Жертва Христа

Ответ священника:

В мире Христианства существуют три варианта ответа на вопрос о смысле Крестной жертвы Иисуса Христа: 1. Юридическая концепция Искупления, 2. Нравственная концепция, 3. Онтологическая концепция. Познакомимся с каждой из них. 1. Юридическая концепция именуется таковой потому, что Тайну нашего Спасения она интерпретирует в категориях средневекового права. Эту концепцию, правда с противоположными выводами из неё, доныне исповедуют Западные Христиане: Римо – Католики и Протестанты, а также появившиеся из последних, секты. Предпосылкой зарождения Юридической концепции было развитие в Западной части Римской империи юриспруденции. Своей самостоятельной философской школы Запад не имел. Даже такие известные западные философы, как Цицерон, Лукреций, были всего лишь компиляторами философских систем Востока (греческой философской мысли). Зато Запад прославился своим правоведением. Вплоть до Великих кодексов Наполеона, вся Европа подчинялась правовым нормам, основу которых заложил Рим. Система образования в Западной Римской империи, так – же строилась на изучении права. И когда Рим в 1 веке н.э. принял Христианство, суть Искупительной Жертвы Иисуса Христа, он стал объяснять в знакомых ему категориях права. Так, грехопадение Адама рассматривалось здесь, как оскорбление человеком Божественного величия. В средневековом уголовном кодексе, тяжесть вины определялась статусом того лица, против которого совершено преступление. Если человек украл коня у крестьянина, он получал одну форму наказания. Украл у вельможи, наказывался более серьёзно. Украл у царя, наказание становилось максимально тяжелым. Поскольку Бог – Бесконечное Существо, а люди – тварны и ограничены, ни сам Адам, ни все его потомки, (почему — то унаследовавшие его виновность), оказались не в состоянии оплатить Божественному правосудию за этот грех. Но вот приходит в мир Сын Божий, Воплощается в лице Человека — Иисуса Христа и приносит, так называемую, заместительную Жертву, то есть, принимает на Себя наказание, уготованное Богом Отцом, падшему Адаму и всем его потомкам. Он умирает на кресте, принося, таким образом, удовлетворение оскорбленному правосудию Божию за первородный грех. В силу этой заместительной Жертвы Сына Божия, Бог Отец амнистирует грешников, верующих в Иисуса Христа (то есть, освобождает от наказания за грех) с той лишь разницей, что с точки зрения Римо – Католицизма, человеку через принятие Таинства Крещения прощаются только грехи, совершенные до Крещения (в том числе – и первородный грех). Но в последующих за ними грехах, он может получить прощение через, так называемые, добрые дела, которые в Католическом богословии рассматриваются, как заслуги (и даже сверхдолжные заслуги — у святых). В Протестантизме и сектантстве утвердилась другая крайность. По мнению Протестантов, добрые дела в спасении вообще не нужны, но Бог вменяет человеку, верующему в Искупительную Жертву Иисуса Христа праведность Христову, и он становится свободен вообще от всех грехов. Юридическая концепция серьёзно искажает представления о Боге и Его взаимоотношениях с человеком. Греческий богослов Александр Каломирос в своей книге «Река огненная» говорит, что западное богословие, пропитанное духом юридизма заложило основу появления в Европе 18 – 19 веков атеизма и нигилизма, как попытку спрятаться от карающего за грехи Бога. Основные ошибки этой концепции можно выразить в следующем: А. Библия не знает таких терминов, как заместительная Жертва и удовлетворение и с точки зрения Евангелия, Бог не нуждается в каком — либо удовлетворении Своему правосудию за грех. Ярким подтверждением тому является притча Иисуса о блудном сыне, где отец просто и ничего не требуя взамен, прощает возвратившегося неверного сына. Б. Бог с точки зрения Юридической теории выглядит, как Существо, страдающее странной раздвоенностью. В Нем борются два свойства: правосудие и милосердие. Он и хотел – бы простить падшее человечество, как Милосердный, но не может, как Правосудный, пока не получит соответствующего удовлетворения. То есть, правосудие превращается в свойство, довлеющее над свободой Бога. В. Само спасение изображается, как изменение, происходящее лишь в Боге, но не касающееся человека. В его природе ничего не меняется. Она остаётся повреждённой, смертной и заражённой страстями. Меняется отношение к нему Творца. Как говорит диакон Андрей Кураев: «Кровь Сына Божия застилает очи Бога Отца. Теперь Он не видит грехи человека, хотя они в нем остаются, и видит его праведным, хотя он таковым не является». Но по словам митр. Сергия (Страгородского): «человеческая душа хочет не просто числиться в Царствии Божием, но жить в нем». 2. Как реакция на искажения Юридической концепции, возникает концепция Нравственная, которой придерживались некоторые богословы Русской Церкви, такие, как митрополит Антоний (Храповицкий), проф. Московской Духовной Академии – Тареев. Суть её заключается в том, что Христос, страдая на кресте, преподал нравственный образец преодоления искушений, послушания Отцу, самим делом проиллюстрировал Свое Евангельское учение. Очевидная ложность Нравственной концепции выражается в отсутствии в ней представления о Крестной Жертве, как о событии, способном преобрзить саму испорченную грехом природу человека. 3. Коснемся теперь интерпретации Искупительной Жертвы Христа, возникшей в Восточном Христианстве — в Православии. Само наименование её «Онтологической» говорит о рассмотрении как грехопадения, так и Искупления в категориях природы. Так, суть первородного греха эта теория усматривает не в виновности Адама и всех его потомков перед Богом, а в повреждении грехом самой человеческой природы, в разрыве падшим человеком связи с Богом, и, как следствие, в проникновении в него смерти. По словам преп. Иоанна Кассиана Римлянина «грех нас делает более несчастными, чем виновными». А святитель Василий Великий вообще говорит слова, повергающие Протестантов в полное недоумение: «Бог простил человечеству грехи ещё до пришествия Спасителя». И подтверждением тому является вся Ветхозаветная история: Творец печется о падших людях, заключает с ними Завет, несмотря на всю их греховность. И Сын Божий приходит в наш мир, как Врач. Он Воплощается, то есть, Родившись через Деву Марию «одевается» в человеческое естество, поврежденное грехом Адама. Для чего? – Что – бы в Себе Самом это воспринятое естество исцелить от последствий греха, проклятия и смерти и обожить, то есть теснейшим образом соединить со Своей Божественной природой. Поэтому, все основные события земной жизни Богочеловека Восточная традиция рассматривает, как послужившие исцелению Его человеческой природы и проникновению в неё Божественных энергий: Рождество, Крещение на Иордане, Преображение на Фаворе. Но особое место в этом ряду занимают Крестная Смерть Иисуса и Его Тридневное Воскресение. Апостол Павел в послании к Евреям пишет: «Ибо надлежало, что бы Тот (Бог отец), для Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их (Иисуса Христа) совершил через страдания» (Евр. 2.10). Слово «совершил» в греческом тексте послания звучит, как «тэлиосэ», буквально «довёл до совершенства». Что же в Иисусе Христе было несовершенно и нуждалось в усовершении? – Его Божество – совершенно. В усовершении, или в исцелении, нуждалась воспринятая Им в Воплощении человеческая природа. Её – то Он и «совершил через страдания» — исцелил в Себе Самом. А в Воскресении – освободил от власти смерти, проникшей в неё через падение Адама. Для наглядности, представим такой пример. Водолаз, опустившийся на дно моря, случайно перерезал себе шланг с подачей кислорода. И его вовсе не спасут слова капитана, произнесенные с корабля: «Я прощаю тебя за порчу государственного имущества». Если срочно не возобновить подачу кислорода, водолаз просто задохнётся. Именно так и рассматривает Православие спасение человечества, совершенное Иисусом: человек падением разорвал спасительное для него единство с Богом и стал задыхаться и умирать, пораженный грехом. Бог, в лице Иисуса, пришел на землю и в Себе Самом исцелил и обожил человеческую природу, возвращая нам её в Евхаристии. Причащаясь Евхаристического хлеба и вина, христианин приобщается к плодам Искупительной Жертвы, входит в онтологическое единство со Спасителем и обоживается. Он получает прививку бессмертия. Почему Сын Божий для спасения человечества избрал именно такой способ: унизительную смерть на кресте? – Это Тайна, которую ограниченный человеческий рассудок до конца не может вместить. Возможно потому, что в те времена крестная казнь была самой мучительно и позорной. И приняв её, Иисус, во – первых, через страдания исцелил воспринятую Им человеческую природу, во – вторых, явил во всей полноте Свою величайшую Любовь и Смирение, что – бы ею вызвать в искупленном человечестве ответную к Себе любовь и побудить людей воспользовавшись плодами Искупления, возвратиться через Него к Отцу.

ГЛАВА 4, Часть 1

СОДЕРЖАНИЕ 1 ЧАСТИ ГЛАВЫ:

  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ
  • ИСКУПЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ХРИСТА
  • ИСКУПЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

Когда Иисус Христос «поднялся в глазах их и облако взяло Его из вида их» (Деяния 1:9), Его трёхлетнее земное служение закончилось. Это положило начало царствию и церкви. Ученики получили от Иисуса великое поручение. Он сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28:18–20).

Иисус не оставил своих последователей одних в деле евангелизации мира. Он ещё раньше пообещал им Наставника, посланного Отцом во имя Его, который должен был научить их всему и напомнить им всё, что говорил Христос (Иоанна 14:26). Он повторил это обещание как раз перед своим вознесением, сказав: «Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8). Обратим наше внимание на некоторые из проповедей апостолов.

ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

После того, как ученики получили Дух Святой в день Пятидесятницы, они говорили на нескольких языках, как Дух управлял ими. Это изумило и озадачило иудеев, которые в то время гостили в Иерусалиме, прибыв туда из разных народов. Некоторые из удивляющихся и недоумевающих спрашивали: «Что это значит?» (Деяния 2:12; ср. Иоиля 2:28–32). Другие же думали, что апостолы были пьяны.

Пётр сказал первую проповедь, чтобы объяснить, что произошло. Ученики не были пьяными, как это думали некоторые люди, но они получили то, о чём пророчествовал пророк Иоиль (Деяния (2:16–21). Пётр говорил о жизни Христа, Его страдании, Его смерти и о том, что иудеи несли ответственность за Его смерть. Он также говорил о воскресении и славе Иисуса, показывая, что всё случившееся с Ним, было по Писанию. Пётр закончил эту проповедь следующими словами: «Итак твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Этого Иисуса, Которого вы распяли» (36 ст.). Иисус был долгожданным Мессией Израиля, то есть Христом (Христос — это греческое значение еврейского слова Мессия).

Проповедь Петра произвела работу в сердцах слушающих. В отчаянии, они спрашивали: «Что нам делать?» (Деяния 2:37). Пётр сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование, и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш» (38 и 39 ст.).

Эта простая весть о страдании Христа и Его смерти на кресте проповедывалась вновь и вновь. Это была главная проповедь ранней церкви. Распятие Христа не было поражением, как это казалось вначале. Его смерть сыграла решающую роль в донесении искупления человечеству. Нижеследующие цитаты из книги Деяния показывают, что смерть и воскресение Христа были центром проповедей ранней церкви. Иудеи убили «Начальника жизни», но Бог воскресил Его из мёртвых (Деяния 3:15). «Именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых… Он есть камень, пренебрежённый вами строящими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (4:10–12). «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на дереве: Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (5:30, 31). «Как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих… Филипп отверз уста свои и, начав от этого писания, благовествовал ему об Иисусе» (8:32, 35). «Его убили, повесивши на древе. этого Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться… О Нём все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (10:39, 40, 43). «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса… Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления. Итак, да будет известно вам, мужи братья, что ради Его возвещается вам прощение грехов, и во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (13:32–39). «Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мёртвых, и что Этот Христос есть Иисус» (17:2, 3). «Некоторые из… философов стали спорить с ним; и одни говорили: что хочет сказать этот суеслов? А другие: кажется, он проповедует о чужих божествах, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение» (17:18). » назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа , подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых» (17:31). «Получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чём пророки и Моисей говорили, что это будет, то-есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый из мёртвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам» (26:22, 23).

ИСКУПЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ХРИСТА

Вышеупомянутые места Писания ясно свидетельствуют о том, что смерть Христа занимала центральное место в евангельских проповедях. Почему же смерть Христа была настолько важна?

Грех человека в Едемском саду разорвал дружбу и общение между Богом и человеком. С той поры человек отказался повиноваться воле Божьей и восстал против Бога. Бог сказал Своему избранному народу: «Мои законы соблюдайте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог ваш. Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь» (Левит 18:4, 5). Но ответом человека было «беззаконие» (1 Иоанна 3:4), показавшее, что он испытывает неприязнь к Богу и его помышления — «вражда против Бога» (Римлянам 8:7). Божья святость означала то, что Бог не мог терпеть грех и зло. Божья святость требовала отделения от греха, а значит, от греховного человека. Единственным способом, посредством которого оба они могли снова воссоединиться, было бы действие Бога, которое устранило бы вражду и произвело бы примирение двух разобщённых (отчужденых) групп.

Почему Бог возжелал устранить преграду между Ним и человеком, тогда как человек отказался принять Его Слово верой и послушался сатаны в Едемском саду? Любовь побудила Его к такому примирению. Вот, что говорит об этом хорошо известное место Писания: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Иоанн повторяет это в своём Первом Послании: «Любовь Божья к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Иоанна 4:9, 10). Божья любовь приводит человека в его первоначальное положение: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими (3:1). Мы, христиане, любим Бога, «потому что Он прежде возлюбил нас» (4:19). Христиане повинуются Богу, «ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (5:3).

Подобным образом Павел писал: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Римлянам 5:8). «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Коринфянам 5:14, 15). «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефесянам 5:2). Ведь «явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Титу 3:4, 5). Христиане должны всегда помнить любовь, проявленную к ним.

Кровь Иисуса Христа, которую Он пролил, является основой примирения человека с Богом. Мы уже видели то, что при рождении Христа ангел Господень предсказал, что «Он спасёт людей Своих от грехов их» (Матфея 1:21). Иисус также говорил о своей миссии следующее: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфея 20:28; ср. Марка 10:45); «это — Тело Моё, которое за вс предаётся» (Луки 22:19); «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоанна 10:11; ср. с 15 и 18 ст.).

Перед тем, как порассуждать над некоторыми терминами, применёнными к смерти Иисуса, давайте просмотрим несколько мест Писания, которые говорят о Его смерти. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Римлянам 8:32). «Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Римлянам 8:34). «А живём ли, для Господа живём; умираем ли, для Господа умираем. И потому, живём ли, или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми, и над живыми» (Римлянам 14:8, 9). «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Римлянам 14:15). «И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос» (1 Коринфянам 8:11). «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то-есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1 Коринфянам 15:3). Иисус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Галатам 1:4). «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Ефесянам 2:13). «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2:5–8). «Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним» (1 Фессалоникийцам 4:14). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех: таково было в своё время свидетельство» (1 Тимофею 2:5, 6). «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2: 13, 14). «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евреям 10:12). «То и Иисус, дабы освятить людей кровию Своею, пострадал вне врат» (Евреям 13:12). «Кровь Иисуса Христа, сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Иоанна 1:7). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (1 Иоанна 3:16). «Ты был заклан, и кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени» (Откровение 5:9). В Писании используется несколько терминов для объяснения того, что совершила смерть Христа. Это — искупление (спасение, избавление), выкуп, умилостивление и примирение. Давайте рассмотрим каждый из этих терминов.

ИСКУПЛЕНИЕ

Термин искупление используется для описания результата смерти Христа. Основное его значение: «купить обратно, выкупить». Греческий термин аполутросис, переведённый как «искупление», означает освобождение пленников благодаря плате кого-то другого. В более широком своём значении оно обозначает освобождение от наказания, то есть искупление включает в себя избавление от последствий наших грехов. Писание использует слово цена, говоря «вы куплены дорогою ценою» (1 Коринфянам 6:20; ср. 7:23) и «искупившего их Господа» (2 Петра 2:1).

Несколько мест Писания подмечают, что искупление было совершено смертью Христа. Павел написал, что мы получаем «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Римлянам 3:24, 35); «в Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении» (Ефесянам 1:7, 8); «избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов» (Колоссянам 1:13, 14).

Автор Послания к Евреям писал: «Христос, Первосвященник будущих благ… со Своею кровию, однажды вошёл во святилище, и приобрёл вечное искупление… И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетование» (Евреям 9:11, 12, 15).

Глагол искупить также использован в нескольких местах Писания для описания понятия искупления: «Христос искупил нас от клятвы закона» (Галатам 3:13); «Бог послал Сына Своего… чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (4:4, 5); » дал Себя за нас, чтоб избавить нас от всякого беззакония и очистить Себя народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:14); «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни… но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Петра 1:18, 19); » был заклан, и кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени» (Откровение 5:9).

4.4. Голгофская Жертва

Повторим и уточним: этот великий Божий План стал возможен только после Голгофской Жертвы! Не было ни одного рождённого свыше ДО Иисуса Христа. Это простое утверждение, вернее — факт, почему-то приводит некоторых верующих в состояние шока. Действительно, ни Енох, ни Авраам, ни Моисей, ни Давид, ни Илия, ни Иоанн Креститель не были рождёнными свыше! Бог просто даже теоретически не мог жить в человеке, ибо человек принадлежал Дьяволу через своё грехопадение. Человек был нечист, не свят для Бога. И как Бог не может жить в доме, полном нечистоты (в духовном смысле), и Он был вынужден даже покинуть Свой Храм в Иерусалиме из-за идолопоклонства его жителей, которое делало город и Храм в нём ритуально нечистыми (Иез.8-10 гл.), — точно так же Он не мог жить в своём доме под названием «человек», потому что раньше Бога в нём поселился другой хозяин.

Бог — Свят! Человек — грешен! И это была непреодолимая никакими жертвами овец, коз или тельцов пропасть. Никакая, даже человеческая жертва, не была бы достаточной, потому что само естество человека — его дух, уже был осквернён до его рождения. Дух человека был смешан в Эдеме с дьявольско-сатанинским духом противления. Нечестивые жертвы Бог не принимает. Даже если это 1000000 высокопородистых свиней.

Вот почему Ему Самому должно было родиться как человеку, чтобы, пройдя путь, уготованный каждому человеку, и при этом не согрешив ни разу, не осквернившись ни делами ни мыслями, принести Самого Себя в Жертву Святую, Чистую и Совершенную.

В благоуханную жертву Богу была принесена именно Душа, Жизнь Сына Божьего, а не тело человека Иисуса из Назарета!

Именно так! Жертва приносилась за грехи, для спасения жизни от наказания Бога.

Рим.6:23

Ибо возмездие за грех — смерть,

Поисследуйте установления Божьи о жертвоприношениях для Израиля. Это очень интересно! Плоть жертвы или съедали, или сжигали во всесожжение на жертвеннике (почки, печень, тук, сальник, ноги, внутренности, голову, грудь) или же вне стана (мясо, кожа, нечистота), в зависимости от вида жертвоприношения. Но кровь! Её нельзя было есть! Именно потому что в крови жизнь, а т. к. жертва приносилась Господу, то кровь (жизнь) принадлежала только Ему! Только Он — Даятель жизни, и потому только Он имеет право на чью-то жизнь. Кровь принадлежит Ему! Кровь или выливали к подножию жертвенника (на землю), или же помазывали его рукоятки («роги»). В крови душа! Жертва заключалась именно в пролитии крови! В жертву Богу приносилась не плоть, а жизнь, кровь, душа!!! Во всех случаях, — от ежегодной великой жертвы за грех всего народа, до «выезда на шашлыки» (Втор.12:15,16), абсолютно всегда кровь принадлежала Богу.

Лев.17:11

Потому что душа тела в крови,

И Я назначил ее вам для жертвенника,

Чтобы очищать души ваши,

Ибо кровь сия душу очищает;

И именно в крови Иисуса Христа была Его жизнь. И именно кровь Иисуса Христа омыла наши грехи. И мы находимся под покровом крови. Я не буду приводить места Писания, — их десятки, например Откр.7:14, Кол.1:14, Рим.5:9 и т. д. Естественно, что не сам компонент человеческого тела под названием «кровь» со всеми её лимфами, эритроцитами и фагоцитами имеет значение перед Богом! Никто же буквально не стирает свои «одежды святости» в тазике с кровью Иисуса Христа? Разве что при наличии буйного воображения, граничащего с умопомрачением. Это у харизматов наблюдается буйное коллективное помешательство, когда молитвенная группа «помазывает кровью Иисуса Христа» помещение для собрания или кошельки верующих. Там Его кровь имеет значение шаманского талисмана. Это следствие бесовского учения и называется Богохульством. Кровь имеет значение только потому, что в ней — Душа, Жизнь. И проливание крови на землю свидетельствовало о смерти живого существа! Вот почему Его руки были пробиты, и из них капала Его кровь! Вот почему пронзили Его бок, и пролилась кровь и вода! Это было свидетельство Богу о том, что Его Сын умер Жертвенным Агнцем!

Может, после этой брошюры христиане перестанут спорить о «кровяной» колбасе? О колбасе ли говорил Господь Бог?

А тело? Тело Иисуса Христа играло такую же роль в искуплении человечества, как и плоть агнцев — для жертвоприношений Ветхого Завета. Тело досталось людям. Они его омыли, помазали благовониями, окутали пеленами и положили во гроб. Оно (тело) ещё сыграло свою роль утром Воскресения, — оно исчезло! И как признаком принятия Богом жертвы всесожжения был снисходящий с небес огонь, поедающий всесожжение (плоть), так и Божье всесожжение в то воскресное утро объявило о том, что Жертва была принята! Тело Жертвы исчезло, — его забрал Бог! Аллилуйя!

Евр.10:10

По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

Он, в Своём теле, понёс все наши грехи. Его «плотской человек» не был «ветхим человеком» просто по причине того, что Иисус не согрешил ни разу. Ни разу, во время Своего служения на этой земле, Господь не творил Свою Волю, но только Волю Пославшего Его Отца. Его служение было служением Духа Святого, пребывающего в Нём, а не выполнением хотений и желаний человека Иисуса из Назарета крещённого Святым Духом. Вы понимаете разницу? Господь Иисус творил только то, что было в Воле Его Отца. И никогда Он не творил Своей Воли. Иногда Его Воля и Воля Отца пересекались, как, например, в Гефсимании или на Голгофе. Но никогда желания человека Иисуса не оказывались превалирующими. Его «плотской человек», Его тело, Его плоть не имели доступа в Его Храм. Это — совершенное водительство Святого Духа. Это то, что называется «смертью ветхого человека», о чём так много говорил Павел. И живя во плоти, быть мёртвым по плоти, — это то, что нам показал в своей жизни Господь Иисус Христос. Если бы Он хотя бы один-единственный раз поступил своевольно, — это был бы грех. Ему приходилось с «сильным воплем» молиться Богу, чтобы тот сохранил Его в послушании Святому Духу. Он был услышан. И там на Голгофе Господь Бог принял жертву Его. Его Душа была принята в самое Небо. Его тело положили в гроб. Тело человека, в том числе и тело человека Иисуса Христа, имеет в себе всё то, что называется грех. И когда Его тело положили во гроб, это означало то, что Господь Бог не принял жертву «плотского человека». Он отделил Его Душу от Его тела именно там, на кресте. И именно через то, что с отвержением тела «ветхого человека» было отвержено и всё наше «неосвящение», мы стали святыми. Грех так и остался навеки нереализованным в Его теле. Душа человеческая и семя Змея наконец-то разошлись. Его победа как раз и заключалась в том, что Он продолжал служить Богу Святым Духом (Лук.22:42) даже тогда, когда Его плоть, Его человеческое естество восставала неистово (Лук.22:44). Господь Бог не принял бы служение плоти. Даже Его, Иисусовой плоти. Плоть и кровь царства Небесного не наследуют, как нам известно. К Его плоти это относилось в такой же мере. Господь Бог принял служение Святого Духа в Нём и не принял служение человека Иисуса из Назарета (этого служения просто не было в принципе). Мы этого ещё коснёмся в следующей главе.

Словом-антонимом «смерти» есть «жизнь». Это два противопоставления. И сделанный грех рождает смерть (Иак.1:15). Если был сделан грех, — должна придти смерть за этот грех. Как Адам и Ева духовно умерли в день их согрешения согласно Слова, сказанного им Богом заранее. Они прожили ещё очень долго, но они потеряли в тот день возможность прямого общения с Богом, который Один имеет Жизнь Сам в Себе. Их физическая смерть просто ждала своего часа. Следствием же их духовной смерти было отделение от Бога, выразившееся в изгнании из Рая, и попадание в преисподнюю после окончания физической жизни. Чтобы не умереть за свои грехи, человек был обязан приносить жертву, т. е. всё равно отдавать чью-то жизнь. Но так как жизнь человека неизмеримо ценнее в глазах Божьих, а также потому, что должен был придти Искупитель, — Бог допустил человеку жертвы из чистых животных. Жизнь животного взамен жизни человека. Он Сам принёс первую жертву за Адама и Еву:

Быт.3:21

И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

Извините, для непонятливых, — в этом есть иносказание: чтобы была кожа для одежды, необходим труп, с которого эта кожа (шкура) и снимается. А чтобы был труп, должна была придти смерть. И до падения людей смерти не было, ибо не было и греха. Господь Бог убил невинного агнца, чтобы спасти жизни любимых его человеков от собственного наказания.

Но все эти агнцы, козы и тельцы не могли сделать человека совершенным (Евр.10:4). Человек — не баран и не козёл. Наши жизни, т. е. наши духи, — они не тождественны. Если в тебе пребывает человеческий дух, то ты ведёшь себя как человек. Если в тебе пребывает звериный дух, то даже находясь в человеческом теле, ты ведёшь себя как скот, как вёл себя Навуходоноссор (Дан.4). Заменить падшего человека мог только совершенный человек. Никак не животное, — это не была бы жертва, адекватная глубине падения, позвольте так выразиться. А никакой человек в жертву не годился, потому что весь вид «человек» пал. Дух человеческий нечист перед Господом. Как ни обидно это будет для многих. Именно поэтому должен был придти Агнец, дух которого должен был быть идентичен нашему, но который должен был быть чист для жертвоприношения.

Евр.9:13,14

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление,

Освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

То кольми паче Кровь Христа,

Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу,

Очистит совесть нашу от мертвых дел,

Для служения Богу живому и истинному!

Именно поэтому Он был рождён от Святого Духа, «рождён свыше». Его человеческий дух был Святым Духом! «Внутренний человек» Иисуса Христа, Его человеческий дух, полностью состоял из Святого Духа. Нам это даже трудно представить, но ведь и при нашем «рождении свыше» человеческий дух поглощается Духом Святым (2Кор.5:4). Ведь после рождения свыше происходит и перемена отцовства! Ты не стал ангелом, но Дух твоего Отца стал тебя менять в Его Образ! И совершенный христианин — это духовный христианин, живущий не по плоти, а по Духу Святому. И Невеста Иисуса Христа, Его Церковь абсолютно подобна Ему и ничем от Него не отличается. По-другому и не может быть, ибо Она (как и мы все) рождена от Святого Духа!

И на Голгофе была принесена в жертву не плоть Иисуса Христа, а именно Его Жизнь, Его Душа. И именно поэтому наши души имеют сейчас искупление! Наша жизнь теперь — это Вечная Жизнь! Именно жизнь Иисуса Христа, жизнь Божья сошла в День Пятидесятницы на человеков через Дар Святого Духа! Именно наши души здесь, на земле, достигают совершенства (Евр.12:23)! В конце концов, вся история спасения — это история спасения душ человеческих! Если бы в жертву была принесена плоть (тело) Иисуса Христа, то искупленным бы оказалось именно наше тело! Но Павел говорил о том, что наши тела до сих пор не искуплены (Рим.8:23)! И именно тело достигало бы совершенства, как искупленная составная часть человека! Слава Богу, что Он позаботился о вечности для меня, а не для этого тела:

1Кор.15:50

Но то скажу вам, братия,

Что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия,

И тление не наследует нетления.

И в самом деле, после того как Иисус воскликнул «Свершилось!», ведь ровным счётом ничего не произошло с человеческими телами, ни малейшего изменения! Как болели, старели, уставали и умирали до Его Воскресения, точно так же продолжают болеть, стареть, уставать и умирать до сих пор! И тело Иисуса Христа так же не наследовало «нетления», как и тело апостола Павла! Более того, даже тела тех верующих, которые доживут до Восхищения Церкви и примут в нём участие, — тела этих людей точно так же не перейдут на Небеса!

1Кор.15:51–54

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся

Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе;

Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление,

И смертному сему облечься в бессмертие.

Когда же тленное сие облечется в нетление

И смертное сие облечется в бессмертие,

Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

Их тела (хотелось бы, чтобы это были наши тела!) изменятся в мгновение ока! Наше «Я», наши души, наше сознание и суть перейдут в Царство Небесное в том совершенстве, в каком были здесь, а вот тела — нет! Их заменят так же, как мы меняем сорочки или платья, без сожаления. Новое тело же будет прославленным, — ни болеть, ни стареть, ни уставать и, тем более, умирать оно уже не будет! Вот тогда, как и говорил Павел, смерть потеряет свой последний плацдарм в искупленном человечестве.

Повторим, поверьте, — это очень-очень важно:

В благоуханную жертву Богу была принесена жизнь Иисуса Христа, а не Его

плоть.

Аминь. А теперь — для верующих! Для тех, кому Бог открыл уши для Его Слова.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

К ГЛАВЕ V

Будрин Е. А. О сочинении проф. В. И. Несмелова «Наука о человеке», т. 2 // Православный собеседник. 1908. № 7/8, прил. С. 159–241.

Добросмыслов Д. Рецензия на диссертацию: Светлов П., прот. Курс апологетического богословия // Вера и Церковь. 1902. № 1.

Он же. Замечания на краткий ответ П. Я. Светлова // Вера и Церковь. 1902. № 8.

Вишневецкий М., прот. Против неправильно понимающих главнейшие истины православной христианской религии. Киев, 1906.

П—л, en. Значение заслуг Христа Спасителя в деле оправдания человека–грешника // Вера и Церковь. 1907. № 1.

Нечаев П. Правда Божия и неправда человеческая на Голгофе: Церковное учение об удовлетворении правде Божией жертвой Иисуса Христа в его метафизических, догматических и психологических основах // Вера и разум. 1909. № 4—5.

С. Об искуплении // Христианин. 1909. № 3.

Бетьковский В., свящ. К вопросу о гуманизме и наших пастырях–гуманистах. Казань, 1915.

Левитов П. В защиту юридической теории искупления // Вера и разум. 1916. № 5.

Никон (Рождественский), архиеп. Митрополит Филарет о тайне искупления // Прибавления к Церковным ведомостям. 1916. № 37–38.

Елевферий (Богоявленский), митр. Об искуплении: Письма к митр. Антонию (Храповицкому) о его соч. Париж, 1937.

Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины в русской богословской мысли. София, 1943.

К ГЛАВЕ VI 2.

Гурий (Степанов), архиеп. Богозданный человек: Опыт православной теодицеи жизни: Рукоп.

Он же. Буддизм и христианство в их учении о спасении. Казань, 1908.

5. Варфоломей (Городцов), митр. Воплотившееся Слово Отчее — Единый Воссоздатель падшего человеческого естества: Рукоп. (Отдельные главы напечатаны: ЖМП. 1951.).

О Софии — Премудрости Божией: Указ Московской Патриархии и докладные записки протоиерея С. Булгакова митрополиту Евлогию (Георгиевскому). Париж, 1935. Бердяев Н. Дух великого инквизитора: По поводу указа митр. Сергия (Страгородского) о прот. С. Булгакове // Путь. № 49. 1935.

6. Лосский В. Спор о Софии: Докладная записка прот. С. Булгакова и смысл Указа Московской Патриархии. Париж, 1936.

Глубоковский Н. Н., проф. Христово уничижение и наше спасение // Православная мысль: Труды Православного богословского ин–та в Париже. 1930. Вып. 2. Он же. Евангелия и их благовестие о Христе Спасителе и Его искупительном деле. София, 1932.

Флоровский Г., прот. О смерти крестной // Православная мысль: Труды Православного богословского ин–та в Париже. 1930. Вып. 2.

ПРОТ. ПЕТР ГНЕДИЧ Догмат искупления… 8.

Lossky VI. Essai sur la theologie mystique de TEglise d’Orient. Paris, 1944.

Лосский B. H. Личность и мысль Святейшего Патриарха Сергия // Патр. Сергий и его духовное наследство: Сб. М., 1947.

Как известно, Христос — это греческий перевод слова «Мессия». И христиане относят к Иисусу Христу ветхозаветные пророчества о Мессии.
Однако если внимательно почитать Библию, то получается, что Иисус из Назарета не совершил ровным счетом ничего из того, что должен, согласно пророчестввам, совершить Мессия. Он не восстановил царство Израиля, не установил царство Божие на земле и вечный мир, когда перекуют мечи на орала и копья на серпы. И всеобщее благоденствиие, знаменующее воцарение Мессии, тоже не наступило.
Все это христиане переносят на второе пришествие Христа. Но возникает вопрос — а что же сделал Иисус в свое первое пришествие?
Ответ известен — он искупил первородный грех.
Что такое первородный грех — тоже известно. Это нарушение Божьего запрета есть плоды с древа познания, за которым последовало наказание, растпространившееся на весь род человеческий.
Исчерпывающий перечень наказаний, наложенных Богом за первородный грех, приведен в Бытии 2:17 («смертию умрешь») и 3:14-19,23 :
14. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15. и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18. терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19. в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
Очевидно, что искупление первородного греха должно означать снятие всех перечиисленных заклятий.
Между тем и после распятия Иисуса все видимые последствия первородного греха остались в силе. Люди по-прежнему умирают, женщины рожают в муках, человечество питается от земли и в поте лица добывает хлеб насущный, неустанно борясь с сорняками. И даже змеи по-прежнему ползают на брюхе и жалят людей — иногда даже до смерти.
Что же до невидимых последствий, то единственный намек на них содержится в Бытии 3:23. Правда, в предыдущем и последующем стихе ясно сказано, что это как бы даже и не наказание, а просто мера по защите божественного имущества от посягательства людей.
В любом случае, перечень наказаний не содержит ни малейшего намека на ад. Смерть, о которой идет речь — это не ад, а обращение в прах.
Но даже если искупление первородного греха открыло людям ворота рая, то все равно остаются вопросы:
— Почему не сняты остальные первородные проклятья?
— Почему ворота рая открылись не для всех людей?

В самом деле — раз проклятия за вину Адама и Евы наложены на всех людей, то и сняты они должны быть тоже со всех — и следовательно, вернуться в рай могут все без исключения, а не только праведники.
Однако христианство учит совсем другому. Интересно, на каком основании?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *