Женские качества

Для данного обзора было выбрано несколько православных журналов: «Виноград», «Наследник», «Нескучный сад», «Фома», «Русский дом», «Татьянин День», «Славянка», «Православное книжное обозрение». Экземпляры этих изданий есть во многих приходских библиотеках, что облегчает доступ к ним. Издания имеют свои интернет-порталы, так что ознакомиться с их материалами можно в режиме онлайн.

Начать обзор стоит с журналов «Виноград» и «Наследник», так как из списка вышеназванных изданий именно у этих двух главной темой является проблема детей, молодёжи, семьи и воспитания. А, как известно, семья– первая ступень в формировании молодого поколения.

«Виноград»примечателен тем, что на страницах этого журнала уделяется немалое внимание проблемам подросткового воспитания и решения этих проблем в православном ключе с обращением к традиционной духовности и культурному опыту прежних эпох. Таким образом, на страницах издания осуществляется диалог современности и традиции. Большой акцент в журнале делается на проблеме материнства и мужского воспитания.

Православный молодёжный журнал «Наследник» обращен к молодой аудитории. На страницах этого издания можно встретить множество интересных статей, репортажей, очерков, интервью, по своему содержанию интересных прежде всего молодежи.

Стоит также отдельно сказать о версии журнала в Интернете. Разнообразный контент и удобный интерфейс весьма привлекательны с точки зрения среднего интернет-пользователя.

«Виноград» и «Наследник» великолепно подходят как для индивидуального ознакомления, так и в качестве дополнительной литературы в помощь учителям школ и преподавателям средних профессиональных учебных заведений, т.е. людям, напрямую занимающимся проблемами детей и подростков.

Также материал журнала «Виноград» можно рекомендовать студентам и аспирантам педагогических вузов.

«Нескучный сад» позиционируется как журнал о православной жизни; весьма информативен и объёмен. На страницах журнала можно ознакомиться с традициями Православия, с Православием в контексте истории и современности, большое внимание уделяется вопросам соотнесения науки и веры, веры и современной культуры, религии и политики, диалога Церкви и общества, диалога Православия с другими мировыми культурными традициями.

Журнал «Фома»можно охарактеризовать как культурно-просветительское, аналитическое, религиозное издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся», что изначально говорит о демократичном характере издания. В журнале активно осуществляется анализ современных общественных и культурных процессов.

«Русский дом»– журнал, из названия которого сразу понятна патриотическая направленность данного издания. На страницах «Русского дома» представлено очень много интересного материала: обсуждаются проблемы, ищутся ответы на многие вопросы, связанные с положением России в мире, проблемами русской культуры, современным положением православной веры, приводится много интересных фактов из истории нашей страны, раскрывается многообразие православных традиций и канонов.

Три вышеперечисленных издания рассчитаны на разнородную, но, прежде всего, думающую аудиторию. Данные журналы можно рекомендовать в качестве дополнительной литературы или как материал для факультативных занятий школьникам старших классов, а также студентам гуманитарных колледжей и вузов.

Интернет-издание»Татьянин День» весьма информативно и примечательно интересным новостным порталом, имеет характерный уклон в историю православной культуры. Здесь можно ознакомиться с весьма разноообразным материалом, элементами православной этики в контексте исторического, культурного и общественного процесса.

Данный православный интернет-портал может быть весьма полезен с религиоведческой точки зрения. Информацию этого интернет-издания можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с такими дисциплинами, как философия, теология, религиоведение, обществознание, история и рядом других гуманитарных учебных дисциплин вузов.

Православный женский журнал «Славянка» отличается от всех вышеперечисленных изданий тем, что обращен непосредственно к прекрасной половине человечества. Как и во всех подобных изданиях, в «Славянке» затрагиваются вопросы женской красоты и здоровья, семейного очага, воспитания детей. Страницы насыщены обзорами, интересными статьями, интервью, очень удачно подобран фотоматериал. Отличает это издания от других женских журналов то, что «Славянка» обращается к читательницам через призму православных традиций, исконно русского видения образа женщины.

Издательский Совет Русской Православной Церкви выпускает журнал «Православное книжное обозрение». Журнал рассказывает обо всех самых важных событиях в церковном книгоиздании и книгораспространении: об официальных мероприятиях, выставках, встречах, презентациях, выходе новых книг. В «Православном книжном обозрении печатаются обзоры, аннотации, рецензии, интервью, статьи о книжной культуре разных времен и мн.др.

В заключение обзора стоит напомнить что Православие– это не просто форма вероисповедания, Православие– это целая культурно-этическая позиция, почва русского мироощущения, фундамент народа и страны; русский язык носит характер объединяющего языка, связывающего воедино великую колоритную нацию, это язык, с помощью которого осуществляется преемственность поколениями культурных ценностей и традиций.

Важно повышать интерес к отечественной культуре, православным традициям. От того в каком информационном поле формируется мировоззрение молодого поколения и зависит будущий нравственный облик нашего народа и страны.

Борьба за равенство полов существенно повлияла на то, как формируются женские и мужские качества характера в личностях. Девочек учат быть сильными, а мальчикам говорят, что они никому ничего не должны. Это приводит к дисбалансу, потере женственности у девушек и мужественности у парней. Последствия − невозможность строить здоровые социальные отношения.

Мужские качества характера.

Чтобы считаться мужественным парню следует обладать такими чертами характера:

Надежность.

Про такого мужчину говорят, что за ним, как за каменной стеной.

Предсказуемость.

От мужчины ждут, что он будет оставаться стабильным в мышлении, привычках и поступках.

Последовательность.

Эту черту описывают фразой «мужик сказал − мужик сделал».

Принципиальность.

Когда мужчина придерживается определенных норм и собственной выработанной системы, он также выглядит мужественно и надежно.

Пройти тест на характер человека

Прямолинейность.

Несмотря на то, что женскому характеру она также свойственна, эта черта мужская.

Объективность.

Эта черта может выражаться в проявлении независимости при составлении мнения, несмотря на собственные антипатии или симпатии.

Безэмоциональность.

Или низкий уровень эмоциональности. Сухость и непоколебимое спокойствие часто бывают полезными в деловой сфере.

Бескомпромиссность.

Одна из граней принципиальности. Не самое лучшее качество, но мужское.

Реалистичность.

В то время, как девушкам свойственна мечтательность, мужчины более склонны смотреть на мир без розовых очков.

Приспосабливаемость.

Черта, позволяющая «выживать» в любых условиях.

Практичность.

Умение находить выгоду и быть предприимчивым весьма полезно.

Высокая реактивность.

В психологии это умение реагировать на изменившиеся обстоятельства. Хорошо работает в паре с предприимчивостью.

Задатки лидера.

Что не говори, а лидерство более присуще мужскому геному, переданному от первобытных предков-добытчиков.

Демонстративность.

Ее принцип хорошо сохранился у павлинов, именно самцы распушают хвост.

Уверенность.

В правильности поступков и слов. Необходимо не просто что-то делать, но и четко осознавать для чего именно, тогда такая черта будет свидетельствовать о мужестве.

Женские качества характера.

Женственность проявляется в таких чертах:

Гибкость и спонтанность.

Эти качества противоположны мужской предсказуемости и последовательности. Чтобы называться женственной, девушке стоит научиться быстро переключаться, быть мобильной в поступках, текучей в мышлении.

Зависимость от чувств.

Есть такая закономерность: когда у мужчины все хорошо на работе, он и в личной жизни легче достигает успехов; у женщин все наоборот – они чувствуют себя уверенней, когда у них порядок в любовном тылу. Существует и другая крайность, когда девушка уходит с головой в работу из-за недостатка эмоций или отсутствия здоровых отношений.

Субъективность.

Девушки больше опираются на эмоции и интуицию, потому выстраивая суждения, склонны идти на поводу у собственного опыта и мнения больше, чем анализировать факты.

Повышенная эмоциональность.

И снова про эмоции! Склонность гиперболизировать, истерить, бурно радоваться принадлежит дамам.

Эмпатия.

Такой громадный опыт в эмоциональной сфере дает девушкам способность чутко угадывать чужие чувства и переживать их.

Таинственность.

Не зря образ загадочной незнакомки считается одним из самых любимых мужчинами, у них он ассоциируется с женственностью. В то время как женщинам будет комфортнее с «понятным» мужчиной.

Проницательность.

От девушек трудно что-то утаить, у них есть встроенный радар, который чует ложь и недосказанность. Правда, иногда он дает собой, и девушка начинает «проницать» то, чего нет, но это немного другое качество. В целом же девушки умеют точно анализировать ситуацию, хотя этот анализ может быть далек от мужской логики.

Беззащитность.

Она рождается из-за склонности к фантазиям, построению иллюзий. Чтобы суровая реальность не пугала и не поглощала, многие женщины хотят видеть рядом сильное плечо.

Скромность.

Одна из классических черт, которая, как известно, красит девушку.

Уступчивость.

У многих девушек (у некоторых неосознанно) проявляется склонность к подчинению. Это не значит, что девушка разрешит собой потакать, но она с радостью отдаст бразды правления в мужские руки, а сама будет получать от этого эмоциональные дивиденды, в том числе и в роли серого кардинала.

Принцип Инь-Ян: баланс мужского и женского в отношениях.

Сбалансированные отношения выглядят, как знак Инь-Ян. Мужское и женское дополняют друг друга. То же самое можно сказать и про черты характера внутри одной личности. В идеале в характере девушки должно быть 80% женских качеств и 20% мужских, соответственно, в парне наоборот.

На волне эмансипации девушки активно перенимают мужские качества, а мужчины осваивают женские. Женщины стремятся к независимости и силе, отбирая их у мужчины. Рядом с сильной девушкой парень не развивается, у него нет на это ни стимула, ни мотивации. Очень ярко это описано в стихотворении Роберта Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее».

Самостоятельная женщина, не нуждающаяся в мужской опеке, руководстве, порождает отсутствие спроса на эти качества. Мужчина, для которого лидерство – природная черта, теряет его, когда не находит куда, а вернее, на кого, выплеснуть свою заботу.

Но точно так же и мужчина, лишенный мужественности, разрушает женщину. Покровительство, забота, защита, проявление внимания к ее чувствам порождают в девушке готовность оставить борьбу за лидерство. Многие женщины проявляют самостоятельность и силу только из принципа «кто-то же должен».

Необходимо понимать, что дисбаланс зарождается еще в детстве и исходит от родителей, и от того, как разделены социальные роли в семье.

Женские и мужские качества характера проявляются в каждом человеке, независимо от пола. Девушки хвастаются своей волей и принципиальностью, мужчины – инфантильностью и эмоциональностью. Важно научиться использовать позаимствованные черты во благо.

Пройти тест на темперамент

Пожалуй, это неподдельная, не наигранная женская таинственность. К сожалению, современная потребительская культура и субкультура, предъявляет к женщине иные требования. Идеал современной женщины, это, прежде всего, успешная бизнес – леди, для которой красота, это лишь составляющая часть сексапильности, то есть готовности и способности спровоцировать блудную страсть.
Рассуждать о том, должна ли быть в женщине тайна, на мой взгляд, не совсем корректно, поскольку тайна в каждой женщине без сомнения есть. Мало того, женщина бывает, таинственна и для самой себя. Ведь если человек это целый мир, микрокосмос, то в женщине параллельно сосуществуют два мира: общечеловеческий и непосредственно женский. Продолжение рода, материнство, и все с этим связанное, вот священная тайна данная Богом всей женской половине человечества. Каждой женщине дана таинственная женская природа, которую она призвана бережно хранить и блюсти, а когда придет время, принести за нее ответ на Страшном Суде. Этой тайной пронизано все то, что называется словом ЖЕНСТВЕННОСТЬ, главная составляющая женской красоты.
Весь мир уже давно твердит о том, что мужчины мельчают, теряют свои мужские качества, становятся инфантильными, а то и вовсе, женоподобными. Увы, эти обвинения не безосновательны. Но тут важно помнить, что понятия мужественность и женственность не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Именно женственность пробуждает у мужчин самые важные для них свойства: ответственность, смелость, великодушие, силу.
Но женственность сегодня, пожалуй, в таком же дефиците, как и мужественность. Похоже, что женственность это крест, от которого значительная часть прекрасного пола предпочитает уклониться. Безусловно, это малодушие, которое имеет выход в два направления. Первое, свойственное, прежде всего современной культуре, это грубая эксплуатация первичного инстинкта продолжения рода. Женственность здесь вульгаризируется, низводится до пошлого уровня простой приманки для мужчин. В этом случае священная женская тайна не только полностью рассекречивается, но и отдается на поругание.
Второе направление, это игнорирование женственности как таковой. Вполне очевидно, что любое проявление эмансипации – убивает в женщине женщину. Сюда же можно отнести примитивные формы умозрительного религиозного (вернее даже псевдорелигиозного) мышления. В этом случае женщине отводится исключительно роль домохозяйки. Все это не что иное, как различные формы убийства, даже самоубийства женственности и, ни о какой женской тайне здесь и речи быть не может.
Христианство это религия любви, главной созидающей силы. Высший идеал любви для православных христиан это Крестная Жертва. Именно на нее Церковь ориентирует любовь во всех значениях этого слова. Поэтому св. ап. Павел уподобляет супружескую любовь священной жертвенной любви Христа к Церкви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.» ( Еф. 5. 26 ) Далее апостол подтверждает свои слова ссылкой на книгу Бытия: » оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть.» ( Быт.2. 24) Обратим внимание, о женщине здесь говорится, как о носительнице той таинственной силы, которая побуждает именно мужчину оставить отца и мать, а не наоборот. Это и есть та самая тайна Божественного происхождения, о которой говорится далее: «Тайна сия велика» (Еф. 5.32)
Разумеется, в Священном Писании раскрывается тот идеал, который для человечества является запредельным, во все времена истории. Унылая действительность, окружающая нас, чаще всего являет собой полную противоположность этому идеалу. Одна из самых больных тем нашего времени, это слабые семьи. По статистике за прошедший 2010 год, количество разводов в Украине составляет 57,8% по отношению к заключенным бракам. Из них 30% приходятся на первый год супружества. При всем многообразии причин этой горькой статистики есть одна, общая, пожалуй, для всех разводов: люди не умеют любить. В современном искусстве, в первую очередь в кинематографе, культивируется модель слабенькой и эгоистичной любви. Блудные отношения, начиная со школьной скамьи, супружеская неверность присущи самым положительным героям, поэтому априори воспринимаются зрителями, как нечто безупречно правильное. Если попытаться вывести некую формулу понимания слова «любовь» в современном обществе, то, пожалуй, получится что – то вроде того: «Я люблю этого человека, он нужен МНЕ, значит, он неизбежно становится жертвой МОЕГО эгоизма». Понятно, что в случае взаимности, такая форма «любви» – внутренне агрессивна и разрушительна. Любовь, проповедуемая христианством, как уже было сказано, это любовь жертвенная. Проецируя жертвенность на семейные отношения, можно вывести совершенно иную формулу любви: «если я люблю этого человека, то моя жизнь принадлежит ему, (ей), моей семье, детям». Здесь не трудно увидеть Богоуподобление. Принося в жертву своей любви эгоистические амбиции, каждый из супругов должен как бы «умереть» для частной, личной жизни, чтобы из старого, родилось новое: семья.
Антропологическая природа мужчин и женщин – различна. Эти различия взаимно дополняют и являются составляющими двуединства семейного организма. Если на мужчину возлагается ответственность за содержание семьи (что мужчины сегодня с себя снимают), то это неизбежно предусматривает свойственный мужскому мышлению поиск, эксперимент, исход которого часто непредсказуем и опасен. Для женщины предусмотрена иная миссия: умиротворение. Само женское присутствие должно уравновешивать, отцентровывать семейные отношения на интуитивном уровне, удерживать своего мужа от крайностей и перегибов. У большинства народов, с древнейших времен в обязанности женщины входило хранение огня, очага. В последующие времена слова; «хранительница семейного очага» приобретают фигуральный, даже несколько поэтический смысл, но сохраняется их главную сущность, актуальная и по сей день. Исходя из этого, сам собой напрашивается вывод: надежда на спасение семей, а значит на восстановление здорового климата не только внутрисемейных, но и социальных отношений возлагается, прежде всего, на женскую половину. В мире Божием, тем более в Церкви Божией не может быть случайностей. И то, что большую часть наших приходов составляют прихожанки – глубоко промыслительно. В Богообщении оживает и раскрывается красота первозданного человека. А значит и Богом данная женственность обретает благодатные силы и приносит многие и благие плоды.
Надо сказать, что надежды эти не утопичны и не безосновательны. На сайте православного женского журнала «Самарянка», который посещают люди совершенно разные по убеждениям, был проведен социологический опрос на тему: какие проблемы женщин остаются сегодня, в тени? Результаты оказались для многих несколько неожиданными. Вопреки предположениям только 4,67% назвали здоровье, 17,67% -материнство, 18 % — самореализацию, 26,67% — социальную защищенность женщин, но что особо для нас отрадно, 33 % — духовную жизнь. А это уже явное свидетельство наступающей новой волны духовной жажды, которую, надеемся утолит Сам Господь.

В конце августа в издательстве «Никея» выйдет книга «Мужской разговор. Место мужчины в мире. Христианский взгляд». В ней рассказывается о роли современного мужчины в обществе и в семье. В основе — разговор священника Максима Первозванского и главного редактора издательства «Никея» Владимира Лучанинова. В 4 разделах рассказывается о системе отношений, которая выстраивается в жизни мужчины, мужа, отца. Предлагаем вашему вниманию главу из этой книги (публикуется в сокращении).

— Замечено, что в большинстве случаев «генераторами» семейного воцерковления выступают женщины, а их мужья с той или иной степенью готовности следуют за ними. Да и вообще, среди православных христиан женщины составляют очевидное большинство. При этом ощущается и специфика женской религиозности: все эти бесконечные разговоры о «батюшках» нередко вызывают у мужей подсознательный протест и отторжение.

Правомочен ли протест нормального мужика против такой религиозности своей жены?

— Я неоднократно сталкивался с ситуацией, когда мужчины говорят: «Я вообще-то человек верующий, православный, но в храм не хожу, потому что туда ходит моя жена…» Этот парадокс может быть обусловлен различными факторами.

Первый раздражитель состоит в том, что жена присваивает себе функции религиозного «паровоза» и духовного руководителя семьи, что, вообще-то, не свойственно женщине. А что происходит на самом деле? Не успеет муж переступить порог церкви, как жена тут же начинает его подзуживать: «Теперь тебе нужно исповедоваться и причаститься, раз уж ты в кои-то веки до храма дошел!»; «Ну, ты исповедался, наконец? Теперь мы должны повенчаться!»; «Раз уж ты стал регулярно участвовать в богослужениях, то должен мяса не есть!»

Взрослому мужчине, который призван самостоятельно, пусть и под руководством духовника, нащупывать и проходить свой жизненный путь, навязывается роль младшего сына в семье, которому все считают нужным указывать, что и как он должен делать. С христианской точки зрения это абсолютно неправильно. Повторю еще раз: мужчина в православной семье — это царь, священник и пророк, и низведение этих ответственейших предназначений до уровня «принеси, подай» неизбежно вызовет у него протест.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что порой мужчины сами стремятся к воцерковлению, но у них не хватает воли и умения для того, чтобы привести семью в должное устроение. В результате они начинают посещать другой храм, обращаются за советами к другому священнику. Как нередко подростки скрывают свою религиозность от сверстников, так и взрослый мужчина неожиданно для самого себя примеряет на себя статус «полуподпольного» православного. Что ж, в качестве временной меры, особенно если жена пребывает в буйно-неофитствующем состоянии, такое поведение приемлемо.

При этом очень важно, чтобы правила, нормы православной жизни, которые, в отличие от заповедей Божиих, не носят императивный характер, усваивались и воспринимались бы человеком естественно, добровольно, ненасильственно, последовательно и постепенно. По этому поводу позволю себе привести старинное монашеское присловье: «Увидев юношу, устремляющегося пешком на небо, дерни его за ногу». Не надо пытаться решить все вопросы сейчас и сразу, поскольку излишнее рвение может вызвать душевное перенапряжение, чреватое в дальнейшем полным охлаждением к церковной жизни и духовными падениями.

Все женщины — разные, равно как и неповторимы внутрисемейные отношения, и я, к сожалению, не знаю, что посоветовать мужчине, если его жена не блещет рассудительностью. Правда, не знаю… Разве что терпеть, как Сократ терпел Ксантиппу. Но вообще то, желательно жениться на женщинах, с которыми можно разговаривать, и проверить это следует задолго до свадьбы: получается ли вообще какой-либо разговор, можно ли с любимой о чем-то договориться? Если да, то дальнейшая совместная жизнь не покажется вам каторгой. Если же нет, останется только терпеть друг друга.

— Отче! Раз уж мы заговорили на эту, близкую большинству мужчин, тему, хочется сказать о сложности соблюдения седьмой заповеди, данной Самим Богом Моисею на горе Синай: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20: 14). Не секрет, что в глазах мужчин среднего возраста красота их жен тускнеет и появляется тяга к женщинам помоложе. Через это искушение проходят многие, а некоторые в результате даже уходят из семей. Существуют ли какие-то рецепты, при помощи которых можно преодолеть в себе недовольство тем, что черты лица прежде столь привлекательного человека изменились, а тело утратило былые формы?

— Обозначенная вами проблема обусловлена, в частности, тем, что в психофизиологии любого мужчины, в том числе и верующего христианина, глубоко внедрено неподотчетное, подсознательное, животное желание наделить детьми всех симпатичных женщин в округе. С этим противным христианству стремлением необходимо неустанно бороться. Человек, если он хочет быть человеком, а не приматом-то есть руководствоваться не инстинктами, а духом и разумом, должен придерживаться добрачного воздержания, это — залог будущего взаимного супружеского доверия. Кроме того, очень важную роль в отношениях мужа и жены играют те самые посты — временное воздержание от интимной близости, но, как мы только что говорили, конечно же, по взаимному согласию. Если никак не регулировать эту сторону супружества, действительно, привыкание наступит достаточно быстро. Пост предоставляет уникальную возможность всякий раз после периода воздержания окунуться в полноценную супружескую жизнь словно впервые.

Когда мужчина говорит: «Не могу удержаться!», с его стороны это — всего лишь попытка самооправдания. Пусть мы — крупные приматы, но, в отличие от животных, можем с Божьей помощью управлять своими эмоциями и совершенствоваться. Монахи, например, вообще всю жизнь проводят в полном половом воздержании, и ничего страшного из-за этого с ними не случается. Просто перед каждым женатым мужчиной стоит вполне конкретная задача — любить одну женщину, вместе с ней воспитывать детей и вместе с ней встретить старость. Конечно, ближе к пятидесяти годам некоторые женщины начинают терять интерес к интимной стороне супружеской жизни, у мужчин такие перемены происходят, как правило, позже. Что ж, и в этом случае следует искать и находить какие-то компромиссы, способные поддерживать и укреплять единство и любовь супругов, — ведь единомыслие и любовь и составляют смысл, ради которого люди создают семьи.

— Но ведь никто не станет спорить с тем, что человеческая физиология — индивидуальна. В чьем-то организме тестостерона вырабатывается больше, а в чьем-то меньше. Справедливо ли в таком случае предъявлять ко всем одинаковые требования? Например, в случае прелюбодеяния Церковь предписывает всем без исключения покаяние и временный запрет на Причащение в качестве средства душевного врачевания. Стóит ли применять одни и те же меры ко всем, без учета различных обстоятельств?

— Супружеская измена — смертный грех в любом случае, и гормональный уровень каждого из нас здесь ни причем. Да, кому-то приходится проще, а кому-то такая борьба дается с бóльшим трудом. Но мы вообще все разные: кто-то кроток, как овечка, а кто-то не в меру гневлив… Различные виды страстей распределены между людьми неравномерно.

Известный богослов и историк отец Георгий Флоровский (1893–1979) разделяет половую энергию и энергию пола. Под половой энергией он подразумевает собственно либидо, а под энергией пола — мужскую энергетику.

По мнению о. Георгия, несмотря на то, что энергия пола и половая энергия не тождественны друг другу, они тесно связаны между собой и перетекают друг в друга, как жидкость, налитая в сообщающиеся сосуды: чем больше ее оказывается в одном из них, тем меньше остается в другом. Иными словами, под энергией пола подразумеваются и творчество, и способность к действию, и активная жизненная позиция.

Известно, что наивысших достижений в разных областях науки и искусства зачастую достигали люди, которые вели воздержанную жизнь, — не только монахи, конечно, но и те мужчины, что не позволяли себе гулять направо и налево, а удерживали себя в узде.

Всему этому необходимо учиться. Это — непростая задача, рассчитанная на всю нашу жизнь: преобразовывать свою половую энергию в творческую, раз уж судил нам Господь родиться мужчинами. Кроме того, если тема преобразования остается для нас туманной, существует масса способов замещения, начиная с простейших физических упражнений.

Так что при приступах похоти спасительной может оказаться не только молитва, но и простая физическая работа, ведь блудные мысли чаще возникают от безделья, от долгого и бесцельного сидения перед экраном телевизора или монитором компьютера.

Часто мужчины, возвращаясь в город после активно проведенного дачного сезона, признаются на исповеди: «Знаете, я целый месяц провел на даче. Вроде бы там и природа прекрасная, и воздух свежий, и пища хорошая, но к женщинам при этом меня совсем не тянуло. А вернулся сюда, и опять…»

Просто расслабляться и бездумно плыть по течению недопустимо для мужчины. Бездействие, как интеллектуальное, так и физическое, равноценно вымиранию. К этой проблеме следует отнестись всерьез.

— Многие мои знакомые, не живущие в духе христианской традиции, руководствуются известным принципом, согласно которому измена жены — это катастрофа, а измена мужа — извинительное увлечение. Что бы вы, отче, посоветовали мне сказать им, так как мы время от времени полемизируем с ними на этот счет?

— Такая позиция в корне неверна, вот и все. Впрочем, многие цивилизации не просто снисходительно относились к полигамии, но иногда даже поощряли ее. Однако мы не принадлежим к цивилизациям такого рода, хотя и живем в государстве, где измена не является уголовно наказуемым преступлением.

Церковь не видит никакой разницы между прелюбодеянием мужчины и женщины. И мужская, и женская неверность рассматривается ею одинаково — как смертный грех, повергающий супружескую любовь и семейное счастье в пучину тяжких испытаний.

Я вполне отдаю себе отчет в том, что далеко не каждый брак может и должен рассматриваться как подлинная ценность — есть и такие союзы, которые лучше было бы вообще не заключать. Но мы же выбираем в жизни не между черным и белым, мы выбираем из нескольких возможных вариантов, а значит, все по-настоящему ценное надо хранить.

Я выскажу мысль, которая, возможно, придется по вкусу не всем. Существует расхожее представление о том, что у мужа и жены не может быть секретов друг от друга, а значит, еще до свадьбы жених должен без утайки рассказать своей невесте о том, со сколькими девушками он был близок прежде, чем встретил ее, а она в свою очередь обязана ответить ему откровенностью на откровенность. К такой же «честности» призывают и семейного человека, если с ним произошло падение. Не нужно этого делать! На мой взгляд, «правдивость» в подобных вопросах чаще всего неуместна, поскольку возлагает на любимого человека непосильные бремена, а мы призваны беречь друг друга. Для сохранения отношений неразглашение, на мой взгляд, в данном случае окажется более уместным.

Практически любой мужчина, проходя по весенним или летним улицам, непременно обратит внимание на проходящих мимо симпатичных девушек, невольно бросит взгляд на их ноги или слишком откровенное декольте. Должен ли он перед сном каяться в этом своей жене? Конечно же, нет. Этого не следует делать, прежде всего, из любви к ней. Это — наш грех, и мы сами с ним боремся по мере своих сил. Также и в случае падения — в своем предательстве нужно не только внутренне раскаяться, но и покаяться в Церкви на исповеди священнику, а не дома жене!

Вернувшись с работы в дурном настроении, мы вовсе не должны переносить свое недовольство начальником на собственную семью. Точно так же неуместна и глупая, безоглядная откровенность. В этом случае предпочтительнее промолчать дома и поспешить в храм на исповедь.

— Мужчина, как правило, пять дней в неделю проводит на работе, постоянно сталкиваясь с молодыми женщинами, зачастую незамужними, не имеющими детей. Они стройны, ухожены, накрашены, тщательно следят за собой. Ну, а жена — совсем другое дело: она полностью выкладывается дома с детьми, ей не до фитнеса и макияжа. Имеет ли муж моральное право требовать, чтобы его жена выглядела привлекательно, если он действительно этого хочет, опасаясь увлечься кем-то на стороне?

— Полагаю, мужчина должен создать условия для того, чтобы его жена могла уделять больше внимания своему внешнему виду. Женщина же, в свою очередь, ни в коем случае не должна позволять себе ходить по квартире непричесанной и в старом застиранном халате! Разумеется, дома на шпильках и в вечерних платьях не щеголяют, но нормальному мужу стóит время от времени отправляться вместе с женой в театр или в гости, для чего ей потребуется надеть какие-то красивые вещи, вновь почувствовав себя привлекательной и желанной. Мне кажется это очень важным.

Дело в том, что мужчины воспринимают представительниц противоположного пола либо как сексуальный объект, либо как личность, как друга, с которым завязываются и складываются какие-то отношения.

Говоря о собственно внешнем виде, следует заметить, что жена, конечно же, не должна отвращать от себя своего мужа (кстати, это замечание в равной степени относится и к мужьям!) Супруги не должны стесняться друг друга, вместе выходя в свет. Разумеется, если женщина родила пятерых детей и ей уже не восемнадцать, нет ничего удивительного в том, что она не похожа на молодую нерожавшую женщину. Внешне она почти всегда будет проигрывать. Зато при ней остается нечто другое, ничуть не менее важное: ее женское очарование, нежная улыбка и добрые глаза. При этом, повторяю, следить за своим внешним видом следует обязательно!

Как-то я разговорился с одной молодой, симпатичной мамой, родившей третьего ребенка. Несмотря на то, что после родов прошло более года, она по-прежнему весила более ста килограммов, располнев за время беременности и кормления. Говорю ей:

— Слушай, вообще-то пора сбрасывать… Мужа-то пожалей!

Женщина отвечает:

— Он говорит, что я ему и такой нравлюсь!

— Врет. Тебя он такую тоже любит, но из этого вовсе не следует, что ты ему такой нравишься!

Не забудем, что христиане женятся и выходят замуж не столько для того, чтобы осчастливить себя, любимого, сколько для того, чтобы сделать счастливым близкого человека.

— Отче, возможна ли вообще дружба между мужчиной и женщиной, каждый или один из которых связан узами брака? Что делать, если женатый мужчина наконец, пусть и поздно, но встретил женщину, разделяющую его взгляды и интересы, поддерживающую его духовные и творческие устремления, в то время как жена остается к ним равнодушной? В результате завязывается пусть и платонический роман из-за интеллектуального и душевного вакуума в семейных отношениях. Что делать в таких случаях?

— Я вообще считаю, что никакой особой «дружбы» между женатым мужчиной и любой женщиной, кроме его жены, не должно быть в принципе. Это замечание становится особенно актуальным, если между супругами существует какое-то недопонимание. Сказанное относится и к православным людям, привыкшим бороться с блудными устремлениями. Казалось бы, человек действительно испытывает самые чистые, добрые, дружеские чувства, разумеется, не рассматривая объект своих симпатий в качестве возможного сексуального партнера. Но на самом деле все это — лишь иллюзия. Искушение между тем зреет, укрепляется и растет, чтобы в определенный момент прорваться наружу. Хорошо, если человек найдет в себе достаточно сил, мужества и ответственности вовремя сказать себе: «Стоп!», не прикрываясь лукаво апостольскими словами о том, что любовь «все покрывает» (1 Кор. 13: 7). Святой апостол Павел говорит о совершенно иной любви…

Когда человек понимает, что его чувства и действия неправедны, перед ним открываются два пути. Вариант первый: покаяться, добавить в «черный список» номер телефона, сжечь все мосты, сказав: «Прости, Господи! Все это было моим грехом!» Если же на такой шаг не хватает сил да и желания покаяться не возникает, человек начинает подстраивать окружающую реальность под себя — создавать ложный мир. В этой новой, искаженной картине мира, которую он в таком случае выстраивает, грех начинает выглядеть вовсе не столь отвратительно.

«Ничего страшного, в сущности, не происходит», — убаюкивает он свою совесть, тем более что, казалось бы, никакими блудными устремлениями он и не руководствуется. «Я полагал, что знаю, что такое любовь. Но я ошибался. Настоящее знание пришло ко мне только теперь!» — думает такой человек. Но это — лишь иллюзия, эта «настоящая» любовь тоже непременно пройдет, потому что на самом деле речь идет всего лишь о влюбленности и гормональном бурлении, рядящихся в благочестивые одежды. Все декорации исчезнут, и окажется, что рядом с тобой — опять совершенно чужой человек и ни о какой «удивительной родственности душ» говорить не приходится.

К сожалению, часто отрезвление наступает слишком поздно, когда на смену возвышенному псевдодуховному влечению приходит обычное — плотское. Десятое правило Константинопольского собора 861 года так пишет о том, как страсти искажают человеческое сознание: «Явно предавшиеся страстям своим не только не ужасаются наказания, определяемого священными правилами, но… искажают смысл их, дабы, по избытку страстного обольщения зло казалось у них не только не осудительным, но даже божественным».

Для того чтобы на ранних этапах предотвратить трагедию, следует помнить: критерий для беспристрастной оценки ситуации существует. Предположим, мужчине доставляет удовольствие творческое сотрудничество с какой-либо женщиной. Он может часами проводить с ней время на работе, вместе решая какие-то задачи. Но как только он покинул рабочее место, он перестает о ней думать и вообще не вспомнит до следующей рабочей встречи, то есть вне работы его заботят совершенно другие вещи. Да, это — существенная часть его жизни, но ни в коем случае не какая-то особая! В этом случае, если он не вспоминает о женщине, когда ее нет рядом, речь действительно идет о нормальных дружеских или деловых отношениях, имеющих право на существование.

Однако если он продолжает думать о ней дома, стремится к встречам, находит повод позвонить лишний раз, пусть даже вспомнив что-то важное, и тем более начинает сравнивать ее с женой, то считай: опасность — на пороге, а может быть, он уже ее прозевал и ситуация зашла слишком далеко… Дело в том, что сексуальная сфера человеческой личности устроена пороговым образом. До наступления определенной фазы развития чувств человек еще может им сопротивляться, а когда порог перейден, оказывается к этому практически неспособен.

До определенного момента все мы способны сопротивляться инстинктам.»Завязавшему» алкоголику достаточно выпить лишь рюмку, и он уже не найдет в себе сил, чтобы остановиться. То же замечание в полной мере относится и к мужскому влечению к противоположному полу. Правда, одному достаточно «рюмки», а защитная стена другого рухнет не так просто. Христианин призван бдительно следить за своими чувствами, мыслями и действиями, не обольщаясь по поводу их истинной направленности, и заранее твердо обозначить внутреннюю черту, которую переступать не следует.

Что касается общесемейных тем и интересов, то их предстоит искать. Процесс этот долгий, длиною в целую жизнь. Если вы чувствуете, что эмоциональная сфера начинает оскудевать, ее следует выстраивать. Конечно, дети сплачивают супругов, правда, иногда до поры до времени. Рано или поздно они вырастут, и тогда вы рискуете остаться у разбитого корыта, а значит, дети не могут быть единственными скрепами вашего союза.

У британского писателя Клайва Стейплза Льюиса (1898–1963) есть очень хорошая книга «Любовь». На ее страницах описаны разные виды отношений. Есть там и раздел, называющийся «Дружба». Согласно Льюису, друзей волнует какая-то общая тема, то есть, по мнению автора, люди дружат «по поводу» чего-то. При этом их не слишком интересует личность друга, как складывается его жизнь, с какими проблемами он ежедневно сталкивается.

Конечно, наш соплеменник, скорее всего, не согласится с автором; русская дружба — это всегда не просто отношения «вокруг» чего то, но и серьезный взаимный интерес. Но если между супругами не сложится сфера общих интересов, не будет дружбы, то компенсировать этот пробел будут коллеги по работе, старые школьные или университетские приятели, наконец, просто соседи по дому или гаражу. И когда такая дружба «по поводу чего-то», на первый взгляд, вроде бы даже совершенно невинная, возникнет между мужчиной и женщиной, она всегда будет иметь устойчивую тенденцию к перерастанию в «дружбу по-русски». Неожиданно окажется, что интересная и отзывчивая собеседница незаметно заняла в душе совершенно не подобающее ей место.

— Отец Максим, скажите: у супругов, по каким-либо причинам не готовых к рождению ребенка, интимная сторона отношений принимает греховный характер?

— Интимные отношения — это очень сложный, запутанный клубок, в котором, по слову протопресвитера Александра Шмемана (1921–1983), любовь и похоть безнадежно перемешались и разделить их не представляется возможным. Мы устроены так, что в браке любим и предаемся похоти одновременно, и попытка добиться любви без похоти ни к чему не приводит -из этого отец Александр делает вывод о том, что интимные отношения относятся не к области благодати, а к области закона. Именно поэтому на них распространяются правила поста, правила воздержания в определенные периоды.

Необходимо ограничивать себя в разнообразии интимных отношений. Несмотря на то, что Православная церковь ни в одном из канонов не говорит о том, что можно, а что нельзя допускать на брачном ложе, здесь, на мой взгляд, уместна некоторая аналогия с едой. Действительно, обязаны ли мы всегда ограничивать себя черным хлебом, запивая его водой? Конечно же, нет! Постом мы, православные христиане, действительно избегаем излишеств, чтобы противостоять страсти чревоугодия, но в праздничные дни стараемся свой стол сделать праздничным и разнообразным, хотя и в этом случае какая-то изощренная ненасытность все равно останется греховным проявлением.

То же самое относится и к сфере интимных отношений: в пост мы стараемся воздерживаться, конечно, при условии взаимного согласия; в обычное же время наслаждаемся брачным даром телесного единства, не забывая, однако, что какие-то извращенные формы половой близости в христианском браке столь же неуместны, как паштет из соловьиных языков или кальян с гашишем на праздничном столе учеников Христовых.

Благочестивые, на первый взгляд, разговоры о том, что единственной целью интимной близости является зачатие детей, зачастую заканчиваются фарисейскими календарными исчислениями, — когда зачатие возможно, а когда маловероятно. Выскажу свое личное мнение: если по тем или иным причинам вы не можете пока решиться на рождение очередного ребенка, а воздержаться при этом оказываетесь не в силах, то лучше будьте честны перед собой и Богом — сходите в аптеку и купите презервативы. А потом смиренно попросите у Бога прощения за невоздержание. Не стоит устраивать какие-то календарные игрища, обманывая самих себя и пытаясь обмануть Господа!

Да, мы понимаем, что лучше жить безупречной жизнью, но при этом совершенно точно знаем, что человек, возлагающий на себя бремя, которое не способен понести, оказывается на пути к еще более глубокому падению. Неслучайно говорят, что добровольное воздержание в еде, то есть пост, делает из человека ангела, а принудительное воздержание (голод) превращает его в животное.

Необходимо внимательно отслеживать свое духовное состояние, причем не только в краткосрочной перспективе. Если человек говорит себе: «У меня сегодня не было близости с женой, поэтому с утра я зол и раздражителен», — это еще ничего не значит. Возможно, именно преодоление раздражительности со временем приведет его к святости. Но если речь идет об опасности измены или других серьезных опасностях для брака, то, конечно, лучше не отказываться от близости с женой.

Неслучайно святой апостол Павел учит нас: » блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 2–5).

Жил на свете один незадачливый, но очень хороший, честный человек, и была у него строптивая жена. Когда приходило время поесть, человек этот садился обычно на берегу реки, часть съедал сам, а часть кидал в реку.

Прошло некоторое время. Однажды из реки вышел человек и сказал ему:

— Немало уже времени питаюсь я твоей пищей. Так вот теперь я оближу тебе рот, и ты станешь понимать язык всякой твари, так я отплачу тебе; но если ты хоть кому-нибудь скажешь, неизбежно в тот же миг умрёшь. Облизал ему рот, погрузился в реку и исчез.

Тот человек, возвратясь на окраину деревни, прилёг у саманника. А на саманник села ворона со своим птенцом. Воронёнок сказал матери:

— Этот человек мёртвый, полечу-ка я и выклюю ему глаза.

Ворона ответила:

— Нет, дитя моё, не надо. Адамовы дети коварны, как бы этот человек не поймал тебя.

Воронёнок сказал:

— Я подберусь и клюну в ногу, если зашевелится, улечу, а нет — клюну в грудь, а потом выклюю глаза.

Человек всё это слышал. Воронёнок подлетел, клюнул в ногу — он не шевельнулся, но, как только сел ему на грудь, человек схватил его рукой. Воронёнок крикнул матери:

— Помоги!

Мать ответила:

— Что мне делать? Я запретила, ты не послушался; я бы живо тебя спасла, если бы этот человек понимал мою речь, а теперь как я помогу?

Человек крикнул вороне:

— Чего тебе нужно? Я понимаю твою речь.

Ворона обрадовалась, повела его за собой, показала зарытый кем-то бесценный клад и таким образом спасла своего птенца. Человек пошёл с кладом домой.

Однажды ему захотелось пойти куда-то на богомолье. Жена стала приставать, чтобы он взял её с собой. Видя, что её никак не отговорить, муж оседлал для неё жерёбую кобылу, у которой был ещё один жеребёнок. Женщина тоже была беременна. Села она на кобылу, посадила за спину ребёнка, перекинула через седло суму с припасами на дорогу и поехала. Как начали подыматься в гору, жеребёнок притомился, отстал и крикнул матери:

— Подожди меня!

Кобыла ответила:

— У меня один в животе, трое сидят на спине, да ещё кладь с ними, а я всё-таки иду, почему же ты отстаёшь, что с тобой случилось?

Человек, услыхав это, рассмеялся во весь голос. Жена спросила его:

— Почему ты смеёшься? Скажи!

Муж ответил:

— Этого я не могу тебе сказать.

Жена привязалась к мужу. Муж поклялся, что умрёт, если скажет. Однако жена всё приставала и до того извела мужа, что он сказал:

— Нет мне от тебя покоя! Давай сначала доберёмся до места и помолимся, а как возвратимся домой, приготовь саван и всё, что нужно для поминок, и тогда я тебе расскажу.

Жена обрадовалась, погнала коня, помолилась наскоро, воротилась домой, сшила саван, приготовила всё, что нужно было для поминок, и опять пристала к мужу.

Была у того человека собачонка, заскулила она, выбежала, плача, во двор. Повстречался ей петух у порога и спросил:

— Отчего ты плачешь?

Собачонка ответила:

— Жена моего хозяина хочет его убить, оттого и плачу.

Петух сказал:

— Поди приведи твоего хозяина.

Пока тот человек вышел во двор, петух созвал со всей деревни кур, стал посреди них и спросил человека:

— Почему ты задумал убить себя?

Человек ответил:

— Что ж мне делать, не даёт мне жена покоя!

Петух крикнул что-то курам и забегал вокруг них. Куры, чуть дыша, приникли к земле. Петух сказал человеку:

— У меня шестьдесят жён, но ни одна из них не посмеет без моего разрешения подобрать хотя бы зёрнышко, а тебе приходится помирать от одной-единственной жены?

Человек спросил:

— Что же мне делать?

Петух сказал:

— Вырежи кизиловую палку и, когда жена привяжется: «Скажи да скажи», — возьми палку, избей её до полусмерти — она и перестанет спрашивать.

Человек послушался петуха, и, когда женщина снова привязалась к нему, он исколотил её до потери сознания. Так спасся он от смерти.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *