Заповеди блаженства текст

Содержание

Иисус Христос ходил по всей Галилее, исцелял людей и проповедовал им Евангелие Царства Божия, чтобы исцелить не только тело, но и душу их. Об Иисусе прошел слух по всем окрестностям, и много людей следовало за ним.

Увидев множество народа, Он поднялся на гору и сел, чтобы учить своих учеников и народ. Многие думали, что главное — это здоровье, и поэтому приходили исцеляться. Но Христос учил совсем другому.

Ветхозаветные десять заповедей — это закон, удерживающий людей от греховных дел. А Новый Завет — это закон Божественной любви и благодати, показывающий, как можно стать духовно здоровым человеком, достигнуть святости. Здесь Сам Бог спустился на землю и воплотился в человека. Он Сам исполнил этот закон и дал благодатную силу своим последователям исполнять его. (Мф.5;17)

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14;6). Так говорит Христос, который проложил нам путь в Небесное Царство. И все христиане должны следовать этим Путем, взяв свой крест.

Суть нагорной проповеди Иисуса Христа, ее краткое содержание

Евангелист Матфей сконцентрировал в Нагорной проповеди основную суть учения Христа о спасении (Мф.5,6,7). Нагорная проповедь Иисуса Христа состоит из заповедей блаженства и дальнейшего их толкования. Господь показал здесь, какие душевные расположения должны мы иметь, чтобы все больше приближаться к Богу и обретать блаженство, то есть высшую форму счастья.

Христианство призывает людей к счастью. С христианской точки зрения счастье — это приобретение духовных свойств, подобных Богу. Счастье — это Царство Божие внутри нас. Значит, смысл христианской жизни состоит в уподоблении Богу, в стяжании Духа Святого.

Глава 5

После заповедей блаженства Господь говорит: «Вы — соль земли.» Соль — дух Христов, удерживающий мир от нравственной порчи и разложения. Этот дух ученики должны передавать всей земле. (Мф.5;13).

«Вы — свет мира». Ученики Христовы должны показывать пример христианской нравственности всему миру, чтобы имя Божие не хулилось у язычников. То есть люди, называющие себя христианами, должны жить по евангельским заповедям.(Мф.5;14)

Христос показывает, что Ветхий Завет устарел, и Он дает нам Новый. Мы не должны подражать фарисеям, которые исполняли только внешние правила закона и напоказ, а духа Божия не имели (Мф.5;17-20). Далее Господь учит нас, как превзойти «праведность» книжников и фарисеев, чтобы войти в Царство Небесное, и перечисляет добродетели:

  • Заповедь «не убивай» Иисус дополняет запрещением гневаться напрасно и злословить. Нельзя никого обижать и обижаться, а надо мириться с соперником и прощать.
  • Заповедь «не прелюбодействуй» Иисус дополняет добродетелью целомудрия: надо предохранять себя от соблазнов, грязных мыслей и желаний (Мф.5;21-32).
  • Нельзя преступать клятвы, а лучше вовсе не клясться.
  • Нельзя мстить за себя, отмщение предоставить Богу, а надо зло побеждать добром. Надо любить своих врагов, чтобы уподобляться Богу, который любит всех людей. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5;33-48).

Глава 6

  • Творить милостыню, молиться и поститься надо втайне, «и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Здесь Христос заповедует нам бороться с тщеславием не только перед людьми, но и в мыслях: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6;1-18).

  • Господь дает нам молитву «Отче наш».

Если мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи, то и сами должны не злопамятствовать, а прощать грехи своим должникам. Мы просим Бога, чтобы в искушениях Он помог нам победить лукавого, то есть не согрешить (Мф.6;9-13).

  • «Не собирайте себе сокровищ на земле», но собирайте их на небе, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Поборов тщеславие, Господь говорит о нестяжании, потому что люди приобретают много богатства по причине тщеславия.

  • «Не можете служить Богу и маммоне».

Христос не запрещает нам трудиться, но запрещает ставить заботу о материальных благах на первое место, пренебрегая Богом. Небесный Отец знает, в чем мы имеем нужду. Поэтому «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6;19-34)

Глава 7

  • «Не судите, да не судимы будете».

Если мы будем оплакивать свои грехи, то не будем замечать грехи других, и Господь нас не осудит. Если мы осуждаем, то наш грех Христос сравнивает с бревном, а грех того, кого мы судим, сравнивает с сучком. Поэтому изобличать кого-то может только безгрешный, святой человек. (Мф.7;1-5)

  • «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Дав нам великие и трудные заповеди, Христос показывает, как мы можем их выполнить: при помощи непрерывной молитвы. Без благодати Божьей заповеди выполнять невозможно.

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Мф.7;7-12)

Всякого христианина, который слушает евангельские заповеди и исполняет их, Христос уподобляет благоразумному строителю, построившему дом своей души на камне (камень — это Христос), и никакие искушения его не разрушат. А человек верующий только, но не живущий по евангелию, уподобится безрассудному строителю, построившему дом своей души на песке, а при искушениях он падает. (Мф.7;21-27)

9 заповедей блаженства Иисуса Христа с толкованием

Евангельские блаженства можно уподобить пирамиде, наподобие тех, которые строили египетские фараоны. Христианские пирамиды блаженств основаны на самом твердом Камне, который есть Христос. Основание пирамиды должно быть широким и прочным, чтобы оно выдержало верхние уровни. Христианин должен уделить особое внимание этому основанию, чтобы его пирамида не разрушилась. Основание — это первое блаженство:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Нищий — это тот человек, который ничего не имеет и просит у других. И милостивые люди его кормят и одевают. Такой нищий не думает, что эта одежда и пища — его собственность и не гордится этим.

А человек нищий духом думает, что, кроме грехов, у него нет ничего своего. Материальные блага, телесные красота и здоровье, душевные таланты и добродетели — все дает ему Бог. Такой нищий духом видит благодеяния, которые посылает ему Бог, понимает, что он их недостоин, смиряется и постоянно благодарит и славит Бога. Такое смирение, или нищета духа, называется добровольным.

Есть еще вынужденное смирение. Гордый или тщеславный человек думает, что все его телесные дарования, душевные таланты и добродетели, материальное богатство — это его собственность и к Богу не имеет никакого отношения. Такого человека Господь сам смиряет: посылает ему болезни, скорби, несчастья.

В такой ситуации человек может осознать свои грехи и искренно покаяться. Как разбойник на кресте осознал, что достойное по делам своим приемлет наказание и покаялся перед Господом, и сразу получил Царство Небесное, первым вошел в рай. Здесь покаяние привело разбойника к смирению.

Если человек захочет исполнять заповеди Божьи, он увидит, что своими силами не может ничего исполнить, не может освободиться ни от одной страсти. Тогда к человеку приходит осознание, что ему нужен Спаситель, который спасет его от грехов. Такой человек смиряется, как нищий, и постоянно просит у Господа помощи, как подаяния. Он кается в грехах, и милостивый Господь ему помогает во всем, очищает от страстей и спасает.

Кто увидит себя грешным, тот покается. Кто покается, тот смирится и ощутит себя духовно нищим, ничего своего не имеющим.

Он молится, как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешнику». Такой человек ищет только Бога и входит в Царство Небесное. Он чувствует себя блаженным, потому что с ним пребывает Божья благодать. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»(1Пет.5;5).

Духовная нищета приобретается в опыте правильной христианской жизни и является основанием для приобретения других добродетелей. Меру любви в человеке определяет мера смирения. Только в смирении человек может соединиться с Богом, потому что Бог есть не только любовь, но и величайшее смирение: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11;29).

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Нищий обычно печалится о своей нищете. Поэтому нищета духа рождает плач.

Человек, который покаялся, сокрушил свое сердце и смирился, начинает оплакивать свои грехи. Он понимает, что даже с помощью Бога ему тяжело исправляться. И чем ближе он приближается к Господу, тем больше грехов он в себе замечает и больше плачет. Человек просит прощения у Бога, как ребенок просит прощения у своего родителя, и Господь его прощает и утешает. И в этом благодатном утешении человек становится блаженным.

Блаженным может быть плачь о грехах наших близких живых и умерших, когда мы вымаливаем их у Бога и просим помиловать их, простить им грехи и дать им Царство Небесное.

Еще блаженным плач может быть от печали ради Бога, или от умиления. «Умиление — это непрестанное мучение совести, которое прохлаждает сердечный огонь мысленною исповедью перед Богом» (Иоанн Лествичник). Самые высокие слезы — это слезы святых, которые льются непрестанно.

Больше всего люди плачут от телесных и душевных страданий: тяжелобольные, скорбящие от потери близких, обездоленные, вдовы, сироты, обиженные сильными. Господь любящий и сострадательный примет эти слезы и утешит скорбящих. Слезы размягчают человеческое сердце. В скорби легче обратиться к Богу.

Достигши плача, надо стараться хранить его, ибо он может легко потеряться, особенно от суеты, многословия, развлечений и смеха. «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6;25).

Противоположно блаженному плачу огорчение и тоска без надежды на Бога. Такой человек обвиняет других людей в своих бедах и скорбях, ропщет на людей и на Бога, малодушествует. И не понимает, что если он живет по своей воле и без надежды на Бога, то на него действуют духовные законы: его скорби и несчастья — следствие его греховной жизни.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Кротость — это спокойное состояние духа, полное христианской любви, при котором человек не раздражается сам и не раздражает других, не гневается и не ропщет ни на людей, ни на Бога. Кроткий терпеливо переносит обиды, не воздает злом за зло и прощает обидчика, молясь за него Богу. Кроткий не мстит за себя, но все отдает на суд Божий.

Кроткий человек видит свои грехи и оплакивает их, поэтому уже не осуждает других людей за их грехи, а старается думать о них только хорошее. Кротким может стать только мужественный и сильный человек, который укрощает себя с Божьей помощью и становится незлобивым.

Таким блаженным кротким христианам Господь обещает не только эту тленную землю, но и ту новую «землю живых», на которой праведники будут жить вечно (Пс.26;13).

После грехопадения Бог назвал Адама землею, а в Адаме и всех людей. Будучи землею, мы вместе с тем не можем ею владеть: разные страсти похищают ее у нас, а особенно гневная страсть. Кротость возвращает нам эту власть и контроль над собою, над нашей землею. Поэтому кроткие наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Когда христианин овладеет землею, то есть своею плотью и порывами, он начинает желать Неба и входит в новое блаженство: начинает алкать и жаждать правды Божьей. Мирское богатство и мирская правда его уже не интересуют.

Жаждущие правды, жаждут Христа, ибо Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14;6).

Алчущие и жаждущие правды так сильно желают Христа, как алчущие желают есть и жаждущие — пить. Они стараются угодить Богу своей жизнью по евангельской правде. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс.41;2-3).

Грехом человек насытится не может: пьяница не может удовлетворить свою жажду к алкоголю, чревоугодник не может насытить свое чрево, сребролюбец не может удовлетворить свою алчность к богатству. Они вынуждены увеличивать дозу, но все равно остаются неудовлетворенными.

Многие такие неудовлетворенные своей жизнью люди начинают искать смысл жизни и правду ее и находят Христа Спасителя. «Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Мф:7;7).

Праведники — это люди, которые живут по евангельскому учению со Христом. Если человек по-настоящему алчет найти жизнь со Христом, то Господь его в этом насыщает и дает силы двигаться дальше по ступеням пирамиды.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Если человек живет со Христом по Евангелию, то он достигает любви и милосердия. Милостивые люди сострадательны к другим, всем сердцем жалеют несчастных и нуждающихся и стараются им помочь.

Милостыня бывает телесной и духовной, но духовная больше. Телесная милостыня: алчущего накормить, жаждущего напоить, принять странника, одеть нагого, посетить больного и заключенного в темнице.

Духовная милостыня: молиться за всех Богу; обратить грешника на путь истины; научить истине незнающего; подать добрый совет; утешить страдающего или печального; никого не осуждать, всех прощать; любить врагов; полагать душу свою за друзей своих, как и Христос претерпел смерть ради нас.

Если мы просим в молитве милости «Господи, помилуй», то и сами должны миловать других. Если просим у Бога простить наши грехи, то и сами должны прощать других. «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2;13). А милостивые будут помилованы (Мф.25;31-46).

Учитывается даже милость к собственной душе, когда мы изводим ее из греховной темницы и исцеляем, очищаем ее покаянием (одеваем) и питаем Словом Божьим.

Милосердие противоположно жестокосердию. Жестокость относится к страсти сребролюбия (любостяжания), так же, как разбой и воровство. Как жестокий ненавидит бедных и нищих, так милостивый сострадает и печалится чужими бедствиями.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Чистые сердцем не грешат не только делами, но и мыслями, желаниями и чувствами. Их сердце свободно от земных привязанностей и греховных страстей, порождаемых гордостью и самолюбием. Такие люди непрестанно помышляют о Боге и просят его: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50;12).

Чтобы приобрести чистоту сердца, нужно воспитывать в себе добродетели воздержания и целомудрия. Надо хранить церковные посты, воздерживаться от пьянства и объядения и обуздывать плоть умеренным употреблением пищи, от чего начинают ослабевать все страсти, особенно самолюбие (любовь к своей плоти, ее жизни и покою).

Чтобы воспитать в себе целомудрие, надо уклоняться от всякого рода блудных дел: неприличных бесед, книг, фильмов и т. п., хранить чувства (зрение, слух, осязание), отвергать блудные помыслы и мечтания. Начало целомудрия — это неколеблющийся от блудных помыслов ум, а совершенство целомудрия — это чистота, зрящая Бога.

Чем больше очищается наше сердце, тем больше увеличивается его емкость и тем больше Божественной любви мы сможем принимать. Если человек не занимается очищением своего сердца от грехов, то по духовным законам с ним случаются разные несчастья и болезни, чтобы он очищался хотя бы в страданиях. Но если человек покается, то духовные законы прекращают действовать, и начинает действовать благодать.

Чистые сердцем еще здесь, на земле, увидят Бога духовными очами сердца в его образах, подобиях и явлениях. А в вечной жизни будут видеть Бога, «как Он есть», это высшая степень блаженства.

7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся

По мере очищения сердца от страстей постепенно приобретается любовь. Бог есть любовь. Тот, кто пытается приобрести любовь, не очистившись от страстей, впадает в глубокую прелесть.

Миротворцы — это люди, которые приобрели дух мирный (Дух Святой, любовь). Они соединяют в себе мирным союзом дух, душу и тело; прекращают внутреннюю брань со страстями и покоряют тело духу. Христос говорит ученикам: «Мир даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин.14;27). Иисус пришел на землю, чтобы дать человеку Свой внутренний мир. Поэтому стяжавшие мир Сына Божия и назовутся сынами Божьими.

Миротворцы стараются сами жить со всеми в мире и примирять враждующих людей или молятся Богу об их примирении. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12;18). Важно сохранять мир в семье: любить своих ближних, уступать, сносить укоризны, жертвовать своими желаниями ради любимых.

Миротворец примиряется с Богом и с самим собой. Если в человеке живут страсти, то он терзается и лишается мира. Св. Иоанн Кронштадтский молился: «Господи! Имя Тебе — Мир. Умири мятущуюся душу мою!»

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Но всегда ли должен уступать миротворец, чтобы сохранить мир с людьми? Нет! Если кто-нибудь потребует от вас, чтобы вы поступили против правды Божьей, против Его заповедей, тогда не уступайте. Против вас будут восставать и ваша греховная природа, и грешные люди, и диавол. Грешным людям ваша добродетельная жизнь кажется укоризной и обличает их злые дела.

Завистник диавол больше всего любит ссоры между людьми и ненавидит миротворца, который примиряет поссорившихся людей. Поэтому бесы пакостят праведнику через злых людей. Св Нил Синайский говорил: «Если ты истинно молишься, будь готов к нападению бесовскому».

Почти все святые были гонимы либо язычниками (мученики первых веков), либо своими же христианами (например, св.Иоанн Златоуст), либо атеистической советской властью (новомученики и исповедники российские). Христианская вера быстрее умножается, когда подвергается гонениям.

Мужайтесь и крепитесь, когда будете терпеть от них лишения, бедствия, гонения, мучения, но не изменяйте правде. Молитесь за врагов ваших и уповайте на помощь Божью. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3;12). Лишь бы вы не пострадали по причине ваших грехов.

Такие гонимые праведники не находят для себя спокойного места на земле среди порочных людей, поэтому Господь обещает им Царство Небесное, радость и блаженство.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

В восьмой заповеди речь идет о гонениях за правду, а здесь — о гонениях, поношениях, лживом злословии и клевете за то, что ты — христианин, ради Христа. Злословие и клевета уязвляет подвижника больше, чем самые опасности. Например, праведный Иов благодушно претерпел все свои несчастья. Но когда друзья стали его ругать и злословить, подвижник поколебался и пришел в смятение.

Но для христианина даже такое мощное оружие, как клевета, не является смертельным ударом, потому что Дух Святой делает его сильным. Когда вы слышите незаслуженное ругательство в ваш адрес, постарайтесь не возмущаться и не вспыхивать, не впадать в состояние оскорбленного самолюбия или благородного негодования. Но молитесь в смирении примерно так:

«Господи, я ведь и худшего достоин по грехам моим. Господи, достойное по делам моим приемлю. Но помяни меня, когда придешь во Царствие Твое.» Так подвизаясь, кротко перенося клевету и оскорбления, вы будете блаженны. Радуйтесь и веселитесь, что сподобились потерпеть за Христа. Благодарите Бога за все.

Бесчестие, гонения, ложь, клевета, оскорбления из-за Христа наваливаются на христианина, как последние и самые страшные искушения, которые лучше всего очищают его. Это мученичество ради Христа.

В любой семье, где есть христианин, может быть и гонитель, ибо «враги человеку домашние его» (Мф 10;36).

«Горе вам, если все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк.6;26). Господь нам заповедует любить наших врагов, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих нас, чтобы быть совершенными, как Отец наш Небесный. Ибо Он любит и праведных, и неправедных. Наши гонители являются нашими благодетелями, потому что через них мы спасаемся.

Человек может всю жизнь трудиться, чтобы построить райскую пирамиду из блаженств. Но было много и таких мучеников, которые, только назвавшись христианами, сразу погибали за Христа. Такие мученики получали ту же награду, что и те, которые трудились всю жизнь.

Заповеди блаженства для детей воскресной школы

Каждый человек может быть счастливым. Важно видеть в жизни то, чему можно радоваться. Люди часто думают, что имея много денег, крепкое здоровье, большой дом — это все, что нужно для счастья. Но это не так. Есть много богатых людей, которые чувствуют себя очень несчастными и даже могут наложить на себя руки.

Люди всегда задавались вопросом: «Что же делать, чтобы быть счастливым?» Бог создал нас для Себя, и мы не сможем быть счастливыми, пока не успокоимся в Нём. Однажды на горе возле Иисуса Христа собралось много людей, среди которых были и дети, которых Иисус очень любил. И Господь начал их учить, какое должно быть у них внутреннее устроение сердца, чтобы быть блаженными, то есть счастливыми.

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Разве нищие могут быть счастливыми? Нищие — это люди, которые ничего не имеют и смиренно просят подаяния. Они надеются только на помощь других людей. А нищие духом испытывают нужду в Боге, понимают, что они не имеют ничего духовного (не имеют добродетелей, а имеют только грехи) и смиренно просят помощи у Бога.

Они чувствуют, что без помощи Господа не могут сами исполнять Его заповеди и полностью уповают на Него.

Такие нищие получают в помощь Духа Святого, который помогает им исполнять заповеди и делает их блаженными. Они уже не хвалятся и не гордятся своими достоинствами, потому что знают, что это — Божий дар. И за все благодарят Господа.

Иисус Христос начал свою земную проповедь с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Покайтесь — значит, признайте себя грешными и нищими духом и «обратитесь ко Мне, чтобы Я вас исцелил и сделал духовно богатыми». Нищие духом полностью зависят от Бога, как дети зависят от родителей.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Если человек плачет от горя, боли или обиды, то пусть он воззовет в скорби своей к Богу, и Господь услышит его, поможет и утешит.

Но блаженны те, кто плачет о своих грехах. Когда вам, дорогие друзья, случается совершить что-то нехорошее, вы ведь расстраиваетесь. И, плача, признаетесь в своем проступке родителям. И они, конечно, вас прощают и утешают.

Ведь родители вас так любят, что готовы простить вам любой проступок, лишь бы вы в нем раскаялись. Так и Господь постоянно ждет нашего раскаяния и прощает грешников, которые плачут о своих грехах.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кроткие — это те, кто может себя укрощать (конечно, с помощью Божьей); сдерживать себя от раздражения и гнева; спокойно оценивать ситуацию и не впадать в панику.

Кроткие не оскорбляют и не мстят тем, кто их обидел, а просто прощают и молятся Богу о них. Такие люди блаженны.

Да, это не просто быть счастливым, когда тебя обижают. Но если вы будете злиться на обидчика, то, наоборот, будете несчастными, потому что зло отгонит благодать Божью. А если будете подражать Христу и прощать, как Он прощал своих обидчиков, то будете блаженны. Христа называют еще Агнец Божий. Агнец — ягненок — символ кротости.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Христос сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4;4). А Слово Божье — это сам Христос Господь. Значит, нам надо насыщать свою душу духовным Хлебом: молитвой, чтением Библии, духовных книг.

Апостол Павел говорит: «Царство Божье не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14;17).

Правда — это истина, а истина — сам Христос. Значит, мы, христиане, должны воспитывать в себе алчбу и жажду Христа Бога. И тогда будем блаженны.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Наш Господь милостив, Он творит добро, любит и прощает нас. И мы должны брать с Него пример. Подумайте, друзья, можем ли мы защитить товарища или помочь ему в уроках? Можем ли пожалеть обиженного или утешить больного? Можем ли пожалеть и помочь своим родителям, ведь они для нас трудятся? Можем ли поухаживать за своими младшими братьями и сестрами?

А молитва за наших родных и близких — это самая лучшая милостыня.

Ведь у нас не всегда хватает сил и возможностей помочь им самим, поэтому мы просим всемогущего Бога, чтобы Он им помог. Конечно, друзья, если мы будем милостивы к своим ближним, то и Господь будет милостив к нам и пошлет нам Свою благодать, чтобы мы были блаженными.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

А вы знаете, друзья, что чистыми должны быть не только руки и одежда, но и душа и сердце? А что делает наше сердце грязным? Грех или греховные мысли и желания. Есть хорошее чистящее средство для сердца — это покаяние, исповедь и причастие.

В таинстве исповеди Господь очищает наше сердце от греховных пятен: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1;9). А причастие Тела и Крови Христовых даст нам благодатные силы бороться с грехом, чтобы больше его не совершать.

Господь, будучи чистым и святым, может поселиться только в чистом сердце.

И если мы выгоним из своего сердца разных нечистых зверушек, то в него может войти Христос, который всегда стоит у двери сердца и стучит (Ап.3;20). И мы увидим Бога и будем вечерять с Ним.

7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.

Грешные люди редко могут наслаждаться миром, потому что у них нет мира внутри. Многие семьи живут от скандала до скандала, в перерывах накапливая обиды. Государства живут от войны до войны, в перемириях накапливая новые противоречия.

Христос пришел на землю, чтобы дать нам внутренний мир: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11;28).

У кого есть мир внутри, тот может успокоить и примирить окружающих. Как сказал святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Чтобы обрести мирный дух, надо полностью возложить свое упование на Бога, все делать с молитвой и Божьей помощью, довериться промыслу Божьему о тебе и не роптать и не возмущаться. Молись о примирении твоих ближних, если сам не можешь их помирить.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

В Небесное Царство войдут те, кого обижают за правду, то есть за то, что они верят во Христа и слушают Его. И если вас, друзья, изгнали из какого-то неправедного сообщества, то не печальтесь. Вы сможете найти себе более праведных друзей, единомышленников, которые ходят с вами в церковь.

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных…» (Пс.1;1).

9.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

В мире есть много людей, не знающих о Божьей любви. Они не любят Бога и не любят Его детей. Поэтому гонят их, злословят и даже мучают и убивают. Неужели можно быть счастливым, когда тебя не любят и даже гонят? Да, настоящее счастье может дать только Иисус Христос, в любых условиях. А если христианин терпит мучения ради Христа, то его ожидает высшая награда на небесах.

В условиях гонений и поношений закаляется наша вера. Истинно любящие Христа никогда Его не предадут. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел… Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15;18-20).

Но, кроме любви к Господу, нам нужна и любовь к врагам: «А я вам говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5;44). Сам Христос молился за распинающих Его: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23;34).

Тех, кто нас обижает, мы должны любить, как своих благодетелей. Ибо через них совершается наше спасение. Если в нашем сердце не будет ни к кому ненависти, то в нем будет жить Бог. А если с нами Господь, то мы всегда будем счастливы.

Посмотрите видео о первом и самом главном блаженстве, без которого не может быть и других :

Заповеди — это свойства здорового человека. Богу нужно наше доброе намерение, доброе усилие жить по евангельским заповедям. И это Он принимает как само дело. В центре нашей жизни должен быть Христос. Все дела мы должны делать ради Него и с помощью Его.

Мы должны понять, что к этой, земной, жизни прилепляться не следует, а нужно прилепиться к Богу. Будем над собой трудиться, упражняться в добродетелях, начиная с малого. И постепенно, с терпением будем совершенствоваться. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21;19).

Когда речь заходит о христианских заповедях, под этими словами обычно подразумевают известное всем: «Я Господь, Бог твой <…> да не будет у тебя других богов; не делай себе кумира; не произноси имени Господа напрасно…». Однако эти заповеди через Моисея были даны народу Израиля еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова.
В христианстве же существует иной кодекс отношений человека и Бога, который принято называть заповедями блаженства (Мф 5:3-12), о которых современный человек знает куда меньше, чем о ветхозаветных заповедях. В чем их смысл?
О каком блаженстве идет речь? И в чем различие ветхозаветных и новозаветных заповедей?
Об этом мы побеседовали с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым.

— Сегодня слово «блаженство» для многих означает высшую степень наслаждения. Предполагает ли Евангелие именно такое понимание этого слова или вкладывает в него какие-то иные смыслы?
— В святоотеческом наследии есть один общий тезис, встречающийся практически у всех Отцов: если человек рассматривает христианскую жизнь как способ достижения каких-то небесных наслаждений, экстазов, переживаний, особых благодатных состояний, значит он стоит на ложном пути, на пути прелести. Почему святые отцы столь единодушны в этом вопросе? Ответ прост: если Христос — Спаситель, следовательно, есть какая-то большая беда, от которой всех нас нужно спасать, значит мы больны, находимся в состоянии гибели, поврежденности и духовного помрачения, которое не дает нам возможности достичь того блаженного соединения с Богом, которое мы именуем Царством Божьим. Поэтому правильное духовное состояние человека характеризуется его стремлением к исцелению от всякого греха, от всего того, что мешает достичь этого Царства, а не стремлением к наслаждению, пусть даже и небесному. Как говорил, если не ошибаюсь, Макарий Великий, наша цель состоит не в том, чтобы получить что-то от Бога, а в том, чтобы соединиться с Самим Богом. А поскольку Бог есть Любовь, то и соединение с Богом приобщает нас к тому высшему, что на языке человеческом именуется любовью. Более высокого состояния для человека просто не существует.
Поэтому само слово «блаженство» в данном контексте означает — приобщение Богу, который есть Истина, Бытие, Любовь, высочайшее Благо.
— В чем заключается принципиальная разница между заповедями Ветхого Завета и заповедями блаженства?
— Все ветхозаветные заповеди носят запретительный характер: «Не убий», «Не укради», «Не пожелай»… Они призваны были удержать человека от нарушения Воли Божьей. Заповеди блаженства носят уже другой, положительный характер. Но их лишь условно можно назвать заповедями. По существу они есть не что иное, как изображение красоты свойств того человека, которого апостол Павел называет новым. Блаженства показывают, какие духовные дары получает новый человек, если он будет следовать пути Господнему. Десятословие Ветхого Завета и Нагорная проповедь Евангелия — это два разных уровня духовного порядка. Ветхозаветные заповеди обещают награду за их исполнение: чтобы продлились дни твои на земле. Блаженства, не отменяя эти заповеди, возводят сознание человека к истинной цели его бытия: Бога узрят, ибо блаженство есть Сам Бог. Не случайно такой знаток Писания, как святитель Иоанн Златоуст, говорит: «Ветхий Завет отстоит от Нового, как земля от неба».
Можно сказать, что заповеди, данные через Моисея, — некий барьер, ограда на краю пропасти, удерживающее начало. А блаженства — открытая перспектива жизни в Боге. Но без исполнения первого второе, конечно же, невозможно.

— Что такое «нищие духом»? И правда ли, что в древних текстах Нового Завета сказано просто: «Блаженны нищие», а слово «духом» — позднейшая вставка?
— Если мы возьмем издание Нового Завета на древнегреческом языке Курта Аланда, где в подстрочниках даются ссылки на все разночтения, которые обнаружены в найденных рукописях и фрагментах Нового Завета, то там всюду, за редким исключением, присутствует слово «духом». Да и сам контекст Нового Завета говорит о духовном содержании этого изречения. Поэтому славянский перевод, а затем и русский, содержит именно «нищие духом» как выражение, отвечающее духу всей проповеди Спасителя. И надо сказать, что этот полный текст имеет глубочайший смысл.
Все святые отцы-аскеты постоянно и настойчиво подчеркивали, что именно осознание своей духовной нищеты является основой духовной жизни христианина. Нищета эта состоит в видении человеком, во-первых, поврежденности своей природы грехом, во-вторых, невозможности исцелить ее своими силами, без Божией помощи. И пока человек не увидит этой своей нищеты, он не способен к духовной жизни. Нищета духа по сути своей есть не что иное, как смирение. Как оно приобретается, об этом кратко и ясно говорит, например, преп. Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает ему болезни его души. Святые утверждают, что без этого основания невозможны никакие другие добродетели. Более того, сами добродетели без нищеты духовной могут привести человека в очень опасное состояние, в тщеславие, гордость и прочие грехи.
— Если наградой за нищету духа является Царствие Небесное, то зачем нужны остальные блаженства, ведь Царствие Небесное уже предполагает полноту блага?
— Здесь речь идет не о награде, а о том необходимом условии, при котором возможны все дальнейшие добродетели. Когда мы строим дом, то сначала закладываем фундамент, а уже потом возводим стены. В духовной жизни смирение — нищета духовная — и является таким фундаментом, без которого все добрые дела и вся дальнейшая работа над собой становится бессмысленной и бесполезной. Об этом прекрасно сказал св. Исаак Сирин: «Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели. потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание». Но, с другой стороны, нищета духовная является мощным стимулом к правильной духовной жизни, приобретению всех других богоподобных свойств и, таким образом, полноты блага.

— Тогда следующий вопрос: иерархичны ли заповеди блаженства и являются ли они некой системой, или каждая из них вполне самодостаточна?
— С полной уверенностью можно сказать, что первая ступень является необходимой основой для получения остальных. Но перечисление других совсем не носит характера какой-то логически связанной строгой системы. В самих Евангелиях от Матфея и от Луки они имеют разный порядок. Об этом говорит и опыт множества святых, у которых наблюдается разная последовательность приобретения добродетелей. Каждый святой имел какую-то особую добродетель, которая выделяла его из среды прочих. Кто-то был миротворцем. А кто-то особенно милостивым. Это зависело от многих причин: от природных свойств личности, от обстоятельств внешней жизни, от характера и условий подвига и даже от уровня духовного совершенства. Но, повторяю, приобретение нищеты духовной, по учению отцов, всегда рассматривалось в качестве безусловного требования, поскольку без нее исполнение остальных заповедей приводит к разрушению всего духовного дома христианина.
Святые отцы приводят печальные примеры, когда некоторые подвижники, достигшие больших дарований, могли исцелять, прозревать будущее, пророчествовать, потом впадали в тягчайшие грехи. И отцы прямо объясняют: всё это происходило потому, что они, не познав себя, то есть своей греховности, своей слабости в подвиге очищения души от действия страстей, иначе сказать, не приобретя нищеты духовной, легко подвергались дьявольским нападениям, оступались и падали.

— Блаженны плачущие. Но ведь люди плачут по разным поводам. О каком плаче идет речь?
— Видов слез множество: мы плачем от обиды, плачем от радости, плачем от гнева, плачем от какой-то скорби, плачем от несчастья. Эти виды плача могут носить естественный или даже греховный характер.
Когда святые отцы объясняют ублажение Христом плачущих, то говорят не об этих причинах слез, но о слезах покаяния, сокрушения сердечного о своих грехах, о своем бессилии справиться с тем злом, которое видят в себе. Такой плач есть обращение и ума, и сердца к Богу о помощи в духовной жизни. А сердца сокрушенного и смиренного Бог не отвергнет и непременно поможет такому человеку победить в себе зло и приобрести благо. Потому блаженны эти плачущие.
— Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Как это понимать? В том смысле, что все некроткие в конце концов перебьют друг друга, а на земле останутся одни кроткие?
— Прежде всего, следует пояснить, что такое кротость. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Состояние души, при котором устранены из нее гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение есть новое блаженство, оно называется: кротость». Кротость, оказывается, не какая-то пассивность, слабохарактерность, неспособность дать отпор агрессии, а великодушие, способность простить обидчика, не отвечать злом на зло. Это свойство вполне духовное, и оно является характеристикой того христианина, который победил свой эгоизм, победил страсти, прежде всего гнев, толкающие его к отмщению. Потому такой человек способен к наследованию обетованной земли Царства Небесного.
При этом святые отцы объясняли, что здесь речь идет вовсе не об этой, нашей земле, наполненной грехом, страданиями, кровью, но о той земле, которая является обителью вечной будущей жизни человека — новой земле и новом небе, о которых пишет апостол Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе.
— Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. То есть, получается, что Бог к милостивым относится иначе, чем к немилостивым. Одних Он милует, других — нет?
— Ошибкой было бы понимать слово «помилованы» в юридическом смысле или полагать, что Бог, имея гнев на человека, но увидев его милосердие к людям, преложил Свой гнев на милость. Здесь нет ни судебного помилования грешника, ни изменения отношения Бога к нему за его доброту. Преп. Антоний Великий прекрасно объясняет это: «Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним. Живя добродетельно — мы бываем Божиими, а делаясь злыми — становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения». То есть помилование означает здесь не изменение отношения Бога к человеку за его милосердие, но это милосердие к ближнему делает самого человека способным к восприятию неизменной любви Божией. Таков закономерный и естественный процесс — подобное соединяется с подобным. Чем ближе становится человек к Богу через свое милосердие к ближним, тем больше Божией милости он становится способен вместить.

— Кто такие чистые сердцем и каким образом они оказываются способными y’зрить Бога, который есть Дух и о котором сказано: Бога не видел никто?
— Под «чистым сердцем» святые отцы понимают возможность достижения бесстрастия, то есть освобождение от рабства страстям, ибо всякий, делающий грех, — по слову Христа, — есть раб греха. Так вот, по мере того как человек освобождается от этого рабства, он действительно всё более становится духовным зрителем Бога. Как переживаем мы любовь, видим ее в себе, так, подобно этому, человек может видеть и Бога — не внешним зрением, а внутренним переживанием Его присутствия в своей душе, в своей жизни. Как прекрасно говорит об этом Псалмопевец: вкусите и видите яко благ Господь!

— Блаженны миротворцы — о ком это сказано? Кто такие миротворцы и почему им обещано блаженство?
— В этих словах по меньшей мере два сопряженных смысла. Первый, более очевидный, касается наших взаимных отношений друг с другом, как личных, так и коллективных, общественных, международных. Ублажаются те, которые бескорыстно стремятся установить и сохранить мир, хотя бы это и было сопряжено с каким-либо ущемлением их самолюбия, тщеславия и проч. Вот этот миротворец, в котором любовь побеждает его часто мелкую правду, ублажается Христом.
Второй смысл, более глубокий, относится к тем, которые подвигом борьбы со страстями очистили свое сердце от всякого зла и стали способными принять в свою душу тот мир, о котором Спаситель сказал: мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Этот мир души прославляют все святые, утверждая, что приобретший его приобретает истинное сыновство у Бога.

— Ну и последний вопрос — изгнанные правды ради. Нет ли здесь для современного человека определенной опасности — перепутать свои личные проблемы, вызвавшие неприятные для тебя последствия, с гонением за Христа и правду Божию?

— Конечно, эта опасность есть. Ведь нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. И в данном случае все мы (каждый — в меру своей подверженности страстям) иногда бываем склонны считать себя гонимыми за ту правду, которая совсем не является правдой Божией. Есть обычная человеческая правда, которая, как правило, представляет собой, выражаясь математическим языком, установление тождества отношений: дважды два — четыре. Эта правда есть не что иное, как право на справедливость. В. Соловьев очень точно сказал о моральном уровне этого права: «Право есть низший предел или определенный минимум нравственности». Изгнание за эту правду, если соотнести это с современным контекстом борьбы за свободы и права человека, оказывается, не является высшим достоинством человека, ибо здесь наряду с искренними стремлениями часто проявляется и тщеславие, и расчет, и политические соображения, и другие, не всегда бескорыстные, мотивы.
О какой же правде говорил Господь, обещая изгнанным за нее Царство Небесное? Святой Исаак Сирин писал о ней: «Милосердие и правосудие в одной душе — то же, что человек, который в одном доме покланяется Богу и идолам. Милосердие противоположно правосудию. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает, чего он достоин… А милосердие . ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздает злом, и, кто достоин добра, того преисполняет с избытком. Как сено и огонь не терпят быть в одном доме, так правосудие и милосердие — в одной душе».
Есть хорошее изречение: «Требовать своих прав — дело правды, жертвовать ими — дело любви». Божия правда есть только там, где есть любовь. Где нет любви, там нет правды. Если человеку с безобразной внешностью я скажу, что он — урод, то формально я буду прав. Но Божьей правды в моих словах не будет. Почему? Потому что здесь нет любви, нет сострадания. То есть, правда Божья и правда человеческая зачастую — совершенно разные вещи. Без любви нет правды, даже если всё выглядит вполне справедливо. И, наоборот, там, где даже нет справедливости, но есть действительная любовь, снисходящая к недостаткам ближнего, проявляющая терпение, присутствует истинная правда. Св. Исаак Сирин приводит в пример Самого Бога: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. паче Он благ и благостен. Ибо говорит: благ есть к лукавым и нечестивым (Лк 6:35)». Господь Иисус Христос, будучи праведником, пострадал за неправедных и молился с Креста: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Вот, оказывается, за какую правду действительно можно и нужно пострадать — за любовь к человеку, к истине, к Богу. Только в этом случае гонимые за правду наследуют Царство Небесное.

Заповеди Блаженства

Начинается Нагорная Проповедь девятью Заповедями Блаженства. Эти заповеди дополняют ветхозаветные Десять Заповедей, данные Моисею на горе Синай. Ветхозаветные заповеди говорят о том, чего нельзя делать, в них дышит дух строгости. Новозаветные, напротив, говорят о том, что надо делать и в них дышит любовь. Древние Десять Заповедей были написаны на каменных плитах (скрижалях) и усваивались внешним изучением. Новозаветные же пишутся Духом Святым на самих скрижалях верующих сердец. Вот текст этих бессмертных заповедей.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»

(Мт. 5:1-12).

Замечательно в этих новозаветных заповедях то, что каждая из них начинается словом «блаженны». В то время как ветхозаветные заповеди действуют путем запрета и угрозой наказания, новозаветные поощряют к добру, влекут ввысь к нескончаемой радости у Бога.

Со времени грехопадения наших прародителей люди утратили подлинное счастье и даже правильное о нем представление. Само слово «счастье» стало звучать, как несбыточная мечта, недосягаемый идеал. Но Господь Иисус Христос предлагает людям счастье, как конкретную, достижимую реальность. И здесь обещание относится не только к будущей райской жизни, но оно начинает осуществляться уже и сейчас, по мере того, как человек освобождается от гнета греха, обретает мир совести и удостаивается благодати Духа Святого. Именно Дух Святой дает человеку такую неизреченную радость, что с нею не могут сравниться никакие житейские удовольствия. Читая жития святых, мы видим, что истинные христиане, ради сохранения и усиления в себе благодати Божией, готовы были идти на любые жертвы.

Углубляясь в смысл Заповедей Блаженства, становится очевидным, что они изложены в определенной последовательности. Они показывают человеку путь к подлинному счастью и объясняют, как по этому пути идти. Их можно уподобить небесной лестнице или плану стройного дома добродетели.

Исходным пунктом для Заповедей Блаженства служит тот факт, что каждый человек, без исключения, поврежден грехом и поэтому нищ и жалок. Трагедия грехопадения Адама и Евы есть трагедия всего человечества. Грех помрачает ум, ослабляет и пленяет волю, сдавливает сердце человека печалью и унынием. Поэтому каждый грешник чувствует себя несчастным, и, в то же время, не понимает, в чем заключается причина его горя. В своих страданиях он готов винить всех людей и жизненные обстоятельства. Первая заповедь блаженства ставит правильный диагноз: причина чувства неудовлетворенности человека заключается в его собственной духовной болезни.

Господь Иисус Христос пришел в мир, чтобы исцелить человека. Он зовет всех обратиться к Богу, войти в Его Царство вечной радости. Для человека зов Христа звучит как голос любящего Отца, зовущего своего потерянного сына вернуться в родной дом. И когда возвращается человек к Богу, он не идет с багажом добродетелей или с богатством приобретенных талантов, но идет как нищий блудный сын, расточивший отцовское имущество.

Первая заповедь блаженства призывает человека понять свою духовную болезнь и обратиться к Богу за помощью. Труден этот первый шаг! Нелегко «блудному сыну» придти в себя, признать свою вину и несостоятельность, начать обратный путь. Поэтому за одно его волевое усилие, за одно доброе начало человеку уже обещается великая награда:

«Блаженны нищие духом, потому что их есть Царствие Божие»

. Замечательно, что как падение человека началось горделивым желанием сравняться с Богом («Будете, как боги» — обещал обольститель нашим прародителям, Быт. 3:5), так и восстановление человека начинается смиренным признанием своей беспомощности.

Нищета духовная — это не материальная бедность или душевная бездарность. Напротив, «нищий духом» может быть при этом очень богатым или очень одаренным человеком. Нищета духовная — это смиренный образ мыслей, который вытекает из честного признания своего несовершенства. При этом христианское смирение не есть отчаяние или пессимизм. Напротив, оно полно упования на Божие милосердие, на реальную возможность стать лучше. Оно проникнуто радостной надеждой на то, что с Его помощью мы станем добродетельными и угодными Ему детьми.

У верующего человека сознание своего убожества и греховности непременно выражается в покаянном настроении —в осуждении своего прошлого и в намерении исправиться. Искреннее покаяние, которое нередко сопровождается слезами, обладает великой благодатной силой. После него чувствуется такая легкость, будто гора спала с плеч. К такому сердечному покаянию призывает вторая заповедь, говоря:

«Блаженны плачущие, потому что они утешатся»

Когда с совести смыты грехи, тогда у человека водворяется внутренняя гармония — полный порядок в его мыслях, чувствах и желаниях. Прежняя раздраженность и озлобленность заменяется чувством умиротворенности и тихой радости. Человеку с таким настроением уже не хочется ни с кем ссориться. Он даже предпочитает потерпеть урон в каком-либо житейском деле, чем утратить свой душевный мир. Так, покаяние возводит христианина на третью ступень добродетели — кротость:

«Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю»

Конечно, иногда злонамеренные люди злоупотребляют кротостью христианина. Они пользуются случаем, чтобы его обмануть, отнять что-то или унизить. Бог утешает христианина надеждой на то, что в будущей жизни он получит гораздо больше того, что он может потерять в этой по проискам дерзких людей. Если не всегда в этой жизни, то в будущей, несомненно, справедливость восторжествует, и кроткие, как обещано, наследуют «землю» — т. е. все блага обновленного мира, на котором будет обитать правда.

Таким образом, первые три заповеди блаженства, призывающие человека к смиренному обращению к Богу, покаянию и кротости, закладывают фундамент, на котором будет воздвигаться дом христианской добродетели.

Как появление аппетита у больного служит первым признаком того, что он начинает поправляться, так и желание праведности есть первый признак, что грешник начинает выздоравливать. Находясь в грехе, человек жаждет богатства, денег, почестей и телесных удовольствий. О духовном богатстве он и не помышляет или даже презирает его. Но когда его душа освобождается от проказы греха, тогда человек начинает тосковать по духовному совершенству. Об этом стремлении к праведности говорит четвертая заповедь:

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся»

Стремление к праведности можно уподобить следующей фазе в построении дома добродетели — воздвижению стен. Употребив здесь слова «алчущие и жаждущие», Господь нам дает понять, что наше стремление к праведности не должно быть теплохладным, пассивным, а, напротив, должно быть энергичным, деятельным. Ведь и голодный человек не только думает о еде, но на и все свои усилия прилагает к тому, чтобы утолить свой голод. Только при активном стремлении к добродетели можно ее приобрести, или, по заповеди, «насытиться».

Вступая на четвертую ступень добродетели, человек уже обладает известным духовным опытом. Получив от Бога прощение грехов, мир совести и радость усыновления, христианин теперь лично ощутил Его великую любовь. Эта любовь согревает его сердце ответной любовью к Богу и состраданием к людям. Иными словами, он становится добрым, милостивым и этим восходит на пятую ступень добродетели — милосердия:

«Блаженны милостивые, потому что они будут помилованы»

Заповедь о милосердии очень обширна! Милосердие должно выражаться не только в материальной помощи, но и в прощении обид, в посещении больных, в утешении скорбящих, в добром совете, в ласковом слове, в молитве за ближнего и во многом другом. Буквально каждый день предоставляет нам много случаев помочь ближним. Большей частью то вереница малозаметных и «ничтожных» инцидентов. Но духовная мудрость христианина заключается в том, чтобы уметь не пренебрегать «малыми» добрыми делами ради совершения в будущем «великих», как ему кажется, дел. Великие планы остаются обычно не осуществленными, малые же добрые дела своим количеством к концу жизни собираются в значительный духовный капитал.

Деятельная любовь вновь настолько очищает глубины человеческого сердца от самолюбия и приближает человека к Богу, что вся его душа преображается от духовного света. Человек начинает чувствовать веяние благодати, уже в этой жизни начинает как бы видеть Бога своими духовными глазами. Здесь душа христианина уподобляется озерку, которое в течение многих лет пренебрежения заросло травами, наполнилось тиной и помутнело, а потом, будучи очищено, совсем преобразилось, так что в его кристально-прозрачные воды стали глубоко проникать лучи света. О людях, достигающих такого состояния духовной чистоты, говорит шестая заповедь блаженства:

«Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога»

. Примером такого состояния духовной чистоты, переходящей в прозорливость, были такие праведники, как св. Серафим Саровский, батюшка св. Иоанн Кронштадтский, Оптинские старцы и многие другие святые Православной Церкви.

Таких праведников Бог делает орудиями Своего промысла для спасения других людей и для этой цели наделяет их мудростью и особой духовной чуткостью. В свой миссии обращения людей на путь спасения эти праведники начинают уподобляться Сыну Божию, Который пришел в мир для того, чтобы примирить грешных людей с Богом. О таком духовном миротворчестве и говорит седьмая заповедь:

«Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими»

. Конечно, все люди должны стараться быть миротворцами в кругу своей семьи и знакомых, но высшая форма этой добродетели нуждается в особом даре свыше, который дается людям с чистым сердцем.

Уподобляясь добрыми делами Сыну Божию, христианин должен быть готовым подражать Ему и в терпении. Последние две заповеди блаженства говорят о том печальном факте, что мир, «во зле лежащий», не может терпеть подлинной праведности и восстает на ее носителей:

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня»

. Как свет, разгоняя тьму, показывает вещи в их настоящем виде, так и добродетельная жизнь подлинных христиан выявляет все нравственное безобразие нечестивых. Отсюда у грешников рождается ненависть к праведникам и желание отомстить им за свои укоры совести. Эта ненависть к праведникам проходит через всю мировую историю, начиная с повествования о Каине и Авеле, и достигая современных гонений на верующих в атеистических странах.

Люди со слабой верой стыдятся показать себя верующими, боятся подвергнуться гонениям за свои религиозные убеждения. Но истинные праведники и мученики с радостью принимали страдания за Христа потому, что их сердце горело любовью к Богу. Они даже считали себя счастливыми, что удостоились пострадать за веру. В дни испытаний христианину следует с них брать пример и утешать себя словами Христа, обещавшего:

«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»!

Ведь чем сильнее любовь, тем больше и награда.

Подводя итог последним пяти заповедям блаженства, мы видим, что они призывают к любви. Милосердие к людям есть начальная ее форма. Духовное миротворчество есть более возвышенная форма любви, для успеха которой нужны чистота сердца и озарение от Бога. Сохранение верности Богу при насмешках и преследованиях, а также готовность отдать свою жизнь ради имени Христова есть высшее проявление любви к Богу. Таким образом, последние пять заповедей блаженства, показывая христианину все более совершенные формы любви, начертывают перед ним план верхних сводов храма добродетели.

В заключение необходимо сказать, что христианину, стремящемуся к любви, не следует при этом забывать и пренебрегать фундаментом, на котором стоит его здание добродетели, — смирением, очищением совести и кротостью, потому что, если духовный фундамент начнет слабеть и давать трещины, то и все здание может рухнуть. Об этой опасности Господь будет говорить в последней части Своей Проповеди. Следующие части Нагорной Проповеди, которые мы сейчас приведём ниже, можно рассматривать как развитие духовных принципов, данных в Заповедях Блаженства.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Религиозное чтение: молитва блажен дух в помощь нашим читателям.

Текст песни Заповеди блаженства – Блаженны нищие духом.

Название песни: Блаженны нищие духом.

Дата добавления: 12.09.2014 | 01:49:07

5 чел. считают текст песни верным

0 чел. считают текст песни неверным

егда приидеши во Царствии Твоем.

Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное.

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Блажени кротции, яко тии наследят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды ради,

яко тех есть Царство небесное.

Блажени есте, егда поносят вам,

и ижденут и рекут всяк зол глагол,

на вы лжуще Мене ради.

Радуйтеся и веселитеся,

яко мзда ваша многа на Небеси. In Thy Kingdom Remember us , O Lord,

when Thou comest in Thy kingdom .

Blessed are the poor in spirit, for theirs is the kingdom of heaven .

Blessed are those who mourn , for they shall be comforted TII .

Blessed Krotz , Thou TII inherit the earth .

Blessed are those who hunger and thirst for righteousness , for they shall be filled TII .

Blessed are the merciful , for they will pardon TII .

Blessed are the pure in heart, for they shall see God .

Blessed are the peacemakers , for they shall be called God’s children of TII .

Blessed are the persecuted for righteousness’ sake,

for theirs is the kingdom of heaven .

Blessed are the natural , when thou revile you ,

and izhdenut and rekut is everyone angry verb,

Заповеди Блаженства.

Общие сведения о заповедях Ветхого и Нового Завета.

Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию.

Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди – Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.

Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности – полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.

Известны также другие Девять заповедей (заповеди Блаженства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).

Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.

Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.

Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.

Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – взлюби ближнего своего, как самого себя.” И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.”

Объяснение Заповедей Блаженства.

Первая Заповедь Блаженства.

“Блаженны нищие духом (смиренные), потому что их есть Царство Небесное.”

Слово “блаженны” значит в высшей степени счастливы.

Нищие духом – это люди смиренные, сознающие своё несовершенство. Нищета духовная есть убеждение в том, что все преимущества и блага, которые мы имеем – здоровье, разум, различные способности, изобилие пищи, дом и т.д. – всё это мы получили от Бога. Всё хорошее в нас – это Божье.

Смирение есть первая и основная христианская добродетель. Без смирении человек не может преуспеть ни в какой другой добродетели. Поэтому первая заповедь Нового Завета говорит о необходимости стать смиренным. Человек смиренный во всем просит Бога о помощи, всегда благодарит Бога за данные ему блага, укоряет себя за свои недостатки или грехи и просит у Бога помощи для исправления. Бог любит смиренных людей и всегда им помогает, гордым же и самонадеянным Он не помогает. “Бог гордым противится, смиренным же дает благодать,” – учит нас Священное Писание (Притч.3:34).

Как смирение есть первая добродетель, так гордость есть начало всех грехов. Еще задолго до сотворения нашего мира один из близких к Богу ангелов, по имени Денница, возгордился светлостью своего ума и своей близостью к Богу и захотел стать равным Богу. Он произвел на небе революцию и увлек в непослушание часть ангелов. Тогда ангелы, преданные Богу, изгнали из рая взбунтовавшихся ангелов. Непокорные ангелы образовали своё царство – ад. Так началось зло в мире.

Господь Иисус Христос есть для нас величайший пример смирения. “Научитесь от Меня: потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим,” – сказал Он Своим ученикам. Очень часто люди очень одаренные духовно являются “нищими духом” – то есть смиренными, а люди менее талантливые или совсем бездарные, наоборот – очень гордыми, любящими похвалы. Господь еще сказал: “Всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя – возвысится” (Матф. 23:12).

Вторая Заповедь Блаженства.

“Блаженны плачущие, потому что они утешатся.”

Плачущие это те, кто сознает свои грехи и недостатки и кается в них.

Плач, о котором говорится в этой заповеди, есть скорбь сердца и покаянные слёзы о сделанных грехах. “Печаль ради Бога производит покаяние ко спасению, а мирская печаль производит смерть,” – говорит св. Апостол Павел. Мирская печаль, вредная для души, это чрезмерная скорбь из-за утраты житейских предметов или из-за неудач в жизни. Мирская печаль происходит от греховной привязанности к житейским благам, из-за гордости и эгоизма. Поэтому она вредна.

Может быть полезной для нас печаль, когда мы плачем из сострадания к ближним, попавшим в беду. Не можем мы также быть равнодушными при виде совершения другими людьми злых поступков. Усиление зла среди людей должно вызывать в нас чувство скорби. Это чувство скорби происходит от любви к Богу и добру. Такая скорбь полезна для души, так как очищает ее от страстей.

В награду плачущим Господь обещает, что они утешатся: получат прощение грехов, а через это внутреннее успокоение, получат вечную радость.

Третья Заповедь Блаженства.

“Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю.”

Люди кроткие это те, которые ни с кем не ссорятся, но уступают. Кротость есть спокойствие, полное христианской любви состояние души, при котором человек никогда не раздражается и никогда не позволяет себе ропота.

Христианская кротость выражается в терпеливом перенесении обид. Грехами, противоположными кротости являются: гнев, злоба, раздражительность, мстительность.

Апостол учил христиан: “Если возможно с вашей стороны, то будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12:18).

Кроткий человек предпочитает промолчать при оскорблении, нанесенном ему другим человеком. Кроткий не будет ссориться из-за отнятой вещи. Кроткий не будет повышать голос на другого человека или выкрикивать бранные слова.

Господь обещает кротким, что они наследуют землю. Обещание это означает, что кроткие люди будут наследниками небесного отечества, “новой земли” (2 Петр. 3:13). Они за свою кротость получат от Бога многие блага навсегда, в то время, как люди дерзкие, которые обижали других и грабили кротких, в той жизни ничего не получат.

Христианин должен помнить, что Бог всё видит и что Он бесконечно справедлив. Каждый получит то, что заслужил.

Четвертая заповедь Блаженства.

“Блаженны алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся.”

Алчущие – сильно желаающие есть, голодные. Жаждущие – сильно желающие пить. “Правда” – значит то же, что святость, то есть духовное совершенство.

В других словах эту заповедь можно было бы сказать так: блаженны те, которые всеми силами стремятся к святости, к духовному совершенству, потому что они получат это от Бога.

Алчущие и жаждущие правды – это те люди, которые, сознавая свою греховность, горячо желают стать лучше. Они всеми силами стремятся жить по заповедям Божиим.

Выражение “алчущие и жаждущие” показывает, что желание наше к правде настолько должно быть сильно, насколько сильно желание голодного и жаждущего утолить свой голод и жажду. Прекрасно выражает такое стремление к праведности царь Давид: “Как лань стремится к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!” (Пс. 41:2)

Алчущим и жаждущим правды Господь обещает, что они насытятся, т.е. что они достигнут праведности при Божией помощи.

Эта заповедь Блаженства учит нас не удовлетворяться тем, что мы не хуже других людей. Мы должны каждый день нашей жизни становиться чище и лучше. Притча о талантах говорит нам, что мы ответственны перед Богом за те таланты, то есть те способности, которые нам дал Бог, и за те возможности, которые Он нам предоставил, чтобы “умножить” свои таланты. Ленивый раб был не за то наказан, что был плохой, а за то, что закопал свой талант, то есть ничего хорошего не приобрел в этой жизни.

Пятая Заповедь Блаженства.

“Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.”

Милостивые – это люди сострадательные к другим, это люди, жалеющие других людей, попавших в беду или нуждающихся в помощи.

Дела милости бывают материальные и духовные.

Дела милости материальные:

Имеющего недостаток в одежде одеть,

Часто при храмах существует Сестричество, которое посылает помощь нуждающимся людям в разные страны. Можно свою денежную помощь посылать через церковное сестричество или другую благотворительную организацию.

Если случится автомобильная авария или мы видим на дороге больного человека, надо вызвать скорую помощь и позаботиться, чтобы этот человек получил медицинскую помощь. Или, если видим, что кого-то грабят или бьют, надо вызвать полицию, чтобы спасти этого человека.

Дела милости духовной:

Подать ближнему хороший совет.

Научить незнающего истине и добру.

Помочь грешнику стать на правильный путь.

Молиться за ближних Богу.

Милостивым Господь обещает в награду, что они сами будут помилованы, т.е. на предстоящем суде Христовом им будет явлена милость: Бог их помилует.

“Блажен помышляющий (заботящийся) о нищем и убогом, в день бедствия избавит его Господь” (Псалом).

Шестая Заповедь Блаженства.

“Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога.”

Чистые сердцем, это те люди, которые не только явно не грешат, но и не таят порочных и нечистых мыслей, желаний и чувств в себе, в своем сердце. Сердце таких людей свободно от привязанности к тленным земным вещам и свободно от грехов и страстей, насаждаемых страстью, самолюбием и гордостью. Люди, чистые сердцем, непрестанно помышляют о Боге и всегда видят присутствие Его.

Чтобы приобрести чистоту сердца, надо хранить посты, заповеданные Церковью, и стараться избегать объедения, пьянства, неприличных фильмов и танцев, чтения непристойных журналов.

Чистота сердца гораздо выше простого чистосердечия. Чистосердечие состоит только в искренности, в откровенности человека в отношении к ближнему, а чистота сердца требует полного подавления порочных мыслей и желаний, и постоянной мысли о Боге и о Его святом Законе.

Людям с чистым сердцем Господь обещает в награду, что они увидят Бога. Здесь, на земле, они увидят Его благодатно-таинственно, духовными очами сердца. Они могут видеть Бога в Его явлениях, образах и подобиях. В будущей же вечной жизни они будут видеть Бога так, как Он есть; а так как видеть Бога есть истоник высочайшего блаженства, то обещание видеть Бога есть обеание высшего блаженства.

Седьмая Заповедь Блаженства.

“Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими.”

Миротворцы – это люди, которые живут со всеми в мире и согласии, которые много делают, чтобы был мир между людьми.

Миротворцами называются те люди, которые сами стараются жить со всеми в мире и согласии и других людей, враждующих между собой, стараются примирить или, по крайней мере, молят Бога об их примирении. Апостол Павел писал: “Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.”

Миротворцам Господь обещает, что они назовутся сынами Божиими, то есть будут самыми близкими к Богу, наследниками Божиими и сонаследниками Христу. Миротворцы своим подвигом уподобляются Сыну Божию – Иисусу Христу, Который пришёл на землю, чтобы примирить согрешивших людей с правосудием Божиим и поселить мир между людьми, вместо господствовавшей между ними вражды. Поэтому миротворцам и обещается благодатное название детей Божиих, а с этим бесконечное блаженство.

Апостол Павел говорит: “Если вы дети Божии, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться; потому что думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас” (Рим. 8:17-18).

Восьмая заповедь Блаженства.

“Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.”

Гонимые за правду – это те истинно верующие люди, которые так любят жить по правде, т.е. по Закону Божию, что за твердое исполнение своих христианских обязанностей, за свою праведную и благочестивую жизнь терпят от нечестивых людей, от врагов гонения, преследования, лишения, но ничем не изменяют правде.

Гонения неизбежны для христиан, живущих по правде евангельской, потому что злые люди ненавидят правду и всегда преследуют тех людей, которые отстаивают правду. Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте врагами, и Он всем Своим последователям предсказал: “Если Меня гнали, будут гнать и вас” (Иоан. 15:20). И апостол Павел писал: “Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” (2 Тим. 3:12).

Чтобы терпеливо переносить гонения за правду, человеку необходимо иметь: любовь к истине, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, веру и надежду на помощь Божию.

Гонимым за правду Господь обещает Царство Небесное, т.е. полное торжество духа, радость и блаженство в райских селениях.

Девятая Заповедь Блаженства.

“Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.”

В последней, девятой заповеди Господь наш Иисус Христос называет особенно блаженными тех, которые за имя Христово и за истинную Православную веру в Него терпеливо переносят поношения, гонения, злословие, клевету, издевательство, бедствия и даже смерть.

Такой подвиг называется мученическим. Выше подвига мученического ничего не может быть.

Мужество христианских мучеников нужно отличать от фанатизма, который есть ревность не по разуму. Христианское мужество нужно также отличать от вызванной отчаянием бесчувственности и от напускного равнодушия, с которым некоторые преступники по своему крайнему ожесточению и гордости выслушивают приговор и идут на казнь.

Христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде на Бога, на любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.

Высоким образцом мученического подвига служит Сам Христос Спаситель, а равно и Апостолы и бесчисленное множество христиан, которые с радостью шли на мучения за Имя Христово. За подвиг мученичества Господь обещает великую награду на небесах, т.е. самую высокую степень блаженства в будущей вечной жизни. Но и здесь, на земле, Господь прославляет многих мучеников за их твёрдое исповедание веры нетлением их тела и чудесами.

Апостол Петр писал: “Если злословят вас за Имя Христово, то вы блаженны, потому что Дух Славы, Дух Божий, почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется” (1 Петр. 4:14).

Десять Заповедей Ветхого Завета

Иные популярные молитвы:

Православный календарь на год. Церковный календарь

Десять Заповедей Ветхого Завета

Молитвы утренние читать ежедневно

О молитве: Положение тела при молитве, Молитва перед иконами, Молитва за ближних, Молитва за усопших, Молитва за врагов, Семейная молитва, Практические советы и молитвы на разные случаи жизни, Подведем итоги разговору о молитве

Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия

Тропари и кондаки на праздники Господские, Богородичные и святых

Молитвы в душевных недугах. Молитвы об исцелении душевных и духовных недугов

Тропари И-К. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам

Молитвы при детородном неплодстве

Молитвы о здравии младенцев

Молитвы женщин, совершивших аборт (после абортов)

Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского

Сильные молитвы от всяких бед, напастей, чар и от колдовства, а так же на удачу

Молитвы иные

Православные информеры для сайтов и блогов

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *