Житие сергия радонежского читать

ЖИТИЕ И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ

ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО1

ЗАПИСАННЫЕ
преподобным Епифанием Премудрым,
иеромонахом Пахомием Логофетом
и старцем Симоном Азарьиным

О КНИГЕ

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО
ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА СЕРГИЯ ЧУДОТВОРЦА,
написанное Епифанием Премудрым
(по изданию 1646 года)

ГЛАВА 1
Вступление

ГЛАВА 2
Начало жития Сергия

ГЛАВА 3
О Том, как Варфоломею было даровано познание грамоты от Бога, а не от людей

ГЛАВА 4
Об отрочестве

ГЛАВА 5
О переселении родителей святого

ГЛАВА 6
О пострижении Варфоломея, которое стало началом иноческой жизни святого

ГЛАВА 7
О прогнании бесов молитвами святого

ГЛАВА 8
О начале игуменства святого

ГЛАВА 9
Об Иване, сыне Стефана

ГЛАВА 10
Об изобилии всего нужного

ГЛАВА 11
О бедности одежды Сергия и о некоем крестьянине

ГЛАВА 12
Об изведении источника

ГЛАВА 13
О воскрешении отрока молитвой святого

ГЛАВА 14
О бесноватом вельможе

ГЛАВА 15
О введении общежития

ГЛАВА 16
Послание патриарха Филофея

ГЛАВА 17
Об основании монастыря на реке Киржач

ГЛАВА 18
О епископе Стефане

ГЛАВА 19
Начало Андроникова монастыря

ГЛАВА 20
Начало Симоновского монастыря

ГЛАВА 21
О видении Ангела, служащего с блаженным Сергием

ГЛАВА 22
О победе над Мамаем и о монастыре на Дубенке

ГЛАВА 23
О Голутвинском монастыре

ГЛАВА 24
О монастыре Высоком

ГЛАВА 25
О том, как святого хотели возвести на митрополию

ГЛАВА 26
О посещении Богоматерью святого

ГЛАВА 27
О епископе, пришедшем увидеть святого

ГЛАВА 28
О человеке, исцелившемся по молитвам святого Сергия

ГЛАВА 29
Об обличении человека, попробовавшего посланную еду

ГЛАВА 30
О лихоимце

ГЛАВА 31
О видении Божественного огня

ГЛАВА 32
О преставлении святого

ГЛАВА 33
ОБ обретении мощей святого Сергия

ГЛАВА 34
О преставлении преподобного игумена Никона

ГЛАВА 35
О том, как видели святого Сергия среди братии во время пения

ГЛАВА 36
О явлении митрополита Алексия вместе со святым Сергием

ГЛАВА 37
ОБ архимандрите Игнатии

ГЛАВА 38
Об исцелившемся Димитрии, по прозванию Кайса

ГЛАВА 39
О некоем тверском вельможе Захарии

ГЛАВА 40
Чудо второе о том же

ГЛАВА 41
О Симеоне Антонове

ГЛАВА 42
О воине, избавленном от поганых

ГЛАВА 43
Чудо о слепом

ГЛАВА 44
О слепой отроковице

ГЛАВА 45
О бесноватом юноше

ГЛАВА 46
О сухоруком юноше

ГЛАВА 47
О пресвитере и мужах, бывших в латинских землях

ГЛАВА 48
Чудо об архимандрите Матфее

ГЛАВА 49
Чудо о Маркелле, иноке-пекаре

ГЛАВА 50
Чудо о бесноватом юноше

ГЛАВА 51
Чудо об исцелившемся у гроба святого Сергия

ГЛАВА 52
Чудо о бесноватом отроке, исцелившемся у гроба святого Сергия

ГЛАВА 53
Чудо об инокине Мариамии

ГЛАВА 54
Чудо о чудесном зачатии и о рождении великого князя Василия Ивановича всея Руси самодержца

ГЛАВА 55
Чудо Преподобного Сергия чудотворца о преславной победе над Литвой у города Опочки

ГЛАВА 56
Сказание о городе Свияжске

ГЛАВА 57
О явлении Преподобного Сергия в городе Казани

ГЛАВА 58
О чудесах Преподобного чудотворца Сергия, бывших В его обители во время осады

ГЛАВА 59
О явлении Преподобного Сергия архимандриту Иоасафу

ГЛАВА 60
Сказание казака Ивана Рязанца, служившего у Литовцев, который поведал о том, как Преподобные Сергий и Никон помогают своей обители

ГЛАВА 61
О повторном явлении чудотворца Сергия архимандриту Иоасафу

ГЛАВА 62
О явлении Преподобного Сергия чудотворца литовским воинам

ГЛАВА 63
Повесть о явлении Сергия чудотворца Андрею Болдырю и о том, как по молитвам Преподобного Бог подал победу над врагами

ГЛАВА 64
О явлении чудотворца Сергия

ГЛАВА 65
Об исцелении инока, не верившего чуду Преподобного Сергия

ГЛАВА 66
О явлении чудотворца Сергия в Москве с хлебом

ГЛАВА 67
О явлении чудотворца Сергия Галасунскому архиепископу Арсению

ГЛАВА 68
Чудо Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия чудотворца о немом

ГЛАВА 69
Об умножении хлебов на Троицком подворье — в монастыре святого Богоявления в Москве

ГЛАВА 70
Чудо Преподобного Сергия об отроке казакам свою обитель и избавил их от безбожных турок

ГЛАВА 71
Чудо Преподобного Сергия о некоем плотнике, уснувшем в церкви

ГЛАВА 72
Чудо святого Сергия о некоей инокине Хотьковского монастыря Пречистой Богородицы, честного и славного ее Покрова

ГЛАВА 73
Чудо Преподобного Сергия об исцелившемся отроке Севастьяне

ГЛАВА 74
Чудо Преподобного Сергия, который показал на море донским

ГЛАВА 75
Чудо Преподобного Сергия о воине, исцелившемся у гроба святого Сергия

ГЛАВА 76
Чудо Преподобного Сергия об исцелении от болезни глаз

ГЛАВА 77
Чудо Преподобного сергия о жене, исцелившейся по молитвам святого чудотворца Сергия

ГЛАВА 78
Чудо святого об утопавшем, которому удалось спастись

ГЛАВА 79
Чудо святого Сергия о скоморохе Сергии

ГЛАВА 80
Чудо Преподобного Сергия об исцелении сумасшедшего

ГЛАВА 81
Чудо Преподобного Сергия о другом сумасшедшем

ГЛАВА 82
Еще одно чудо святого о сумасшедшем

ГЛАВА 83
Чудо об иноках того же монастыря

ГЛАВА 84
Чудо святого Сергия о юноше Василии

ГЛАВА 85
Чудо о жене, сотворившей пелену

ГЛАВА 86
Похвальное слово Преподобному отцу нашему Сергию

ГЛАВА 87
Чудо Преподобного Сергия о том, как он избавил человека от смерти

ГЛАВА 88
Чудо святого о том, как он избавил людей от упавшей башни

Иване, исцелившемся от внутренней болезни

О НОВОЯВЛЕННЫХ ЧУДЕСАХ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ.
Рукопись Симона Азарьина 1653 г.

1. Из летописной книги. О чуде святого Сергия, как он исцелил слепую жену

2. О умножении муки от небольшого сусека по молитвам святого

3. О голосе, обращенном к ключарю Ивану, и об исцелении, по молитвам святого, расслабленного инока и немого отрока

4. О монастырской лодке, которую Господь, по молитвам святого, спас на море от потопления

5. О чудесах святого Сергия, список которых привез из Холмогор иерей Стахий

6. Об исцелении бесноватого

7. Об исцелении бесноватой

8. О боярине Иване Никитиче Романове

9. О явлении чудотворца Сергия Козьме Минину и о собирании ратных людей для освобождения государства

10. О некоем вельможе, похулившем еду

11. О хождении с образом на спорную землю

12. О послах, спасенных на море

13. О полковнике Лисовском, как он, похваляясь захватить обитель святого Сергия, сам погиб

14. О жене, исцелившейся по молитвам святого

15. О некоем вельможе, отдавшем вотчину свою в монастырь, и о гневе Божием за то, что не исполнили его повеления

16. О прозрении инокини

17. Об отроке Фоме, который ушел из обители святого, сошел с ума и был спасен, снова вернувшись в обитель

18. О некоем юноше, который сошел с ума и потом исцелился по молитвам святого

19. Об отроке Иване, спасшемся от разбойников по молитвам святого

20. О некоем человеке, который был спасен от разбойников по молитвам святого

21. О падении палат

22. О падении строительных лесов

23. Об утопшем, спасенном по молитвам святого

24. Об окольничем, который, не расположив сердца своего к чудотворцу Сергию, приехал ревизовать монастырь

25. О новоявленном колодце

26. О государевом дьяке Григории Одинцове, который исцелился от болезни по молитвам святого

27. О двух людях, которые спаслись от утопления по молитвам святого

28. О некоем иноке, который спасся от разбойников молитвами святого

29. О человеке, упавшем с угловой башни

30. Об исцелении внутренней болезни некоего вельможи

31. О чуде от новоявленного колодца

32. О той же святой воде

33. О князе Семене Шаховском, который был спасен на море

34. Об исцелении расслабленной жены иерея

35. О воре, который украл колокола и был обличен

36. О тяжбе по наговору и о том, как гнев Божий настиг корыстолюбца

37. О некоей расслабленной инокине, которая исцелилась по молитвам святого Сергия

38. О пожаре, который был под монастырем на воловьем дворе и утих от Сергиева образа

39. Об исцелении диакона и его дочери по молитвам святого чудотворца Сергия

40. Об исцелении болезни Святейшего Иосифа, Патриарха Московского и всея Руси, по молитвам святого

41. О боярине князе Алексее Михайловиче Львове, который получил исцеление по молитвам святого

42. О церковнослужителе Иоакиме, который исцелился от болезни по молитвам святого

43. О пожаре и о том, как по молитвам святого огонь угас

44. Об исцелении правого уха иерея по молитвам святого

45. Об одном монастырском слуге, который, по молитвам святого, остался живым и невредимым, будучи засыпан камнями от старой стены

46. О боярине и о Сергиевых крестьянах

47. Об исцелении глазной болезни Архимандрита

48. О пожаре на житном дворе

49. О пожаре в Троицкой вотчине

50. Об обидах, нанесенных монастырским крестьянам

51. О слуге Феодоре, который, по молитвам преподобных, получил спасение от смерти

52. Об отроке, который видел перед собою образ Сергия чудотворца

53. О жене, исцелившейся по молитвам святого

54. Об исцелении недужного по молитвам святого

55. Об исцелении немого по молитвам святого

56. Об исцелении глазной болезни по молитвам святого

57. Об исцелении одной женщины по молитвам святого

58. Об исцелении одной девицы

59. Об исцелении девицы по молитвам святого

60. Об исцелении Романа Боборыкина по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского, чудотворцев

61. Об исцелении больного лихорадкой по молитвам святого

62. О видении Преподобного чудотворца Сергия Льву Афанасьевичу Плещееву и о победе над неверными калмыками по молитвам святого

63. О посещении Преподобным Сергием обителей, в которых начальниками были его ученики

64. Об исцелении сердечной болезни и гортани у слуги Сергиевой обители

65. Об исцелении инока Савватия

66. Об исцелении святыми болезни одной женщины

67. Об исцелении расслабленного, его жены и детей

68. Об исцелении зубов одной вдовы

69. Об исцелении одного крестьянина

70. О монастырском слуге, который, потеряв деньги, нашел их по молитве преподобного

71. Об исцелении инокини по молитвам святого

72. Об исцелении иконописца, страдавшего от бесовского страхования

73. О неправедном иске, о том, как монастырскую казну забрали поклепом

74. О непочитающих святые места и о гневе Божием

75. О слуге, убежавшем из Сергиевой обители

76. О спорной земле в вотчине чудотворца и о гневе Божием на враждующих

77. Об исцелении от припадков

(для чтения и изучения в 7, 8-м классах)

Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского, имя его «блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло… Он открыл им глаза на самих себя». «Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее».

В.О. Ключевский говорит о преклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков1 и характеризует помыслы и чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русской земли. «Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему из различных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие”». К нему приходили со своими думами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели и простые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. «И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV веке». Эти чувства представляют собой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. «Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка». Нравственное влияние его велико, в душу народа запали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русский подвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав в Москву, восклицал: «Како может в сих странах таков светильник явиться?»

Русские люди XIV века признали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом. Оно «пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа»2.

«Политическая крепость» прочна только тогда, когда держится на силе нравственной — это самый драгоценный вклад преподобного Сергия в живую душу народа, его нравственное самосознание. Это современно и в наши дни.

Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского

«Житие Сергия Радонежского» было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван «Премудрым». Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.

«Житие Сергия Радонежского» носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В «Житии» предстает идеальный герой древней литературы, «светоч», «божий сосуд», подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце «пречудном и предобром», и с Божьей помощью обращается к написанию «Жития». Называя жизнь Сергия «тихим, дивным и добродетельным» житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: «Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем»3.

Центральная часть «Жития» повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».

Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном «начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую». Уделом отшельника стал «труд пустынный», «жилье скорбное, суровое», полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. «Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня»4.

Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего «пустыннолюбца и пустыннослужителя». В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе — Сергием.

Далее автор повествует о его делах и подвижническом труде и задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, «ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том».

Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: «если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение»5.

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!»

Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы.

Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, «то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил». И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. «Я думаю, что это не тот», — воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: «О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того».

Великий князь Дмитрий Донской кланяется Сергию до земли, принимая благословение преподобного на битву с Мамаевой ордой. Сергий произносит: «Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься».

И когда заколебался князь Дмитрий перед боем, увидев великое войско Мамаево, от святого пришел скороход с посланием: «»Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог”. И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары…»5.

Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: «Кто я такой — грешный и худший из всех человек?» И был непреклонен.

Автор подчеркивает «светлость и святость», величие Сергия, описывая его кончину. «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти…»6.

Так Сергий Радонежский «просиял» добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и «целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания»7.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте статью В.О. Ключевского «Год Сергия» и постарайтесь осмыслить: почему Сергий является «светочем», гордостью народа русского, и почему выражает его чувства и верования? Как с образом Сергия связаны нравственные чувства народа?
  2. Каковы истоки нравственности Сергия? Вспомните очерк Б. Зайцева о Сергии Радонежском.
  3. Чем восхищает и удивляет личность Сергия?
  4. Прочитайте житие, написанное Епифанием Премудрым. Что вам известно об авторе?
  5. Как построено произведение, учтена ли в нем каноническая традиция житийной литературы?
  6. Почему Епифаний Премудрый в своем произведении обращается к описанию жизни Сергия Радонежского?
  7. Какие чувства автора выражены в житии?
  8. Перескажите текст, повествующий о жизни Сергия (от рождения до кончины святого).
  9. Что говорится о родителях Сергия?
  10. Какое чудо случилось до рождения преподобного во время церковной службы и как это свидетельствует об особом предназначении Сергия?
  11. Расскажите об учении Сергия. О каком эпизоде, повлиявшем на успешное овладение преподобным грамотой, рассказывает автор?
  12. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  13. Как сложилась жизнь преподобного после смерти его родителей?
  14. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  15. Перечислите добродетели святого.
  16. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  17. Расскажите о подвижническом труде Сергия, оцените его нравственные качества.
  18. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  19. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевым побоищем, отказ от архиерейства и др.)?
  20. Что пишет автор о кончине Сергия, о его значении для развития самосознания народа?
  21. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?
  22. Почему, по словам В.О. Ключевского, такие люди, как Сергий, превращаются в сознании поколений в идеал?

►Читайте также другие темы главы «Литература периода феодальной раздробленности»:

  • «Слово о полку Игореве»
    • «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы
    • Вопросы и задания по теме «Слово о полку Игореве»
  • «Слово Даниила Заточника»
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем»
  • «Слово о погибели Русской земли»
  • «Житие Александра Невского»
  • Повести о Куликовской битве
  • «Сказание о Мамаевом побоище»
  • «Задонщина»
  • «Житие Сергия Радонежского»

►Перейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *