Жен мироносиц 2018

Православные христиане во второе воскресенье после Пасхи отмечают День жен-мироносиц. В этом году он выпадает на 12 мая.

День памяти жен-мироносиц традиционно отмечают во второе воскресенье после Пасхи. В этом году праздник, когда православные христиане чествуют святых женщин, выпадает на 12 мая.

История праздника

В православии День жен-мироносиц считается женским праздником. Верующие вспоминают Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и других святых, которые следовали за Иисусом на Голгофу, были свидетельницами Его распятия и страданий, а после погребения пришли к Гробу Господю, чтобы помазать тело Христа.

Именно они первыми узнали о воскрешении Христа. Спаситель восстал из мертвых спустя три дня после сошествия во Ад. Ночью Он вышел из погребальной пещеры, не отодвигая камня, и отправился в Галилею.

Когда утром Мария Магдалина и другие женщины, взяв миро, — специальное ароматическое масло для помазания, — пришли к Гробу Господню, они увидели, что пещера пуста. Позже Ангел Господень сообщил женам-мироносицам, что Иисус воскрес.

С тех пор святые матери символизируют благую весть и почитаются верующими.

Традиции праздника

Издревле в этот день верующие не только чтили память святых жен, но и поздравляли с праздником всех женщин. На Руси День жен-мироносиц был своеобразным аналогом современного 8 Марта.

В храмах проводят службы в честь святых и Литургии в память об умерших, читают поминальный Сорокоуст.

Принято поминать ушедших из жизни родных. Накануне или 12 мая следует сходить на кладбище и положить на могилу близкого человека пасхальное крашенное яйцо.

В воскресенье повсеместно проходят праздничные концерты, некоторые верующие инсценируют тексты Священных писаний.

Хозяйки готовят блюда из курицы и яиц.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте нас в «Яндекс.Дзене».

Фото: Википедия

Кто же эти женщины, навсегда оставившие свою память в истории, и в честь которых установлен День Жён-мироносиц? Евангелисты называют разные имена, но на основе анализа оставленных ими текстов и учитывая Священное Предание, также повествующее об этом событии, принято относить к их числу следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Остановимся несколько подробнее на каждом из имён. Икона «Жёны-мироносицы» представляет нам лишь сюжетную композицию, составленную на основе евангельского события. За более детальными подробностями обратимся к Священному писанию и Священному Преданию.

Мария Магдалина, Марфа и Мария

О Марии Магдалине нет единого мнения. Некоторые отождествляют её с известной библейской блудницей, ставшей на путь покаяния, иные же склонны считать её обычной женщиной, из которой Иисус Христос изгнал своей Божественной силой бесов. О ней известно, что уже после Вознесения Господня она, вопреки традиции, запрещавшей женщинам проповедовать, странствовала по городам, неся людям слово Божие. Жития, составленные через много лет, противоречиво повествуют о её кончине.

О Марфе и Марии, сёстрах воскрешённого Иисусом Лазаря, сведения также довольно ограничены. Из евангельских текстов известно, что Спаситель не раз бывал в их доме, любил их семью и говорил с сёстрами о Царствии Божием. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за своим братом Лазарем на Кипр, где он нёс епископское служение.

Иоанна и Мария Клеопова

Несколько более обширная информация имеется об Иоанне. Известно, что она состояла в браке с одним из приближённых царя Ирода и была очень богатой женщиной. Принято считать, что во время проповедей Христовых она брала на себя основную часть расходов, связанных с Его жизнью и деятельностью. Кроме того, ей принадлежит и ещё одна важная заслуга. Именно Иоанна тайно погребла на Елионской горе главу Иоанна Крестителя, выброшенную Иродиадой после поругания на свалку.

Из немногочисленных сведений о Марии Клеоповой, ещё одной славной последовательнице Христа, вошедшей в число Жён-мироносиц, известно, что приходилась она родственницей Иисусу, но вот о степени родства мнения исследователей расходятся. По одной версии она была женой Клеопы ― брата Иосифа Обручника, а по другой, хотя и менее вероятной ― сестрой Пресвятой Девы Марии.

Мария Иаковлева и Сусанна

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых тёплых отношениях, она была на протяжении долгих лет Её ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Меньше всего сведений имеется о Жене-мироносице по имени Сусанна. В тексте Евангелия о ней говорится лишь то, что служила она Христу «от своего имения», то есть тех материальных средств, которыми располагала. Это даёт возможность заключить о том, что она была женщиной обеспеченной. Называя эти семь имён, мы поступаем лишь в соответствии с православной традицией, но не установленным каноном, так как у исследователей существуют и иные точки зрения, также заслуживающие внимания. Часто, но не всегда, святые Жены-мироносицы изображаются на иконах именно в таком составе ― семь смиренных фигур.

Богородица ― первая получившая весть о Воскресении Сына

И, наконец, говоря о Жёнах-мироносицах, нельзя не упомянуть и мать Иисуса Христа ― Пресвятую Деву Богородицу. Несмотря на то что формально Она не входит в их число, по мнению многих исследователей, есть основания полагать, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа. Основанием для этого может служить тот факт, что после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака, и вполне законно считалась матерью его сына Иакова. Однако даже в том случае, если эти предположения не верны, Пресвятая Богородица была первой, получившей известие о воскресении Её Сына. Эту благую весть, согласно Священному преданию, она получила из уст ангела.

Православный Женский день

В память об этих женщинах церковь установила праздник ― День Жён-мироносиц. Это праздник всех православных женщин, своего рода аналог общепринятого Женского дня ― Восьмого марта. Те, кто ранним утром узрели отверстым гроб Господень, несли в себе живую веру и любовь ― те самые чувства, на которые способны только женщины. Именно здесь наглядно проявляется принцип «в немощи ― сила».

По материалам Павлово-Посадского благочиния

Святые жены-мироносицы при Гробе Христовом

Неделя святых Жен-Мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (сокращённое название, употребляемое в богослужебных книгах и календарях: «Неделя жен-мироносиц») — церковный праздник, отмечаемый в третью неделю (воскресенье) по Пасхе, посвященный памяти святых, бывших свидетелями смерти, погребения и Воскресения Христа Спасителя и послуживших Ему.

Святые жены-мироносицы сопровождали Господа во время Его земной жизни, служили Ему от своих имений, своими средствами, были с Господом на Голгофе, при снятии Господа со Креста и при Его погребении. Они же спешили ко Гробу на следующее утро и первыми узнали о Воскресении Христовом.

В этот день празднуется и память праведных богачей Нового Завета Иосифа Аримафейского и Никодима, снимавших Тело Господа с Креста. Иосиф Аримафейский отдал Господу свой собственный гроб, а Никодим принёс Ему алоэ для помазания. Мужественные решения Иосифа и Никодима, которые под зорким наблюдением фарисеев погребали Христа, дают христианам образец решимости в стоянии за истину даже в среде тех, кто распинал Христа. Кроме того, этими свидетелями Церковь указывает на фактическую истинность погребения: были явные очевидцы, документально подтверждено погребение печатью Каиафы, печатью синедриона.

Память жен-мироносиц неслучайно отмечается на третьей неделе от Пасхи: она указывает на истину Воскресения после второй недели от Пасхи, в которую воспоминается блаженное Фомино неверие.

По словам епископа Кампанского Мефодия (Кульмана), подобно святым женам мироносицам и святым Иосифу и Никодиму поступают все те, кто служит Господу, Его Телу — Святой Церкви, кто от имений своих, а кто трудами и талантами: «Чувствуют ли это поющие? Понимают ли, что пением своим Господу служат, приносят Ему миро, становятся в ряд Жен Мироносиц? Чувствуют ли все труженики церковные и жертвователи, Кому они служат и Кому несут свои жертвы?»

Каждая женщина призвана стать мироносицей по жизни: сохранять мир в своей семье, быть помощницей и опорой мужу, через рождение и воспитание детей проявлять жертвенную любовь, и через всё это спасти свою душу для вечной жизни с Богом.

Молитвословия

Тропари, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф/ с дре́ва сне́м Пречи́стое Твое́ те́ло,/ плащани́цею чи́стою обви́в,/ и благоуха́ньми во гро́бе но́ве закры́в положи́:/ но тридне́вен воскре́сл еси́ Го́споди,// подаяй’ ми́рови ве́лию ми́лость.

Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым су́ть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чу́ждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ пла́чь прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спа́с воскре́се от гро́ба.

Использованные материалы

  • Неделя 3-я по Пасхе святых Жен Мироносиц, страница сайта Информационной службі епархиального управления Псковской епархии:

День Жён-мироносиц празднуется на второе воскресенье (пятнадцатый день) после Пасхи Христовой. Этот день является традиционным православным общим женским праздником, имеющим давнюю историю. В культуре восточных славян день считался бабьим праздником. Обрядовой едой была «девичья», или «бабья» яичница. День завершал весеннюю молодёжную обрядность Радоницкой недели.

Robert Anning Bell. «Жены-мироносицы”

Библейская история

Святые мироносицы — мужественные женщины, следовавшие за Иисусом на Голгофу. Они были преданными Его ученицами, помощницами в проповедях и свидетельницами Его крестных страданий. Жёнами-мироносицами считаются святые: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные.

Слово миpоносицы означает «носящие миро».

Михаил Нестеров. «Жены-мироносицы”. 1889. Третьяковская галерея

Что такое миро?

  • Миро в Православии готовится из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были прежде строго установлены, и обычно использовались вещества, которые были в наличии в то или иное время. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ. Основой миро является елей — оливковое масло высшего качества, а так же белое виноградное вино. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый корень, гвоздичное, мускатное, розовое, лимонное масло и другие компоненты.

John Roddam Spencer Stanhop. «Зачем ищите живого среди мёртвых?”

Именно мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное тело своего Учителя. В то время как многие ученики Христа разбежались, опасаясь гонений, женщины преодолели страх перед грозящими им опасностями и движимые любовью к Иисусу отправились к его гробу, несмотря на то, что вход туда был завален камнем и иудейские начальники выставили стражу.

Гюстав Доре. «Жены-мироносицы и ангел”

Их вера была вознаграждена. Именно мироносицы первыми узнали весть о воскрешении Иисуса, когда пришли утром к гробнице, чтобы смазать его тело маслом миро. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже апостолу Петру и другим ученикам.

Фра Беато Анжелико. Фреска «Жены-мироносицы”

Когда они приблизились к могиле, то увидели, что пещера открыта. Они заглянули вовнутрь и встретили ангела, который говорил им, что Тот, Кого ищут мироносицы, воскрес и ждет их в Галилее. Ученицы Христовы поверили ангелу сразу, без всякого сомнения. Они бросились обратно в город, к апостолам, которые сидели в доме и там переживали обрушившееся на них горе. Еще больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели самого воскресшего Господа.

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения 1835. Русский музей (СПб)

У гроба Господня осталась лишь Мария Магдалина, которая либо пришла не со всеми, либо просто решила побыть наедине, чтобы лучше понять случившееся. Она еще не до конца осознала величие этого момента, и когда перед ней появился человек, подумала, что перед нею садовник, и стала спрашивать у него, куда исчезло тело Учителя. Но садовник назвал ее по имени, причем сделал это так, как делал только один Человек на земле. Перед нею стоял Сам Христос — живой, воскресший, реальный!

Фра Беато Анжелико. «Явление Христа Марии Магдалине” 1438—1445 гг. Флоренция, монастырь Сан Марко.

Празднование в России

День Жен-мироносиц – день женщины-христианки, которая несет мир. Накануне Дня жен-мироносиц женщины договаривались, у кого будут отмечать праздник и собирают продукты. Главными блюдами застолья являются яичница и курятина. На празднике присутствуют только женщины. Мужчинам запрещено принимать участие даже в подготовке к торжеству (резать курицу и т.п.). В этот день проводился обряд «кумления девушек». Он подразумевает под собой выбор душевной подруги и обмен подарками.

Праздник Жен – мироносиц издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси. Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа.

Лампады над Святым Гробом в Иерусалиме

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Воскресенье жен-мироносиц — праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *