февраля 2019 г. на своей генеральной ассамблее клир и миряне Архиепископии подавляющим большинством проголосовали за сохранение архиепархии как отдельной церковной структуры.

7 сентября 2019 г. на чрезвычайном собрании Архиепископии большинство делегатов высказалось за присоединение к Московскому Патриархату, однако предусмотренных действующим уставом двух третей голосов не набралось. Архиепископ Иоанн (Реннето) продолжил совещания с духовенством, в результате которых 14 сентября направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обращение, в котором сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование в составе Русской Православной Церкви и попросил о своем присоединении к Московскому Патриархату вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами.

14 сентября Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел обращение архиепископа Иоанна. Члены Священного Синода, обсудив это обращение посредством способов удаленной связи, постановили принять архиепископа Иоанна в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Архиепископу Дубнинскому Иоанну было поручено управление упомянутыми приходами (журнал № 122). Члены Священного Синода также постановили по получении обращения от собрания представителей приходов Архиепископии иметь дополнительное суждение для определения канонической формы их организации, исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций, установленных митрополитом Евлогием с учетом условий существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе.

7 октября на заседании Священного Синода было постановлено принять Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции в состав Московского Патриархата (журнал № 123). Синод также подтвердил принятие в юрисдикцию Московского Патриархата в составе Архиепископии клириков и приходов, выразивших таковое желание.

Согласно решению Синода, «в Архиепископии сохраняются исторически сложившиеся особенности ее епархиального и приходского управления, в том числе те, которые были установлены митрополитом Евлогием, исходя из особенностей существования возглавляемого им церковного удела в Западной Европе и с учетом отдельных решений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов».

3 ноября за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Иоанну (Реннето) Патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью.

***

Патриаршая и синодальная грамота о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью

Страна: Франция Город: Париж Адрес: 12, rue Daru, 75008, Paris, France Web-сайт: http://archeveche.eu Глава архиепископии: Иоанн, митрополит Дубнинский (Реннето Жан-Пьер) Викарный архиерей: Симеон, епископ Домодедовский, викарий Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции (Коссек Жерар) Елисей, епископ Реутовский, викарий Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции (Жермен Николай)

7 сентября в соборе святого Александра Невского на Рю Дарю в Париже состоялось заседание внеочередной Генеральной ассамблеи Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе – именно так официально теперь называется западноевропейский «русский экзархат» Константинопольского Патриархата. Рассматривался единственный вопрос: о присоединении к Московскому Патриархату.

История русских православных приходов в Западной Европе драматична. В ней были революция, иммиграция, война, нелегкая жизнь на чужбине, смыслом которой оставалось главное – несмотря ни на что сохранить свою русскую идентичность, которая невозможна без Русского Православия. В 1999 году Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе получила от Константинопольского патриархата статус экзархата, который тут же получил название «русский». На сегодняшний день в его составе 65 приходов, 11 действующих церквей, два монастыря и семь скитов во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании, а также более 100 священников и 30 диаконов.

Но вошедший в русло клинической русофобии, подогреваемой Госдепом США Константинополь в конце 2018 года в одностороннем порядке принял решение о роспуске «русского экзархата» и предложил его духовенству и верующим перейти в подчинение местных греческих архиереев. То есть утратить свою выстраданную идентичность. Конечно, с этим русские общины согласиться не могли.

Вот тогда по благословению Патриарха Кирилла Архиепископии русских приходов в Западной Европе и предложили войти в состав РПЦ с сохранением своих Устава и традиций. Но на Фанаре, очевидно, решили еще сильнее «закрутить гайки» и 31августа также в одностороннем порядке предоставили его главе архиепископу Хариупольскому Иоанну (Реннето) «канонический отпуск», на самом деле означавший увольнение с должности. Ему выслали отпускную грамоту с правом перехода в другую юрисдикцию. А на ставшую вакантной должность был назначен один из отцов ПЦУ – митрополит Галльский Эммануил (Адамакис).

5 сентября владыка Иоанн (Реннето) опубликовал открытое письмо к духовенству и мирянам Архиепископии, в котором заявил о неправомочности решений, которые были приняты Константинопольским патриархатом. А на 7 сентября было назначено чрезвычайное собрание Западноевропейского экзархата, призванное решить его дальнейшую судьбу.

Архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето)

В результате тайного голосования за переход в РПЦ проголосовало большинство делегатов – 104 человека (58%), правда, необходимых по французскому законодательству 2/3 голосов это предложение не набрало. Против перехода в юрисдикцию Московского Патриархата проголосовало 75 человек – 41,9% от общего числа голосовавших. И это меньшинство оставило дальнейшую судьбу Русской Архиепископии в стадии неопределенности. В то же время замглавы ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов заявил, что все общины бывшего «русского экзархата», которые выразят желание покинуть Константинопольский патриархат, будут приняты Русской Православной Церковью.

Таким образом, западноевропейские русские православные общины все же духовно возвращаются на Родину, объединяются со своей Церковью-Матерью. А за Фанаром все сильнее закрепляется сомнительная слава разрушителя православного единства.

Наш корр.

Священный синод Русской православной церкви на своём заседании в субботу принял в юрисдикцию Московского патриархата главу русских приходов в Западной Европе Иоанна (Реннето), наградив его титулом «Дубненский».

Также синод постановил, что все приходы, находившиеся под руководством Иоанна, и все клирики, которые выразят желание перейти в юрисдикцию РПЦ, будут в неё приняты.

В ноябре 2018 года Константинополь принял решение о роспуске «русского экзархата» в Европе и предложил его духовенству и верующим перейти в подчинение местных греческих архиереев. Фактически это означало упразднение экзархата как отдельной структуры и переподчинение около 120 русских православных приходов митрополиям Западной Европы. С этим решением архиепископия «русского экзархата» не согласилась.

В августе этого года Московский патриархат официально предложил «русскому экзархату» присоединиться к РПЦ, сохранив свой устав и традиции. В то же время Константинополь исключил из своих рядов главу экзархата архиепископа Иоанна.

7 сентября в Париже на общем собрании архиепископии русских церквей в Западной Европе большинство священнослужителей проголосовали за переход под управление РПЦ, при этом им не удалось набрать необходимых по уставу двух третей голосов. В ответ в Московском патриархате заявили о готовности принимать общины, желающие к нему перейти, в индивидуальном порядке.

  • Архиепископия русских приходов в Западной Европе («русский экзархат») была образована в 1924 году на основе приходов, сформированных беженцами из России после Гражданской войны. Позже архиепископия вошла в состав Константинопольского патриархата. До последнего времени она имела 65 приходов, 11 действующих церквей, 2 монастыря и 7 скитов. Основная часть прихожан проживала во Франции.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *