Жизнь в кипиево

КИПИЕВО – 165!

  • Муниципальный контроль и эффективность
  • Противодействие коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Методические материалы
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
      • Перечень нормативно правовых актов администрации муниципального района Ижемский
      • Перечень нормативно правовых актов Республики Коми
      • Перечень нормативно правовых актов Российской Федерации
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Формы, справки
    • Комиссия по противодействию коррупции администрации муниципального района «Ижемский»
    • Ответственные лица за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений
  • Общественная безопасность
    • Деятельность антитеррористической комиссии
      • Состав комиссии
      • Протоколы заседаний
      • Законодательство
      • Пресс-релизы
    • Методические материалы для населения
    • Комиссия по укреплению правопорядка и общественной безопасности
    • Психологическая безопасность детей и подростков
  • Предпринимательство
    • Новости
    • Реестр получателей субсидий
    • Розничная продажа алкогольной продукции
    • Незаконный оборот промышленной продукции
    • Нормативные документы
    • Развитие конкуренции
      • Нормативно-правовые акты
      • Внедрение стандарта развития конкуренции в Республике Коми
      • 2015
      • 2016
    • Сельское хозяйство
    • Консультационная поддержка
    • Истории успеха и лучшие практики
    • Координационный совет по малому и среднему предпринимательству
    • Реестр СМП
    • Информация о реализации муниципальных программ
    • Информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства
    • Число замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства
    • Информация об обороте товаров
    • Финансово-экономическое состояние субъектов
    • Информация о муниципальном имуществе
    • Конкурсы на оказание финансовой поддержки
    • Информация об организациях, образующих инфраструктуру
  • Инвестиции
  • Контрольно-счетная комиссия
    • Состав и контактная информация
    • Законодательство
    • Экспертно-аналитические и контрольно-ревизионные работы
      • Отчёты 2013 год
      • Отчёты 2014 год
      • Отчёты 2015 год
      • Отчёты 2016 год
      • Отчёты 2017 год
      • Отчёты 2018 год
      • Отчёты 2019 год
      • Информация о внесенных по итогам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий представлениях и предписаниях и принятых по ним мерам»
    • Годовые отчеты о деятельности КСК
    • План работы КСК
    • Информация о закупках товаров, работ и услуг
    • Разная информация
      • Тексты официальных выступлений (заявлений) председателя КСК
      • Перечень информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении КСК
      • Сведения об использовании КСК выделяемых бюджетных средств
      • Взаимодействие
    • Кадровая политика
    • Противодействие коррупции
    • Пресса
      • Публикации
      • СМИ о КСК
    • Обращение граждан
  • Административные регламенты
  • Бюджет
    • Бюджет
    • Бюджет для граждан
    • Решения о бюджете
    • Отчеты об исполнении бюджета
    • Проекты решений
    • Муниципальный долг
    • Финансовый контроль
    • Публичные слушания
    • Нормативные документы
  • Социальная сфера
    • Социальная защита населения
      • Нормативные правовые акты Российской Федерации
      • Социальное обслуживание и социальная помощь
    • Образование
      • Информация о системе образования
      • Информация о деятельности
      • Законодательство
    • Здравоохранение
    • Спорт
      • История
      • Календарный план
      • Мастера спорта
      • Спартакиада
      • Муниципальные учреждения спортивного направления
      • Независимая оценка качества работы учреждений
      • ГТО
      • Концепция развития в Республике Коми
      • Стратегия Российской Федерации
    • Туризм
    • Молодёжная политика
    • КПДН
      • Состав и задачи
      • Информация о деятельности
    • Культура
      • Информация о деятельности
      • Духовная культура
      • Материальная культура
      • Современная культура
      • Ремёсла и промыслы
    • Условия труда
    • Доступная среда
    • СО НКО
      • Информация о конкурсах
      • Формы документов
      • Итоги и результаты конкурса
      • Комплексный план мероприятий
  • Земельные и имущественные отношения
    • Информация о свободных земельных участках
    • Имущественные отношения
    • План приватизации
    • Земельный контроль
    • Объявление о продаже имущества
    • Извещения о предварительном согласовании предоставления земельных участков
    • Предоставление в аренду земельных участков на торгах
    • Продажа земельных участков на торгах
    • Нормативная документация
    • Предварительные результаты государственной кадастровой оценки земель с/х назначения
    • О проведении гос. кадастровой оценки з/у, находящихся в составе земель лесного фонда
    • Информация об объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности
    • О проведении в 2020 году государственной кадастровой оценки земель промышленности…
    • Алгоритм действий по получению соответствующих разрешений
  • Архитектура и градостроительство
    • Информация о градостроительной деятельности
      • Протоколы состоявшихся публичных слушаний
      • Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки
      • Информация о назначенных публичных слушаниях
      • Сведения о строящихся объектах
    • Градостроительная документация
    • Документы по планировке территорий
    • Положение об отделе архитектуры и градостроительства
    • Проекты реализации
    • Градостроительный Совет МР «Ижемский»
    • Технический Совет при администрации МР «Ижемский»
    • Схема размещения рекламных конструкций
    • Муниципальные услуги
    • Информация для застройщиков
    • Часто задаваемые вопросы
    • Контакты
  • Градостроительное зонирование
  • Капитальный ремонт МКД
  • ЖКХ
    • Муниципальный контроль
    • Отлов и содержание безнадзорных животных
    • Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры
    • Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры
    • Об оказании услуг по обращению с ТКО
    • Информация о качестве питьевой воды
    • Информация о состоянии зимних автомобильных дорог и ледовых переправ
    • Ресурсоснабжающие организации
    • Переселение граждан из аварийного жилищного фонда
    • Подрядные организации по обслуживанию дорог
    • Реестр и схема размещения мест (площадок) накопления ТКО
  • Обращения граждан
    • График приема в администрацию МР «Ижемский»
    • График приема к Главе Республики Коми
    • График приема Председателем Правительства Республики Коми и его заместителями
    • Обзор обращений граждан
    • Формы обращений
    • О порядке рассмотрения обращений граждан
  • Мониторинг актуальных вопросов
  • Независимая оценка качества работы организаций, оказывающих социальные услуги
    • Нормативное правовое регулирование
      • Нормативные правовые акты Российской Федерации
      • Нормативные правовые акты Республики Коми
      • Ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти
      • Ведомственные акты органа исполнительной власти Республики Коми
      • Решения общественного совета при органе исполнительной власти Республики Коми
      • План мероприятий по проведению независимой оценки качества работы МУ, оказывающих СУ
    • Реализация мероприятий по улучшению качества работы организаций, оказывающих СУ
      • Планы мероприятий по улучшению качества работы организаций, оказывающих СУ
      • Реализация мероприятий по улучшению качества работы организаций, оказывающих СУ
  • Общественные организации
    • Общественный совет МО МР «Ижемский»
    • Представительство МОД «Коми войтыр»
    • МОД коми-ижемцев «Изьватас»
    • Совет ветеранов
    • Ижемская районная организация КРО ВОИ
    • Союз женщин России
      • Состав президиума Ижемского отделения
      • Устав
      • Цели и задачи организации
  • Национальные проекты
  • Вестник
    • 2010 год
    • 2011 год
    • 2012 год
    • 2013 год
    • 2014 год
    • 2015 год
    • 2016 год
    • 2017 год
    • 2018 год
    • 2019 год
  • Прокурор разъясняет
  • Архив Ижемского района
    • К 100-летию государственной архивной службы России
    • Контактная информация
    • История архива
    • О работе архива
    • Запрос в архив
    • Выставки
    • История одной фотографии
    • Говорят архивные документы
  • Формирование комфортной городской среды
  • Расписание движения автобусов
  • Расписание движения пассажирского катера «ЩУГОР»
  • Сведения, подлежащие представлению с использованием координат
  • Программа комплексного развития социальной инфраструктуры сельских поселений
  • Результаты независимого опроса населения
  • Регоператор по обращению с ТКО
  • Участковые Ижемского района
  • Планы проверок
  • Экологическое воспитание и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО
  • Общественные слушания
  • Социальное партнерство
    • Деятельность МТК
    • Коллективно-договорное регулирование
  • Антимонопольный комплаенс
  • Бесплатная юридическая помощь

16 сентября 2000 г. вышел первый номер газеты «Веськыд серни». Редакция газеты решила встретиться с читателями дальних сел и деревень: узнать их проблемы, выслушать их советы по содержанию газеты, выслушать критику в адрес газеты. Я заранее позвонил в администрацию села Кипиево, дом культуры с. Кипиево и, получив согласие на встречу с жителями в клубе, выехал с утра в это дальнее село. В клубе собралось полтора десятка читателей газеты.

Только начали, не успели еще принять поздравления с юбилеем, как на сцену вышла завклубом и огорошила: «Только что звонили с Ижмы и запретили встречу с редакцией газеты в клубе». Сельчане всполошились. Кто запретил? Норкин? Это наш клуб! Что, только уже на кухне дома да под подушкой можно говорить? Перед выборами испугались газеты?

Я попросил соединить меня по телефону с тем, кто запретил. На другом конце провода сказали: нам позвонило районное начальство и велело запретить. Спрашиваю: «Кто?» Говорят, что из кирпичного здания, со второго этажа.

Тогда кто-то сказал: не уйдем, это наш клуб. Пусть не командуют с Ижмы, не они церковь строили. Но другой тихий голос предложил: «Не будем подставлять завклубом из-за дурости чиновников. На улице тепло, там поговорим».

Вышли, нашли старую скамейку.

Разговор пошел про газету, про Норкина, про жизнь деревенскую. Конечно руководителю администрации района досталось по полной. И за то, что обещал Любовь Яковлевне (председателю совета ветеранов) 50 тыс. рублей на ремонт улицы, но не дал. И за то, что, как сказал М.П.Хозяинов, обещал на 2014 г. на водоснабжение 500 тыс. рублей, но не получили ни копейки, затем обещал в 2015 г. уже больше миллиона, пока ни копейки не видели. А вот О.М. Терентьев, генеральный директор ООО «Изьва» дал территориальному общественному самоуправлению (ТОС) за работу по ремонту улицы 60 тысяч рублей. Дальше спонтанно перешли к выборам в райсовет. Тут досталось по полной и депутату райсовета, которая за 4 года не удосужилась ни разу отчитаться перед народом, и рассказать, как, за что и почему голосовала, какие вопросы поднимала на сессиях. Короче, досталось всем сестрам по серьгам.

Зато после собрания этого началось и успешно прошло другое собрание по ТОСам.

Его никто не запретил. Хотя, как потом выяснилось, они, как и редакция «ВС», письменного заявления в администрацию района не писали, но запрета ни Норкин, ни его замы не наложили. Только тогда я понял, что таким образом Игорь Викторович, наверное, решил поздравить уникальную газету «Веськыд серни», выпускаемую на спонсорские средства жителей Ижемского, Усинского и других районов с пятнадцатилетним юбилеем. А у ТОСов, видать еще не юбилей, а только начало.

Н. Братенков, замредактора газеты «ВС»

Псковская область. Псково-Печерский монастырь

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Монастырь находился на торговом пути. Он так же имел важное стратегическое положение как форпост Пскова. Подлинная история его создания не известна. Существует несколько конкурирующих легенд создания монастыря.
В период нахождения монастыря в Эстонии из него были вывезены ценные книги в Тартуский университет. В конце войны из монастыря были вывезены ценности в Германию.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами (по-древнерусски — печорами), называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом).
История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар.
Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния.
В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом созданные пещеры, называется Святой горой.
В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) находился в пределах Эстонии. Монастырь находится в полутора километрах от границы с Эстонией, поэтому рекомендуется выключить сотовый телефон.
В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Из предания известно имя только одного из этих затворников, преподобного Марка, называемого «начальным иноком» монастыря.
Согласно монастырской летописи в 1470 году в пещере поселился священник Иоанн, ранее служивший в церкви великомученика Георгия в Юрьеве-Ливонском (Дерпте, ныне Тарту в Эстонии). Рядом с Богом зданными пещерами он ископал пещеру, в которой устроил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящённую в 1473 году. В его трудах ему помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. После её кончины Иоанн принял постриг с именем Иона.
В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей Великолукской организованной преступной группировки, убитого 30 июня 1995 года.
Брат Николая настоял на этих похоронах и очевидно сделал соответствующее пожертвование. Известные священнослужители, чтобы быть похороненными в этих пещерах свои последние дни жили в монастыре.
Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря (я полагаю за приличное пожертвование или важную услугу).
В пещерах похоронены: епископ Георгий (Садковский), митрополит Вениамин (Федченков), старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся в ней в XX веке: валаамские старцы (иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий, монах Сергий, схимонах Николай, иеросхимонах Иоанн, схимонах Герман), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен архимандрит Алипий (Воронов), в нише храма за мраморной плитой похоронены другие старцы монастыря: схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко), схиигумен Онисифор (Михайлов), схииеродиакон Марк (Мурин). В алтаре храма находится мраморная икона Воскресения Христова.
Среди мирян в пещерах погребены предки А. С. Пушкина, М. И. Кутузова, М. П. Мусоргского, А. Н. Плещеева, В. Н. Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошёл Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Всех хоронят в Богом созданных пещерах, не засыпая землей. По средам и пятницам доступ в пещеры закрыт. Это связано с изменением микроклимата пещер из-за многочисленных посещений. Веками там держалась температура +5 градусов. Теперь воздух иногда прогревается до +11 – такое потепление угрожает сводам пещер. Чтобы сохранить естественную температуру, и введены профилактические дни.
В монастыре находятся: Богом созданные пещеры (ближние и дальние), церкви: Успенская, Покровская, Сретенская, Михайловская (собор), Благовещенская, Лазаревская, Николы Вратаря, Воскресения Христова (в дальних пещерах), Корнилевская, Псково-Печерских преподобных, а также Звонница, Дом настоятеля, Братский корпус, Святые источники, Ризница, Крепостные стены с башнями.
Ближние пещеры (в них всегда стоит очередь паломников) и Сретенская церковь (в церкви многолюдно так, как приезжают целыми автобусами не только паломники, но и экскурсанты) открыты весь день.
Успенская церковь
Успенская пещерная церковь является главным и самым древним храмом монастыря. Она была выкопана в холме из песчаника отцом Иоанном (в постриге Ионой) и освящена в 1473 году.
Успенская церковь имеет только передний фасад, её противо­положная сторона уходит в гору. В 1523 году при игумене Дорофее церковь была обновлена и расширена, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Строительством руководил государев дьяк Мисюрь Мунехин.
Покровская церковь
В 1758—1759 годах над храмом построили Покровскую церковь. Таким образом, Успенский и Покровский храмы имеют общий фасад. Вход в Покровский храм осуществляется из дальних Богом созданных пещер.
В XIX веке над Успенско-Покровским храмом возвели разноцветные купола в стиле украинского барокко, по форме напоминающие главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.
И так в Успенском храме находятся:
— чудотворная Псково-Печерская икона Успения Божией Матери в житии (с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери), по одной из версий, написанная в 1521 году;
— два чтимых списка с чудотворной иконы «Умиления» Божией Матери, написанных в XVI и XIX веках (написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия);
— рака с мощами преподобномученика Корнилия;
— икона святителя Николая в житии, XVI век.
Надвратная церковь
Надвратная церковь (освящена во имя во имя Николая Чудотворца) могла какое-то время служить главным входом в монастырь, святыми воротами. Церковь сейчас имеет общую кровлю с Никольской башней крепостной стены. Церковь была построена как надвратная, её называют церковью Николы Вратаря.
Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).
Она насчитывает шесть основных пролётов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус. Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.
Михайловский собор
Собор в честь архистратига Божьего Михаила является самым большим строением монастыря. Был сооружён в 1815—1827 годах по проекту итальянского архитектора Л. И. Руска в стиле классицизма.
Собор построен в память избавления Пскова от нашествия Наполеона, произошедшего после совершения крестного хода с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери вокруг Пскова.
В ночь на следующий день (8 (20) октября 1812 года) русские войска под командованием генерал-фельдмаршала, графа П. Х. Витгенштейна освободили Полоцк (Второе сражение под Полоцком), тем самым избавив Псков от опасности.
На металлических позолоченных досках, установленных в храме, выбиты имена командиров и число воинов корпуса П. Х. Витгенштейна. Святыней храма является десница святой мученицы Татианы, переданная архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в 1977 году.
Источники монастыря
В монастыре имеется два святых источника: в честь преподобномученика Корнилия (находится напротив Успенского храма, рядом с Ризницей) и артезианский — в честь иконы Божией Матери Живоносный источник (находится напротив Благовещенского храма). В 1911 году над Живоносным источником была построена шестигранная часовня. Многие паломники берут воду из этих источников.
Святая гора
Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.
Монастырь наверно единственный, который построен в овраге (если не считать Киевско-Печерскую лавру). Толпа паломников в платках и длинных в пол юбках контрастирует с экскурсантами. Очень многолюдно и шумно для монастыря. Есть, на что посмотреть и ухоженное место. Было интересно и познавательно. Мне сам монастырь и атмосфера вокруг понравились!
Про этот монастырь восторженные отзывы я слышал еще от своей бабушки, которая до революции жила в Пушкинских горах и в молодости ездила в него на богомолье.
Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Михаил Струнников от 02.06.2019
Интересна история святой обители. Как и история самой земли Псковской.
Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Нина Лесина от 21.05.2019
Была во Пскове, была в Псково-Печерском монастыре. Но это было так давно! Прочитала с большим интересом. Напомнили, спасибо!
Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Леда Шаталова от 05.07.2019
Спасибо за интересную экскурсию!
Рецензия на «Псковская область. Псково-Печерский монастырь» Елена Беренева от 10.07.2019
Очень интересный репортаж! Спасибо!
Ирина Христюк «Ч. 4. Киево-Печерская Лавра»
http://www.proza.ru/2018/06/07/13
Ирина Христюк «Ч. 2. Радуйся, Похвало Почаевская»
http://www.proza.ru/2018/05/21/31

Псково-Печерский монастырь

7 октября 2017, 14:00-15:30

Первыми поселенцами пещер были пустынножители. Предание говорит, что те пустынники были монахами из Киево-Печерского монастыря. В тяжелое время, после 1320 года, Киев принадлежал латинствующей Литве, почему множество православных покинули Киев и искали спасения на севере Руси.
Люди рассказывали, что видели «некоего старца живша при пещере от града Пскова растоянием четыредесять поприщь и от Ливоньския земли за два поприща» (поприще составляет ~1,48 км). Об этом «старце печерном Марце» почти ничего неизвестно. По преданию, именно Марк принес в Печеры опыт общежительного монастырского жития Киево-Печерской лавры.
Место, где видели старца, а потом возник монастырь, никому не принадлежало, сюда жители Изборска ходили охотиться и ловить рыбу. В новгородских и псковских писцовых переписных книгах практически нет сведений о том, каким образом своеземцы получали землю. В «Повести о Печерском монастыре», составленной в начале XVII века, но по более древним источникам, сохранилось известие о том, как совершались приобретения. Незанятую казенную землю раздавали «в слободу» на льготных условиях в собственность земским товариществам, состоящим из сельчан и горожан, для разработки таких земель.
Около 1470 года «ту землю и лес взяша в слободу у всех псковичь с веча вся люди земцы, градския и сельския» , т.е. купили землю по решению веча у псковичей. Место около пещеры по жребию досталось Ивану Дементьеву, который был городским своеземцем, продолжавшим жить в Пскове, т.е. отбывал городское тягло со своего двора. Иван поставил деревню Пачковка недалеко от пещеры. Когда стали рубить лес, то одно дерево, повалившись, вывернуло корнями землю и открылось устье пещеры: «Над устием же пещернымъ, идеже ныне двери в гробницу, обретоша писмя изваяно на стены горы, имущи писание сице: «Богомъзданная пещера» . Об этом пошел слух «во всем граде Пскове».
В это время в Пскове жил священник Иван по прозвищу Шестник, родом из Московской земли («шестникамм» псковичи называли выходцев из московских земель, слуг великого князя). Ранее Иван был священником в Русском конце Юрьева (Тарту). Тамошние «латыняне» сначала уговорами, а потом угрозами принуждали православных перейти в латинскую веру. Православные во главе со священником Исидором отказались. Тогда Исидора вместе с другими семьюдесятью двумя православными заключили в тюрьму, а затем 8 января 1472 года бросили в реку Омо́вжу (Emajõgi). Весной их тела были обретены в трех поприщах вверх по течению Омовжи.
Вышеупомянутому священнику Ивану удалось избежать репрессий. Недолго пожив в Пскове, он услышал о явлении Богомзданной пещеры и захотел увидеть это место. Побывав у пещеры, он вернулся в Псков, поручил Ивану Дементьеву жену и двух сыновей, а затем снова пришел к пещере и начал копать в горе церковь от Богомзданной пещеры на запад. Церковь во имя Успения Богоматери была устроена им в 1473 году. Иван пошел в Псков и просил священников Троицкого собора освятить пещерную церковь, но они отказались из-за необычности святого места. Тогда Иван с той же просьбой пошел в Великий Новгород к архиепископу Феофилу. Архиепископ Феофил благословил псковских священников на освящение храма. Церковь в горе была освящена в день Успения Богородицы 15 августа 1473.
Тогда вышеупомянутый Иван Дементьев дал от своей деревни земельный надел на построение монастыря: с восточной стороны по ручей Каменец и с южной стороны церкви Успения Богородицы длиной в поприще. Так было положено основание Псково-Печерского монастыря.

По смерти жены священник Иван принял иноческий образ с именем Иона. «По преставлении же его прииде священноинок Мисаил служити к Пречистей Богородицы и монастырь ветхий составил, иже бысть на горе, и церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских». Создание в монастыре храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских подтверждает предположение о том, что первые монахи-основатели Псково-Печерского монастыря прибыли из Киева.
Вскоре монастырь был разорен ливонцами и оставался в запустении до 1519 года, когда его возобновил дьяк Мисюрь Мунехин с подьячим Ортюшею Псковитянином: «Начаша Мисюрь Мунехин дьяк, да его подъячей Ортюша Псковитянин назирати убогое место, незнаемо никем же, под Немецким рубежом 40 верст от Пскова, в Тайлове погосте, 7 верст от Нового городка Немецкого*, Печерской монастырь, Вифлянскую пещеру, и начаша на праздники Пречистыя Богородицы ездити со многими людми и монастырь кормити; а монастырец был на версе горы… и нача Пречистая недужныя исцеляти, и услыша вся земля Русская, яко не токмо Крестьян, но и Латыны исцеляет, и нача Мисюрь волостьми своею казною по обе стороны ручья горы копати и церковь большую созидати и в гору копатися далее и глыбже, и начаша монастырь строити в подоле меж гор, а ручей сквозь монастырь и воду возведоша вверх, а Св. Феодосия и Антония снесоша с горы в печеру в новую церковь, и начаша с проскурою и со святою водою к Государю ездити, и нача быти славен монастырь до моря Варяжска».
*) — Новый городок Немецкий – Нейгаузен, Vastseliina.
В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину ручья Каменца, келии были поставлены против Успенской церкви. В конце 1520-х годов игумен Герасим составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, который Мисюрь Мунехин своею рукою подписал. За заслуги по устроению монастыря Мисюрь Мунехин был первым из мирян похоронен в монастырской пещере.
После Герасима в 1529 году игуменом стал Корнилий, «пожит на игуменьстве 41 лето и месяца два», т.е. до 1570 года. Корнилий много потрудился для устроения монастыря: строил церкви, окружил монастырь стеною. В 1565 году «той же добрый пастырь игумен Корнилий содела около монастыря ограду камену велику и над враты устрои церковь во имя святаго Николы чюдотворца, архиепископа Мир Ликийских, способьствуя же ему, еже на строение храма сего, Павел Заболотцкий, во иноцех Пафнотий» .

20 февраля 1570 года 69-летнего Корнилия не стало. По свидетельству Курбского, Корнилий был убит вместе со своим учеником Василием Муромцевым по приказу Грозного: «говорят, убили их в один день каким-то мучительским орудием, от которого они были раздавлены и вместе преподобно-мученические тела их были погребены» . Летописец в «Повести о Печерском монастыре» говорит о смерти Корнилия туманно: «от тленнаго сего жития земным царем предпослан к небесному царю в вечное жилище… Тело же его положено со отцы в Богом зданней пещере, в стене» . О месте и причинах казни Корнилия существуют разные мнения.
Грозный раскаялся в содеянном и сделан монастырю щедрые пожертвования: наградил селами, золотом, разными книгами; а из собственных его царских вещей оставил цепь золотую (19 звеньев золотых), монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчак седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников».
Кроме того, Грозный повелел псковскому воеводе князю Юрию Токмакову (он поставил Святогорский монастырь в слободе Тобаленец) за счет царской казны обложить чудотворную икону Успения Святой Богородицы «в житии» золотом, киот сделать серебряный.
К этому у Курбского есть следующий комментарий: «До тех пор пока имений тот монастырь не брал, а монахи жили в нем нестяжательно, были в нем чудеса. Когда же монахи стали любить стяжания, особенно же недвижимое имущество, а именно села и деревни, тогда начали угасать в нем божественные чудеса» .

Находясь на границе Литвы и Лифляндии, Печерский монастырь был стратегическим пунктом и испытал целый ряд нападений и осад. Из них наиболее опустошительной и опасной была осада 1581-1582 года Стефана Батория. Все летописцы утверждают, что у Батория было сто тысяч войска. Несколько раз они пытались штурмом взять Псков, но неудачно. 8 сентября был первый штурм, 2 ноября была предпринята последняя попытка. Тогда Баторий принял решение осаждать город, думая изнурить горожан голодом. Войско стало готовиться к долгой зимовке – рыли землянки, запасались хлебом и порохом. Люди начали роптать – король уедет в Варшаву, а войско будет жертвою зимы и неприятеля.
Чтобы каким-нибудь легким завоеванием ободрить войско и угодить корыстолюбивым наемникам, Баторий решил, что надо взять Печерский монастырь. В монастыре, кроме монахов, находилось 200 или 300 воинов во главе с Юрием Нечаевым.
Надо сказать, что пока Баторий штурмовал Псков, Юрий Нечаев не сидел сложа руки. Говоря современным языком, он организовал из окрестных жителей Печерского монастыря и стрельцов партизанский отряд, успешно действовавший у ляхов в тылу: сидели в засадах, нападали на подвозы, грабили их, убивали провожатых. 25 октября удалось им отбить наших пленников, более тридцати телег с награбленной немцами добычей. На следующий день тоже ехали литовцы из-под Пскова, около трехсот, с пленными и множеством добра. У них захватили два колокола: «Взаша же у них и два колокола, еже плениша в Кобыльской веси у храма святаго Николы чюдотворца, на погосте на Полной. Колоколы же оны и доныне в Печерском монастыре на извещение родом грядущим поставлены у церкви святаго Николы же чюдотворца на Святых вратех» .
29 октября немцы окружили монастырь и потребовали немедленной сдачи. Иноки ответили им: «Похвально ли для витязей воевать с Чернцами? Если хотите битвы и славы, то идите ко Пскову, где найдете бойцов достойных. А мы не сдаемся».
5 ноября начался первый штурм монастыря. Сначала били из трех больших пушек, затем ринулись в пролом: «безбожнии немцы, вооружившеся крепце, поидоша в пробитое место стены, хотяху монастырь себе восприяти, Богом зданныя пещеры, снабдимый Пречистою Богородицею дом». Защитники монастыря, вооружившись, в проломе «сташа яко гора Сион неподвижно» и бились с ними с третьего часа дня и до ночи, и прогнали их с позором. Воеводу же Кетлера и некоторых немцев взяли с ним в плен, а Юрия, другого воеводу, и иных немцев ранили.
Услышав об этом «краль Обатур» послал на подмогу отряд венгров, с четырьмя пушками, приказав: «Если не разорите монастыря того и находящихся в нем людей не уничтожите, то не возвращайтесь ко мне живыми». «Оный же воевода, со югры пришед, постави четыре пушки на своем месте, а немцы на прежнем месте с своими тремя пушки. И биша по граду в два места два дни. И егда пробиша стену до земля, тогда вооружившеся, поидоша вкупе угрове и немцы на пробитыя места, мневше, яко некому противу их стати» . Но напрасно они мнили, что защитников не осталось, на сей раз вместе с воинами стали их жены и дети: одни заряжали пищали и подавали их мужчинам, другие оружием спихивали врагов со стен, иные же «воду варяху с калом, льяху за градъ» на воинов, лезущим по лестницам на крепостную стену. Так что и эти два штурма были отбиты. «Сия же велия победа и одоление на неверныя латыня бысть ноября в 14 день, на память святаго апостола Филиппа».
В монастыре было ранено и убито около сорока человек. Начались болезни и мор от вынужденной тесноты.

25 ноября Замойский прислал в Печерский монастырь послание о сдаче монастыря и литой из стекла образ «Пречистыя Богородицы, како благовестил архангел Гавриил во граде Галилейстем в Назарефе, и образец дому Иосифова, изнаверху дому Пречистыя наша Царица Богородица со Младенцемъ». Осадный голова Юрий Нечаев принял послание и образ, собрал священников, монахов и граждан, показал образ и повелел прочесть послание вслух.
В письме Замойский требовал добровольно сдать монастырь, выслать стрельцов, вернуть захваченное у королевских людей имущество. Монахам предоставлялось право уйти вместе со стрельцами или остаться в монастыре «в своей православной вере». Иначе: «А будет за тою моею грамотою по доброй воли монастыря не отдадите, то аз буду християньской вере невинен, что святое место разорится, и святыя церкви осквернятся, и кровь християньская многая пролиется. И та кровь взыщется на вас, а яз, християнин, веры не разоряю и храмов Божиих не оскверняю» .
Но иноки и воины на общем совете положили умереть, но не сдаваться. Иеромонах Тернуфий, облачившись в схимнические одежды («оболокся во весь иноческий чин великого образа»), вышел объявить о том неприятелям: «Аще и предаст нас Господь за грехи наша, но должни есмы вси по Христе умрети в дому Пречистыя Богородицы… вси мы готовы умрети за государя нашего царя и великого князя отчину, и за святыя церкви, и за закон православныя нашея християньския веры, а монастыря королю вашему не отдадим».
После этого дня стояли венгры и немцы около монастыря два месяца и пять дней, не давая никому из монастыря ни выйти, ни войти. Наконец, в январе 1582 года послы встретелись в деревне Киверова Гора и договорились о мире, осада с Пскова и Печерского монастыря была снята, «воиньство отидоша».
В 1611-1613 монастырь выдержал нападения Лисовского и Густава-Адольфа. В 1701 году монастырь был лично Петром I снабжен новыми укреплениями, которые и спасли его от взятия двухтысячным шведским войском в 1703 году.

Старинное било (агиосидирон) находится рядом с ризницей:
Постепенное распространение колоколов в России шло, по-видимому, с севера, а не с юга. Это явление можно объяснить тем, что Киев, более близкий к Византии, должен был сильнее проникнуться взглядами греков и пользовался поэтому исключительно одними билами. Этим же можно объяснить редкость упоминаний о колоколах в Киеве и сравнительно частые указания на била (при кончине Феодосия Печерского «удариша в била, собрашася вси» — XII век; о Матвее Прозорливом говорится: «седе опочивая под билом»).
На севере было совершенно другое положение вещей. Можно предположить, что здесь колокола были обычным явлением уже в XI столетии (в 1066-7 году «приде Всеслав и взя Новгород и колокола съима у Святыя Софии»; в житии Антония Римлянина 1066 г. говорится о колокольном звоне во время утрени). Также в житии преп. Антония Римлянина имеется указание, что он привез с собою колокол из Рима.
В начале XVI века в Новгороде умели даже лить довольно большие колокола. При архиепископе Макарии отлитый в 1530 году небольшой колокол в 250 пудов считался еще чудом: «бысть вельми велик, яко такова величеством не бывало в великом Новеграде и во всей Новгородской области яко страшной трубе гласящи».
Новгород и Псков имели тесные торговые сношения с западной Европой, поэтому можно предположить, что колокола заказывали и привозили. Потому что Новгород и Псков не скупились на церковное благолепие, могли позволить роскошь и не особенно считались с обычаями, как Киева, так позже и Москвы. Это подтверждает тот факт, что бежавшие в северную глухомань новгородцы, несмотря на строгий запрет невежественного московского духовенства (в половине XVII века), продолжали там строить шатровые церкви вплоть до конца XVIII века.
Наконец, в противоположность югу Руси, в Пскове и Новгороде сохранилась масса древних специальных сооружений, предназначавшихся для колоколов: звонниц или, как прежде называли, колокольниц. Правда, новгородцы сравнительно скоро перешли к постройке колоколен, но псковичи продолжали строить звонницы.
Малая звонница Никольской церкви пристроена к западной совершенно гладкой стене и заканчивается вверху тремя столбами. На звоннице те самые два колокола, отбитые в 1581 году у войск Батория, «на извещение родом грядущим поставлены»:

Позднее звонницу переделали в безобразную колокольню. Пристроили к звоннице три досчатые стены (с востока, юга и запада), сверху водрузили смешную луковичную главку. К крыльцу приделали досчатую двускатную крышу:

К счастью, потом вернули всё к первоначальному виду, убрали доски и восстановили уникальное дуговое обрамление арок (архивольты):
С южной стороны к стенке звонницы примыкает старинное каменное крыльцо:
То же крыльцо на старой фотографии:
Никольская башня:
Большую звонницу строил вышеупомянутый Павел Заболотцкий, «во иноцех Пафнотий». Восьмигранные призматичные столбы и архивольты малой звонницы повторяются на большой звоннице. Арочки пролетов обтянуты двойными архивольтами, от которых теперь видны только нижние части. Верх звонницы либо сам разрушился, либо был разобран при строительстве второго яруса и устройстве теперь существующего прямого деревянного карниза:
Столбы такой формы и архивольты арок нигде больше не встречаются, это характерная особенность Печерского монастыря.
Второй ярус звонницы состоит лишь из одного пролета. Его надстроили для колокола, подаренного Петром Великим. Второй ярус имеет грубые формы, не имеющие ничего общего с формами первого яруса и «перерезает» деревянным карнизом архивольты нижних арок. Теперь можно только представить, какой красивой звонница была прежде, когда форма верха была многощипцовой. Жаль, что замысел строителя был искажен уродливой надстройкой, без которой звонница представляла дивный образец чистого Псковского стиля.
К трем колоколам приделаны коромысла для раскачивания не языка, а самого колокола. Это колокола: весом 3 тонны, подаренный Грозным; весом 2 тонны — Годуновым; весом 4 тонны – Петром Великим.
Обычай раскачивать не язык, а сам колокол — чисто западный, его называют «католический». Да и само устройство звонниц приспособлено именно для западного приема раскачивания. Считается, что чисто русский прием раскачивания языков был придуман в XIV веке. Тогда только догадались, что колокол должен быть неподвижным. Это очень удобно при размещении колоколов на колокольне. К тому же русский способ раскачивания более музыкальный. Оба способа сохранялись до середины XVII века, особенно в северном крае. И только в Печерах заботливо сохраняют старинный западный способ раскачивания колоколов.
Первая и главная церковь монастыря – пещерная Успенская церковь была освящена 15 августа 1473 года. Через пятьдесят лет дьяк Мисюрь Мунехин (Михаил Григорьевич Мунехин по прозвищу Мисюрь) «церковь Пречистыя в горе ископаша велику и в той же церкви приделы устроиша преподобных отец Антония и Феодосия Печерских. Освящена же второе церковь Пречистыя в горе в лета 7031-е августа в 15 день. Того же месяца освящали и преподобных храм».
Киево-Печерский монастырь был образцом для всех других монастырей. Подобно Киево-Печерскому монастырю были образованы и другие псковские монастыри: Елеазаровский, Крыпецкий, Никандров.
Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием:
Чтобы визуально подчеркнуть степень духовного родства между Псково-Печерским монастырем и Киево-Печерской лаврой в XIX столетии на скате крыши Успенской церкви поставили пять темно-синих с золотыми звездами куполов в стиле украинского барокко:
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была устроена поверх соборной Успенской церкви в 1758 году. Таким образом, теперь Успенская и Покровская церкви имеют общий фасад, и воспринимаются как единое целое:
При игумене Корнилии в 1541 году поставили Благовещенскую церковь. В ней сохранились фрагменты фресок 1547 года. Справа от нее стоит Сретенская церковь, которая была построена вместе с Благовещенской в 1541 году в качестве трапезы, но потом радикально перестроена и освящена в 1870 году.
В верхней части барабана Благовещенской церкви есть храмозданная надпись, выполненная вязью. Пояс сделан из керамических плит, покрыт белой глазурью. В плитах прорезаны контуры букв и залиты темно-зеленой поливой. В надписи говорится о постройке церкви «В лето 7049″, при державе государя великого князя Ивана Васильевича». Этот храмозданный пояс знаменит тем, что считается самым ранним из известных для архитектуры Пскова XVI века:
Ризница, предположительно, была построена при игумене Корнилии, т.е. в период с 1539 по 1570. Ризница представляет собой уникальное сочетание церковной и гражданской псковской архитектуры. К зданию ризницы пристроено массивное белое крыльцо:
В ризнице хранятся предметы церковной утвари. Драгоценные вклады Ивана Грозного, Бориса Годунова, Федора Иоанновича, Петра Великого, Анны Иоанновны: золотые и серебряные кресты, украшенные самоцветами и крупным жемчугом, Евангелия в драгоценных окладах, золотые и серебряные сосуды, кадила чеканной работы, митры, парчовые ризы. Почти пятьсот лет сокровища хранились в ризнице, их не выносили из стен монастыря, несмотря ни на какие войны и осады крепости… 25 февраля 1944 года в монастырь поступило распоряжение гебитс-комиссара Бекинга об упаковке наиболее ценных предметов ризницы для их последующей эвакуации. 18 марта 1944 года представитель немецкого командования Берг отправил четыре ящика с драгоценными предметами в Ригу. Игумен Павел обращался в разные инстанции с просьбой дать гарантии в том, что после изменения обстоятельств военного времени к лучшему сокровища будут возвращены в монастырь.
Весной 1944 года в монастыре складывалась ситуация, подобная Валаамскому монастырю в 1940 году, когда после бомбежек во время Финской войны, спасая святыни монастыря, валаамская братия по льду Ладожского озера ушла в Финляндию. Мнения печерской братии разделились: одни полагали, что надо эвакуироваться вместе со всеми святынями; другая часть склонялась к тому, чтобы положиться на Волю Всевышнего и остаться в монастыре. После обсуждения братия во главе с игуменом Павлом приняли решение остаться в монастыре. 11 августа 1944 года город Печоры был освобожден от немцев. Игумен Павел (Горшков Петр Михайлович, 1867 г.р.) был арестован 23 октября 1944 по 58-й статье (шпионаж + антисоветская пропаганда). Вместе с ним были арестованы насельники монастыря: иеромонах Лин (Илья Никифорович Никифоров), рабочий монастыря Егор Петрович Петров-Костенков, трудившиеся в монастыре Татьяна Архиповна Хитрова и Эльза Аугустовна Грюнверк. Игумен Павел скончался 6 июля 1950 (Сиблаг, Баимское отделение, причина смерти: декомпенсированный кардиосклероз).
Они, как другие миллионы заключенных, взошли на Голгофу ХХ века, на вершине которой не светился яркий блеск спасения.
По инициативе наместника Алипия были найдены сокровища и после долгих переговоров о возвращении сокровищ (из условий немецкой стороны – чтобы монастырь не закрывали и чтобы все было возвращено в монастырь) в 1973 году из 566 вывезенных предметов было возвращено 504 (остальные 62 пропали). Можно сказать, что эвакуация ризницы в 1944 году была промыслительным событием.
Окно и орнамент Лазаревской церкви (1792-1800)
Иван Михайлович Воронов (1914-1975) с 21 февраля 1942 по 25 сентября 1945 был на фронте. Гвардии рядовой Воронов прошел от Москвы до Берлина, награжден орденом «Красная звезда» (на сайте Память народа ). 28 августа 1950 года — пострижен в монашество с именем Алипий. С 28 июля 1959 до 12 марта 1975 наместник Псково-Печерского монастыря.
Это было тяжелое время для Русской Церкви. При Хрущеве взрывали церкви, в закрытых – устраивали склады. Закрывались высшие духовные учебные заведения. Советская власть, истребляя священнослужителей, изолируя их в лагерях и тюрьмах, хотела ликвидировать Церковь. Но она выжила, в том числе, благодаря о. Алипию. Почти все монастыри были разогнаны, только два монастыря осталось – Троице-Сергиева Лавра и Псково-Печерский монастырь. Это была витрина свободы совести, свободы отправления религиозных культов. Нужно было показать всему миру, что никаких притеснений верующих в стране нет. В монастырь привозили иностранные делегации со всего мира посмотреть на резервацию «опиума народа».
Привозить – привозили, но из кожи вон лезли, чтобы найти повод для закрытия монастыря. А если повода не находили, то устраивали мелкие пакости.
«Советский архимандрит» стойко держал оборону. Судя по тому, что о нем говорили, он был человеком практического склада ума, за словом в карман не лез, был поразительно находчив и выдержан. Но один в поле не воин. Монастырская братия была ему подстать: часть прошла фронт, часть вернулась из лагерей и ссылок, а были такие, кто был и там и там.
.
Дом настоятеля, 1883 год:
Однажды у монастыря отобрали пастбища – пасите коров, где хотите. Через несколько дней привезли большую делегацию коммунистов со всего мира, приказали провести экскурсию, показать пещеры, накормить. Приезжают пролетарии всех стран и видят, что в монастыре коровы пасутся внутри монастыря на клумбах. Бык забодал никарагуанского марксиста. В тот же день монастырю были возвращены все пастбища.
В советское время все должны были принимать участие в выборах (еще один демократический фасад). И монахи тоже. Урну для голосования всегда привозили в монастырь, где и проходил обряд «таинства голосования». Новый секретарь обкома возмутился, с какой стати монахам такая честь, и распорядился «прекратить безобразие, пусть сами приходят голосовать».
В назначенный день после литургии монахи с духовными песнопениями под звон колоколов отправились через весь город на избирательный участок. На участке монахи начали служить молебен. Чиновники пытались протестовать, но о. Алипий ответил, что у монахов так принято, потому что голосование – дело государственной важности. Проголосовав, тем же порядком, с песнопениями через весь город, вернулись в монастырь. На следующие выборы урну снова принесли в монастырь.
Сейчас, когда хрущевская «оттепель» уже далеко, эти истории кажутся смешными, что на самом деле никакой опасности для монастыря не было, что духовные подвиги были возможны только в древности. Архимандрит Алипий фактически был «бескровным мучеником». У Алипия было два инфаркта, после третьего он скончался.
В 1812 году наполеоновские войска заняли Полоцк. 7 октября русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе Петра Христиановича Витгенштейна в Печерском монастыре был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила:
О жизни монастыря в первой половине ХХ века есть информация на монастырском сайте .
Рядом с монастырем была деревня Пачковка, которую основал на своей земле вышеупомянутый Иван Дементьев. Со временем деревня разрослась, объединилась с другими деревнями и превратилась в город Печоры.
Немецкие войска оставили Печоры 30 ноября 1918, 4 февраля 1919 город заняли эстонские войска. По Юрьевскому (Тартускому) миру в 1920 года большевицкая власть отдала Печерский уезд Эстонии. Печоры превратились в Пецери (Petseri). Началась эстонизация края, были переименованы названия улиц. Если до революции население Печор было в основном русским, то потом примерно половину жителей составляли эстонцы, приехавшие из других районов Эстонии. В 1930-х полностью прекратилось обучение на русском языке. Монастырь не закрывали, но практически всю землю конфисковали.
Эстонский период оставил свой след в архитектурном облике города:
В 1944 году большая часть Печорского района вошла в состав РСФСР. В 1990-е годы в Печоры приезжали эстонские эмиссары и раздавали жителям направо и налево эстонские паспорта. Для получения паспорта достаточно было показать, что предки жили в Эстонии до 1940 года. Никаких экзаменов на знание языка сдавать не требовалось. Таким образом, сейчас почти половина жителей Печорского района имеет эстонское гражданство. Эти «эстонцы» имеют все права – голосовать, бесплатно учиться в эстонских университетах и т.д.
Понятно зачем все это делалось. В эстонской конституции сказано, что граница с Россией должна проходить в соответствии с Тартуским договором. В свое время необходимо было денонсировать этот договор. Большая глупость, что этого не сделали. А теперь имеем спорную территорию, заселенную «эстонцами», которым в любой момент может понадобится эстонская «помощь».
У России нет пограничных договоров только с Японией и Эстонией. Договор о российско-эстонской границе был подписан в 2011 году, но до сих пор не ратифицирован. Эстонские националисты продолжают утверждать, что Изборск и Печоры – это исконная эстонская земля.
Нам со своей стороны следует помнить, что не весь Печорский район был возвращен в 1944 году, примерно четверть его до сих пор находится в Эстонии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *