Жирный батюшка

Вход Господень в Иерусалим или, как его чаще называют в России, Вербное воскресенье, оказался последним праздником, состоявшимся в стенах церквей перед главным для православных христиан праздником Пасхи. На прямых трансляциях из храмов было видно, как прихожане — в том числе пожилые — стояли вплотную друг к другу. Большинство было без масок и перчаток.

Накануне первый патриарший викарий митрополит Воскресенский Дионисий разослал всем управляющим московским архиереям и игуменам монастырей письмо, в котором обязал не только «утешить прихожан отеческим словом», но и зачитать им предписание главного санитарного врача по городу Елены Андреевой. В документе говорилось, что доступ в «культовые здания» приостанавливается для всех, кроме священников, сотрудников храмов и волонтеров. Запрет действует с 13 апреля вплоть до Пасхи, пришедшейся в этом году на 19 апреля.

С понедельника службы в храмах проходят за закрытыми дверями. Чтобы удержать дома людей, патриарх Кирилл разрешил самостоятельно благословлять куличи, пасхи, яйца и «прочую пасхальную снедь». Верующим обещали, что священники постараются причастить прихожан на дому.

Еще в середине марта Священный Синод принял новые правила проведения богослужений и совершения таинств в условиях эпидемии: священникам предписали использовать одноразовые посуду, перчатки, салфетки и палочки, а также протирать иконы дезинфицирующими салфетками. Прихожанам же рекомендовали не целовать чашу со святыми дарами, крест и руку священнослужителя.

Храм Христа Спасителя закрыт для посещения в Москве. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Даже эти ограничения вызвали резкое неприятие у части паствы и клира, говорят священнослужители, с которыми мы пообщались. Полное закрытие храмов в Страстную седмицу стало для одних серьезным потрясением, другие напрямую отказываются выполнять предписание санитарных врачей и ищут способы попасть в храмы, где все еще идут богослужения. Возможности проконтролировать это повсеместно нет, потому что не все храмы отказывают пришедшим на службу верующим.

«Кровь и тело Христовы не могут нести в себе отраву»

«Храмы не закрывали никогда за две тысячи лет православного христианства. Эпидемии чумы или холеры, намного более заразных болезней, христиане встречали, прибегая к Господу миров, ища у Него источник Жизни. Мне странно и непонятно то, что сегодня происходит. Но не мое дело судить патриархов и епископов. Но пока я могу — я каждое воскресенье буду храме», — объясняет в переписке 37-летний предприниматель из Москвы Андрей Яковлев (здесь и далее орфография авторская).

По благословению патриарха Яковлев пытался воздерживаться от похода в церковь в обычные дни, но вот пропустить воскресную литургию уже не смог.

«Это обязанность христианина, и, согласно каноническим нормам, пропускать без причины две Литургии подряд недопустимо. Канонические нормы едины для вселенской Церкви, не только для РПЦ, и Патриарх не может их отменять. Поэтому я рассудил так, что на Литургию я идти могу, потому что на нее Патриарх не может запретить ходить. Патриарх может просто закрыть храмы. Он этого не сделал. Значит, я волен тут решать сам. И еженедельно я был на Литургии», — рассказывает он.

Храм, в который Яковлев ходил постоянно, сейчас закрыт. Пятеро из семи священнослужителей, которых он знает много лет, ушли на больничный. При этом Яковлеву неизвестно, нашли ли у священников коронавирус. Храм, в котором служат заболевшие, он также назвать отказался.

Бизнесмен резко осуждает запрет посещать церкви во время эпидемии. Он настаивает, что от причастия невозможно заразиться. «Поцеловав икону — да — считает Яковлев. — От Причастия, лжицы — нет. Трудно в это поверить, учитывая, что постоянно от одной лжицы причащаются сотни людей в московских храмах, в тубдиспансерах. Ежедневно, годами. А священник облизывает после всех лжицу и допивает остатки».

С ним согласен 66-летний Александр Робертович Штильмарк, редактор журнала «Православный набат» и лидер движения «Черная сотня», основанного им в 1992-м году.

«От иконы, конечно, заразиться можно, от креста тоже можно заразиться, — говорит он. — От причастия физически невозможно заразиться, потому что все-таки вино и хлеб пресуществляется в тело Христово. Надо быть очень атеистом, чтобы думать, что кровь и тело Христовы могут нести в себе какую-то отраву».

Сам Штильмарк уверен, что коронавирус был создан искусственно и считает его «подозрительным», но согласен мириться с мерами предосторожности, введенными Синодом месяц назад. «Я же не мракобес, хотя мой сын меня так называет, но это в шутку», — говорит он. При этом лидер «Черной сотни» уверен, что храмы для верующих закрыли люди, которые «вируса боятся больше Бога», и считает их позицию «трусоватой».

«Если соблюдать правила гигиены, то ничего опасного в посещении храма нет. Сегодня был в одном чудом не закрывшемся подмосковном храме… Одноразовые стаканчики, иконы протираются через каждые пять минут, люди стоят неплотно. В магазине, аптеке или в метро куда проще заразиться», — считает он. При этом ворота балашихинского храма, в который Штильмарк ходил постоянно, после постановления санитарного врача оказались закрыты. По словам верующего, когда он сумел найти открытый храм и причаститься, у него «гора с плеч свалилась».

Штильмарк говорит, что его 19-летний сын Павел, студент РГСУ, попытался убедить пожилого отца, болеющего астмой, не ходить в церковь. Но перестал, когда отец на него «сурово посмотрел». «Он за меня очень беспокоится. Он меня даже старается не отпускать вообще никуда. Только ночью погулять по нашему району, потому что никого нет», — говорит он.

Павел Штильмарк, тоже православный верующий, подтвердил в разговоре с «Медиазоной», что «выражал настороженность» поведением отца. «Да, беспокоился, конечно. Мы толком-то никогда и не ругаемся, но в формате диалога я, да, ему говорил по поводу того, что вот, высшие чины РПЦ советуют уже воздержаться от этого. Но для меня, скорее, сама опасность и то, что говорят врачи важнее чем то, что говорят высшие чины РПЦ, но для отца я говорил так. Но вот он ездил «, — рассказывает Штильмарк-младший.

По словам молодого человека, в разговоре с родителями он может только «мягко советовать». «Но настаивать что-то делать для старших — я просто так не воспитан», — добавляет он.

За здоровье своей матери беспокоится жительница Подмосковья Валентина, пожелавшая сохранить анонимность. Та стала регулярно ходить в церковь, когда у нее обнаружили рак. Последние шесть лет 60-летняя женщина поет на клиросе и активно занимается воспитанием новых верующих. В марте, когда число заболевших коронавирусом стало увеличиваться, Валентина попробовала отговорить мать ходить в храм.

«У меня в ход уже пошли аргументы, что умирать вообще-то дорого, мама. У меня бизнес в огне, маленькое свое дело, которое в самом что ни на есть упадке, потому что карантин. И на этом фоне у меня нет сбережений, что если она сдохнет — похоронить. Объяснить что-либо бесполезно, потому что она уверена, что господь защитит, господь просил молиться, каяться причащаться», — рассказывает девушка.

Она объясняет, что для верующих очень важно получить причастие, и они не могут сделать этого дома. По словам девушки, в храме, где служит ее мать, «причащаются из одной кружки», а о социальной дистанции во время исповеди или на клиросе «и речи нет». Петь в маске ее мать тоже отказывается, потому что «неудобно дышать».

«Я пыталась аргументировать разными способами, пыталась внять к рассудку и сказать, мам, тебе 60 лет. Ну, камон, давай ты просто побережешь себя. Никуда не денется храм, никуда не девается бог из твоей жизни. Нет, она уверена, что господь защитит и если ей суждено умереть, то она умрет, если не суждено, то не умрет. И господь знает это все, и нечего мне соваться со своими советами», — говорит она.

Пока готовилась статья «Медиазоны», Валентине стало известно, что батюшка из храма ее матери «неделю назад провел службу и ему поплохело». Сейчас у священнослужителя, его жены и детей подтвердили коронавирус.

Мать Валентины все также отказывается изолироваться и намерена ходить в церковь. РПЦ выдала ей пропуск для передвижения по городу до 31 мая как сотруднице хора, чтобы она могла принимать участие в службах. Сама верующая отказалась разговаривать с «Медиазоной».

«Она считает что это заболевание, что оно потенциально опасно, но верующего оно не тронет. При том, что я не могу в этом плане сильно критиковать наш храм. Они и призывают сидеть по домам и не выбираться на улицу, но не говорят это клирикам. Они продолжают служить в полном объеме при полупустом храме. Верующие продолжают ходить. Есть те, кто не верит в коронавирус, есть те, кто верит, но ходит и верит в бога больше, чем в коронавирус», — сокрушается Валентина.

«Любой христианин должен быть готов и к болезни, и к смерти»

«Заразиться от причастия, конечно, невозможно, а в храме заразиться, естественно, можно» — считает иеромонах и по совместительству врач-реаниматолог Феодорит Сеньчуков.

«Что такое причастие — это кровь и тело Христовы. Когда мы говорим о таинстве, мы помним о том, что здесь соединяется материальный и нематериальный и духовный мир. Поэтому не все материальные законы будут действовать. Не в том дело, что вирус умрет в чаше. Он не умрет. Он не будет заражать в чаше. Если так примитивно сказать, что он на какое-то время возвратится к своему райскому существованию. В раю же Бог создал всех сразу, и в раю жили все: и вирусы, и кошки, и собаки, и люди. Кошки людей не царапали, собаки не кусали. Вирус не заражал», — рассказывает священник.

Отец Феодорит отрицательно относится к закрытию храмов и считает, что эпидемия «не является чем-то сверхординарным». По его мнению, меры предосторожности, принятые в храмах, были достаточны, а церковным властям пришлось выполнить требование санитарно-эпидемиологической службы.

Патриарх Кирилл во время литургии в день празднования Входа Господня в Иерусалим в храме Христа Спасителя. Богослужение проходит без прихожан, люди могут посмотреть трансляцию службы онлайн. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

«Это, безусловно, очень большое горе для всех священнослужителей, для всех верующих. Конечно, мы считаем что это было сделано неправильно. Пришлось подчиниться. Можно было как-то по-другому решить. Сколько сегодня заразилось в метро — наверное, гораздо больше, чем заразилось бы в храмах на богослужениях в Страстную седмицу», — настаивает он.

Трансляции служений отец Феодорит называет «кино», которые не заменит причастие и совместной молитвы. По его словам, священник не имеет права выгонять из храма людей, когда там идет служба.

«Человек к Богу приходит, а не к священнослужителю. Он приходит для молитвы, исповедаться. Как я его выгоню? Я его выгоню, а он умрет на пороге и без исповеди. Что я Богу скажу? Что я Собянина послушал? — возмущается священник. — Я могу сделать две вещи: просто закрыть двери и в храм не будут никого пускать. А если человек пришел — он уже пришел».

Умереть можно от любой опасной болезни, продолжает отец Феодорит: «От обычного гриппа, от краснухи или от кори. А уж от туберкулеза сколько народа умирает, это никакому коронавирусу и не снилось». По его мнению, заболеваемость среди московского клира находится «в пределах нормы».

«Я могу заболеть, и кто угодно может заболеть. И любой христианин должен быть готов не только к болезни, но и к смерти. Я не могу сказать, что мы все готовы, но во всяком случае мы стремимся чтобы быть готовым, чтобы быть готовым предстать перед Господом. Мы всегда помним, что наш земной путь конечен, а дальше нам уготована жизнь вечная. Только мы должны ее заслужить своей верой, своим исповеданием веры, жизнью по заповедям, и тогда смерть будет не страшна. И будет радость встречи с Господом и в дальнейшем пребывание с ним. Сама по себе смерть для христианина не является чем-то страшным», — говорит Сенчуков и добавляет, что при этом «болеть не хорошо» и «надо стараться не заболеть».

«Наша задача — не приходить»

В начале апреля рабочая группа при патриархе впервые объявила о заболевших коронавирусом среди священнослужителей Московской епархии. Среди них оказался и иерей Виктор Волков, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Коронавирус также заподозрили у других священнослужителей этого храма. Его настоятель, 83-летний Георгий Бреев, сейчас находится в отделении усиленной терапии с двусторонней пневмоний.

Сын священника Николай, руководитель православного издательства «Никея», рассказал «Медиазоне», что уже неделю его отец находится в состоянии средней тяжести. При этом тесты на коронавирус у него показали отрицательный результат.

«Но то, что по картине, о которой в России говорят, — это, конечно, очень похоже на COVID. Возможно, это связано с тем, что тесты даются ложные», — рассказывает Бреев-младший. После оптимизации больниц пациентов с пневмонией объединили с теми, у кого коронавирус уже подтвержден, добавляет он.

«По сути, он лежит в реанимации, сколько там коек рядом. Так же с положительным ковидом: если не было , то теперь точно есть», — говорит он. При этом Бреев отметил, что его отец уже болел двусторонней пневмонией в прошлом году и также лежал в реанимации.

Источник, знакомый с ситуацией в храме в Крылатском, рассказал, что у трех священнослужителей поочередно поднялась температура. Когда тест Волкова дал положительный результат, храм закрыли на карантин, а священнослужители сразу изолировались. Всего в храме почувствовали недомогание пять священнослужителей. Сейчас, кроме отца Георгия, в больнице находится еще один священник, Дмитрий Карпов, но его тест отрицательный. Иерей Волков — единственный, чей диагноз сообщили официально — выздоравливает дома и уже «рвется служить».

«В храме соблюдались все предписания, было несколько прихожан, которые были не согласны с санитарными мерами, они молча пошли искать «правильные» храмы», — рассказал наш собеседник. О заразившихся прихожанах ему неизвестно.

Сын Бреева называет себя практикующим православным, но, несмотря на это сейчас он не ходит на службы и вместе с семьей соблюдает самоизоляцию. Он говорит, что беспокоился за отца, которому приходилось ходить в храм во время эпидемии, но понимал, что тот не мог перестать служить.

«Священник не может оставить служение церкви, если нет распоряжения. Наша задача просто самим не приходить. В храме вполне достаточно одного священника, который может служить. Если он один или там двое или трое в храме — служба может продолжаться. При этом это будет достаточно безопасно», — говорит Бреев. Он рад, что храмы закрыли для прихожан до 19 апреля.

«Для верующих сейчас такая пора, когда нужно смириться, и здесь не идет речь об отречении от своей веры. Это наша добровольная жертва, которую мы должны принести, чтобы не навредить другим», — считает сын настоятеля.

По его мнению, люди, которые противятся карантину и считают его предательством веры, обуреваемы гордыней. Бреев-младший считает, что вера в невозможность заразиться в храме зиждется на «обычным магизме», который «прикрывается благочестивыми формами».

«Меня никто не просит отказаться от веры. Мне нужно просто потерпеть дома. Да, встречать Пасху необычно. Но, надо сказать, что это возможно. В эпоху эпидемий только так и бывало», — уверен он.

Коронавирусный поп поклоняется Антихристу

По официальным данным на 16 апреля, коронавирус нашли у 24 клириков, которые служат в 15 храмах и двух монастырях московской епархии. Положительный результат также получили еще пять насельников из четырех московских монастырей. Еще у 35 священнослужителей и монахов есть симптомы коронавируса, но диагноз не подтвержден.

Издание Baza, не называя источников, сообщало, что коронавирусом заболели руководитель протокола РПЦ Андрей Бондаренко и замруководителя секретариата московской патриархии протоиерей Александр Агейкин — люди из ближайшего окружения патриарха.

Коронавирус нашли и у священнослужителей храма Живоначальной Троицы в Свиблово. Помощник настоятеля храма протоиерей Александр Тимофеев в разговоре с «Медиазоной» уточнил, что диагноз поставили не священникам, а пятерым сотрудникам храма. Первым почувствовал недомогание иподиакон, у которого болезнь сейчас протекает без осложнений.

«У него форма была очень легкая, не характерная даже для обычного гриппа, а для ОРЗ. Но он сидел дома, самоизолировался. Он сдал тест первым, был отрицательный. Потом на всякий случай сделали второй, он пришел буквально в субботу и оказался положительным. А потом у остальных начали нарастать симптомы внезапно, причем одновременно у нескольких человек. Поехали просто все сотрудники вместе сдали на коронавирус. Дальше вот выяснилось, что еще у четверых», — рассказывает священник.

Сейчас, по его словам, у троих заразившихся сотрудников прихода развилась пневмония, а одну из них, монахиню, госпитализировали после ухудшения состояния.

«Храм пока закрыт на карантин. Службы ведут два человека, у которых не диагностирован коронавирус, и они не были вроде как в контакте. Они служат за закрытыми — оставшиеся, как говорится, в живых. При этом сами подворья закрыты, прохода нет свободного», — рассказывает он.

По мнению отца Александра, храмы нужно было закрыть для прихожан еще неделю назад, а предписание главного санитарного врача «несколько запоздало». В миру священник был ученым-биологом и понимает всю серьезность эпидемий. Он еще в марте был сторонником жестких карантинных мер, из-за чего подвергался критике в православных чатах. «Поначалу меня обзывали свои же собратья, говорили, что «я коронавирусный поп», поклоняюсь Антихристу и так далее», — рассказал он.

Отец Александр рассказывает, как с амвона убеждал верующих не ходить в храмы во время эпидемии и беречь себя. На входе в церковь стояли сотрудники прихода, которые «разворачивали» пожилых людей, пришедших на службу.

«Я знаю, как делаются все математические расчеты, что мы на какой-то рост выйдем в любом случае. То, что сейчас распространения нету — это дело времени. Задача карантина — сдвинуть пик, чтобы одновременно больницы не были переполнены тяжелыми больными. Логика понятна, она исходит из научных расчетов, статистических, математических. То есть я сам такую же кривую примерно построил, прикинул, как это будет, и начал сам говорить братьям, что будет так и так три недели назад. Вот получил такую реакцию. От многих. Некоторые задумались», — говорит священник.

Сам он лично в перчатках и маске отвозил освященные куличи и свечи прихожанам из группы риска, чтобы те не выходили из дома. Сейчас священник проводит встречи с паствой в инстаграме. При этом отца Александра возмущают «хаотичные и непродуманные» действия московских властей.

Освящения пасхальных куличей в гипермаркете, Новосибирск. Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

«То, что вчера устроили в метро — это в десятки, может быть, даже в сотни раз перекрывает посещаемость храмов на все Пасхи, на все освящения куличей. Мы идем на крайние меры, а я еще раз говорю, что я сторонник таких мер. Знаете, что такое закрыть храм для священника? Для патриарха что это? Через себя как бы переступить. Это очень тяжелый чувствительный удар по психологии любого верующего человека — отсутствие богослужения на Страстной Седмице, на Пасху и на Светлую Седмицу. Мы в самый пик года все-таки идем на эти меры. И потом, извините меня, такие нелепые меры по проверке пропусков, когда люди стоят в переходах», — возмущается он.

По мнению отца Александра, люди, упрекающие верующих в соблюдении карантина, делают это «не от веры, а от самоуверенности». «Мы наверное избранные, да? Я изначально говорил, что нет, это не так. Вирус будет заражать любого. Ему, на самом деле, все равно, верующий вы или неверующий», — настаивает священник.

На грани раскольнических настроений

Днем 14 апреля в телеграм-канале храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе появилось сообщение: «Дорогие братья и сестры! У отца Федора Котрелева при анализе выявился коронавирус. Когда появились признаки недомогания и потеря обоняния, отец Федор остался дома и сдал анализ на коронавирус, то есть проявил бдительность, благоразумие и заботу не только о себе, но и о людях. В храме проведены все мероприятия, необходимые в таком случае. Пока болезнь протекает в легкой форме. Просим вас особенно молиться за отца Федора и его дочь Ольгу, которая с ним в контакте».

Отец Федор в разговоре с «Медиазоной» рассказал, что уже десять дней болеет дома. У него нет кашля и одышки, а температура не поднималась выше 37,5. Священник предположил, что заразился в то время, «когда эпидемия уже вовсю гуляла, но еще не казалась такой страшной». «Думаю, что именно в этот период кто-то на меня и надышал. Потом инкубационный период и вот так вот», — говорит он.

Последнее время священнослужитель контактировал с множеством людей и постоянно ездил по Москве на общественном транспорте, в том числе потому что занимался волонтерской деятельностью и развозил продукты и необходимые вещи пожилым людям, которым не рекомендовано покидать дома. В середине марта он в составе миссионерской группы посетил СИЗО «Бутырка». Тогда всем посетителям на входе в изолятор мерили температуру. Позже священнослужителям закрыли доступ в СИЗО. Отец Федор говорит, что по возможности постарался предупредить всех, с кем контактировал в инкубационный период.

«Это не будет преувеличением, если я скажу, что я в моей церкви был первым и долгое время единственным, кто принимал все меры безопасности. Я ходил в маске и служил в маске и перчатках уже очень давно. Ну, то есть как давно. Как все это развивается по этим меркам. К пожилым людям я ходил в перчатках и в маске, которые менял все время. Входя в каждый новый дом, я надевал новую маску и новые перчатки», — рассказывает он.

Сейчас он единственный подтвержденный коронавирусный больной в своем храме. О заболевших прихожанах отцу Федору также неизвестно. По мнению священника, никто в приходе не заболел, потому что священники внимательно выполняли все предписания по профилактике: обтирали ложечки для причастия спиртом, а также перешли на одноразовые палочки, салфетки и стаканчики.

Отец Федор вспоминает, что несколько недель назад ему пришлось общаться с провинциальными священниками, у которых эти меры вызвали очень сильное противодействие. «Причем провинция начинается у нас, хорошо это или плохо, сразу за МКАДом», — замечает отец Федор.

«Убеждения высказываются, что невозможно заразиться, и что мы не хотим никаких одноразовых стаканчиков, и спирта, и палочек. Я слышал это — причем, к сожалению, слышал от священнослужителей. И даже в тот момент подумал, что все это на грани чуть ли не раскольнических настроений. В том смысле, что если начальство будет продолжать в таком духе, то мы тогда уйдем, отколемся куда-нибудь. Это не было сформулировано в беседе, но я почувствовал по некоторым вопросам, которые мне задавались из провинции, я почувствовал просто настроения таковы», — вспоминает он.

По его мнению, в церквях необходимо прекращать службы, потому что во время них тоже собираются люди: «Нужно совсем закрывать. Ну, скажем, если большой приход, как наш. Пять-шесть священников, плюс один-два певчих, это восемь. Плюс, за свечным ящиком свечами занимается женщина — девять. Плюс, сторож — десять человек. И так далее. Вот и набирается. Так не борются с эпидемией. С эпидемией борются — просто раз и все закрыть. Ничего страшного».

Отец Федор приводит в пример греческие православные церкви, которые прекратили службы на время эпидемии.

«Тут можно понять патриарха. Если бы он сказал: «Церкви закрываются до конца эпидемии», то, возможно, на местах был бы взрыв. Так что ну тут очень трудно. Патриарху не позавидуешь», — считает священник.

В людях, которые продолжают ходит в храмы, «силен эгоизм», добавляет он: «Мне нужно, я привык в эти предпасхальные чудесные дни и на Пасху я привык ходить в церковь, мне хорошо это. Все, а остальное по барабану».

Праздник к нам приходит

Несмотря на запрет публично отмечать Пасху в Москве и Петербурге, более половины регионов страны не станут закрывать храмы во время праздника, рассказали РБК в епархиях и пресс-службах глав регионов. «Мы приветствуем такое, скажем так, разнообразие, поскольку распространение коронавирусной инфекции, конечно, имеет отличие в различных регионах. Если в Москве оно носит, как мы видим из цифр, более массовый характер, то в других регионах это не так», — сказал нам замглавы церковного отдела по взаимодействию со СМИ Вахтанг Кипшидзе.

На вопрос, кто будет следить, чтобы в храмах не было прихожан, Кипшидзе ответил, что из сложившейся практики ему пока неизвестно, как реализуются предписания санитарных врачей о запрете доступа в храмы.

«Со своей стороны церковь призвала или даже предписала всем приходам епархии, где такое постановление принято и является обоснованным, это предписание исполнять», — сказал он.

Канун Вербного воскресенья в Сочи. Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Два источника РБК, близких к Кремлю, говорили, что даже если в регионах, где публичные службы запрещены, «взаимопонимания не будет найдено», разгонять верующих никто не будет. «В таких случаях в храмах должны быть соблюдены все санитарно-эпидемиологические нормы», — пишет РБК.

Верующий предприниматель из Москвы Андрей Яковлев объясняет, что храмы закрыты только для прихожан, и в них служится литургия, а значит священник, не пустивший человека или выгнавший его из церкви, «совершает каноническое преступление».

«Если служится Литургия, священник не имеет права не допустить на нее христианина, кроме определенного списка причин — отлучение от причастия, отлучение от Церкви. Эпидемий, нашествий зомби или распоряжения властей в этом списке нет. И как вы думайте, много среди священников (а абсолютное большинство из них верят в Бога) тех, кто в такой ситуации испугается штрафа или уголовной ответственности?», — задается вопросом он.

«Я как упертый узколобый религиозный фанатик с ПГМ в терминальной стадии, вымутил себе возможность ходить в другой Храм — бумагу, как Преображенский, броню. Я пойду на Пасху в Храм. Следи за моей страничкой, если не оттопырюсь — отпишусь. Христос моя Сила, Бог и Господь», — пишет Яковлев и добавляет, что если президент Владимир Путин, «наконец» объявит чрезвычайное положение, «тогда не пойду».

Редакторы: Дмитрий Трещанин («Медиазона»), Анастасия Лотарева («Такие дела»)

По теме:

Как и за что увольняли главврачей и чиновников во время борьбы с коронавирусомРоспотребнадзор рекомендовал отменить корпоративы и запретить обеды на рабочих местахКитай не пропустил российские продукты из-за найденного коронавирусаОМ: правительство боится возвращать карантин из-за удара по экономике и падения рейтинговКак регионы России готовятся ко второй волне коронавируса, которой якобы не существуетСергей Собянин попросил компании добровольно перевести часть работников на удаленкуВернувшихся из-за границы туристов обязали дожидаться дома результатов теста на COVID-19Директор школы обратилась в прокуратуру из-за мам, мешающих мерить температуру у детейДепутат Госдумы РФ пожаловался в ФАС на стоимость российского лекарства от коронавирусаБорис Джонсон заявил, что в Великобритании началась вторая волна COVID-19Российский препарат от коронавируса будет стоить в аптеках от ₽12 тыс.»Медуза»: на лекарства от COVID-19 в РФ потратили ₽10 млрд. Их эффективность сомнительнаРПЦ ждет покаяния от кавказцев, помывших обувь в святом источнике в КалининградеНовосибирского священника после критики храма Минобороны попросили уехать из регионаЭкономист Андрей Нечаев — об идее базового дохода и почему о ней заговорила российская властьЗаслуженный учитель РФ — о проблемах дистанта и новых подходах к образованиюМинпромторг хочет разрешить работу всех форматов торговли в случае второй волны COVID-19В Крыму медикам угрожают увольнением после жалобы на отсутствие «ковидных» выплатОбвиненного в изнасиловании детей российского священника отдали под судВ Пермском крае часть врачей не получит «ковидные» выплаты. Их отменили задним числомВ России выявили 4952 новых случая COVID-19Экс-премьер Италии Берлускони заразился коронавирусомЧисло случаев заражения COVID-19 в мире превысило 25 млнЧитинская епархия просит следствие проявить милосердие к подростку, прикурившему в храмеМинздрав зарегистрировал сухую форму вакцины от COVID-19Протоиерея Димитрия Смирнова отправили в отставкуСвященный синод РПЦ перевел главу белорусской церкви на КубаньTurkish Airlines возобновят авиаперелеты из Екатеринбурга не раньше весны 2021 годаРБК: Юлия Тимошенко и ее семья заразились COVID-19В Югре для прихожан разрешили посещение храмовПутин и коронавирус: чем президент РФ в пандемию отличается от лидеров других странВ России за сутки выявлен 5061 случай COVID-19В мире COVID-19 заразились более 21 млн человек Изгонявший бесов архимандрит Герман скончался от СOVID-19Председатель церковного суда РПЦ митрополит Исидор скончался от коронавирусаВ Петербурге разрешили уличные спортивные и культурно-массовые мероприятияВ Москве количество умерших с COVID-19 достигло 4534Политолог Глеб Кузнецов — о том, куда вынесет Россию мировая волна антиковидных протестовВ Москве умерли еще 11 человек с коронавирусомНа Урале складывается самая тяжелая ситуация в ресторанном бизнесеБолее трети всех утечек персональных данных по COVID-19 произошло в РоссииВ ВОЗ считают, что пандемия COVID-19 продлится еще долгоГлава федерации отельеров пообещал, что отдых в Турции в 2020 году не подорожаетРоссия возобновляет авиасообщение со ШвейцариейВ России за сутки зарегистрировано 5 462 новых случая COVID-19ТАСС: Россия обсуждает полное открытие границ с 11 августаВ Москве количество умерших с COVID-19 достигло 4473″Роснефть» сократит на 25% зарплаты сотрудникам центрального аппаратаЗа июль суточный прирост заболевших COVID-19 на российском юге увеличился на 30%Челябинская епархия предупредила о распространении опасных оккультно-неоязыческих практикМинздрав опубликовал рекомендации по реабилитации пациентов, переболевших COVID-19Трамп раскритиковал голосование по почте и озвучил идею переноса выборов президента СШАВ Дагестане прислали письмо с пожеланием здоровья врачу, умершей после заражения COVID-19Еще 12 человек с коронавирусом скончались в МосквеВ Петербурге увеличивают число коек для больных с COVID-19В Москве умерли еще 13 человек с коронавирусомАбхазия продлила ограничения на въезд из-за коронавирусаВ КНДР выявлен первый случай подозрения на COVID-19Настоятельницу столичного монастыря обязали продать Mercedes, купленный за ₽10 млнМария Захарова объяснила, почему Россия открывает авиасообщение с ТанзаниейВ Москве умерли 11 человек с коронавирусомВ Москве умерли еще 19 человек с коронавирусомПравительство инициировало антиэкстремистские поправки в закон о религиозных объединенияхГенсек ООН заявил, что 100 млн человек ждет крайняя нищета из-за пандемии COVID-19Глава Минздрава посоветовал гражданам носить маски и не испытывать стационары на прочностьЕпархия и схиигумен Сергий провели два крестных хода в Екатеринбурге во время вспышки COVID-19. Репортаж Znak.comСобянин прокомментировал слухи о сокрытии реальной статистики по смертности от COVID-19Автобус, который должен был везти к схиигумену Сергию его поклонников, сняли с маршрутаКрасноярскому 11-класснику не согласовали митинг против плохого образования на удаленкеНастоятельница столичного монастыря купила Mercedes-Benz S-класса почти за ₽10 млнТуроператоры рассказали, когда запустят чартер из Екатеринбурга в ДоминикануКитайский ученый сообщил о мутации COVID-19: заразность выросла на 30%ВОЗ зафиксировала новый рекорд по заболевшим COVID-19. Россия входит в топ-5Представитель ВОЗ рассказала об усилении пандемии COVID-19 на глобальном уровнеВ Москве умерли еще 32 человека с COVID-19Матвиенко заявила, что власти РФ не заинтересованы в «надуманных ограничениях» на выездВ РПЦ прокомментировали ответ схиигумена Сергия на открытое письмо митрополита КириллаЧисло зараженных COVID-19 в России превысило 687 тыс. человекВ Алтайском крае накажут священников за крестный ход в разгар пандемии коронавирусаВ ВОЗ заявили о втором пике COVID-19 в некоторых странахИз Росстата уволили демографа, критиковавшего официальную статистику по COVID-19В Москве умерли еще 25 пациентов с коронавирусомЧисло зараженных COVID-19 в России превысило 667 тыс. человекЕкатеринбургские медики рассказали об эффективности нового препарата от COVID-19Число зараженных COVID-19 в России превысило 661 тыс. человекЧисло зараженных COVID-19 в России превысило 654 тыс. человекВ Петербурге заработают фитнес-клубы, бассейны и музеиРежим самоизоляции на Ямале продлили до 10 июляCirque du Soleil увольняет 85% сотрудников. Компания заявила об угрозе банкротстваЧисло зараженных COVID-19 в России превысило 647 тыс. человекГлава ВОЗ предупредил об ускорении распространения пандемии коронавируса по всему мируИсследование ВШЭ: карантинные меры позволили сохранить до 84 тыс. жизней россиянВ правительстве России рассказали, когда откроются кинотеатрыЧисло заразившихся COVID-19 в России превысило 641 тыс. человекСхиигумен Сергий призвал не голосовать за поправки в КонституциюУченые обнаружили «зловещие» щупальца у вируса SARS-CoV-2В Москве умерли еще 20 человек с коронавирусомВ Тюменской области продлен режим повышенной готовности до 5 июляВ ВОЗ рассказали о новой волне коронавируса

Русская православная церковь после некоторого затишья вновь ворвалась в информационную повестку: священники и архиереи опять не сходят с лент новостей, удивляя общество своими заявлениями и поступками. Церковь планомерно раздвигает границы дозволенного для себя, добиваясь всё большего влияния на самые разные сферы — от политики до личной жизни граждан. Правда, такое движение предсказуемо натыкается на непонимание, следствием которого являются многочисленные скандалы, в которые попадает РПЦ. «Политсовет» решил вспомнить 10 самых громких скандалов с участием духовенства за последние несколько лет.

Фотография с официального сайта Московской патриархии
Точкой отсчета мы взяли 2012 год, в котором начался перелом в российской политической и общественной жизни (к этому перелому непосредственное отношение имела и сама РПЦ). Стоит сразу оговориться, что в наш рейтинг не попали многочисленные заявления протоиереев Всеволода Чаплина и Димитрия Смирнова: их эпатажные высказывания давно стали привычной и даже рутинной частью информационной картины, так что полноценными скандалами их и назвать уже нельзя.
Дело Pussy Riot
Отправной пункт новой эпохи во взаимоотношениях церкви и общества — это, конечно, дело феминистской панк-группы Pussy Riot. Судебный процесс, за которым в 2012 году следил весь мир, стал водоразделом, после которого многие изменили свой взгляд на РПЦ. Напоминать детали этой истории излишне: все и так хорошо помнят, как в феврале 2012 года несколько девушек в балаклавах забежали на амвон Храма Христа Спасителя и почти минуту танцевали там. Этот танец потом попал в кадры клипа «Богородица, Путина прогони».

Реакция РПЦ была максимально жесткой — вместо того, чтобы по-христиански простить девушек, Церковь стала добиваться их наказания. Сотрудники храма стали ключевыми свидетелями обвинения в суде, а следствие в своих доказательствах ссылалось на решения Трулльского собора VII века. В итоге участниц Pussy Riot осудили на два года лишения свободы (одной из них срок затем заменили на условный, а Мария Алехина и Надежда Толоконникова освободились по амнистии только в декабре 2013 года). Всему обществу был подан сигнал: РПЦ обид не прощает, и силовое преследование теперь стало частью церковной политики. Не случайно вскоре после этого появился «закон о богохульстве» — уголовная ответственность за публичное оскорбление религиозных святынь.
«Пыльное дело» патриарха
Одновременно с делом Pussy Riot разворачивался еще один судебный скандал, непосредственно касавшийся лично патриарха Кирилла. Представитель Кирилла — некая Лидия Леонова, живущая в его квартире в знаменитом Доме на набережной, подала в суд на священника и бывшего министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко. Леонова требовала с семьи Шевченко (к слову, сам экс-министр был болен раком) 20 миллионов рублей за то, что пыль из его квартиры, где проводился ремонт, попала в квартиру патриарха и испортила мебель и книги.
В итоге суд встал на сторону патриарха и заставил семью священника заплатить компенсацию — все 20 миллионов. Поданный стороной Шевченко иск о незаконном обогащении патриарха был отклонен.
Скандал, связанный с этим делом, получился действительно громким и резонансным, хоть и недолгим. Недоумение общественности вызвало не только то, что патриарх требует 20 миллионов с другого священника, больного раком, но и то, что Кирилл владеет квартирой в самом центре Москвы, где к тому же живет некая женщина, представляющаяся его троюродной сестрой. По репутации патриарха был нанесен серьезный удар.
Исчезающие часы патриарха
Тогда же, весной 2012 года, патриарх попал еще в один громкий скандал — на этот раз курьезный. На одной из фотографий, опубликованных на сайте Московской патриархии, можно было заметить отражение руки Кирилла с дорогими часами, в то время как на самой руке часов не было. Было понятно, что часы на руке убрали с помощью фотошопа, а вот стереть их с отражения забыли.

Патриархия впоследствии была вынуждена признать, что снимок действительно был отредактирован сотрудником пресс-службы. Публикацию такого снимка в РПЦ назвали «ошибкой» и «грубым нарушением внутренней этики». Но как бы то ни было, после скандала с фотографией многие узнали, что патриарх Кирилл не только носит дорогие швейцарские часы, но и пытается скрывать этот факт далеко не самыми честными способами.
ДТП со священниками
Но не только патриарх попадал в скандалы в том году. Летом 2012 года почти одновременно два священника РПЦ устроили резонансные ДТП в Москве. Сначала игумен Тимофей (Подобедов), передвигавшийся на автомобиле BMW с дипломатическими номерами Мальты, врезался в две машины в центре столицы. По свидетельствам очевидцев, священник, которого называли чуть ли не духовником Филиппа Киркорова, вел себя неадекватно. Наказание за эту аварию было довольно мягким: суд ограничился лишением прав, а руководство РПЦ сохранило за Тимофеем сан, но сослало служить в Воронеж, где он стал настоятелем одного из храмов.
Тем же летом иеромонах Илия (Семин), ехавший по Москве на белом «Мерседесе Гелендваген», не справился с управлением и сбил трех дорожных рабочих, двое из которых погибли на месте. Илия за это ДТП был наказан куда более сурово, нежели игумен Тимофей: его осудили на три года колонии и лишили сана. Впрочем, как впоследствии сообщали СМИ, бывший иеромонах отбывал наказание в СИЗО в условиях повышенной комфортности, попав в отряд хозяйственной обслуги и став любимчиком тюремного начальства.
Несмотря на то, что эти два случая стали самыми громкими скандалами с авариями, спровоцированными священниками, были и другие подобные случаи, которые не удостоились такого внимания общественности. Так, в конце апреля 2015 года в одном из сел Мордовии в ДТП попал автомобиль Toyota Land Cruiser: машина на огромной скорости вылетела с дороги и перевернулась, одна из пассажирок серьезно пострадала. Вскоре выяснилось, что за рулем новой иномарки находился 39-летний епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов), считающийся ставленником влиятельного митрополита Варсонофия. Архиерей сначала отрицал свою вину, но затем все-таки написал явку с повинной. На его карьере это, впрочем, никак не отразилось — он по-прежнему продолжает управлять своей епархией.
Дело Грозовского
Осенью 2013 года петербургского священника Глеба Грозовского, духовника футбольного клуба «Зенит», обвинили в совращении несовершеннолетних. По версии следствия, иерей совершил насильственные действия в отношении двух девочек во время отдыха в православном лагере на греческом острове Кос.
Сам Грозовский в момент возбуждения дела находился в Израиле и отказался возвращаться в Россию, отрицая при этом все обвинения. По решению российского суда он был заочно арестован. Впоследствии Россия подала ходатайство о его экстрадиции, и священник осенью 2014 года был арестован в Израиле и до сих пор находится в тамошней тюрьме, ожидая выдачи на родину.
Дело Грозовского вызвало резонанс не только из-за тяжести обвинений в сексуальных преступлениях, но и из-за того, что семья священника, как считается, хорошо знакома с патриархом Кириллом. Отец Глеба, священник Виктор Грозовский, по некоторым данным, общался с будущим патриархом еще с советских времен. Поэтому дело Грозовского многие считали ударом по позициям Кирилла. И еще один момент — совпадение это или нет, но вскоре после возбуждения дела в отношении Грозовского на пенсию был отправлен Санкт-Петербургский митрополит Владимир, в штате которого когда-то состоял иерей Глеб.
Гей-скандал в Казани и увольнение Кураева
В конце 2013 года профессор Московской духовной академии, известный богослов протодиакон Андрей Кураев опубликовал рассказ студентов Казанской духовной семинарии, пожаловавшихся на сексуальные домогательства со стороны своих преподавателей. Если верить семинаристам, к ним приставал проректор семинарии игумен Кирилл (Илюхин), а ректор и по совместительству казанский митрополит Анастасий (Меткин) устроил им разнос за то, что они посмели вынести эти факты на публику.
Пост Кураева произвел эффект разорвавшейся бомбы — тема «гей-лобби» и так является больной для РПЦ, а тут появились почти документальные свидетельства о сексуальных домогательствах со стороны священников к молодым людям. В Интернете стали обсуждать и другие подобные истории, составлять списки «голубых епископов», покрываемых руководством РПЦ.
Реакция патриархии скорее подтвердила все эти подозрения, чем опровергла. Так, игумен Кирилл хоть и лишился поста проректора, но сохранил сан и перешел служить в другую епархию. Митрополит Анастасий ушел с должности ректора, но сохранил за собой митрополию, где благополучно служит и поныне. А вот Андрей Кураев был уволен из Московской духовной академии и выведен из состава Синодальной богословской комиссии, по сути, лишившись какого-либо официального статуса внутри РПЦ и попав в долгую опалу к церковному руководству.
Запрет «Тангейзера»
В 2015 году число скандалов с участием Церкви вновь стало расти. Начало года ознаменовалось атакой на оперу «Тангейзер», поставленную в Новосибирском театре оперы и балета. В постановке был явно неканоническим образом использован образ Иисуса Христа и христианская символика.
Против спектакля выступил новосибирский митрополит Тихон, который саму оперу не смотрел, но узнал о ее содержании из жалоб православных зрителей. Митрополит не только пожаловался на театр в Министерство культуры, но и потребовал возбудить дело об осквернении предметов религиозного почитания. И дело против директора театра действительно было возбуждено — правда, суд в конце концов закрыл его, не найдя в постановке признаков правонарушения.
Впрочем, судьба самого спектакля оказалась печальной: директор театра Борис Мездрич был уволен, а пришедший ему на смену Владимир Кехман первым же делом снял «Тангейзер» с репертуара. Спасти постановку не смог даже митинг, прошедший в Новосибирске. Вся эта история дала повод говорить об установлении религиозной цензуры: Церковь при поддержке государства открыто вмешалась в репертуар светского театра и добилась запрета не понравившейся священникам постановки вопреки принципу свободы творчества.
Благословение «ополченцев Новороссии»
В начале марта 2015 года в Екатеринбурге состоялась церемония проводов «ополченцев», ехавших воевать с Украиной на стороне непризнанных ДНР и ЛНР. Перед будущими боевиками выступил православный священник Владимир Зайцев, призвавший их «бить фашистскую мразь» — то есть, солдат украинской армии.
Вся загвоздка в том, что руководство РПЦ официально придерживается нейтральной позиции в украинском вопросе и призывает к скорейшему установлению мира. Слова протоиерея Зайцева, таким образом, прямо противоречили установкам патриархии и могли серьезно ухудшить ее отношения с украинцами (по некоторым данным, украинские православные действительно стали писать жалобы в РПЦ). В итоге церковные иерархи были вынуждены публично отреагировать на слова священника: Зайцев был запрещен в служении «до Пасхи» и отправлен на этот срок в монастырь.
Впрочем, наказание оказалось скорее символическим — уже через десять дней, не дожидаясь Пасхи, протоиерей вновь вернулся в свой храм, где продолжил вести службы. Впоследствии он не раз появлялся на различных публичных мероприятиях в Екатеринбурге. Из-за этого у многих возникло подозрение, что наказали его скорее для проформы, а в реальности антиукраинские настроения не чужды и высшим иерархам РПЦ.
Конфликт вокруг храма в Москве
Еще один громкий скандал, связанный с противостоянием Церкви и светского общества, развернулся совсем недавно — он связан с планами по строительству храма в Лосиноостровском районе Москвы. Храм планируется возвести на территории парка, против чего выступают многие местные жители.
В итоге парк стал точкой силового противостояния — противники храма разбили там палаточный лагерь, намереваясь помешать строителям вырубать деревья. Против них выступили «патриотические отряды», куда входят православные активисты, казаки и даже якобы «ветераны ДНР». Конфликт не раз доходил до реальных столкновений и драк.
Противостояние был вынужден прокомментировать лично патриарх Кирилл, заявивший, что храм «очень нужен многим местным жителям, которых поддерживает православная общественность». Он призвал решать все противоречия в правовом поле, но в целом дал понять, что от планов по строительству новых храмов РПЦ не окажется. При такой позиции можно ожидать новых подобных конфликтов — не только в Москве, но и в других городах.
Атака на «Серебряный дождь»
4 июля 2015 года радиостанция «Серебряный дождь» праздновала в Москве свой день рождения — в честь этого был устроен концерт. Внезапно на территорию, где проходил праздник, ворвалась группа православных верующих во главе с протоиереем Димитрием Смирновым — председателем патриаршей комиссии РПЦ по вопросам семьи. Верующие смели рамки металлоискателя, а протоиерей прорвался на сцену, потребовав сделать музыку потише: концерт якобы мешал ему проводить службу в храме.

Фотография с сайта радиостанции «Серебряный дождь»
«Жестко раскидывая всех, кто попадался им на пути, они добрались до сцены. За те 40 метров, что они прошли, от их рук пострадало несколько человек — охранник, наш водитель, на которого рухнули рамки металлоискателей, ведущий мероприятия Михаил Козырев, наши коллеги, помогавшие за сценой. Не щадили никого — грубо распихивали, отталкивали, не обращали внимание ни на попытки хотя бы узнать в чем дело, ни на попытки вступить в диалог. Оказавшись на сцене среди музыкантов, попы начали выдергивать шнуры из аппаратуры, отталкивать музыкантов. Всё происходящее напоминало рейдерский захват», — так описали события в «Серебряном дожде».
Концерт в итоге был продолжен, хоть и с более тихой музыкой. Но атака на «Серебряный дождь» стала новой гранью, которую успешно переступила Церковь. За три года духовенство проделало немалый путь: если в 2012 году оно преследовало тех, кто врывался в храм, то теперь само врывается к тем, кто не нравится им. Даже если вы не идете в РПЦ, то это не значит, что РПЦ не придет к вам — вот, видимо, лозунг нашей новой эпохи.
«Политсовет»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *