Житие Бориса и Глеба

Чтение о Борисе и Глебе

Чтение о Борисе и Глебе

Чтение о Борисе и Глебе

Авторы

Нестор Летописец

Дата написания

Язык оригинала

древнерусский язык

Тема

Борис и Глеб

Жанр

агиография

Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба — памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. «Чтение» посвящено истории убийства князей Бориса и Глеба и, по мнению ряда исследователей, было написано раньше «Сказания о Борисе и Глебе», созданного, по их версии, после 1115 года на основе «Чтения» и летописного материала.

«Чтение» начинается с пространного введения, в котором Нестор излагает всю библейскую историю от сотворения мира. Он сокрушается, что, когда христианство получило распространение, то лишь Русь оставалась «в первой прелести идольской «. Крещение Руси князем Владимиром он описывает как всеобщее торжество и радость. Далее излагается традиционная версия истории убийства Святополком Бориса и Глеба, который, в изложении Нестора, действует по козням дьявола. В каждой из ситуаций, описанных в чтении, Нестор подыскивает аналогию или прообраз в прошлой мировой и библейской истории.

«Чтение» написано в агиографическом жанре, автор описывает неизвестные по летописям факты из юности Бориса (мечта о мученической смерти под влиянием чтения житий святых, уклонение от вступления в брак и женитьба лишь по настоянию отца: «не похоти ради телесныя», а «закона ради цесарьскаго и послушания отца»). В тех местах, где «Чтение» совпадает с летописным рассказом, у Нестора даются иные, житийные трактовки событий. Например, в летописях о походе Бориса на печенегов по поручению отца говорится, что Борис вернулся в Киев, так как не «обрел» (не встретил) вражеское войско, а в «Чтении» враги бегут от него, так как не решаются «стати против блаженного». При описании убийства братьев Нестор сообщает лишь о ритуальном, с цитированием псалмов, молении обречённых князей, которые по окончании молитвы торопят убийц «скончать своё дело».

По мнению филолога-медиевиста О. В. Творогова:

На примере «Чтения» мы можем судить о характерных чертах агиографического канона — это холодная рассудочность, осознанная отрешенность от конкретных фактов, имен, реалий, театральность и искусственная патетика драматических эпизодов, наличие (и неизбежное формальное конструирование) таких элементов жития святого, о каких у агиографа не было ни малейших сведений…

Примечания

  1. Сказание о Борисе и Глебе (недоступная ссылка). Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Дата обращения 4 июля 2009. Архивировано 31 мая 2008 года.
  2. Творогов О.В. Литература Древней Руси (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июля 2009. Архивировано 1 июля 2009 года.

Ссылки

  • Преподобный Нестор Летописец. Чтение о Борисе и Глебе. Переложение прот. Александра Балыбердина.
  • Балыбердин А., прот. Наши современники — святые Борис и Глеб. К 1000-летию подвига
  • Творогов, Олег Викторович О.В. Литература Древней Руси (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июля 2009. Архивировано 1 июля 2009 года.
  • Ужанков А.Н. О времени сложения служб и датировке житий святых Бориса и Глеба
  • Ужанков А.Н. Святые страстотерпцы Борис и Глеб: к истории канонизации и написания житий
Это заготовка статьи о литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Смотреть что такое «Чтение о Борисе и Глебе» в других словарях:

  • Сказание о Борисе и Глебе — «Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века) 1. Борис и Глеб удостаиваются Иисусом Христом мученических венцов 2. Борис идёт на печенегов Сказание о Борисе и Глебе& … Википедия

  • Сказание о Борисе и Глебе — – самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник из цикла произведений, посвященных рассказу о гибели сыновей Владимира I Святославича Бориса и Глеба во время междоусобной борьбы за великокняжеский киевский стол в 1015 г. Борисо … Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Борис и Глеб — Это статья о церковном культе Бориса и Глеба, о жизнеописании братьев см. Борис Владимирович (князь ростовский) и Глеб Владимирович (князь муромский) Мученики страстотерпцы: благоверные князья Борис и Глеб … Википедия

  • БУГОСЛАВСКИЙ — С. А. Бугославский. Фотография. 20 е гг. ХХ в. (ИМЛИ) С. А. Бугославский. Фотография. 20 е гг. ХХ в. (ИМЛИ) Сергей Алексеевич (2.07.1888, Чернигов 14.01.1945, Москва), историк рус. лит ры, фольклорист, музыковед, композитор. Род. в семье учителя… … Православная энциклопедия

  • Борис Владимирович (князь ростовский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Владимирович. Борис Владимирович … Википедия

  • Глеб Владимирович (князь муромский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Глеб Владимирович. Глеб Владимирович … Википедия

  • Борисоглебский монастырь — Картина «Вид на Борисоглебский монастырь», Н.И. Боровской (2001) на марке России Борисоглебский монастырь православный монастырь, посвящённы … Википедия

  • Жития святых — произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной системы, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов. Термин «Ж. с.» болгарский. Т. к. христианство не было однородно по составу … Литературная энциклопедия

  • Андрей Первозванный — У этого термина существуют и другие значения, см. Андрей Первозванный (значения). Запрос «святой Андрей» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «святой Андрей» перенаправляется сюда. В Википедии есть статьи о кораблях «Святой… … Википедия

  • Слово о житьи… князя Дмитрия Ивановича — «Слово о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго» – анонимное произведение, прославляющее московского великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350–1389 гг.); состоит из насыщенной похвалами исторической части, где … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *