Жестокость 11

Сочинения к варианту №26 ОГЭ по русскому языку «36 вариантов. И.П. Цыбулько».

Текст:
Сочинение 9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок».
Известный лингвист Ирина Борисовна Голуб заявляла: «Изображение чувства в речи требует особых экспрессивных красок». Удостоверимся в справедливости высказанного мнения на примере текста Льва Николаевича Толстого.
В произведении писателя находим множество эпизодов, в которых отражаются чувства персонажей. Например, в предложениях 10 и 12 посредством восклицательных предложений, свидетельствующих о наличии экспрессии, здесь мы ощущается желание унизить человека ради собственного самоутверждения: «Непременно надо, чтобы он встал на голову!». «Непременно, непременно на голову!»
Отчаяние несчастной жертвы отражено другими экспрессивными средствами – эпитетами: «несчастного Грапа», «плачевная фигура». Чувство сострадания вызывают подобные приёмы художественной выразительности.
Текст Льва Николаевича Толстого служит свидетельством того, что чувства в нашей речи изображаются специальными средствами, в числе которых восклицательные предложения и художественные тропы.
Сочинение 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка?»
В финале текста Льва Николаевича Толстого, предложенного для чтения, отражается мысль о стадном чувстве, когда индивидуальные черты характера нивелируются и все стремятся быть такими, каким является лидер толпы. В подобном состоянии можно совершить любую подлость.
В эпизоде повествуется о возмутительном происшествии: толпа подростков напала на самого слабого, чтобы доказать свою власть над несчастным существом. Лидером, как это бывает в таких случаях, становится тот, кто считает себя лучше всех, — это мальчик, по имени Серёжа, который «беспрестанно хохотал и затеивал новые шалости…».
В своём стремлении к самоутверждению этот мальчик решил выгодно подчеркнуть свои достоинства на фоне кого-нибудь слабого: «…помигал глазами и вдруг с совершенно серьёзным лицом подошёл к Иленьке». Дальше следует ужасающая сцена издевательства над бедным Грапом, во время которой каждый из участников забыл на время о своих лучших человеческих качествах.
Так бывает, когда неплохие, казалось бы, люди попадают под влияние человека, желающего подчинить своей воле всех, кто оказался рядом. Тогда существа с ещё не сформировавшимися нравственными устоями и с гипертрофированным стремлением к самоутверждению, хотят доказать своё превосходство не появленем своих достоинств, а на фоне чужой слабости.
Сочинение 9.3 Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём причины подростковой жестокости?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Жестокость – это такое явление в нашей жизни, когда в душах людей нет доброты и сочувствия к людям. Особенно часто это проявляется в подростковом возрасте, когда стремление к самоутверждению очень велико, а нравственные принципы ещё не сформированы.
В тексте Льва Николаевича Толстого говорится именно о такой проблеме. Рассказчик повествует об одном случае, когда толпа мальчишек издевается над слабым мальчиком, стремясь быть похожими на своего предводителя. Имя этого мальчика Серёжа, его все считали «молодцом». Именно он организовал безобразную проделку, когда «…кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния ещё больше воодушевляли нас; мы помирали со смеху…». А ведь каждый мальчик, взятый в отдельности, может, был добрым и сострадательным, но почему-то, собравшись вместе, все эти дети стали жестокой толпой, готовой уничтожить человека, лишь бы утвердить свою власть и силу.
Часто можно и сегодня увидеть в соцсетях подобные сцены, когда толпа унижает других, стремясь продемонстрировать свою силу и жестокость. Детям кажется, что в этом и есть доказательство превосходства над другими. Если бы они знали, насколько ошибочно такое мнение! Ведь пройдёт всего несколько лет, и каждый из них будет оценивать себя и других по совершенно другим критериям: уму, готовности прийти на помощь, способности брать на себя ответственность за жизнь и безопасность других людей.
Жесткость – это признак незрелой личности, стремящейся к самоутверждению не на преодолении своих пороков, а на желании выставить себя «молодцом» на фоне чужой слабости. Такое поведение характерно для людей, ещё не знающих истинных жизненных ценностей, не осознавших в себе ответственности за свои поступки.

Проявление агрессии у несовершеннолетних детей школьного и подросткового возраста часто вызывает непонимание родителей и критику учителей. Со стороны родителей в зависимости от обстоятельств звучат фразы: «был милый послушный ребенок и вдруг», «дома его не обижают, откуда столько агрессии», «у него все есть, чего ему не хватает».

Подростковая агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми. Самостоятельно объяснить причины и справиться с проблемой детям сложно, а родители порой не знают, как им помочь. Школа в большинстве случаев занимает оборонительную и обвинительную позицию.

Что делать, если жестокость вошла в привычку у вашего ребенка — ответ на этот вопрос вы найдете в статье.

Проблема детской жестокости как социальное явление

Жестокие дети в школе — актуальная и насущная проблема. Об этом свидетельствуют новости, ролики в интернете, да и просто жизненные ситуации. Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор. Сначала ребенок может мучать животных, потом начинает унижать одноклассников, грубить учителям, вести себя вызывающе с родителями. Когда дети-агрессоры собираются в сообщество из нескольких человек, это становится уже серьезной проблемой.

Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи. Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.

«У нас дружная и любящая семья, двое детей — сын и дочь. Всё у нас хорошо, но 9-летний сын в последнее время ведет себя неадекватно. Он с рождения был очень активными подвижным, иногда резким и упрямым, но раньше нам удавалось легко корректировать его поведение. Недавно у нас в семье родилась дочь, сын очень любит сестренку, но иногда в него словно бес вселяется. Он разговаривает с нами и с другими взрослыми как с ровесниками, повышает голос, может нагрубить. В школу ходить не любит, часто дерется с одноклассниками. Сделать уроки проблема, вплоть до истерики и разбрасывания вещей по комнате. Мы его не бьем, хотя я часто слышу от других, что мол ремня ему надо. Стараемся разговаривать спокойно, объяснять, что его поступки и поведение вредят другим и ему самому. У нас есть подозрение, что агрессивность сына отчасти объясняется увлечением компьютерными играми, хотя мы строго контролируем время за компьютером».

— Ирина, мама 9-летнего Миши

Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %.

В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.

Каждый случай жестокости и агрессивности у детей школьного и подросткового возраста необходимо разбирать индивидуально с учетом особенностей развития, темперамента, способностей и социальных условий. Однако существуют методы действенной коррекции и профилактики детской жестокости и агрессивности, основанные на воспитании гуманности и контроля проявления негативных эмоций. О них поговорим ниже.

Что такое детская жестокость с точки зрения психологии

С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании :

1. Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.

2. Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации. То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях. Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.

3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда.

4. Насилие — преднамеренный акт физического воздействия с целью причинить боль, нанести повреждение живому объекту. Школьная травля слабого или выделяющегося из общей массы ученика (буллинг) — яркий пример насилия.

Обратите внимание, что агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру.

Как проявляется агрессия в подростковом возрасте

Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков :

  • отказ от участия в общих играх, мероприятиях;

  • чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;

  • отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);

  • решение спорных вопросов конфликтным путем;

  • перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;

  • использование истерики как последнего доказательства;

  • быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;

  • склонность преувеличивать враждебность окружающих;

  • повышенная возбудимость и двигательная активность;

  • пассивное сопротивление, негативизм;

  • непонимание и невнимание к чувствам окружающих.

На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.

«Наш сын Сережа, 11 лет, очень агрессивно ведет себя в школе. Часто спорит с учителями, обвиняет их в чрезмерной придирчивости к себе, объясняет свое поведение самозащитой. Мальчик умный, способный, начитанный, откровенно не хамит, но отстаивает свою точку зрения буквально с пеной у рта и даже очевидные факты и аргументы не принимает во внимание. Твердо уверен в своей правоте и готов доказывать ее буквально кулаками. Пока это проявляется лишь тем, что он стучит кулаком по парте или бьет по стене. Но ведь он растет и дальше сможет позволить себе больше. С недавнего времени начал кричать и агрессивно вести себя и дома. Позволяет себе кричать и обвинять маму».

— Александр, папа 11-летнего Сережи

В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:

1. Почему дети мучают животных и что делать с этим?

2. Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?

4. Жестокость в подростковой среде — как действовать?

5. Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?

Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.

Причины детской жестокости и агрессивности

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность.

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;

  • завышенные требования к ребенку;

  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;

  • запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);

  • чрезмерное попустительство и потакание;

  • домашние конфликты;

  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный. Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей.

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные). Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает.

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Одним из главных факторов успешной коррекции и профилактики подростковой жестокости выступает своевременность. Важно не упустить момент. Западные психологи пришли к выводу: если ребенок видит, что его не наказывают за плохое поведение и агрессивное отношение к другим, издевательства становятся только жестче.

Что делать, если ребенок жестокий? Родители в этой ситуации могут помочь следующими способами:

1. Учить ребенка контролю за эмоциями надо с раннего дошкольного возраста. Уже в 4 года малыши способны понимать и сдерживать свои эмоции.

2. Установить близкий контакт с ребенком. Он не должен бояться говорить о своих проблемах, страх осуждения и непонимания заставит его замкнуться.

3. Разделяйте свои эмоции с ребенком, в обсуждении неприятной ситуации говорите о том, что вам тоже неприятно, обидно, грустно. Разделение эмоций с ребенком снижает степень переживания.

4. Если вы сами переборщили с наказанием, накричали или обидели ребенка, успокойтесь и поговорите спокойно, признайтесь, что были не правы и не справились со своими негативными чувствами.

5. Не закрывайте глаза на проявления жесткости, выясняйте причины, объясняйте последствия. Ребенок должен понимать, что за свои поступки он несет ответственность.

6. Если против вашего ребенка проявляется агрессия со стороны других, научите его защищаться и правильно реагировать — не обращать внимания, проявлять спокойствие, переводить в шутку.

7. Поддерживайте в ребенке уверенность в себе, цените его достижения и поощряйте хорошие поступки. Уверенный в себе человек не станет доказывать собственное достоинство кулаками.

Что делать если ребенок жестокий — технология модификации поведения 7Spsy

Если ребенок очень жестокий, вам не удается повлиять на его агрессивное поведение собственными силами, обратитесь к профессионалам. Современные технологии позволяют работать с детской агрессивностью и жестокостью дистанционно и конфиденциально.

Например, технология модификации поведения 7Spsy — научно обоснованный, запатентованный метод поведенческой психологии. Курс включает индивидуальную программу тренинга, по которой ребенок занимается самостоятельно. Психолог помогает разобраться с инструментами для занятий и поддерживает процесс изменений на протяжении всего курса через удобный канал связи — e-mail, телефон или онлайн-чат.

За 2-6 недель удается изменить модель поведения за счет замены подсознательных установок, которые вызывают привычку проявлять жестокость, на позитивные.

После прохождения курса прежде агрессивный ребенок, подросток полностью изменит манеру поведения, у него появится спокойная уверенность и доброжелательность.

В городе Верхней Салде (Свердловская область) благотворительная организация «Семья детям» завершила первый этап проекта по профилактике жестокости в отношении детей и травле в среде сверстников. Более 55 сотрудников из 27 государственных учреждений города (детских садов, школ, Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, детского дома, техникума, школ-интернатов) в течение года обучались выявлению жесткого обращения с детьми, использованию различных инструментов предотвращения и борьбы с этим явлением. Итогом годовой работы проекта стало создание сообщества, готового применять свои знания на практике.

В учреждениях и семьях возникает множество конфликтов, как между взрослым и ребенком, так и между детьми. Чтобы охватить столь сложную и масштабную проблему, «Семья детям» действует через специалистов социальной и образовательной сфер. Именно они постоянно встречаются с сотнями родителей и детей, поэтому могут непосредственным образом влиять на решение проблемы.

«Раньше жестокое обращение я воспринимала как очень редкое явление, какое-то ЧП, которым занимаются органы правопорядка. После проекта на эту проблему я взглянула более широко, — говорит одна из участниц проекта. — Теперь я понимаю, что жестокое обращение может развиваться и скрываться за обыденными вещами (когда ребенок ходит в грязной одежде, когда ребенка в школе травят за то, что он в очках, когда родители кричат на ребенка при всех, запугивают его) и важно это замечать и распознавать. Жестокое обращение, так же как пожар лучше предупредить. Для этого важно заниматься профилактикой».

Применение физической силы – это то, что сегодня чаще всего ассоциируется с термином жестокого обращения. Исследование, проведенное «Семьей детям» показывает другие результаты — о разрешении конфликтов с ребенком путем физических наказаний говорят 26% опрошенных родителей, более массовым сегодня стало психологическое насилие, это подтверждают 58% детей и 75% взрослых. В школе психологическое насилие чаще всего выражается в угрозе ребенку плохими оценками со стороны взрослых и обзывательствах, краже или порче личных вещей со стороны сверстников. Дома, как отметили дети и взрослые, родители нередко повышают голос на ребенка или запрещают ему то, что он любит. Кроме того, родители могут называть ребенка обидными словами, отказываться разговаривать с ним, обещать бросить его. И физическое и психологическое насилие чаще всего возникает из-за того, что и дети, и родители воспринимают их как норму, а также как одно из действенных средств решения проблемы. Это возникает потому, что сегодня другие инструменты предотвращения конфликтов не слишком распространены, о них мало известно.

Мало информации не только у родителей, но и у специалистов. Поэтому специалистов обучали методикам работы, а потом эти методики применялись на практике, в индивидуальной и групповой работе с родителями и детьми.

О том, как социальные технологии позволяют добиться желаемых результатов в отношениях с детьми без применения насилия, рассказывают участники проекта.

Одна из специалистов социального центра города рассказала о случае с семьей, где отец регулярно бил жену и угрожал ребенку: «Из-за такой обстановки у ребенка упала самооценка, девочка начала замыкаться. Тогда мы начали проводить консультации с семьей, говорили о несоблюдении прав несовершеннолетних, о безопасности жизни. С ребенком индивидуально занимался психолог, также беседовали с отцом-агрессором. В целом мы вели работу около 5 месяцев. В итоге нам удалось повлиять на то, чтобы муж больше не бил жену и не угрожал детям. Он осознал ответственность за свои поступки. Девочка стала более активна в общении с одноклассниками».

Другой пример, уже касающийся профилактики травли в школе, привела психолог: «В одном классе у нас был мальчик, который все проблемы привык решать силой. Постоянно задирал других ребят, занимался травлей. Поэтому мы начали работать со всей семьей. В частности, провели индивидуальные беседы с ребенком о последствиях его действий и о преимуществах переговоров перед физическим решением вопроса. Также общались с отцом ребенка, который в большей степени занимается его воспитанием, говорили с ним про приемлемые и неприемлемые наказания. По сути, мы старались показать другие пути выхода из сложных ситуаций, не те, что были в традициях этой семьи. В итоге мальчик стал спокойнее, стал спрашивать, правильно ли он поступает. Теперь видно, как он пытается договариваться с другими детьми».

Роль родителей

Родители чаще всего сами страдают от насильственных форм взаимодействия с ребенком. Они признаются, что всегда чувствуют себя нехорошо, когда не могут справиться с ребенком, когда у них возникает желание ударить его или накричать.

«Здесь мы призываем родителей обращаться за помощью к учителям, к психологам, к специалистам социальной сферы, — говорит тренер-психолог проекта Александра Довиденко. – Часто родители боятся осуждения, думают, что их случаи единичны, но мы хотим сказать, что ситуации, в которые попадают люди, совсем не уникальны. Есть люди, которые призваны помочь и готовы это делать, поэтому не нужно оставаться со своими проблемами наедине, важно искать тех, кто сможет поддержать. Например, если вы узнали, что вашего ребенка травят в школе, то нужно «радоваться» тому, что вы узнали об этом, ведь часто такие вещи скрываются самими детьми. А если вы знаете о случившемся, в вашей власти будет что-то изменить и не оставить ребенка в его беде».

Роль специалистов

Главная роль специалистов в вопросах профилактики жестокого обращения заключается в их умении видеть случаи жестокого обращения, понимать свои компетенции и знать, как решать конфликтные ситуации, которые возникают в семье или детском коллективе. Участники проекта говорят о том, что полученная информация изменила их отношение к проблеме жестокого обращения и травли, у них снизился страх перед работой с этими случаями.

«Потому что я теперь знаю, а знание мне придает уверенности и сил», — говорит один из участников проекта. Также видна динамика в восприятии жестокого обращения с детьми, как темы, с которой должен и может работать психолог школы или детского сада, а не только органы правопорядка.

Обучение – это не единственная потребность специалистов социальной и образовательной сфер. Теоретические и даже практические знания не всегда могут помочь найти выход из реальной ситуации, с которой сталкивается специалист. И здесь важно проводить супервизии – когда происходит общение в кругу профессионалов и разбираются представленные участниками сложные случаи по работе с семьями и детьми, составляется план действий.

«Супервизия — это не только разбор трудного случая, но и возможность для специалиста найти внутреннюю точку опоры, ощутить свою ценность и ценность своей профессии. Супервизия — один из важных инструментов профилактики профессионального выгорания, когда заканчиваются силы, когда нет веры в себя, и не хочется работать», — говорит тренер-психолог проекта Наталья Хейфец. Сами участники отметили важность соприкосновения с опытом коллег и возможность увидеть, что проблемы можно решить.

Планы на будущее

В 2016 году «Семья детям» продолжит свою работу в Верхней Салде. Акцент будет сделан на том, чтобы сформировать индивидуальные программы по профилактике жестокого обращения в учреждениях, специалисты которых прошли обучение.

«Благодаря обучению самых сильных специалистов города мы уже создали сообщество единомышленников, которое готово передавать свои знания коллегам, —говорит директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова. — По сути, мы сейчас выращиваем специалистов – профессионалов именно в этой области. Чтобы в будущем они могли не только сами работать с проблемой жестокого обращения, но и быть экспертами в этом вопросе. Нужно отметить, что роль нашей организации – научить тому, как бороться с жестокостью, при этом главные участники борьбы с насилием – это специалисты, которые работают в учреждениях, и родители. Поэтому важно, чтобы в Верхней Салде после нас остались такие люди, к которым можно будет обратиться за поддержкой и советом».

Основные материалы, разработанные «Семьей детям» в рамках этого проекта, можно найти .

Справка

«Семья детям» начала свою работу в Верхней Салде в конце 2013 года, с тех пор были выявлены разные потребности специалистов социальной сферы в новых более эффективных методиках работы с детьми и семьями. Одним из наиболее острых вопросов была проблема жесткого обращения. Российская статистика также говорит об актуальности этого вопроса. Более 500 000 детей в стране ежегодно убегают из семей, учебных заведений, госучреждений, спасаясь от жестокости родителей, сверстников, воспитателей. В Свердловской области ежегодно жертвами преступлений становятся около 5 000 детей. 13% преступлений совершают родители, еще больше близкие люди ребенка. Телесные наказания считаются нормой в каждой второй российской семье. В зоне риска оказывается каждый ребенок, в том числе дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях.

Проект «Профилактика жестокого обращения в отношении детей в Верхней Салде» направлен на снижение рисков жестокого обращения с детьми. Он охватывает практически все категории населения, которые имеют отношение к данной проблеме, – это специалисты социальной сферы, неблагополучные семьи, приемные и опекунские семьи, дети, которые воспитываются в семьях «группы риска» и учреждениях государственного воспитания.

Для специалистов, работающих в детских учреждениях, организуются семинары по созданию безопасной среды для ребенка. Одним из основных этапов работы проекта являются обучение и супервизионная поддержка специалистов социальной сферы, а также проведение социального исследования этой проблемы.

Реализация этого проекта стала возможной благодаря финансовой поддержке компании Boeing. Партнером проекта выступила Администрация Верхнесалдинского городского округа.

…И выложили в соцсети

Вот новости только первой декады октября, нашедшие отражение на официальном сайте СУ СК РФ по Нижегородской области.

В Сарове суд приговорил 16-летнюю девушку к 3,5 года лишения свободы условно за избиение сверстника. Следствием установлено, что 14 мая 2019 года подсудимая с целью наказать мальчика за отказ встречаться с ней нанесла ему множество ударов по лицу и различным частям тела. Истязая потерпевшего в присутствии подруг, подсудимая всячески унижала подростка. Все это было зафиксировано на камеру мобильного телефона и обнародовано. Именно видеоматериалы и стали основанием для возбуждения уголовного дела.

В полицию направлено ходатайство о передаче следователям материалов проверки по факту публикации видео, на котором группа подростков избивает школьника в Кулебаках. Кадры издевательств над плачущим мальчиком также были выложены в интернет.

В Кстове ученики пятого класса школы N 2 под угрозой расправы затащили 8-летнего мальчика за гаражи, облили ему ноги бензином, подожгли и убежали. Сбить пламя и спасти мальчика удалось случайному прохожему. Пострадавший с сильнейшими ожогами угодил в больницу. Специалисты СУ СК РФ по региону проводят расследование, уголовное дело пока не заведено. По словам директора школы N 2 Галины Ворожейкиной, главный зачинщик поджога не считается трудным подростком, его сложно выделить среди других школьников. Как рассказала одноклассница поджигателя, тот просто хотел «прикольнуться» и посмотреть, как горит человеческая плоть.

Подняли руку и на взрослых

А в сентябре в Дзержинске трое подростков пытались проехать зайцами в троллейбусе. Водитель вышел в салон и потребовал оплатить проезд. Слово за слово, и школьники набросились на водителя. Затем они отжали двери троллейбуса и убежали. Водителя госпитализировали в местную больницу с вывихом плеча.

В конце лета на всю страну прогремела так называемая мещерская банда школьников. Они нападали на прохожих без всякой причины. Одному мужчине выстрелили в лицо из травматического пистолета. Избили парня, который защищал девушку. Грабили магазины. Так они бесчинствовали пару месяцев, пока их не поймали сами жители микрорайона Мещерское озеро. Кстати, как говорят местные, верховодила у них девочка-подросток. Всего в полицию поступило шесть заявлений по фактам таких нападений. Проверки по данному факту продолжаются, проводится работа с несовершеннолетними, участвовавшими в инциденте и их родителями. По результатам проверки будет принято процессуальное решение.

Что говорят нижегородцы

По инициативе Научно-исследовательского института проблем социального управления 10 сентября на территории Нижегородской области прошел социологический опрос «Мнение нижегородцев о причинах агрессии и жестокости среди подростков». В нем приняли участие около 1200 респондентов.

— Мы предложили респондентам указать не больше двух причин из списка, — рассказал директор института Максим Лубяной. — Если учитывать только парные ответы, то лидером стал дуэт «Социальные сети и интернет — Жестокость и насилие на телеэкранах».

На втором месте из парных ответов оказался комплекс «Семья и школа» — «Родители недостаточно уделяют внимания воспитанию — Плохая организация внешкольного досуга».

Елена Илалтдинова, врио ректора Мининского университета:

— Сейчас взрослый — не авторитет для ребенка. Наблюдается перекос в том, что ребенок всегда прав, ему нельзя делать замечания, никто, кроме родителей, не может заниматься его воспитанием. Вторая основная проблема, о которой в один голос говорят многие учителя, — дети сейчас недружные. Это отражение психологии индивидуализма, навязанного нам в последние десятилетия. Также исчезли с повестки дня позитивные примеры поведения, рассказы об авторитетных людях. Еще одна причина асоциального поведения подростков — агрессия взрослых по отношению к ним.

Елена Харитонова, психолог:

— Есть вневременные факторы агрессии подростков, а есть факторы, связанные с развитием общества. К последним я бы отнесла бурное распространение видеоигр и социальных сетей. Каждый восьмой подросток в будни проводит в интернете более пяти часов. Сейчас популярны группы, в которых незыблемые человеческие ценности высмеиваются и обесцениваются, а пропагандируются цинизм, антипатриотизм, самоуничижение и унижение окружающих. Воинствующий анархизм, я бы сказала. Телевизор тоже вносит свою лепту — в многочисленных ток-шоу неуважение к оппоненту преподносится как норма. Авторитет учителя в школах сильно упал. Это плоды 90-х и рыночной экономики, когда деньги заменили честь, совесть и образованность. Есть еще фактор — чрезвычайно высокая учебная нагрузка в школах, а также неподготовленность и грубые ошибки учителя в работе с детьми.

К вневременным классическим факторам неадекватного поведения подростков можно отнести отсутствие эмоционального контакта ребенка с родителями, физиологические, гормональные изменения в возрасте от 14 до 17 лет. Отсюда эмоциональные всплески, страхи, агрессия, усиленная отсутствием доверительного диалога с родителями. Еще дети хотят ощущать себя взрослыми и стремятся в этом статусе самоутвердиться. Сделать это проще в группах, где они стараются обратить на себя внимание как ее вожака, так и прохожих.

Кстати

Как выяснил портал SuperJob, каждый восьмой родитель в России запрещает своему чаду регистрироваться в соцсетях. Из тех, кто готов разрешить ребенку иметь аккаунт в соцсети, почти треть (29 процентов) считает, что подходящий возраст для этого 16 лет. Чуть меньше (26) полагает вполне допустимым открыть его в 13-15 лет. Два процента пап и мам готовы разрешить пользование соцсетями детям в 7-9 лет, а 18 процентов родителей считают их ненужными вовсе.

При этом чем старше дети, тем чаще родители признавали, что не контролируют их аккаунты.

Впрочем, как выяснили специалисты Центра по исследованию медиа, технологий и здоровья, социальные сети не помогают справиться с субъективным чувством одиночества и недостатком общения, а наоборот — усиливают их.

«Одиночество — это субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием, — объясняет Андрей Камин, президент Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи. — Оно возникает у подростков в период перехода из семьи во взрослую жизнь — в социальной сфере и кризиса самооценки — в психической. Нужно срочно обзаводиться новой идентичностью, отличной от детской, потому подростки достаточно мучительно ищут группу, с которой хотели бы себя идентифицировать. Мучения проистекают из противоречивых желаний подчеркнуть свою уникальность и в то же время быть как все.

Общение в сети носит виртуальный характер: в большинстве кризисных ситуаций подросток обнаруживает, что виртуальные друзья не могут оказать реальную помощь и поддержку и даже наоборот. Виртуальные контакты строятся по иным законам, чем реальные. Большое их количество затрудняет обзаведение реальными друзьями».

Эксперты международного сообщества iSANS получили на условиях конфиденциальности медицинские данные о количестве пострадавших от действий силовиков в Беларуси во время подавления протестов с 9 по 13 августа и полученных этими людьми травмах. В документе есть данные о 347 пациентах: они получили травмы как непосредственно в ходе подавления протестов, так и в местах содержания под стражей.

По времени поток распределяется так: 80 человек был доставлены или обратились в больницы вечером 9 августа, когда протесты начались после закрытия избирательных участков, 17 человек – в ночь с 9 на 10 августа, 98 человек – в течение дня 10 августа, 80 человек – в ночь с 10 на 11 августа, в следующие два дня поток был значительно меньше.

Среди пациентов были 29 женщин и 318 мужчин. Самому молодому пациенту было 16 лет, самому старшему – 74 года. Среди поступивших был только 1 сотрудник милиции (диагноз «вывих на уровне запястья»), остальные 346 – гражданские лица, подчеркивают в iSANS.

Основной поток пациентов, согласно данным отчета, шел с улицы Немига и соседних улиц: проспекта Победителей, проспекта Машерова, из района стеллы «Минск – город-герой», с улицы Гвардейской, улицы Кальварийской, улицы Грибоедова, улицы Притыцкого и других улиц в районе метро «Пушкинская», а также с проспекта Независимости и из района метро «Грушевка».

В 30 случаях местом вызова скорой помощи были отделения внутренних дел или изоляторы временного содержания в Минске, в том числе Центр изоляции правонарушителей в 1-м пер. Окрестина, 36 (17 случаев), УВД Ленинского района (7 случаев), УВД Первомайского района (4 случая), УВД Центрального района (2 случая).

В iSANS поделили исследованные травмы на несколько групп:

  • Травмы от применения дубинок и других спецсредств: черепно-мозговые травмы различной тяжести (в т.ч. закрытые и открытые) – их были зафиксированы «многие десятки случаев». Врачи сообщили о десятках случаев переломов различных костей головы и лица (основания черепа, свода черепа, скуловой кости, верхней челюсти, челюстных пазух, спинки носа, темени, лобно-теменной области, височной области, в том числе открытых травматических переломах скуловой кости – эта травма бывает от прямого удара в лицо. Также десятками были зафиксированы случаи переломов верхних и нижних конечностей (закрытые и открытые, в т.ч. оскольчатые и со смещением костей) и переломы ребер. Также врачи говорят о «многих десятках случаев» подкожных гематом, кровоподтеков различных частей тела и головы и конечностей, ушибов, ушибленных ран.

Embed Поделиться Embed Поделиться Код скопирован в буфер обмена ширина px высота px The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:02:37 0:00

  • Травмы и ранения от применения огнестрельного оружия, по-видимому, резиновых пуль. Это огнестрельные (пулевые) ранения головы и различных частей тела и конечностей (грудной клетки, плеча, предплечья, бедра, голени, стопы, ягодицы, живота): таких ранений также были десятки случаев, подчеркивают эксперты. В одном случае медики говорят о проникающем ранении живота.
  • Взрывные и минные травмы от применения светошумовых гранат. Это оскольчатые ранения лица, шеи, кисти, предплечья, бедра, коленного сустава, голени, паховой области, поясницы, нижней части туловища, брюшной стенки, ягодиц – их тоже десятки случаев. Сюда же относятся рваные раны различных частей тела и конечностей, в том числе скальпированные раны – также десятки случаев. Термические ожоги (пламенем) верхних и нижних конечностей, живота получили несколько человек.
  • Травмы от применения газа: химические ожоги глаз, последствия токсического воздействия на организм газов, паров, дымов, баротравмы ушей (от удара давлением воздуха). Их зафиксировано меньше, чем ушибов и переломов.
  • Также в отдельный список попали травмы, которые получили люди, страдающие от хронических заболеваний, в том числе артериальной гипертонии, диабета и эпилепсии: их состояние оказалось под угрозой в результате несвоевременного оказания им срочной медицинской помощи после задержания.

У подавляющего большинства пациентов диагностированы сочетанные и множественные травмы, подчеркивают авторы отчета. Как правило, это означает, что человека продолжали избивать, даже после того, как он уже получил повреждения. «Линейный» характер гематом и их распространение по всему телу дополнительно указывают на применение дубинок и не являются результатом взаимных столкновений. Не вызывает никаких сомнений, что эти действия носили патологически жестокий и садистский характер», – отдельно указывают эксперты iSANS.

«Эти 346 человек – далеко не все пострадавшие от действий правоохранительных органов в ходе протестных действий в Минске 9-13 августа 2020 года. Можно говорить о том, что это наиболее тяжелые случаи, попавшие в сводку, – подчеркивают эксперты. – По данным на утро 17 августа, более 700 человек обратились с жалобами на противоправные действия силовиков. Но часть людей наверняка (пока) не обращались к медикам и не подавали жалобы. Кроме этого, не все задержанные были освобождены из мест предварительного содержания на момент написания этого анализа, и среди них наверняка также немало пострадавших».

«Можно уверенно утверждать, что действия правоохранителей в ходе протестных акций, при задержании и транспортировке их участников и во время их пребывания в местах предварительного содержания были не только не мотивированы действиями протестующих и непропорциональными, но и, безусловно, представляли собой пытки и жестокое и бесчеловечное обращение, – подчеркивают представители iSANS. – Эти действия носили систематический и массовый характер и поставили под угрозу здоровье и жизнь сотен людей. Многие пострадавшие, по-видимому, получили существенный и долговременный ущерб здоровью».

«Действия правоохранителей, безусловно, носят не только противоправный и незаконный характер, но и должны квалифицироваться как преступления в соответствии с международным правом и законами Республики Беларусь. Отдававшие приказы на выполнение этих действий и их исполнители должны быть привлечены к ответственности», – настаивают в iSANS. Особенно с учетом того, что протестные акции «носили преимущественно мирный характер и не сопровождались погромами, поджогами, попыткой захвата зданий и иными насильственными действиями».

Embed Поделиться Код скопирован в буфер обмена ширина px высота px The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:00:20 0:00

«Жестокий ответ правоохранителей был совершенно не мотивирован действиями подавляющего большинства участников протестов и был очевидно непропорционален и направлен на устрашение и наказание участников протестов и других людей», – отдельно сказано в отчете.

Выводы iSANS подтверждают и белорусские медики, которые лечили раненных силовиками во время протеста. Минский реаниматолог Юрий Сираш, заведующий отделением реанимации хирургических больных Минской больницы скорой помощи, в интервью белорусской службе Радио Свобода подтвердил характер травм, которые получили его пациенты от силовиков.

– Когда вы начали принимать жертв?

– Я дежурил 9 августа, был ответственным врачом в больнице. Вечером бригады скорой помощи стали привозить раненных светошумовыми гранатами. Мы ожидали большего количества пациентов, но главный удар пришелся на военный госпиталь. И это правильно, потому что подрыв на мине, выстрелы – это их профиль. Единственное, что мы поняли: что, если будет очень большое количество пострадавших, военный госпиталь всех принять не сможет. Наша больница все эти дни работала с запасом, мы готовились к худшему.

Вся информация к нам поступала через «устное радио», потому что официальной информации не было: интернет был вырублен, а ТВ нельзя верить. Основная информация, которая поступала к нам, была от бригад скорой помощи. Скорая помощь приехала и сказала: «Сейчас световые и шумовые гранаты взрываются, надо готовиться к тому и другому, пускают слезоточивый газ – к другому». 9 числа весь наш отдел вышел на работу, в последующие дни здесь тоже ночевали, не ходили в смены.

Я знаю примеры, как мои товарищи-волонтеры надевали строительные каски, мотоциклетные шлемы, фотографировали красные кресты и уходили «на фронт». Паковали аптечки, взяли все с собой и пошли помогать прямо на «поле боя».

Embed Поделиться Embed Поделиться Код скопирован в буфер обмена ширина px высота px The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:02:46 0:00

Но следующий этап – когда этих медиков тоже забрали и отправили на улицу Окрестина: реаниматологов, медсестер. В результате выяснилось, что люди в пострадавших районах остались без медицинской помощи!

Я до сих пор подозреваю, что многие из раненых находятся дома, опасаясь преследований со стороны властей. И у нас будет больше последствий – осложнений от этих травм.

– Помимо раненных на улицах, в «скорую» были доставлены люди, сильно избитые сотрудниками милиции и работниками тюрьмы на Окрестина. Какие травмы они получили?

– Да, когда прекратились столкновения на улицах, тысячи людей были брошены в тюрьмы. И мы начали забирать людей с улицы Окрестина, из РОВД. На них было страшно смотреть: людей тупо «отработали». Когда привозили раненых – на них живого места не было: майку снимаешь – а там все синее, фарш. Вы пытаетесь пересадить парня с носилок на инвалидную коляску, а он рычит от боли.

Мало того, люди еще были отмечены несмываемой краской – лоб и рука. Почему, я не знаю. И это не бандиты, не наркоманы, не преступники. Это нормальные молодые парни. Не было пьяниц, негодяев, алкоголиков, антиобщественных людей.

– На ваш взгляд, все самое худшее для пострадавших позади или есть еще последствия, осложнения?

– Конечно, последствия останутся. Любая стрессовая ситуация никуда не денется. Это не пройдет бесследно. Те ребята, которые к нам приходили, первые день-два просто спали. Вы к ним заходите в палату – а они спят, только вечером просыпаются. Одного парня с улицы Окрестина привезла скорая помощь: его там три дня тупо избивали. Когда его погрузили в «скорую», он спросил: «А меня больше не будут бить?» А парню 20 лет! За что?

Читай нас в Яндекс.Дзене

Подписаться

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *