Златоустовский монастырь

На территории Южного берега Крыма располагаются несколько шедевров православной архитектуры. Многострадальный Храм святого Иоанна Златоуста в Ялте, перестраивавшийся два раза, является одним из них.

  • Где находится?
  • История
  • Легенды о храме
  • Посещение
  • Как добраться?

Где находится храм в Ялте?

Не знаете, где находится Храм святого Иоанна Златоуста в Ялте. Искомое культовое сооружение расположено по улице Толстого. Оно живописно возвышается над западной оконечностью Ялтинской набережной имени Ленина.

Храм на карте Крыма

История появления собора

Южные городки Российской империи после наплыва христианского населения обзаводились церквушками, а со временем – богатыми соборами. Не стала исключением и Ялта. Храм святого Иоанна Златоуста доказывает, что первые здешние достопримечательности – не гостиницы и оборудованные пляжи, а здания с куполами и колоколами. В церквях православный люд мог пообщаться с Богом и священнослужителями.

1835 г. превратил Ялту из деревушки в 13 домов, где жили первые после тюрков поселенцы, в крупное село. Оно насчитывало несколько тысяч жителей. В городке имелись пристань, рынок, почтовая станция, магазины, полицейский участок и таможня. Отсутствовала только церковь. Сей недостаток в 1835 г. исправил железной волей новороссийский губернатор М. Воронцов. Чиновник нашел в государственной казне деньги на постройку «божьего дома».

Место для сооружения выбрали удачно – ближайшую к набережной террасу Поликуровского холма, она просматривалась со всех центральных улиц. Первым архитектором был англичанин Эльсон, но заканчивал работу одессит итальянского происхождения Торричелли, который «изваял» псевдоготический храм, применив для его постройки известняковые блоки. Рабочие выпиливали их из огромных кусков породы, а затем подкрашивали в желтый оттенок. Необычное здание долго служило главным ориентиром исторического центра.

В 80-х гг. позапрошлого столетия Храм святого Иоанна Златоуста значительно перестроили. После реконструкции его здание было расширено. Число куполов уменьшилось до одного. Теперь он имел вид византийской базилики. В советские времена от этой достопримечательности Ялты не осталось камня на камне. Божественные литургии большевики повсеместно запретили. Прежний вид храмовый комплекс получил только в 1994 г. – кто-то из историков добыл в архивах чертежи Торричелли.

Легенды о храме

Много мифов хранит Ялта. Храм святого Иоанна Златоуста, судя по легенде, назван так неспроста. «Поликур» переводится с греческого как «Староселье». Как раз такое имя получил возвышающийся над морем ялтинский холм, где издавна жили рыбаки. А их покровителем был Иоанн. Они назвали один местный мыс его именем, при этом русские, что пришли сюда позже, узнали про это.

Нашли и развалины православного храма, построенного греками, а потом разрушенного во времена бесчисленных войн. При исследовании тех руин обнаружили и осколки иконы из мрамора – голову Иисуса. Был проигнорирован татарский топоним – свою первую церковь, построенную совсем в другом месте, поселенцы-россияне также освятили в честь первоапостола Иоанна.

Особенности посещения Церкви святого Иоанна Златоуста

Храм святого Иоанна Златоуста в Ялте представляет собой пятикупольную церковь, выполненную в «предромантическом» или «екатерининском» стиле. Для него характерно вольное сочетание европейской готики и так называемого «московского барокко».

Колокола, как и в начале XIX века, ныне отделаны сусальным золотом. Неповторимое изящество придает объекту культурного наследия 3-ярусная колокольня. Она возвышается на 45 м по отношению к уровню моря. Любопытный факт – старый ее вариант был нанесен на лоцманские карты разных стран мира. Внутри собора «обитает» много семейных реликвий – их приносят верующие, проживающие в Большой Ялте.

Религиозный центр действующий. Расписание богослужений составлено на все дни недели. В основном службы проходят по утрам. На них можно увидеть горожан, на средства которых храм и был заново построен. Он был восстановлен по проекту А. Петровой. На территории обустроены церковные лавки, где можно купить свечи, платки, книги, ритуальную утварь и сувениры из Крыма, напоминающие о православной Ялте.

К слову, вокруг культового сооружения было когда-то устроено кладбище, где похоронено множество известных россиян. Остатки этого старого погоста туристы исследуют и сегодня – здесь есть, на что посмотреть!

Как добраться до достопримечательности?

Немногие знают, как добраться до Храма святого Иоанна Златоуста в Ялте. Ближайшая к нему остановка автобуса – «Вещевой рынок», что в сквере Юбилейном. С набережной к этому месту проходят по улице Толстого. На саму улицу можно выйти, обойдя ресторан «Дворик у причала».

Туристу на заметку

В течение более 180 лет Церковь святого Иоанна Златоуста «связывает» воедино 6-7 поколений православных христиан, которые прошли по крымской земле. Путь их был труден, как и вся история страны, одним из религиозных центров которой стал описанный храм. Об этом напоминает все, чем украшены залы величественного сооружения.

Московский Златоустовский монастырь. Слева направо: Благовещенская церковь, пятиглавый собор Иоанна Златоуста, колокольня, Троицкая церковь. 1882 год

Монастырь во имя святителя Иоанна Златоуста в Москве (недейств.)

  • Адрес: Россия, Москва, Большой Златоустинский пер, 3, , 7, Малый Златоустинский пер., 5
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основание и Московский период

Неизвестно точно, кем и когда был основан Златоустовский монастырь. Известно лишь то, что первая деревянная церковь во имя святителя Иоанна Златоуста появилась здесь задолго до слободских поселений мясников и огородников, примерно в конце XIV века. Она была построена на древнем посаде московскими гостями, то есть торговыми людьми, ибо посад тогда шёл от Кремля вплоть до этой территории, а стены Китай-города, отделившей посад от остальной Москвы, ещё не было.

Видимо, спонтанно, в тихом месте близ Кремля, возникло поселение монахов. Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году, когда здесь был похоронен архидиакон новгородского владыки Иоанна Иоаким. К концу XV века обитель пришла в упадок, и храм Иоанна Златоуста был перенесён в Покровский монастырь.

Восстановление, возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III. Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшие земли, разбил великолепные сады с фруктовыми деревьями которые запечатлелась в старомосковском названии близлежащего Старосадского переулка. Великий князь обратил внимание на маленькую, притаившуюся близ его двора обитель основанную во имя его небесного покровителя, и принял немалое участие в её благоустоении. По его приказу в 1478 году старый деревянный храм был разобран. Приглашённые псковские мастера всего за год возвели новый пятиглавый собор во имя святого Иоанна Златоуста, освящённый по дню ангела великого князя, 27 января, и ещё маленькую придельную церковь во имя святого апостола Тимофея, — по дню рождения Ивана III, 22 января.

Долго, более года стоял неосвящённым главный собор, ибо великий князь и митрополит Геронтий спорили — как ходить на крестном ходу, посолонь или же против солнца. Когда в 1482 году митрополит наконец дозволил исполнить волю государя и освятил храм, то великий князь учредил здесь игуменство и дал настоятелю монастыря «право предстояния под Воскресенским игуменом выше всех соборных попов и игуменов московских», как писал один старинный историк Москвы.

В 1571 году во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея Златоустовский монастырь был сожжён, а в 1611 году разграблен поляками, но уже в 1613 году возобновлён. В 1663 году главный собор выстроен заново тщанием князя Фёдора Барятинского.

Императорский период

Несмотря на перенесение столицы в новооснованный Санкт-Петербург, монастырь обустраивали и украшали многие государи и знаменитые люди и в новом времени. Так, знаменитый сподвижник Петра I, генерал-адмирала Фёдор Матвеевич Апраксин, был, как и его предки, ревностным покровителем монастыря. В Златоустовском монастыре до революции 1917 года хранилось большое медное паникадило с надписями на шведском и латинском языке, подаренное им в память о своем участии в Северной войне. Именно Апраксин испросил у царя разрешение учредить в полюбившейся ему обители архимандрию и погребать на монастырском погосте знатных людей. Петр в то время был в Киеве и велел митрополиту Стефану (Яворскому) в своем присутствии в Киево-Печерской Лавре 15 августа 1706 года посвятить Златоустовского игумена Антония в архимандрита. Тогда же царь назначил монастырю жалование, так как, хотя пожертвования в него и были щедрыми, но постоянных средств к содержанию монастырь не имел. В 1713 году в монастыре появилась Благовещенская церковь, построенная старанием Апраксина и освящённая митрополитом Стефаном (Яворским) взамен сгоревшей в 1660 году Покровской церкви, также возведённой дворянами Апраксиными. Подклет Благовещенской церкви стал усыпальницей Апраксиных — здесь Фёдор Матвеевич похоронил своего отца, убитого в 1667 году калмыками и башкирами, а потом и сам обрел последнее пристанище в 1728 году.

В 1710 году монастырь получил в свое ведение вотчины, но средств все равно не хватало. 29 мая 1737 года «от копеечной свечки» монастырь сгорел, но был возобновлён пожертвованиями императрицы Анны Иоанновны и частных вкладчиков. Потом его восстановлением занималась императрица Елизавета Петровна. В 1740 году, посетив обитель, она пожертвовала ему 2000 рублей на строительство церкви во имя соименной ей святой. С этого времени средства монастыря значительно увеличиваются. Надвратный храм во имя Захария и Елисаветы — в воспоминание дня тезоименитства императрицы — был окончен в 1742 году по проекту известного архитектора И.Ф. Мичурина. В 1746 году императрица заказала Мичурину постройку красивой монастырской колокольни взамен прежней, относящейся к 1712-1714 годам.

Вскоре, в 1757-1761 годах здесь была выстроена новая Троицкая церковь, основанная ещё в конце XVI века думным дворянином Василием Зюзиным. Изначально её придел был освящён во имя Нерукотворного Спаса. Однако при елизаветинской перестройке храмовый придел переосвятили во имя святителя Димитрия Ростовского, незадолго до того канонизированного. Это был первый престол, освящённый во имя святителя.

При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам, обитель была отнесена к штатным третьеклассным. В 1775 году в обители подтверждена архимандрия. При императоре Павле I содержание монастыря увеличено до 1460 рублей.

В 1812 году Златоустовский монастырь не пострадал от пожара, но был разграблен. Однако, главные ценности и ризница были спасены потому что архимандрит Лаврентий перед нашествием Наполеона в Москву увез их в Вологду. Братия же, отслужив литургию, скрылись из монастыря и скитались по разным приютам, пока не смогли вновь вернуться в стены родной обители, возобновившейся в 1816 году. Однако бедствия его не прекратились. В 1821 году после сильных дождей обитель была затоплена вышедшими из берегов прудами и подземными ключами и только в 1824 году приведена в порядок.

Однако, в том же 1821 году сибирские купцы, торговавшие в Москве, устроили в монастырской Троицкой церкви придел во имя Иннокентия Иркутского, сооружённый на средства Д.П. Шапошникова.

В 1848 году от чудотворного образа Знаменской иконы в Троицкой церкви монастыря исцелился больной холерою — и с этого времени началось процветание монастыря, длившееся до революции.

В начале XX века при монастыре была церковно-приходская школа, а к 1917 году — 4 храма с 6 престолами.

Не только главные вкладчики монастыря, Апраксины, но и многие другие видные личности и роды покоились на погосте Златоустовского монастыря. В 1745 году здесь был погребён генерал-аншеф Александр Иванович Румянцев, отец знаменитого полководца и дед основателя столь же знаменитого музея. Тут упокоились контр-адмирал И.А. Сенявин, генерал-аншеф М.А. Матюшкин, царевичи Касимовские и многие другие.

Советский период и разрушение

Утверждение богоборческой власти сразу же выразилось в переименовании прилегавших к монастырю переулков — Большого и Малого Златоустинских — в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Вскоре, зимой 1933 года, и сам монастырь подвергся закрытию и уничтожению. Его территорию отдали под строительство ведомственного жилого дома для сотрудников Лубянки. На его месте в 1934 году архитекторами Л.З. Чериковером и Н.И. Арбузниковым был возведён жилой дом в революционном стиле конструктивизма со столовой на втором этаже, а на территории монастырского сада позднее построили здание детского сада. Кроме чекистов в новом доме получил квартиру писатель Александр Фадеев. В бывших монастырских кельях, два корпуса которых вдоль северной границы основной территории монастыря уцелели до нашего времени в Малом Златоустинском переулке, собирались одно время разместить клуб Бауманского райкома ВЛКСМ.

Как наследие Златоустовского монастыря уцелела его икона святого Димитрия Солунского: в 1935 году она была передана в Антирелигиозный музей в Донском монастыре, а оттуда — в Третьяковскую галерею.

Настоятели

Насельники

  • Прмч. Пахомий (Туркевич), игумен (до 1923 или 1933)
  • Прмч. Рафаил (Тюпин), иеромонах (1922 — 1927)

Использованные материалы

  • Страница портала Православие.ру:
  • Страница детского информационного агентства NotaBene:
  • Фотография проекта Храмы России:
  • Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви / Сост. П. Строев. — СПб., 1877, с. 195 — 198.

Был отставлен.

Произведен во архимандриты 15 августа 1706 года. Вторая дата — дата кончины.

Из соборных священников. Вторая дата — дата кончины.

Вторая дата — дата кончины.

Был наместником Чудова монастыря. Переведен в Новгород-Северский Спасский монастырь.

Был законоучителем кадетского корпуса. Переведен в Пыскорский монастырь.

Переведен в Данилов монастырь.

Из вдовых священников. Переведен в Новоголутвин монастырь.

Переведен из Лютикова монастыря.

Из Лужецких казначеев. Переведен в Лужецкий монастырь.

По Строеву — 22 июня.

Николай (Касаткин), архиеп. Японский Дневники. Том I. Часть 9. Приложения. Именной указатель,

В самом сердце старой Ялты, там, где возвышается Поликуровский холм, окруженный кипарисовым парком, находится храм Святого Иоанна Златоуста, для возведения которого лично ходатайствовал генерал-губернатор Новороссийского края М. С. Воронцов. Постройка началась в 1835 году и велась за счет государства, подготовкой проекта занимался архитектор Г. И. Торичелли. Православная святыня стала первым строением из камня и вообще первым храмом, появившимся в городе-курорте. Здание можно легко увидеть с моря, с гор и ялтинской долины.

Церковь Иоанна Златоуста не имеет ничего общего во внешнем виде с традиционными православными церквями, в ее облике есть отголоски английских усадеб в псевдоготическом стиле. Покраска стен в охристые оттенки, пять шатровых куполов, покрытые сусальным золотом, колокольня храма, состоящая из трех ярусов и ставшая главным ориентиром Ялты, — так выглядела церковь в те времена. Постройка возвысилась над уровнем моря на 45 м.

Собор был освящен в 1837 году; спустя сутки на Поликуровский холм прибыл Николай I с женой.

В 1878 году святыня была перестроена. К собору добавили купол голубого цвета в византийском стиле, расширенный храм был увенчан позолоченным крестом. Территория церкви также пополнилась церковно-приходской школой. С течением времени рядом со святыней сформировалось городское кладбище, на котором похоронили многих заслуженных деятелей науки и искусства. На данный момент на этом месте основан мемориальный некрополь. В годы советской власти храм пришел в упадок, лишь в 1998 году благодаря добровольным пожертвованиям жителей города он был восстановлен до первоначального вида. Тогда же провели божественную литургию, ее возглавляли Крымский Лазарь и архиепископ Симферопольский.

Во время посещения места женщинам следует покрывать голову, мужчины могут входить с непокрытой головой. Не стоит заходить в святыню в излишне открытых пляжных вещах.

Историки не знают точной причины, по которой место освящалось в честь Святого Иоанна Златоуста. У сегодняшнего настоятеля протоиерея Владислава Шмидта есть несколько предположений на этот счет: во-первых, дата освящения собора находится близко к дате памяти святителя, во-вторых, недалеко от храма есть мыс, носящий название в честь этого святого, в-третьих, Иоанн Златоуст проявил себя как учредителя митрополии Готфской в Тавриде.

Сейчас собор выступает в качестве исторического, архитектурного и географического памятника, также он является неким символом основания города. В святыне продолжаются работы по воссозданию деталей убранства, восстанавливается орнаментальная роспись XIX века. Реставрация коснулась часовни и церковной школы, пострадавших в годы войны. Собор Иоанна Златоуста является наиболее посещаемым храмом в Ялте, его ценят не только местные жители, но и туристы, для которых отдых будет не полным без посещения известной святыни. При церкви функционирует гостиница для паломников. На входе можно увидеть расколотый колокол, найденный прихожанами и являющийся одним из колоколов старого собора.

История

Отстраивать церковь и колокольню начали в 1832 году, работы велись до 1837 года. В качестве проекта послужила работа архитектора Георгия Торичелли, руководил основными действиями архитектор Карл Эшлиман.

Местом расположения для будущего здания был выбран Поликуровский холм, доминирующий над городом. На выбор повлияла связь места с легендарно-историческими мотивами: есть сведения, что здесь в 1774 году небольшое русское войско вступило в бой с высадившимся десантом из Турции, все русские воины героически пали.

Мыс, на котором разместилась святыня, назвали в честь Иоанна Златоуста, при жизни гневно осуждавшего роскошь и безнравственность, присущую сановникам и духовным лидерам Византийского императорского двора. За прямолинейность и мнение, отличное от общественного, он был сослан в Крым.

© Vimoculars

В 1880-х годах храм был подвергнут существенной перестройке. Его перепланировкой занимался городской архитектор Н. П. Краснов, который, основываясь на собственных чертежах и эскизах, расширил постройку и сократил число куполов до одного большого. Благодаря изменениям во внешнем облике святыни стал просматриваться византийский стиль. Материально в преобразования вложился барон А. Л. Врангель. В 1883 году храм обзавелся приделом в честь апостола Андрея Первозванного.

Когда в Крыму окончательно установилась советская власть, собор закрыли, а помещение превратили в продуктовый склад. Местные старожилы отмечали, что оккупанты, поселившиеся в квартирах выселенных немцев, свозили их имущество в святыню для последующей передачи переселенцам. В 1942 году некто ограбил и поджег склад церкви, здание горело всю ночь и было полностью уничтожено. Вместе с ним были разрушены здания часовни и воскресной школы. Почерневшие стены простояли до середины XX века, а затем были разобраны на камень, церковную площадь же стали использовать в качестве места для вещевого рынка. Колокольня осталась нетронутой и продолжала служить маяком для кораблей, ее было решено сохранить из-за протеста английской навигационной компании.

В 1994 году по инициативе священника Владислава Шмидта, являющегося и сейчас настоятелем святыни, храм начали воссоздавать. Подготовила будущий проект известный крымский архитектор А. В. Петрова, которая обнаружила в архивах Воронцовского дворца чертежи создателя собора Торичелли. За три года церковь реконструировали, вернув ей первоначальный облик. Осенью 1998 года место освятил архиерей Лазарь (Швец), а в конце декабря 1999 года над собором подняли святые кресты.

Расписание богослужений в храме Иоанна Златоуста

Религиозный центр является действующим. В храме Святого Иоанна Златоуста не проводят утренние и вечерние богослужения. Сюда можно прийти на молебен и божественную литургию, также в соборе проводятся родительские панихиды и вечерни в дневное время. Желающие могут присоединиться к крестному ходу.

При святыне действует Воскресная школа в честь имени княжны Ольги Романовой. На занятиях учащиеся могут освоить рукоделие, научиться шитью и моделированию одежды, также работает студия живописи и сценического искусства. Здесь же можно записаться на богословские курсы, подготовить детей к школе, изучить хореографию и вступить в клуб бального танца. В храме принято широко отмечать Татьянин день, здесь часты балы и тематические встречи прихожан.

Для православных педагогов у Воскресной школы есть интересные предложения по вакансиям.

Приход храма Иоанна Златоуста

Свято-Иоанно-Златоустовский приход включает в себя сам собор, часовню и церковно-приходскую школу.

Собор является пятикупольной церковью, возведенной в «предромантическом» или «екатерининском» стиле. Постройка отличается вольным сочетанием европейской готики и имеет элементы «московского барокко». Колокола святыни из сусального золота, а благодаря наличию трехъярусной колокольни объект культурного наследия приобретает неповторимое изящество. Внутри храма находится большое количество семейных реликвий, которые сюда приносят верующие, живущие в Большой Ялте.

Любопытным является тот факт, что предыдущий вариант колокольни присутствовал на лоцманских картах различных стран мира.

На территории прихода храма Святого Иоанна Златоуста функционируют лавки, где можно купить церковную утварь, свечи, сувениры и платки. Большинству туристов бывает интересно ознакомиться со старинным кладбищем, находящимся по соседству.

Как добраться до храма Иоанна Златоуста в Ялте

Чтобы доехать до святыни, нужно выйти на ближайшей к ней остановке — «Вещевой рынок», она находится в Юбилейном сквере. До нее следуют автобусы № 6, 18A, 21, 22, 47. Если идти к этому месту от набережной, необходимо двигаться по улице Толстого, на ней можно оказаться, обойдя местный ресторан «Дворик у причала». Также можно идти по улице Рузвельта.

Удобно доехать до места на собственном или арендованном транспорте, есть возможность вызова одной из местных служб такси.

В городе действуют и известные всем приложения Яндекс. Такси, Максим, Gett и Uber.

Продолжая серию материалов об исчезнувших обителях древней Москвы, в этом номере мы расскажем о Златоустинском монастыре, что находился в одном из лубянских переулков в самом сердце столицы.

Обитель посреди рынка

Доподлинно неизвестно, когда и как был основан Златоустинский монастырь. Скорее всего мы этого никогда и не узнаем – до наших дней дошло лишь несколько фотографий да обрывочная информация из летописей и писцовых книг. Однако деревянная церковь в честь Иоанна Златоуста появилась здесь еще в XIV веке, когда эта местность, как ни удивительно, считалась пригородом. По соседству с храмом располагались торговые лавки, чьи хозяева и выступили инициаторами строительства.

В какой-то момент приход стал центром церковной жизни района, а затем превратился в небольшую обитель, которая постепенно оформилась, и старенький храм стал собором. Впервые монастырь официально упоминается лишь в 1412 году, но уже к концу столетия приходит в упадок и фактически пропадает – даже храм Иоанна Златоуста раскатывают на бревна и переносят в Покровскую обитель, только-только набирающую силу.

Небесный покровитель

Вновь вспомнили о древнем монастыре лишь при Великом князе Московском Иване III, чей загородный дворец стоял поблизости. Суровый правитель не только занимался объединением земель русских, но и благоустраивал Москву. Мало того – Иоанн Златоуст был его небесным покровителем, посему на восстановление обители были отданы немалые средства. Из Пскова в столицу пригласили лучших каменщиков, которые всего за один год возвели здесь пятиглавый собор в честь святого, уступающий шедеврам русского зодчества разве что компактными размерами, а также небольшой храм в честь апостола Тимофея. По просьбе государя игумену обители были даны большие полномочия, как пишут историки, он получил право предстояния под Воскресенским игуменом выше всех соборных попов и игуменов московских.

Птица феникс

Вновь монастырь был разрушен в 1571 году во время нашествия крымских орд Девлет-Гирея, затем восстановлен и вновь разграблен уже поляками в 1611 году. К тому моменту псковский храм был сильно поврежден, и на деньги мецената князя Федора Барятинского в 1663-м возводится новый собор. К слову, богатых покровителей у монастыря было немало. Один из них – сподвижник Петра I Федор Апраксин жертвовал немалые средства и заступался за монахов перед царем. Он же попросил разрешение учредить архимандрию и погребать на монастырском кладбище известных людей, а заодно назначить ежегодное содержание из государственной казны. Чаяниями Апраксина в обители появилась Благовещенская церковь. Ее подклет и стал фамильной усыпальницей рода Апраксиных. Однако уже в 1737 году здесь случилась очередная беда – бытует версия, что от копеечной свечи, которую оставила прихожанка, огонь перекинулся и охватил церковь, монастырь, а затем и весь город. Именно отсюда пошло выражение: «От копеечной свечи Москва сгорела». Но и после этого обитель восстановили на пожертвования императрицы Анны Иоановны.

Расширение монастыря

Следующем жертвователем была государыня Елизавета Петровна. На ее средства известным московским архитектором Иваном Мичуриным возводится надвратный храм во имя Захария и Елисаветы, а затем и новая монастырская колокольня.

Во время нашествия Наполеона пожар чудесным образом не тронул обитель, однако солдаты осквернили храмы. Благо ризницу архимандрит Лаврентий заранее вывез в Вологду, а во время разбоя насельники ютились в домах у простых горожан.

Новый расцвет монастыря пришелся на середину XIX века, когда в Троицкой церкви от чудотворного списка Знаменской иконы исцелился больной холерою. Прослышав о чуде, сюда стали съезжаться паломники со всей империи. На момент революции 1917 года в обители находилось 4 храма, колокольня, церковно-приходская школа, кельи и хозпостройки. Все сооружения были обнесены каменной стеной, выходившей на Большой и Малый Златоустинские переулки (они до сих пор повторяют очертания обители).

Забвение

Вскоре после переезда революционного правительства в Москву по всему городу начали открываться всевозможные учреждения. Поблизости с монастырем обосновался ЦК ВЛКСМ, по которому и переименовали Златоустинские переулки в Комсомольские.

В начале 1930-х, в рамках переустройства столицы монастырские здания были практически до основания разрушены. На месте древней обители архитекторы Лазарь Чериковер, Аркадий Лангман и Николай Арбузников возвели жилой дом в стиле конструктивизма для работников НКВД, чтобы тем было поближе ходить до работы. На месте же монастырского сада построили детский сад. От древнего некрополя также не оставили камня на камне, несмотря на то, что там покоились известные люди, в том числе царевичи Касимовские, Румянцевы, Апраксины и др. Единственное, что сегодня осталось от монастыря, – остатки стены на углу двух Златоустинских переулков да икона святого Дмитрия Солунского, которую сначала передали в антирелигиозный музей, а затем в собрание Третьяковской галереи.

Святой из Златоустинского

Последним игуменом монастыря до 1920 года был Феодосий (Ганицкий). После закрытия обители он стал епископом Коломенским и Бронницким. Вот что о нем вспоминает одна из прихожанок: «Мне кажется, не было ни одной церкви в нашем городе, где бы ни совершал службы в престольные праздники епископ Феодосий. Православные люди Коломны и особенно монахи очень полюбили Владыку, видя в нем не только талантливого администратора, но и человека, ведущего аскетический образ жизни, видя его искреннюю и неподдельную любовь к каждому приходившему человеку.

Все люди, имевшие скорби, обращались к нему за помощью и молитвой». Его два раза арестовывали, ссылали на Север. Свои земные дни он закончил в небольшом селе Сушково обычным прихожанином, так как служить ему было запрещено. В апреле 2006 года он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви, а в мае произошло обретение мощей. Память священноисповедника Феодосия совершается 20 апреля (3 мая) в день кончины, а также 3 (16) мая в день обретения.

Федор Дядичев,

фото Олега Серебрянского

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *