Знамения в дубровицах

Знаменская церковь (Дубровицы)

Православная церковь

Знаменская церковь

церковь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»


Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Страна

Россия

Посёлок

Дубровицы
Московская область

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Архитектурный стиль

голицынское барокко

Автор проекта

Неизвестен

Основатель

Борис Голицын при участии Петра I

Первое упоминание

1698 год

Дата основания

1690 год

Строительство

1690—1704 годы

Дата упразднения

Реликвии и святыни

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 501410413080086 (ЕГРОКН). Объект № 5010359009 (БД Викигида)

Состояние

Неудовлетворительное

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Храм Зна́мения Пресвятой Богоро́дицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области, примерно в 36 км от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Приход храма относится к Московской епархии Русской православной церкви, входит в состав Подольского благочиния. Настоятель — протоиерей Андрей Грицышин.

Строительство и архитектура

Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Она знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. На её месте в 1662—1690 годах действовала деревянная Ильинская церковь. Каменный храм был заложен 22 июля 1690 года. Время постройки — с 1690 по 1703 год. Предположительно, в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели. Так, Алексей Греч приводит замечание секретаря австрийского посольства Иоганн Корба (1698) о Голицыне, построившем в Москве «палаты достойные величия его рода», что «он держит у себя на службе итальянских зодчих», которые возвели в его поместьях — Дубровицах и Вязёмах — «два весьма красивых храма». Греч, однако, подвергает сомнению это сообщение, так как храм в Вязёмах был построен ещё Борисом Годуновым, а в создании дубровицкого храма, близкого, по его мнению, к произведениям южно-германского барокко с его «тяжёлой пышностью декоративных форм», «участие итальянских строителей сомнительно».

В конце XVII века, при князе Борисе Голицыне, который был воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение.

Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Бориса Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглёнными концами, разделёнными на три грани. Рёбра этих граней оформлены колонками с коринфскими капителями — не классической формы, а свободно стилизованными. Высокий фундамент обведён открытой папертью, обильно декорированной резьбой, и орнаментом, расположенным вдоль парапета. У церкви четыре лестницы, ведущие к дверям в центральных гранях выступов. Обрамление дверей выполнено из крупно рустованного камня, порталы фланкированы также коринфскими колонками, поддерживающими орнаментальный фриз. Первый этаж обведён скульптурным фризом с поясом иоников и карнизом с кронштейнами. Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами и раковинами. Вся эта декорация завершается изображениями ангелочков. Над центральной частью храма поставлен восьмерик с арочными окнами в его основании. Его первый этаж, по сравнению с остальной декорацией, отделан скромно.

Храм украшен скульптурой. У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого. Двенадцать фигур апостолов разделяют грани восьмерика: восемь скульптур по его углам и четыре — перед окнами.

Венчают храм купол с люкарнами в виде четырёхлистников и резная позолоченная корона. В постройке сочетается устремлённость вверх и ряд акцентирующих горизонтальных линий.

Патриарх Адриан отказался освящать храм, сославшись на не характерный не традиционный архитектурный стиль. После его смерти, на открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I.

Храм богато украшен горельефными композициями, резным барочными иконостасом и хорами. Отличительной чертой убранства храма были помещённые в картуши надписи на латинском языке: четверо- и трёхстишия, в том числе строфы гимна «Patris sapientia, veritas Divina» авторства ученика Фомы Аквинского — Эгидо да Колонны. Надписи в 1870-х годах были переписаны и зафиксированы в рукописи отца Сергия Романовского. Похожие надписи имелись и на Меншиковой башне в Москве, но там они были утрачены при поновлении церкви в 1850-х годах.

К середине XVIII века к юго-западу от храма была построена трёхъярусная колокольня. Она также была выполнена в стиле барокко, но характер её архитектуры был более спокойным и традиционным. Колокольня имела девять колоколов, самый большой из которых весил 2 тонны. Под колокольней в 1780-х годах была освящена тёплая церковь во имя мучеников Адриана и Наталии.

В конце 1840-х годов под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего 27 августа 1850 года он был вновь освящён — митрополитом Московским Филаретом. Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания». По требованию митрополита Филарета латинские стихи были заменены на церковнославянские надписи, поясняющие содержание горельефов.

Галерея

Интерьер церкви с барочным резным иконостасом — ровесником храма. Хоры церкви на фотографии Петра Павлова Вид сверху на стрелку Десны и Пахры. Искусственная насыпь наподобие кургана появилась в конце XIX века при С.М. Голицыне
Оформление стен резьбой по камню выполнено итальянскими или швейцарскими мастерами Скульптурное убранство, нехарактерное для русско-византийской традиции Дубровицы, храм «Знамения» и взорванная колокольня, 1930 г. Вид на церковь с воздуха (2016 год)

История прихода

В начале XX века при храме действовала трёхлетняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес решение о регистрации общины и передаче храма общине; однако формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайским Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

В 2004 году, к 300-летию освящения храма, завершился первый этап его реставрации. В частности, был восстановлен интерьер, возвращены стихи на латыни.

Настоятели церкви

Настоятели церкви за всю историю
Даты Настоятель
… — …
до 1844 — после 1850 священник Иоанн Булкин
… — …
… — 1930 священник Михаил Порецкий
1930—1990 период закрытия
1990—1999 протоиерей Сергий Позоров
2 ноября 1999 — 2004 священник Александр Катков
декабрь 2004 — н. в. протоиерей Андрей Грицышин (род. 1970)

Примечания

  1. 7 октября 2009 года Всемирный фонд памятников включил храм в список объектов, находящихся под угрозой разрушения.
  2. 1 2 Тарунов, 1991.
  3. 1 2 3 Семенов К. А. Старинное описание церкви Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 75—83. — ISBN 978-5-396-0299-9. — ISSN 0320-0841.
  4. Панков Д. Д. Люди своего времени. — Академия-XXI, 2011. — 227 с. — ISBN 978-5-91428-042-7.
  5. Греч, 1925, с. 73—75.
  6. Греч, 1925, с. 75.
  7. 1 2 Греч, 1925, с. 76.
  8. 1 2 Греч, 1925, с. 77.
  9. Греч, 1925, с. 78.
  10. Греч, 1925, с. 81.
  11. «Дубровицы» на реке Пахре. Архивировано 12 марта 2012 года.
  12. 1 2 3 Кувшинская И. В. Corona Aurea: Латинские стихотворные надписи церкви Знамения в Дубровицах // Архитектурное наследство : журнал. — 2010. — № 53. — С. 84—91. — ISBN 978-5-396-0299-9. — ISSN 0320-0841.
  13. Филарет, 1885, с. 95.
  14. Храм Знамения в Дубровицах.

Литература

  • Греч А. Дубровицы // Подмосковные музеи : Путеводители Вып. 4. / Под ред. Ив. Лазаревского и В. Згура. — 1925.
  • Колосова А. Г., Фёдорова Р. П. Дубровицы, «Воздвиг он храм сей величавый». / 4-е изд., перераб. и доп. — Дубровицы, Московская область. — Отпечатано в ОАО «Тульская типография». 2009. — С. 1—94.
  • Красилин М. Знаменская церковь в Дубровицах. (О превратностях судьбы неизученного памятника архитектуры XVIII в. в подмосковном имении Голицыных.) // Наше наследие : журнал. — 1991. — № 23.
  • Слово по обновлении храма Знамения Пресвятой Богородицы в селе Дубровицах // Сочинения Филарета Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. — Т. V. — М., 1885.
  • Тарунов А. М. Дубровицы. — М.: Московский рабочий, 1991. — 112, с. — (Памятники Подмосковья). — 45 000 экз. — ISBN 5-239-01177-X.

Ссылки

  • История на официальном сайте церкви Знамения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Знамения Пресвятой Богородицы
  • Фоторепортаж — Храм Знамения Пресвятой Богородицы. Дубровицы (57 фото)
  • Дубровицы. Знаменская церковь. Усадьба Голицыных
  • Подмосковные Дубровицы
  • Латинские стихотворные надписи церкви Знамения в Дубровицах // Архнадзор
  • Панорамный вид на церковь (недоступная ссылка)
  • Современные (2015 год) и дореволюционные фотографии церкви, фото колокольни в 1930-х в Российской газете.

vladimirdar


Всего 94 фото
Есть одно совершенно чу́дное место в Южном Подмосковье – усадьба Дубровицы под Подольском. Жемчужина этой усадьбы — Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, что построил князь Борис Голицын на месте слияния Десны и Пахры…
…В «высокой» архитектуре по-прежнему живут мысли, чувства, мечты авторов проектов, заказчиков, архитекторов, что воплощали в ней свои идеи, сокровенные мысли, свой творческий замысел и его полет. В таких сооружениях максимально долго могут жить душа ваятеля, его внутренний мир, да и вообще, исторический контекст того времени, который можно прочитать как в архитектурных деталях, так и в образе такого сооружения в целом. И Знаменская церковь в Дубровицах как раз максимально соответствует подобному примеру. Сам восхитительный силуэт этой стремительной и просто захватывающе красивой церкви побуждает встрепенуться твои бессознательные инстинкты и разбудить сознание вопросами, — а что связано с этой церковью, с ее историей, людьми, событиями, что происходили тогда, что являются для нас сейчас лишь зыбкими призраками былого…
Я уже выкладывал подробный материал об усадьбе Дубровицы, где останавливался на тайнах и любопытной истории этой усадьбы и самой Знаменской церкви… Погода была тогда не очень – стояла мрачная промозглая осень 2013 года. И хотя впечатление от усадьбы и церкви были очень сильные, но фотографии получились какие-то «продрогшие») Поэтому тогда, я дал себе слово съездить в Дубровицы еще раз, но в хорошую погоду и такой случай представился как раз на майские праздники 2014-го.
В этом материале я сделаю больше акцент не на информационной составляющей, а на фото ряде этой уникальной церкви, ее окружении — самой усадьбе, поскольку в плотный осенний дождь изучать, к примеру, усадебный парк в мой первый приезд сюда было не самым благодарным делом. Кроме того, именно в этот мой второй приезд, когда уже погода баловала, в Знаменской церкви Дубровиц, я как раз и встретил ту удивительную икону Святого Трифона, что поразила меня самым чудесным образом, подвинув на написание целой россыпи постов в ЖЖ о святом Трифоне, Трифоновской церкви и Церкви Знамения на Рижской в Москве, что непосредственно были связаны с именем этого одного из самых почитаемых в Москве святых. Оставалось только поделиться с Миром своими впечатлениями и ощущениями от этого удивительного места именно в эту поездку, что я сейчас и делаю.

Добираться в Дубровицы лучше на автомобиле, но можно легко и на общественном транспорте. Стоянка, правда, в выходные, всегда заполнена свадебными авто, но найти место для автомобиля все же можно…
02.

Осмотр лучше начать именно с Церкви Знамения, что уже издали виднеется на пологом историческом холме…
03.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.
04.

Строительство Знаменской церкви относится ко временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
05.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии, что был тогда совсем не ветхим. Он возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.
06.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, из каменоломен с берегов Пахры. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.
07.
Основание храма представляет равноконечный крест с закругленными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами.
08.

09.
Храм украшен многочисленными скульптурными изображениями.
10.
Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние святителя Василия Великого. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.
11.
12.
Во входящих углах цоколя, у самой земли, в углах, образованных сходящимися закруглениями, установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов…
13.
Евангелист Матфей
14.
Евангелист Марк
15.
Евангелист Лука
16.
Евангелист Иоанн
17.
Трое из четырех евангелистов утеряли, к сожалению, свои главы в темные безбожные времена. Стоит отметить, что скульптурное изображение библейских персонажей не являлось традиционным для русской церковной архитектуры того времени.
Наружные стены храма обработаны рельефной кладкой в стиле rustico.

18.
Выше цоколя вся церковь как бы опоясана открытой террасой — гульбищем.
19.
20.
21.
Реставрационные работы, конечно, идут, но перемен за год особо не видно…
22.
23.
Почти половина поверхности здания густо покрыта ажурной пеной барочного узора: более крупного и внятного в нижней части здания, мелкого и затейливого — наверху.
24.
Венчает храм не шатёр, не шлем и не маковка, а корона. Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б.А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.
25.
Давайте, зайдем в Знаменскую церковь и аккуратно осмотримся…
26.
Мгновенно захватывает стремительность, объем, воздушность, мягкость и беспередельность внутреннего объема этой церкви.
27.
Внутри храм отделан выпуклыми изображениями (горельефами) библейских сюжетов, сцен из Евангелия. Реалистически выполненные очертания персонажей говорят о европейской школе пластики. Образы искусства позднего Возрождения напоминают также клубящиеся облака, ангелы и херувимы, которыми украшены своды и пространство под куполом церкви.
28.
Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.
Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» (на фото ниже слева) – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.
29.
30.
Очень необычная структура верхнего уровня иконостаса… Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа́, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.
31.
32.
33.
В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви.
34.
Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Хочется отметить замечательна резьбу иконостаса и двухъярусных хоров.
35.
36.
На открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский); на освящении присутствовал Пётр I.

За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. 37.
Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»
38.
39.
Левее от этого распятия, на окне, я тогда обнаружил для себя эту совершенно чу́дную икону святого Трифона. Цвета изображающие Святого Трифона на ней — не традиционные для иконописи, да и сокол на руке — необычного зеленовато-изумрудного цвета… Святой Трифон стал для меня тогда самым главным и мистическим событием этого дня, поскольку тогда я почувствовал исходящий от него мягкий добрый и сильный посыл… Трифон как-будто что-то говорил мне… Совершено потрясающее впечатление. Подробнее о Святом Трифоне .
40.
41.
Мы покидаем эту удивительную церковь, что-бы внимательней осмотреть ее ближайшие окрестности.
Так выглядит усадьба Дубровицы с крыльца Западного входа в Знаменскую церковь.
42.
43.
44.
45.
46.
К западу от храма (примерно на том месте, что на фото ниже) некогда располагалась трехъярусная колокольня, также выполненная из местного белого камня. Колокольня явно было построена позже храма (видимо, в середине XVIII в.) и совершенно в другом, более строгом стиле. Колокольня имела девять колоколов, самый большой из которых весил чуть более двух тонн. В начале XX века под колокольней находилась музей-кладовая, где была установлена статуя, дошедшая до наших дней, но почти неузнаваемая. Сама колокольня была взорвана в 1931 г.
47.
А это та самя скульптура, что была откопана на месте некогда взорванной колокольни. Угадать сходу кто это, уже не представляется возможным.
48.
49.
Эта лестница ведет от восточных врат Знаменской церкви к кургану, где на его вершине находится смотровая площадка.
50.
Мне, к сожалению, так и не удалось найти исходную информацию о том, действительно ли это обычная земляная насыпь или некогда реальный курган. Он был облагорожен в 2004 году во время восстановительных работ в усадьбе. Вполне возможно, что это сохранившейся курган времен вятичей. Да и вообще, это место, где стоит церковь, явно соответствует месту силы, так, что если это исходно был настоящий курган, то я нисколько не удивлюсь.
51.
На вершину кургана ведут новые ажурный мостик и металлическая лестница. Поскольку усадьба Дубровицы — центровое место для свадебных поездок, то как водится, мостик пестрит разноцветными «замками счастья», пристегнутыми к металлическим деталям мостика и перил лестницы.
52.
Здесь все привычно фотографируются и снимают Знаменскую церковь.
53.
Виды Знаменской церкви отсюда наиболее возвышенны и цельны.
54.
55.
56.
Далее, мы сойдем с кургана-смотровой площадки и еще немного прогуляемся вокруг этой удивительной церкви. Мне захотелось выложить побольше разных ракурсов этой церкви для полного предствления и возможного визуального погружения в ее восхитительный и духовный образ.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
А сейчас мы отправимся к главному зданию усадьбы Дубровицы. Здесь сейчас ЗАГС, ….
66.
…ресторан «Усадьба князей Голицыных» и также, часть здания занимает давний его хозяин еще с советских времен — ВНИИ животноводства…

67.
Основное усадебное здание с фасада хорошо отреставрировано и вызывает открытый позитивный отклик…
Усадебный дворец был построен в первой половине XVIII века в стиле барокко и не раз перестраивался. Сегодня особой красотой отличается гербовый зал здания, стены которого украшены живописью. Многое из того, что было здесь при Голицыне, не сохранилось. В XX веке отсюда вывезли роскошную мебель, предметы искусства и многое другое. Сейчас о богатстве прошлого интерьера можно судить лишь по немногим сохранившимся старым фотографиям.
68.
Парадная лестница. Молодожены должны себя чувствовать здесь очень возвышенно — на одном из своих самых главных событий в жизни.
69.
Львы здесь встречают гостей не «лицом», а как-то необычно — «со стороны»…)
70.
71.
Вид с парадной лестницы усадьбы Дубровицы.
72.
Восточный флигель усадьбы Дубровицы.
73.
74.
75.
Сейчас мы направляемся в усадебный липовый парк усадьбы Дубровицы. Он находится с западной стороны здания дворца…
76.
77.
Через центральную аллею парка в ХIХ веке был переброшен декоративный мостик, сейчас о нем напоминают лишь почти сравнявшиеся с землей насыпи под его опоры.
78.
Эти насыпи с остатками белокаменных блоков в их основании являются самыми «примечательными» объектами в этом усадебном парке.
79.
80.
81.
82.
По преданию, здесь есть липы, посаженные самим Петром I… Однако во время недавней реставрации здесь вырубили около 80 реликтовых лип, так, что, возможно, они и не сохранились вовсе.
За парком, ближе к Десне, есть еще три усадебных здания, два из них в настоящее время – жилые дома, а третье используется ОАО «Дубровицы».
83.
Осмотрев парк я отправился к Десне, обойдя главное здание усадьбы со стороны ресторана.
84.
Здесь часто тусуются молодожены с их гостями. Все условия для того, чтобы отметить знаменательное событие здесь есть)
85.
86.
Сохранились остатки белокаменной усадебной лестницы ведущей к Десне.
87.
88.
89.
90.
На берегу Десны как-то неуютно, но все таки заброшенно-красиво.
91.
Последние ракурсы усадьбы Дубровицы…
92.
93.
В заключении — Конный двор усадьбы Дубровицы, а точнее «Ворота Конного двора». При М.А. Дмитриеве-Мамонове в Дубровицах была возведена длинная каменная стена со средневековыми зубцами, охватывающая усадебный дворец, Знаменскую церковь, парк, хозяйственные постройки и Конный двор в готичном стиле. Было построено трое кирпичных готических ворот — у церкви, за парком и у Конного двора, из которых сохранились только последние, что вы и видите. Крепостная стена была разобрана частично в конце XIX века, а полностью — в 1930-х годах.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *