Жители древнего хеврона 5 букв

Хеврон. Пещера Махпела и что там внутри

предыдущая глава про хеврон.
Как это ни странно, информации о том, что находится в пещере Махпела, она же пещера Праотцев очень мало.
Давайте попробуем эту информацию систематизировать.
Первый источник, конечно же, Танах. В нём подробно рассказывается как и у кого Авраам купил землю с этой пещерой, чтобы похоронить Сару.
Как мы видим, к тому времени уже было известно, что там похоронены Адам и Ева.
Позднее там были похоронены Ицхак, Яаков, Ривка и Лея.
После этого, вплоть до Иосифа Флавия — о пещере ни слова! По крайней мере я ссылок не нашел.
Т.е. что это получается — про Хеврон все пишут, о нём есть упоминания эпохи и Первого и Второго Храма, а о таком важном месте — ничего? Не понятно.
С Флавием тоже не ясно — он пишет про гробницы патриархов, но не пишет о внешней стене.
По свидетельству коренных жителей, Хеврон не только старше остальных городов в том краю, но древнее даже чем Мемфис в Египте, ибо они число его лет определяют в две тысячи триста. Рассказывают также, что он служил местопребыванием Авраама, родоначальника иудеев, после его исхода из Месопотамии; оттуда также, как гласит предание, дети Авраама переселились в Египет. Их гробницы, пре­красно сделанные из великолепнейшего мрамора, по настоящий день показываются еще в том городе.
А это странно. Потому что внешняя стена (то большое здание, которое мы сейчас видим) построенa в стиле Ирода. Ивритская википедия пишет, что подозревают, что оно было построемо еще до Ирода идумеями. Судя по всему это мнение основано только на том, что Флавий не упоминает это здание в списке больших строек Ирода.
Не исключено, что Флавий пишет о Хевроне так мало потому что сам там никогда не был. А это потому что во первых Хеврон был городом захоронений, т.е. когенам туда не полагалось заходить, а во вторых вообще был в то время идумейским городом.
Похоже на стену плача?
После этого со зданиями уже всё известно — до Византии были лишь стены, без крыши, потом построили базилику, персы всё порушили, мусульмане построили крышу и здания первого этажа, пришли крестоносцы и переделали в церковь, пришел Салладин и опять всё переделал и построил минареты ну и т.д. Желающие могут найти в сети — кто что строил и кого не пускал.
Картинка из википедии. На ней обозначены и два входа в пещеру, о которых мы поговорим позднее:
Мы же обратимся к следующей загадке. А что собственно находится в пещере?
Тут, как ни странно, информации тоже очень мало.
В саму пещеру, не пускали никого где то начиная с 13 века.
Обращает на себя внимание свидетельство Беньямина из Тодело (вообще — по многим темам я встречаю ссылки на него — бесценный источник информации!)
Древний Хеврон, стоявший на горе, уже разрушен; нынешний же Хеврон находится в долине на поле Махпела , и в нем большой храм во имя святого Авраама, бывший, во время владычества измаильтян, еврейской синагогой. Христиане сделали здесь шесть могил и назвали их именами: Авраама, Сарры, Исаака, Ревекки, Иакова и Лии; говорят всем путешественникам, что это гробницы патриархов, и собирают деньги. Если же явится еврей и даст денег привратнику пещеры, то ему отворяют железную дверь, сделанную еще во время праотцев, и он спускается вниз с зажженною свечою в руках; но ни в первой, ни во второй пещере не встречает ничего; в третьей же действительно находит шесть лежащих одна против другой могил: Авраама, Сарры, Иакова, Ревекки, Исаака и Лии, с соответствующими надписями. На могиле Авраама надпись гласит: “это могила Авраама, блаженной памяти, праотца нашего”. Такая же надпись на могиле Исаака и на всех прочих. В пещере зажигается лампа, которая горит день и ночь над могилами. Там же видны бочки, наполненные костями израильтян; евреи привозили сюда своих покойников и кости своих предков, складывали и оставляли их там. В конце поля Махпела стоит дом праотца нашего Авраама, благословенна память его, и перед домом источник.

Я сомневаюсь в историчности Танаха в событиях до выхода из Египта (включая этот самый выход). Поэтому мне очень интересно — кто же там похоронен и когда. Если предположить, что текст «Брейшит» компилировался в эпоху Первого Храма, то значит захоронения как минимум той эпохи, а может и старше. Очень интересно.
Можно было бы предположить, что после 1967 года, когда пещера попала под израилький контроль её исследовали? Увы.
Попыток было всего две.
Моше Даян, археолог любитель (которого ненавидят профессионалы за то, сколько он разграбил) спускал девочку Михаль в узкий люк в пещеру (из мечети есть и другой, более широкий вход, но он про этот вход не знал).
Этот люк находится в зале Ицхака и через него спускали в пещеру свечи.
Вот цитата изего книги:
Многие после овладения Хевроном пытались проникнуть в погребальную камеру через узкий проем в полу мечети (его диаметр не превышал 30 см). Первой спустилась по нему Михаль, дочь одного из наших людей, тоненькая двенадцатилетняя девочка, отважная и сметливая, не побоявшаяся не только духов и бесов, существование которых не доказано, но и змей и скорпионов, которые являются вполне реальной опасностью. Однажды темной ночью, когда ни зги не видать, — начало, достойное сочинителя романов ужасов, — спустилась эта милая девочка по веревке на пол подземного этажа. В одной руке у нее был фонарь, а в другой фотоаппарат. Она сделала наброски карандашом и сфотографировала то, что увидела. Выяснилось, что и в подземелье имеются надгробия, арабские надписи Х века, ниши и ступеньки, которые ведут вверх, хотя вход и заделан: на фотоснимках не было видно следов двери.
Я попросил у Михаль на память ее фотографию и отчет об осмотре, написанный ее рукой. Вот что она писала:
‘Посещение пещеры Махпела.
В среду, 9 октября 1968 года, мама спросила меня, не соглашусь ли я спуститься по узкому отверстию в пещеру. Я согласилась, и она сказала, что речь идет о подземелье под пещерой Махпела.
Через несколько часов отец разбудил меня. Я оделась и села в машину. Закуталась в шерстяное одеяло с головой и, должно быть, выглядела, как чучело. Машина тронулась и вскоре мы были в Хевроне. Сделали непродолжительную остановку у полицейского пункта и затем продолжили свой путь. Наконец мы приехали, я вылезла из машины, все так же закутанная в одеяло, и мы вошли в мечеть. Я увидела проем, через который должна была спуститься. Его вымерили, его диаметр равнялся 28 см. Меня перевязали веревками, дали фонарь и спички (чтобы определить состав воздуха внизу) и начали спускать. Приземлилась я на кучу бумаг и бумажных денег.
Я оказалась в квадратной комнате. Против меня были три надгробия, среднее более высокое и более разукрашенное, чем два других. В стене напротив был небольшой квадратный проем. Наверху немного отпустили веревку, я пролезла через него и очутилась в низком, узком коридоре, стены которого были высечены в скале. Коридор имел форму прямоугольной коробки. В конце его была лестница, и ее ступеньки упирались в заделанную стенку.
Я выбралась наверх и рассказала обо всем увиденном. Меня спустили снова. Вымерила шагами узкий коридор: он равнялся в длину 34 шагам. При спуске я насчитала шестнадцать ступенек, а при подъеме только пятнадцать. Я поднималась и спускалась пять раз, но результат оставался тем же. Каждая ступенька была высотой в 25 см.

Я взошла по ступенькам в шестой раз и постучала в потолок. Раздался ответный стук. Вернулась назад. Мне дали фотоаппарат, и я спустилась снова и сфотографировала квадратное помещение, надгробия, коридор и лестницу. Снова поднялась, взяла карандаш и бумагу и снова спустилась и сделала наброски. Вымерила комнату шагами: шесть на пять. ширина каждого надгробия равнялась одному шагу и расстояние между надгробиями тоже одному шагу. Ширина коридора равнялась одному шагу, а его высота — примерно одному метру.
Меня вытащили. При подъеме я обронила фонарь. Пришлось снова спускаться, снова подниматься. Михаль’.
…Выхода, который мы искали, мы так и не обнаружили, но я уверен, что летописцы Израиля с любовью упомянут это посещение пещеры Махпела, первое со времен Ирода или, по крайней мере, за последние семьсот лет, посещение этого
места представителем еврейского народа.
Михаль спускается под землю
Эта сцена мне напоминает кадры, на которых Индиана Джонс спускается под землю в поисках Ковчера Завета 🙂
Из путешествия Михаль я нашел в сети только фотографии ступенек. А где остальные фотографии? Почему могил три, а не 6, как описывал Беньямин Туделький?
Снятые ей кадры, лестница к замурованному входу
Вот то место в зале Ицхака, через которое спускалась Михаль (фотографии с http://www.hebron.com/english/article.php?id=282):
Раскопки возле пещеры проводились в 1968-69 под руководством Зеева Йевина. Он копал к югу от пещеры водяную цистерну. И пришел к выводу, что это была типичнаа погребальная пещера «средних хаананейских времен» (имеется ввиду, видимо, средняя бронза, да?), в которой позднее обрушился потолок и которую превратили в водосборную цистерну во времена Рима.
Вывод Йевина был, что эта и другие найденные рядом пещеры относятся к целому комплексу погребальных пещер одного и того же времени,и , поэтому не исключено, что под иродианским зданием находится пещера, которая относится к тому же комплексу.
Вот тот самый бассейн:
Потом до 1981 года никто туда не лез.
И полезли туда не археологи, как можно было бы ожидать, а поселенцы из Кирьят Арба. Они вычислили по наброскам Михаль, где находится основной вход в пещеру.
Я процитирую Ноама Арнона:

We began saying special prayers of repentance every evening at midnight. The Arab guards, employed by the Waqf, were not overly alert or awake at that time of night. They left their place of work and went to sleep. When we saw this, we brought with us a big chisel to the midnight prayer service. In the middle of the service, we began to sing and dance. During the dancing, some of us made our way to the Arab pray-rugs, lifted them, and revealed the stone. It was held in place by metal bars, attached to surrounding stones. We began hammering on the rock with the chisel, and after a while it began to move. Finally, the stone opened. It is difficult to describe the emotions we felt when we saw the stone move off the small opening under it. We entered, our hearts pounding with excitement. We found stairs that led down into the darkness. We descended slowly. The stairs led to a narrow, dark corridor. We walked slowly through the corridor, stooping down, using flashlights to guide our way. We reached the circular room and looked around. It was round and dark. On the wall were three stones, but no cave was visible. Where was the cave? Were all our efforts in vain?

Several minutes later an additional mystery presented itself. It seemed to us that we felt a breeze. How could this be? Blowing wind originating from above ground? Looking down at the ground we saw several stones that appeared to be stuck, one to the other. The wind seemed to be originating from between them. Within moments, emotions flying, the stones were uplifted and…. the cave — a cave of rock, leading into the earth.
We crawled in a very narrow opening into a circular cave, carved in the stone, deep in the earth. The cave was filled with dust, to its very edge. It was impossible to stand or sit, only to crawl. We continued inside until it widened, and then, a second cave. This cave was smaller than the first, but here awaited us another surprise. It was also filled with dust, but among the dust were bone and remnants of pottery scattered around, some of which were in good condition.
Wind blew in the caves, but the sounds of our hearts pounding was audible. No living being had been this close to the Patriarchs in thousands of years. Each one of us spent some time considering the significance of being in the Caves of the Patriarchs, and of prayer here, adjacent to Abraham, Isaac and Jacob, Sarah, Rebecca, and Leah, and even to the tombs of Adam and Eve, by the entrance to the Garden of Eden, where souls and prayers ascend. Silent prayer, in the presence of our Forefathers.
Following this tremendous spiritual experience, we began to examine the cave itself. The bones captured our attention. Were these the bones of the Patriarchs? We knew that it is written that Righteous ones, even in death, are called living, and that the Patriarchs, called the “slumberers of Hebron” wake and pray for mercy. As we investigated, it became clear that the pottery belonged to the First Temple Era, the Era of the Judean Kings. The Jews of Hebron, and the Jews of all of Judea, understanding the importance and significance of the Caves of the Machpelah, were directed to bring both the bones and the pottery into the underground caves themselves.

Фотографии сделаные тогда (с http://www.hebron.com/english/article.php?id=282 и http://choppingwood.blogspot.de/2011/11/whats-under-mearat-hamachpelah-2-rest.html):
Место спуска
Это как я понял дырка в стене. За ней — ступеньки
Вход из зала с надгробиями в пещеру
Найденый кувшин. Я так и не понял — его подняли на поверхность?
Схема пещеры, сделанная по наброскам Ноама Арнона:
Опять загадки. Они, по идее, были там же где Михаль, и даже пошли дальше, но трех надгробий, которых она видела, они не видели. Или видели, но сочли их не важными?
А где те могилы, которые видел Вениамин Тудельский?
Как они определили, что керамика времён Первого Храма и почему ничего из этой керамики не взяли?
Не понятно …
Судя по всему Зеев Йевин тоже спускался в пещеру в 80е годы. (я так и не понял. вместе с поселенцами? после них?)
В статье вышедшей в 1986 он описывает, что под комнатой с надгробиями из рассказа Михаль есть узкий лаз вниз в большую пещеру (3 на 4 метра), а оттуда переход в меньшую (пещера была названа Махпела именно потому что двойная).

Йевин описывает, что они там нашли: сосуд времен крестоносцев, кости, керамику времен Первого Храма, а сама пещера, как он пишет относится к тому же типу хаананейских погребальных пещер. Комната же, в которую попала Михаль, судя по всему была предназначена для молитв и построена одновременно со стенами (иродианское здание).
Пол пещеры был покрыт пылью, костьми и черепками, но раскопки там не проводились.
Ноам Арнон далее пишет, что судя по всему есть под зданием еще пещеры и не исключено, что одна из них, как в описании Вениамина из Тоделы, находится под слоем пыли двойной пещеры.
С тех пор в пещере никто не был.
Upd: vizaviz: Последний раз туда лазели в середине девяностых, после резни устроенной Барухом Гольдштеном. После тех событий пещеру закрыли на год и затем разделили.
Пока она была закрыта, армия устраивала неформальные вылазки в пещеру. У меня есть приятель которому пощасливилось там побывать. Ничего особенного кроме слоев пыли и керамики он там не увидел.
А так это выглядит сейчас:
Не пишут «могила Авраама», а пишут «Отметка могилы Авраама»:
Отметка могилы Яакова:
Лея:
Авраам:
Сара:
Ривка:
Ицхак:
Когда зал Ицхака отдают евреям, арабы молятся тут:
Вход в арабскую часть:
Вот тут была та самая седьмая ступенька, дальше которой евреев не пускали.
Некоторые и до сих пор возле неё молятся (по традиции. типа)

http://www.machpela.com/content.asp?pageid=69
http://www.vehi.net/istoriya/israil/flavii/voina/04.html
http://mesto.org.il/2010-10-11-19-05-31/2010-10-10-06-39-52/2009-11-22-09-55-07/69-2009-11-22-11-10-51/182-hebron1
http://www.hebron.com/english/article.php?id=282
http://www.khouse.org/articles/1997/13/
http://www.mhebron.org/meara.asp

LookAtIsrael.com — Фотографии Израиля и не только…

Так что же такого есть в Хевроне, что на протяжении сотен лет евреи не хотят оставлять это место? Ради чего тут происходят конфликты между евреями и арабами? Почему тут гибнут люди? Для чего нужно еврейское присутствие в городе?

“…Авраам похоронил Сару, жену свою,
в пещере поля Махпелы, против Мамрэ,
он же Хеврон, в стране Кнаан…”
Первая книга Торы “Берейшит” недельная глава “Хайей Сара”

“Поэтому, тот, кто хочет служить Господу, пусть не жалеет средств, и полюбит место, связанное с нашими Святыми Праотцами, всем сердцем и всей душой, и приложит все силы, чтобы укрепить наше поселение в этом месте.
И в заслугу этого удостоится он приблизиться к святости наших Праотцов, и поднимутся его молитвы высоко, до самых небес – через Пещеру Махпела, и заслужит изобилие, благословение и жизнь.”
Из письма, которое написал Любавический “Средний Ребе” хасидам ХаБаДа, которые по его указанию поселились в Хевроне в 1823г..

Наверно однозначного ответа нет… Но есть тут второе по святости (после Стены Плача) для евреев место – Пещера Махпела. Склеп патриархов в древней части Хеврона, в котором, согласно Библии похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а также их жёны Сарра, Ревекка и Лия. Авраам купил это место у хетта Ефрона за 400 шекелей серебра. Согласно еврейской традиции, здесь также покоятся тела Адама и Евы.

В отдельных залах, разделенных толстыми стенами и тяжелыми дверьми молятся своим богам представители обеих конфессий. Сегодня для еврейского населения открыты маленькие залы Авраама и Сары, Якова и Леи. Огромный зал Ицхака и Ривки с выходом в сами пещеры находится в мусульманской части здания и открыт для евреев только десять праздничных дней в году. В один из таких дней, в шабат когда читают главу “Жизнь Сары” мы и посетили это святое место.

Коротенькое видео для полноты ощущений

  • Хеврон сегодня. Между прошлым и будущим
  • Сокровище Хеврона
  • Пещера Патриархов в Хевроне
  • Такие разные хевронцы

При подготовке материала использованы тексты и информация со следующий интернет ресурсов: МАОФ, Заметки по еврейской истории, Место встречи, LB.ua, Wikipedia

История

В августе 1595 года поляки вступили в Молдавию, посадив вместо Стефана Развана на престол Иеремию Могилу. Разван бежал в Венгрию, а страна была страшно опустошена.

27 августа 1595 года Могила подписал договор, в котором признал сюзеренитет Польши и обязался платить дань 40 тысяч золотых. В Хотине и Сучаве остались польские гарнизоны, чинившие насилие над местным населением, что вызывало всеобщее недовольство. Могила подписал договор с крымским ханом, согласился платить ему дань, а также дань Порте.

Могила, молдавские бояре и польская шляхта были силой, мешавшей господарю Валахии Михаю Храброму и казакам вести антитурецкую борьбу. В мае 1600 года Михай с 17-тысячным войском предпринял поход против Иеремии Могилы, на стороне которого было 15 тысяч молдавских солдат и 3 тысячи поляков. При сближении с валашскими войсками молдаване подняли восстание против поляков и Могилы. Михая поддержало большинство крестьянства и городского люда Молдавского княжества. Крупные же бояре вместе с Могилой бежали к польским границам. Иеремия укрылся в Хотинской крепости. Михай объединил три Дунайских княжества, однако он был занят в других областях, и в Молдавию в 1600 году вошли значительные польские силы под руководством Яна Замойского. Отряды, оставленные Михаем, были разбиты, а Иеремия Могила снова был провозглашён господарём.

В следующий период правления Могила способствовал укреплению власти боярства пропольской ориентации. Иеремия Могила правил до своей смерти в 1606 году. После него на престол взошёл брат Симион Могила.

Предзнаменование Апокалипсиса: верующих напугало падение дуба Авраама

Предполагается, что дерево упоминалось в Библии

сегодня в 15:43, просмотров: 3143

Металлические подпорки, удерживающие Мамврийский дуб, также известный как Дуб Авраама, перестали его поддерживать, после чего известное на весь мир дерево рухнуло на землю. Вскоре во многих средствах массовой информации стали истолковывать данное событие как предзнаменование грядущего конца света. Верующие предполагают, что под этим дубом, согласно Библии, Авраам встретился с тремя ангелами

Фото: Пресс-служба Русской Духовной Миссии

Дуб произростает на территории русского монастыря Святой Троицы в Хевроне на западном берегу реки Иордан. Многие иудеи, христиане и мусульмане отождествляют местность, на которой он находится, с библейской дубравой Мамре, где Авраам предложил трем ангелам, явившимся ему в образе путников, отдохнуть под деревом. Согласно преданию, дерево это сохранилось по сей день и носит название Мамврийский дуб. Существует православное предание, что смерть этого дерева является одним из признаков конца света.

Предполагается, что одной из основных причин, по которым десятилетия назад дуб стал погибать, можно считать строительные работы, которые проводились вокруг дерева в 1970-х годах: тогда вокруг растения была возведена кольцевая подпорная стенка в форме чаши. Это привело к тому, что корни дуба стали отмирать, а к середине 1990-х годов он полностью засох.

Многие паломники отрывали от дуба кусочки коры, и многие исследователи считают, что это также не могло пойти дубу на пользу.

Примерно в 1997 году от корня дерева начал расти новый молодой побег, причем ботаники убеждены, что с генетической точки зрения новое дерево должно быть идентично старому. Тем не менее, высохший ствол десятилетиями поддерживали подпорки, которые недавно и не выдержали его веса. Как сообщается, на сегодняшний день российские специалисты освобождают дуб от отмерших частей, препятствующих росту молодых побегов из его корневой части.

Сейчас из корня Дуба Авраама растут два новых ствола.

Читайте материал «Конец света через неделю: американской «провидице» приснилась Нибиру»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *