Жен мироносиц

Третье воскресенье пасхального цикла названо в честь святых жен-мироносиц.

Этот праздник посвящен обычным женщинам — Христовым ученицам, неотступно следовавшим за своим Учителем и не оставившим Его даже в те минуты, когда большинство апостолов попросту разбежались. И событие, воспоминаемое в этот день, тоже, на первый взгляд, самое обыденное — не успев совершить погребальный обряд над умершим Спасителем из-за приближавшейся субботы, женщины на третьи сутки после Его крестной смерти поспешили к гробу. С собою они несли миро — дорогое пахучее масло — и шли к могиле помазать тело Иисуса.

Верили ли они в то, что снова увидят Господа живым? Вряд ли. Как и для остальных учеников, арест, распятие и смерть Иисуса были для них своеобразным финалом — с казнью Христа эти хрупкие женщины утратили значительный смысл дальнейшего существования. Конечно, они продолжали жить ради своих семей, но жить так, как раньше, полноценно, каждый день общаясь с Учителем, уже было невозможно. И все же любовь — безусловная и безграничная — подняла мироносиц среди ночи и заставила бежать к месту погребения Христа. Сердце словно говорило им: «Спешите, и вы увидите то, что радикально изменит вашу жизнь, сделает ее более осмысленной и глубокой, чем ранее — в минуты наибольшей радости».

Огромная чистая вера святых женщин была вознаграждена. Когда они приблизились к могиле, только лишь тут вспомнив, что вход в погребальную камеру завален тяжелым камнем, то увидели, что пещера открыта. Едва преодолевая охватившее их оцепенение, они заглянули вовнутрь и встретили ангела, который говорил им, что Тот, Кого ищут мироносицы, воскрес и ждет их в Галилее. Скорее всего, другой на месте этих женщин смутился бы, решив, что все виденное им — галлюцинации и плод воспаленного воображения. Но ученицы Христовы поверили сразу и безо всякого сомнения — получив благую весть, они бросились обратно в город, к апостолам, которые сидели в доме и там переживали обрушившееся на них горе. Еще больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели самого воскресшего Господа.

У гроба осталась лишь Мария Магдалина, которая либо пришла не со всеми, либо просто решила побыть наедине, чтобы лучше понять случившееся. Она еще не до конца осознала величие этого момента, и когда перед ней появился человек, подумала, что перед нею садовник, и стала спрашивать у него, куда исчезло тело Учителя. Но садовник назвал ее по имени, причем сделал это так, как делал только один Человек на земле. Перед нею стоял Сам Христос — живой, воскресший, реальный! Радости женщины не было предела — она своими глазами видела Того, Кого еще пару дней назад безутешно оплакивала вместе с другими ученицами.

Потом Господь явился остальным — апостолам, ученикам, другим Своим спутницам, которые все три года Его проповеди были с Ним. Но первым радостную новость о Воскресении Спасителя узнали именно они, мироносицы — женщины, которые не побоялись ни преследования старейшин, ни возможной грубости римской охраны, которая до момента явления ангела стерегла гроб Спасителя, ни других опасностей, подстерегающих человека ночью. Ученицами двигала любовь — та самая любовь, которой их учил Господь, и которая не ведает никаких преград — даже смерти.

День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.

Сколько мироносиц было всего — мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной — то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.

Богородица

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Мария Магдалина

Сведения об этой женщине путаные. Одни усматривают в ней знаменитую евангельскую блудницу, которую Христос спас от избиения камнями и которая помазала Ему ноги дорогим маслом. Другие видят в ней простую еврейку, исцеленную Христом от тяжкого недуга одержимости и бесноватости. После выхода апостолов на проповедь она пренебрегла всеми тогдашними нормами (женщине запрещалось проповедовать самой) и в одиночку ходила из города в город, возвещая всем о воскресшем Учителе. По одной версии жития, Магдалина окончила свои дни в доме Иоанна Богослова в Эфесе, дожив до глубокой старости. Другие варианты биографии говорят о том, что Мария конец жизни провела в покаянии, около тридцати лет живя в пещере близ Марселя. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней священник. Он же и похоронил святую.

Марфа и Мария, сестры Лазаря

Сведения об этих женщинах очень скудны. Вместе с братом, которого некогда воскресил Сам Христос, они перебрались из Иерусалима на Кипр, где помогали Лазарю нести епископское служение. Где, когда и как умерли святые сестры — неизвестно.

Иоанна

Она была женой Хузы — одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна — по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 — 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.

С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады — Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Мария Клеопова

О ней практически ничего не известно. Была одной из родственниц Христа. По одной версии, Мария приходилась не то дочерью, не то женой Клеопе — брату Иосифа Обручника. Другая версия, весьма маловероятная, говорит о том, что эта женщина была сестрой Пресвятой Богородицы.

Мария Иаковлева

С этой женщиной больше всего неясностей. По преданиям, она являлась младшей дочерью Иосифа Обручника, находилась в очень теплых отношениях с Богородицей и была, по сути, Ее ближайшей подругой. Вполне вероятно, что это и есть Мария Клеопова. Иаковлевой она стала называться потому, что один из ее сыновей — Иаков — входил в число апостолов.

Сусанна

Самая загадочная из мироносиц. Она служила Христу от своего имения, то есть, видимо, была довольно обеспеченной. Больше о ней неизвестно ничего.

XVI
Дерево, темпера
Сюжет (по Евангелию от Матфея, 28, 1-7; от Марка, 16, 1-10; от Иоанна 20, 1-12) в иконописи связывается с темой явления Христа женам-мироносицам по пути в Галилею.
Композиция иллюстрирует святое Писание, тот момент, когда после погребения Спасителя, в первый день недели – воскресение, женам – мироносицам явился Ангел Господень и благовестил о Воскресении Иисуса Христа.
Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня лег в основу ранней иконографии «Воскресение Христово». Одним из древнейших памятником является фрагмент образка на доске, вывезенный из Святой земли в начале VII в. и в 1903 – 1906 гг. найденный в так называемом Латеранском сокровище внутри алтарного престола римской капеллы Санкта Санкторум.
В русских памятниках сцена «Жены-мироносицы у Гроба Господня» входит в страстные циклы. Иконы с подобным сюжетом входили в состав праздничного ряда иконостаса. Наиболее древними из подобных икон являются образ «Жены-мироносицы у Гроба Господня» из праздничного ряда Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1425-1427 годы) и двусторонняя икона-таблетка «Жены-мироносицы у Гроба Господня» из комплекта «Троицких таблеток» (вторая четверть XV века, Сергиево-Посадский музей-заповедник).
В композиции этого сюжета возможны различные варианты изображения гробницы и пелен, числа и поз жен-мироносиц и стражников, но в целом она следует схеме, выработанной в Византии, начиная с IX века.

  • Богослужение недели жен-мироносиц: Вечерня * Литургия.
  • Мироносицы у гроба стихотворение М. Еленова

***

Память празднуется в 3-е воскресенье по Пасхе. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок.

Миpоносицы – носящие миpо. Это те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.

Hо не в этy ночь Воскpесения Хpистова и не в пpедыдyщий день создалось и сплотилось это содpyжество женщин-миpоносиц. Мы знаем со стpаниц святого Евангелия, что, когда Господь Спаситель обходил со Своею пpоповедью гоpода и селения, вокpyг Hего всегда собиpалась толпа наpода. Был наpод, котоpый подходил, слyшал и pасходился. Hо сpеди этого наpода, кpоме избpанных апостолов Хpистовых, Господа Спасителя всегда сопpовождала гpyппа женщин. Сначала их было немного, в дальнейшем число их pосло. Они сопpовождали своего Божественного Учителя не только с тем, чтобы поyчаться словами, исходящими из yст Хpистовых, но и с тем, чтобы, в силy все возpастающей любви к Hемy, слyжить Господy всем, чем они только могли. Они заботились о ночлеге Господа Иисyса Хpиста, о Его пище и питии. Они, говоpит святой евангелист, слyжили Господy «имением своим» (Лк.8:3), своим имyществом. Для дела заботы о Спасителе они пpиносили то, что имели в своих домах.

Hе все имена этих жен-миpоносиц нам известны. Евангелисты и Священное Пpедание сохpанили нам pяд имен: Маpия Магдалина, Маpия – мать Иакова меньшего и Иосии, Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия – сестpы Лазаpя, Сyсанна и дpyгие. Сpеди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой Хyзы, домопpавителя цаpя Иpода; пpостые и незнатные: Саломия, мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, была женой pыбака. В числе миpоносиц были женщины одинокие – девы и вдовы, были и матеpи семейств, котоpые, бyдyчи yвлечены словом пpоповеди Господа Спасителя, оставляли свои семьи, свои дома, сопyтствyя Господy вместе с дpyгими женщинами в заботах о Hем.

«И не столь yдивительно, – говоpит святитель Иоанн Златоyст, pазмышляя о подвиге жен-миpоносиц, – что они пpивязались своим сеpдцем ко Господy Спасителю в те дни, когда сквозь пеленy Его смиpения и yничижения пpостyпала Божественная слава в Его чyдесах, когда pаздавалась еще неслыханная на земле пpоповедь. Hо для нашей мысли изyмительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господy, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был пpедан на смеpть».

Жены-миpоносицы стояли y подножия кpеста Хpистова, пpоливая слезы состpадания и yтешая, как могли, плачyщyю Богоматеpь. И даже в последние минyты земной жизни Хpистовой, когда и Божия Матеpь и святой Иоанн Богослов отошли от кpеста, святые женщины не отстyпили от Распятого Спасителя. Вместе с Hикодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они yчаствовали в погpебении своего yчителя. И они видели, как это погребение, совеpшавшееся поспешно ввидy пpиближения пpаздника евpейской пасхи, не было завеpшено возлиянием аpоматов на бездыханное Тело доpогого yсопшего.

Они пpоводили пpеблагословеннyю Сyбботy в тpевоге о том, yспеют ли они в сyбботy вечеpом, по окончании пpаздника, пpиобpести миpо и дpyгие аpоматы и завеpшить незаконченное: возлить аpоматы на Тело Господа Иисyса Хpиста.

Все вы знаете, мои дорогие, – и об этом вспоминаем мы в дни святой Пасхи, – что Господь Спаситель в нагpадy за этy пpеданнyю, самоотвеpженнyю любовь жен-миpоносиц пеpвым явился им по Воскpесении Своем и, явившись, сказал им: «Радyйтесь!» (Мф.28:9). Этими словами Он возвестил им о том, что ожидало их не только в остальные дни их земной жизни – о pадости жить со своим Господом в сеpдце, но и о той вечной pадости, какая их ждет по окончании земного пyти.

Этих жен-миpоносиц за их подвиг любви наша Церковь почитает святыми, и, как святым, пpиносим мы в этот день свои молитвы, пpося о том, чтобы они молитвами за нас пpед Пpестолом Божиим помогали нам, гpешным, совеpшать свой пyть к вечномy спасению и воодyшевляли нас к такомy же подвигy.

Святые жены-миpоносицы своим пpимеpом говоpят нам о том, какой должна быть любовь ко Господy. Истинная любовь – не кpатковpеменный поpыв нашего сеpдца. Она постоянна, кpепка и никогда не yмаляется. Она неизменна и в pадости, и в благополyчии, в счастье, и одинаковым огнем горит в сеpдце каждого истинного хpистианина в минyты скоpби, в дни испытаний, в годины болезней. Мы не должны быть подобными тем, о ком сказал Спаситель в Своей пpитче: «Они временем веpyют, а во время искушения отпадают» (сp.: Лк.8:13).

Одинаково пламенеющей была любовь y пpославляемых нами жен-миpоносиц и тогда, когда Господь совеpшал чyдеса и народ славил Его и как Великого Чyдотвоpца, и когда, униженный и избитый, Господь yмиpал на кресте под злобные крики воинов и толпы, и когда бездыханное Тело лежало во гpобе.

Святые жены-миpоносицы во имя любви ко Господy пpинесли в жеpтвy все те стpахи и опасности, какие сопyтствовали им под покpовом ночи, когда они тоpопились к доpогомy гpобy yсопшего Спасителя. Любовь не бывает без жеpтв. Истинная любовь – всегда любовь жеpтвенная. Разве мы этого не видим даже в нашей обычной жизни? Мать, проводя долгие бессонные ночи y постели больного дитяти, pазве не жеpтвyет своим отдыхом и своим здоpовьем во имя любви к своемy pебенкy?

***

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой», и уже ничто не могло разлучить их с Господом.

Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

***

В неделю жен-мироносиц. Проповедь

митрополит Сурожский Антоний (21 апреля 1991 г.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они еле упоминаются в Евангелии до Страстных Дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит. Но вот в это время они вдруг появляются.

У креста апостолов не было. Иуда повесился. И только Иоанн стоял с Божией Матерью, потому что он был апостолом любви, как и Божья Матерь, была любовью воплощенной, выражением всей любви к Богу и всей любви Божественной к нам, людям.

И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер как бы бесповоротно пораженный, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения. Кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться, и которое могли победить только любовь и верность до конца.

И вот встает вопрос перед каждым из нас. Мы знаем, что Христос одержал победу. Мы не можем уподобиться ни женам-мироносицам, ни Иосифу Аримафейскому, ни Никодиму в том смысле, что мы не можем вернуться даже воображением к страшным дням кажущегося поражения Спасителя.

Он сказал нам: то, что вы совершили над самым малым, самым ничтожным человеком, вы сделали для Меня. И мы все, все без исключения бываем постоянно пораженными. Мы устремлены к добру, и отпадаем от добра; мы верим добру и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, и это нам не удается.

И вот в эти моменты, а они случаются постоянно в нашей среде, в среде всего человечества, мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга. «Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов», – говорит апостол Павел.

Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу, именно в моменты, когда нам кажется, что наш близкий, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова.

Подумаем о себе и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких и о случайных встречах. Подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть. И в момент поражения останемся верными до конца. Любящим сердцем не изменим и из страха не отвернемся. И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов. Тогда мы войдем в сонм жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом.

Аминь.

***

протоиерей Василий Ермаков

Христос Воскресе! Движимые любовью к Своему Учителю жены-мироносицы первыми пошли ко гробу, опередив учеников. И что же: их женскому взору предстала пустая пещера, они увидели двух ангелов, сидящих у гроба, которые возвестили им о воскресении Господа Спасителя… Вот уже почти 2000 лет эта правда веры возвещается роду человеческому. И этот день… можно назвать великим днем, днем жен-мироносиц. Не тем женским униженным, заплеванным, оскорбительным Днем 8 Марта, в который мир безумный кричит униженной женщине: «Вот твоя свобода, вот цель твоей жизни». Кричат и нам, мужчинам: «Пусть они отдохнут, повеселятся». Какой циничный, унизительный праздник. Вы, как и я, люди старого поколения, и подумайте: «А что он, этот надуманный праздник, дает для цели жизни, и особенно для женской души?» Что он дает? Это было тогда еще. На работе пьянство поголовное, какие-то скромные вручающиеся подарки и какой-то льстивый, слащавый лозунг и слова. И идет она, советская женщина, бедная бедолага в свой дом, где ее никто не ждет, только дети, что-то несет в своей сумочке, прибитая горем жизни земной.

А вот наш праздник, праздник жен-мироносиц, он вдохновляет, он поддерживает, он укрепляет, он говорит: «Цель земной жизни женщины – проповедь о Христе-Спасителе» – Благовестие. Чтобы она, была всецело предана Богу, наша русская многострадальная страстотерпица, дочь России. Вот ее извечное назначение, вот ее святой, Богом начертанный путь земного бытия, вот почему ни одной женщине мира не дана та великая всемогущая, миру Запада непонятная, сила благодати. Почему мы, обманутые, униженные, оскорбленные жизнью, так радостно, терпеливо, без крика, как у тех обезумевших демонстрантов, несем крест за нашу Отчизну – за наших безумных мужей, отцов, дедов, тех, кто стремился разрушить православие, уничтожить Мать-Россию, святую Русь…

Все было направлено на то, чтобы именно убить в русской женщине веру, скромность, стыдливость, терпение, надежду не на человеческую, а на помощь Божию. Все было направлено и все было сделано, чтобы обольстить этим грязным праздником прошлого, чтобы она забыла тысячелетнюю историю своего не земного, а Божественного назначения – проповедь о Христе, благовещение о вечности, и дать миру новых учеников веры и православия.

Этот величайший подвиг миру Запада не нравился и ныне не нравится. Вот почему они и влили, льют на нас всю нечисть той страшной музыки, той порнографии, того бесстыдства, в котором сами они осквернились, измазались, извозились в этой грязи лжи и нам несут ее с Запада. Мы их видим: и литературу, и передачи. Особенно-то нас с вами эта грязь нравственно не тронет, а наши дети, а наши внуки, девичья чистая неокрепшая душа? Она рвется к этой грязи и, не подчиняясь слезному обращению, плачу матерей, бабушек: «не ходите, не смотрите, не уходите», махнет небрежно на наши слова своим молодым, бегущим в никуда взором, и пошла…

До войны все было направлено на то, чтобы изничтожить советскую, тогда еще неокрепшую женщину. Это – красная косынка, кожаные куртки, сапоги, жизнь без семьи и прочее. И вот гром войны их заставил опомниться, оглянуться и, когда они видели, даже в нашем городе, как на их руках умирали дети, как они гибли от бомбежки, от голода, как беженцы в оккупацию, в холод, в голод тащили за руку 2-3-летних детей… Вот – плата, страшная, кровавая плата молоху бесовщины за то, что они, быть может, ходили в то время на танцы в храмы. Потому что тот вождизм всецело направлял на то, чтобы молодежь довоенная танцевала в церковных зданиях, в клубах. Это мы знаем по опыту, и вот наступила расплата.

Также и в послевоенное время: кто-то осмотрелся, кто-то оглянулся, кто-то вернулся, нашел дорогу в храм Божий, ко Христу. А кто-то говорил: «Ну, слава Богу, война закончилась, теперь станет легче жить» – а как легче жить, не понимая? «Забудем Бога, в храм ходить не будем. Будем зарабатывать пенсию». Этому я живой свидетель, это я слышал, служа в Никольском соборе. И опять плата – плата времен Брежнева, да и теперь: нищенская пенсия и прочее, униженное, рабское положение бабушек. Что посеяли, то и пожали.

А тот, кто шел тогда за Богом, кто не взирая на всю обольстительную пропаганду шел ко Христу, тот ныне живет, радуется, торжествуя, и идет уже в свои 80 лет к вечному порогу жизни. Вот такова жизнь, таков путь каждой христианки, и особенно верующей женщины, женщины-мироносицы, женщины-благовестницы, женщины-крестоносицы, женщины, стойко стоящей за Православие Российское, не поддающейся, не бегущей на заплеванные стадионы, не слушающей лживую проповедь Запада, тех иностранцев, кто на непонятном языке кричит нам, что мы Христа не знаем. Мы что не умеем молиться? Что мы забыли Христа? Что у нас за эту 1000-летнюю историю не было Бога в жизни? Лезут, прутся, нагло вламываются в дом нашей души православной. Это ваш дочерний подвиг сказать: «Не слушайте, не ходите, не лезьте, не говорите. Вы поживите в тех условиях, в которых мы жили. А почему вы не желаете нас послушать: простую, духовно-грамотную русскую женщину, православную, как я вам скажу о Христе?» Не слушают, бесстыдно, молчаливо созерцают. Проникают в наше сознание, в нашу Русь, в наше положение. И никто мужественно не воскликнет, не закричит голосом правды православия. Потому что сами не знаете родную веру. Сами не посещаете храм Божий, сами не исполняете то церковное предписание дисциплины поста и молитвы. Так, что может сказать немой? А только кивком, соглашаясь, что он и глухой, и немой, и не слышит, и не понимает.

И вот, если так каждая дочь Православия, дочь России будет идти за Христом, твердо исповедуя свое православие, скажет своим ярким – а вы говорить умеете, наши русские женщины – словом правды, вся нечисть Запада отойдет. Вот этот бастион вашей молитвы, вашего слова правды Божией должен исходить из ваших уст, из вашего сердца, из вашего ума – благо, что на сегодня есть все условия, есть все возможности и поле деятельности. Именно за порогом храма защитить родную Святую Русь словом правды. Чтобы ощутили они это в сердце русской женщины, женщины-христианки. У нас время еще есть… И вот это, родные мои, надо хранить, надо нести, и чтобы мир Запада со своей ложью к нам не приближался, и вся ложь разбивалась о твердую броню православия, веры, крепости и терпения. Вот о чем говорит праздник, о чем мы так радостно возвещаем миру в славные дни святой Пасхи, когда наши уста говорят: «Христос воскресе!» – «Воистину Христос воскресе»! Вот так пусть каждая наша русская женщина возвещает великую силу правды Божией.

Аминь.

***

Любовь и верность

Юрий Рубан

Миновала уже вторая седмица по Пасхе, и сегодня – третья пасхальная «неделя» (воскресенье), которая в православном богослужебном Календаре озаглавлена как «Неделя Жен-Мироносиц» (т. е. «Неделя женщин, несущих миро»). Здесь же перечислены имена семерых женщин, известных нам из евангельского повествования, которые и причисляются традиционно к «мироносицам».

Это – Мария Магдалина, исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга; Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии; Саломия, жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы; Марфа и Мария, сёстры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего церемониального Входа в Иерусалим; а также Сусанна, о которой нам ничего не известно. Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен.

Мироносицы, эти простые женщины, не отличавшиеся ни знатностью, ни образованием, часто сопровождали Иисуса Христа и Его учеников в миссионерских путешествиях, принимали их у себя, стараясь помочь всем тем, чем может помочь заботливая хозяйка и мать. Без сомнения, они еще меньше, чем апостолы (до Дня Пятидесятницы), понимали конечный смысл пришествия и спасительных деяний Мессии-Христа: для них Он был, в первую очередь, сыном их рано овдовевшей подруги Марии, избравшим многотрудную и неблагодарную стезю странствующего учителя (равви). Но они превосходили апостолов своей любовью и верностью. Вспомним, что будущие столпы Церкви, сочтя дело своего Учителя «проигранным», в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут Его земной жизни у Голгофы. Из них один лишь юный апостол Иоанн пребывал у подножия Креста, не заботясь опасениями собственной безопасности. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. <…> Боящийся несовершенен в любви», – напишет он позднее (1Ин.4:18).

Стоя у Лобного места и глядя на страшные мучения Распятого, жены-мироносицы утешали несчастную Мать, пребывавшую в полуобморочном состоянии, а затем проводили скромную погребальную процессию до пещеры (Мф.27:61). Как и все, они были вынуждены соблюдать праздничный субботний покой и не могли дождаться, когда же можно будет воздать сыну их убитой горем подруги последний долг любви – помазать Его истерзанное тело благовонными и бальзамирующими веществами (миром), довершив тем самым дело спешного погребения накануне еврейской Пасхи. С этими благовониями они и отправились в предутренней мгле ко Гробу, еще не зная, что их ожидает там великая награда – первыми услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и возвестить эту неимоверную радость апостолам (Лк.24:22-23). Это – награда за любовь и верность, выше которых нет ничего на свете. Неудивительно, что день Жен-Мироносиц часто называют и праздником Женщины-Христианки.

***

См. раздел ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ

А это интересная история. День жен-мироносиц отмечается на третьей неделе после Пасхи. Как следует из названия этого памятного дня, посвящен он женщинам, и на Руси, кстати, почитался как праздник женщин. Память о тех, кто следовал за Спасителем, при его жизни возложив на себя заботы о нем, а по окончании первого дня после погребения пришел к месту Гроба Господня, чтобы умастить его тело благовониями, что было иудейской традицией, и получил весть о воскрешении Господа, почитается уже много веков.

Удивительно, но евангелисты называют их по-разному. Тем не менее, сопоставление их текстов и детали предания, рассказывающего об этом событии, позволяют все же назвать семь имен, которыми, скорее всего, и обладали эти удивительные женщины.

Икона «Жены мироносицы у Гроба Господня»

Итак, первое – их было семь: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Точнее сказать – их было намного больше, но лишь семь имен сохранились и называются в священных книгах. Евангелист Лука пишет, например, что с Христом ходили двенадцать апостолов, и «некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим». «Если посмотреть на икону «Жены-мироносицы», то на ней вы увидите семь прекрасных женщин, стоящих рядом. А теперь давайте узнаем историю каждой из них – ведь это того стоит.

Кстати, интересная деталь, не всем известная. Многие апостолы, а также Жены-мироносицы, и Иисус – мнимый сын святого праведного Иосифа Обручника, – были родственниками. Но обо всем по порядку.

Итак, пять Мироносиц были из Галилеи, а Марфа и Мария – из Иудии, точнее из Вифании, пригорода Иерусалима. Многие из этих женщин были довольно богаты – это тоже отмечает Лука, подчеркивая, обратите внимание, в самом конце: «Служили Ему имением своим». Ну а теперь – некоторые известные подробности.

Мария Магдалина

Про жен-мироносиц сохранилось не так много сведений, о Марии Магдалине их больше всего. Известно, что она родилась в Галилее, в городе Магдала. До встречи с Господом она вела грешную жизнь. Иисус изгнал из нее семь бесов, и Мария пошла за ним и за апостолами, чтобы быть в услужении. Кстати, Марию Магдалину иногда путают с Марией Египетской («Стояние Марии Египетской»), но это разные женщины. Мария уверовала в Христа и была ему предана невероятно. Иоанн Богослов посвятил ей половину ХХ главы Евангелия, записав ее со слов Марии. Она была той женщиной, что первая понесла людям благую весть о его Воскресении – от нее пошли в мир слова «Христос Воскресе!» Сообщая эту весть императору, Мария принесла ему в дар яйцо. Император заметил, что воскресение столь же невозможно, как и то, что это яйцо покраснеет, и яйцо мигом стало красным – отсюда и пошла традиция красить на Пасху яйца.

Мария доживала свой век в Эфесе (Ефесе) – там Иоанн Богослов и записал то, что она ему рассказывала, поскольку они жили рядом. За то, что делала раскаявшаяся и исцеленная Мария Магдалина, за ее верность Христу и веру она получила звание равноапостольной. Кстати, Мария активно «пропагандировала» учение Христа, хотя женщинам и было запрещено проповедовать. Умерла Мария все в том же Эфесе, где и была похоронена.

Иоанна

Выйдя замуж за Хузу, домоправителя Ирода, Иоанна, как сказали бы сейчас, «вошла в элиту» общества: она была богата, известна и уважаема. За Христом она пошла после того, как он исцелил ее сына. Мальчик был при смерти; все средства уже испробовали – оставалось одно: идти к Иисусу, слава о котором распространялась по земле. Но Иисус не спешил во дворец – туда, где был казнен его Предтеча, Иоанн… Хуза однако умолил его исцелить сына, и Христос сделал это, предварительно сказав – вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес… И мальчик поправился, пока Хуза шел домой…

Однако над домом его нависли тучи. Стало известно, к кому они с женой обращались за помощью. А не Иоанна ли, часто и внимательно слушавшая Иоанна Предтечу, похоронила тайком его честную главу – не позволив устроить поругания? Но ведь тем самым она нарушила указ царицы Иродиады – выбросить голову Крестителя на свалку после поругания…

Но Иоанна не дожидалась «развязки» и выяснения отношений с Иродом.. Она ушла за Христом, благодаря его за исцеление сына. Те немногие драгоценности, что еще вчера богатая Иоанна взяла с собой, были проданы ею, чтобы накормить тех, кто был рядом с Христом. Мать Иисуса тоже приняла ее, как и все, ласково, и жалела Иоанну, поскольку той пришлось оставить сына. Но совсем скоро им вместе придется оплакивать другую потерю – мученически умершего Христа…
Саломия

Дочь святого праведного Иосифа Обручника. Она вышла замуж за Зеведея и родила двух сыновей – ставших апостолами Иакова и Иоанна.
Сусанна

Несмотря на то, что имя этой женщины выделено и упоминается евангелистом Лукой, о ее житии не известно почти ничего.

Мария Иаковлева

В отношении женщины, которая именуется в Евангелии как Мария Иаковлева, существует мнение, что она была младшей дочерью Иосифа Обручника. Из Священного Предания известно также о том, что находясь с Богородицей в самых лучших отношениях, она была на протяжении долгих лет Ее ближайшей подругой. Иаковлевой она именуется в честь своего сына апостола Иакова ― ближайшего ученика и сподвижника Христа.

Марфа и Мария

Родные сестры Марфа и Мария очень любили своего брата – Лазаря, которого Христос называл своим другом. Христос, часто бывавший в их доме, много говорил с ними, отлично их знал. Смерть Лазаря Христос оплакивал, однако знал, что на этот раз точка в земном его пути еще не поставлена. Он воскресил Лазаря через четыре дня после его смерти, после чего Лазаря начали называть Четверодневным. Христос часто бывал у них в доме, и сестры почитали и любили его. Считается, что именно Мария вылила на главу Иисуса драгоценное миро, приготовив Тело Христа к погребению. Из дальнейшей судьбы этих женщин известно только, что они последовали за братом, воскрешенным Лазарем, на Кипр, где он был епископом.

Богородица – одна их жен-мироносиц?

Пресвятая Богородица формально не входит в число мироносиц, но некоторые исследователи предполагают, что под именами Марии Иаковлевой и «другой Марии» подразумевается именно мать Иисуса Христа. Основанием для этого может служить такой факт: после смерти Иосифа Обручника Мария взяла на себя попечение о его детях от первого брака и вполне законно считалась матерью его сына Иакова.

Икона «Жены мироносицы у Гроба Господня»

Что они сделали

В ночь Воскpесения Хpистова жены-мироносицы шли ко Гробу Господню, чтобы умастить его тело драгоценным миро. Но они волновались – кто отвалит камень от гроба? Но камень отвалился от входа землетрясением, а появившийся перед мироносицами Ангел сказал, что Христос воскрес и явится им.

Народные традиции

На Руси День Жен-мироносиц отмечали с большой нежностью: он был, этот праздник, как… православное 8 Марта!

В Черноземье этот день назывался Маргоскиной неделей. Главным блюдом на столе становилась яичница: надо понимать, одно из самых простых «блюд».

А в некоторых областях в этот день женины собирались вместе и устраивали что-то вроде «девичников». После ужина, который женщины готовили сообща, устраивались танцы. Народные гуляния тоже были бурными, соблюдался и обряд кумовства: женщина снимала с себя крестик, вешала на веточку дерева, затем туда подходила другая женщина, крестилась, целовала крестик и обменивала его на свой. Обменявшиеся крестиками целовались троекратно и теперь считались кумами (до Духова дня). После этого женщины пели песни, жарили яичницу, пили квас – такими были угощения в этот день.

ПРОПОВЕДЬ МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО КЛИМЕНТА

Что я могу?

Вспоминание евангельских Мироносиц всякий раз подспудно пробуждает вопрос: как же получилось, что слабые жены не испугались, шли за Христом, даже когда Его покинули все апостолы, кроме одного, самого юного? Может быть, женская натура более склонна к верности, преданности, чем мужская? В чем состоит призвание женщины? ()

Какой иконе о чем молиться

Радоница: как правильно провести этот день и чего нельзя делать ни в коем случае

Иверская икона Божьей матери: чудо, помогающее в самые трудные периоды жизни

Светлая седмица: все, что нужно знать о первой неделе после Пасхи

Страстная седмица: что делать, чего не делать и как прожить эту неделю правильно

Похвала Богородицы: зачем идти в храм в этот день

Стояние Марии Египетской. Кому и в какой ситуации поможет уникальная служба

Прикоснуться к чуду: святыни московских храмов

Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство

Десять фактов о Матроне Московской

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *