Знаки христианства

Курсы повышения квалификации

«Основы религиозных культур и светской этики»

Контрольная работа

Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов

Трошина

Ирина Михайловна

2018 г.

1.Введение …………………………………………………………………3

2.Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов….3

3.Заключение ………………………………………………………………15

4.Список используемых источников …………………………………….16

Введение

Христианская символика – это совокупность символов и знаков, которые употребляют различные церкви.

Символика – это слово имеет греческое происхождение. «Symbolon» в переводе с англ. языка — обозначение, эмблема, знак. Символика – это совокупность символов, которые использует группа лиц, организации, общественные или политические образования и т.д.

Христианская символика невозможна вне Церкви. Поэтому человек, который хочет приобщиться к традициям, к вере, должен видеть в земном изображении храма, икон, видеть небесное.

Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов

Впервые христианская символика появилась во времена первых гонений. Тогда её употребляли как тайнопись, чтобы узнать друг друга. Но эта символика была связана с религией. Первая христианская символика «донесла до нас богословие ранней Церкви». Многие христианские символы берут начало в язычестве, когда древние люди пытались познать Бога. Современная Церковь объясняет наличие и смысл этих символов. Израиль знал путь познания Единого Бога, поэтому первые христиане и христианские символы были из иудейской среды.

Христианские символы изображались не только в местах молитвы, но даже и частную домашнюю жизнь.

Первохристианские символы — это не просто зашифрованные изображения. Они являются наглядной проповедью. Они – притчи, к которым обращались библейские пророки и даже Иисус Христос в своих беседах и проповедях.

Зримым воплощением церковного символизма является православный храм. Православный храм – это продуманная система смыслов. В храме всё подчиняется единой цели – это путь к обожению. Храм – это святое место, где члены Церкви приобщаются к Божественной жизни в таинствах.

Стены. Св. Иоанн Златоуст говорит, что каждый верующий, все вместе и есть храм. Тем самым он сближает живой храм Божий со зданием Храма.

Восточная часть – «страна живых», страна райского блаженства. Рай, который потеряли люди бал на Востоке, в Едеме. Место вознесения Христа расположено от Иерусалима на востоке. «Восьмой день творения» — пришествие будущего Царства Божьего, символизируется восходом солнца, востоком. Само здание храма должно быть обращено на восток.

Алтарь – «высокий жертвенник» — важная часть храма, основная святыня. Алтарь освящает весь храм и символически изображает «селение Божие».

Солея – это возвышение на запад, внутрь храма, к молящимся. Солея – место для певцов и чтецов. Их называют «ликами». И они символизируют ангелов, которые воспевают хвалу Богу.

Амвону – полукруглый выступ солеи против царских ворот. С этого возвышения преподаётся причастие. В этом возвышении таится удивительный смысл. Ведь, алтарь не заканчивается иконостасом. Он выходит из-под него к людям. И даёт понять всем людям, стоящим в храме, что происходит в алтаре.

Амвон – «восхождение» — гора или корабль, с которых проповедовал Господь.

Амвон – это камень, отваленный от дверей гроба Господня. Это сделало всех, верующих в Христа, причастниками Его бессмертия. Ради чего всем верующим преподаются с амвона тело и кровь Христовы, «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Средняя часть храма символизирует корабль. Эта часть представляет пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Средняя часть символизирует уже мир обоженный, освящённый – «новое небо», «новая земля».

Иконостас – это становление и жизнь Церкви во времени. Он состоит из нескольких рядов, которые распологаются в определённом порядке.

Верхний ряд иконостаса представляет ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея.

Второй ряд представляет ветхозаветную церковь от Моисея до Христа.

В третьем ряду – изображается земная жизнь Христа.

Четвёртый ряд – деисис («молитва») – моление Церкви за весь мир.

Нижний (местный) ряд. В нём находятся изображения местночтимых святых и икона того праздника, которому посвящена церковь.

Западная сторона храма символизирует страну «мёртвых» и ад. На западной стороне хоронили умерших. Здесь изображались светские сцены

забав, которые напоминают о суетной, неразумной жизни, ведущей к погибели.

Средняя часть выражает общую идею храма. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь от начала первозданной Церкви до Страшного суда.

Вся роспись храма – это символ Церкви вечной.

На северных и южных стенах храма изображены важные события церковной истории.

Притвор находится в западной части храма – противоположный алтарю — символу рая. В притворе стоят те, кто готов войти в Церковь, стать её членом, кающиеся и те, кого Церковь не допускает к причастию святых таин.

Своды, купол. В куполе изображается Глава Церкви — Христос Вседержатель.

Глава храма – есть символ Христа — Главы Вселенской Церкви. Сам храм – тело Церкви, глава – вместилище Божественной премудрости.

Столпы, поддерживающие своды внутри храма, — символ «столпов Церкви» — апостолов, святителей и учителей Церкви.

Верх храма состоит из основания, «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста.

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нём символ самого Христа и символ крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в

числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Одна глава знаменует единство Бога.

Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют Святую Троицу.

Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.

Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев.

Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.

Крест. Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего. Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа. Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.
Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

Девятиконечная звезда — символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах. Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

Лев — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Заключение

Наша современная жизнь наполнена различными символами. Они сопровождают нас везде. Но символы нельзя потрогать. Они являются скрытым смыслом. Очень часто символы путают с простыми обозначениями. Простые обозначения можно понять буквально. Например, дорожные знаки. В символах же сокрыты глубокие познания человечества. Их недостаточно исследовать простым рациональным способом. Символику необходимо изучать под всеми её аспектами. Чем больше мы знаем, тем сильнее понимаем, сколько осталось ещё неизведанного.

Список используемых источников:

Елена Луковникова «Древнехристианская изобразительная символика»

Олег Стародубцев, кандидат богословия, зав. кафедрой церковной истории
Сретенской духовной семинарии «Символика православного храма»

Елена Сикирич «Язык символов – язык вечности»

ЛИЧНЫЕ ЗНАКИ РУССКОЙ АРМИИ — Сергей Федосеев

Споры о времени появления в русской армии специальных идентификационных знаков для военнослужащих, позволявших определять личность погибшего или тяжелораненого солдата, ведутся уже давно. Версии, высказываемые в некоторых публикациях, обычно ничем документально не подтверждаются.
Многие авторы используют данные о том, что в «Истории лейб-гвардии егерского полка за 100 лет. 1796-1896 гг.», написанной офицерами полка и изданной в Санкт — Петербурге в 1896 году, впервые упоминаются «смертные жетоны». Сообщается, что в 1877 году, когда полк готовился к отправке в Болгарию (русско-турецкая война 1877-1978 гг.), все солдаты и офицеры получили металлические жетоны со шнурком для ношения на шее. На жетонах выбивались литеры с названием полка, номером батальона, роты и личным номером военнослужащего. Делалось это для опознания убитых и раненых.
К сожалению, это, скорее всего, просто красивая легенда. Во всяком случае, в вышеупомянутой книге мне не удалось найти никаких упоминаний об этом факте.
Первым документом, реально подтверждающим появление специальных знаков для нижних чинов русской армии, стал проект устава внутренней службы, утвержденный Николаем II в сентябре 1902 года. Приказом по военному ведомству в этом же месяце проект был направлен в войска для испытаний, при этом отменялись ранее действовавшие уставы внутренней службы в пехоте и кавалерии. Всем войскам предписывалось в повседневной жизни руководствоваться положениями этого проекта до официального утверждения нового устава.
Проект устава был подготовлен особой комиссией из представителей всех родов войск и содержал немало новых понятий и терминов, ранее отсутствовавших в русской армии.
Прежде всего, необходимо отметить, что для всех нижних чинов в этот период были введены личные номера, устанавливаемые для каждой роты (эскадрона и батареи) особо и присваиваемые нижнему чину на все время его службы в этих частях. При переводах нижних чинов из одной роты в другую, номер в предыдущем месте службы освобождался, а там, куда он переводился, назначался один из свободных номеров. При прикомандировании сохранялся номер роты, где нижний чин числится.
Одним из важных результатов введения личных номеров для нижних чинов стало изменение системы клеймения казенных и личных вещей. До этого, наряду с официально установленными клеймами на всех вещах и амуниции делались надписи с фамилиями владельцев. Имя и фамилия надписывались самим нижним чином, часто неразборчиво и выцветающими чернилами. Теперь же, вместо фамилии, краской проставлялся личный номер. Такое клеймо на обмундировании и снаряжении было также предназначено для определения в военное время личности убитого или тяжелораненого солдата.
Появление личных номеров позволило урегулировать порядок увольнений нижних чинов. Для этого были введены специальные «увольнительные знаки».
«Увольнительный знак» представлял собой металлическую пластину произвольной формы. Размеры для знака предлагались от 1 до 1,5 кв. вершка. На знаке обозначались (выбивались) буквами и цифрами: номер роты (эскадрона) или название команды, номер и название части и личный номер нижнего чина, которому принадлежит знак.
В проекте устава 1902 года в разделе «Увольнение нижних чинов со двора и в отпуск» говорилось: Нижние чины, увольняемые на одни сутки и больше, считаются в отпуску и получают отпускные билеты. При увольнении менее, нежели на сутки, считаются уволенными со двора и получают: уволенные до переклички — увольнительный знак, уволенные до позднего времени — увольнительную записку.
В каждой роте (эскадроне, батарее) имелось столько увольнительных знаков, сколько нижних чинов числилось по списку части. Все увольнительные знаки хранились в специальных ящиках или шкафчиках, ключи от которых находились у дежурного по роте (эскадрону, батарее).
Нижние чины, перед тем, как покинуть территорию части, являлись к дежурному по роте (эскадрону, батарее), который осматривал по форме и опрятно ли они одеты и выдавал им увольнительные знаки или увольнительные записки.
Возвращаясь обратно, нижние чины сдавали свои увольнительные знаки или увольнительные записки дежурному, который отмечал в специальной книге время прибытия уволенных и, если была такая необходимость, делал другие отметки.
Казенная прислуга, одиночные нижние чины, отправленные в командировку или посылаемые со служебным заданием, а также вольноопределяющиеся, живущие на частных квартирах, увольнительные знаки имели при себе постоянно.
При увольнении команд, увольнительный знак выдавался только начальнику команды. Если же команда отправлялась на продолжительное время (на несколько дней), то начальник команды получал увольнительные знаки на всех нижних чинов команды.
Несмотря на то, что форма увольнительного знака предлагалась произвольная, в Приложении 10 проекта устава были опубликованы два рисунка знака. Один восьмиугольный, а второй круглый. Здесь же давались образцы расшифровки надписей.
В дальнейшем в частях, в основном, использовались знаки предложенной формы, хотя и преобладали круглые. Однако, отдельные командиры давали полет фантазии и в итоге появлялись знаки, порой напоминавшие своей формой и качеством изготовления нагрудные жетоны, а также полковые знаки. Кстати, нередко, такие внешне красивые увольнительные знаки носились военнослужащими на груди, наряду с остальной символикой.
В июне 1909 года на основе проекта 1902 года был Высочайше утвержден новый устав внутренней службы. За шесть лет испытаний в войсках проект 1902 года был переработан и дополнен.
Прежде всего, необходимо отметить, что название «увольнительный знак» было заменено словосочетанием «личный знак». Как было написано в «объяснительной записке к уставу», это было сделано в связи с тем, что «название «личный знак» более отвечает его назначению — служить удостоверением личности нижнего чина, а не только удостоверением увольнения его со двора». Отныне «личный знак» становился своеобразным военным билетом (солдатской военной книжкой), при этом выполняя и первоначальную функцию — увольнительного атрибута.
Кстати, учитывая опыт прошедших лет, соответствующая статья устава была дополнена специальным примечанием о том, что «отбирать личные знаки, а равно увольнительные записки, у нижних чинов, замеченных в каких-либо неисправностях, запрещается.» Сделано это было в связи с тем, что после изъятия у нижнего чина знака или записки невозможно установить его личность, а также проверить — уволен он или находится в самовольной отлучке.
Описание знака осталось прежним, лишь в тексте слово «увольнительный» было заменено на «личный».
Однако, устав 1909 года, видимо был недостаточно проработан и, по прошествии всего 8-ми месяцев, в марте 1910 года был утвержден окончательный вариант устава, который уже со всеми дополнениями просуществовал до конца Российской Империи.
Здесь необходимо упомянуть о следующем: несмотря на укоренившуюся точку зрения, что «личные знаки» нижних чинов русской армии использовались во время 1-й Мировой войны в качестве «смертных жетонов», реальных подтверждений этой версии пока не найдено. Я имею ввиду конкретный приказ или инструкцию по использованию «личного знака» в качестве инструмента для опознания раненных и убитых. Однако если учитывать, что при увольнении нижних чинов командами на длительное время, личные знаки начальник команды получал на всех отправленных командированных, можно предположить, что на боевых позициях солдаты при себе имели такие знаки. И, если для определения личности убитого или тяжелораненого солдата использовались клейма на обмундировании и амуниции, как было установлено правилами, то находка личного знака на теле солдата лишь дополняла имеющиеся сведения. Вполне возможно, что командиры отдельных частей давали указания своим подчиненным носить личные знаки на передовой при себе постоянно. Но это не было системой, установленной для всей русской армии.
Вероятно, учитывая опыт немецкой, австрийской и других армий, где «смертные жетоны» доказали свою необходимость и полезность, на третий год войны и в русской армии все же было принято решение об использовании для опознания убитых и тяжело раненных специальных опознавательных знаков. В январе 1917 года, на закате Российской Империи Николаем II был подписан указ о введении особых шейных знаков для опознания убитых и раненых и для отметки Георгиевских наград нижних чинов. Знак представлял собой медальон, состоявший из двух половинок, в который вкладывалась пергаментная бумага с данными нижнего чина. Сюда необходимо было мелким почерком записать звание, имя, фамилию, год и место рождения, год призыва, сословие, вероисповедание, номер роты, эскадрона или сотни, номер и название полка, батареи, дивизиона или артиллерийской бригады, год призыва, да еще и имеющиеся награды.
В приказе по военному ведомству разъяснялось, что знак должен изготавливаться из жести и носится под мундирной одеждой на шнурке или тесемке. За образец знака, практически без отличий, был взят «смертный медальон» австрийской армии. Но, в действующую армию было отправлено лишь небольшое количество таких медальонов. Ситуация в стране кардинально поменялась и Императорская Россия прекратила свое существование. Полная информация в книге «Личные (увольнительные) знаки русской армии и флота» С. Федосеев

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.

25 дней остается до старта Фестиваля «Наследие». Предлагаем познакомиться с 25 главными православными символами (используются материалы https://russian7.ru/post/25-glavnykh-pravoslavnykh-simvolov/). Каждый день мы будем рассказывать об одном из символов.

Ждем и ваших рассказов, изображений символов на знаках, значках, орденах и медалях!

***

Ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви. Мир «иной» приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из «языческих» образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. http://tobolsk-eparhia-press.ru/prosvetitel/number.php?dat=2010.04&st=2

***

Первый символ — Крест восьмиконечный

Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос. Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

Значок «Восьмиконечный православный крест» (Булавка, алюминий)

***

Второй символ — Корабль.

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего. Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

***

Сегодня поговорим о третьем символе —

Голгофском кресте

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа. Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

Парама́н («добавление к мантии») — принадлежность облачения монаха малой схимы, небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии, орудий страстей Христовых и Адамовой головы.

Анала́в (от греч. ἀνάλαβος) – принадлежность облачения монахавеликой схимы – то же, что параман монаха малой схимы; небольшой четырёхугольный плат с изображением страстей Господних.

Аналав представляет собой четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлет плечи монаха, украшен крестами.

Аналав известен с IV века и первоначально имел практическое значение – он стягивал одежду монаха, чтобы та не мешала во время работы. В древности аналав представлял собой предмет, сплетенный из веревки и из кожаных шнуров – с этим связаны и древнерусские наименования аналава: «плетцы» или «плети».

Аналав возлагается при пострижении в великую схиму. Согласно принятым в Православной Церкви редакциям богослужебных книг, при постриге в великую схиму аналав (или схима, имеющая на себе его изображение) возлагается на постригаемого со словами: «Брат наш имярек приемлет аналав, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, восприемляй крест свой на рамех и последуяй Владыце Христу. Рцем о нем, Господи помилуй». Содержащаяся в этих словах Евангельская цитата (Мк 8. 34) объясняет символическое значение аналава.

***

Следующий, четвертый, символ — Виноградная лоза Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.


***

Пятый символ — Ихтис Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

***

Шестой символ — Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

***

Седьмой символ — Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

***

Следующий, восьмой символ — Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

***

Девятый символ — Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

На куполах некоторых храмов в России можно встретить крест, который стоит на серповидном основании. Некоторые ошибочно объясняют подобную символику войнами, в которых Россия побеждала Османскую империю. Якобы, «христианский крест попирает мусульманский полумесяц».

На самом деле эта форма называется Крестом-якорем. Дело в том, что уже в самые первые века существования христианства, когда ислам ещё даже не возник, Церковь именовали «кораблём спасения», который доставляет человека в безопасное пристанище Небесного Царства. Крест при этом изображали в виде надёжного якоря, на котором этот корабль может переждать бурю страстей человеческих. Изображение креста в виде якоря можно встретить ещё в древних римских катакомбах где скрывались первые христиане.

***

Десятый символ — Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

В течение первых трех веков крест, а тем более Распятие, не изображались открыто. Правители Римской империи открыли охоту на христиан и им приходилось опознавать друг друга с помощью не слишком явных тайных знаков.

Одним из самых близких к кресту по значению скрытых символов христианства была «хризма» — монограмма имени Спасителя, обыкновенно складывавшаяся из первых двух букв слова «Христос» «Х» и «Р».

Иногда к «хризме» добавлялись символы вечности — буквы «альфа» и «омега» или, в качестве варианта, он выполнялся в виде андреевского креста, перечёркнутого поперечной чертой, то есть в виде букв «I» и «X» и мог быть прочитан, как «Иисус Христос».

Существует и множество других разновидностей христианского креста, которые широко используются, например, в международной наградной системе или в геральдике — на гербах и флагах городов и стран.

***

Одиннадцатый символ — Терновый венец.

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

***

Двенадцатый символ — IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

Среди различных толкований этого символа наиболее известны следующие: «In Hac Salus» — «В этом (кресте) — спасение»; «Iesus Hominum Salvator», что переводится как «Иисус, спаситель человечества; «Іп Нос Signo» (Vinces) — «С сим победишь». Последнее выражение предположительно было адресовано императору Константину; такая надпись сопровождала знамение креста, явленное ему в видении перед сражением, по завершении которого христианство (КАТОЛИЧЕСТВО) стало официальной религией Римской империи. В Германии широко распространено толкование: «Jesus Heil und Seligmacher» — «Иисус Спаситель и Искупитель».

***

Тринадцатый символ — Стрелы.

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

***

Четырнадцатый символ — Череп.

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

***

Пятнадцатый символ — Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры.

Орел — символ души, которая ищет Бога, в противоположность змее, которая символизирует диавола. Обычно орла считают символом Воскресения. Такое толкование основано на древнем представлении, что якобы орел, в отличие от других птиц, летая вблизи солнца и окунаясь в воду, периодически обновляет свое оперение и возвращает себе молодость. Это толкование далее раскрывается в Псалме 102:5: «… Обновится, подобно орлу, юность твоя». Также орел символизирует евангелиста Иаонна. «… Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстями и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественные видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон*, уподобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.» (Добротолюбие, Т. 1, Наставления св. Антония Великого)

***

Шестнадцатый символ — Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

«Всевидящее око Божие» — символико-аллегорическая композиция на слова Священного Писания о неусыпно всевидящем и всеведующем Христе.

С конца XVIII — первой половины XIX века изображение Всевидящего ока, вписанного в треугольник, появляется в росписях православных храмов. Позднее в русской иконографии, преимущественно среди старообрядцев, встречается икона «Всевидящее око Божие».

Всевидящее Око Божие — это многовековой образ в христианстве. Это символ того, что Бог видит всё.

Прежде всего, образ этот имеет основание в Писании:

Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его (Пс.32:18). Буду руководить тебя, око Мое над тобою (Пс.31).Но око Бога их было над старейшинами Иудейскими, и те не возбраняли им, доколе дело не отправили к Дарию, и доколе не пришло решение по этому делу (Ездр.5:5)

Око, нарисованное в треугольнике, одной стороной вверх, обозначает Святую Троицу. То есть, Бог, в трех лицах, имеет свойство всевидения, так как прозирает глубины сердец человеческих.

Это изображение – напоминание о том, что Бог видит не только твои внешние дела, но и твои мысли, желания и чувства, глубины духа твоего. Такое напоминание помогает человеку удерживаться от греха.

***

Семнадцатый символ — Серафим.

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

***

Восемнадцатый символ — Восьмиконечная звезда.

Ее принято называть Рождественской или Вифлеемской. Она означает рождение Иисуса Христа. Именно после его появления на свет она зажглась на небе. Она показывала дорогу мудрецам, которые хотели поклонится Сыну Божьему и принести дары.

По своей сути данный символ в религии означает гармоничное соединение материи и духа. Если хорошо присмотреться, то в ней можно увидеть два совмещенных креста по центру. А крест означает равенство элементов.

Изображение октограммы и принято называть восьмиконечной звездой Богородицы. Ее можно увидеть на всех иконах, где изображена Божья Матерь. Значение данного символа очень важно в православии. Об этом можно говорить, если посмотреть на то, где он расположен: на голове, на плечах.

***

Девятнадцатый символ — Девятиконечная звезда.

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа (1 Кор. 12:8-11)

Девять даров оставил Дух Святой людям:

Слово мудрости;

Слово знания;

Вера;

Дар исцеления;

Чудотворение;

Пророчество;

Различение духов;

Говорение на иных языках;

Истолкование языков.

***

Двадцатый символ — Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

Пристав к пустынному берегу озера, где не было никакого жилья, где ожидавшие Иисуса толпы народа не могли найти себе ни ночлега, ни пищи, Апостолы с наступлением вечера обратились к Иисусу с просьбой отпустить народ: Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи(Мф. 14, 15). Но Иисус, сказав – не нужно им идти, вы дайте им есть(Мф. 14, 16), – взошел с Апостолами на гору и сел там. Народ пошел за Ним. Тогда, указывая на идущие к ним толпы, Иисус, желая испытать веру Апостола Филиппа, спросил у него: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? «Да у нас и средств нет, чтобы купить хлеба для такой толпы, – отвечал Филипп, – ведь им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Не догадываясь, что Тот, Кто воскрешал мертвых и исцелял слепых, немых и расслабленных, может накормить и голодных, – Апостол Андрей, брат Петра, говорит Христу: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? (Ин. 6, 7).

Видя маловерие Своих Апостолов, Иисус тотчас же доказывает им, что для Него нет ничего невозможного, а чтобы они знали, какое именно множество народа Он собирается накормить, Он приказывает им рассадить всех отделениями или рядами на зеленой траве, по сто и по пятидесяти человек, и таким способом сосчитать всех. Оказалось около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

Тогда, взяв принесенные Ему пять хлебов и две рыбы, Иисус возвел очи Свои к небу, помолился, благословил хлебы, преломил их и дал ученикам Своим, чтобы они раздали народу; и две рыбы разделил на всех. Ученики понесли куски хлеба и рыб возлежавшему народу и увидели свершающееся в их руках величайшее чудо: по мере раздачи народу количество кусков хлеба и рыбы не уменьшалось, а увеличивалось: «ели все, сколько кто хотел, и насытились».

Все четыре Евангелиста утверждают, что ели все, то есть значительно более пяти тысяч человек, и что все евшие насытились (Мф. 14, 20; Мк. 6, 42; Лк. 9, 17; Ин. 6, 11–12); а Евангелист Иоанн добавляет, что ученики Иисуса раздавали возлежавшим столько хлеба и рыбы, сколько кто хотел. Когда, по повелению Иисуса, стали собирать остатки хлеба, то наполнили ими двенадцать коробов. Коробами назывались те корзины, которые евреи брали с собой в путешествие вместо походных сумок, для хранения пищи. Как бы малы ни были эти короба, во всяком случае, двенадцать коробов нельзя было наполнить пятью хлебами, разломанными на куски, если бы количество этих кусков не было чудесным образом умножено.

***

Двадцать первый символ — Добрый пастырь.

Что же касается символа Доброго Пастыря, то образ этот появился из евангельской притчи, в которой Сам Иисус Христос называет Себя так (Ин. 10:11-16). Но и в Ветхом Завете подобный образ уже существовал, Пастырями называли предводителей народа: Моисея, Иисуса Навина, царя Давида. В свою очередь, царь Давид в своих псалмах обращается к Богу: «Господь, Пастырь мой» (Пс 23:1-2). А в христианстве и по сей день священников называют пастырями, а прихожан — паствой.

Обычно Доброго Пастыря изображают с агнцем на плечах. Это изображение отсылает нас к притче о пропавшей овце, где овечка — кающийся грешник.

Что означает символ Ψ

Долгое время на адрес факультета приходили письма, в которых нам писали: «А почему вы на свой сайт повесили герб Украины?» или «Я понимаю, что Quake игра хорошая, но зачем же её символ вешать на официальном сайте факультета?» и, наконец, «Что символизирует еврейский подсвечник на Вашем сайте?» После того как число подобных писем перевалило за второй десяток, было решено ответить на все эти вопросы:

Где и когда возникла буква «пси»?

В IX веке до н.э. греки познакомились с финикийским алфавитом. Этот алфавит грекам понравился и они переняли его себе. Надо заметить, что в финикийском алфавите отсутствовали гласные буквы (читающий должен был сам догадаться, какие буквы пропущены), греки же ввели их и тем самым создали первый настоящий алфавит. Они также ввели пять новых символов: Ω (омега), Υ (ипсилон), Φ (фи), Χ (хи) и Ψ (пси).

Что означает внешний вид буквы пси?

Предполагается, что внешний вид буквы Ψ символизирует трезубец греческого бога моря Посейдона, культ которого в то время был очень широко распространен в Древней Греции. Собственно про трезубец Посейдона имеется много мифов. Считалось, что своим трезубцем Посейдон разрывал землю и, глубоко вспарывая ее тело, создавал заливы и проливы. Есть легенда, как Посейдон спас маленькую девочку от преследующего ее сатира. Он так сильно метнул в него свой трезубец, что железо, пронзив тело сатира, впилось в скалу. После того как трезубец был вытащен, из скалы забил чистый родник. Позже на этом месте был построен храм.
Сам же трезубец Посейдона символизирует разделение мира на три сферы: земную, небесную и духовную, и является союзом трех первоэлементов — воздуха, воды и земли.

Так какая связь между психологией и этой буквой?

Как известно, термин «психология» древнегреческого происхождения. Он составлен из двух слов: ψυχη («psyche», «псюхе») — душа и λογος («логос») — знание или изучение. Предложен был этот термин не в Древней Греции, а в Европе в XVI веке. Изобретателем слова «психология» является философ Гоклениус, который применил слово «психология» в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов. Это слово получило всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Рациональная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734).

Об использовании слова «психолог» (с ударением на последнем слоге) в русском языке говорит реплика Мефистофеля в пушкинской «Сцене из Фауста»: «Я психолог… о вот наука!…» Но в те времена психологии как отдельной науки не было. Психолог означал знатока человеческих страстей и характеров.

После того, как психология стала наукой, слово «психология» стали употреблять гораздо чаще. По одной из версий, использование греческой буквы ψ для обозначения термина «психология» вперые стали применять студенты философских ВУЗов для ускорения записи лекций по психологии, где это слово употреблялось практически постоянно. Надо заметить, что подобное сокращение применяется не только у нас в стране, но и за рубежом.

Если Вам известны другие версии о происхождении этого обозначения, то пишите.

Почему греки называли душу словом psyche?

На этот счет существует целая легенда. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что её сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а её стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав её бессмертной. Таким образом, влюбленные были соединены навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

А использовалась ли буква пси в России?

Да, использовалась. Русский алфавит — кириллица — был создан в 863 году Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. Соответственно, в нём имелась и такая греческая буква как ψ, которая использовалась для обозначения звука «пс». Однако в 1708 году Пётр I утвердил в качестве русского алфавита, так называемый, гражданский шрифт, в котором отсутствовали буквы пси, кси, омега и юс. С тех пор в русском алфавите буква пси больше не использовалась, однако в церковнославянском языке буква ψ сохранилась до сих пор.

Где кроме психологии используется буква пси?

Известно, что древние греки также использовали символ «пси» для обозначения числа 700, чтобы отличить его от аналогичной буквы они справа от числа рисовали чёрточку — ψ΄. Однако с распространением римских, а позже арабских цифр, греческая система записи чисел была забыта. В настоящее время, греческая буква ψ широко используется в физике (в квантовой механике её используют для обозначения волновой функции) и в математике (для обозначения полигамма-функции).

А что означают другие символы, похожие на «пси» и связаны ли они с психологией?

Ниже мы приводим значение других символов, похожих на ψ, но прямого отношения к психологии не имеющих:

Тризуб — национальная эмблема и государственный герб Украины. Впервые появился в первом столетии нашей эры. Когда Игорь, князь Киевской Руси с 912 по 945, отправил послов подписать договор с Византийской Империей, они скрепили документ печатью с трезубцем. Как официальная эмблема киевских князей, трезубец был отчеканен на монетах и печатях; его изображали на фарфоре и на фресках. Предполагается, что сам трезубец символизирует пикирующего на добычу сокола.
В 1992 году трезубец был утвержден Верховной Радой как официальная эмблема Украины.

Символ игры Quake. Стилизованное изображение английской буквы Q. Сама буква Q возникла из северосемитской буквы Ф («гоппа»), которая затем перешла в финикийский алфавит, а затем в древнегреческий (там она стала называться «коппа»). Современную же форму букве Q дали римляне.

Астрономический знак планеты Нептун. Символизирует трезубец римского повелителя вод, в честь которого и была названа восьмая планета. Она была открыта двумя немецкими астрономами Иоганном Галле и Генрихом Д’Аррестом в 1846 году.
Иногда для обозначения Нептуна используют другой символ, представляющий собой монограмму из L и V, который был создан французскими астрономами для того, чтобы отметить Урбена Леверье, вычислившего факт существования и месторасположения планеты, где она и была обнаружена.

Серп и молот — государственная эмблема СССР, символизирующая союз рабочих и крестьян. Более расширено, согласно официальным источникам, эта эмблема символизировала «мирный труд советских людей и нерушимый братский союз рабочих и крестьян. Он показывает, что вся власть на земле Советов принадлежит людям труда». После распада СССР в 1991 году эта эмблема как государственный символ была упразднена.

Алхимический знак ртути. Этот символ имеет давнюю историю и использовался еще Аристотелем. Точное значение его нам неизвестно. Возможно, что данный символ является стилизованным изображением кадуцея Меркурия (Гермеса), т.к. ртуть получила свое название именно в честь Меркурия (Mercury).

Менора (менорах) — еврейский ритуальный подсвечник, символизирущий духовный свет, мудрость и просвещение. Одна из обязаностей левитов (священников) в храме — поддерживание горения семиконечного святильника меноры. Согласно легенде, после победы в восстании Маккавеев священники пришли освятить храм в Иерусалиме, из-за осквернения которого собственно и началось это восстание. Во время освящения случилось чудо. Когда священники захотели зажечь менору, то оказалось, что в ней было мало масла. Запасы чистого священного масла были уничтожены, но по заповеди Бога менора не должна была погаснуть никогда. Запаса масла, который они нашли хватало только на один день, но Бог совершил чудо и оно горело восемь дней. За это время новое чистое масло было изготовлено, и служение в храме продолжалось. По причине этого чуда, было установлено празднование Хануки, длящееся дольше недели (8 дней). В первый день празднуется чудо победы Хашмонаев над Ассирийскими войсками, в следующие семь дней празднуется чудо горения меноры.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *