Житие антония великого

Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва

Святой Антоний Великий: житие

Святой Антоний Великий родился в Египте около 250-го года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. 18-ти лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах о том, как они оставили все в этом мире, чтобы следовать за Господом и служить Ему. Входит в храм и слышит евангельские слова: “Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: “Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали “другом Божиим.” Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказывется, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, — в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда святой подвижник изнемогал, готов был впасть в уныние. Тогда или Сам Господь являлся, или посылал ангела для его ободрения. “Где ты был, благий Иисусе? Почему вначале не пришел Ты прекратить мои страдания?” — воззвал Антоний, когда Господь, после одного тяжкого искушения, явился ему. “Я был здесь, — сказал ему Господь, — и ждал, пока не увижу твоего подвига.”

Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: “Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне.” Вдруг он видит: кто то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. “Делай так и спасешься,” — сказал ему ангел Господень.

Уже двадцать лет жил Антоний в своем уединении, когда некоторые из друзей его, узнав об его местопребывании, пришли, чтобы поселиться вокруг него. Долго они стучали к нему и просили его выйти к ним из своего добровольного заключения; наконец решились уже выломать двери, как Антоний отворил их и вышел. Они удивились, не найдя в нем следов изнурения, хотя он подвергал себя величайшим лишениям. Небесный мир царствовал в его душе и отражался на лице. Спокойный, сдержанный, ко всем одинаково приветливый, старец скоро сделался отцом и наставником многих. Пустыня оживилась: в горах кругом явились обители иноков; множество людей пело, читало, постилось, молилось, трудилось, служило бедным. Святой Антоний не давал своим ученикам каких-либо определенных правил для монашеской жизни. Он заботился только о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд.

Но святой Антоний в самой пустыне тяготился многолюдством и искал нового уединения. “Куда ты хочешь бежать?” — был голос с неба, когда он на берегу Нила дожидался лодки, чтобы удалиться от людей. “В верхнюю Фиваиду,” отвечал Антоний. Но тот же голос возразил ему: “Поплывешь ли ты вверх — в Фиваиду, или вниз — в Буколию, тебе не будет покоя ни там, ни здесь. Иди во внутреннюю пустыню.” Так называлась пустыня, лежавшая близ берегов Красного моря. Туда и пошел Антоний вслед за проходившими сарацинами.

Через три для пути нашел он дикую высокую гору с ключом воды и немногими пальмами в долине. На этой горе он и поселился. Здесь он обработал небольшое поле, так что теперь никому не нужно было приходить к нему и приносить хлеба. По временам он посещал братию. Верблюд нес на себе хлеб и воду для поддержания сил его во время этих тяжких путешествий по пустыне. Впрочем, почитатели святого Антония открыли и последнее его уединение. Во множестве стали приходить к нему искавшие его молитв и наставлений. Приводили к нему больных; он молился о них и исцелял их.

Святой Антоний уже около семидесяти лет жил в пустыне. Против воли, начал смущать его горделивый помысел, что здесь он старше всех. Он просил Бога удалить от него этот помысел и получил откровение, что один отшельник гораздо ранее его поселился в пустыне и более его служит Господу. Антоний встал рано утром и отправился искать этого неизвестного миру подвижника. Проходил целый день и не встретил никого, кроме пустынных зверей. Перед ним расстилалось необозримое пространство, но он не терял своей надежды. Рано утром он снова пошел. Перед его глазами мелькнула волчица, бежавшая к ручью. Святой Антоний подошел к этому ручью и увидел близ него пещеру. При звуке его шагов дверь в пещеру крепко замкнулась. Святой Антоний до полудня взывал через дверь к неизвестному подвижнику и просил показать ему свое лицо. Наконец, дверь отворилась и навстречу ему вышел глубокий старец, совершенно убеленный сединами. Это был святой Павел Фивейский. Он уже около девяноста лет жил в пустыне. После братского лобзания, Павел спросил Антония: в каком положении род человеческий? какое правление в мире? остаются ли еще идолопоклонники? Прекращение гонений и торжество христианства в римской империи было для него радостной новостью, а появление арианства — горькой. Пока старцы беседовали спустился к ним ворон и положил хлеб. “Щедр и милостив Господь,” воскликнул Павел: “Вот сколько лет каждый день я получаю от Него полхлеба, а ныне ради твоего пришествия послал Он целый хлеб.”

На следующее утро Павел открыл о себе Антонию, что скоро отойдет из мира; поэтому он просил Антония принести к нему мантию епископа Афанасия, (знаменитого борьбой за Православие против арианской ереси. чтобы прикрыть ею его останки. Антоний поспешил исполнить желание святого старца. Он возвратился в свою пустыню в сильном волнении и на вопросы братьев-монахов мог сказать только: “Грешный, я считал себя еще монахом! Я видел Илию, я видел Иоанна, я видел Павла в раю.” На обратном пути к святому Павлу он видел его возносящегося на небо среди сонма ангелов, пророков и апостолов.

“Зачем, Павел, не дождался ты меня? — воскликнул Антоний. — Так поздно я узнал тебя и так рано ты уходишь!” Однако когда он вошел в пещеру Павла, то нашел его безмолвно и недвижимо стоящим на коленях. Антоний также встал на колени и начал молиться. Уже после нескольких часов молитвы убедился он, что Павел потому не движется, что мертв. Он благоговейно омыл его тело и завернул в мантию святителя Афанасия. Вдруг явились два льва и своими когтями вырыли довольно глубокую могилу, где Антоний и похоронил святого подвижника.

Преподобный Антоний скончался в глубокой старости (106 лет, в 356 г.) и за свои подвиги заслужил наименование Великого.

Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы (авва, евр. слово — значит отец) жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

Молитва преподобному Антонию Великому

О великий угодниче Божий, преподобие отче Антоние! Яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных (имена), молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем. Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших, имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная подавати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати, и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святитель Афанасий Великий

Житие преподобного Антония Великого

Предисловие

В доброе соревнование с египетскими иноками вступили вы, пожелав или сравняться с ними, или даже превзойти их своими подвигами в добродетели. Ибо и у вас уже появляются монастыри, и водворяются иноки. Посему, такое расположение ваше достойно похвалы и того, чтобы усовершил его Бог по молитвам вашим. Поскольку же и у меня требовали вы сведений о житии блаженного Антония, и, чтобы самим вам приобрести его ревность, пожелали вы знать, как начал он свою подвижническую жизнь, каким был до вступления в нее, какой имел конец жизни, и справедливо ли все о нем рассказываемое, то с великой готовностью принял я ваше требование, потому что и для меня много пользы в одном воспоминании об Антонии, да и вы, как уверен я, услышав о нем и подивившись ему, пожелаете устремиться к той же цели, какая и им была предположена. Ибо жизнь Антония — для иноков достойный образец подвижничества. Поэтому, не почитайте невероятным то, что рассказывали вам об Антонии, а паче, оставайтесь в той мысли, что пока лишь немногое услышано вами, ибо и это малое, без сомнения, трудно было пересказать вам. Если и я, по просьбе вашей, опишу что в этом послании, то сообщу вам опять-таки только немногое, что припомню об Антонии. И вы не переставайте спрашивать у всякого, кто плывет отсюда. Ибо из рассказов каждого о том, что кто знает, составится, может быть, и полное повествование об Антонии. Так и я, получив послание ваше, намеревался вызвать некоторых иноков, особливо же тех, которые чаще других бывали при нем, чтобы, получив более сведений, и вам сообщить что-либо более полное. Но поскольку время плавания приходило к концу и отправляющийся с письмами спешил, то потщился я написать Вашему Благоговению, что знаю об Антонии сам, многократно видя его, и какие сведения мог приобрести о нем, когда был его учеником и возливал воду на руки ему. Во всем же заботился я об истине, чтобы иной, услышав больше, чем надлежит, не впал в неверие, или, узнав меньше, чем должно, не стал с неуважением думать об этом.

Житие преподобного Антония Великого

1. Антоний родом был египтянин. Поскольку родители его, люди благородные и довольно богатые, были христиане, то и он воспитан был по-христиански и в детстве рос у родителей, не зная ничего иного, кроме них и своего дома. Когда же стал отроком и преспевал уже возрастом, не захотел ни учиться грамоте, ни сближаться с другими отроками, но имел единственное желание, как человек нелукав, по написанному об Иакове, жить в дому своем (Быт. 25, 27). Между тем ходил он с родителями в храм Господень и не ленился, когда был малым отроком, не сделался небрежным, когда стал уже возрастать, но покорен был родителям, и внимательно слушая читаемое в храме, соблюдал в себе извлекаемую из того пользу. Воспитываемый в умеренном достатке, он не беспокоил родителей требованием разнообразных и дорогих яств, не искал услаждения в снедях, но довольствовался тем, что было, и ничего больше не требовал.

2. По смерти родителей остался он с одной малолетней сестрой, и будучи восемнадцати или двадцати лет от роду, сам имел попечение и о доме, и о сестре. Но не минуло еще шести месяцев по смерти его родителей, когда он, идя по обычаю в храм Господень и собирая воедино мысли свои, на пути стал размышлять о том, как Апостолы, оставив все, пошли во след Спасителю, как упоминаемые в Деяниях верующие, продавая все свое, приносили и полагали к ногам Апостольским для раздаяния нуждающимся, какое имели они упование и какие воздаяния уготованы им на небесах. С такими мыслями входит он в храм. В чтенном тогда Евангелии слышит он слова Господа к богатому: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси и гряди в след Мене (Мф. 19, 21). Антоний, приняв это за напоминание свыше, как если бы для него именно было это чтение, выходит немедленно из храма и все, что имел во владении от предков (было же у него триста арур <Арура — египетская мера земли во сто локтей.> весьма хорошей, плодоносной земли), дарит жителям своей веси, чтобы ни в чем не беспокоили ни его, ни сестру, а все прочее движимое имущество продает и, собрав довольно денег, раздает их нищим, оставив немного для сестры.

3. Но как скоро, вошедши опять в храм, услышал, что Господь говорит в Евангелии: не пецытеся на утрей (Мф. 6, 34), ни на минуту не остается в храме, идет вон и остальное отдает людям неимущим; сестру определяет на воспитание в обитель поручив известным ему и верным девственницам, сам же перед домом своим начинает наконец упражняться в подвижничестве, внимая себе и пребывая в терпении. В Египте немногочисленны еще были монастыри, и инок вовсе не знал великой пустыни, всякий же из намеревавшихся внимать себе подвизался, уединившись неподалеку от своего селения. Поэтому, в одном ближнем селении был тогда старец, с молодых лет проводивший уединенную жизнь. Антоний, увидев его, поревновал ему в добром деле и сначала стал уединяться в местах, лежащих близ селения. И если слышал там о каком рачителе добродетели, шел, отыскивал его, как мудрая пчела, и не прежде возвращался в место свое, как увидевшись с ним. Когда же получал от него некоторое напутствие для шествования стезею добродетели, шел к себе. Так проводя там первоначально жизнь, Антоний наблюдал за своими помыслами, чтобы не возвращались к воспоминанию о родительском имуществе и о сродниках. Все желания устремлял, все тщание прилагал к трудам подвижническим. Работал собственными своими руками, слыша, что праздный ниже да яст (2 Сол. 3, 10), и часть издерживал на хлеб себе, иное же на нуждающихся. Молился он часто, зная, что должно наедине молиться непрестанно (1 Сол. 5, 17), и столь был внимателен к читаемому, что ни одно слово Писания не падало у него на землю, но все удерживал он в себе, почему, наконец, память заменила ему книги.

4. Так вел себя Антоний и был любим всеми. Ревнителям же добродетели, к которым ходил он, искренне подчинялся и в каждом изучал, чем особенно преимуществовал тот в тщательности и в подвиге: в одном наблюдал его приветливость, в другом неутомимость в молитвах; в ином замечал его безгневие, в другом человеколюбие; в одном обращал внимание на его неусыпность, в другом на его любовь к учению; кому удивлялся за его терпение, а кому за посты и возлежания на голой земле; не оставлял без наблюдения и кротости одного и великодушия другого; во всех же обращал внимание на благочестивую веру во Христа и на любовь друг к другу. Так, с обильным приобретением возвращался на место собственного своего подвижничества, сам в себе сочетавая воедино то, что заимствовал у каждого, и стараясь в себе одном явить преимущества всех. А с равными ему по возрасту не входил в состязание, разве только чтобы не отставать от них в совершенстве. И делал это так, что никого не оскорблял, но и те, с кем состязался, радовались о нем. Поэтому, все жители селения и все добротолюбцы, с которыми был он знаком, видя такую жизнь его, называли его боголюбивым и любили его, одни — как сына, другие — как брата.

5. Но ненавистник добра завистливый диавол, видя такое расположение в юном Антонии, не потерпел этого, но как привык действовать, так намеревается поступить и с ним. Сперва покушается он отвлечь Антония от подвижнической жизни, приводя ему на мысль то воспоминание об имуществе, то заботливость о сестре, то родственные связи, то сребролюбие, славолюбие, услаждение разными яствами и другие удобства жизни, то, наконец, жестокость пути добродетели и ее многотрудность, затем представляет ему мысленно и немощь тела, и продолжительность времени, и вообще, возбуждает в уме его сильную бурю помыслов, желая отвратить его от правого произволения. Когда же враг увидел немощь свою против Антониева намерения, паче же увидел, что сам поборается твердостью Антония, низлагается великой его верой, повергается в прах непрестанными молитвами, тогда, в твердой надежде на те свои оружия, яже на пупе чрева (Иов 40, 11), и хвалясь ими (таковы бывают первые его козни против юных), наступает он и на юного Антония, смущая его ночью и столько тревожа днем, что взаимная борьба их сделалась приметной и для посторонних. Один влагал нечистые помыслы, другой отражал их своими молитвами; один приводил в раздражение члены, другой, по-видимому, как бы стыдясь сего, ограждал тело верой, молитвой и постами. Не ослабевал окаянный диавол, ночью принимал на себя женский образ, во всем подражал женщине, только бы обольстить Антония; Антоний же, помышляя о Христе и высоко ценя дарованное Им благородство и разумность души, угашал угль сего обольщения. Враг снова представлял ему приятность удовольствий, а он, уподобляясь гневающемуся и оскорбленному, приводил себе на мысль огненное прещение и мучительного червя и, противопоставляя это искушению, оставался невредимым. Все же вместе служило к посрамлению врага. Возмечтавший быть подобным Богу осмеян был теперь юношей. Величающийся пред плотию и кровию низложен был человеком, носящим на себе плоть, потому что содействовал ему Господь, ради нас понесший на Себе плоть и даровавший телу победу над диаволом, почему каждый истинный подвижник говорит: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15, 10).

В конце пятого века появилось собрание изречений Антония Великого, отражающих монашеское совершенство. До наших дней дошло 20 речей о добродетели, 7 посланий монастырям и Правила жизни и увещания.

Антоний Великий

Антоний родом был из Египта, родился в знатной и богатой семье поблизости Гелиополя. Родители были православными людьми и воспитывали его на заповедях Христа. Когда он подрос, его решили обучить грамоте. Но он пожелал остаться дома. Антоний был послушным и неизбалованным ребенком, мало общался с ровесниками, посещал с семьей храм, слушал проповеди.

Когда умерли родители, стал заботиться о хозяйстве и сестре. Как свидетельствуют источники, ему уже было восемнадцать лет. Однажды Антоний шел в церковь. По дороге он размышлял об апостолах и верующих, которые продали все богатство и смиренно следовали за Иисусом. Когда он зашел в церковь, то услышал слова о нестяжании. Это значит, что кто хочет стать совершенным, должен продать все и следовать за Спасителем.

Антоний близко к сердцу принял слова. Он продал несколько гектаров земли и раздал жителям и нищим деньги, часть отдал сестре. При следующем посещении церкви он услышал слова о промысле. Снова раздал оставшееся имущество бедным, сестру отдал на содержание монахиням и остался в молитвах и одиночестве. Подробно можно читать о житие Антония Великого, написанным Афанасием великим.

Подвижничество

Антоний удалился от мира постепенно. Сначала он находился у старца и слушал опыт других отшельников. Затем решил уйти и поселится в пещере. Святой Антоний ушел в безлюдное место, остановился в военном укреплении, взяв полугодичный запах хлеба.

Много соблазнов испытал Антоний, его мучили:

  • жара,
  • голод,
  • жажда,
  • холод.

Но самой мучительной оказалась тоска по миру. Когда святой падал духом, приходили на помощь ангелы.

Двадцать лет Антоний пребывал в одиночестве, когда пришли друзья, чтобы жить рядом. Они долго стучали и даже решили выломать двери. Когда Антоний открыл, удивились, увидев его в нормальном состоянии. Небесное царство светилось в его глазах. Он вел себя спокойно и приветливо. Скоро он стал наставником для многих подвижников:

  • не давал никаких правил;
  • внушал преданность Господу;
  • отказ от всего мирского и неустанный труд.

Пустыня ожила, люди молились, трудились.

Но вновь многолюдство стало ему в тягость, он направился в пустыню возле берегов Красного моря. Антоний набрел на гору с источником воды и поселился там. Здесь в долине обработал участок земли и посеял зерно, чтобы обеспечить себя хлебом. Иногда посещал других подвижников. Верблюд помогал нести воду и хлеб в тяжелых пустынных условиях. Его сторонники снова открыли место пребывания и стали к нему приходить за советами и наставлениями. К нему обращались больные, он лечил их молитвами.

Семьдесят лет провел Антоний в пустыне. Он стал испытывать гордость за то, что самый старый отшельник. Однако ему было откровение, что живет неизвестный подвижник дольше его. Тогда он стал искать отшельника. Он ходил несколько дней, пока не нашел ручей и пещеру рядом. Антоний решил подойти к входу. Но при его приближении к двери, она защелкнулась.

Полдня просил Антоний открыть двери. Наконец вышел старец с сединой. Он представился Павлом Фивейским, который больше девяносто лет посвятил подвижничеству. Они долго беседовали, затем Павел сказал, что скоро умрет и уговорил его принести порфиру епископа Афанасия, который боролся против ереси.

Когда Антоний вернулся, Павел был мертв. Он омыл тело, завернул в порфиру. Тут появились два тигра, которые стали рыть когтями яму. В ней он предал земле подвижника.

Антоний почувствовал смерть заранее, он посетил отшельников и предупредил, что скоро уйдет из этого мира и дал последние наставления. Через время он заболел и скончался, когда ему было больше ста лет. За духовные подвиги его назвали Великим. День почитания христиане отмечают 30 января.

Антоний Великий основал подвижничество. Наставник нескольких отшельников называется авва. Скиты, объединенные под управлением одного аввы, назывались лаврой. Но позже сформировался другой вид жизни подвижников, которые группировались в общину, вместе кушали и трудились. Такое сообщество назвали монастырем, а авв – архимандритами.

В чем помогает молитва Антонию Великому

Молятся иконе преподобного Антония Великого в минуты печали и скорби, а также образ помогает:

  • укрепиться в вере;
  • бороться с соблазнами;
  • при болезнях;
  • защитить от сглаза, порчи, стихийных бедствий.

Останки святого были перенесены в Александрию. В седьмом столетии – в Константинополь, а с пятнадцатого века находятся в церкви святого Иулиана Франция.

В России храм преподобного Антония Великого расположен в городе Дзержинске, который входит в состав Нижегородской и Арзамасской епархии.

Акафист преподобному Антонию Великому

Кондак 1

Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, преподобне отче Антоние, любовию восхваляюще богоугодное житие твое, благодарения песнь о тебе Богу приносим. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти: Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Икос 1

Ангельское житие от юности возлюбивши, в заповедех Божиих ходити вожделел еси, преподобне отче, и сердцем пламенея ко Господу сил, ум на Божественная возвел еси, временная и земная во уметы вменяя. Темже, промышлению Божию о тебе дивящеся, с верою зовем ти:

Радуйся, благочестивых родителей сыне достойный.

Радуйся, во благочестии ими воспитанный.

Радуйся, от юности за Христом последовавый.

Радуйся, суету земную ни во чтоже вменивый.

Радуйся, вертограда Христова делателю усердный.

Радуйся, пустыножителей наставниче великий.

Радуйся, спасения всем желавый.

Радуйся, путь истиннаго монашества показавый.

Радуйся, светильниче, огнем Божественным возжженный.

Радуйся, каменю веры во Христа несокрушенный.

Радуйся, благодатию Духа Святаго осиянный.

Радуйся, даром чудотворений облагодатствованный.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 2

Видя враг рода человеческаго тебе, богоносне отче, на высоту духовную вознесшагося, восхоте погубити тя, но устыдися усердия и смирения твоего, ты бо непрестанно в посте и молитве подвизался еси, главу невидимаго змия сокрушая, Богу же со умилением поя: Аллилуиа.

Икос 2

Разумевше сердцем и умом, яко вся благая мира сего скоротечни и скоропреходящия суть, в пещере темней затворил еси себе, страсти умерщвляя и единому Господеви работая. Сего ради, похваляя равноангельное житие твое, вопием ти:

Радуйся, упование свое на Бога возложивый.

Радуйся, врага безумие посрамивый.

Радуйся, неустрашимый разрушителю козней диавольских.

Радуйся, чистотою и святынею Ангелом уподобивыйся.

Радуйся, пустыню подвиги твоими освятивый.

Радуйся, многия в Царствие Небесное управивый.

Радуйся, презренную гордость низлагаяй.

Радуйся, смиренномудрию научаяй.

Радуйся, свете, всех богомудрием просвещаяй.

Радуйся, лучезарная звездо, сиянием подвигов твоих всех озаряяй.

Радуйся, во славу Божию поживый.

Радуйся, пастырю добрый и долготерпеливый.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 3

Сила Вышняго укрепляше тя, Антоние преблаженне, ты бо в посте, молитве, неустанных трудех и бдениих пребывая и всякия вражия искушения побеждая, воспевал еси благодатию покрывавшему тя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помысл чист и душу непорочну, блаженне отче, уразумел еси мира сего суету и непостоянство, и вечных благ вожделев, благ временных отреклся еси. Темже, ублажающе тя, вопием:

Радуйся, смирения благаго ревнителю.

Радуйся, мудрости духовныя искателю.

Радуйся, на высоту безстрастия возшедый.

Радуйся, всего себе Богу предавый.

Радуйся, Господу твоему незлобием уподобивыйся.

Радуйся, нищетою твоею богат бывый.

Радуйся, пустыни благодатное украшение.

Радуйся, мирови светильниче пресветлый.

Радуйся, бесов страшный прогонителю.

Радуйся, прелести их потребителю.

Радуйся, паче мудрецов мира сего мудрейший.

Радуйся, подвижниче всеусерднейший.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 4

Бурю злых напастей утишая, в пустыню вселился еси, Антоние преблаженне, в нейже многоскорбный путь иноческаго жития прошел еси, вся козни вражеския попирая и прельщения его отсекая, укрепляющему тя Христу поя: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о богоугодном житии твоем, преподобне, прихождаху к тебе от всех концев ищущии правды Божия, ихже ты с любовию приемля, ко спасению руководствовал еси. Мы же, умиленною душею восхваляя тя, вопием сице:

Радуйся, пустынножителей правило и основание.

Радуйся, добрый стада Христова наставниче.

Радуйся, Церкви Христовы украшение.

Радуйся, монашествующих славо.

Радуйся, всего себе в жертву Господеви принесый.

Радуйся, страсти греховныя в себе умертвивый.

Радуйся, Ангелов веселие.

Радуйся, демонов всегубительное попрание.

Радуйся, пустынный жителю.

Радуйся, безмолвия рачителю.

Радуйся, на путь правый наставляяй.

Радуйся, Царствие Небесное возвещаяй.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 5

Боготечная звезда чину иноческому явился еси, преподобне отче Антоние, образ быв словом, житием, любовию, верою, чистотою, воспевая Господу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя враг рода человеческаго чистое и святое житие твое, отче Антоние, многажды ополчашеся на тя: ты же смирением своим его побеждая, от пути спасительнаго не уклонился еси. Мы же, ведуще сие, поем ти:

Радуйся, вечныя жизни причастниче.

Радуйся, спасения великий наставниче.

Радуйся, житием твоим единому Богу послуживый.

Радуйся, иго Христово восприявый.

Радуйся, коварство лукавых демонов обличаяй.

Радуйся, на путь спасения наставляяй.

Радуйся, чистоты хранителю.

Радуйся, Троическаго света зрителю.

Радуйся, падших востание.

Радуйся, бесовския силы прогнание.

Радуйся, столпе веры утвержденный.

Радуйся, учителю совершенный.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 6

Проповеди Евангельския послушав: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси; и гряди в след Мене», отрешил еси себе, отче Антоние, от богатств земных и, вселився в пустыню, житие постническое пожил еси, подвиги твоими сокровище себе на небеси стяжавая. Вразуми и нас, отче благосердый, к скорогибнущим вещем земным сердцем не прилеплятися, а паче о горних помышляти, вопия Господу сил: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко богосветлое светило, в пустыни Египетстей, отче Антоние, озаряя всех лучами добродетелей и чудес твоих. Мы же, поминая подвиги твоя, ублажаем тя, глаголюще:

Радуйся, имже венчаются преподобнии.

Радуйся, имже спасаются человецы.

Радуйся, благодатное болящих посещение.

Радуйся, люте страждущих помощниче.

Радуйся, вражды разрушителю.

Радуйся, врагов истребителю.

Радуйся, верным мир и утверждение.

Радуйся, скорое от бед избавление.

Радуйся, злобы и коварства губителю.

Радуйся, отчаянных посетителю.

Радуйся, православным поборниче.

Радуйся, христианом помощниче.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 7

Хотяй достойне подвигом добрым подвизатися, вся временная во уметы вменил еси, и нищ и убог пребывая, в пустыню вселился еси, да с единым Богом беседуеши, непрестанно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго воистину наставника монахов яви тя Господь, отче Антоние: мнози бо познавше богоугодное и праведное житие твое, и высокую мудрость духовную уразумевше, послушаху словес твоих, яко словес великаго угодника Божия, емуже достоит пети таковая:

Радуйся, вере Авраама подражавый.

Радуйся, кротостию Давиду уподобивыйся.

Радуйся, ревность Илиину стяжавый.

Радуйся, стезями Крестителя последовавый.

Радуйся, воду в пустыни молитвою источивый.

Радуйся, разслабленныя от одра болезни воздвигнувый.

Радуйся, слепым прозрение даровавый.

Радуйся, многия болящия исцеливый.

Радуйся, наставниче монахов предивный и богомудрый.

Радуйся, Христа Бога служителю усердный.

Радуйся, претихое скорбных утешение.

Радуйся, прелюбимое иноков похваление.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 8

Странное и пачеестественное житие преподобнаго Павла видев, блаженне Антоние, дивился еси высоте подвигов и доброделей его. Душу же его, Ангелы окружаему, на небеса восходящую узревши, Богу, дивному во святых Своих, возгласил еси: Аллилуиа.

Икос 8

Радостию велиею возрадовался еси, отче Антоние, видяще восхождение на небо души преподобнаго Аммония, егоже прозорливыма очима зрел еси. Сего ради со многим удивлением взываем ти сице:

Радуйся, очеса своя выну на небо возводивый.

Радуйся, славу небесную паче всего возлюбивый.

Радуйся, непрестанными молитвами сердце свое освятивый.

Радуйся, мысль твою в Бозе утвердивый.

Радуйся, грядущая яко настоящая провидевый.

Радуйся, смирением твоим высокая дарования стяжавый.

Радуйся, стужаемыя от злых духов свободителю.

Радуйся, душевнаго и телеснаго здравия подателю.

Радуйся, в нуждах и бедах преславный заступниче.

Радуйся, в напастех и скорбех скорый защитниче.

Радуйся, яко нас, на земли сущих, не оставляеши.

Радуйся, яко о нас, грешных, мольбы Богу приносиши.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися высоте подвигов твоих, преподобне, яко в немощней человечестей плоти сый, по всему уподобился еси Ангелом и, силою Вышняго укрепляемь, во всяких добродетелех довольне изобиловал еси. Сего ради ангельским чинам причтен, поеши Всесильному Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению жития твоего, отче Антоние: кто бо исповесть вся пощения и бдения, болезни и труды твоя? Кто изочтет слезы и воздыхания твоя яже к Богу? Обаче мы, любовию к тебе подвизаеми, дерзаем воспевати сице:

Радуйся, великий пустынножителю.

Радуйся, совершенства учителю.

Радуйся, истиннаго Бога служителю.

Радуйся, бесов из пустыни прогонителю.

Радуйся, громе, диавола поражаяй.

Радуйся, коварство его изобличаяй.

Радуйся, благодати Божия вместилище.

Радуйся, Духа Святаго обиталище.

Радуйся, постников украшение.

Радуйся преподобных похвало.

Радуйся, монахов основание.

Радуйся, отцев славо.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 10

Спастися хотящим верный наставник был еси, преподобне, и ныне нам, грешным, спасения желающим, помози святыми твоими молитвами, да тобою вспомоществуеми, достигнем Царствия Небеснаго, идеже Ангели немолчно поют: Аллилуиа.

Икос 10

Стена крепкая и необоримая был еси своим учеником, сохраняя их от стреляний бесовских, и ныне нам буди стена и покров от всех козней диавольских вопиющих ти таковая:

Радуйся, ангеле земный.

Радуйся, человече небесный.

Радуйся, святыни чистое и честное жилище.

Радуйся, великих добродетелей вместилище.

Радуйся, благочестия ревнителю.

Радуйся, ересей обличителю.

Радуйся, любве Христовы исполнение.

Радуйся, иноков научение.

Радуйся, твердое верных прибежище.

Радуйся, крепкое падающих возведение.

Радуйся, укрепление немощных и разслабленных.

Радуйся, утешение унывающих и безнадежных.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 11

Пение умиленное, от любви и усердия в похвалу тебе от нас возносимое, приими, благоутробне отче Антоние, приклонися к нам милостиво и в покаянии преуспети сподоби, да молитвами твоими выну поем Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемный светильник истиннаго Света сущим на земли явился еси, преподобне Антоние, просвещаеши бо сердца верных подвиги твоими и чудесы, наставляя на путь добродетельного и богоугоднаго жития. Темже слышиши от всех таковая:

Радуйся, наставниче премудрый.

Радуйся, вождю благонадежный.

Радуйся, всего себе воле Божией предавый.

Радуйся, Господа Иисуса паче всего возлюбивый.

Радуйся, терпением скорбей многоразличных просиявый.

Радуйся, вольною нищетою вечное богатство стяжавый.

Радуйся, в терпении и злострадании житие твое проводивый.

Радуйся, пустынное озлобление мужески терпевый.

Радуйся, ленивых к подвигом возбудителю.

Радуйся, исправления грешников поручителю.

Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче.

Радуйся, о всем мире усердный молитвенниче.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 12

Благодать данную Ти от Бога ведуще, благоговейно лобызаем святолепное изображение лика твоего, угодниче Божий, и молимся: не остави нас твоим молитвенным предстательством ко Христу Богу, Емуже благодарно поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое житие, восхваляем мирную кончину твою, преподобне отче Антоние, и молим ти ся: буди нам во всем ко благу скорый помощник, зовущим ти таковая:

Радуйся, небесный жителю.

Радуйся, Троицы Единосущныя предстоятелю.

Радуйся, Ангелов веселие.

Радуйся, святых собеседниче.

Радуйся, истинный угодниче Божий.

Радуйся, избранный слуго Господень.

Радуйся, теплый ходатаю о всех призывающих имя твое.

Радуйся, наставниче и упование почитающих тя.

Радуйся, благодатию Божиею насыщенный.

Радуйся, от источника Божественнаго напоенный.

Радуйся, потоком слез спасительных орошенный.

Радуйся, одеждою нетления одеянный.

Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.

Кондак 13

О преподобне отче наш Великий Антоние, вечно живый в невечернем дни Царствия Христова, умоли всех Владыку избавитися нам от бед, скорбей и вечнаго мучения, да во веки поем Ему во Царствии Его: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О преподобне и богоносне отче наш Антоние! Веруем, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради со умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий: не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да, милостивно призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да простит нам вся, елика согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты, подвижниче добродетели, веси немощь и скорбь времен настоящих, моли убо выну Христа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Него тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, и неослабное терпение до конца. Испроси нам в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно прейти от земли на небо, мытарств же, и бесов воздушных, и вечныя муки избавитися, и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Антоние:

Молитвы преподобному Антонию Великому.

Главная —> Православные молитвы —> Молитвы преподобному Антонию Великому

Молитва

О, великий угодниче Божий, преподобне отче Антоние! Яко имея дерзновение ко Владыце Христу и ко Пречистей Его Матери, буди о нас, недостойных, молитвенник теплый, заступая нас от всяких бед и напастей, да твоими молитвами невредимы от враг видимых и невидимых пребудем.
Моли милосердие Божие, да спасет нас от прегрешений наших имиже веси судьбами. Моли благость Его, еже милостивно храму (дому) сему потребная даровати, жизнь нашу умирити и вся прихожаны храма сего помиловати и спасти души наша, да непрестанно славим, хвалим, поем и величаем Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2

О, преподобие отче Антоние! Молим тя мы, недостойнии, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и Богоугодное житие и добрый ответ на страшнем суде Христове. Угаси молитвами твоими разжженныя на ны стрелы диавольския, да не прикоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва 3

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Антоние, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не от­ступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пасты­рю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от зем­ли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Цар­ствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Гос­поду нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и покло­нение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Антонию Великому

Тропарь, глас 4

Ревнителя Илию нравы подражая, Крестителю правыми стезями последуя, отче Антоние, пустыни был еси житель и вселенную утвердил еси молитвами твоими. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Житейския молвы отринув, безмолвно житие скончал еси, Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, с ним убо тя почитаем, отцев начальниче, Антоние.

Тропарь, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, приходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Антоние, дух твой.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Антоние, моли непрестанно о всех нас.

Величание преподобному

Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Икос

Христов глас услышав, шествовал еси в след Того заповедей, наг жития быв, и отвергл еси попечения вся стяжаний, имений и рабов твоих, и сестры любление, Богоносне Антоние, и, един в пустынях Богу беседуя чистейше, разума благодать приял еси, тоже ми посли, в песнех тя поющему, отцев начальниче, Антоние.

» предыдущая молитва :: следующая молитва «

Все молитвы …

Антоний Великий
ⲁⲃⲃⲁ ⲁⲛⲧⲱⲛⲓ

Икона св. Антония Великого (XVI век)
Рождение 251

  • Гераклеополь, Бени-Суэйф, Египет
Смерть 17 января 357

  • Фивы, Луксор, Египет
В лике преподобных
Главная святыня Монастырь Святого Антония
Сент-Антуан-л’Аббеи
День памяти 17 января
Категория на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Святой Антоний.Св. Антоний на картине Франсиско де Сурбарана

Анто́ний Вели́кий, преподобный (др.-греч. Ἀντώνιος, Antṓnios; лат. Antonius, копт. ⲁⲃⲃⲁ ⲁⲛⲧⲱⲛⲓ ; около 251, Кома, Египет — 356, Дейр-Мари) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. День памяти — 17 января.

Св. Антоний художественно-символически изображается с посохом, имеющим форму тау-креста, с колокольчиком для отпугивания бесов; иногда рядом с ним свинья; греческая буква тау может украшать его одеяние.

Биография

Родился в коптской семье благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Святой уже с детских лет отличался исключительным благочестием. Когда умерли его родители, Антонию было двадцать лет и у него на руках осталась малолетняя сестра. По преданию, однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). Стараясь следовать словам Евангелия как можно точнее, то есть жить именно так, как оно учит, Антоний вскоре отказался от родительского наследства в пользу бедных из своего селения. Услышав же через время слова Иисуса: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34), Антоний поручил сестру верным и известным ему девственницам, покинул свой дом и стал подвизаться рядом со своим селением под руководством одного старца в служении Богу.

«Мучения святого Антония» — предположительно, первая работа Микеланджело.

Вскоре Антоний оставил старца, уединился в Фивадской/Фиваидской пустыне и жил сначала в гробовой пещере вблизи родного селения, а потом, взяв с собой шестимесячный запас хлеба, поселился в развалинах воинского укрепления в Писпире на берегу Нила. Здесь он пробыл около 20 лет в уединении, только изредка отзываясь на просьбы лиц, приходивших видеть и слышать его. Во время этого уединения Антоний, будучи много раз искушаем дьяволом, наложил на себя ещё более трудные обеты, даже с приходящими к нему беседовал через узкое отверстие, проделанное в стене, чтобы ничем не прерывать своего постничества. По преданию, когда Антоний уже не выдерживал духовных страданий, ему явился Иисус Христос, сообщивший, что Он был рядом всё время. Предание также сообщает, что в конце его дней у Антония появились многочисленные ученики и последователи. Письменная агиография, однако, говорит лишь о двух учениках.

После 305 года Антоний прерывает своё уединение, чтобы по многочисленным просьбам организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему. Во время гонения императора Максимина в 311 году он посетил Александрию, ободрял христиан и появлялся в наиболее опасных местах. Когда гонение стихло, в 313 году Антоний Великий ушёл ещё дальше — на берег Красного моря, в монастырь близ Суэцкого залива в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле. Время от времени он посещал лиц, начавших подвизаться в Фиваде под его руководством.

Прожив уединённо около 70 лет, Антоний встретился со святым Павлом Фивейским, прожившим в пустыне около 90 лет и сообщившим ему о том, что христианские гонения в Римской империи прекратились и что появилась ересь арианство.

Около 350 года по настойчивому приглашению Афанасия Великого, Антоний оставил уединение и пришёл в Александрию, чтобы выступить в споре против ариан. Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Антоний лично выступил на собрании, отрицал принадлежность к арианскому учению и заодно осудил его. Появление знаменитого подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него чудес. Это уже были последние усилия старца, и возвратясь в свою пустыню, он на 105 году скончался. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения.

При византийском императоре Юстиниане (527—565) его мощи были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (ок. 529 года), затем — в Константинополь (около 623 года), а в 980 году — в Мот-Сен-Дидье (ныне Сент-Антуан-л’Аббеи) близ Вьенна (Франция), где хранятся в 114-килограммовом ковчеге по сей день. Другие мощи, в виде одного лишь черепа, называемые «главой преподобного Антония», с 1491 года хранятся в городе Арле в церкви св. Иулиана.

О тексте жития Антония Великого

Диего Веласкес. Св. Антоний и Павел-Отшельник

Источниками наших сведений об Антонии Великом являются сообщения церковных историков Сократа, Созомена, Руфина, блаженного Иеронима и других, но главным из них является древнейшее греческое агиографическое произведение «Жизнь Антония», написанное около 365 г. одним из видных греческих писателей IV века отцом Церкви святителем Афанасием Александрийским. Это творение святителя Афанасия считается одним из лучших его писаний, шедевром аскетической и житийной литературы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это житие нужно читать всем христианам. «Повествование сие мало значительно в сравнении с Антониевыми добродетелями, — пишет святой Афанасий, — однако же и из сего заключайте, каков был Божий человек Антоний. С юных лет и до такого возраста соблюдавший равное усердие к подвижничеству, ни по старости не обольщавшийся дорогими снедями, ни по немощи тела своего не изменявший вида своей одежды, ни в чём однако же не потерпел он вреда, Глаза у него были здоровы и невредимы и видел он хорошо. Не выпало у него ни одного зуба, а только ослабли они в дёснах от преклонных лет старца. Здоров он был руками и ногами (…). А что всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его — это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души».

Монастырь Святого Антония Великого, 2006Коптская икона Антония Великого

Из многочисленных произведений, посвящённых Антонию Великому и известных в греческой письменности, в славянском переводе распространилось лишь житие, написанное Афанасием Александрийским. По единодушному мнению специалистов, перевод был сделан в Болгарии; появление его объясняют антиарианскими эпизодами жития и сравнивают его в этом отношении со словами против ариан Афанасия Александрийского, которые были переведены Константином Преславским. Исследователи спорят лишь о личности переводчика Иоанна пресвитера. Одни считают, что названный в послесловии жития Иоанн — это Иоанн Экзарх, другие полагают, что вдохновитель перевода Иоанн — это архиепископ Иоанн Охридский, деятельность которого приходится на XI в. В первом случае перевод Иоанна пресвитера датируют X в., во втором — XI в. В настоящее время преобладает первая точка зрения.

Основатель христианского монашества

Антоний Великий не первым удалился в пустыню и не в этом смысле он является отцом монашества. И до него уже во II веке были люди, которые селились на более и менее продолжительное время в уединённых местах для аскетических целей, иногда по внешним побуждениям, например, из-за гонений на христиан, но часто исключительно для подвигов воздержания. Но преподобный Антоний был первым ярким и принципиально новым представителем пустынного жительства: «он освятил монашескую отшельническую жизнь». Антоний не основывал монастырей и не мечтал о роли духовного наставника — аввы. Люди сами начали приходить к этому человеку, ушедшему жить в пустыню, чтобы проводить аскетическую и духовно-созерцательную жизнь. Видя его духовную мудрость, вокруг него собралось много учеников-пустынников и последователей.

Преподобный Антоний считается основателем отшельнического монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного аввы, назывались лаврой (отсюда сохранившиеся до сих пор названия крупных православных монастырей — Киево-Печерская Лавра,Троице-Сергиева Лавра и др.).

Но ещё при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделяли общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного (киновийного) монашества считается преподобный Пахомий Великий.

Образ святого Антония в искусстве и литературе

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1505. Лиссабон, Национальный музей старинного искусства

Из многих византийских и западноевропейских изображений, связанных с аскетическими добродетелями, целебными силами и природой, с XV столетия выделяется наиболее популярный мотив — искушение святого Антония. Многообразие изображений святого Антония связано с тем, что его считают покровителем многих профессий: крестьян, всадников, звонарей, корзинщиков, щёточников, мясников, гробовщиков. На Востоке Антония почитают как отшельника и отца монахов, на Западе, напротив, — как чудесного целителя, которому приписывается способность лечить. Популярность Антония достигла вершины в Средние века в западной церкви. Около 1070 года был основан орден святого Антония. Это учреждение стало центром по лечению больных «антониевым огнём» (предполагают, что это гангрена, или болезнь, вызываемая тяжёлым отравлением спорыньей).

Житие Антония Великого нашло широкое отражение в западноевропейской иконографии (в том числе работы Иеронима Босха, Питера Пауля Рубенса, Давида Тенирса старшего и др.), его использовал в философской драме «Искушение святого Антония» Гюстав Флобер.

К иконографическим атрибутам Антония относятся Т-образный крест, колокольчики госпитальеров (антониты при сборе пожертвований привлекали к себе внимание колокольчиками), свинья (антонитам было разрешено держать свиней, которым дарована была привилегия свободно бегать по улицам городов), огонь и лев.

Изречения святого Антония

Из творений самого преподобного Антония до нас дошли: 1) Речи его, числом 20, трактующие о христианских добродетелях, особенно монашеских, 2) Семь посланий к монастырям — о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и 3) Правила жизни и увещания к монахам.

В конце V столетия появилось собрание изречений, отражавших монашеский идеал. Следующие изречения приписываются Антонию:

  • «Если ты в миру не смог ужиться с людьми, то потом ты не сможешь справиться с одиночеством».
  • «Я видел все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: „Кто сможет их обойти?“ Тогда я услышал голос, сказавший: „смиренный“».
  • «Кто в пустыне в своей келье предаётся тишине, тот неуязвим для трёх искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему: борьба с чувственностью».
  • «Как рыбы издыхают, если долго находятся на суше, так и монахи лишаются притягательной силы, даруемой тишиной, если они надолго покидают свою келью, проводя время со светскими людьми. Как рыба должна вернуться в воду, так и мы должны стремиться в келью, чтобы во время пребывания за её пределами не пропустить стражу в своём сознании».
  • «Не попадёт в рай тот, кого не искушали. Отними искушение — и никто не обретёт спасения».
  • «Будем убегать ненависти и распрей. Кто находится в дружбе с заражённым ненавистию и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Точно, доверяющий себя зверю безопаснее того, кто доверяет себя сварливому и заражённому ненавистию. Неотвращающийся от сварливости и негнушающийся ею не пощадит никого из человеков, ниже друзей своих».
  • «Бьющий кусок железа наперёд смотрит мыслью, что намеревается сделать: серп, меч или топор. Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, чтобы не трудиться понапрасну».
  • «Гордость и высокоумие низвергли диавола с неба в преисподнюю, — смирение и кротость возносят человека с земли на небо».
  • «Ежедневно умирай, чтоб жить вечно: потому что боящийся Бога жив будет во веки».
  • «Если кто заговорит о неполезном для души, — будь подобен глухому, который не слышит, и немому, который не говорит».
  • «Если случится кому, по наущению диавола, подвергнуться падению: тот да восстанет покаянием, — да прибегнет к Тому, Который низшел на землю для спасения одной овцы, увлеченной грехом в заблуждение».
  • «Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих».

Святой Антоний Великий, избиваемый демонами, желающими прогнать его с места отшельнического подвига, на картине Мартина Шонгауэра, 1480

  • «Люби смирение; оно покроет все грехи твои».
  • «Молитва, совершаемая с небрежением и леностию — празднословие».
  • «Не будь сластолюбив и предан объедению, чтоб не возобновились в тебе прежние твои согрешения».
  • «Не забывай трудов, понесенных тобою ради добродетели, не впади в леность, чтоб не оказаться в последний час твой нерадивым и заблудшим с пути правого; но возлюби Господа до конца, чтоб наследовать милосердие».
  • «Не приклони слуха, чтоб услышать зло о ближнем; будь другом человеков, и стяжешь жизнь».
  • «Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо».
  • «Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих».
  • «Непрестанно бодрствуй над собою, чтобы не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приблизился конец их и некому помочь им, нет им надежды спасения».
  • «Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле».
  • «О добром деле, которое желаешь сделать, отнюдь не говори, — исполни его, не разгласив о нем предварительно».
  • «Остерегись рассердиться на кого-либо, — прощай всем».
  • «От ближнего нам и жизнь, и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога, если же соблазним брата, то согрешим против Христа».
  • «Ощутив гнев, тотчас отвергни его далеко от себя, чтоб радость твоя о Господе пребыла ненарушенною до конца. Умоляю, как юношей, так и старцев, чтоб они не дозволяли гневу обладать собою».
  • «Прочь — ложь! она изженет из тебя страх Божий».
  • «Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод».
  • «Сын мой! не умножай слов: многословие удалит от тебя Духа Божия».
  • «Удали от себя ненависть, охраняй себя от вожделений твоих, равно как и от скверных помышлений».

Наставления св. Антония Великого в изрядном количестве включены в известный сборник, содержащий речения отцов церкви и других духовных писателей «Добротолюбие» (Филокалия).

> См. также

  • Госпитальное братство святого Антония
  • Антон Перезимник — день народного календаря

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *