Жены повинуйтесь своим мужьям

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (Еф.5:20)

Категория: Цитаты из Евангелия Создано 20.11.2013 20:11

«…благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Быт. 2: 24). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:20-33).

Митр. Антоний Сурожский, из «Беседы о христианском браке»:

Это послание, с одной стороны, говорит об очень глубоких отношениях между Церковью и Христом. Христос пришел на землю спасти человечество; Бог стал человеком, и спасение это Он совершает ценою Своей жизни и Своей смерти. И это первое, о чем должны думать мужья, когда они вступают в брак: им вручается Богом хрупкое существо, которому они сказали: “Я тебя люблю”, — и эта любовь должна быть такова, что муж готов всем пожертвовать, всей своей жизнью, из-за любви к жене и по любви к своим детям. Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью. Это каждый человек должен помнить. Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми. Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.

А жена является иконой, образом Церкви. Церковь имеет как бы два лика. Она — невеста, радующаяся о том, что она возлюблена Богом, и возлюблена такой любовью, которая явлена во Христе. Но вместе с тем (и это образ, который дает апостол Павел в одном из своих посланий) она является невестой Агнца, то есть закланного Спасителя. Она — невеста, та, которая настолько — так глубоко, так совершенно — возлюбила своего жениха, что по незыблемой верности может все оставить, все забыть, от всего оторваться по любви к нему и последовать за ним, куда бы он ни пошел, если нужно — даже на страдания, если нужно — на крест.

Вы видите, что в этом послании говорится не о владычестве мужа и подчиненности жены, а о такой взаимной любви, которая является жертвенной, героической любовью мужа, и на которую жена может ответить такой же жертвенной любовью. Это мы должны всегда помнить, потому что слишком часто этот отрывок Священного Писания толкуют ложно: унижая жену и возвеличивая мужа, представляя его гордым властителем.

Священник Павел Гумеров, из книги «Малая церковь»:

Когда мы обращаемся к теме иерархии в семье, сразу же приходит на ум послание апостола Павла к Ефесянам. Наверное, ещё потому, что все слышали, как оно читается во время таинства Венчания. Особенно почему-то, запоминаются последние слова. Чаще всего какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: «А жена да боится своего мужа!». И от этого громогласия всё читанное выше почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы. «Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюбил Церковь и Себе предаде за ню» (Еф. 5,25), — говорит апостол. То есть муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим. Далее св. ап. Павел призывает мужей любить жён как самих себя, как своё тело. «Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю», — как и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа: заботиться о жене, питать и греть её. Муж должен свои отношения с женой рассматривать как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь? Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи. И только после этого говорится: » а жена да боится…». Как боится? Трепещет, что муж придёт усталый или пьяный с работы ей попадет под горячую руку? Конечно, нет. Муж — образ Христа в семье. Мы говорим: «Страх Божий, бойтесь не людей, а Бога», вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства. Отец никогда не бил нас, не особо наказывал разве, что совсем маленьких. Но то, что папа расстроится из-за шалости, плохого поступка, та мысль, что он сам бы так никогда не поступил, была пострашнее ремня.
Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу, но и муж должен любить свою жену как Христос любит Церковь.

Брак: модель христианского гедонизма

Повинуясь друг другу в страхе Божием. 22) Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23) потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24) Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. 25) Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26) чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова, 27) чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28) Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29) Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30) потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. 31) Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32) Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви; 33) Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. (Ефесянам 5:21-33)

В своем учении о сущности брака Павел обращается к Слову Божьему: Слову Божьему, которым является Иисус Христос, а также к богодухновенному Ветхому Завету. Так как Бог не есть Бог не устройства, Его Слово последовательно и согласно. Поэтому, пытаясь постичь сущность брака, Павел обращается именно к Слову Божьему: к Иисусу и Писанию. Когда Павел совмещает учение Христа и текст Писания, он слышит Слово Божье о браке. Он слышит Слово о величайшей тайне брака, в которой кроется крайне практичный смысл. Поэтому сегодня, я хотел бы вместе с вами, исследовать эту тайну и рассмотреть два примера практического применения этой тайны в нашей жизни.

Брак в Бытие

В Еф. 5:31 Павел цитирует строку из Быт. 2:24: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». А затем добавляет в стихе 32: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Павел увидел в отношении Христа и Церкви то, что помогло ему осознать великую тайну брака в Быт. 2:24. Обратимся к контексту этого стиха и поразмышляем о его связи с творением.

Во 2й главе Книги Бытия написано, что Бог сотворил Адама первым и поместил его одного в сад. Затем в стихе 18 Господь сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственно ему». Этот отрывок отнюдь не указывает на несовершенство взаимоотношений Адама с Богом или на трудность заботы о саде. Скорее Бог хотел, чтобы человек делился с другими людьми тем, что у него есть. Бог создал нас, чтобы мы стали проводниками Его милости, а не закрытыми сосудами, в которых бы она накапливалась, но никуда не уходила. Ни один человек не будет иметь полноты, пока он, подобно проводнику, проводящему электричество, не передаст Божью благодать другому человеку (однако одиноким не стоит думать, что это достижимо только в браке). Благодатью нужно делиться не с животным, а с другим человеком. Так Бог привел Адаму животных, чтобы показать, что ни одно животное не сможет стать для него настоящим «помощником подобным ему» (Быт. 2:19-20). Несомненно, животные во многом помогают нам. Но только человек может быть сонаследником благодати жизни (1 Пет. 1:4-7). Только человек может принять, оценить и насладиться благодатью. Человек нуждается в другом человеке, с которым он мог бы разделить любовь Господа. Ни одно животное не способно на это. Когда мы делимся своими ощущениями при виде северного сияния с любимым человеком и со своей собакой, мы делаем это совершенно по-разному.

Поэтому, как говорится в 21 ст. , «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:21, 22). Показав человеку, что ни одно животное не сможет стать для него настоящим помощником, Бог сотворил из плоти и кости Адама еще одного человека, подобного ему и в тоже время совершенно на него непохожего. Он сотворил не другого мужчину, а женщину. В ней Адам увидел совершенную копию себя, в тоже время полную противоположность всему животному миру. «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23).

Сотворив человека, подобного Адаму и одновременно совершенно на него не похожего, Бог создал основание для крепчайшего союза, который был бы невозможен при других обстоятельствах. Существует глубочайшая разница между союзом двух непохожих людей и союзом двух совершенно одинаковых. Совместное исполнение одной мелодической линии называется унисон, что означает «один звук». Но если мы объединим совершено разные линии сопрано, альта, тенора и баса, то получим гармонию. И те, кто обладает музыкальным слухом, знают, что по своему воздействию гармония намного превосходит унисон. Поэтому Бог сотворил женщину, а не второго мужчину. Он создал разнополую пару, а не двух представителей одного пола. Первым институтом, созданным Богом, стал брак, а не братство.

Обратите внимание на связь между ст. 23 и 24, обозначенную союзом «потому». В стихе 23, подчеркиваются два обстоятельства: одно объективное, второе субъективное. Первое обстоятельство: женщина — есть кость от костей и плоть от плоти Адама. Второе обстоятельство: радость, которую испытал Адам при виде женщины. «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2:23). Из этого автор выводит утверждение о сути брака: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24). Иными словами, сначала Бог взял женщину у мужчины, как кость от костей и плоть от плоти его, а затем возвратил ее ему, чтобы в общении с ней, он понял, что означает быть одной плотью. В ст. 24 нам дается наставление о браке. Человек оставляет своего отца и свою мать, потому что для общения Бог дает ему другого человека. Он прилепляется к своей жене, и никому другому, чтобы осознать и ощутить, что значить быть одной плотью. Вот что понял Павел из Слова Божьего в Писании.

Тайна брака

Павел также постиг иное Слово Божье — Иисуса Христа. Он знал его лично и очень близко. Он узнал от Иисуса, что Церковь — это тело Христа (Еф. 1:23). Через веру человек становится единым с Иисусом Христом и вступает в единство с другими верующими, тем самым все мы становимся «одно во Христе Иисусе» (Галл. 3:28). Верующие во Христа составляют Его тело, тот организм, в котором проявляется Его жизнь и пребывает Его Дух. Памятуя об этой связи между Христом и Церковью, Павел проецирует эту связь на брак. Муж и жена становятся одной плотью (Быт. 2:24), подобно тому, как Христос и Церковь составляют одно тело. Поэтому Павел говорит о Церкви: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (1 Кор. 11:2). Христос предстает как муж, а Церковь — как невеста. Обращение Коринфян становится символом обручения, которое Павел помог осуществить. Невеста будет представлена мужу, скорее всего в день Его второго пришествия, об этом говорит Павел в Еф. 5:27: «Чтобы представить ее Себе славною Церковью». Таким образом, мы видим, как Павел на примере взаимоотношений супругов в браке, описанных во второй главе Книги Бытия, описывает и объясняет взаимоотношения между Христом и Церковью.

В тоже время в канве этих рассуждений мы упускаем нечто очень важное. Это возвращает нас к самому началу проповеди, к стиху Еф. 5:32. Цитируя стих из Быт. 2:24, о том, как муж и жена становятся одной плотью, Павел добавляет: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Брак — это тайна. За ним стоит много больше, чем кажется на первый взгляд. Что именно? Тайна эта заключается в том, что Бог не сотворил союз Христа и Церкви по образу союза мужа и жены, а наоборот, брак был создан по образу взаимоотношений между Христом и Церковью. Тайна отношений в браке, как она описана в Быт 2:24, представляет собой аллегорию, или символ, отношения Христа к Своему народу. В творении нет ничего случайного. У всего есть свой смысл и назначение. Когда Бог решил сотворить мужчину и женщину, и предписать им отношения в браке, он не положился на слепой случай. Он намеренно вложил в брачные отношения такой же смысл, что и отношения между Своим Сыном и Церковью, которые задумывались еще до сотворения мира. Поэтому брак — это тайна. Брак содержит и скрывает смысл более глубокий, чем кажется на первый взгляд. Бог отождествляет смысл брачных отношений с союзом между Сыном Божьим и Его невестой Церковью. Тем из нас, кто состоит в браке, надлежит напоминать себе, как загадочны и чудесны благословления, которые Бог предлагает нам в браке, и что этот союз символизирует величественную божественную сущность, которая бесконечно превосходит нашу собственную.

Олицетворение в отношениях Христа и Церкви

Каково же практическое выражение глубокого смысла скрытого в тайне брака? Я назову два основных, которые так отчетливо звучат в рассматриваемом отрывке из Библии. Первое заключается в том, что муж и жена должны сознательно подражать взаимоотношениям между Христом и Церковью, предназначенные Богом. Второе, в браке нам надлежит стремиться к радости, источником которой должна стать радость второй половины, что возвращает нас к исходному утверждению о том, что брак — это модель христианского гедонизма.

Итак, в чем же суть порядка, который Бог установил для мужей и жен, когда Он создавал брак, как таинственную картину или прообраз взаимоотношений между Христом и Церковью? Павел дает два наставления, одно адресовано женам, другое — мужьям.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Еф. 5:22-24).

Согласно божественному замыслу, жена в своих отношениях в браке берет пример с Церкви. Как Церковь повинуется Христу, так и жена должна повиноваться своему мужу. Церковь повинуется Христу, поскольку Он ее глава. «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:23). Главенство выражается как минимум в двух случаях: Христос — кормилец и Спаситель, и Христос — высший авторитет и лидер. Слово «глава» встречается в обращении к Ефесянам еще дважды. В Еф.4: 15,16 «глава» употребляется значении «кормилец», в Еф.1:20-23 — «власть».

Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф. 4:15, 16)

Глава — это наша цель, к которой мы стремимся и которая дает рост.

Воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:20-23).

Воскресив Христа, Бог провозгласил Его главой всего и наделил Его властью и силой превыше всякого начальства, власти, силы и господства. Поэтому, в контексте рассматриваемого нами отрывка, главенство мужа предполагает его ответственность в заботе о жене (включая, удовлетворение материальных потребностей, защиту и заботу), а также его ответственность в руководстве семьей.

Когда Павел говорит в 24 стихе: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем», смысл повиновения заключается в признании ответственности и почитании обязанностей мужа в защите и заботе о семье. Сердце жены должно быть расположено к признанию главенства мужа и готово следовать его руководству. Неспроста, говоря о повиновении, я сказал, что жена должна быть расположена уступать и следовать. Маленькое уточнение в стихе 22 «как Господу», четко указывает границы такого повиновения. Жена не должна ставить главенство мужа превыше главенства Христа. Она не должна уступать и следовать за мужем, если это ведет к греху. Но даже в случае, когда жена следует за Христом и отказывается следовать греховным помыслам мужа, в ней все равно должен пребывать дух повиновения. Своим поведением и отношением она может указать, что ей не нравится идти против воли мужа и что она искренне желает, чтобы ее муж отвратился от греха и поступал праведно. Тем самым ее расположение к признанию главенства мужа может вернуть гармонию в отношения. Поэтому, повинуясь таинственному замыслу брака, жена должна следовать примеру Церкви в отношении к Христу, как это было задумано Богом.

Мужья, по завету Павла, должны следовать примеру Христа. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Поскольку муж — глава жены, как учит нас стих 23, мужья должны совершенно четко понимать, что основной смысл стиха сводится к тому, что их любовь должна быть настолько сильной, что они должны быть готовы пожертвовать собой ради своих жен. Иисус сказал: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствуй, как служащий» (Лк. 22:26). Муж, который плюхается в кресло перед телевизором и раздает указания своей жене, словно прислуге, не следует примеру Христа. Христос препоясался полотенцем и омыл апостолам ноги. Если вы хотите быть добродетельными мужьями-христианами, следуйте примеру Христа.

Павел настаивает на том, чтобы мужья и жены повиновались друг другу в страхе Божьем (Еф. 5:21). Этот стих становится ключевым к последующим стихам отрывка. Однако заблуждением было бы считать, что Христос и Церковь повинуются друг другу в одном и том же смысле. Церковь повинуется Христу, искренне признавая Его Главенство. Христос повинуется Церкви, обращая Свое главенство в смиренное служение ей. Когда Иисус сказал: «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствуй, как служащий» (Лк. 22:26), он не призывал руководителя оставить свое руководство. Даже когда Иисус встал на колени, чтобы омыть ноги апостолам, ни у кого не возникло сомнения, кто их лидер. Так и муж-христианин не должен увиливать от богоданной обязанности быть духовным лидером для жены и для семьи.

Поэтому первый практический урок, который можно вывести из тайного смысла брака, как образа взаимоотношений между Христом и Церковью, состоит в том, что жены должны следовать примеру Церкви, а мужья — примеру Христа. И если вам встретятся два человека, чья жизнь в браке согласуется со Словом Божьим в Писании и Словом Божьим в Иисусе Христе, это будут два самых счастливых человека на земле.

Стремление находить радость в радости возлюбленного

Второе практическое применение великой тайны брака состоит, в стремлении мужа и жены обрести радость в радости друг друга. Трудно найти во всей Библии отрывок более гедонистический, чем наставления Павла о взаимоотношениях в браке Еф. 5:25-30. Именно прочтя эти строки, мы совершенно четко понимаем, почему столько несчастных браков. И причина тому, не в том, что мужья и жены стремятся к радости и наслаждению, а в том, что они не ищут этого в радости и наслаждении своих супругов. Но Павел наставляет нас поступать именно так, потому что так поступает Христос.

Обратимся к стихам Еф. 5:25-27 еще раз с тем, чтобы понять, как поступает Христос:

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (почему Он предал Себя за нее?), чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова (зачем Он очистил ее?), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Христос предал Себя за Церковь, чтобы представить Себе славную невесту. Он претерпел крест ради предлежащей радости союза с Церковью. В чем истинная радость Церкви? Разве не в том, чтобы предстать невестою перед суверенным Христом. Христос искал источник Своей радости в радости Церкви. Так и мужья, следуя примеру Христа, должны искать радость в радости своих жен.

Подписывайтесь:

Павел раскрывает эту мысль еще более отчетливо в ст. 28 и 29: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее». Он озвучивает основополагающий принцип христианского гедонизма: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти». Даже самоубийцы идут на смерть, потому что в этом видят избавление от страданий. Закон человеческой природы таков — мы любим себя, поэтому, повинуясь этому чувству, мы делаем все, что по нашему мнению, сделает нас счастливыми. В своем обращении Павел не стремится ограничить это гедонистическое стремление, напротив, он всячески пытается укрепить его. Мысль, которую он пытается донести звучит так: «Мужья и жены, осознайте, что в браке вы становитесь единой плотью, поэтому, если вы живете только ради собственного удовольствия за счет вашей второй половины, этим вы только вредите себе и лишаете себя высшей радости. Но если вы посвятите себя целиком, всем своим сердцем праведной радости вашей второй половины, вам откроется величайшая радость, и ваш брак станет воплощением союза Христа и Его Церкви».

Вряд ли мое личное свидетельство добавит что-либо к тому, о чем говорит Слово Божье. И все же мне бы хотелось поделиться с вами. Я открыл для себя смысл христианского гедонизма в 1968г., в том же году, когда я женился. В течение пятнадцати лет я и моя жена Ноэл, будучи послушны Господу, страстно желали, насколько это было возможно, обрести глубочайшую, прочную радость. Пусть не всегда у нас это получалось и пусть не всегда нам хватало настойчивости, но, словно охотники, мы преследовали собственную радость в радости другого. Поэтому сегодня вдвоем мы можем с уверенность сказать: цель людей, вступивших в брак, достичь этой радости. Наш брак стал для нас моделью христианского гедонизма. Когда один супруг находит свою радость в радости другого, исполняя предписанную ему роль, тайна брака, как воплощение союза Христа и Церкви, являет нам Славу Господа. Аминь.

Толкования Священного Писания

Ст. 22-24 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Почему? Потому что, если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо, и слуги благоустроены, и соседи, и друзья, и сродники, как бы насаждаются их благовонием. Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок и замешательство. И как, если военачальники в мире друг с другом, то все идет, как следует, а если между ними возникнет распря, то там уже не бывает порядка, – так и здесь. Потому и говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Увы! А как же в другом месте сказано: если кто не оставит жены или мужа, не может следовать за Мной (Лк. 19:26; сн. Мф. 10:36,37)? Если (жена) должна повиноваться (мужу), как Господу, то как же говорится, что ей должно оставить его ради Господа? И подлинно, должно. Впрочем, слово: «как» не везде означает совершенное равенство. (Апостол) или разумеет следующее: «как» знающие, что тужите Господу, как и в другом месте говорит, что (они должны повиноваться) если не ради мужа, то, в особенности, ради «Господа» (Кол. 3:18); или: если повинуешься мужу, то думай, что ты повинуешься, как работающая Господу. Если противящийся даже внешним общественным властям противится «повелению Божьему» (Рим. 13:2), то тем более – не повинующаяся мужу. Этого Бог требовал от начала. Итак, поставим мужа в качестве главы, а жену в качестве тела. Потом, доказывая умозаключениями, что муж есть глава жены, (апостол) говорит: «Как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Сказав, что муж есть глава жены, «как и Христос глава Церкви», он затем присовокупил: «И Он же Спаситель тела», – потому что от головы зависит благосостояние тела. Таким образом, он предложил мужу и жене, как основание их счастья, взаимную любовь и заботливость, указав каждому подобающую область, – ему начальство и попечение, а ей – повиновение.

Итак, как Церковь, составляемая из мужей и жен, повинуется Христу, так и жены должны повиноваться мужьям, как Богу.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Повиновение жены мужу: что это значит на самом деле?

Библейское послушание является крайне противоречивой темой в современном обществе, и я верю, что это определение было перекручено и превращено во что-то, чего оно никогда не должно было означать.

Я верю, что послушание и брак идут рука об руку. И пока многим нравится перекручивать Писание так, чтобы держать свою жену в железном кулаке, я верю, что намерение Бога относительно брака было совершенно другим. Речь никогда не шла о контроле. Речь также никогда не шла о владении.

Наша семья

Когда дело дошло до семьи Уилсон, мы с женой заключили соглашение, что будем обсуждать большие решения как пара — всё в надежде на то, что мы на самом деле ищем, что лучше для нашей семьи в глазах Бога. Ваша семья может поступать по-другому и это нормально. Смысл в том, чтобы вам прийти к совместному решению, как женатой паре.

Моя жена доверила мне лидерство в нашей семье, но это не означает, что я всемогущий диктатор. На самом деле, как раз наоборот. Я никогда не принимаю решений без неё. Я ценю мнение моей жены и её голос так же, как свой собственный. Это честь — вести наш дом вместе, и реальность такова, что это невозможно без мудрости и поддержки моей жены.

Она чемпион. Мы делаем это вместе и так и должно быть.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Какими предстают Скотинин и г-жа Протсакова в данном отрывке?

Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж? Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали. Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар… Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная. Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим. Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Еще братец может подумать, что мы для интересу ее к себе взяли. Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно. Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду. Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь. Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке. Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась? Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка. Простаков. Так по соседству ее деревеньки? Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота. Г-жа Простакова. До чего же, братец? Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою. Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости. Скотинин. Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да от чего же я к свиньям так сильно пристрастился? Простаков. И тут есть же какое-нибудь сходство. Я так рассуждаю.

12 3 4 5 6 7 …18

Денис Иванович Фонвизин

Недоросль

Комедия в пяти действиях

Действующие лица

Простаков.

Г-жа Простакова, жена его.

Митрофан, сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофанова.

Правдин.

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Милон.

Скотинин, брат г-жи Простаковой.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие в деревне Простаковых.

Действие первое

Явление I

Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.

Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.

Митрофан отходит.

Явление II

Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.

Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Митрофан. Да вот и батюшка.

Явление III

Те же и Простаков.

Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?

Простаков (от робости запинаясь). Ме… мешковат немного.

Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.

Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

Явление IV

Те же и Скотинин.

Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?

Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин. Нет.

Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…

Г-жа Простакова. Так авось-либо Господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною отходят.

Явление V

Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин.

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *