Житие алексия

Аннотация:
Источник — Подготовка текста Н. Ф. Дробленковой, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой и Л. С. ШепелевойЖитие Алексия человека Божия было известно на Руси с XI в. Самый ранний текст древнерусского перевода Жития сохранился в списке XII в. в составе пергаменного сборника «Златоструй» (точнее — в составе «Торжественника», включенного в «Златоструй»). Остальные списки древнейшей редакции, текст и перевод которой публикуются, представлены более поздними рукописями, датирующимися XIV—XIX вв.Житие посвящено христианскому подвижнику Алексию (в переводе с греч. — заступник, защищающий от несчастья, спаситель), который в юности отрекся от богатства и мирской суеты и, следуя своим убеждениям до последних дней жизни, стоически свершил подвиг добровольного нищенствования. События происходят на рубеже IV—V вв. в Риме при императорах-соправителях Гонории и Аркадии и папе Иннокентии I, а также — во владениях Римской Восточной (Византийской) империи, Каппадокии, Киликии, Осроене и в Сирии. Легенды о Божием человеке известны всем христианским литературам: древнейшая из них — сирийская (еще безымянная), сложенная в районе Эдессы «сирьской», где начинал подвижничество святой (сохранилась в списках V—VI вв.); греческая версия возникла в середине VIII в. (известна в списках X—XII вв.); в IX в. появилась латинская версия, основанная на греческой; далее появляются переводы с греческого и латинского на другие языки, в том числе и на славянские.Как полагает в своем монографическом исследовании памятника В. П. Адрианова-Перетц (Житие Алексия человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917), текст Жития пришел на Русь не прямо из Византии, а через южнославянскую письменность, тем не менее древнерусский перевод близок греческому оригиналу. (К византийской традиции восходит также и русская иконография, изображение лика святого Алексия в миниатюрах лицевых рукописей Жития).Особую популярность Житие приобрело в царствование Алексея Михайловича, небесным патроном которого был святой; тогда была составлена Служба святому Алексию человеку Божию (издана в 1671—1674 гг.). Вторая половина XVII в. — время возникновения лучших литературных обработок Жития, появления драматических произведений на житийную тему, украинской драмы «Алексий, Божий человек» (1672—1673), «Слов» Симеона Полоцкого, Лазаря Барановича, «Поучений» Стефана Яворского, вирш. К XVII в. В. П. Адрианова-Перетц относит также и сложение духовного стиха о св. Алексии человеке Божием, органически соединившего черты книжного Жития с фольклорными, былинными традициями и до начала XX в. распространявшегося в России, Белоруссии и на Украине народными певцами-профессионалами, «каликами перехожими», сказителями-былинщиками, слепыми певцами, лирниками.Мотивы Жития отразились не только в ряде древнерусских агиографических сочинений, но и в произведениях писателей XIX—XX вв., в частности в романе Φ. Μ. Достоевского «Братья Карамазовы».Текст Жития Алексия человека Божия опубликован и выверен по рукописи XII в. —, F.п.I.46, л. 98—100, а отсутствующее в ней начало (до слов: «…яко достоин есть царства небесьнаго…») воспроизведено по списку XVI в. —, 21.7.15, л. 31—99. Внесение в издание текста необходимых исправлений опирается на их подробное обоснование в исследовании В. П. Адриановой-Перетц (с. 457—475).

Если презришь все мирское, будешь драгоценнее целого мира.
Святитель Иоанн Златоуст

Преподобный Алексий, человек Божий

Преподобный Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищелюбивых Евфимиана и Аглаиды. Супруги долгое время были бездетны и неустанно молили Господа о даровании потомства. И Господь утешил супругов рождением сына Алексия. В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту.

После обручения, оставшись вечером наедине со своей невестой, Алексий снял с пальца перстень, отдал ей и сказал: «Сохрани это, и пусть Господь будет с нами, Своей благодатью устраивая нам новую жизнь». А сам тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию.

Попав в город Эдессу, где хранился Нерукотворный образ Господа, Алексий продал все, что у него было, роздал деньги нищим и стал жить при церкви Пресвятой Богородицы на паперти и кормиться подаянием. Преподобный питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и престарелым. Каждое воскресенье он причащался Святых Тайн.

Родные повсюду искали пропавшего Алексия, но безуспешно. Слуги, посланные Евфимианом на розыски, побывали и в Эдессе, но не узнали в нищем, сидящем на паперти, своего господина. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Блаженный же узнал их и благодарил Господа за то, что получил подаяние от своих слуг.

Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды пономарю церкви, при которой подвизался преподобный, было откровение о нем: Матерь Божия через свою святую икону повелела: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царствия Небесного; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное, и Дух Святый почивает в нем». Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог найти. Тогда он с молитвой обратился к Пресвятой Богородице, прося Ее разрешить его недоумения. И снова был глас от иконы, возвестивший, что человек Божий есть тот нищий, который сидит на церковной паперти. Пономарь нашел святого Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию. Но промысл Божий судил иначе: буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный направился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Евфимиан поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола.

Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Он смиренно терпел обиды и насмешки от слуг родного отца. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогла блаженному переносить эту муку. Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет и был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда святой, взяв хартию, описал свою жизнь, прося прощения у своих родителей и невесты.

В день кончины святого Алексия в соборной церкви служил литургию Римский Папа Иннокентий (402 – 417) в присутствии императора Гонория (395 – 423). Во время службы из алтаря раздался чудесный Голос: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Все присутствовавшие в страхе пали на землю. Голос продолжал: «Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всеночное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимитана». Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как не старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обречены мощи.

Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.

«Настольная книга священнослужителя», т.3 Тропарь препедобного Алексия, человека Божия

Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак преподобного Алексия, человека Божия

Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

Помни о будущей жизни

Вам, без сомнения, слушатели, известно как жил и спасался преподобный Алексий, человек Божий. Сын богатых и знатных родителей, в цветущей юности отказавшись от всех мирских радостей и удовольствий самых невинных и безгрешных, он добровольно сделался нищим, пил, ел, одевался как нищий, жил и обращался с нищими, и так прожил с лишком 30 лет, перенося от всех всякие обиды и оскорбления, поругания и насмешки и находя только утешение в чтении Святого Евангелия.

Редким людям дается от Бога благодать такой жизни, как ему: и такие люди, как он, можно сказать, веками бывают, в наше поучение. Чему мы можем поучиться у Алексия, человека Божия?

У кого из нас есть блага мира сего, есть радости, есть удовольствия, те не должны всем сердцем любить их и всею душою привязываться к ним, то есть не должны ими только заниматься, радоваться, утешаться.

Опасно так любить блага мира, так привязываться к ним: легко тогда можно забыть Бога и жизнь будущую.

Почему, ведь преподобный Алексий, человек Божий, блага мира сего оставил, бросил, презрел? Именно потому, чтобы не привязываться к ним и, привязавшись, чтобы не забыть о Боге и о жизни будущей. При благах мира сего легко забыть Бога и будущую жизнь: тогда и без мысли о Боге жить бывает не скучно, тогда и здешняя жизнь бывает хороша, так что лучшей и желать людям богатым не хочется. Да, иные из нас вечно желали бы жить в этой жизни: так много у них радостей и удовольствий всяких!

А кого из нас нет никаких особенных радостей и удовольствий в жизни, кто трудом тяжким и самое необходимое для жизни себе добывает: те не должны скорбеть, сокрушаться, в уныние от того приходить. Есть у нас Бог всеблагий, премудрый, всемогущий; есть жизнь будущая, нас ожидающая, жизнь вечная, блаженная: вот что они должны помнить. Что в жизни утешало, что радовало Алексия, человека Божия, не смотря на то, что он никаких не имел земных радостей, жил с нищими, ходил в рубищах, питался самою скудною пищею? Мысль о Боге, о жизни будущей, Да, Бог есть радость, Бог есть то, что радует, Бог – сама радость. И потому-то при мыли о Боге, при радовании о Нем забываются все радости другие, и не нужно их, никаких других, человеческих, и даже ангельских; и не радости только тогда забываются, а все, даже страдания всякие забываются, не чувствуются и не мешают о Боге радоваться. Радующиеся о Боге с апостолом говорят: кто ны разлучит от любве Божия, то есть от радования о Боге? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда , или мечь? Ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала, ниже силы… ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем.

Жизнь святого Алексия, человека Божия, научает нас истинно любить чтение Святого Евангелия и находить в нем утешение.

Мы удивляемся преподобным подвижникам Нового Завета: как это они отказывались от всех мирских радостей, утешений, проводили дни и ночи в посте и молитве, никакого покоя плоти своей не давали, умерщвляли, распинали ее со страстьми и похотьми; учение Евангелия их радовало, утешало, успокаивало; оно заменяло им все радости, утешения, успокоения мирские.

Итак, вот слушатели, какую книгу как можно чаще читайте: Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Чтение и всякой хорошей, благонамеренной и благочестивой книги успокаивает нас: читая такую книгу, точно слушаешь, беседуешь с добрым, умным, рассудительным человеком. Но никакое чтение так не успокаивает нас, как чтение Евангелия. Читая, или слушая эту книгу, действительно слушаешь Самого Иисуса Христа, потому что действительно в ней Его Дух.

На книге Евангелия можно так написать: приидите к этой книге, возьмите, почитайте со вниманием; и вы успокоитесь потому, что ее учение есть учение Иисуса Христа, Сына Божия, Который, когда учил, только того и желал, чтобы учением Его все успокоились.

Так не скорби, не сокрушайся, если у тебя нет земных радостей, если у тебя в жизни много часто нет, если иногда и самого необходимого не достает, не скорби…, но ты не будешь ни о чем скорбеть и сокрушаться, напротив будешь весел, покоен: только помни, что есть Бог, есть будущая вечно-блаженная жизнь, – вспомни это и возрадуется душа твоя, и никаких радостей тебе не будет нужно, ибо с тобою будет сама радость – Бог. Аминь.

Из поучений протоиерея Р. Путятина

События Жития относятся к концу IV — началу V в. (время правления римских императоров Аркадия и Гонория).

В Риме живёт богатый и знатный человек Ефимьян, трепетно соблюдает он Божии заповеди, особые же внимание и заботу уделяет нищим, странникам, сиротам, вдовицам, болящим, с ними и вкушает каждый день хлеб свой лишь в девятом часу вечера. Его жена Аглаида также живёт в боязни Бога. К сожалению, Бог не даёт им детей. Аглаида просит у Бога сына, который, как она надеется, упокоит её старость. Наконец желание её исполняется, и у Аглаиды с Ефимьяном рождается сын Алексий. Шести лет Алексия отдают в учение, где он осваивает грамоту и «церковное устроение», и хотя учится немного, но становится «премудр». Когда же наступает время, родители решают женить сына. Они находят красивую и богатую невесту царского рода, с которой Алексий венчается в церкви Св. Вонифатия. Но жених, войдя к невесте после венчания, вручает ей свой золотой перстень, обернутый в красный шёлк, и говорит: «Взяв сие, сохрани, и будет Бог между мной и тобой, пока благоволит Бог делам нашим». Алексий добавляет ещё какие-то «тайные слова», после чего покидает свою «обрученицу». После исчезновения Алексия его мать Аглаида затворяется в своей спальне, где занавешивает окно, и не хочет оттуда выйти, пока не получит известий о сыне. Алексий же, взяв часть принадлежащего ему имущества, ночью тайно оставляет Рим и отплывает в Лаодикию Сирийскую.

Продолжение после рекламы:

Сойдяс корабля, он возносит молитву Богу, прося спасти «от суетного жития сего» и дать ему возможность присоединиться в будущей жизни ко всем праведникам, угодившим Богу и стоящим по правую Его руку.

С погонщиками ослов Алексий достигает сирийского города Едеса, где находится нерукотворный образ Иисуса Христа, который когда-то Иисус послал тяжело заболевшему едесскому царю Авгарю. В городе Алексий продаёт всё, что у него было, а деньги раздаёт нищим, облекается в худые одежды и нищенствует в церковном притворе Богородицы. Всё, что ему подают, он раздаёет.

В это время Алексия ищут в Риме, отец посылает на поиски сына триста отроков. Ищут его и в Едесе, собственные слуги даже подают ему милостыню, но не узнают его. Видя это, Алексий радуется, что доводится ему Христа ради принять милостыню от домочадцев своих. Искавшие возвращаются в Рим ни с чем.

Брифли существует благодаря рекламе:

Семнадцать лет проводит Алексий на паперти и тем «угождает Богу». Св. Богородица является во сне пономарю той церкви и говорит: «Введи человека Божия в церковь мою, потому что достоин Царствия Небесного…» Пономарь ищет человека, о котором ему возвещает Богородица, но не находит его. И во второй раз является Богородица, указывая пономарю прямо на Алексия: «Убогий, сидящий перед дверями церковными, и есть человек Божий». Пономарь вводит Алексия в церковь и служит ему. Слава об Алексии разносится по всему городу. Но Алексий бежит от славы, садится на корабль и направляется в Испанскую Каталонию. «Волею Божиею» корабль встречает сильный ветер, который загоняет его в Рим (географическая ошибка Жития: Рим не находится на море). Алексий решает неузнанным жить в доме отца своего. Встретив Ефимьяна, не называя себя, Алексий просит о приюте, его с радостью принимают как странника. Своим слугам Ефимьян велит оказывать Алексию радушный приём, потому что «отрок ему тот приятен».

Но слуги отца всячески издеваются над странником — пинают его ногами, выливают на голову помои. Алексий принимает это с радостью, видя в действиях отцовских слуг «научение дьяволово». Семнадцать лет не узнанный никем Алексий живёт в родительском доме. Его мать все эти семнадцать лет не выходит из своей спальни, верная данному в горе обету. Когда приходит время Алексию умирать, он просит отрока, служащего ему, принести «харатию» (бумагу), где Алексий открывает всю правду о себе.

Продолжение после рекламы:

В тот день по окончании литургии, когда в церкви ещё находятся цари (императоры Аркадий и Гонорий) и архиепископ, все слышат глас, исходящий из алтаря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И во второй раз раздаётся глас, он велит найти Божьего человека, чтобы помолился он за мир, потому что в пятницу на рассвете Божий человек умрёт. В четверг вечером собирается народ в церкви Св. Петра просить явить имя Божьего человека, и глас указывает на дом Ефимьяна. Ефимьян призывает к себе старшего слугу и спрашивает, есть ли у них такой, но старший отвечает, что у них одни «пустые люди». Тогда цари сами отправляются в дом Ефимьяна на поиски Божьего человека. Слуга же Алексия начинает уже догадываться, в чём дело: уж не того ли убогого ищут, которого ему поручили? Слуга рассказывает о том, какой праведный образ жизни ведёт странник.

Ефимьян хочет побеседовать с неизвестным, живущим у него в доме столько лет, но тот уже умирает. Открыв его лицо, Ефимьян видит взор, светящийся, как у ангела, а в руках «харатию». Руки умершего не разжимаются до тех пор, пока оба царя и архиепископ не просят его об этом. При известии о смерти Алексия Аглаида отворяет окно, выходит «как львица из клетки» и, разорвав на себе одежды и распустив волосы, плачет. Ее плач над телом сына, проникновенный и поэтичный, наряду с плачами Ефимьяна и невесты Алексия занимает значительное местов тексте памятника. Вместе с мужем и невестой она сопровождает тело Алексия до церкви Св. Вонифатия.

Собравшиеся люди плачут не переставая. Цари и архиепископ берут «одр» (постель) с телом Алексия и ставят посреди города. Больные исцеляются, народу собирается столько, что мешают нести тело. Цари велят сыпать золото и серебро, надеясь отвлечь толпу, но никто не обращает внимания на рассыпаемое богатство.

Тело приносят в церковь Св. Вонифатия. Римляне устраивают праздник, строят дорогой ковчег и туда помещают тело святого. Из ковчега течет миро, которым исцеляются недужные.

Жил в древнем Риме, во времена благочестивых царей Аркадия и Гонория один знатный и богатый человек,по имени Евфимиан. Был он очень добр и благочестив, прилежал закону Господню, постился каждый день до девятого часа, творил много милостыни, питал нищих и убогих. Супруга его Аглаида также была очень милостива и щедра. Но она была неплодна и молилась Богу так: «Господи, помяни мя, недостойную рабу Твою, и разреши неплодствие мое, да сподоблюся нарещися матерь чаду, даждь нам сына, да с мужем моим возможем имети утеху в житии нашем, и вожда в старости нашей». И помянул ее Бог по милости Своей и даровал ей сына. И возвеселился муж ее. В крещении нарекли младенцу имя Алексий. В шестилетнем возрасте отдали отрока учиться. Вскоре освоил он Божественное Писание, был также научен грамматике и риторике. Был Алексий весьма премудр, вскоре же познал он суету мира и положил в сердце своем отрицатися настоящих житейских благ маловременных, чтобы наследовать вечные, носил власяницу и прилежал подвигам воздержания.
Когда пришел Алексий в совершенный возраст, сказал Евфимиан жене своей: «Сотворим брак сыну нашему». И возвеселилась Аглаида о словах мужа своего и отвечала ему: «Да утвердит и совершит Бог слово твое, да вижу супружество его, и увижу чад его, и возвеселится душа моя, и смогу потом еще более убогим и нуждающимся помогать». Тогда обручили родители возлюбленного сына своего Алексия с девушкой царского рода, и венчали их в церкви святого Вонифатия. Весь день свадьбы прошел в ликовании и веселии. Вечером же вошел Алексий в комнату к невесте своей, снял с руки своей золотой перстень, снял драгоценный пояс, завернул это в порфиру и отдал ей со словами: «Сохрани сие, и Бог да будет между мною и между тобою, дондеже благодать Его в нас нечто новое устроит».
После этого он ушел в свою особую комнату, снял с себя златотканные одежды, облекся в худое одеяние, взял нечто от своего богатства и вышел тайно ночью из своего дома и из города, дошел до моря. Там он сел на корабль, плывущий в Лаодикию, отдав некоторую плату. И плыл он, молясь Богу так: «Боже! Спасый мя от чрева матери моея, спаси мне ныне от суетнаго мирскаго жития, и сподоби мя деснаго на Суде Твоем стояния со всеми Тебе угодившими». Прибыв в Лаодикию, Алексий нашел путников, идущих в Месопотамию. С ними он пошел он в город Едес, где хранился Нерукотворенный Образ Спасителя. Поклонившись святыне, Алексий продал все драгоценные вещи, взятые из дома, раздал все нищим, облекся и сам в рубище нищих. И стал жить на паперти церкви Пресвятой Богородицы, прося милостыни. Алексий всегда пребывал в посте, вкушая мало хлеба и воды. Каждую неделю причащался он Божественных Пречистых Христовых Таин. Всю милостыню, которую он собирал, раздавал он другим престарелым нищим на пропитание. Лицо свое всегда он имел преклонено, ум же его пребывал горе, упражняясь в Богомыслии. От многого воздержания изсушилась его плоть и увяла красота лица его.
Когда ушел Алексий из дома, наутро родители искали его. И не найдя нигде, горько плакали его мать и невеста. Тогда отправил Евфимиан повсюду слуг своих на поиски сына. Некоторые из слуг пришли и в Едес, но не узнали Алексия и подали ему милостыню как одному из нищих. Алексий же возблагодарил Бога, что сподобился принять милостыню от своих слуг.
Так жил святой Алексий при церкви Пресвятой Богородицы 17 лет. И было о нем пономарю откровение, видел он в видении икону Пресвятой Богородицы, к нему глаголющую: «Введи в церковь Мою человека Божия, достойна суща Небеснаго Царствия: ибо молитва его яко кадило добровонно восходит пред лице Божие, и якоже венец на главе царской, так на нем Дух Святый почивает». Пономарь же молил Пресвятую Богородицу указать ему сего человека. И было к нему опять в видении слово от Пресвятой Богородицы, что нищий, сидящий у дверей церковной паперти, и есть человек Божий. Тогда нашел его пономарь, ввел в церковь, и многие узнали о святом житии Алексия и стали его почитать. Он же, бегая человеческой славы, тайно ушел из города, сел на корабль, плывущий в Киликию, желая поселиться у храма святого апостола Павла в Киликии, где никто его не знает. Внезапно на море сделалась буря, и корабль прибило к Риму. Святой же Алексий подумал: пойду незнаемым в дом отца моего, и никому не буду в тягость.
Приближаясь к своему дому, увидел он отца, возвращающегося домой со множеством слуг. Поклонился Алексий отцу до земли и сказал: «Раб Господень, помилуй меня, нищего и бедного, и позволь мне пребывать в одном из углов двора твоего, да возмогу питаться от крупиц, падающих от трапезы твоея: Господь же благословит лета твоя, и даст тебе Небесное Царство, и если имеешь кого из близких где-то странствующего, здоровым его возвратит тебе». Евфимиан же, услышав слова о странствовании, вспомнил возлюбленного сына своего Алексия, прослезился, и повелел нищему жить во дворе своем в небольшой хижине. И посылал Евфимиан каждый день Алексию пищу от своей трапезы, тот же все раздавал нищим. А сам вкушал только немного хлеба и воды. Все ночи он проводил в молитве. А каждую неделю причащался в церкви Божественных Таин.

Преп. Алексий, Человек Божий
Картинка с сайта alexiy.ortodox.od.ua

Дивно было его терпение. Ибо слуги много досаждали ему, особенно поздно вечером: и били, и таскали за волосы, и выливали ему на голову помои, и иным образом издевались над ним. Непобедимый же страдалец все молча терпел: так как знал, что они творят ему оскорбления, наущаемые диаволом. И потому на диавола он вооружался молитвою и терпением побеждал его коварство. Балы еще и другая причина его предивного терпения: как раз против его хижины было окно той комнаты, где жила невеста его, которая не захотела возвращаться в дом своего отца, но осталась со свекровью. И много раз слышал святый, как плачут мать его и невеста о нем. И жалостью сокрушалось его сердце, слыша их рыдания. Но любовью, которую имел святой к Богу, он побеждал любовь плотскую и нестерпимую жалость сладко терпел Бога ради.
Так жил он в родительском доме 17 лет, не быв узнанным, но почитаемый всеми за нищего и странника. И будучи наследником господином этому дому, терпел от своих слуг поругания и издевательства. Когда же пришло ему время перейти в вечную жизнь, Господь открыл ему время его кончины. Алексий попросил у служащего ему раба хартию, и чернила, и трость, написал все житие свое и тайны некие только родителям известные, по которым мог бы быть узнан. Написал, что он говорил невесте, как отдал ей перстень и пояс. И в конце написал следующее: «Молю вас, родителей моих любезных и честную невесту мою, да не опечалитесь на меня, что сотворил я вам такую скорбь, оставив вас. Ибо и я болезновал сердцем о скорби вашей, и много молился о вас к Богу, да подаст вам терпение, и сподобит вас Царствия Своего: и уповаю на благоутробие Его, что исполнит прошение мое, поскольку я ради любви Его так был немилосерд к вашему рыданию и жесток к себе. Но лучше слушаться Творца и Спасителя своего, нежели родителей своих. Верю же, что, насколько я опечалил вас, настолько великую приимете радость в воздаянии Небеснем». Написав сие, святой пребывал в молитве да часа своей кончины.
И вот однажды Римский первосвятитель папа Иннокентий совершал литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла, на службе был и царь Гонорий. Когда литургия подходила к концу, был чудесный глас из алтаря: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Этот глас слышали все, пришли в трепет и упали на колени говоря: «Господи, помилуй». И снова раздался глас: «Поищите человека Божия, уже от тела разлучающегося, да помолится о граде, и все вам устроится хорошо». По всему Риму искали такого человека, но не нашли. Вечером же с четверга на пятницу собрались опять в соборе, и папа Иннокентий служил Всенощной Бдение, моля Бога, да покажет угодника Своего. Утром же в пятницу человек Божий Алексий разлучился от тела своего и отошел ко Господу. И был глас в церкви от алтаря: «В дому Евфимиана человека Божия ищите». Тогда царь, обращаясь к Евфимиану сказал: «Почему же ты, имея в своем доме такую благодать, скрыл это от нас?» Но Евфимиан уверял, что впервые слышит об этом. Он подозвал старшего из своих рабов и спросил, нет ли среди слуг добродетельного человека, угождающего Богу. Но раб отвечал, что все слуги чужды добродетелей и живут небогоугодно. Тогда царь и папа изволили сами идти в дом Евфимиана искать человека Божия. Супруга же Евфимиана Аглаида и невеста Алексия, услыхав шум, удивлялись такому посещению.
Когда царь и папа сели в молчании в приготовленном для них помещении, к Евфимиану подошел раб, который служил Алексию и сказал: «Господине мой! Не тот ли есть человек Божий нищий, которого ты поручил мне? Я вижу великие и дивные дела его. Во все дни он постится, мало когда к вечеру вкушая немного хлеба и воды, каждую неделю причащается Божественных Таин, все ночи проводит без сна в молитве. Некоторые из наших слуг жестоко издеваются над ним, бьют его, таскают за волосы, обливают помоями, он же с радостью и многою кротостью все претерпевает». Евфимиан, услышав это, немедленно пошел к хижине нищего, и позвав его трижды через окно, не услышал ответа. Войдя же внутрь, он нашел человека Божия благолепно лежащего уже мертвым, с покрытым лицом и хартией в руке.
Когда же открыли покров, то увидели лицо его, сияющее благодатью, как лик ангела. Хартию же не смогли взять, ибо она была крепко зажата в руке. Тогда царь и папа Иннокентий повелели приготовить многоценный одр, и положили на нем тело человека Божия. Царь же с первосвятителем встали на колени, и, лобызая святые мощи, говорили со слезами: «Молим тя, рабе Христов, отдай нам сию хартию, да прочитаем ее и узнаем, кто ты». Тогда рука разжалась и отдала хартию царю и папе. Письмо вручили глашатаю и тот начал читать. Когда же дошел он до того места, где было написано о родителях и о невесте, о перстне и поясе, отданном невесте, тогда узнал Евфимиан сына своего Алексия, бросился ему на грудь, обнимая и лобызая, и с рыдая неутешно. Аглаида, супруга его, услышав рыдания мужа и узнав, что умерший сей убогий — ее сын, открыла двери своего затвора и — с распущенными волосами, раздирая одежду, умиленно взирая на Небо, — поспешила к одру и припав к телу сына своего, обнимала его со слезами. Также и невеста, 34 года прожившая без жениха, носившая черные одежды, как вдова, плакала, припав к телу возлюбленного своего. И плакали все собравшиеся вместе с родителями и невестой святого Алексия.
Царь и папа повелели поставить одр с телом человека Божия посреди города, чтобы все могли приложиться к святым мощам. Туда стекся весь Рим. И совершалось множество чудес: больные исцелялись, слепые прозревали, прокаженные очищались, бесы выходили из одержимых. И какой бы ни был недуг, всем подавалось совершенное исцеление от мощей угодника Божия. Когда же мощи хотели внести в церковь, то невозможно было пройти из-за стеснения народного. Тогда папа стал увещевать народ, обещая не погребать святых мощей, пока все не приложатся к ним. Тогда мощи внесли в церковь и оставили непогребенными целую седмицу. Через неделю же тело человека Божия положили в мраморную раку, украшенную золотом и изумрудами. И тотчас же от мощей истекло благовонное миро. И те, кто помазывался этим миром, получали исцеление от разных болезней.
Святой Алексий Человек Божий, преставился 17 марта 411 года в царствование императора Гонория, при папе Иннокентии. В Константинополе тогда царствовал Феодосий Младший, над всеми же владычествующу Господу нашему Иисусу Христу со Отцем и Святым Духом, Емуже слава во веки. Аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *