Земли обетованной

Тема обетования земли и связанная с ней тема исполнения закона Моисеева живущими в З. о. израильтянами являются центральными и у пророков-писателей вплоть до конца эпохи вавилонского плена. Прор. Амос обвиняет собственников земли, угнетающих и изгоняющих мелких крестьян с их отеческих наделов: «…соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее. Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам 3. 9-10). Суд Божий будет явлен в том, что богатые, как и все, потеряют землю и будут уведены в плен (Ам 4. 1-3; 5. 27; 6. 7; 7. 11; 9. 4, 9, 15; Мих 1. 16; 2. 4; 4. 10; 5. 2). За то, что они «не болезнуют о бедствии Иосифа», они «ныне пойдут… в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Ам 6. 7; ср.: 5. 11; 8. 4, 6). Прор. Михей с сокрушением описывает положение дел в З. о.: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих 7. 2-3). «Главы Иакова и князья дома Израилева», к-рым «должно знать правду», «едят плоть народа… и сдирают с них кожу их» (Мих 3. 1, 3). Но на «замышляющих беззаконие», отбирающих у людей поля и дома Господь «наведет… такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое» (Мих 2. 3).

Осуждение высших слоев общества — тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд — и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 — «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»).

Для прор. Иезекииля, проповедь к-рого относится к периоду конца вавилонского плена, тема возвращения в З. о. и восстановления храмовой общины наиболее важная. Пророк знает, что земля полна преступлений: «…нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды», потому что, по словам самого народа, «оставил Господь землю сию, и не видит Господь» (Иез 9. 9). Основную причину потери земли и депортации народа Иезекииль видит в идолослужении, неверности Израиля Яхве (Иез 6. 1-7; 13. 8; 14. 1-11; 16. 15-22). В 20-й гл. пророк рассказывает историю избрания Израиля и его отпадения: Яхве клялся вывести народ из Египта «в землю, которую … усмотрел для них» (ст. 6). Когда же израильтяне пришли в З. о., они стали служить идолам (ст. 28), и по этой причине они уведены в плен (стихи 23, 35). «Земля Израиля» описывается как «краса всех земель» (Иез 20. 6; ср.: Иер 3. 19; Дан 8. 9; 11. 16, 41, 45). Однако Яхве не оставит тех, кто были уведены в плен: «…хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез 11. 16). Все они вернутся в З. о. (Иез 11. 17-21; 20. 40-44; 34. 11-16; 37. 15-28), даже те, кто уже умерли в пленении, ибо Яхве «оживит» их (Иез 37. 1-14). Когда исполнится время пленения, Яхве соберет их «из народов и из стран» (Иез 20. 34) и «на горе высокой Израилевой,- говорит Господь Бог,- там будет служить Мне весь дом Израилев, весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими» (Иез 20. 40). Сам Яхве покинул Свой дом и Свой город, чтобы пойти с народом в вавилонский плен (Иез 8-11), но когда-нибудь Он вернется вместе с ними в храм (Иез 43. 1-5), в землю, восстановленную согласно проекту, изложенному в главах 47-48. Основной идеей этого плана становится равное распределение земли между всеми членами народа на «уделы по коленам Израилевым», включая и «иноземцев», живущих среди народа (Иез 47. 13-23).

На пути к Иерихону израильскому народу предстояло перейти через реку Иордан. Иисус Навин сказал людям, что Бог обещает им безопасный переход через реку и победу над семью ханаанскими народами. «Тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане… И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живой, который прогонит от вас Хананеев, и Хеттеев, и Евеев, и Ферезеев, и Гергесеев, и Амореев, и Иевусеев: вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан… И как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною… Лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана (Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы), вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла». Тогда весь израильский народ стал переходить Иордан по сухому дну. Во время их перехода священники стояли посередине иссохшей реки, держа на руках ковчег завета. С того места, где они стояли, Иисус Навин велел двенадцати человекам взять двенадцать камней в память об этом чуде. Когда весь народ перешел Иордан, Господь сказал Иисусу Навину: «Прикажи священникам, несущим ковчег откровения, выйти из Иорданна». Священники вышли из реки, и вода вновь потекла по своему руслу. Двенадцать камней, взятых из Иордана, Иисус Навин поставил в месте, называемом Галгал.

Читайте более подробно: Иисус Навин 3:7-17; 4.

Эта книга впервые увидела свет в 1916 году в прославленном издательстве И.Д.Сытина.

Потом она появилась вновь уже в 1923-1925 гг., дополненная и отчасти переработанная — к счастью, не с политической точки зрения, а в плане исправления транскрипций имён и географических названий. В последний раз книгу опубликовали в 1945-1947 гг. На сей раз текст был сохранен почти без изменений.

На создание «Завоевания земли» автора вдохновила книга Жюля Верна «История великих путешествий». Однако, несмотря на присущий тексту Лебедева лаконизм, его нельзя назвать, выражаясь современным языком, «дайджестом» знаменитого трехтомника французского романиста. Кроме жюльверновской «Истории великих путешествий», автор использовал широкий круг русской научно-популярной географической литературы.

Больше всего книга Лебедева похожа на добротный учебник, но не такой, по которому почти всем нам довелось учиться в школе, то есть до предела нашпигованный «производительными силами» и «производственными отношениями», а дореволюционный, написанный понятным, «человеческим» языком.

Признаюсь честно, первые главы книги воспринимаются тяжеловато. Объясняется это, наверное, тем, что в них почти не встречаются конкретные персонажи, а присутствуют абстрактные «персы», «египтяне», «вавилоняне». Однако ситуация мгновенно меняется, стоит на исторической сцене появиться Марко Поло, Кортесу, Магеллану, Ермаку, Джеймсу Куку. Вот тут-то современного читателя и ждёт настоящее открытие.

Любитель исторических романов, привыкший к бесконечным диалогам между героями, описаниям одежды, пиршеств, выдуманных свиданий, вдруг обнаруживает, что текст, лишенный всех этих «украшений», способен доставить не меньшее удовольствие. Оказывается, судьба человеческая может быть интересна и, так сказать, «в чистом виде». Безо всяких оценок и «ярлыков». А обилие цитат и иллюстраций даёт нам возможность почувствовать неповторимый аромат давно ушедших времён. Качество изображений, конечно, соответствует возможностям полиграфии 40-х годов, но это лишь придаёт книге особый шарм.

Вряд ли «Завоевание земли» может быть издано сегодня без уточнений и комментариев современных учёных. Однако это нисколько не умаляет достоинств своеобразной книги Н.К.Лебедева.

* * *

К счастью для читателей, «Завоевание Земли» привлекло внимание не одних только библиографов. Совсем недавно эта книга вышла в издательстве «Центрополиграф» (Лебедев Н.К. Завоевание земли: Великие географические открытия от Одиссея до Лаперуза. — М.: Центрполиграф, 2002. — 511 с.: ил.). Иллюстрации, слава Богу, остались прежние — художника И.А.Озерова. Правда, никаких комментариев в новом издании так и не появилось.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *