Женский монастырь в тамбове

При аскетическом настроении, особенно любя уединение, Преосвященный Питирим, как только дозволяло время, удалялся за Тамбов, в густые Тамбовские леса, и там наедине предавался богомыслию и молитве. Однако такие уединенные прогулки не могли полностью удовлетворять монашескую потребность в молитве, поэтому св. Питирим определил устроить в уединенном, лесистом месте особую обитель и для того избрал лучшее место во время своих уединенных странствований. Эту мысль он передал прибывшему к нему дорогому гостю, Воронежскому святителю Митрофану, прося его «освидетельствовать и благословить во славу Божию избираемое им место для обители». Таким образом, два великих друга — оба истинные отшельники и постники — посетили то место, где впоследствии стала красоваться святая обитель Питирима. К двум достопамятным мужам предание присоединяет еще и третьего, который известен только именем — Иннокентий. Быть может, он был одним из келейников святителя Питирима. Все трое избрали и благословили своей сердечной молитвой место для святой обители. С тех пор место это так и стало называться — Трегуляй, а мужская обитель, устроенная здесь, — Трегуляевским монастырем.
В ознаменование этого замечательного события, связанного с избранием и освящением места для Трегуляевской обители, в Тамбовской летописи был отмечен не только год, но и число освящения места — второй день по Воздвижению Креста Господня, 15 (28 н. ст.) сентября 1688 года. Выбрав вместе со святителем Митрофаном пустынное и уединенное место, вполне соответствующее требованию устройства монастыря, святитель Питирим посвятил новостроящуюся обитель великому пустыннику и постнику — Предтече и Крестителю Господню Иоанну — как бы в воспоминание о любимой своей Вяземской обители Смоленской епархии, где он начинал свое монашеское служение.

Первый монастырский храм был построен в 1691 году и освящен епископом Питиримом во имя Иоанна Предтечи. Строительным материалом для него служил широко используемый в крае сосновый брус. Крупнейший пожар в 1717 году полностью уничтожил все монастырские постройки, но уже в 1720 году обитель была полностью восстановлена на добровольные пожертвования жителей Тамбова. На месте сгоревшей появилась новая двухэтажная Предтеченская церковь. Через 53 года в монастыре появилась другая — Введенская церковь.

С 1791 года деревянное строительство в монастыре уступает каменному. Первой каменной постройкой стал флигель длиною в 23 сажени, в котором разместился Предтеченский храм, трапезная и кухня. В 1792 году такой же флигель был построен для братских келий. Монастырскую территорию в 1795 году ограничила каменная стена. Конец XVIII столетия был временем широкого каменного строительства не только в Трегуляевском монастыре, но и во всей епархии. Оно было связано с деятельностью Тамбовского епископа Феофила (Раева), который заложил первый камень в фундамент главного монастырского храма во имя Рождества Иоанна Предтечи. Основной храм, сооружавшегося на щедрые пожертвования тамбовских дворян Ф. Ф. Севостьянова и М. С. Бегичевой, служил высокий куб, оформленный с фасадов портиками со сдвоенными колоннами. Высокие барабаны центрального и угловых куполов были плотно сгруппированы. С западной стороны на небольшом расстоянии от храма была возведена многоярусная колокольня. Предтеченская церковь и колокольня не подвергались перестройкам до начала XX века и сохраняли чистоту архитектурного стиля конца XVIII — начала XIX веков, характерного для провинциального зодчества. Главный храм Трегуляевской обители имел некоторое сходство с Успенским храмом Саровской пустыни, так как строительство осуществлялось под руководством бывшего послушника Нафанаила из Сарова.

Второй храм во имя Спаса Нерукотворного, возведенный в русско-византийском стиле, стал настоящим украшением Трегуляевского монастыря. Он был заложен в 1895 году, но из-за ограниченности средств строился около десяти лет. Главы храма были обложены алюминием, кресты и звезды на главах вызолочены, крыши выкрашены шашечками темно- и светло-зеленого цветов. Дубовый иконостас в русском стиле сиял позолотой, в том же стиле были выполнены рамы для храмовых икон.

В начале XX века к южному фасаду храма по проекту В. И. Фреймана был пристроен придел во имя Спаса Нерукотворного, органично вписавшийся в архитектуру здания. С устройством новой церкви Введенская, размещавшаяся с 1810 года в одном из флигелей, была упразднена. Ее помещения использовались для трапезной, библиотеки и ризницы.

В 1811 году Трегуляевский монастырь получил статус штатного третьеклассного. Средствами его существования были проценты с капитала и доходы от хозяйственной деятельности братии.Трегуляевский монастырь никогда не отличался многочисленностью братии. В середине XIX века в нем проживало 16 человек (монашествующие и послушники), а к 1917 году – 20 человек. Управлял монастырем настоятель в сане архимандрита. Нередко вместе с настоятельской должностью, трегуляевские архимандриты выполняли и обязанности ректоров Тамбовской духовной семинарии и членов Тамбовской духовной консистории. Братия занималась огородничеством, пчеловодством, ремеслами и ежегодной продажей небольшого количества строевого леса. Паломников привлекали уют и благоустройство Предтеченского монастыря, его фруктовые сады и тенистые липовые аллеи, ведущие к храмам. У южной стены Предтеченского храма находилось могильное надгробие Новочеркасского архиепископа Афанасия (1847 год); у северной — Тамбовского епископа Николая (1864 год); на монастырском кладбище — захоронение рассказовского дворянина Н. П. Архарова (1814 год) и многих других именитых жителей Тамбовского края.

В начале XX века в Трегуляевском монастыре провели обширные строительно-ремонтные работы. В 1901 году во Введенском храме в обоих приделах обновили иконостасы, выполнили новую роспись стен. В 1902 году завершилось строительство храма в честь Спаса Нерукотворного. К 1903 году достроили пятиглавый Иоанно-Предтеченский соборный храм.

Святынями Предтеченского монастыря были икона-складень, именуемая «Неополимая купина», и икона Божией Матери «Скоропослушница», исполненная на кипарисовой доске большого размера, привезенная в 1867 году из Афонской обители.

Иоанно-Предтеченский Трегуляевский монастырь был известен в Российской Империи. Тысячи верующих со всей страны совершали в него паломничество. В послереволюционное время монастырь разделил горькую участь всех обителей Русской Православной Церкви. В годы советской власти в обители осквернили храмы и монастырское кладбище, засыпали святой источник.

В годы гражданской войны монастырские постройки, предназначенные для милосердного служения, стали исполнять не свойственные им функции мест заключения. Один из постоянных тамбовских лагерей размещался в Трегуляевском монастыре. Эти лагеря были пропускными пунктами для высылки людей за пределы Тамбовской губернии. В материалах Трегуляевского лагеря — история трагических судеб людей разного возраста: стариков, старух, молодых женщин с маленькими детьми, арестованных как заложников. Масштаб трагедии был огромен: «К 15 ноября (1921 года — прим. сост.) через них прошло 27360 человек, из которых выслано за пределы Тамбовской губернии до 20000 человек, а остальные переведены в другие места заключения или освобождены». В 1922 году была закрыта церковь и выселены священнослужители.

В 1924 году Трегуляевский монастырь был включен в списки памятников церковной архитектуры, которые надлежало охранять государству. Эти списки не помешали местным властям в 1929 году решить вопрос о разборке монастырских построек. Предпоследняя страница истории Трегуляевского монастыря была драматичной — в нем открылась колония малолетних преступников. Позднее все сооружения одного из старейших тамбовских монастырей были полностью утрачены, а на территории монастыря разместилась воинская часть.

Окончательно разрушение храмов и всего архитектурного ансамбля обители произошло в 50–60-е годы XX века.

14 января 1961 года на территории Иоанно-Предтеченского Трегуляевского мужского монастыря разместили небольшую по численности воинскую часть в/ч 96554 – учебный полигон зенитной артиллерии. Оставшиеся от монастыря строения: монашеский келейный корпус, трапезную, дом настоятеля, конюшню и другие – переоборудовали под нужды воинской части. В зданиях расположились: штаб, казарма, солдатская столовая, библиотека, склады для военной техники, котельная, баня.

Несмотря на это, никогда не зарастала тропа народной веры к источнику святителя Питирима. В Трегуляевский лес всегда стремились паломники, чтобы испить воды святого источника и окунуться в его живительную прохладу.

В 1998 году, к 300-летию со дня преставления святителя Питирима, Тамбовской епархии согласно ходатайству архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения по распоряжению Министерства Обороны командованием в/ч 96554 был передан земельный участок для строительства храма и восстановления бывшего монастырского святого источника.

В 2002 году в монастыре возвели небольшой храм в честь Второго обретения мощей святителя Питирима и часовню над источником, которую 8 августа того же года освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексей II.

В 2006 году воинская часть 96554 была расформирована. По ходатайству епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия все бывшие монастырские здания, занимаемые воинской частью, передали Тамбовской епархии сроком на 49 лет по договору № 158/1 от 21 мая 2007 года.

17 июня 2007 года в Трегуляевском мужском монастыре впервые в современной истории обители был совершен монашеский постриг.

27 декабря 2007 года по ходатайству епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия Священный Синод Русской Православной Церкви возродил Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (журнал заседаний Священного Синода № 153 от 27 декабря 2007 г.).

В 2008 году на территории Трегуляевского монастыря начались работы по отысканию фундамента храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. В результате раскопок, проведенных на бывшем воинском плаце, под асфальтом на глубине всего 50 см был найден фундамент разрушенного соборного храма монастыря. Внутри основания храма на глубине до 2 м были найдены останки двух тамбовских епископов Николая (Доброхотова) и Афанасия (Телятинского), погребенных в свое время в храме.

По благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия решено было воссоздавать храм на историческом месте по старым фотографиям, поскольку проект храма в архивах найти не удалось. Не стали разрушать и сохранившийся фундамент храма – его предстояло укрепить согласно существующим технологиям. Когда указанные работы были выполнены мастерами из Москвы и специалисты дали заключение, что фундамент надежен, строители приступили к воссозданию храма.

В 2012 году в монастырь был назначен первый игумен после его возрождения. Им стал насельник Казанского мужского монастыря города Тамбова иеромонах Пимен (Семилетов), утвержденный на должность настоятеля решением Священного Синода (журнал № 16 от 15–16 марта 2012 года). 18 марта 2012 года епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий за Божественной литургией возвел иеромонаха Пимена в сан игумена. В монастыре стала постепенно возрождаться монашеская жизнь.

24 мая 2013 года решением № 213 Бокинского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области Трегуляевской обители переданы в собственность все бывшие монастырские строения, а также земельный участок, на котором располагается ансамбль монастыря.

В 2015 году на предполагаемом месте нахождения еще одного разрушенного монастырского храма были проведены археологические раскопки, в результате которых в 100 м от восстанавливаемого Иоанно-Предтеченского храма удалось обнаружить остатки фундамента храма в честь Спаса Нерукотворного, который также будет восстановлен.

В настоящее завершились общестроительные работы по воссозданию храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. 29 сентября 2016 года митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил освящение куполов и крестов для Предтеченского храма. Ведется реставрация братского корпуса монастыря.

Именем Феодосий – в память о преподобном Феодосии игумене Киево-Печерском — владыка был наречён больше 30-ти лет назад, когда принимал монашеский постриг.

Торжественную церемонию провели в Спасо-Преображенском Кафедральном соборе сразу после большой праздничной службы в честь Отдания Пасхи. Поздравить владыку пришли представители духовенства и верующие. В основном дарили белые розы, символизирующие божественный свет.

«Преподобный Феодосий был родоначальником жития монашества на Руси, и так Господь судил, что вы тоже являетесь родоначальником, первым митрополитом Тамбовской митрополии. Мы видим, какие усилия прилагаете для того, чтобы процветала Тамбовская земля и в материальном, и паче в духовном плане», — говорит Гермоген, епископ Мичуринский и Моршанский.

На тамбовскую землю владыка Феодосий приехал в начале двухтысячных. И с этого времени в регионе началось активное строительство храмов.

«Через прекрасные храмы, блестящие с золотыми куполами, люди, в том числе, обретают веру и приходят к Богу», — сказал Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский.

Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский (Васнев Сергей Иванович)

Дата рождения: 26 января 1961 г.

Дата хиротонии: 21 апреля 2002 г. Дата пострига: 22 августа 1987 г. День ангела: 16 мая

Страна: Россия Биография:

Родился 26 января 1961 г. в р.п. Пичаево Тамбовской обл. в семье священника. По окончании средней школы и службы в армии в 1981 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1984 г. В том же году стал студентом Московской духовной академии.

В январе 1985 г. Священноначалием Русской Православной Церкви направлен в Чехословакию на Православный богословский факультет университета в Прешове, где получил высшее богословское образование, окончив факультет в 1988 г. со степенью магистра богословия за сочинение на кафедре церковной истории на тему «Крещение Руси».

Летом 1985 г. в составе группы, представлявшей духовные школы Русской Православной Церкви, участвовал в работе Международного молодежного лагеря «Агапе-5», проходившего в Чехословакии и организованного в рамках Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос».

По благословению Святейшего Патриарха Пимена 22 августа 1987 г. в Троицком соборе московского Данилова монастыря митрополитом Минским и Белорусским Филаретом, председателем Отдела внешних церковных сношений, пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского.

28 августа 1987 г. в храме свв. апп. Петра и Павла в Лефортове в Москве епископом Каширским Феофаном, заместителем председателя ОВЦС, рукоположен во иеродиакона.

6 сентября 1987 г. Блаженнейшим Митрополитом Пражским и всей Чехословакии Дорофеем удостоен награды Чехословацкой Православной Церкви — ордена свв. равноапп. Кирилла и Мефодия III ст.

1 января 1988 г. указом Святейшего Патриарха Пимена назначен диаконом на подворье Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехословакия).

Весной 1988 г. на Православном богословском факультете в Прешове принимал участие в работе международной конференции, проведенной «Синдесмосом» совместно со Всемирной федерацией христианских студентов (ВФХС).

В марте 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом награжден Патриаршей грамотой. В июне 1988 г. был участником торжеств, проводившихся Русской Православной Церковью по случаю исторического юбилея — 1000-летия Крещения Руси.

12 июля 1988 г. в храме свв. апп. Петра и Павла подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах настоятелем подворья епископом Подольским Владимиром рукоположен во иеромонаха и назначен клириком этого храма.

10 января 1989 г. к празднику Рождества Христова указом Святейшего Патриарха Пимена награжден наперсным крестом.

С декабря 1989 г. по август 1990 г. находился в ФРГ, где в Институте по связям с Восточными Церквами в г. Регенсбурге изучал немецкий язык. В рамках программы обучения посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Люксембург, Бельгию, Голландию, Италию.

В середине мая 1990 г. в Тутцинге (ФРГ) в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в международном симпозиуме «Церкви в контексте многообразия культур. На пути в третье тысячелетие».

В августе 1990 г. назначен на должность референта в сектор зарубежных учреждений ОВЦС и в это же время стал насельником московского Данилова монастыря.

В 1991 г. назначен заведующим сектором зарубежных учреждений ОВЦС.

В марте 1991 г. в составе паломнической делегации во главе со Святейшим Патриархом Алексием II посетил Святую Землю; в августе 1991 г. в составе паломнической группы, представлявшей монастыри Русской Православной Церкви, посетил Румынию, Болгарию, Грецию и Святую Гору Афон.

В 1992 г. по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви посетил Тунис с целью изучения возможности открытия в этой стране прихода Московского Патриархата.

В 1992 г. Святейшим Патриархом Алексием II к празднику Святой Пасхи удостоен сана игумена. Возведен в сан игумена в Даниловом монастыре председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси).

26 апреля 1993 г. определением Священного Синода назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

22 мая 1993 г. Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита. В феврале 1996 г. Блаженнейшим Патриархом Диодором I удостоен награды Иерусалимской Православной Церкви — ордена Святого Креста.

В мае 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. В июне 1997 г. к 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом св. равноап. кн. Владимира III ст. К юбилею 2000-летия Рождества Христова Святейшим Патриархом Алексием II награжден правом ношения второго креста с украшениями.

Указом Президента РФ В.В. Путина от 11 августа 2000 г. награжден орденом Дружбы.

В декабре 2001 г. Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Николаем удостоен награды Православной Церкви Чешских земель и Словакии — ордена свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст.

Определением Священного Синода от 12 марта 2002 г. избран епископом Ветлужским, викарием Нижегородской епархии.

21 апреля 2002 г. в Храме Христа Спасителя в Москве за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феодосия (Васнева) во епископа Ветлужского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Ташкентский и Среднеазиатский Владимир; архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений, Истринский Арсений, Верейский Евгений; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх, Брянский и Севский Феофилакт.

11 октября 2002 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен временным управляющим Нижегородской и Тамбовской епархиями.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2002 г. назначен управляющим Тамбовской епархией.

Определением Священного Синода от 20 апреля 2005 г. назначен ректором Тамбовской духовной семинарии.

В 2006 г. в составе делегации Русской Православной Церкви сопровождал Святейшего Патриарха Алексия II во время визита в Латвию.

В 2006 г. предстоятелем Латвийской Православной Церкви митрополитом Рижским и всея Латвии Александром награжден орденом сщмч. Иоанна, архиепископа Рижского, III ст.

С 2006 г. — член Общественной палаты Тамбовской области.

25 января 2008 г. указом президента РФ В.В. Путина награжден орденом Почета.

27 июня 2008 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден памятной медалью «1020-летие Крещения Руси»; 28 июля Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром — памятной медалью УПЦ «1020-летие Крещения Руси».

8 октября 2008 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом прп. Сергия Радонежского II ст.

24 марта 2010 г. в Московской духовной академии защитил диссертацию на тему «Тамбовская духовная семинария в период реформ духовно-учебных заведений в 1860-1870 гг.»; 7 июня решением Ученого совета МДА присуждена степень кандидата богословия.

Летом 2010 г. президентом РФ Д.А. Медведевым награжден памятной медалью «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», памятным знаком и благодарственным письмом за активное участие в проведении юбилейных торжественных мероприятий, в сооружении и освящении в городах и районах области памятников, увековечивших имена воинов-тамбовчан, погибших в годы войны.

В январе 2011 г. в связи с 50-летием со дня рождения Святейшим Патриархом Кириллом награжден орденом прп. Серафима Саровского II ст.

В апреле 2011 г. президентом РФ Д.А. Медведевым объявлена благодарность. 16 мая 2011 г. в связи с 50-летием со дня рождения глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин вручил епископу Феодосию высшую награду Тамбовского региона — медаль «За заслуги перед Тамбовской областью».

Неоднократно участвовал в конференциях Международного форума «Диалог цивилизаций», проходивших в Греции, Чехии, на Кубе. Исполняя различные послушания Священноначалия Русской Православной Церкви, посетил Египет, Турцию, Иорданию, Италию, Польшу, Словакию.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 169) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Казанского мужского монастыря г. Тамбова.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 127) в связи с образованием Мичуринской епархии присвоен титул «Тамбовский и Рассказовский». Назначен главой Тамбовской митрополии.

3 января 2013 г. на малом входе Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

С декабря 2012 г. по сентябрь 2013 г. — временный управляющий Мичуринской епархией.

8 марта 2019 г. на Православном богословском факультете Прешовского университета (Словакия) защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «Преобразования в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви с 1884 по 1918 год (на примере Тамбовской духовной семинарии)».

Образование:

1984 г. — Московская духовная семинария.

Московская духовная академия (кандидат богословия).

1988 г. — Богословский факультет университета в Прешове (Чехословакия) (магистр богословия).

1990 г. — Институт по связям с Восточными Церквами в Регенсбурге (ФРГ).

2019 г. — Богословский факультет университета в Прешове (Словакия) (доктор теологии).

Место работы: Тамбовская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Тамбовская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

  • Речь архимандрита Феодосия при наречении во епископа Ветлужского. ЖМП, № 5, 2002. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 3, 2002.
  • Рождественское послание 2003 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 3-4, 2003. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 1, 2003.
  • Приветствие съезду православной молодежи Центрального федерального округа. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 4, 2003.
  • Приветственное слово на открытии VIII Питиримовских духовно-образовательных чтений. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 9, 2003.
  • Пасхальное послание 2003 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 86, 2003. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 4, 2003.
  • Рождественское послание 2004 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 4-5, 2004. Газета «Наедине», № 1, 2004. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 1, 2004.
  • Христианин и современный мир. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 6, 2004.
  • Мы должны быть активней. Журнал «Регион — 68», № 1, 2004.
  • Слово к читателям журнала «Православный паломник». Журнал «Православный паломник», № 2, 2005.
  • Паломничество в Тамбовской епархии. Журнал «Православный паломник», № 2, 2005.
  • Пасхальное послание 2004 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 70, 2004. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 4, 2004. Газета «Тамбовский курьер», № 15, 2004.
  • Православной веры добрый свет. Газета «Тамбовская жизнь», № 177-178, 2004.
  • Послание в связи с прибытием в Тамбов святых мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Газета «Тамбовский курьер», № 50, 2004. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 12, 2004.
  • Рождественское послание 2005 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 3-4, 2005. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 1, 2005. Газета «Тамбовский курьер», № 54, 2005.
  • Пасхальное послание 2005 г. Газета «Тамбовская жизнь», № 82, 2005. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 4, 2005. Газета «Тамбовский курьер», № 18, 2005. Газета «Наш город Тамбов», № 19, 2005.
  • Мы должны обрести веру и единение. Газета «Тамбовская жизнь», № 83, 2005.
  • Послание в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне. Газета «Тамбовская жизнь», № 89-90, 2005. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 4, 2005.
  • Возрождение Тамбовской духовной школы. Газета «Тамбовская жизнь», № 141-142, 2005.
  • Болезнь эту нужно лечить путем укрепления нравственности. Журнал «Глинские чтения», №1-2, 2005.
  • Социальная программа Тамбовской епархии, способствующая нормализации демографической ситуации в Тамбовской области. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 3, 2005.
  • Продолжая созидательный подвиг наших предков. Газета «Маяк», № 12, 2005.
  • Создавая здоровую среду вокруг прихода. Газета «Сельская новь», № 80, 2005.
  • Церковная пресса и информационно-издательская деятельность Тамбовской епархии в контексте регионального развития на рубеже эпох. Фестиваль православных СМИ. Сборник материалов. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва, 2005.
  • Монашество Тамбовского края и его служение обществу. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 8, 2005.
  • Возрождая духовно-нравственные ценности. Журнал «Вестник администрации Тамбовской области», № 4, 2005.
  • Наркомания в России: истоки проблемы и поиски путей ее решения. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 1, 2006. Газета «Тамбовский курьер», № 5, 2006.
  • Церковное краеведение и духовное возрождение России. Опыт Тамбовской епархии. Газета «Тамбовские епархиальные вести», № 2, 2006.
  • «Преобразования в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви с 1884 по 1918 год (на примере Тамбовской духовной семинарии)» (диссертация на соискание ученой степени доктора теологии). 2019.

Награды:

Церковные:

  • 1987 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия III ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 1988 г. — Патриаршая грамота;
  • 1996 г. — орден Святого Креста (Иерусалимская Православная Церковь);
  • 1996 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • 1997 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2001 г. — орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
  • 2006 г. — орден свщмч. Иоанна Рижского III ст. (Латвийская Православная Церковь);
  • 2008 г. — медаль «1020-летие Крещения Руси»;
  • 2008 г. — медаль «1020-летие Крещения Руси» (УПЦ);
  • 2008 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2011 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.

Светские:

  • 2000 г. — орден Дружбы;
  • 2008 г. — орден Почета;
  • 2010 г. — памятная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • 2011 г. — медаль «За заслуги перед Тамбовской областью»;
  • 2018 г. — нагрудный знак «За содействие развитию Тамбовской области»

Удостоен наград многих региональных и федеральных общественных организаций и благотворительных фондов. E-mail: info@eparhia-tmb.ru Web-сайт: www.eparhia-tmb.ru

Публикации на портале Патриархия.ru

Святитель Лука Крымский: тамбовское наследие и наследники

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий: «Монашество — это трудный, но благодатный путь любящих Бога»

Единый учебно-методический комплект для воскресных школ. Интервью с митрополитом Екатеринбургским Кириллом и митрополитом Тамбовским Феодосием

В январе 1818 года в ответ на свою просьбу Петр Гаврилович получает от митрополита Ионы разрешение и благословение на строительство церкви. К осеин строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» было завершено. В 1822 году состоялось торжественное освящение храма. Построив затем несколько полукаменных двухэтажных и одноэтажных корпусов для инокинь, в 1825 году Варвара Александровна просит Священный Синод «дозволить ей открыть на своей господской усадьбе женский монастырь», а в 1833 году просит Тамбовский Приказ общественного призрения «дозволить ей учредить в ее доме богадельню». В этом же году указом министра внутренних дел разрешается открыть богадельню на 30 женщин. В пользу богадельни Варвара Александровна передает всю свою господскую усадьбу с постройками и каменной оградой, сад, огород, 170 десятин земли. Устроив богадельню, Варвара Александровна просит тамбовскую консисторию переименовать ее в женскую обитель. Вскоре число живущих в богадельне доходит до пятидесяти. 28 сентября 1849 года Сухотинская богадельня стала женским общежительным монастырем «с призрением в ней и пребывающих там штатных богадельных лиц». Монастырь именовался Богородице-Знаменским Сухотинским женским монастырем 3-го класса. В монастырь по штату полагалась начальница в сане игуменьи, казначея, 15 монахинь, 15 послушниц. Устав полагался общий для общежительных монастырей. Начальницей монастыря была избрана монахиня Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря Дорофея (Кудрявцева), духовная дочь преподобного Серафима Саровского. Принимая должность начальницы Сухотинского монастыря, матушка Дорофея вспоминает сказанные преподобным старцем слова: «Иди, послужи барыне, да берег-то укрепи, берег!» Все свое внимание и усердие сосредоточила она на устроении внутренней, духовной жизни, «упорядочении добрых порядков обители». Особо строго следила за исполнением послушаний по церкви. Дважды матушка получала высочайшие благодарности: за пожертвования раненым воинам Крымской «кампании» и в первую роту Тамбовской Дружины ополчения Казанской иконы Божией Матери. А в 1861 году была награждена наперсным крестом за свои труды и усердие «в пользу монастыря».

Своими трудами и молитвой помогали матушке игумении: казначея – монахиня Дорофея (Киликовская), девица из Тамбовских дворян. Поступила в монастырь в 1885г., а в 1861 году пострижена в монашество. Ризничная – монахиня Евфалия (Осипова), девица из Тамбовских мещан. В монастыре с 1850 года, в монашество пострижена в 1854 году. Бывшая казначея – монахиня Асенефа (Матюнина), вдова из дворян, в монастыре с 1849 года, самая активная и усердная помощница игумении по благоустроению и украшению монастыря. Монахиня Агния (Петрова) дочь священника Нижегородской епархии. Перешла в Сухотинский монастырь вместе с матушкой Дорофеей, благочинная, возглавляла отделение «рукоделенных», занималась письмоводсвом. Особая роль в формировании аскетической жизни монастыря принадлежит схимонахини Митрофании (Максимовой), девице из мещан города Темникова. В Сухотинский монастырь перевелась из Нижегородского вместе с матушкой Дорофеей. Для сестер была примером в детской простоте и откровенности, в кротости и незлобии, в любви и ласковости ко всем. Саровский старец Назарий, посетивший Арзамасскую женскую обитель, где проходила свое послушание еще послушница Евдокия до своего перевода в Нижегородский монастырь, называл будущую подвижницу «юной старицей». Ей было в то время 12 лет. Отец Назарий наставлял ее: «Дал тебе Бог разум и волю – говори всегда правду. Люби Бога всем сердцем и имей страх Божий и узришь вечное блаженство. Посвяти от юности все труды твои Христу благоохотно и возвеселишься в старости о богатстве твоем. Со тщанием собираемое в юности питает и утешает во днях старческих. Будут тебя гнать – терпи, будут хулить – молись. Помни смертный час и спасешься. Не ищи славы земной, ищи славы небесной». Этими наставлениями матушка руководствовалась всю свою жизнь, являясь образцом для подражания, а благоразумными и мудрыми советами – «руководительницею в подвигах духовных».

Жизнь Сухотинской женской обители была в свою очередь примером и образцом для мирян, которые стремились, на сколько было это возможно, постичь глубину духовной жизни, и ее цель. «Строго выполняя устав общежития, по примеру Крестовоздвиженского монастыря, сестры имеют общее содержание и общую трапезу. В этом отношении игумения для всех одинакова; нет никому отличия; а если бы она, по какому-нибудь случаю, дала или сделала кому что лишнее против других, то сестры, умертвившие в себе плотское мудрование, удерживаются от всякого ей прекословия и ропота такими успокоительными мыслями: «Так Бог положил на сердце Матушке, сердцем владеет и действиями ее руководит Он», — и с охотою и с усердием каждая занимается своим делом. От этого-то в монастыре и тихо и покойно!»

В монастыре были три церкви: каменная холодная во имя Иверской иконы Божией Матери; каменная теплая с тремя приделами, из них главный во имя Знамения Божией Матери, преподобного Петра Афонского и великомуч. Варвары; деревянная домовая во имя Казанской иконы Божией Матери.

За время своего существования Сухотинский женский монастырь стал одним из образцовых и благоустроенных монастырей России, в хозяйстве которого ранее многих стали использоваться газонефтяные двигатели и водопровод.

Монастырь был известен широкими благотворительными акциями, содержанием богадельни, детского приюта ( в 1913 г. проживало в нем 14 человек) и церковно-приходской школы ( в 1913 г. в ней обучалось 26 мальчиков и 10 девочек).

Сухотинский монастырь был славен художественными (рукодельными и иконописными ) работами, которые финансировала Тамбовская землевладелица Е. М. Болдырева. За эту помощь она неоднократно награждалась медалями, а в 1911 году Синод присвоил иконописной мастерской имя Екатерины Михайловны Болдыревой. К 1917 году в монастыре проживало 300 насельниц, из них 155 монахинь и 145 послушниц. Содержалась обитель по большей части трудами своими.

В монастыре, как недавно еще открытом не было особенных древних редкостей, но были святыни, которые благоговейно почитались. Еще матушке Дорофее преп. Серафим благословил железные вериги. Которые по свидетельству матушек хранились в деревянном сундучке, и власяницу. К особо чтимым святыням относился ковчежец с частицами от камня Гроба Господня, и Ризы Господа Иисуса Христа, Саввы Освященного и 12 частей святых мощей. В напрестольном серебряном Кресте были частица от животворящего древа Креста Господня и 27 частиц святых мощей угодников Божиих. Среди многочисленных святых образов были особенно почитаемы иконы Иверской Божией Матери, Милостивая и Троеручица.

В 1917 году пришло страшное лихолетье безбожия, унесшее с собой и великолепие Сухотинского монастыря. Из величественного ансамбля храмов монастыря уцелела единственная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. В советские годы на территории монастыря располагались детская колония, а позже — дом престарелых. Затем здесь был размещен психоневрологический диспансер. В 1997 году монастырь посетил архиепископ Евгений. В 1999 году в Сухотинку был назначен священник. Руководство диспансера использовало церковь под склад, где хранился уголь и ненужное имущество, поэтому первое время приходилось служить молебны на паперти храма. 24 августа 1999 года в стенах монастыря произошло знаменательное событие, когда жители села Сухотинка встречали у себя мироточивую икону Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» из села Тамбовской области, которая Крестным ходом направлялась в город Тамбов. Ночью, когда в Иверском храме перед чудотворным образом духовенством и участниками Крестного хода служился молебен с акафистным чтением, замироточила и Иверская икона Божией Матери, также находившаяся в это время в храме. С 26 октября 1999 года в храме стали регулярно совершаться богослужения. В 2000 году на престольный праздник Иверской иконы Божией Матери состоялась первая архиерейская служба. В 2002 году после своего назначения на Тамбовскую кафедру Преосвященнейший епископ Феодосий благословил возрождение Сухотинского Богородице-Знаменского женского монастыря. В 2003 году было освящено 5 крестов на главах храма, отстроены заново и покрыты купола, в храм было проведено отопление. По инициативе епископа Феодосия, распоряжением губернатора области О. И. Бетина был образован координационный совет по возрождению Сухотинского женско

го монастыря. В сентябре 2004 года участники совета посетили монастырь, приняв программу его комплексного возрождения. Велась работа по передаче епархии уцелевших монастырских келейных корпусов, трапезного корпуса с домовой церковью в честь Казанской иконы Божией Матери.

26 октября 2004 года Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский, с духовенством епархии посетил возрождающийся женский монастырь. В сохранившемся со времен действующей женской обители храме в честь Иверской иконы Божией Матери на престольный праздник была совершена торжественная праздничная Божественная Литургия. После литургии был совершен водосвятный молебен.

26 октября 2010 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий преподнес в дар монастырю икону Божией Матери «Знамение».

После переезда психоневрологического диспансера с территории обители в 2016 году все корпуса передали епархии. В этом же году начаты работы по воссозданию стены. 6 апреля 2016 года игуменией Знаменской обители назначена монахиня Нонна (Тютикова). 28 апреля 2016 года в Великий Четверг за Божественной литургией митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий возвел монахиню Нонну (Тютикову) в игуменское достоинство.

В самом центре Тамбова находятся несколько великолепнейших по красоте церквей и монастырей. Долгое время они находились в удручающем состоянии, однако, реставрационные работы последних лет вернули православным обителям былую привлекательность. Сложно теперь не заметить возвышающиеся над городом стройные колокольни и переливающиеся на солнце купола. В этой статье речь пойдет о Спасо-Преображенском кафедральном соборе, Казанском мужском монастыре, Вознесенском женском монастыре и некоторых других храмах Тамбова.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Тамбове

Спасо-Преображенский кафедральный собор — самый старый храм Тамбова, заложенный в 1694 году первым тамбовским епископом Св. Питиримом. До него на этом же месте было заложено два деревянных предшественника 1636 года и 1683 года, но до конца достроили лишь третий — каменный, который и сохранился до наших дней.

В годы советской власти в соборе был размещен тамбовский краеведческий музей, а в главном куполе – планетарий. Подобная участь постигла многие русские храмы. В 1992 году кафедральный Спасо-Преображенский собор возвратили Церкви.

До XIX века при соборе стояла деревянная колокольня. В 1812 году колокольня была перестроена в каменную, так как деревянная стала слишком ветхой. В 1930 году указом советской власти колокольня была разобрана. Новую колокольню отстроили совсем недавно, в 2011 году. Без сомнения, она является доминантой Соборной площади и всего архитектурного ансамбля.

Справа от собора установлен памятник епископу Тамбовскому — Св. Питириму. Памятник был установлен в 2014 году к 100-летию канонизации святителя Питирима.

Территория Спасо-Преображенского собора простирается практически до берегов реки Цны, где расположены часовня и источник Св. Питирима. Непонятно, что тут делает линия электропередач. Возможно ее построили ранее, чем облагородили и объединили территорию.

В начале XX века император Николай II посещал Тамбов и Спасо-Преображенский собор, а также принимал непосредственное участи в канонизации святителя Питирима Тамбовского. Именно по этой аллее в 1914 году император прошествовал из кафедрального собора к Питиримовскому источнику, где испил воды. С 2016 тропу к источнику украшает бронзовый бюст императора Николая II, причисленного к лику святых.

Первая водосвятная часовня над источником Св. Питирима была сооружена в 1914 году на пожертвование императрицы Марии Фёдоровны — вдовы российского императора Александра III и матери Николая II. В советское время часовню разобрали, а источник засыпали. Спустя время источник вновь пробился на поверхность. С 2007 года над питиримовским источником вновь возвышается водосвятная часовня, привлекающая всеобщее внимание.

Казанский мужской монастырь в Тамбове

Казанский мужской монастырь был основан в XVII веке около 1670 года. В первой половине XVIII века монастырь был очень бедным, монахам не давалось ни денежного, ни хлебного жалований. На его территории находилось две деревянных церкви и 9 келий для 15 монахов, которые отапливались по-черному. С 1758 года положение монастыря начало улучшаться: начали возводиться новые деревянные постройки, на колокольне установлено несколько колоколов, высажено два фруктовых сада. С 1766 года в монастыре начали возводить каменные здания, и разразившийся в 1794 году пожар, уничтоживший все деревянные строения, только поспособствовал перестройки монастыря в камень. К началу XIX века был завершен архитектурный ансамбль монастыря, известный до революционного времени.

В 1918 году по распоряжению советской власти Казанский монастырь прекратил свое существование. Все храмы закрыли, монахов изгнали, в подвалах монастыря проводились допросы, пытки и расстрелы. По свидетельству очевидцев, монастырь превратился, по сути, в пустырь, где прямо на могилах почетных граждан выгуливали собак.
Восстановление монастыря началось с 1992 года. На сегодняшний день основные работы завершены, открыты оба храма и колокольня, но на этом план возведения монастыря не заканчивается.

Главной доминантой монастыря несомненно является проходная колокольня. Первая колокольня была построена в 1848 году. В 1926 году комиссией было принято решение снять шпиль с колокольни, угрожавший падением. В 1930-х гг. колокольню полностью взорвали, а на ее фундаменте построили железнодорожную школу, впоследствии преобразованную в среднюю общеобразовательную школу № 32.

Когда пришло время восстановления колокольни, остро встал вопрос о месте строительства, так как на тот момент 32-ая школа все еще действовала и в ней обучалось около 600 учеников. Новую колокольню решили строить слева и впереди от школы, в западной части обители напротив Иоанно-Предтеченского храма.
Изменилось не только расположение колокольни, но и ее внешний вид. Из-за того, что современные постройки сильно зажали Казанский монастырь и вторглись в общественное пространство обители, было принято решение построить колокольню в два раза выше и красивее прежней.

Строительство колокольни началось в 2009 году, а закончилось в 2011 году. Шпиль на колокольню устанавливали при помощи вертолета. Общая высота колокольни составляет 106 метров, делая ее третей в России по высоте (после колокольни Петропавловского собора в С.Петербуре и колокольни Спасо-Преображенского собора в Рыбинске). В 2012 году в Воронеже было отлито 14 колоколов, которые подключили к часам колокольни, смотрящим циферблатом на все четыре стороны. Со строительством колокольни монастырь обрел центральный парадный вход.

В ночное время все колокольни Тамбова ярко подсвечиваются. А так колокольня выглядит в лучах заходящего солнца.

В 2012 здание школы №32 передали в монастырские владения, после чего школу снесли, а на нее месте возводят новый корпус духовной семинарии. Обещается, что учебный корпус будет оснащен по последнему слову техники.

За колокольней — зимняя церковь Иоанна Предтечи строилась с 1794 по 1821 гг. В 1930 гг. Иоанно-Предтеченский храм, обезглавленный и лишенный кровли, под воздействием внешней среды начал разрушаться. Чтобы найти ему какое-то применение, власти намеревались разместить в нем большой орган, но эта идея не была реализована.

В августе 2008 года началось восстановление пятиглавия Иоанно-Предтеченского храма в прежнем виде, каком оно было изначально. К 2014 году храм полностью восстановлен, все ближайшие нежелательные постройки в виде гаражей и сараев снесены.

Летняя церковь Казанской иконы Божией Матери строилась с 1791 по 1796 гг. В 1858 году Казанскую церковь сделали теплой, установив в нее отопительные печи.

В 1950—1960 годах в Казанском соборе монастыря разместилось одно из отделений областного архива. К 325-летнему юбилею (к 2007 году) со времени учреждения Тамбовской епархии были проведены полномасштабные работы по реставрации внутреннего и внешнего убранства Казанского собора.

В 2003 году в Казанском монастыре над могилой архиепископа Нижегородского и Арзамасского Евгения возвели часовню. Находится она за Казанским собором.

Первый деревянный архиерейский дом на территории монастыря был возведен в 1758 году. В 1791 году его перестроили в каменный. В 1876 году у архиерейского дома надстроили третий этаж. Сейчас в нем располагается Тамбовская духовная семинария.

Братский корпус монастыря.

В 1795 году вокруг монастыря протягивалась каменная стена с 8 башнями. В 30-е гг. стена и все башни были снесены. В 2014 году областное и городское руководство разрешило установить вокруг монастыря кованное ограждение, однако, оно не соответствует изначальным размерам обители. В настоящее время продолжается работа над проектом воссоздания каменной стены с башнями, позволившим восстановить исторический облик монастыря.

Очень неудобно, что в ограде нет прохода к набережной, пришлось возвращаться к колокольне и обходить монастырскую стену, чтобы подойти к реке.

Вознесенский женский монастырь в Тамбове

На пересечении улиц Московской и Бориса Васильевича расположен Вознесенский женский монастырь. Основан он был в 1690 году и находился в то время на окраине Тамбова. Кажется, что и сейчас не каждый турист знает сюда дорогу, из-за чего территория внутри монастыря выглядит несколько пустынной.
Вид на монастырь с улицы Степана Разина с моста через реку Студенец. Вход в монастырь слева. На переднем плане Бывший корпус для престарелых монахинь, построенный в 1891 году.

То же самое место в начале XX века.

Во время пожара 1724 года все летописи об основании монастыря сгорели. Возродился монастырь только к 1744 году, тогда же была возведена монастырская стена.

Заканчивается строительство кирпичной башни с ангелом.

Строился монастырь очень медленно. В первое время на его территории стояло лишь 18 деревянных келий, не было даже собственного храма. Первая каменная церковь обители во имя Вознесения Господня была заложена в 1791 году в южной части монастыря. В 1907 году к храму пристроили два боковых придела. Сейчас Вознесенский собор является красочной доминантой монастырской обители и виднеется далеко за её пределами.

Второй храм начали строить в 1816 году — Церковь иконы Скорбящей Божией Матери.

Зеленое здание слева – сестринский корпус.

Келейный корпус.

В 1868 году при монастыре открылся приют для девочек-сирот — Ольгинская школа. В отчетах о деятельности церковно-приходских школ за 1914 год отмечалось, что Свято-Ольгинская школа являлась одной из лучших в епархии.
В 1912 году была построена двухэтажная трапезная.
В монастыре работали мастерские — здесь ткали сермяжные ткани и холсты, чернили сукно для мантий и ряс, изготавливали архиерейские митры, вышивали бисером, золотом и серебром. Сестры ухаживали за фруктовым садом и пчельником. Во время храмового праздника у стен монастыря проходила пятидневная Вознесенская ярмарка.
После революции 1918 года Вознесенский храм закрыли и передали горсовету «для использования в культурно-просветительских целях», с колокольни сняли колокола, Скорбященский храм передали в ведение окружного архива.

Второе возрождение монастыря началось с 1988 года. После восстановления храмов были построены воскресная школа, водосвятная часовня, келейный корпус, пекарня и монастырская лавка.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В восточной части набережной у Кронштадтской площади среди деревьев притаилась Покровская церковь — памятник истории и архитектуры. В описании Тамбова 1658 года отмечалось, что в Покровской слободе, расположенной к юго от Тамбовской крепости находятся две церкви: Покрова Богородицы и Великомученицы Прасковьи. Во время пожара в 1760 году деревянная постройка была полностью уничтожена, на ее месте в 1763 году было начато строительство новой каменной двухэтажной церкви. В 1843 году был утвержден проект новой Покровской церкви, строительство которой начали в 1844 году. В ходе строительства храм обрушился, так как в столбах, поддерживающих своды и главный купол оказались серьезные повреждения. Для облегчения постройки решили делать деревянный купол вместо каменного. В 1869 году церковь была достроена, и тут же встал вопрос о судьбе старой церковной постройки. В 1870 году епархиальные архитекторы произвели обследование старой Покровской церкви и дали заключение: она принадлежит к числу самых древних зданий Тамбова и должна поддерживаться и оставаться в таком виде навсегда.

К сожалению, новое здание церкви до наших дней не сохранилось, а в старой церкви с 1938 до 1943 гг. располагалось общежитие и складское помещение. Сохранились лишь старые фотографии, запечатлевшие, как две церкви Покрова стояли рядом.

В 1944 году, приехавший в Тамбов архиепископ и хирург Лука, начал проводить службы. Сейчас церковь Покрова Пресвятой Богородицы — единственный сохранившийся в городе памятник Русской архитектуры середины XVIII века.

Римско-католический костел Воздвижения Креста Господня

На улице Кронштадтской недалеко от пересечения с Советской улицей возвышается Тамбовский Римско-католический костел Воздвижения Креста Господня.

Предыстория Римско-католического костела начинается в 60-е гг. XIX века. После подавления Польского восстания 1863 года проводилась массовая высылка повстанцев в различные губернии России. Тысячи поляков-католиков оказались в Тамбовском крае, многие из которых остались жить в Тамбове, но возникла потребность в храме. Так, в 1896 году было принято решение о строительстве костела, а 1903 году уже совершилось первое богослужение.

Готический собор с двумя высокими островерхими башнями был уникальным не только для Тамбова, но и для всей центральной России. Усадьба вокруг костела была наполнена зеленью и розовыми цветниками.

С 1918 года начались первые попытки ликвидировать имущество костела: сначала была закрыта библиотека при костеле, а книги вывезли в польский партийный клуб. Длительное время здание костела использовалось ремонтно-подшипниковым заводом. В середине 90-х гг. XX века в Тамбове возродилась католическая община и здание костела возвратили верующим.

В настоящее время храм полностью восстановлен. Около храма памятник святителю Николаю.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *