Жизнь священна

Рассказать новость близким:

Священнические звания белого и черного духовенства

Белое духовенство – это женатое духовенство. Черное – это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас – с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) – высший священный чин

Митрополит Филарет

Епископ – надзирающий архиерей

Архиепископ – наиболее заслуженный епископ

Митрополит – епископ, руководитель митрополии

Викарий – помощник другого епископа или его наместник

Патриарх – главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи – второй священный чин

У слова «священник” существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros – священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально – старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Протоиерей Николай Коржич

Для черного священства:

1) Иеромонах – монах в сане священника.

2) Архимандрит – (от греч. аrсhоn – глава, старший и mаndrа – овчарня; буквально – старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра” в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен – (от греч. hеgumеnоs, буквально – идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви – заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон – низший священный чин

Для белого священства:

  1. дьякон
  2. протодьякон

Протодиакон Виталий Коляда

Для черного священства:

  1. иеродьякон
  2. архидиакон

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас”, что означает «папочка”, «батюшка”. В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo – священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп” постоянно встречается как синоним слов «священник”, «иерей” и «пресвитер”. Протопоп – то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий”, «отец Николай” и т. д. Или просто «батюшка”. В официальных случаях диакона называют – «Ваше Благоговение”, пресвитера – «Ваше Преподобие”, протопресвитера – «Ваше Высокопреподобие”. Обращаясь к епископу, говорят «Владыка” (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство”, архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство”. К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество”. Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Алексей Беглов, кандидат исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть .

Духовенство, как сословие. Одной из важнейших особенностей общественного устройства имперского периода, особенно первой его половины, являлось сословное устройство российского общества. Что такое сословие? Это такое социальное устройство, где социальный статус и занятия человека передаются по наследству. Именно наследованием человека обусловливается положение человека, род его занятий и так далее. Материальное его положение в данном случае не играет существенной роли, поскольку мы вполне можем себе представить богатого зажиточного крестьянина, или горожанина, купца и бедного дворянина. Но от этого, от их личного благосостояния ни в коей мере не будет изменен их социальный статус – дворянин останется дворянином, а купец останется купцом, и он не сможет поступить на государственную службу, или военную службу, а должен будет заниматься своей торговой деятельностью.

Одним из наиболее завершенных по своему оформлению сословий в рамках имперского периода было собственно духовное сословие. При этом пойти по стопам своих отцов дети священников, дьяконов, церковнослужителей могли и раньше, более того, для епископов дети духовенства и в XVI, и в XVII веках были предпочтительными кандидатами на занятие церковных должностей, потому что как правило они были более грамотны, чем остальные прихожане и знали прекрасно церковную службу. Но тогда наследование не было единственным путем рекрутирования людей в священство. Например, самым ярким примером такого «социального лифта», который предоставляла Церковь в досинодальный период является судьба патриарха Никона. Он в миру Никита Минов был крестьянским сыном, сбежал от мачехи в монастырь, там выучился грамоте, церковному пению и уставу. Потом вернулся в свою деревню, где был избран прихожанами на должность приходского священника, а впоследствии после смерти детей и ухода в монастырь его жены, он поднялся по иерархической лестнице до всероссийского патриарха.

В синодальный же период правительство прикладывает усилия для того, чтобы закрыть духовное сословие для входа и для выхода. Для чего это делается? Прежде всего по двум причинам. Первая причина своего рода фискальная – правительство не заинтересовано в том, чтобы люди, поданные из податных сословий, из крестьян, из посадских людей переходили в духовное сословие, которое не облагается налогами – это, с одной стороны. А с другой стороны, правительство пытается повысить образовательный уровень детей священнослужителей, что кажется проще делать в рамках замкнутого сословия.

Очень важным элементом было формирование в начале XIX века системы духовного образования через которую стали проходить уже все дети духовенства и это было одним из важнейших элементов формирования духовного сословия в России. Уже в первой половине XIX века мы видим, что духовное сословие вполне сформировалось. Не хватает ему с точки зрения классической теории сословий, пожалуй, только одного – органов сословного самоуправления. И вот, как ни парадоксально в 1860-е годы, когда великие реформы ставят одной из своих задач демонтаж сословного строя в рамках Российской империи и на это были направлены судебная реформа, военная реформа. Так вот, как ни странно, именно в этот период духовенство получает органы сословного самоуправления в виде благочиннических съездов и епархиальных съездов, что естественно ведет к продолжающейся консолидации духовного сословия.

Оформление духовного сословия в четко наследуемую институцию, приводит безусловно к последовательному отчуждению духовенства и его паствы, как образованного общества, как дворян, которые смотрят на духовенство с определенной дистанцией, с определенной насмешкой, так и по отношению к крестьянам. Крестьяне также все больше ощущают дистанцию между собой и духовенством, замкнутым в определенные сословные рамки.

Если вы верующий, то наверняка знаете, что православное духовенство разделяется на белое и черное. Представители последнего добровольно лишают себя мирской жизни, отрекаются от семьи, служа одному Господу, зато добиваются самых высоких ступеней церковной иерархии. А вот белому духовенству после принятия священного сана жениться не возбраняется. Как священнослужители выбирают супругу и какие требования предъявляются к будущей матушке?

Места для встреч

Обязательных мест нет, но жена священника должна быть православной и выйти замуж девицей. Представители духовенства обязаны до 30 лет определить путь, по которому пойдут, поэтому женятся до наступления этого возраста. В том случае, если не выбирают для себя полного отречения от мирской жизни.

Именно поэтому будущую матушку они присматривают еще в семинарии. Раньше существовали женские епархиальные училища, где получали образование наследницы дьяконов и попов. Но сегодня таких заведений нет, поэтому девушки часто посещают регентские и иконописные школы при семинариях. Молодые люди уже здесь могут присмотреться к воспитанницам и выбрать ту, с которой готовы создать крепкую семью.

Всем известно, что жениться дважды православный священник не может. Даже когда останется вдовцом. Если кто-то хочет вступить в повторный брак, ему придется оставить сан. Скромные и воцерковленные девушки часто приезжают в деревушки близ Троице-Сергиевой Лавры и других храмов, где через местных старушек знакомятся с застенчивыми молодыми священнослужителями.

Основные требования к избраннице

Абсолютно точно исключаются молодые женщины с детьми или разведенные. Жена батюшки должна быть целомудренной и отвечать ряду требований:

  • От нее требуется воздержание до наступления 1-й брачной ночи. Супруги должны принадлежать исключительно друг другу.
  • От матушки требуется проявление смирения и благочестия в адрес мужа. Она не должна ему противоречить и быть покладистой. Это не значит, что у матушки полностью отсутствует собственное мнение, но поиск компромисса — ее обязанность.
  • Женщина должна быть готова к соблюдению постов, молитвам и воспитанию детей в истинной православной вере.
  • Матушка должна беспрекословно следовать за супругом туда, куда его направят служить Господу и пастве.
  • Она не должна чем-либо компрометировать своего мужа.

Чем наполнена жизнь матушки

Церковь шагает в ногу со временем, поэтому нет каких-либо ограничений для жены священника в профессиональном плане. Даже актрисой она может быть, хотя раньше эта деятельность считалась греховной. Естественно, что среди матушек нет стриптизерш или официанток ночных клубов. Но есть врачи, учителя, юристы, повара.

Современные матушки могут себе позволить:

  • Водить машину.
  • Пользоваться косметикой.
  • Трудиться в мирских организациях.
  • Пользоваться интернетом.
  • Носить обычную одежду в повседневной жизни.

Однако большинство жен священнослужителей занимаются семьей и детьми, ибо часто относятся к категории многодетных. Это связано с тем, что религия не признает контрацепции и не разрешает производить аборты. Кроме того, матушки понимают, что к ним приковано внимание прихожан, поэтому ходят в скромной одежде, не делают авангардных стрижек и покрывают голову платком.

Распространено явление, когда матушки помогают своим супругам руководить церковным хором или воскресной школой. Оказывают содействие они и в строительных работах, служат личными секретарями и т. д.

Возможен ли развод

Единственная причина, которую признает церковь — это измена супруги. Но это никак не влияет на невозможность батюшки создать в дальнейшем новую семью. Поэтому чаще всего священники не разводятся, продолжая жить в браке. Однако отношение к жене меняется: она остается матерью детей, но муж больше не спит с ней, а воспринимает как сестру.

Именно поэтому к браку священники относятся очень ответственно.

Раздел I. Научные статьи преподавателей семинарии

УДК 27-75

Протоиерей Алексий Куренков магистр богословия (зарубежная степень), ректор Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью),

Россия, г.Белгород bpds@mail.ru

Пастырское служение: проблемы призвания и профессионального «выгорания» священнослужителя

Аннотация. В статье анализируются проблемы пастырского служения, рассматриваются аспекты профессиональной деятельности священников, даются рекомендации по преодолению негативных процессов, возникающих в пастырском служении.

Ключевые слова: священнослужитель Русской Православной Церкви; пастырское служение; проблемы духовно-профессионального становления священников.

Russia, Belgorod bpds@mail.ru

Pastoral ministry: problems of vocation and professional «burnout»

of a priest

Как говорит Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), «нет ничего страшнее и блаженнее пастырского служения» , которое является «даром Божией благодати» .

Пастырь — это священнослужитель, духовный наставник верующих, паствы. Сам Господь Иисус Христос сказал о Себе: «Я есмь Пастырь добрый!»

(Ин. 10:11), тем самым Он заявил о Себе как о Наставнике и Учителе человеческих душ, заботящемся об их духовном совершенствовании. И Он подает благодать учительства священству, исполняющему пастырские обязанности

Первым и главным условием служения Богу является призвание на служение. Служение пророков или апостолов всегда обусловлено призванием свыше. Это служение дается от Господа не всякому человеку, но лицам, особо к тому призванным. В призвании можно выделить две стороны: божественную и человеческую. Божественная сторона — это помазание, излияние на призванного Духа Святого, сообщение особых даров и прочее. Человеческая же сторона — это все то, что совершают люди, их дела, поступки и суждения .

Необходимо сказать о том, что пастырское служение соединено не только с трудностями, но и порой с опасностями, устоять пред которыми сможет лишь человек, имеющий внутренний огонь и призвание к пастырскому служению, а также любовь к людям. Сердце священника должно гореть желанием послужить Богу и на благо Матери Церкви. Вести людей в жизнь вечную может лишь тот, кто сам знает Христа-Пастыря.

Следует понимать, что пастырь — созидатель душ, мира и любви, участник строительства Божьего Царствия.. Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорит, что пастырь, как добрый хозяин своего дома, своей земли, занимается обработкой и подготовкой почвы, он сеет семена, возделывает их, оберегает от сорняков, поливает растения водой и удобрениями, защищает и охраняет их от воров, следил за созреванием плодов. В то же время пастырь есть врач, который определяет болезни душ и лечит их разными методами .

Пастырь Христов должен быть образцом для верующих, при этом он должен знать законы духовной жизни не только теоретически, но и опытно, на практике. Священнослужитель совершает великое дело примирения и единения людей с Богом. Он постоянно заботится о нравственном перерождении каждой души, помогая восстановлению в падшем человеке образа Божия .

Итак, будущий пастырь должен гармонично сочетать в себе горячую веру и чистоту сердца с богословской образованностью. Ему должны быть присущи любовь к Богу и людям, чистота сердца, добрый нрав, смирение, целомудрие и в то же время смелость и решительность. Призвание к служению является важным залогом для плодотворного его совершения .

Следует сказать о том, что путь священника тернист и труден , поэтому бывает и так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с так называемым «пастырским выгоранием», которое Патриарх Кирилл охарактеризовал как «состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни» .

Выгорание — этоопределенный духовный кризис, в котором порой оказываются священнослужители. Священник начинает равнодушно и небрежно

исполнять свои обязанности, становится раздражительным, унылым, избегает Богослужения и окунается в мирские дела, развлечения. Причиной выгорания может стать изначальное отсутствие истинных мотивов к несению пастырского служения, какие-то корыстные интересы и ожидания. Необходимо отметить тот факт, что выгорание также является результатом служения тех пастырей, которые истинно «горят», «болеют» за свое дело, выкладываются, как говорится, по полной программе, без остатка, всецело, но при этом недостаточно трезво оценивают свои возможности или имеют не слишком крепкое здоровье .

Как правило, начальная стадия выгорания характеризуется чрезмерной активностью в пастырском делании, что постепенно приводит к усталости и истощению. Далее снижается уровень участия пастыря в Богослужениях, нарастает отчуждение по отношению к пастве, общине и общая неудовлетворённость положением дел. Затем наступает депрессия, появляется даже агрессивность, что ведет постепенно к неприсущему священнику деструктивному поведению и появлению бессонницы, проблем со здоровьем, различных видов зависимостей (алкогольной, игровой, интернет-зависимости и др.). Пастырь может окончательно впасть в уныние, отчаяние и чувство бессмысленности жизни и своего пастырского делания .

Таким образом, выгорание — это ценностно-смысловой кризис, сопряженный с ослаблением «харизмы», затуханием изначального желания служить, сокращением молитвенного делания до минимума или же полного оставления молитвенного правила, это состояние, когда Бог, среди суеты повседневной занятости, оказывается на периферии сознания пастыря. Чувство отчаяния может привести к утрате смысла религиозных действий (обрядов), ропоту, утрате веры, к потере доверия к Божественному Промыслу. Это ведет к отступлению от собственного предназначения, к утрате душевной силы и к духовной апатии . Налицо внутренний конфликт между тем, что должен священник представлять собой «извне», его поведением в обществе, на людях, и его настоящими внутренними ценностно-смысловыми ориентирами, интересами и желаниями.

Архимандрит Киприан (Керн) пишет о том, что выгорание — удел тех пастырей, которые чрезмерно надеялись на свои собственные силы. Постепенно они впадут в уныние, появится нежелание молиться, избегание Богослужений, потеря интереса к духовной жизни. Служение становится просто работой, скучной и надоевшей. У таких пастырей порой рождается противление Уставу, желание многое реформировать, причем в соответствии со своим настроением и пониманием. Все это может привести даже к снятию сана и духовной смерти .

Конечно, как таковые выгорание и духовный кризис присущи любой сфере деятельности, однако в случае с духовенством они проявляются самым очевидным образом , поэтому священнослужитель должен внимательно

следить за своим духовным и нравственным состоянием, ведь признаки «выгорания» почти во всём повторяют признаки уныния, а уныние есть изнеможение души, которая не выдерживает искушений. Как считает протоиерей Павел Великанов, выход из этого состояния возможен только один: новое обретение веры, причём эта вера должна уже быть иного качественного уровня, чем была до кризиса. Возможно, «выгорание» попускается Господом для того, чтобы священнослужитель, пройдя все испытания и искушения, стал «купиной неопалимой», не выжигаемым носителем Божественного Света. Ведь пастырское служение — это не только постоянное истощение себя до предела, до какой-то немыслимой душевной пустоты, это еще и непрестанное восполнение Божественной благодатью. И главный способ выстоять и не выгореть окончательно — это «осознанное ожидание Бога» в терпении и смирении среди мрака неверия и отчаяния, преломление собственного «Я», своей обособленности, личностное существование для ближнего, желание обрести себя самого в даре другому человеку . Именно такое смиренномудрие является орудием в борьбе с унынием и открывает сердце человека для принятия Бога.

Таким образом, пастырское призвание — голос Божий, призывающий человека к служению. Это и большое личное желание человека, и одаренность определенными душевными свойствами. Доверие к Богу и любовь к людям, смирение и терпение, здравомыслие, трезвение, молитва, искренность и ревность в служении, должная оценка своих возможностей, внимание к своему духовному состоянию — вот условия благополучного служения без риска полного выгорания. Как говорит святитель Иннокентий (Вениаминов), «имей всегда скромное и смиренное расположение духа, и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов по твоему делу», т.к. эти обещания происходят от гордости, а гордым не дается благодать». «Блажен тот, кто со всей ревностью, искренностью и любовью подвизается» в деле пастырского служения, «перенося труды и скорби, <…> ибо мзда его многа на небеси!» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиография

3. Григорий Богослов, свт. Творения / свт. Григорий Богослов. — М.: Б.И., 1889. Ч. IV. — 219с.

5. Иоанн (Шаховской), архиеп. Пастырство / Азбука веры. — Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyrstvo.

6. Каледа, Г., прот. Пастырство / Азбука веры. — Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyrstvo.

9. Пастырь / Азбука веры. — Режим доступа: https://azbyka.ru/pastyr.

УДК 248.12

Протоиерей Сергий Дергалев кандидат философских наук первый проректор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой библеистики и богословия Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород pmmc@mail.ru

Аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) по письмам к дочери Поликсении, монахине Борисовской Богородицко-

Тихвинской пустыни

Аннотация: В данной статье рассматриваются аскетические воззрения святителя Иннокентия (Вениаминова) на основании его писем к дочери Поликсении, которая была монахиней Борисовской Богородицко-Тихвинской пустыни. В статье описывается, какие советы святитель Иннокентий (Вениаминов) давал дочери по борьбе со страстями и овладению добродетелями. Статья дает хорошее представление о взглядах святителя Иннокентия в отношении аскетики и монашества.

Ключевые слова: аскетика; монашество; монастырь; смирение; сребролюбие; молитва; борьба со страстями; борьба с ленью; духовная жизнь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *