Жировичи монастырь

д. Юровичи Священнослужители: игумен Авксентий (Абражей) Священнослужители: иерей Виктор Пятаченко Священнослужители: иеромонах Лука (Клещенко) Священнослужители: иеромонах Марк (Яхновец) Священнослужители: иеромонах Павел (Полын) Священнослужители: иеромонах Серафим (Ананко) Телефон: 80234559292; +375297301156 Адрес: 247722, Гомельская обл., Калинковичский р-н, д. Юровичи, ул. Горная 9

По археологическим данным славянское поселение на месте современных Юрович появилось в конце Х века. Первое письменное упоминание о них относится к 1510 году. Впоследствии село получило статус местечка. Оно входило в Мозырский повет Минского воеводства ВКЛ, застраивалось и богатело благодаря выгодному расположению у реки Припять и при дороге из Мозыря в Лоев.

Во второй половине 17 века тут обосновались представители католического ордена иезуитов, с деятельностью которых связано появление в Юровичах чудотворной иконы Божией Матери и возведение здесь храмового комплекса.

В 1710 году началось строительство иезуитского коллегиума, которое продолжалось более 40 лет. Костел освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. К нему примыкало двухэтажное здание коллегиума П-образной формы, увенчанное по углам двумя башнями. В 1773 году иезуитский орден был ликвидирован, а в 1820 году здания Юровичского комплекса передали монахам бернардинского монастыря. В 1831 году монастырь был упразднен. В 1841 году костел вновь передан католикам в качестве парафиального. Но, после восстания 1863 – 1864 годов, костел был закрыт и передан в Православное ведомство на основании приказа генерал-губернатора Муравьёва. 8 сентября 1865 года перестроенная церковь была освящена архиепископом Минским и Бобруйским Михаилом в честь Рождества Пресвятой Богородицы. С 1871 по 1873 год велись реставрационные работы в церкви. Величественный храм с двенадцатью куполами далеко был виден за пределами селения. Внутри церкви было три придела: главный – Рождества Пресвятой Богородицы, правый – Воскресенский, а левый (зимний) – во имя святого благоверного князя Александра Невского. Особое место в храме занимали две иконы: чудотворная икона Божией Матери и икона святого благоверного князя Александра Невского, которая была подарена в 1867 году Императором Александром II. В конце 19 века был организован православный монастырь.

К сожалению, двадцатое столетие оставило немного сведений о монастыре. Известно только то, что он был закрыт в 30-е годы. В 1950 году здания коллегиума передали детскому дому для дальнейшего переоборудования в жилое помещение. Здание храма оставалось до 60-х годов нетронутым. В 60-70 годы 20-го столетия строение храма было разобрано местными жителями для строительства подсобных помещений. В 80-е годы там расположилась больница, которую в 1989 году закрыли. В данное время комплекс монастыря включен в «Золотое кольцо Гомельщины» и ведется работа по реставрации собора и всего комплекса монастыря. Подобного комплекса на Гомельщине не существует.

Свято-Рождество-Богородичный мужской монастырь был преобразован из Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря на основании Решения Синода Белорусской Православной Церкви 18 сентября 2005 года. В Юровичах обитель открылась в 1993 году после передачи коллегиума в ведение Туровской епархии.

Официальный сайт Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря www.yurovichi.by

Минская духовная академия до 10 мая 2020 года закрылась на карантин в связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой.

«В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией Минская духовная академия и храм святителя Кирилла Туровского закрыты до 10 мая. Занятия в академии будут проходить в удаленном режиме», — говорится в сообщении на сайте Белорусской православной церкви.

Между тем, Минская духовная семинария (находится в Жировичах, Гродненская обл.) и Жировичский монастырь находятся в режиме карантина с понедельника, 20 апреля, сообщил агентству «Интерфакс-Запад» протоиерей Геннадий Логин.

«Мы, семинария, живем в замкнутом пространстве, на территории монастыря. Закрыли все двери, никого не впускаем и не выпускаем», — сказал Логин.

По его словам, «учебный процесс пока прекращен, у слушателей семинарии пасхальные каникулы».

20 апреля был госпитализирован с пневмонией ректор Минской духовной семинарии, архиепископ Новогрудский и Слонимский, наместник Жировичского монастыря Гурий (Апалько).

Сообщалось, что в Слонимскую центральную районную больницу доставлен 41 человек из монастыря и семинарии в белорусских Жировичах. Позднее Жировичский монастырь приостановил до 10 мая прием паломников и посетителей.

«Семинаристы были доставлены вчера и позавчера, это контакты первого уровня. А вообще из агрогородка Жировичи, из монастыря и семинарии, доставлен 41 человек, из них 23 семинариста», — сообщила главный врач Слонимской ЦРБ Наталья Ризванович, которую цитировал портал tut.by.

Когда в мире все слишком зыбко, когда меняется порядок вещей, к которому привыкли, и каждый день требует быть сильнее, обратиться к духовному, вспомнить свою историю — наверное, единственно правильное. Сегодня один из древнейших православных монастырей Беларуси — Жировичский — отмечает 500 лет. Дату основания духовного центра не случайно приурочили к 20 мая. Этот день в сакральном календаре ознаменован явлением Жировичской иконы Божьей Матери — одной из главных национальных святынь. Монастырь, который за пять веков переживал несколько этапов разорения и опустошения, стали восстанавливать 25 лет назад уже в независимой Беларуси. К юбилею готовились несколько сезонов. Из-за сложной эпидемиологической ситуации в мире масштабные торжества отложены. Но праздник духовности в Жировичах все же состоялся. Прошел он камерно — без большого числа гостей и паломников, но от того значения не поменял. Президент поздравил с 500-летием Жировичского монастыря В честь обретения одной из главных святынь, а также в честь 500-летия основания Свято-Успенского Жировичского монастыря поздравительное послание соотечественникам направил Президент. «Осознавая важное значение духовной составляющей в формировании традиций белорусского народа и сохранении его культурного наследия, государство оказывает всемерную поддержку в восстановлении Жировичской обители. Неустанные молитвенные труды ее насельников пробуждают в людях добро и любовь, надежду и милосердие, объединяют перед лицом любых испытаний», — такие теплые и такие нужные слова сегодня. Елена Бормотова о легендах и возрождении святой обители. Единственный в мире нерукотворный образ Божьей Матери и самая маленькая на планете каменная икона. Ей на протяжении пяти с половиной столетий молились люди разных конфессий и социальных статусов. Жировичская Богоматерь стала первой иконой на территории современной Беларуси, которую отметили в Ватикане, — на нее надели папские короны. А ее копия была сделана на храме Сергия и Вакха в Риме. Жировичская икона Божьей Матери всего дважды покидала монастырские стены. Причем, в первый раз это была вынужденная мера. Икону вместе с архивным и библиотечным собранием отправили в эвакуацию во время Первой мировой войны. Документы вывезли в Новосибирск. А чудотворный образ находился в Покровском соборе (больше известном как храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. И только в 1922 году святыня вернулась в Жировичи. По легенде, ее привезли в банке с вареньем. Образ, которому молились короли, князья и патриархи Второй раз за пределы монастыря икона была вынесена для крестного хода по Гродненской области в конце 30-х годов. С тех пор образ Богоматери Жировичи не покидал. Икона находится в главном храме монастыря — Успенском соборе, который, по последним научным исследованиям, был заложен еще в XVI веке. Михаил Колодяжный, студент Минской духовной семинарии: «Росписи собора на колоннах и стенах сохранились из разного периода времени. В плафоне под куполом есть росписи четырех евангелистов — Матвея, Марка, Луки и Иоанна, которые относятся к середине XVIII века. Это самые древние росписи собора». Восстановление монастыря В настоящее время разрабатывается проект по реставрации Успенского собора. К культовым памятникам архитектуры, охраняемым государством, особое отношение и подход. Программа восстановления должна пройти согласование в Минкультуры и государственную вневедомственную экспертизу, и только после этого можно будет приступать к работам. Светлана Борисович, научный руководитель реставрации объектов Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря: «Надо фасад, лепнину, оконные проемы привести в порядок, посмотреть состояние витражей. После этого приступить к внутреннему убранству, укреплению старой штукатурки, укреплению декоративных элементов. И обязательно хотелось бы проверить состояние на сегодняшний день деревянного иконостаса, который у нас в Беларуси является одним из уникальнейших барочного типа». Сохранить историко-культурное наследие Сохранению историко-культурного наследия в Беларуси уделяют большое внимание. Наша страна стала синонимом толерантности и миролюбия. Дорогу к своему храму может найти каждый человек. И это демонстрирует Глава государства, всегда поддерживая представителей различных конфессией, будь то католиков, православных или мусульман. В стране открываются храмы, уже несколько лет в Минске есть и крупнейшая в Восточной Европе мечеть, реставрируются костелы, другие религиозные святыни в самых удаленных уголках страны. Эта традиция была заложена еще четверть столетия назад. Одним из первых объектов, на восстановление которых обратил внимание Президент страны, стал Жировичский монастырь. Он посетил обитель на праздник явления чудотворной иконы и отметил, что государство в долгу у святых людей, которые через все жизненные трудности сохранили для народа и святыню, и духовный центр. Поэтому государство поможет в восстановлении монастыря. Эта поддержка оказывалась на протяжении многих лет. Гурий, архиепископ Новогрудский и Слонимский, наместник Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря: «Он приезжал в 1996 году, посещал монастырь и духовную школу. Тогда дал распоряжение восстановить древние старые здания. Потихонечку восстановлен уже главный монастырский комплекс, восстанавливается братский корпус. На очереди Успенский собор — главная святыня монастыря. Благодаря таким хорошим отношениям, конструктивным, взаимодействию, поддержке государства ведутся такие работы». Благодаря Президенту была создана специальная программа возрождения Жировичского монастыря. В ведомство духовного центра отдали трехэтажный комплекс, где в советское время находился сельхозтехникум. Он стал первым объектом, к восстановлению которого приступили в конце 90-х. А сейчас православная обитель включена в госпрограмму развития туризма. Какими бы ни были времена, госбюджет финансирует восстановление культовых сооружений. О судьбе Жировичского монастыря говорили и в 2016. Тогда на встрече с синодом Белорусской православной церкви Александр Лукашенко снова подчеркнул, что завершить восстановительные работы необходимо в кратчайшие сроки. Только в Жировичах были отреставрированы, отремонтированы и воссозданы здания семинарии, общежития, трапезных. Обустроены святые источники, которые в советское время закатывали в бетон. Завершены реставрационные работы колокольни и старейшего братского корпуса. Светлана Борисович, научный руководитель реставрации объектов Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря: «Братский корпус — это очень интересное сооружение, состоящее из нескольких частей, которые строились в разные века. И сейчас, работая над ним, мы обнаружили, что первое строение этого здания было в начале XVII века, хотя во всех справочниках пишется XVIII век». Таким образом, к юбилею монастырский комплекс практически возрожден. Только вот 500-летие духовный центр отмечает непривычно — нет большого числа паломников. Эпидемиологическая ситуация в мире внесла свои коррективы в торжества. Монастырь закрыт на карантин до конца мая. Многие обитатели да и сам наместник совсем недавно справились с диагнозом COVID и приступили к служению. Гурий, архиепископ Новогрудский и Слонимский, наместник Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря: «Хотел бы очень поблагодарить врачей, но в первую очередь руководство страны во главе с Александром Григорьевичем. Когда проходишь лечение, видишь, какие средства уходят. Больной только лежит, а за ним ухаживают. Я в реанимации некоторое время лежал. Сестры дежурили. Огромные средства государство тратит, чтобы наше население не пострадало». Праздничная литургия все же состоялась. Она прошла в камерной обстановке с соблюдением социальной дистанции и мер безопасности. Но 500-летие с приглашением верующих и паломников монастырь все же отметит. Позже, когда улучшится эпидемиологическая ситуация. Документальный фильм о древнейшей православной обители «Жировичи. Пять веков истории» смотрите на нашем сайте.

Прибытие в Жировичи. Деревня расположена в Слонимском районе, в 10 км от Слонима, у реки Щара. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились. На их месте, начиная с XVII в., был создан комплекс каменных сооружений. В конце XVII в. Жировичский монастырь считался самым богатым в Беларуси и Литве, пользовался среди униатов такой же известностью, как Ченстоховский монастырь у католиков. Строительство храмов в Жировичах продолжалось до середины XIX века. На территории монастыря имелась небольшая типография. За оградой монастыря находился сад и пруды.

Монастырь был основан как православный во 2-й половине XV века. В 1613 г. монастырь был передан базилианскому ордену и первым его настоятелем был униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. С 1839 г. монастырь вновь православный. Сейчас это действующий православныйСвято-Успенский ставропигиальный мужской монастырь.

Экскурсия по монастырскому комплексу (Свято-Успенский собор, Явленская церковь, Крестовоздвиженская церковь, рассказ об истории монастыря), посещение храмов монастыря, иконных лавок, возможность помолиться о родных и близких у чудотворной иконы. Свободное время, посещение чудотворного источника Жировичского монастыря.

Свято-Успенский собор — храм, где находится главная святыня монастыря – чудотворная нерукотворная икона Божией Матери «Жировичская» и другие святыни – крест-мощевик, мироточивая икона Божией Матери Казанская и др. Алтарь собора находится в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы.

Явленская церковь — храм построен на месте повторного обретения иконы. Валун, на котором детям явилась Пресвятая Богородица, запечатлел след Ее стопочки. Камень освящен под Святой Престол и находится в алтаре храма.

Крестовоздвиженская церковь — расположенная на самой высокой точке монастырского комплекса церковь символизирует гору страданий Спасителя – Голгофу. Храм в своем внутреннем устройстве имеет только один аналог в мире – это так называемая Санта Скала, или Святая лестница, по которой Спаситель взошел, чтобы предстать перед судом римского прокуратора.

Побываете Вы и на святом источнике, где, по обычаю мест, паломники запасаются святой водой. Источник освящен в честь иконы Божией Матери «Жировичская». Известны многочисленные случаи исцеления после окунания в источнике от различных телесных и душевных заболеваний. Так же и Вам предоставляется возможность набрать воды из чудодейственной криницы.

*** На территории монастыря по желанию может быть представлен обед в монастырской трапезной (за дополнительную плату, по предварительной заявке).

Согласно же мусульманской традиции, этот камень Бог даровал изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По одной из версий это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как допустил грехопадение своего подопечного.

По преданию, когда Черный камень спустили с неба, он был ослепительной белизны и блестел так, что его было видно за четыре дня пути до Мекки. Но постепенно от прикосновения многочисленных грешников камень темнел, пока совсем не превратился в черный.

Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его.

В 930 году карматы (приверженцы радикальной шиитской секты исмаилитов), обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году. Его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 году безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 году ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня – примерно, 16,5 на 20 см.

Кто и когда первоначально построил Каабу – неизвестно. Известно, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии задолго до возникновения ислама. По мусульманской традиции, первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. При постройке Каабы Ибрагим стоял на плоском камне, который мог парить над землей. Этот камень, на котором сохранился отпечаток ступни Ибрагима, является священным для мусульман и носит название Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима). Он находится в нескольких метрах от Каабы.

В доисламский период здесь был племенной бетиль (почитаемое вместилище божества) местных жителей. Позднее на территории, окружающей Каабу, было установлено 360 идолов божеств, которым молились аравийские племена, приходившие дважды в год в Мекку на ярмарку. Во время своего «прощального» паломничества в 630 году Мухаммед уничтожил стоявших рядом с каабой идолов, сохранив, однако изображения Марийам (девы Марии) и Исы (Иисуса).

Значение Мекки как священного города для мусульман, и, следовательно, Каабы, резко возросло после того, как на втором году хиджры (623/624) Мухаммед изменил киблу (направление на молитву). С этого времени мусульмане стали молиться, обратив свои взоры в сторону Мекки. Впоследствии в откровениях были изложены правила совершения паломничества к Каабе.

Кааба неоднократно перестраивалась. Впервые это произошло при втором «праведном» халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В эпоху Омейадов халиф Валид ибн Абд аль-Малик расширил территорию мечети, реставрировал ее, установив украшенные мозаикой арки, которые были привезены из Сирии и Египта. В эпоху Аббасидов по приказу халифа Абу Джаафара аль-Мансура территория мечети была вновь расширена, а по периметру устроена галерея. Большая реконструкция пространства вокруг святилища также осуществлялась при османском султане Абд аль-Маджиде. Последняя перестройка территории вокруг Каабы (в 1981 году) была предпринята королем Саудовской Аравии Фахдом ибн Абд аль Азизом.

Сейчас территория мечети Месджед аль-Харам, включая площадь вокруг Каабы, равна 193 000 кв. м. Мечеть может одновременно принять 130 тысяч мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с навершием в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.

Ежегодно для Каабы изготовляют специальное покрывало (кисву). Его верхнюю часть украшают вышитые золотом изречения из Корана. На изготовление кисвы требуется 875 квадратных метров материи. Толщина ткани достигает двух и более миллиметров.

До 160 года по хиджре, в котором совершал паломничество Аббасидский халиф Аль-Махди, покрывала Каабы из года в год надевались одно на другое. Смотрители и служители этого храма обратились в 160 году к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. В результате этого халиф приказал не покрывать Каабу за один раз больше чем одним покрывалом. Так делают и до наших дней.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *