Зло наказуемо

Отис Гейтвуд

Почему праведные страдают, а злые блаженствуют? Многие люди задают подобные вопросы, потому что они думают, что если Бог есть и Он управляет всеми человеческими делами, то праведные люди должны получать только доброе, а злые должны бедствовать.

Бог не хочет, чтобы кто-либо погиб

Мы должны помнить, что Бог есть любовь и Он желает блага всем людям, даже злым. Он является Богом милосердия и долготерпения и не хочет, чтобы кто-либо погиб, но чтобы все пришли к покаянию /2Петр.З:9/. По этой причине Бог проявляет Свою любовь даже к злым. В Мф.5:45 говорится: «…ибо он повелевает солнцу Своему восходить над злыми людьми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Всякий труд благословляется Богом

Если неверующие люди соблюдают законы природы и старательны на работе или в поле, то они собирают обильный урожай. Если они прилежны в каком-то бизнесе, они имеют благословение, потому что они следуют принципам честности и трудолюбия. Христос сказал: «…ибо сыны века этого догадливее сынов света в своем роде» /Лк. 16:8/.

Если же верующие не проявляют старания и прилежания в работе по сравнению с людьми этого мира, то неудивительно, если неверующие люди будут иметь больший успех в своей жизни. В Деян.14:17 говорится, что Бог благий и посылает с неба дожди и времена плодоносные и наполняет пищею и веселием сердца наши. Это относится ко всем людям.

«He все счета оплачиваются в октябре»

Если неверующие люди материально живут в этом мире лучше, чем верующие, то в этом нет ничего удивительного, ведь существует еще другой мир. Все несправедливости этого несовершенного мира будут исправлены в будущем. Поэтому праведные не могут ожидать совершенства здесь. Совершенство будет на небе. Бог сказал богатому, который оказался в аду: «…чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» /Лк.16:25/. Однажды злой человек говорил праведному: «Вот ты говоришь, что есть Бог. Но я не верю этому. Моя жена и дети живы и здоровы. Мой скот упитан и продуктивен. На моих полях обильный урожай. А твоя жена умерла в этом году, двое твоих детей больны, скот твой тощий и урожай у тебя скудный. Это доказывает, что Бога нет. Если бы Он был, то ты бы преуспевал, а я бы страдал». На это праведный человек ответил: «Не все счета у Бога оплачиваются в октябре или в этом мире».

Наказание свидетельствует о Божьей любви

Верующие должны также помнить, что Бог в Своем Провидении посылает нам иногда наказание. Те, которые не понимают этого, претыкаются обвиняют Бога и озлобляются. Но Библия говорит: «…сын мой, не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще,то вы — незаконные дети, а не сыны» /Евр.12:5-8/.

Обратим внимание на несколько мыслей, содержащихся в этом отрывке. Первая и основная мысль — это то, что если мы остаемся без наказания, то Бог поступает с нами не как с сынами, но как с незаконными детьми. Следовательно, христианин должен больше беспокоиться тогда, когда он остается без наказания, чем тогда, когда он терпит какое-то наказание. Наказание свидетельствует о Божьей любви к нам, а не о том, что Он не благоволит к нам.

Не все несчастья являются наказанием

Не будем смотреть на все наши несчастья только как на бедствия без всякого значения или как на стихийные явления. Такими бедствиями могут быть ураган, засуха, эпидемия, болезнь. Бог не обещал исключить эти явления из жизни христиан. Не будем также смотреть на каждую неприятность в нашей жизни как на наказание, исходящее от Бога, хотя Бог и может посылать нам наказания. Христиане переносят стихийные бедствия вместе с неверующими. Но не все беды в жизни христианина происходят по естественным причинам. Выше приведенный отрывок из Священного Писания /Евр.12:5-8/ учит нас, что Бог в Своем Провидении может посылать нам особые переживания. Библия также учит, что все греховные искушения исходят от дьявола. Бывает, что и различные беды приходят от дьявола. Когда Бог наказывает нас или допускает сатане поражать нас, мы не должны пренебрежительно относиться к этому. Стоик приучал себя подчиняться неизбежному. Один философ отрицал несчастья и говорил, что все это вымысел и что бедствий реально не существует. Некоторые вступающие на христианский путь проявляют малодушие перед лицом различных неприятностей. Мы пренебрегаем наказаниями, когда позволяем им вводить нас в недовольство, отчаяние, темноту и сомнение или внушать нам чувство, что эти наказания несправедливы или незаслуженны.

Мы не должны терять самообладания. Это может случаться с нами тогда, когда мы допускаем уныние, теряем надежду или озлобляемся.

Христиане «хвалятся скорбями»

Если Бог посылает нам испытания или допускает их, то мы должны принимать их со смирением и уметь распознавать их среди различных обстоятельств. О Христе сказано: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» /Евр.5:8/. Наказание является свидетельством Божьей любви. «Ибо Господь, кого любит, того и наказывает» /Евр.12:6/. Поэтому мы должны «в скорби быть терпеливыми» /Рим.12:12/. Более того, апостол Павел говорит, что нам даже следует «хвалиться скорбями» /Рим.5:3/. А в Фил.3:10 выражено желание участвовать в страданиях Христовых. Апостол Иаков говорит: «С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения» /Иак.1:2/. Христос сказал, что мы блаженны, когда будут поносить нас и гнать и всячески несправедливо злословить на Него, и нам следует радоваться и веселиться, ибо велика наша награда на небесах /Мф.5:11,12/.

Бог всегда преследует определенные благие цели, когда посылает нам страдания. В Евр. 12:10 сказано, что Божье наказание всегда дается нам «для пользы». О какой пользе в страданиях говорит Бог?

Наказание способствует возрастанию

В Евр.12:11 говорится: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». А в Евр.12:10 сказано: «…чтобы нам иметь участие в святости Его».

Вот каким образом совершается эта работа. Когда человек становится христианином, Бог освобождает его от всех его грехов, и человек становится оправданным. Он не имеет опыта и не умеет еще упражняться в праведности, он «несведущ в слове правды, потому что он младенец» /Евр.5:13/. Он должен возрастать, чтобы его чувства навыком были приучены к различению добра и зла /Евр.5:14/. Страдания приносят такой опыт и способствуют возрастанию. Бог хочет, чтобы наша праведность укреплялась в испытаниях. Святость подразумевает возможность противоположного состояния — греховности, истина подразумевает возможность противоположного состояния — заблуждения. Итак, мы должны с великой радостью принимать встречающиеся в нашей жизни искушения /Иак.1:2/. Испытанная вера наша должна быть драгоценнее огнем испытанного золота /1Петр.1:7/. В Писании говорится, что спасенные-«это те, которые пришли от великой скорби, они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца» /Откр.7:14/. В небе с Богом будут те, которые вели борьбу и одержали победу. В Иак.1:12 говорится: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что был испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». Поэтому в Иак.1:2-4 сказано: «…испытание вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Христос сказал: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» /Иоан.15:2/.

Христиане с терпением переносят наказания

Итак, мы не должны впадать в уныние, когда приходят наказания, не должны «пренебрегать» наказанием или смотреть на него как на незаслуженное и несправедливое, или считать, что мы согрешили и заслужили это наказание. Наказания являются доказательством Божьей любви и посылаются нам на пользу, для упражнения, испытания, утверждения, усовершенствования и очищения. Поэтому мы должны терпеливо переносить наказания, зная, что они полезны, что через них мы получаем благословение, мы должны принимать их с радостью и считать для себя за великую честь участвовать в страданиях Христовых. Страдания приносят мирный плод праведности, делают нас причастниками Божьей святости, более плодоносными, усовершают нас, делают нас более полноценными, всем довольными и, таким образом готовят для нас неувядающий венец жизни. Благодарение Богу за Его наказания!

В прекрасной песне «Бог ведет нас чудным путем» есть такие прекрасные слова:

Не суди о Боге ограниченным умом,

Но верь Ему и Его благодати.

За строгостью Его Провидения

Скрывается радостное Его лицо.

Червоненко: Зеленский говорил: «я ваш приговор», но у нас депутаты насильники, коррупционеры и кнопкодавы… 20:1721.09.2020 Червоненко: «Слуги» понимают, что они во власти ненадолго и спешат все украсть 17:1026.09.2020 Во главе медицины стоят те, кто хотят зарабатывать, а не спасать народ, — Червоненко 22:4529.09.2020 Ток-шоу «Урядовий квартал». 21.09.2020 22:0021.09.2020 Червоненко: Порошенко боялся за себя, а не за брошенных в Иловайске бойцов 20:4121.09.2020 Червоненко: Что должен сделать Зеленский? Мы «наркоманы», которые живут на иностранные кредиты! 22:2022.09.2020 Червоненко: Мое главное достижение в жизни то, что на Майдане 2004 года не было крови 22:2225.09.2020 Червоненко: С Юрченко ничего не будет! У нас все происходит по законам мафии! 21:2022.09.2020 Червоненко: Отсутствие законов, культуры и образования превращают Украину во что-то непонятное 17:1626.09.2020 Кто-то радуется? Да его выпустят, как только он расскажет о «конвертах» и «договорняках», — Червоненко о Юрченко 17:0826.09.2020 Червоненко: Они скажут, что я контуженый, но мне нужна улица Червоненко в Одессе, но я хочу пожить еще долго 17:1026.09.2020 Нас превращают в нищих рабов! Это развал государства, — Червоненко 22:5025.09.2020 Червоненко: Когда работают «договорняки», то власти не нужны граждане, ей нужны рабы 20:3821.09.2020 Как Порошенко может осуждать власть после того, что он делал? — Червоненко 17:5126.09.2020 Евгений Червоненко в ток-шоу «Урядовий квартал» на «112 Украина», 21.09.2020 21:0021.09.2020

Отмечающий в этом году 75-летие «Пятый канал» начинает юбилейный телесезон на пятом месте среди всех национальных каналов по аудитории «Все 18+». В сезоне-2013/14 канал продолжит работать под эфирным слоганом «Зло будет наказано». Детективные сериалы, расследования и новый проект известной телеведущей Натальи Метлиной помогут формировать в обществе уважение к закону и ощущение торжества справедливости, считают на канале.

Все проекты канала объединены важной социальной миссией, которая выражена в эфирном слогане «Зло будет наказано».

— Наша цель — формировать в обществе атмосферу социального оптимизма. Канал не стремится шокировать и испугать зрителя. Напротив, он старается предложить аудитории примеры положительного разрешения различных жизненных коллизий, взятые в том числе из повседневной жизни, — рассказали в компании.

В новом сезоне «Пятый канал» продолжит показ одного из самых успешных сериалов российского производства, «След», и вместе с его производителем выпустит в эфир еще один многосерийный детектив — «ОСА». Также зрители увидят премьеры многосерийных фильмов «Следователь Протасов» и «Спецотряд «Шторм».

Известная телеведущая Наталья Метлина, ранее работавшая на «Первом канале» и НТВ, будет вести на «Пятом» авторскую передачу.

— Наталья Метлина — признанный мэтр жанра журналистского расследования. Докапываться до правды и выводить на чистую воду преступников всех мастей она начала в середине «лихих девяностых». Метлина как никто другой знает, как превратить телеэфир в инструмент борьбы с беззаконием, а заявленная цель программы отлично гармонирует с социальной миссией «Пятого», — поясняют в компании.

После успеха информационной программы «Сейчас», которая за последний год вошла в число крупнейших поставщиков новостей в национальном эфире, руководство «Пятого канала» решило трансформировать итоговую программу «Главное» (транслируется по воскресеньям). Ведущей программы стала Ника Стрижак, которая также ведет на «Пятом канале» ток-шоу «Открытая студия». В студию «Главного» теперь приходят гости — аналитики, лидеры общественного мнения, которые вместе с ведущей обсуждают события недели.

«Пятый канал» начал вещание 7 июля 1938 года. Чистая прибыль канала по итогам 2012 года составила 578 млн рублей. По результатам сезона-2012/13 он стал самым быстрорастущим каналом телерынка и поднялся на пятую строчку у российской аудитории старше 18 лет (рейтинг эфирных вещателей от компании «TNS Россия»). Его доля составила 6,1%.

— С декабря 2010-го по август 2013 года «Пятый канал» показал рекордный для современного российского телевидения рост — доля его аудитории выросла в три раза. Каналу одновременно удалось значительно увеличить рыночную долю и омолодить аудиторию на фоне общего тренда «старения» телевизионного зрителя. Перейдя c января 2012-го на новую, более востребованную рекламодателями аудиторию «Все 25–59», канал не только не потерял в показателях, но, напротив, укрепил свои позиции, — говорит генеральный директор «TNS Россия» Руслан Тагиев.

Генеральный директор «Пятого канала» Алексей Бродский доволен результатами реализации стратегии, разработанной менеджментом канала на старте перемен.

— Мы заранее планировали те показатели, которые имеем сегодня. Доля «Пятого», превысившая 6%, — это существенный аудиторный капитал не только по российским, но и по мировым стандартам. Важно отметить и то, что спрос на этот капитал на рынке неуклонно растет — об этом свидетельствуют итоги первого полугодия. В связи с этим мы ожидаем от нашего селлера, компании «Видео Интернешнл», дальнейшего улучшения экономики продаж рекламных возможностей канала, — заявил Бродский.

Генеральный директор «Видео Интернешнл» Сергей Васильев замечает, что по доле аудитории впереди «Пятого канала» сейчас только крупнейшие телекомпании.

— Не припомню случаев, чтобы канал так стремительно и устойчиво набирал аудиторию. Он берет не только количеством, но и качеством. Динамика такова, что цена за ней не успевает и все еще отстает от справедливой рыночной. В следующем году мы постараемся исправить этот дисбаланс, — резюмировал Васильев.

  • О наказаниях Божиих свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Наказания Господни, как ни тяжелы – все к нашему благу митр. Иоанн
  • Православный ответ на 6 аргументов сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает» Антон Дулевич
  • Святые отцы Церкви о наказании Божием

***

Наказа́ние – 1) мера воздействия, используемая в отношении кого-либо за совершенный проступок (преступление) или несовершенное действие, которое надлежало совершить; 2) отмщение; 3) возмездие за совершенный грех, или его последствия, проявляющиеся в муках совести и во внутренних страданиях человеческой души, а также внешних скорбных обстоятельствах (в т.ч. страданиях тела). Наказание попускается Богом для исправления людей и духовного совершенствования.

По временным параметрам наказания разделяются на:

  • наказания в нынешней жизни;
  • наказания после смерти человеческого тела;
  • наказания после Страшного Суда (воскресения мертвых).

Священное Писание о наказании Божием: Евр.12:4-11; Откр.3:19; Откр.22:11-12; Иов.5:17.

***

Если Бог есть любовь, то как он может наказывать человека?

«Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Эта истина никогда не ставилась Православною Церковью под сомнение. Любовь Божья проявляется как во внутренней жизни Отца и Сына и Святого Духа, так и в Промыслительной деятельности. В отношении же человека Бог — человеколюбив. Имея это ввиду, многие недоумевают, мол, почему, если Бог отличается человеколюбием, Он подвергает людей столь тяжким наказаниям, таким, например, как истребление почти всех жителей земли водами потопа или истребление жителей Содома и Гоморры огнём?

Многие задаются вопросом, не противоречат ли наказания Божьи Божественной любви? Священное Писание даёт ответ на этот вопрос: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). Понимать это библейское свидетельство нужно следующим образом. Наказание Божье не есть действие мстительности или слепой ярости со стороны Бога. Наказания Господни имеют причину в Божественной благости, премудрости, любви, милосердии, справедливости. Как правило, они служат средством ограничения зла, а также средством вразумления и исправления грешников. Даже и те наказания, результатом которых бывает смерть беззаконников, могут пойти им на пользу, так как с физической смертью для них прекращается возможность коснеть во зле и, стало быть, усугублять свою посмертную участь.

Заметим, что во времена Ветхого Завета даже и наказание сына отцом могло служить показателем любви: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч.13:25). В этой связи отцам не только не воспрещалось, но и предписывалось наказывать детей: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им» (Сир.30:1).

***

«Очень часто употребляется такое понятие, как «наказание Божие». Оно означает не изменение неизменной любви Божией на гнев и применение кар к грешнику. Природа скорбей, по православному учению, совершенно иная. Первопричиной их всегда является сам человек, преступающий законы совести и Бога и тем ранящий свою душу и тело. Страсти в самих себе несут страдание («страсти» – слав. слово, означающее страдание). Бог и предупреждает человека об этом Своими заповедями. И не только предупреждает, но и оказывает каждому согрешающему (а согрешают все)максимальную помощь, не нарушая его свободы.

Эта помощь заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМОопределение человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНО-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божий в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.

Здесь просматривается полная аналогия с врачебной деятельностью. Как врач не награждает тяжело больного, посылая его в санаторий, и не наказывает, выпрыгнувшего с третьего этажа, делая ему операцию, а поступает по любви к обоим, так и Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грехи, но всех с равной любовью ставит в наилучшее, т.е. наиболее соответствующее свободного выбора Бога и достижения спасения.

«Наказание Божие», т. о. это один из антропоморфизмов, употребляемых в целях психологической помощи тем, кого свт. Иоанн Златоуст относит к категории «более грубых». Наказание же человек получает, но с другой стороны – от своих собственных страстей, восстающих против всех законов жизни: Божественных, тварных и человеческих. Однако и здесь Господь не оставляет Свой падший образ. Страждущему грехами, страстями и пороками человеку Он всегда с той же совершенной любовью ниспосылает до последней его возможности (ср.: «друг, для чего ты пришел»? – Мф.26;50) Свои промыслительные действия для его свободного обращения (покаяния) и спасения.

Отсюда становится понятной и вся нелепость вопроса: «За что Бог меня наказал?» Апостол Иаков прямо пишет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью»(Иак.1; 13-14). А преп. Марк Подвижник говорит: «Вина всякого скорбного случая, встречающегося с нами, суть помыслы каждого из нас» (Доброт.ТЛ, с.375). «Все злое и скорбное… приключается нам за возношение наше»(с.379)».

проф. А.И. Осипов

***

Божие наказание

священник Алексий Потокин

– Фактически это вопрос о том, как Бог относится к нам. Бога мы находим душой. Она чувствует в Нем свое, родственное. Начальные слова Священного Писания подтверждают это: Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Подобное радуется подобному. Благодаря нашей соприродности Творцу, мы ищем Его и не можем быть счастливы без Него.

В природе человека заложена некая неполнота. С одной стороны, мы созданы для блаженства – совершенно такого же, каким живет Господь.

– А с другой?

– Человек должен искать Его, выбрать. На свете много кумиров, соблазнов. Найти самое-самое – нелегко.

Признаком здоровья человека является алкание и жажда.

– Алкание – голод. Хочешь есть и пить – значит, здоров.

– Когда душа желает полной взаимности, совершенства – это вечное алкание и жажда. Если они благочестны, то душа насыщается. Даже больше, чем мы ждем.

– Слово «благочестие» встречается в книгах афонского старца Паисия. Но точный смысл его мне не ясен.

– Это понятие высокое. Но я его немножечко приземлю. Есть лукавые, хитрые пути. Есть нетвердые, неверные, с изменой. Можно добиваться чего-то, употребляя некое насилие.

А Евангелие указывает нам путь просьбы. Ни в коем случае – не требования. И он должен сопровождаться уважением свободы другого, желанием благодарить, забывать себя. Если эти условия хоть в малейшем не соблюдаются, то полноты и совершенства не будет.

– Таков благочестный путь?

– Да. Наша жизнь – это поиск забытых, утраченных возможностей находиться в Раю. Немыслимо быть в Царстве Небесном, если душа живет только земным, правда?

– Безусловно.

– Даже в хороших условиях человек испытывает некое томление. И когда совершает ошибки, переживает их как боль, утрату. Если душа жива, путь благочестен, то совесть подсказывает: никто меня не мучает специально, я сам виноват в том, что утратил благо.

– Все так. Но и внешние причины тут тоже бывают. От близких запросто услышишь: «Отстань!»

– Конечно, люди могут болеть и внешне толкаться. И ребенок бьет мать ножками, но при этом душа его просит: «Возьми меня, будь со мной!» И любой человек по существу всегда говорит: «Господи, хочу быть с Тобой! Хочу быть с другими!» Но часто его внутреннее желание не согласуется с его внешним поведением. Об этой утрате мы и говорим – об утрате целомудрия.

– Внутренней цельности?

– При которой душа, тело и ум хотят одного и того же, а не разрываются в разные стороны.

Кстати, в болезненных состояниях мы и сами отталкиваем Бога: «Уйди! Хочу жить без Тебя!» И Он нас предоставляем самим себе.

– Но не оставляет?

– Не оставляет Своей надеждой, упованием. Не вмешивается в нашу жизнь, не решает за нас ничего. Но готов поддержать нас, когда это будет возможно. И ждет единения.

– Так что же получается? Мы сами себя наказываем?

– Нет, мучаем. Любой грех сразу становится болезнью. Разрешил телу попраздновать, а обратно оно уже не хочет. Душа просит: «Дай слово сказать!» А оно: «Нет!»

Превратиться в тело, в организм для человека по-настоящему мучительно. А кто виноват? Бог? Нет, сам захотел.

Причина многих неустройств кроется в нас. Но не только. Мы связаны друг с другом. И если близкая мне душа отвергла Бога, то я чувствую ее терзания. Господь меня наказывает? Нет. Это я сам выбираю путь сотрудничества.

– Да, общего жизненного труда и сострадания.

– Нам, эгоистам, конечно, больно класть душу за близкого человека. А Христу радостно было душу Свою положить за всех нас. Странно прозвучал бы вопрос: кто наказал Его? Ведь Он говорил: «Как бы Я хотел, чтобы этот огонь уже возгорелся».

Ему было и больно, и трудно, и тяжко. Но когда апостол Петр стал просить, чтобы Он не шел крестным путем, Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Это значит: «Ты отнимаешь у Меня то, чем Я живу. Это Мои дети. Как Мне за них не отдать Себя?»

Одна из лукавых черт человека – самому себя мучить, а вину сваливать на другого. Это же клевета, что Господь нас обижает, наказывает. Бесчинников, деток, которые все время на Небо плюют, враждуют, бьются, требуют своего, Он только жалеет, только милует. Чудом, постоянной жертвой, умалением Себя дает возможность продолжаться жизни на земле.

– Мы живем за Его счет?

– Именно так. Если бы Бог дал каждому из нас выполнить все наши желания, жизнь прекратилась бы. Даже если не брать таких вещей, когда кто-то кому-то не нравится.

– Значит, Бог не воздает нам по нашим делам – и в этом смысле относится к людям несправедливо?

– Да, Он относится к нам милостиво. Человеческая несправедливость – убивает. А Его – животворит. За зло Он воздает благом.

Перед каждым из нас встает вопрос о путях Божией милости. Даже не в духовной, а в нашей земной жизни. Но тут важно, хочет ли сам человек знать, что он умрет, что будет с ним происходить дальше.

Мне кажется, в наше время большинство людей предпочитает жить как бы в забвении, не сообразуясь с реальностью. Не думая о многих вещах, прячась от них.

Но некоторые все-таки хотят знать правду.

– И потому приходят в Церковь.

– Это дает им совершенно иные силы для жизни. Отсекаются лишние, ненужные вещи. Все незначительное теряет смысл. А подлинное, настоящее (даже малое!) становится необыкновенно значимым.

Конечно, на этом пути теряются друзья, которые только казались друзьями. Иногда остаешься совсем один. Но это не конец, а только начало. И можно сказать: «Господи, вот теперь я могу найти хотя бы одного настоящего друга!» Это касается любой дружбы – с Богом, людьми…

– И даже с нашими пристрастиями – столом, кошельком?

– Да-да, где обман заканчивается, происходит разочарование. Обычно это слово звучит для нас как-то грозно. Но на самом деле оно благодатно. Пропадает фальшь. Через ее утрату человек открывает живую Истину.

– Неужели это и есть Божие наказание?!

– Да, в самом настоящем смысле. Господь открывает нам нашу жизнь. Слово «наказание» происходит от глагола «казать», «показывать». Но опять же: если ты ищешь, тебе откроется. А если знать не хочешь, никто тебе ничего открывать не будет.

И когда приходит наказание (откровение о мире), можно спросить себя: разве ты этого не хотел? Разве друг – тот, кто тебе льстит и принимает твою лесть? Не лучше ли честное отношение?

Современная культура дает ничтожное количество примеров подлинной жизни. Вместо нее нам предлагают нечто похожее на жизнь.

– Вкусовые добавки, «идентичные натуральным».

– Количество подмен, обманов, лукавства, лицемерия, лжи в этом смысле – колоссальное. Все кризисы – от этого. В переводе с греческого языка «кризис» – суд. Судится наше восприятие мира. Об этом Господь говорил: «Смотрите, как вы слушаете. У кого око чисто, у того чисты и сердце, и жизнь».

– В каком смысле чисты?

– Не в том, что я не различаю хорошего и плохого. А в том, что вижу все как есть.

Какие-то вещи проще заметить в окружающих, чем в себе. Но те ошибки, которые мы видим вокруг, начинаются внутри нас. И нужно настоящее мужество, чтобы понять это. Нет ничего больнее, чем узнавать правду о себе. Поэтому слово «наказание» для нас непременно связано с болью.

Чтобы добиться в жизни чего-то достойного, всегда требуются мучения. Хотите ли вы учиться, иметь друга, семью, Родину, веру. Еще в Ветхом Завете сказано: «Где много мудрости, там много печали. Кто умножает премудрость, умножает скорбь».

Вот и нам нужно увидеть: мир наш – гибнущий. Это ад, в котором распяли Бога. Как мы еще живем? Непонятно. Потому-то наши времена называются последними.

– Впервые эти слова прозвучали из уст апостолов, переживших распятие Христа.

– У людей уже просто нет никакой иной возможности жить, как только Воскресением Господа, Его силой и милостью. Наивно ожидать, что на земле будет хорошо. Здесь происходит свободный суд души. Мы решаем, что для каждого из нас лучше: иметь хоть малую причастность к Богу (и тогда все неустройство мира – ничто!) или проклясть эту жизнь, от которой нечего ждать, и успеть схватить, потребить побольше.

– Потому и общество – потребления…

– Мы рождаемся несовершенными. И если начинаем сравнивать себя с другими, которые чего-то в жизни добились, нам наше состояние тоже представляется наказанием.

– Зависть – наказание?

– Да. А ведь никакие возможности не закрыты от человека. Другой вопрос – как их открыть.

В Евангелии рассказывается о слепом. Господа спросили, кто виноват в его слепоте – он сам или родители. Христос сказал: «Никто. Это для того, чтобы открылась слава Божия».

Бог из небытия создает человека, Свое дыхание в него вкладывает. Растит, учит дорожить миром, беречь его. И глаза дает не за то, что человек хорошо или плохо поступает.

Часто причины нашего нынешнего состояния мы ищем в прошлом. Это верно только отчасти. Потому что прошлую жизнь и даже ее смысл можно изменить.

– Как?

– Так же, как это делали люди прежде. Они ведь тоже ошибались, падали. И мы вслед за ними можем сказать: «Господи, прости! И нас, и наших близких, которые нам нужны и для нас важны!» И само существо жизни будет меняться.

Жить и считать, будто мне плохо, потому что я расплачиваюсь за грехи предков, – это эгоизм. А потерпеть, принести себя хоть в малую жертву ради другого, порадоваться ему – уже по-христиански.

Нам кажется, что наказание – это всегда плохо.

– Но, оказывается, это всегда хорошо.

– И святые люди благодарили: «Господи, Ты мне даешь потрудиться вместе с Тобой! Какое блаженство!»

Мы привыкли считать удачей, когда удается улизнуть от труда. Но это глупо. Лучше самому ходить на ногах, чем смотреть по телевизору, как кто-то бегает.

Потерпеть, чтобы жизнь дальше раскрылась – это дело именно Божие. У Бога цели и причины – в будущем. А у нас чаще всего – наоборот. Поэтому для нас наказание – удар, окрик, мучение. А для человека любящего – открытие возможностей.

– Значит, болезни, моры, войны – совсем не наказание Божие?

– Нет, это последствия нашей жизни. Мы отходим от Бога – и начинаем уничтожать сами себя, утверждаться за счет других. Надо удивляться тому, что войн и моров мало.

Земля – ад. Превратить ее в рай не получится. Но смягчить боль, страдания друг друга можно. И не надо ждать от своих близких великих подвигов. Если человек хоть чуть-чуть сдержался, тебя обидел, да не так сильно, как мог бы, – это уже труд. Мы его обычно не замечаем – и очень зря. А ведь сами-то чувствуем, когда нас не понимают именно в этом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *