Журавский а в

Коран — (араб. кур’ан, букв. — чтение), главная священная книга мусульман (7-8 вв.). Существует много переводов Корана. Я буду использовать выдержки и комментарии (тафсир) из перевода смыслов Корана Иман Валерии Пороховой.
(С 1, 1) – сокращенное обозначение перевода смыслов Корана – Сура (глава) 1, стих (айат) 1.

(КВП, 1) – комментарий Иман Валерии Пороховой к переводу смыслов Корана, 1 — номер комментария.
Для исключения существующего у многих людей предвзятого мнения, неприятия, непонимания текстов Корана, максимального исключения субъективного отношения к ним, сближения позиции религий, лучшего понимания Корана верующими всех религий и неверующими людьми, я беру на себя смелость, да поможет мне в этом Бог, заменить без ущерба для текста Корана и его понимания верующими других религий слово «Аллах», на слово «ЕДИНЫЙ» — Имя Единого БОГА Мироздания, открытое на ПУТИ К ТВОРЦУ, К ЕДИНОМУ. Все остальные слова Корана со смыслом творец, все остальные Имена Бога будут сохранены без изменений, как они написаны в Коране. И люди смогут сами убедиться, насколько часто употребляются в Коране известные им слова «Бог», «Господь», «Творец», и другие, насколько близки по смыслу и сути тексты Корана и Библии в вопросах Сотворения Мира и человека.
Коран: Клянусь закатом звезд, этой поистине великой клятвой! О, если бы вы только разумели, что это — благородный Аль Кор’ан, что тщательно хранится в Книге, к которой прикоснуться могут лишь те, кто телом и душою чист, — Послание от Властелина всех Миров! (1) (С 56, 75-80)
Книга эта, несомненно, наставление для тех, кто, гнева Господа страшась, смирен и праведен в своих деяньях, кто верует в Незримое, строг в совершении молитв и щедр в подаянии из благ, которыми его Мы наделили, кто верует в Писание, что послано тебе, (о Мухаммад!), и в то, что до тебя ниспослано другим пророкам; кто верует в другую жизнь не сомневаясь в этом. Они на истинном пути к своему Владыке, и лишь они восторжествуют. Но для неверных все равно, увещевал ты их иль нет, — в ЕДИНОГО не уверуют они. Бог наложил печать на их сердца и слух, и взоры их покрыл завесой, — суровой будет их расплата! (С 2, 2-7)
От имени ЕДИНОГО, — Мы до тебя посланников к народам разным слали, но Сатана им разукрасил их деянья. Сегодня он — защитник им, а в будущем их ждет мучительная кара. Мы ниспослали тебе Книгу лишь для того, чтоб разъяснил ты им то, в чем они между собой разноголосят; чтоб она стала Руководством и Милостью от Нас для верующих в ЕДИНОГО. (С 16, 63-64) Когда читают им Знаменья Наши, то говорят они: «Мы слышали уже. И если б Мы того желали, Мы бы измыслили подобное сему. Сие — всего лишь сказы первых». (С 8, 31) Поистине, все это — в ранних Книгах Откровений — в Писаниях Авраама и Моисея! (2) (С 87, 18-19)
Скажи, (о Мухаммад!): «Для всякого, кто Архангелу Гавриилу стал врагом, — а он ведь сердцу твоему Писание низвел с соизволением ЕДИНОГО для подтверждения ниспосланного прежде, как Руководство и благую Весть для всех уверовавших в ЕДИНОГО, — для всякого, кто стал врагом ЕДИНОМУ, Его посланникам и Ангелам Его, врагом и Архангелу Гавриилу, и Михаилу Архангелу, — ЕДИНЫЙ, поистине, врагом предстанет для всех, кто верой пренебрег». (3) (С 2, 97-98) Ужель они не знают, что тому, кто против Бога и посланника идет, Огонь пылающего Ада уготован, где пребывать ему навечно? Сие — великое бесчестие и срам! (С 9, 63)
Ужель неверные не видят, что небо и земля единой массой были, которую Мы рассекли на части, (4) и извели из животворной влаги (5) всякое живое существо? Неужто не уверуют они? (С 21, 30)
Господь ваш, истинно, ЕДИНЫЙ, кто небеса и землю Сотворил за шесть (небесных) дней и после утвердил Себя на Троне Вседержавья. Он день окутывает ночью и вновь стремительно сменяет ее днем. Он солнце сотворил, луну и землю и под Свою управу их поставил. И не Его ли Слово все Творит и правит?! Благословен ЕДИНЫЙ, Господь Миров! (С 7, 54) Но разве не способен Тот, Кто землю и Вселенную построил, Создать подобные миры? Воистину, Он может! Создатель высший! Он один исполнен знаньем необъятным и мастерством, не знающим границ! (С 36, 81) Ведь для всего, что Мы желаем, есть Слово, сказанное Нами: «Будь!» (6) И вот оно уж есть. (С 13, 40) Хвала Владыке, Чья Рука Вершит господство над мирами! К Нему мы завершаем путь земной, (что начат Им). (С 36, 83)
ЕДИНЫЙ — Творец всего, что сущее. (5) (С 39, 62) Мы Сотворили человека из гончарной глины, (сухой) и звонкой, (как фаянс), которой Мы придали форму. (7) А прежде этого Мы сотворили джиннов из палящего огня. (8) (С 15, 26-27) Огня, свободного от дыма. (С 55, 15) И (вспомни,) как Господь твой ангелам сказал: «Я человека сотворю из глины, звучащей, (как фаянс), и облеченной в форму. Когда его Я соразмерю, от Духа Моего в него вдохну (КВП, 979), падите ниц в поклоне перед ним». (С 15, 28-29) Будь Наша воля, Мы бы придали им недвижимую форму, и не смогли б они тогда ни двигаться вперёд (ни обратиться вспять). (С 36, 67) Он — Тот, Кто назначает форму вам еще в утробах матерей в Ему угодном виде. И нет другого божества, кроме ЕДИНОГО, исполненного мудрости и мощи. (С 3, 6)
Как вам не веровать в ЕДИНОГО? Вы изначально были жизни лишены. Затем Он одарил вас ею. Со временем Он повелит вам умереть, чтобы потом опять вернуть вас к жизни, и вновь потом к Нему вы возвратитесь. (9) (С 2, 28) Назначили Мы смерть для вас уделом равным, и в этом — планов Нашей воли никто расстроить не способен, коль Мы одну из ваших форм решим сменить другою и снова воссоздать вас в виде, кой вам доселе был неведом. (10) (С 56, 60-61)
Сказали Мы: «О Адам! С супругою своей живи в саду Эдема и, где б вы там ни находились, вкушайте изобильные плоды себе в усладу, но к дереву сему не приближайтесь, иначе в зло и беззаконие впадете». (С 2, 35)
Но стал им Сатана заманчиво шептать, чтоб совратить их и ввести во грех. Он им сказал: «Господь вам это древо запретил, чтобы не стали Ангелами вы иль чтоб не сделались, как Боги». И он поклялся им обоим: «Я вам, поистине, советник верный». И, обольстив их, он их совратил. Когда они от древа плод вкусили, открылась им срамная суть их наготы, которую они прикрыли листьями.
И вот тогда воззвал Господь к ним: «Не Я ли запретил вам это древо? Не Я ли вас предупреждал, что Сатана — вам враг заклятый?» Они ответили: «Господь наш! Мы сами погубили наши души! И если Ты нам не простишь и Свою Милость не окажешь, мы понесем, поистине, урон тяжелый».
Господь сказал: «Низвергнитесь отсюда и будьте во вражде друг другу! Земля обителью вам станет и даст потребное для жизни на срок, определенный Мной. На ней вам жить, на ней и умирать, и из нее ж вы будете приведены на Суд Господень». (11) (С 7, 20-25)
Мы сотворили человека из глины сложного состава (как основателя людского рода). Из праха ЕДИНЫЙ Сотворил вас. (С 35, 12-11) Потом продлили Мы его потомство из капли жидкости презренной. (С 32, 8) Из капли спермы (вывел) вас. (С 35, 11) Потом Мы поместили его каплей в надежно защищенном месте. Потом Мы каплю обратили в сгусток и создали из сгустка (жеваное) мясо (КВП, 1424), которое Мы в кости обратили, а далее одели эти кости в плоть. И тем произвели его в ином творении (КВП, 1425). А потому благословен ЕДИНЫЙ – искуснейший Творец! (С 23, 13-14) ЕДИНЫЙ выровнял его и соразмерил, от Духа Своего вдохнул, дал зрение, и слух, и сердце — и все ж как мало благодарны вы! (С 32, 9) И никогда ЕДИНЫЙ не поменяет такого положения с людьми, пока они не переменят его сами. (12) (С 13, 11)
Пусть человек подумает над тем, как он был создан! (С 86, 45) Нет ни одной живой души, что над собою стража не имеет. (С 86, 4) По праву и по леву сторону при вас находятся два стража для записи поступков ваших. (С 50, 17) И нет ни одного промолвленного слова, что не отмечено приставленным к нему. (С 50, 18) Все, что ни делают они, занесено в их Книги, где запись всех – и малых, и великих — дел. (С 54, 52-53) У каждого есть Ангелы, что перед ним и позади него, как стражи, неотлучно следуют за ним по повелению ЕДИНОГО. Мы жизнь мертвым возвращаем, и счет ведем тому, что в жизни ближней эти люди совершили и что оставили (в сей жизни) за спиной, и это все Мы в Ясной Книге поместили. (С 36, 11-12) Ведь на расплату за свои грехи они надежд не возлагали и, сея ложь, отвергли все знаменья Наши. Мы ж все сочли и записали. Вкусите же награду за свои грехи. (С 78, 27-30) Нести им бремя собственных (грехов) и груз (грехов за совращение душ ближних), что ляжет грузом на их груз. (С 29, 13)
Мы к шее человека прикрепили птицу (предвестия добра и зла) (КВП, 1078) и выявим ему в День Воскрешенья Книгу (его дел), которую открытой он увидит. И прозвучит: «Прочти же Книгу дел твоих! Тебе достаточно в самом себе составить счет грехов для воздаянья!» (С 17. 13-14) И пусть неверующие не считают, что Мы на благо им даем отсрочку воздаяния за зло. Мы продлеваем им, чтобы они усилились в грехе, и будут унизительны их кары. (С 3, 178)
Поистине, кто не уверовал и беззаконие творит, не будет Господом прощен, не будет праведным путем направлен, а лишь дорогой в Ад пойдет, где пребывать ему навечно. И это не составит Господу труда. (С 4, 168-169) Их ложем будет пламя Ада, над ними — огненный покров: Так воздаем Мы злотворящим. (С 7, 41) И тех, которые знаменья Наши отвергают, поистине, Мы будем жечь в Огне. И всякий раз, когда их кожа обгорит, ее заменим Мы другою кожей, чтоб дать вкусить им наказание сполна. Поистине, Господь — Великий, Мудрый! (С 4, 56) Не вы ли отреклись от веры, что вами принята была? Теперь за ваше отреченье познайте вкус Господней кары! (13) (С 3, 106) Что ж вам об этом не подумать? (С 6, 50)
ЕДИНЫЙ приемлет души в миг их смерти, а души тех, срок смерти для кого не наступил, во время сна Он держит у Себя, и души тех, кому Он смерть назначил, Он оставляет у Себя. Другие же отправляет к их телам на землю до срока, назначенного Им. Поистине, здесь кроются Знамения для тех, кто разумеет. (14) (С 39, 42) Жизнь ваша в этом Мире – забава легкая да тщета, и лишь в приюте будущего Мира — истинная жизнь. О, если б вы это знали! (С 29, 64) Увы! Вы жизни ближней отдаете предпочтенье, хотя последняя — и краше, и длиннее. (15) Поистине, все это — в ранних Книгах Откровений — в Писаниях Авраама и Моисея! (С 87, 16-19)
И говорят они: «Нет ничего, помимо нашей жизни в этом Мире. Мы умираем и живем, и губит нас лишь время века!» Но нет об этом знания у них. Сие — лишь их предположенье. (С 45, 24) Кто хочет мимолетных благ сей жизни, тому Мы в ней спешим доставить то, что Мы угодою Своей дадим тому, кому желаем. Потом ему назначен Нами Ад, чтоб в нем горел он, порицаемый и жалкий. А те, кто ищет вечность будущего Мира и с должным тщанием к нему стремится, предавшись Богу всей душой, — они есть те, усердие которых с благодарением приемлет Бог! Пошлем на всех Мы — тех и этих — дары Владыки твоего. И никогда Господь твой никого не обделит щедротами Своими. (С 14, 18-20)
Смотри, как в этом Мире Мы одних перед другими предпочли; а ведь последняя обитель — по степеням и превосходству больше. (С 14, 21) И говорят они: «Ужель когда мы затеряемся в земле, неужто в обновленном виде мы будем вновь воссозданы?» Увы! Они во встречу с Господом своим не верят. (С 32, 10) Они считают ложью Час, а Мы для тех, кто ложью Час считает, уготовали Огнь Ада, — когда еще издалека Огонь сей распознает их, они услышат его рев и ярость. Когда же связанными вместе там в место тесное их бросят, они возмолят о погибели своей. (С 25, 11-13) И будь на то Его желанье, Он мог бы уничтожить вас и заменить другими — кем захочет, как это сделал с вами Он, взрастив вас из потомства предыдущего народа. (С 6, 133) И аксиомою является, ИСТИНОЙ, что Мы можем на лучших всех их заменить. (С 70, 40-41) И если б Мы того желали, Мы б Ангелов произвели из вас самих, кто на земле бы вас сменил в последующих (поколеньях). (С 43, 60) И если бы желал ЕДИНЫЙ, Он сделал бы вас всех одним народом, но Волею Своей Он хочет испытать вас на верность в соблюдении того, что Он вам даровал. (С 5, 48) И если б Мы того желали, Мы б душу всякую вели прямым путем, но Мое Слово было неизменно: «Я Ад людьми и джиннами наполню – всеми вместе; Вкусите же плоды того, что вы о встрече с этим Днем забыли! Теперь же Мы забудем вас, — вкусите кару Вечности за все свои дела!» (С 32, 13-14)
И если б мог ты только видеть, как головы в бесчестье склонят преступные пред Господом своим: «Господь наш! Видели и слышали мы то, о чем нас на земле предупреждали. Верни (на землю) нас, чтоб мы могли творить благое, — теперь же в Истине Твоей убеждены мы всей душой». (С 32, 12) Но им ответом прозвучит: «Вы об одной погибели сегодня не взывайте, вы призовите множество погибелей себе!» (С 25, 14) И предоставь Мне справиться со всеми, кто, наслаждаясь благами на сей земле, все ж истину за ложь считает. Ты дай короткую отсрочку им. У Нас для них тяжелые оковы и Огонь, И удавляющие яства, и мучительные кары. (С 73, 11-13)
О люди! Помните Милость к вам ЕДИНОГО, — есть ли иной Творец, кроме ЕДИНОГО, кто из земли и с неба вам потребное изводит? Нет божества, кроме Него! Что ж так обольщены вы (суетой земною)? (С 35, 3) Что ж вам об этом не подумать? (С 6, 50) Нет ни единой твари на земле, что в пропитании своем свободна от ЕДИНОГО; Ему известно и становище ее, и временный ее носитель, — и значится об этом в Ясной Книге у ЕДИНОГО. (С 11, 6) Все в небесах и на земле к Нему взывает о своей нужде, и каждый день, и каждый час, и каждое мгновенье Вершит Он новые дела. (С 55, 29) Он — Тот, Кто шлет вам воду с неба: Вам от нее – питье и от нее — произрастание лугов, где вы свои стада пасете. Он ею вам выращивает злаки, оливы, пальмы, виноградную лозу и множество других плодов вам в пищу. Поистине, здесь кроется Знамение для тех, кто размышленьям предается. (С 16, 10-11) И доставляет вам все блага, которые вы просите себе. А коль задумаете счет вести Благодеяниям ЕДИНОГО, вам никогда их не исчислить. Но человек, поистине, несправедлив и Господу неблагодарен. (С 14, 34) Он Мудростью дарит того, кого захочет, — и тот, кому дарована она, получит всеобъемлющие блага, но Осознают это те, кто обладает разуменьем. (16) (С 2, 269)
О люди! Благоговейте пред ЕДИНЫМ, Кто Сотворил вас из одной души и от нее же сотворил ей пару. От них обеих Он рассеял по земле в великом множестве мужчин и женщин. (С 4, 1) Лишь с ведома Его и самка носит плод и вовремя слагает свою ношу; И только по (Господней) Книге у долгожителя продлиться может век или (мгновенно) оборваться, — это, поистине, для Господа легко. (С 35, 11) Он срок установил для вашей жизни, и у Него назначен срок другой. И все же вы в сомнении об этом. (С 6, 2)
О, дети Адама! Мы ниспослали вам одежды, чтоб ими вы свою срамную наготу прикрыли, и Мы послали вам прекрасные наряды. Но благочестие есть лучшая из всех одежд. Сие исходит из знамений Бога, и чтоб вы помнили об этом. (С 7, 26)
О, дети Адама! Пусть Сатана не искусит вас, как искусил он ваших праотцев — и тем исторгнул их из Рая, совлекши с них одежду их, чтоб показать им их срамную наготу. Ведь он и сонм его оттуда видят вас, откуда вы не можете их видеть. И Мы, поистине, поставили злых духов быть покровителями для неверных. Когда неверные творят какую-либо мерзость, то говорят они: «Нашли мы наших праотцев Творящими подобное сему; и нам ЕДИНЫЙ велел такое». Скажи: «ЕДИНЫЙ, поистине, велеть не может мерзость. Неужто на ЕДИНОГО станете вы говорить такое, о чем не ведаете сами?» Скажи: «Господь мой повелел вам обращать свои лица лишь к Нему, когда бы и в каком бы месте молиться вам ни довелось. И призывайте Его Имя, и в своей Вере искренность блюдите. Как Он вас изначально Сотворил, так вы к Нему и возвратитесь». (С 7, 27-29) Господь твой из сынов Адама, из чресел их, извел потомков их и повелел им дать о самих себе свидетельство: «Не Я ли — ваш Господь, Кто Сотворил вас, соразмерил и в этом Мире вам предел назначил?», они сказали: «Да, свидетельствуем мы!» Мы повелели этому случиться, чтоб вы в День Воскрешения на Суд не говорили: «Мы по неведению этим небрегли» Иль чтоб не говорили вы: «Наши отцы еще до нас других богов ЕДИНОМУ предпочитали. (С 7, 172-173)
И вот Господь твой Ангелам сказал: «Я на земле Себе наместника поставлю». Они ответили: «Ужель поставишь на земле Того, кто там нечестие посеет и кровь прольет на ней? Мы ж воздаем Тебе хвалы и славословим Твою Святость». Он им сказал: «Я знаю то, чего не ведаете вы». И обучил Адама Он названиям всего, что суще, потом Он перед Ангелами все представил и сказал: «Теперь вы назовите Мне все это, если правдивы вы в своих словах». И молвили они: «Хвала Тебе, Владыка! Мы ведаем лишь то, чему Ты нас учил, — поистине, Ты Знающ, Мудр!» Сказал Он: «О Адам! Ты сообщи им все названия животных, птиц». И вот когда он сообщил им это, Господь сказал: «Ужель Я вам не говорил, что Мне известно Сокровенное земли и неба? Я знаю то, что схоронили вы в сердцах, и то, о чем открыто говорите». (С 2, 30-33)
И вот Мы Ангелам сказали: «Адаму низко поклонитесь» — и те поклон ему отдали, кроме надменного Сатаны (Иблиса), кто, возгордившись, отказался и стал одним из нечестивых. (С 2, 34) «Что же тебе мешало поклониться, когда Я повелел тебе?» И тот сказал: «Его я лучше. Ведь из Огня меня Ты Сотворил, его же — из ничтожной глины». (С 7, 12)
Сказал ЕДИНЫЙ: «Низвергнись же отсюда! Тебе не подобает величаться здесь. Иди же вон! Отныне средь презренных ты! (С 7, 13) И над тобой — проклятие Мое до Дня Господнего Суда». (С 15, 35) Сатана (Иблис) сказал: «Дай мне отсрочку, мой Владыка, до Дня, когда Воскрешены все будут». «Пусть будет так! — сказал ЕДИНЫЙ. Ты — средь таких, кому дана отсрочка». Сатана (Иблис) сказал: «За то, что свел меня Ты с правого пути, я на Твоем пути засады буду ставить всем тем, кто устремляется к Тебе. И я обрушу искушения на них и спереди, и со спины, по праву и по леву руку, и Ты потом у большинства из них признательности не отыщешь». (С 7, 14-17)
ЕДИНЫЙ ответил: Введи в соблазн тех из них, кого сумеет совратить твой голос, и направляй на них все воинства твои, и соучаствуй с ними в их добре и детях, давай заманчивые обещанья — ведь Сатана умеет обещать лишь для обмана. Над Слугами Моими, поистине, нет власти у тебя, и покровительства Владыки твоего вполне достаточно, чтоб уберечь их. (С 17, 64-65) Уйди отсюда порицаемым и жалким! А если кто из них последует тебе, Я всеми вами Ад наполню! (С 7, 18) Ответил Сатана: «Клянусь величием Твоим – я обольщу их всех, помимо искренних Служителей Твоих, очищенных Твоей заботой». (С 38, 82-83)
Сказал ЕДИНЫЙ: «Это, поистине, тот путь, что напрямую их ко Мне ведёт, (17) — ведь над Моими Слугами нет власти у тебя, помимо тех из отклонившихся с пути, которые пошли твоей дорогой. Всем им, поистине, обещанное место – Ад. И у него — семь Врат, и каждые врата — для определенной части согрешивших. (С 15, 41-44) «Так будет. Поистине, Я правду говорю, что Я наполню Ад тобой и теми, кто последует твоим соблазнам, — все до едина будут там. (С 38, 84-85) И будут ввержены в Огонь они и те, кто в заблуждение поверг их, — все воинства Сатаны». (С 26, 94-95) И Сатана увлек Адама и его супругу в грех и вывел из блаженства, в котором находились они там.
И Мы сказали: «Низвергнитесь и вы, и ваши дети и будьте во вражде друг к другу; отныне на земле вам пребывать, что даст вам средства к проживанью, до времени, назначенного Мной». (С 2, 36)
Потом от Господа Адам узнал и принял Слова, несущие Господне Откровенье, и Свою Милость обратил к нему Господь, — ведь Обращающ Он и Милосерден! Сказали Мы: «И если от Меня придет к вам Руководство, над теми, кто последует ему, не будет страха, и их печаль не отягчит. Но тем, кто Истину отвергнет, сочтя за ложь знаменья Наши, — быть обитателями Ада и там навечно оставаться». (18) (С 2, 37-39)
Хвала ЕДИНОМУ, Кто небеса и землю Сотворил, кто ширит (рамки) Своего Творенья по (Мудрости) желанья Своего, — поистине, ЕДИНЫЙ над каждой вещью Мощен! (С 35, 1) Исчезнет все, что суще на земле. Навек останется лишь Божий лик — благочестив, и щедр, и величен! (19) (С 55, 26-27)
Краткий итог. Коран — ИСТИНА ЕДИНОГО. Основная суть вопроса Сотворения Мира и человека в Коране и Библии отражены тождественно за исключением некоторых деталей, которые в Коране освещены, а в Библии нет.
ЕДИНЫЙ говорит в Коране о многих ИСТИНАХ: О необходимости соблюдения Заповедей ЕДИНОГО, данных еще во времена Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса Христа, но главное, о поклонении только ЕДИНОМУ, а не другим Богам, в том числе и не Иисусу Христу, который является лишь его посланником, а не Богом; о бессмертии Души человека, о множественности воплощений человека (реинкарнация); об ответственности человека за все свои мысли, слова, поступки, о причинно-следственной связи с ними судьбы человека (карма), о кармических Служителях, записывающих каждое слово и каждое деяние человека в Книгу Жизни; об Ангелах-Хранителях, имеющихся у каждого человека; о Ссудном Дне, на который предстанут Души всех живущих и давно ушедших из жизни людей, «встав из мертвых». И каждый увидит страницы своей Книги Жизни, в которой записаны все его грехи, даже самые незначительные, совершенные им в многочисленных воплощениях. И каждый получит только по грехам своим. Если же кто-то совращал людей с Пути ЕДИНОГО, тогда он ответит и за свои грехи и за грехи всех тех людей, кого совратил. Тех, кто нарушал Заповеди ЕДИНОГО, не веруя в иную жизнь в Мирах ЕДИНОГО, отдавал предпочтение материальным благам и удовольствиям физического мира, уводил людей с Пути ЕДИНОГО — ожидает Ад. Тем, кто соблюдал Заповеди, стяжал ДУХ, а не материю, предстоит переход в Новый Мир (Рай, Скинию БОГА), где их ожидает счастливая вечная жизнь (бессмертие); о Дьяволе (Иблисе, Сатане), как наместнике ЕДИНОГО на Земле, призванного проверить неверных на верность ЕДИНОМУ, увлечь их на путь греха, отвести от Пути к ЕДИНОМУ — «Это, поистине, тот путьЬ, что напрямую их ко Мне ведёт (С 15, 41)». Для меня подобное значение роли Дьявола (Иблиса) стало неожиданностью.
Многие из описанных ИСТИН Корана мне были известны и не подвергались сомнению. По части из них, как и у большинства христиан, у меня было искаженное понимание (по отношению к иконам, догмату «троица», Иисусу Христу, как Богу…). Сейчас оно поменялось, но ортодоксальным христианством почти все перечисленные ИСТИНЫ ЕДИНОГО отвергаются, как ересь. Если отцы церкви, решения вселенских и ватиканских соборов, сотни иерархов многочисленных ветвей христианства говорят одно, а один ЕДИНЫЙ говорит другое, то кто из них прав? Безусловно, ЕДИНЫЙ!!! И Он просит иудеев и христиан поверить и принять Коран, как ИСТИНУ от Него. И Он подтверждает, что только ЕДИНЫЙ, является единственным БОГОМ-ТВОРЦОМ Мироздания; единственным Учителем и Учредителем всех религий; единственным БОГОМ всех религий Мира, что поклонение, как БОГУ, возможно ТОЛЬКО ЕДИНОМУ.
«Нет божества, кроме Меня, и поклоняйтесь только Мне!» (С 21, 25)
Поистине, сей ваш вероустав — одно-единое установление (Господне), и Я — один-Единый ваш Господь, — так поклоняйтесь только Мне! (С 23, 52) Сие есть путь прямой. (С 43, 64) Ваш БОГ — Единый БОГ для всех, а те, кто в будущую жизнь не верит, — сердца их это отвергают, и величаются они в гордыне. (С 16, 22)
Коран подтверждает ИСТИНУ того, что ниспослано ранее другим пророкам, посланникам, от Ноя до Иисуса Христа, так и того, что ниспослано пророку Мухаммеду:
ЕДИНЫЙ свидетельствует Сам, что все ниспосланное Им тебе* (* — пророку Мухаммеду) по Его Мудрости и Знанию исходит, и Ангелы свидетельствуют это, хотя достаточно свидетельства ЕДИНОГО! (С 4, 166)
То, что внушением тебе открыли Мы из этой Книги, есть ИСТИНА, что подтверждает истинность того, что до нее ниспослано другим пророкам. ЕДИНЫЙ — о служителях Своих,- поистине, все знает и все видит. (С 35, 31)
Что ж им не поразмыслить над Кораном? Не будь он от ЕДИНОГО, в нем много бы нашлось противоречий. (С 4, 82)
Эти стихи (айаты) красноречивее всего свидетельствуют, что Коран ниспослан пророку Мухаммеду ЕДИНЫМ, что Коран и Библия тождественны. И никто не сможет найти противоречий ни в тексте Корана, ни противоречий между текстами Корана и Библии. Это свидетельство позволяет на одни и те же исторические события посмотреть под иным углом зрения, получить дополнительные подробности, Осознания. Оно является той «лакмусовой бумажкой», которая выявит заблуждение или ложь любого утверждения относительно текстов Корана и Библии (если существует противоречие или утверждается о их существовании) или ИСТИНУ (если нет противоречий между текстами).
В подтверждение могу сказать, что я не обнаружил ни одного противоречия ни между Кораном и Библией, ни между ними и ПУТЕМ К ТВОРЦУ, К ЕДИНОМУ, что подтверждает (а иначе и быть не могло!!!) ИСТИНУ приведенных выше Слов ЕДИНОГО.

Биография

Исследователь Европейского Севера России, основатель первого научного учреждения в Приполярье — Печорской естественно-исторической станции Российской Академии наук.

С именем А. В. Журавского неразрывно связана история комплексного изучения Печорского края. Его труду принадлежит более 400 научных статей, посвящённых биогеографии, ботанике, земледелию, геологии, энтомологии, этнографии и экономике Печорского края.

В 1905 г. Географическое общество присудило Андрею Журавскому медаль им. Пржевальского (вне порядка постепенности).

В 1911 г. на базе естественно-исторической станции, под руководством Журавского была открыта опытная сельскохозяйственная станция, новейшие изыскания которой доказали возможность сельскохозяйственной эксплуатации Печорского края. Образцы овощей опытной станции демонстрировались на Царскосельской юбилейной выставке, где станция была награждена золотой медалью «За развитие овощеводства в арктической зоне».

Журавский организовал и совершил более 20 экспедиций по изучению и исследованию Севера Европейской части России. Прояснил и обосновал геологическое строение Большеземельской тундры; отверг теорию о наступлении тундры на леса и вывел научную гипотезу об отступлении тундры и потеплении климата Приполярья; ему принадлежат находки первых одиннадцати стоянок жизни людей каменного века на территории Большеземельской тундры и мн. др.

Отрывок, характеризующий Журавский, Андрей Владимирович

В доме Ростовых завелась в это время какая то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему то (вероятно своему счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых.
В числе молодых людей, введенных Ростовым, был одним из первых – Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен.

– Нечего мне понимать, – с упорным своевольством кричала Наташа, – он злой и без чувств. Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он и кутила, и всё, а я всё таки его люблю, стало быть я понимаю. Не умею, как тебе сказать; у него всё назначено, а я этого не люблю. Денисова…
– Ну Денисов другое дело, – отвечал Николай, давая чувствовать, что в сравнении с Долоховым даже и Денисов был ничто, – надо понимать, какая душа у этого Долохова, надо видеть его с матерью, это такое сердце!
– Уж этого я не знаю, но с ним мне неловко. И ты знаешь ли, что он влюбился в Соню?
– Какие глупости…
– Я уверена, вот увидишь. – Предсказание Наташи сбывалось. Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя и никто не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова.
Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах adolescentes у Иогеля, где всегда бывали Ростовы. Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд.
Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой.
Ростов замечал что то новое между Долоховым и Соней; но он не определял себе, какие это были новые отношения. «Они там все влюблены в кого то», думал он про Соню и Наташу. Но ему было не так, как прежде, ловко с Соней и Долоховым, и он реже стал бывать дома.
С осени 1806 года опять всё заговорило о войне с Наполеоном еще с большим жаром, чем в прошлом году. Назначен был не только набор рекрут, но и еще 9 ти ратников с тысячи. Повсюду проклинали анафемой Бонапартия, и в Москве только и толков было, что о предстоящей войне. Для семейства Ростовых весь интерес этих приготовлений к войне заключался только в том, что Николушка ни за что не соглашался оставаться в Москве и выжидал только конца отпуска Денисова с тем, чтобы с ним вместе ехать в полк после праздников. Предстоящий отъезд не только не мешал ему веселиться, но еще поощрял его к этому. Большую часть времени он проводил вне дома, на обедах, вечерах и балах.

Представление о человеке

ХРИСТИАНСТВО

ИСЛАМ

3.1. Какова цель сотворения человека?

Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения. «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности…» (св. Максим Исповедник)

Бог создал человека для исполнения закона.

3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему?

Да

Человек создан по образу и подобию Божьему. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1. 26). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 23.2)

Нет

Человек сотворен по его собственному виду и образу (Коран 64:3; 82:6-8).

3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными?

Да

Нет

3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)?

Да

Да

3.5. Что есть грех?

Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди (3). Разрыв общения с Богом через противление Его воле.

Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха.

3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество?

Да

Греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (3Ездр. 7:118).

Нет

3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей?

Да

Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (4). «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола»(5).

Нет

3.8. Испортилась ли телесная природа человека вследствие греха прародителей?

Да

Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Чрез падение человека «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5. 12). Смерть и болезни не были созданы изначально всеблагим Богом.

Нет

3.9. Исказился ли весь материальный мир после грехопадения прародителей?

Да

Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда.

Нет

3.10. Нуждается ли человек в Спасителе от власти и силы греха?

Да

Человеку необходим Спаситель. «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией»

(Рим. 3. 22, 23)

Нет

3.11. Обладает ли человек свободной волей в выборе добра и зла?

Да

Человек обладает свободной волей в выборе добра и зла. Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, — это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию» (6).

Нет

Человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом «Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (54. 49). «Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора» (28. 68)..

3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог?

Да

Творит сам, используя свою богообразую и богоподобную свободную волю.

Нет

Аллах совершает за него все, в том числе добрые и греховные действия «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37. 6).

3.13. Равны ли мужчина и женщина в своем духовном достоинстве перед Богом?

Да

Мужчина и женщина в равной мере сотворены по Образу Божьему .

Нет

Женщина является низшим существом в сравнении с мужчиной.

3.14. Сколько жен может иметь мужчина?

Одну

До четырех жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую.

3.15. Заповедано ли мужчине бить провинившуюся жену?

Нет

Да.

«Ударяйте их» (4. 38)

По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. — theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита, достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением. Об этом единогласно свидетельствуют Отцы. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», — говорит св. Ириней Лионский. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», — учит св. Максим Исповедник.

Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов (Иаков. 1:17), оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей»(св. Максим Исповедник). Дар обожения — дар нетварной божественной благодати. «Не может быть тварным этот дар, — учит св. Марк Эфесский, — Если бы обожение было посевом естественного семени, то нам не нужно было бы ни возрождение (во св. Крещении), ни иных таинств, в которых действует божественная благодать».

Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась»(св. Макарий Великий). Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества» (2 Пет. 1:4). Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света. Через причастие божественной благодати он исполняет призыв апостола Павла: «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе»(Флп. 2:5).

На высших ступенях духовной жизни, непременно связанных со стяжанием высочайшего смирения, обоженный христианин получает особую благодать совершенства, выражающуюся в дарах чудотворений, исцелений, прозорливости. При этом его душа и ум совершенно соединяются с Богом. К такому человеку относятся слова апостола Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос»(Гал. 2:20). Его духовное возрастание достигает уровня «мужа совершенного», он приходит «в меру полного возраста Христова»(Еф. 4:13). Не познавший Бога мир не может судить о таком человеке, но он может судить обо всем, поскольку «имеет ум Христов» (1 Кор. 2:14).

Человек создан по образу Божьему. Образ Божий заключается, прежде всего, в разуме и свободной воли человека. «Выражение: по образу — указывает на способность ума и свободы», — говорит св. Иоанн Дамаскин. Бог есть Существо высочайше разумное и человек, как образ Его, обладает разумом. Бог есть Существо высочайше свободное и человек, как образ Его, обладает свободной волей.

Человек создан по подобию Божьему. Подобие Божие заключается в возможности уподобляться своему Создателю через добродетельную жизнь. Сам Бог есть совершеннейшее и высочайшее Добро, и человек должен быть похожим на своего Создателя. «Выражение: по подобию — означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека», — говорит св. Иоанн Дамаскин.

Христианское учение, утверждающее образ и подобие Божие в человеке, ставит человека выше всех тварных созданий, провозглашает его венцом творения. Будучи образом и подобием Бога, человек находится в особых отношениях с Богом, как со своим Высшим Первообразом. Человеку открывается возможность познания Бога, возможность личного общения с Ним.

  • (3) 6 Вселенский собор в 102-м правиле определяет грех как болезнь души.
  • (4) Преподобный Григорий Синаит. Творения. М., 1999. С. 25.
  • (5) Святитель Афанасий Великий. Творения. М., 1994. Т. 3. С. 332.
  • (6) Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. СТСЛ, 1995. — С. 151.

Учение о предопределении не носит аллегорического характера. «Обязательным в сунне (таким, что если кто-нибудь не принимает, не практикует и не верует в это, то не считается суннитом) является вера в предопределение всего, и доброго и злого, и вера в хадисы о предопределении. Эти хадисы должны просто приниматься на веру без вопросов «почему» или «как»» (Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Акыда).

Предопределение Аллаха фактически отнимает у людей волю и свободу выбора: «Аллах Всевышний есть творец действий Своих рабов, связанных с неверием, верой, подчинением и ослушанием. И все они есть по Его воле, желанию, решению, установлению и предопределению» (Имам ан-Насафи. Акыда).

Учение о предопределении — неотъемлемая часть ислама. Это учение нельзя путать с учением о предвидении Божьем, принятом в христианстве. Всесвятой Бог предвидит свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться, зная их наперед. Такое предвидение допущено Богом, поскольку Он Сам сотворил человека по Своему Образу и ожидает от человека свободного произволения в осуществлении Своей воли. Здесь исключен момент принуждения, насилия, предопределения человеческой воли со стороны Бога, Который позволяет свершиться свободному выбору человека, чтобы дать ему свою оценку в вечности

Такое утверждение связано с теорией предопределения. «Тот, кто утверждает, что Аллах желает рабам своим неповинующимся добра и повиновения, а рабы его сами себе желают зла и неповиновения и поступают так, как хотят, утверждает этим, что желание рабов сильнее Аллаха. Какая клевета на Аллаха страшнее?» (Имам Ахмед бен Мухаммед бен Ханбал. Табакат 1, 25. Ибн Аби Йала). С точки зрения ислама, Аллах творит человеческие поступки (как и поступки всех созданий, а создания их лишь себе присваивают: «Аллах создал вас и то, что вы делаете» (Коран 37. 94). Это учение — не аллегория: «Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены людьми» (§ 86. Акыда ат-тахавийя (изложение суннитского вероучения Имама ат-Тахави).

С точки зрения христианства, всемогущество Бога простирается гораздо дальше, чем подавление воли и исполнения за них их действий людей. Как могущий все и ничем не ограниченный, Он может не навязывать творениям Свою волю, ждет от них свободных действий. Христианство считает, что свобода воли у человека свидетельствует о том, что Бог не определяется своими творениями, существует вне них. Могущество Бога не в том, чтобы подавлять волю ограниченных созданий, а в том, чтобы предоставить им возможность прийти к Нему добровольно, по собственному желанию. Всемогущество Бога проявляется именно в даре свободы человеку.

Важно заметить, что, следуя Православию, женщины не должны принимать священный сан в церковной иерархии. Однако сам сан не является преимуществом «мужчины над женщиной», а лишь формой служения лаикам (мирянам), которые также и женщины. Принадлежность к церковной иерархии не свидетельствует о большем духовном достоинстве и больших возможностях для спасения. О таком достоинстве свидетельствует лишь принадлежность к монашеству, позволяющему всецело сосредоточиться на спасении души и Богопознании. Монашество равно открыто мужчинам и женщинам. О таком достоинстве свидетельствует и личная святость христианина.

Женщина в исламе утрачивает свое духовное равенство, она не равна с мужчиной в религии. Об этом говорит много хадисов: «Женщины спросили: «О посланник Аллаха, в чём же заключается наше несовершенство в (делах) религии и недостаток ума?» Он сказал: «Разве свидетельство женщины не (приравнивается к) половине свидетельства мужчины?» Они сказали: «Да». Он сказал: «Это и (указывает) на недостаток её ума. А разве (женщине) не следует прекращать молиться и поститься, когда у неё начинаются месячные?» Они сказали: «Да». Он сказал: «А это (указывает) на её несовершенство в (делах) религии»» («Сахих» Бухари). В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассказ Ибн `Аббаса о том, что во время проповеди, посвященной солнечному затмению, Мухаммед сказал: «Я увидел Огонь, и большинство его обитателей — женщины». В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Са`ида аль-Худри о том, что Мухаммед сказал: «О женщины, раздавайте пожертвования, ибо я видел, что вы составите большинство обитателей Огня». В «Сахихе» Муслима приводится рассказ `Имрана бин Хусайна о том, что Мухаммед сказал: «Поистине, женщины составят меньшую часть обитателей рая». Все сказанное не противоречит тому, что у каждого мужчины в раю будет больше одной жены, так как женщины, которые составят большинство тех, кто попадет в ад, — люди, потомки Адама, а многочисленные жены обитателей рая будут черноокими гуриями. Следуя Корану и хадисам, мужчинам в раю будет предоставлена вся полнота удовлетворения низших сексуальных потребностей с гуриями, а женщины лишаются возможности сексуальных развлечений.

См. Хадис со слов Умм Саламы, говорит, что Мухаммед, женившись на ней, провел с ней три ночи и сказал: «Я никогда не обижу тебя. Если хочешь, я проведу с тобой семь ночей, то в этом случае я должен буду провести по семь ночей с каждой из своих жен». Передают, что Аиша рассказывала: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собирался в поездку, он бросал жребий между своими женами и брал с собой ту, на которую выпадал жребий».

Призыв к применению физической силы по отношению к женщине в Коране не является простой рекомендацией. Это воля Аллаха, переданная Джибрилом. Эта воля носит императивный и повелительный характер. «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины — благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их» (4. 38).

Достоверный хадис из сборника Муслима под номером 3506 (http://www.iium.edu.my/deed/hadith/muslim/009_smt.html) повествует о том, как сподвижники Мухаммеда решили развеселить его: «…Омар нашел «пророка», сидящего грустным и тихим с его женами вокруг него. Омар решил сказать кое-что, чтобы рассмешить «пророка», и сказал: «Посланник Аллаха, жаль, что ты не видел дочь Хариджи (речь о его жене), когда она просила у меня дополнительных денег, я встал и ударил ее по шее». Посланник Аллаха засмеялся и сказал: «Вот они — вокруг меня, как видишь, просят дополнительных денег». Абу Бакр тогда встал, подошел к Айше и ударил ее по шее, и Омар сделал то же самое с Хафсой…».

В другом же хадисе, из сборников Абу Дауда и Ибн Маджа, Мухаммед говорит, что после смерти во время суда «мужчину не будут спрашивать о том, почему он бил свою жену».

Омар сообщил, что Пророк сказал: «Мужчину не следует спрашивать, почему он бьет свою жену». (Сунан Абу Дауд, 11.2142)

Также можно сравнить заповедь Христа «…кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, прелюбодействует» (Мф. 19:8-10) с рекомендуемой Мухаммедом проституцией (Сахих Бухари 7.62.52, 8.3246, 3250, 3253. Sheikh al-Khudary. Nur al-Yaqin), правда называлась она по другому — «временный брак»: «Рассказал нам Абдаллах: рассказал мне отец: рассказал нам Ваки со слов Ибн Аби Халида со слов Кайса со слов Абдаллаха, сказавшего: «Как-то, ещё молодыми, мы были с пророком. Мы сказали: посланник Аллаха, что нам, кастрировать себя? Пророк запретил нам это и разрешил нам брать в жёны женщин за вознаграждение на время». Сказав это, Абдаллах процитировал: Не запрещайте благ, разрешённых Аллахом» (Ибн Ханбал. Муснад, 1, 432).

Мы не пытаемся утверждать, что все мусульмане бьют своих жён, грубы с ними или посещают публичные дома, мы лишь указываем на то, что исламское вероучение оправдывает это.

Андрей Владимирович Журавский

Среди ученых и исследователей, с деятельностью которых связано становление и развитие на рубеже XIX-XX столетий хозяйства и социальной сферы Русского Севера, видное место занимал Андрей Владимирович Журавский. Его имя сегодня практически забыто. Между тем достижениями в области сельского хозяйства в северных регионах России, разведанными там и до сих пор эксплуатируемыми запасами нефти и каменного угля, ценными сведениями о природе и людях Приполярья мы во многом обязаны именно ему. В Усть-Цильме до конца 1980-х годов работала созданная им в начале века сельскохозяйственная опытная станция…
Андрей Владимирович Журавский родился в 1882 году. Кем были его настоящие родители, неизвестно. Мальчика нашли на крыльце Елизаветинского (Одесская губерния) приюта «22-го сентября 1882 г. в возрасте двух-трех недель без признаков святого крещения»1. Впоследствии он был усыновлен генерал-майором Владимиром Ивановичем Журавским и его супругой Софьей Кесаревной и наречен именем Андрей. «Воспитанник Андрей» усыновлялся «указом Правительствующего Сената от 14 января 1890 г. <…> с правом ношения фамилии и отчества по имени усыновителя, но без права наследия имущества и дворянства»2.
Владимир Иванович принадлежал к старинному роду. Потомственное дворянство даровал Журавским еще Петр I «за ратные подвиги майора Власа Журавского». Приемный отец Андрея возглавлял Одесскую железную дорогу, а затем работал в Петербурге, в Главном инженерном управлении. В мае 1892 года он скончался. Опекуном Андрея стал дядя, старший брат Владимира Ивановича, — отставной генерал Михаил Иванович Журавский. Софья Кесаревна умерла в мае 1901 года, когда Андрей сдал последний экзамен за курс гимназии. В наследство юноше остались шесть тысяч рублей и большая квартира в Петербурге с богатой библиотекой. Часть комнат он сдавал в наем, сам жил в кабинете-библиотеке.
Природой Андрей интересовался с детства. Позже склонность к естествознанию укрепил в нем профессор Санкт-Петербургского университета В.В.Зеленский. Летом 1902 года после окончания первого курса Андрей едет на Печору. Эта поездка стала поворотной в его судьбе: с тех пор вся научная, организаторская и экспедиционная деятельность Андрея Журавского оказалась связанной с Печорским краем. Он побывал в печорской «столице» — старинном селе Усть-Цильма, поднялся по рекам Цильме, Пижме и их притокам до Тиманского хребта, познакомился с местными крестьянами, с их хозяйством и промыслами, наблюдал обычаи и религиозные обряды коренного населения. В Петербурге Андрей поделился полученными сведениями с известным геологом и палеонтологом академиком Ф.Н.Чернышевым и секретарем Минералогического общества, председателем отделения физической и математической географии Императорского Русского географического общества физиологом К.А.Тимирязевым.
В июле 1903 года Андрей снова отправился на Печору. Он прибыл сюда с первым рейсом парохода «Сергей Витте», нагруженный снаряжением: продуктами, охотничьими припасами, научным инвентарем. В сопровождении самоеда оленевода два месяца кочевал по западной части Большеземельской тундры, изучая ее природные богатства, культуру и историю русского населения и ненцев. Эту экспедицию, как и первую, он провел на свои средства. Посетил Андрей и Усть-Цильму, где познакомился с семьей местного исправника Алексея Ивановича Рогачева. С его дочерью Верой он переписывался до рождественских каникул. 7 января 1904 года в Троицком соборе Архангельска их обвенчали.
В экспедицию 1904 года Андрею пришлось вложить последние 2500 рублей. Он пригласил с собой университетских друзей — Андрея Григорьева, будущего академика, Дмитрия Руднева и Михаила Шпарберга, своего сводного двоюродного брата. На этот раз Андрей организовал серьезное комплексное исследование: были описаны геология и растительность Большеземельской тундры, составлена карта ее внутренних районов, собраны обширные ботанические, зоологические и минералогические коллекции, найдены выходы бурых углей, открыт новый горный хребет Адак-Тельбей, отрог Урала (в 1914 году, после смерти Ф.Н.Чернышева, А.В.Журавский предложит назвать хребет в честь выдающегося русского геолога). По отзывам Ф.Н.Чернышева, полученные Андреем Журавским материалы опровергали более ранние теории о геологическом строении данной области Севера. Императорское Русское географическое общество наградило участников экспедиции серебряными медалями. По рекомендации его Президента академика П.П.Семенова-Тян-Шанского А.В.Журавский был принят в члены Общества.
В конце масленицы 1905 года выехали уже в полугодовую экспедицию. Академия наук смогла выделить всего 100 рублей. Начальный маршрут А.В.Журавского и М.И.Шпарберга пролегал по склонам Уральского и Адак-Тельбейского хребтов; здесь был обнаружен бурый уголь. Затем отправились на Нижнюю Печору. С проводником, пустозерским промышленником, на карбасе прошли морем вдоль берега до Вайгача, обследуя небольшие острова. Однако жестокий шторм нарушил все планы. Ветром и волнами сломало мачту и руль. Через восемь суток карбас выбросило на берег в устье реки Песчанки. Отсюда по тундре двинулись на юг к реке Усе. По пути нашли и описали выходы минеральных источников, стоянки древних людей в пещерах и гротах. Общий вес собранных археологических и геологических коллекций составил около тонны.
По протекции Ф.Н.Чернышева А.В.Журавский получил аудиенцию у князя Бориса Борисовича Голицына, председателя Ученого комитета министерства сельского хозяйства и директора Главной физической обсерватории России, который высоко оценил результаты экспедиций и с тех пор неизменно покровительствовал молодому ученому. Тогда же вышла из печати и первая научная работа А.В.Журавского3. 20 декабря 1905 года в Большом зале Академии наук в присутствии академиков, руководителей научных обществ, великих князей — Президента Российской Академии наук Георгия Михайловича и Президента Императорского Русского географического общества Константина Константиновича — за выдающиеся заслуги перед отечественной наукой ему была присуждена золотая медаль имени Н.М.Пржевальского. М.И.Шпарберг получил серебряную медаль имени П.П.Семенова-Тян-Шанского.
В марте 1906 года собрание Академии наук приняло решение об открытии в Печорском крае естественно-исторической станции. Ее заведующим назначили А.В.Журавского. Это было первое научное учреждение на Приполярном Севере России.
Решение об организации станции руководство Академии приняло, однако средств на приобретение инвентаря и комплектацию книгами не выделило. Андрей Владимирович тратил на благоустройство свои последние сбережения. Вскоре появились и первые сотрудники. Так, переселенец из Тверской губернии А.С.Соловьев начал заниматься акклиматизацией здесь сельскохозяйственных культур. Денег ему не платили, и он работал за половину выращенного урожая. Министерство просвещения наградило нескольких помощников Андрея Владимировича из местных жителей медалями «за полезные труды в экспедиции Журавского».
Экспедиция 1906 года по изучению природных ресурсов, истории и быта народов Севера России, условий ведения здесь сельского хозяйства оказалась самой длительной и наиболее значительной по научным результатам. В долинах рек Уса и Воркута обнаружили залежи каменного угля, лигнитов, битуминозных известняков, указывающих на наличие нефти, месторождения аметистов, дымчатого топаза, горного хрусталя, агатов. К началу зимы перевалили через Урал в Сибирь и догнали пустозерских оленеводов, пасших в низовьях Оби свои стада. Вместе с одним из них отправились изучать древние ненецкие святилища на полуострове Ямал. Здесь была собрана богатейшая коллекция предметов ненецкой культуры — деревянные божества-болваны, шаманские бубны и одеяния, детские игрушки, комплекты женской одежды с национальным орнаментом. Тщательно записывали ненецкие предания и легенды.
С Ямала на оленьих упряжках достигли Енисея, пересекли его, прошли по рекам Верхняя и Нижняя Таймыра, побывали на озере Таймыр и за хребтом Бырранга. Оттуда возвращались вдоль границы лесов, нанося ее на карту, что позволило впоследствии проследить закономерности распространения лесной зоны на север. В канун Рождества прибыли в Пустозерск. Собранные коллекции уже едва помещались на десяти возах.
Между тем денег на поддержание нормальной работы станции по-прежнему не хватало. В 1907 году от полного краха ее спасли присланные из Харькова дядей А.В.Журавского 2000 рублей: Андрей Владимирович смог оплатить закупки семян в разных регионах России, наем помещений и сотрудников. Но на продолжение учебы в университете средств не осталось и А.В.Журавского отчислили с последнего курса.
К тому времени на опытных участках станции в парниках и открытом грунте уже выращивались те же сельскохозяйственные культуры и кормовые травы, что и в Подмосковье, причем их урожайность в три раза превышала подмосковную. На станции разработали технологию районирования картофеля. Газета «Новое время» 4 сентября 1910 года писала: «Печорская естественно-историческая станция начиная с 1906 года успела ввести в цикл туземных культур целый ряд растений, которые раньше считались на севере «безнадежными». Даже по официальной статистике земледелие в Печорском уезде распространяется очень заметно: так, посевы ржи за это время возросли в 10 раз, ячменя — в 9, а картофеля — в 18 раз». В другом номере та же газета сообщала, что «урожаи новой на Печоре культуры — картофеля при содействии А.С.Соловьева возросли в 10-15 раз». К.А.Тимирязев направил В.А.Журавскому письмо, в котором высоко оценил его работу.
Несмотря на хроническую нехватку средств, станция расширяла свою деятельность. Были открыты маслозаводы в усинских селах Новик-Бож и Колва, откуда масло отправляли в Архангельск. Урожаи выведенного здесь местного сорта лука оказались настолько велики, что многие сотни пудов его вывозили на продажу.
Немало успехов имела станция и на поприще изучения культурно-исторического прошлого Печорского края. Найденные в экспедициях предметы быта и культуры старообрядческого населения Пижмы, Усть-Цильмы и других селений явились украшением экспозиции петербургского Этнографического музея имени Петра I. Уникальное собрание древних костяных самоедских поделок — от молотка, изготовленного из позвонка мамонта, до иголки — было отмечено денежными премиями, медалями и почетными грамотами Академии наук и Географического общества. Заметим, что за 60 лет существования Императорского Русского географического общества его наград удостоились всего 26 человек.
14 ноября 1908 года в Санкт-Петербурге, в здании министерства сельского хозяйства, на Всероссийском совещании по организации сельскохозяйственного опытного дела доклад А.В.Журавского был с энтузиазмом встречен корифеями отечественной агропромышленной науки: Д.Н.Прянишниковым, В.В.Винером, В.В.Зеленским, В.П.Горячкиным, К.Д.Глинкой, Е.Ф.Лискуном и другими. После совещания Андрея Владимировича пригласили к премьер-министру П.А.Столыпину. Петр Аркадьевич внимательно выслушал молодого ученого и всецело поддержал разработанную им программу промышленного и социального развития края: организация ветеринарно-бактериологической станции для борьбы с сибирской язвой, освоение нефтяных месторождений Ухты, строительство двух железных дорог — Северо-Печорской и Печорской. На нужды станции на ближайшие шесть лет было обещано отпустить более 280000 рублей.
12 января 1909 года А.В.Журавского в Царскосельском дворце принял император Николай II. Надо полагать, тому немало способствовал недавний выход из печати (Архангельск, 1908) ряда важных социально-экономических работ Андрея Владимировича, названия которых говорят сами за себя: «Печорская естественно-историческая станция при Императорской Академии наук. Ее задачи и история возникновения»; «Приполярная Россия. Нефть в бассейне Печоры»; «Приполярная Россия в связи с разрешением общегосударственного аграрного и финансового кризиса (экономический потенциал Севера)»; «К проблеме колонизации Печорского края»; «Климат и урожай на Печоре». Особо здесь следует выделить оригинальный труд под названием «Самоедское право. Материалы для законодательных предположений»: свод юридических актов, регламентирующих жизнь и принципы хозяйствования коренных народов Русского Севера, а также их взаимоотношения с губернской администрацией.
Весной 1909 года Переселенческое управление начало через архангельские банки перечислять деньги на нужды станции. Однако местные чиновники, несмотря на то, что деньги выделялись правительством, считали неразумным тратить столь значительные суммы на «пустые затеи» Журавского. Поэтому на имя Андрея Владимировича из Архангельска оказалась перечисленной всего 21000 рублей (между тем из Петербурга уже выехала многочисленная Северо-Печорская экспедиция). Более того, прибывшая в сентябре комиссия Главного управления землеустройства и земледелия решила закрыть станцию. В губернском центре, да и в Петербурге не всеми приветствовались идеи А.В.Журавского. Его взглядов не разделяли некоторые известные российские ученые — профессор К.Ф.Жаков, будущий академик Л.С.Берг; в последние годы их стал критиковать Ф.Н.Чернышев. Отнюдь не приветствовали деятельность А.В.Журавского архангельский губернатор И.В.Сосновский и многие чиновники его администрации. Хотя в защиту Андрея Владимировича выступили такие авторитеты, как океанолог и картограф Ю.М.Шокальский, Б.Б.Голицын, основоположник российской климатологии А.И.Воейков, начальник Главного управления землеустройства и земледелия князь Игнатьев, работу экспедиции и финансирование станции прекратили. Одна из главных причин состояла в том, что противники Журавского в деле освоения природных богатств Русского Севера ориентировались не на русские, а на английские, шведские и норвежские фирмы и компании.
Андрей Владимирович тяжело пережил этот удар. Нервный срыв надолго приковал его к больничной койке. Больше года он лечился сначала в Петербурге, а затем за границей. Друзья добились решения министерства сельского хозяйства о назначении А.В.Журавского старшим специалистом Ученого комитета, что дало ему возможность продолжить исследования в Печорском крае. В начале 1909 года в Архангельске он опубликовал две статьи, где отстаивал свою концепцию агропромышленного развития Севера: «Экономико-исторические и географические положения границы вне-земледельческой области России» и «I. К вопросу о семеноводстве. II. К вопросу о мелиорации тундр».
1 января 1911 года в Усть-Цильме открылась новая станция — сельскохозяйственная опытная. Фактически это было прежнее учреждение, только под другим названием. Летом сюда приехали первые дипломированные специалисты — помощник агронома и две выпускницы высших сельскохозяйственных курсов. В том же году Печорская сельскохозяйственная станция участвовала в Санкт-Петербургской агровыставке и удостоилась золотой медали «за развитие овощеводства в арктической зоне». В 1912 году на станции начались постоянные метеорологические и агрометеорологические наблюдения. К 1914 году здесь были построены «2-х этажный дом для служащих, флигель для наблюдателя, флигель для рабочих, конюшня, скотный сарай, сарай для машин и баня. Начатая постройка главного здания, где помещались бы подсобные учреждения (лаборатория, библиотека, научные кабинеты и др.), в 1914 г. была приостановлена в связи с прекращением ассигнований»4. Библиотека станции насчитывала уже около двух тысяч наименований.
К этому времени относятся и новые работы А.В.Журавского, обобщающие накопленный им сельскохозяйственный опыт и дающие практические рекомендации: «Северные заморозки и культурные растения» (Петрозаводск, 1913); «Беседы о сельском хозяйстве на Севере» (Петрозаводск, 1914).
Хотя в 1913 году И.В.Сосновского на посту архангельского губернатора сменил С.Д.Бибиков, с которым А.В.Журавский как будто смог найти общий язык, все же в губернской администрации у Андрея Владимировича оставалось множество недругов. Они не могли смириться с тем, что он настойчиво продолжал отстаивать приоритет русских промышленников и предпринимателей перед иностранцами в области освоения природных богатств Русского Севера. Масла в огонь подлила серия фельетонов А.В.Журавского «Северные авантюристы», где высмеивались бюрократический стиль и продажность местных начальников. В конечном счете это привело к трагической гибели ученого-энтузиаста, патриота Андрея Владимировича Журавского. 15 августа 1914 года в Усть-Цильме на пороге созданной им станции его застрелил агент жандармского управления Н.И.Задачин, работавший здесь писарем.

1. Смоленцев Л.Н. Печорские дали. Художественно-документальная повесть. Сыктывкар, 1979. С.277.
2. Там же.
3. Журавский А.В. Усть-Цилемская зоологическая станция, находящаяся под покровительством Императорской Академии наук. СПб., 1905.
4. Примак А.Я. Печорская сельскохозяйственная опытная станция (краткий отчет о состоянии станции и результатах работ за 1924 год) // Северное хозяйство (Архангельск). 1925. № 4. С.18.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *