Золото в православии

Я сложил крестом ладошки,

И головку наклонил,

Батюшка взглянул с улыбкой –

И меня благословил.

Я прошу благословенья

На серьезное ученье:

Я хочу благословиться

Чтобы азбуке учиться.

А – Ангел

Я старательно постился

Перед Причащением,

Я с сестрою помирился,

Попросил прощения

У Андрея и у Даши,

И когда я причащался,

То увидел: возле Чаши

Добрый Ангел улыбался.

Б – Благовест

С колокольни звон, звон –

Благовест зовется он.

Звони, мой колокол, звони.

Зови людей к себе, зови!

Лети, лети благая весть,

Что храм открыт и служба есть.

В – Вода святая

В нашем храме на Крещенье

Было водоосвященье.

Мы пошли с сестрицею

За святой водицею.

Я не овощ в огороде,

Я расту не просто так –

Каждый день святую воду

Выпиваю натощак!

Г — Господь

В летний вечер у реки

Так легко, привольно;

Птицы, бабочки, жучки

Веселы, довольны.

Месяц вышел, засиял,

Свод небесный полон стал

Золотых горошин.

И я тихо прошептал:

!Это все Господь создал!

Какой же Он хороший».

Д – Добро

Я вчера был занят очень,

Я трудился что есть мочи,

Целый день добро творил:

Кошке домик мастерил,

Собирал гулять сестричку –

Отыскал ей рукавичку,

Маме пол подметал,

Бабушке очки подал,

Папе гвоздь забить помог,

Так работал – изнемог!

Зря считает мой братишка,

Что я просто – хвастунишка.

Я нисколько не хвалюсь,

Я просто радостью делюсь!

Е — Евангелие

Вчера мне подарили книгу

О нашем Господе Христе,

О том, как по земле ходил Он,

О том, как умер на Кресте.

Христиане маленьким отрядом

Идут за Ним из града в град.

И жизнь и смерть –

Все страшно рядом,

Но с Ним всему-всему я рад.

Ё — Ёлка

Мы на даче в лес пошли,

Ёлку чудную нашли:

Она такая ладная,

Ёлочка – красавица,

Она как будто рада нам,

Как будто улыбается!

До свидания, лисы, волки!

Мы с собой увозим ёлку!

На санях её везем

По тропе еловой

И от радости поем

«Рождество Христово…»

Ж – Жадность и

Жалость

Если кто-нибудь кому-то

Что-то очень пожалел –

Это жадность.

Если кто-нибудь кого-то

Где-то очень пожалел –

Это жалость.

З – Зло

Мне вчера не повезло:

Один мальчишка –

злой-презлой –

Пистолет в меня направил.

Это было против правил,

Я его предупредил.

Он затопал, завопил,

Пистолетом размахнулся –

И на месте растянулся.

Зло меня не победило –

Прямо в лужу угодило.

И — Иконка

Над кроваткой, чуть в сторонке,

Божьей Матери иконка.

Добрый взгляд Её лучится;

Если мама отлучится,

То не страшно мне одной –

Матерь Божия со мной.

Утром рано я проснусь

На иконку помолюсь.

Й – яЙцо пасхальное

Я разрисовал яичко:

Ветка, а на ветке птичка,

Облако летит в простор,

В голубое поднебесье,

По середочке – узор,

А внизу: «Христос Воскресе!»

К — Крестик

Мой родной нательный крестик,

Мы всегда с тобою вместе!

Даже в ванной ты со мной:

Я плыву, борюсь с волной,

А ты – спасаешь от беды,

От бушующей волны.

Л – Леность

На меня напала лень.

Я борюсь с ней целый день.

Лень, ребята, душу губит,

И ленивых

Бог не любит.

Я прогнал ее за дверь.

На душе легко теперь,

Только чувствую: злодейка

Вновь нашла ко мне лазейку.

Пусть терпение и труд

В порошок ее сотрут!

М- Молитва

Я о братике мечтал,

Много дней молился,

Чтобы он родился.

Чтобы делался умней,

Становился выше.

Я молился много дней –

И Господь меня услышал:

Есть братишка у меня –

Ему уже четыре дня.

Н – Надежда

Я учусь читать слова –

Разболелась голова!

Вместо «булка» —

вышло «бука»;

Вместо «Мурка» —

вышло «мука».

Вот мученье так мученье!

Не дается мне ученье.

Я не плачу, я креплюсь,

Часто Господу молюсь.

Пусть пока что я невежда,

Но во мне живет

НАДЕЖДА!

О — Обида

Вот увидишь, вот увидишь,

Если ты меня обидишь,

Я не буду обижаться,

Драться или обзываться.

Все тебе, мой друг, прощу,

Шоколадкой угощу,

Ну а после угощения

Попроси и ты прощения!

П – Пост

Говорят, что строгий пост

Замедляет детский рост.

А я, братцы, на посту

Посмотрите как расту!

Р – Рождество

Наступило Рождество!

Долго ждали мы его!

Послушными и скромными

В пост старались быть,

Не кушали скоромного,

Чтоб душу не губить.

Ночь, а на земле светло,

Свет веселый, яркий.

Может, это Ангелы

Нам несут подарки?

С – Свеча

Как нарядно в нашем храме!

Всюду свечи – много-много!

Я шепчу тихонько маме:

«Мама, хорошо у Бога!»

И я тоже так хочу

Поскорей зажечь свечу!

Я на цыпочки привстану,

И сама ее поставлю!

Т – Терпение

Есть в саду у нас Данилка,

Он житья мне не дает:

То придумает дразнилку,

То щипнет, а то толкнет.

Вот какое у него

отношение!

Вот какое я терплю

поношение!

Я бы мог тебя, мучитель,

Очень больно отлупить,

Только нам Христос Спаситель

Завещал врагов любить.

Все терпение собрал

и терплю.

Может, скоро я Данилку

полюблю.

У – Урок

В воскресной школе на уроке

Мы говорили о пророке.

И я задумался глубоко:

«Вот мне бы сделаться пророком!»

У батюшки спросил совета,

А он ответил мне на это:

«Пошла тебе, я вижу, впрок

Беседа нашего урока,

Но сделаться нельзя пророком,

Пророка выбирает Бог».

Ф – Фарисей

Я спросил: «Алексей,

Кто такой фарисей?»

Старший брат ответил важно:

«Знаю, слышал не однажды!

Это тот, кто думает,

Что знает все на пять,

Что самый-самый умный он,

И может поучать,

Кто сам собою так гордится,

Что никогда не извинится».

Я хожу, повесив нос,

И меня грызет вопрос:

«Неужели Алексей –

Фарисей?»

Х – Храм

Вхожу я тихо с мамой в храм –

Нисколько не шалю.

Пусть Боженька увидит Сам,

Как я Его люблю!

В сиянье Царские врата!

Поставлю я свечу

И перед образом Христа

Прошенье прошепчу.

И кажется, что рядом Он.

И происходит чудо!

Я в этом храме был крещен,

Здесь и венчаться буду!

Ц – Церковь

строят храмы

В деревне нашей Ручейки

Строят церковь мужики.

Церковка-красавица!

Она мне очень нравится!

Я кричу во всю мочь:

«Мужики, вам помочь?

Церковь – Божье дело,

А я мужик умелый!»

Чистый понедельник

Вот и чистый понедельник –

Первый день поста.

Мы помыли все игрушки,

В детской – чистота!

Вытирали пыль повсюду,

Мыли, чистили посуду,

Не шумели, не шалили,

Только чистили да мыли.

А потом мама нас

Мыла в ванной – целый час!

Сколько было фырканья!

Сколько было плеска!

И теперь мы чистые,

Чистые до блеска!

Будм часто-чисто мыться

Каждый день под душем,

А поститься и молиться,

Чтоб очистить душу!

Ш — Шестикрылые серафимы

Прекрасны песни Серафима,

Прекрасен лик невыразимо,

Есть у него шесть крепких крыл,

Он полон мощи, полон сил.

Сияет перед ним дорога,

Он укрывает лик рылами,

Он так горит любовью к Богу,

Что сам как пламень.

Вот если б искорка огня

Вошла в меня!

Щ – Щедрость

Мальчик, маленькая крошка,

В нищем одеянье,

Протянул ко мне ладошку –

Просит подаянье.

Бедный, бедный малышок!

Я сказал: «Возьми, дружок!»

И от жалости отдал

Ему свой новый самосвал.

Ь – сочелЬник

Сочится синий свет в окно,

Похрустывает ельник,

Все ожидания полно

В рождественский сочельник.

Встает звезда из-за лесов.

Сердечко так и бьется!

Осталось несколько часов –

И Рождество начнется!

Ы – милостЫня

Возле церкви, у ворот,

Опершись на палку,

Старый дедушка идет –

Мне его так жалко!

Просит он на хлебушко

И крестится на небушко.

Ъ – Твердый знак

Что за буква твердый знак!

Не произносится никак!

«Буква странная, прости,

Как тебя произнести?

Может, ты рычащая?

Или ты шипящая?

Так нельзя себя вести!

Как тебя произнести?»

Но на все мое ворчанье

Только твердое молчанье.

Э – Эдем

Приснилось мне, что я в раю,

Что я под деревом стою,

Под вкусным райским деревом,

Со мною рядом Ева.

«Съешь яблоко!» — шептал нам змей.

Но Еве я сказал: «Не смей!»

Мы змея не послушали

И яблоко не скушали.

И светом озарился сад,

И Бог пришел, и был так рад,

Что я послушным поведеньем

Предупредил грехопаденье.

Ю – Юдоль земная

Вчера мне выдернули зуб,

Сегодня мама поругала,

Заставила доесть весь суп,

Потом сестра

дразниться стала –

Да, вынес я скорбей немало!

Бывает в жизни горе, боль.

Я хоть и маленький,

а знаю –

Зовется это все юдоль,

Юдоль плачевная, земная.

Мы плачем и скорбим

подчас,

Что нам никто помочь

не сможет.

Но Боженька не бросит нас,

Он обязательно поможет!

Я – Яблочный Спас

В церкви яблоками пахнет.

Всяк, войдя, вдохнет и ахнет:

«Ах!»

Горы яблок на столах,

И в корзинках, и в мешочках,

На тарелках, в узелочках.

Радость, хлопоты, волненье –

Скоро будет окропленье!

Кисть священник обмакнул –

И взмахнул.

Окропляются плоды,

Словно дождиком сады!

Я от счастья рот разинул –

Как зевака, как разиня,

А священник пошутил:

Взял меня – и окропил,

Словно яблоко в корзине!

Назад к списку

Золото и религия всегда были символически связаны в многочисленных цивилизациях, от древности до наших дней. От предметов религиозного искусства до религиозного символизма, золото – уникальный металл, занимающий центральное место во многих религиях мира и издревле ассоциирующийся с божественной сферой.

Золото в христианстве

Таким образом, в праздничную рождественскую пору уместно будет поразмышлять о значении золота в религии. В христианской традиции золото появляется в истории о Рождестве Христа в Вифлееме. Согласно Библии, когда Иисус родился в Вифлееме, с Востока прибыла группа мудрецов (волхвов), чтобы поклониться новорожденному, принеся с собой дары золота, ладана и мирры. Дар золота символизировал богатство и могущество, а также, по мнению богословов, царство Христа на Земле.

Сцена Рождества в Вифлееме, с волхвами, принесшими дары, в том числе золото

Золото на самом деле часто упоминается в Библии, от первой книги (Бытие) до последней (Откровение). Например, в Книге Бытия говорится о 4 реках, вытекающих из Эдемского Сада, одна из которых, Фисон, «обтекает всю землю Хавила, ту, где золото» (Бытие 2:10-11). А в Книге Откровения в описании Нового Иерусалима сказано: «Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» (Откровение 21:21).

Хотя золоту в Библии присваивается значительная ценность, и оно часто называется самым ценным веществом на Земле и величайшей формой богатства, оно также сопоставляется с духовной ценностью, чтобы проиллюстрировать, что духовная ценность превосходит даже существенную материальную ценность золота. Например, в Псалме 118:127 сказано: «А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого».

Поэтому неудивительно, что золото играет важную роль в христианской религии. В христианстве золото широко применялось для украшения церквей, соборов и часовен, для изготовления крестов, потиров и алтарной утвари, а также – в виде сусального золота – для позолоты статуй, украшения манускриптов и изображения ореолов и божественного света на предметах искусства периода Средневековья и Ренессанса. Золото также можно встретить на позолоченных куполах некоторых православных христианских церквей в Восточной Европе.

Уникальная роль золота в религиях

Но чем таким обладает золото, что придает ему универсальную привлекательность для всех основных мировых религий и для древних религиозных традиций, таких как древнеегипетская? И почему золото занимает наивысшее положение в иерархии металлов?

Причин много, и они разнообразны. Благодаря своему уникальному желтому блеску золото символизирует цвет солнца, и в религиозном искусстве золото ассоциируется с дневным светом и божественной энергией.

Собор св. Петра, Папский алтарь, Ватикан, Рим

Так как оно относительно редкое и не поддается разрушению и порче, применение золота в религии выражает драгоценность и бессмертие, несвойственные другим металлам. И так как золото очень ковкое и способно принимать различные формы и очертания, оно представляет собой естественный материал для произведений искусства и декоративных украшений. Именно поэтому золото встречается в декорациях в культовых религиозных местах, таких как церкви и храмы, и в религиозных артефактах и украшении священных писаний.

И поскольку религии развиваются, меняются и испытывают влияние предшествующих религиозных традиций, особый статус золота в религиозном контексте переходил на протяжении истории из одной религии в другую.

Репродукция Ковчега Завета

Считалось, что библейский Ковчег Завета, хранившийся однажды в Иерусалиме, был полностью покрыт золотом. А в иудаизме символический светильник, или менора, также часто изготавливается из золота. Некоторые иудаистские писания также совпадают с различными текстами Ветхого Завета христианской Библии, так что отсылки к золоту в еврейских писаниях в определенной степени те же, что и в Ветхом Завете.

Золото в исламе

Золото издревле было тесно связано с исламской культурой, где его роль определялась необходимостью следовать исламским учениям. Поскольку в исламе запрещено ростовщичество, возникла форма денег, не влекущая за собой ростовщических процентов, в виде золотых динаров, а также серебряных дирхамов. Золотые динары впервые появились в Иране в седьмом веке. Согласно исламскому праву, динар должен изготовляться из 22-каратного золота и весить 4.25 г. Поскольку динар изготовлен из золота, его стоимость определяется его весом, и он выступал в качестве стабильного средства обмена, а не бумажного обещания, что, опять же, соответствует предписаниям Корана.

В наше время наблюдалось даже возрождение интереса к концепции такого исторического золотого динара в Малайзии. Следствием стал ряд инициатив, где в малайзийских штатах Келантан и Перак в 2010 и 2011 гг. были выпущены современные золотые динары. На одной стороне золотого динара из Перака даже был изображен рисунок с оригинального золотого динара конца седьмого века н. э. Современные золотые динары также были выпущены индонезийским Исламским монетным двором Нусантара.

Древний золотой динар, исламские деньги

Согласно шариату, золото также является одним из шести товаров рибави (наряду с серебром, пшеницей, ячменем, солью и финиками), которые должны продаваться исходя из их веса и меры, чтобы гарантировать равные условия для обеих сторон в сделке. Спекуляция товарами рибави запрещена.

С ростом и умножением современных инвестиционных активов, базирующихся на золоте, возникла необходимость обновить инструкции касательно того, какие сделки с золотом соответствуют шариату. Достигнуто это было в декабре 2016 г., когда Организация по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions (AAOIFI)) опубликовала Шариатский стандарт для золота, где разъясняются формы золота, соответствующие шариату, которые могут торговаться или использоваться в обеспеченных золотом инвестиционных продуктах.

Золото также важно в исламе как предмет декора и украшение. Хотя ислам в целом запрещает мужчинам (но не женщинам) носить золото, исламская архитектура иногда щедро использует золото, например, в украшении мечетей, как в случае Мечети шейха Зайда в Абу-Даби.

Золото в индуизме

Золото играет центральную роль в индуистской религии и культуре, практикуемой по всей Индии. С золотом ассоциируются некоторые важнейшие индуистские божества, такие как Брахма, индуистский Бог-Творец, рожденный из космического золотого яйца творения. Золото также является символом Лакшми, индуистской богини богатства, процветания и удачи.

Таким образом, золото в индуизме считается благоприятным, чем также объясняется то, почему его дарят на свадьбу и по другим особым случаям, а также на праздники, такие как Дхантерас. По той же причине золото дарят в индуистских церемониях, и верующие регулярно жертвуют золото индийским храмам.

Храм Шри Падманабхасвами, Индия

В храме Шри Падманабхасвами в Керале хранится, как считается, крупнейший золотой клад в мире. Существование клада было подтверждено в 2011 г., когда по приказу Верховного суда Индии были вскрыты некоторые подземные хранилища храма. Сокровища храма Падманабхасвами, включающие золотые украшения, золотые статуи, огромное количество золотых монет и даже золотой трон, скопились за тысячелетия из пожертвований храму, в том числе от бывших индийских династий и царей.

Некоторые храмы в Индии даже покрыты золотом, как в случае золотого храма Шрипурам в Тамилнаде, покрытого 1500 кг чистого золота, и золотого храма Шри Хармандир Сахиб в Пенджабе – важном месте паломничества сикхов, – чье святилище покрыто сусальным золотом.

Золото в буддизме

Золото также играет центральную роль и почитается в буддизме. Золотой цвет в буддизме ассоциируется с золотыми лучами солнца и просветления.

Храм Золотого Будды: Ват Траймит, Бангкок

В буддийской культуре известно множество статуй Будды из чистого золота, крупнейшая из них – Золотой Будда в храме Ват Траймит в Бангкоке, Таиланд, весом 5.5 т и высотой 2 м. В тибетских регионах буддийские статуи также обычно покрывают золотом. В 2013 г. бывший король Таиланда даже пожертвовал почти 300 кг на украшение шпиля буддийского храма Махабодхи в Бодх-Гая, Индия. Золотом также украшен знаменитый дзэн-буддийский храм Золотой Павильон в Киото, покрытый чистым сусальным золотом.

Дарение золота в праздничный сезон

Благодаря своей редкости и ценности золото всегда было и будет впечатляющим подарком, который будут ценить и помнить. Ввиду его тесной связи с Рождеством и христианской традицией, а также глубокой связи со всеми другими основными религиями мира, золотой подарок также наделен смыслом, превосходящим материальную ценность собственно содержащегося в нем золота. Поэтому интересно будет узнать о выборе золотых слитков и монет, идеально подходящих для подарка, который надолго впечатлит получателя.

PAMP – одна из самых престижных и востребованных марок высококачественных золотых слитков. Изготовленные в Швейцарии, золотые слитки PAMP чистоты 99.99%, такие как 100-граммовый штампованный золотой слиток, представленный в стилизованной и надежной подарочной карте, или более традиционный и прямолинейный 100-граммовый литой золотой слиток, каждый с выбитым на лицевой стороне серийным номером, – это идеальный подарок. PAMP также производит целый ассортимент меньших штампованных золотых слитков, таких как 10-граммовый штампованный золотой слиток с привлекательной ценой, также представляющих собой замечательные подарки.

Для клиентов, предпочитающих дарить золотые слитки, деноминированные в тола, золотой слиток весом 5 тола от PAMP – доступный вариант в весовом диапазоне от 50 г до 100 г.

Делимые золотые продукты, также известные как комби-золото или мульти-золото, идеально подходят в качестве золотых подарков, так как они состоят из нескольких разъемных золотых слитков, которые можно дарить по отдельности. 10-граммовый золотой слиток MultiDisc от престижного золотого аффинажера Heraeus, базирующегося в Ханау, Германия, – это защищенная от подмены упаковка в форме диска, содержащая 10 отдельных штампованных 1-граммовых золотых слитков. Дизайн диска позволяет вынимать отдельные 1-граммовые золотые слитки, так что это идеальный продукт для тех, кто желает подарить маленькие золотые слитки нескольким получателям.

Аналогично 50-граммовый золотой CombiBar от известного швейцарского аффинажера Valcambi делится на 50 1-граммовых золотых слитков. Золотой CombiBar представляет собой прямоугольник из 10 x 5 1-граммовых золотых слитков размером и толщиной с кредитную карту, помещающийся в кошелек. 1-граммовые слитки объединены в больший золотой слиток с помощью бороздок и могут отделяться и использоваться в качестве подарка.

На каждом 1-граммовом сегменте золотого слитка также выбит логотип Valcambiи его вес и проба, так что после отсоединения каждый сегмент по-прежнему содержит гарантию подлинности от Valcambi.

Среди наиболее ценных золотых монет – канадский золотой «Кленовый лист» (Maple Leaf), производимый Королевским канадским монетным двором в Оттаве, Канада. Золотой «Кленовый лист», выпускаемый в 4 размерах – 1 унция, 0.5 унции, 0.25 унции и 0.1 унции, – предлагает привлекательные варианты красивых и содержательных подарков с разным уровнем цены.

Еще один подарок на все времена в категории золотых монет – 1-унциевая австрийская золотая монета «Филармоникер» (Philharmonic), выпускаемая престижным Австрийским монетным двором, одним из старейших в Европе. Данная 1-унциевая золотая монета, являющаяся внеоборотным законным платежным средством в Еврозоне, посвящена Венскому филармоническому оркестру, знаменитому на весь мир благодаря своим предновогодним и новогодним концертам в Вене, Австрия.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Островский
  4. Жестокие нравы города Калинова

Кулигин говорит: «Жестокие нравы.., в нашем городе», рассказывая о жизни людей города Калинова. В драме «Гроза» именно он выступает носителем мыслей автора, обличающих нравы жителей, живущих в «темном царстве». И среди причин таких нравов он господствующее положение зажиточных людей: «… у кого деньги… тот старается бедного закабалить, чтобы … еще больше денег наживать”. Люди в городе озлоблены и находят радость, когда удается сделать плохо ближнему: «а между собой-то…как живут! Торговлю… подрывают… Враждуют…».

Защитницей порядков, установленных в Калинове, выступает страница Феклуша, которая восхищенно восклицает: «В обетованной земле живете! И купечество… народ благочестивый!” Так, Н.А. Островский создает контраст мнений, когда показывает читателю две разных точки зрения на происходящее. Феклуша – настоящее воплощение косности, невежества и суеверий, которая вхожа в дома влиятельных людей города Калинова. Именно с помощью ее образа драматург подчеркивает насколько происходящее в Калинове противоречит ее оценке, когда она то и дело говорит: «Благолепие, милая, благолепие!..»

Воплощением самодурства, скудоумия, невежества, и жестокости в пьесе выступают зажиточные купцы Кабанова Марфа Игнатьевна и Дикой Савел Прокофьевич. Кабаниха – глава семьи, которая считает себя правой во всем, она держит всех живущих в доме в кулаке, пристально следит за соблюдением во многом устаревших обычаев и порядков, основанных на Домострое и церковных предрассудках. Причем принципы Домостроя у нее искажены, она берет из него не мудрый уклад жизни, а предрассудки и суеверия.

Кабаниха — носитель принципов «темного царства”. Она достаточно умна, чтобы понимать, что только ее деньги не дадут ей реальной власти, и именно поэтому она жаждет от окружающих покорности. И по словам Н.А. Добролюбова она за отступление от заведенных ею правил она»грызет свою жертву… неотступно”. Больше всего достается Катерине, которая должна кланяться в ноги мужу и выть при отъезде. Она старательно скрывает свое самодурство и тиранию под маской благочестия, и сама же разрушает жизни людей вокруг себя: Тихона, Варвары, Катерины. Не зря сожалеет Тихон о том, что не умер вместе с Катериной: «Хорошо тебе..! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?”

Дикого в отличии от Кабанихи трудно назвать носителем идей «темного царства», он просто недалекий и грубый самодур. Он гордится своей невежественностью и отвергает все новое. Достижения науки, культуры совершенно ничего для него не значат. Он суеверен. Доминирующая черта Дикого –стремление к наживе и жадность, он посвящает свою жизнь накоплению и преумножению своего состояния, при этом не гнушаясь никакими методами.

При всей мрачной картине жестоких нравов, царящих в Калинове, драматург подводит нас к мысли о том, что гнет «темного царства» не вечен, потому что гибель Катерины послужила началом перемен, стала символом борьбы с самодурством. Не могут жить дальше в этом мире Кудряш и Варвара и потому сбегают в дальние края.

Подводя итог, можно сказать, что Н.А. Островский в своей драме обличил нравы жизни купечества и самодержавно-крепостнического строя современной ему России, которые он не хотел бы видеть в обществе: деспотизм, самодурство, жадность и невежество.

Сочинение Жестокие нравы города Калинов

Драма «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в середине девятнадцатого века, и в наши дни остаётся произведением актуальным и понятным каждому. Человеческие драмы, трудные жизненные выборы и неоднозначные взаимоотношения между, казалось бы, близкими людьми – вот основные вопросы, которые писатель затрагивает в своём произведении, ставшим поистине культовым для русской литературы.

Небольшой городок Калинов, расположенный на берегу речки Волги, поражает своими живописными местами и красивейшей природой. Однако человек, нога которого ступила на столь благодарную почву, ухитрился испортить абсолютно всё впечатление о городе. Калинов увяз в высочайших и крепчайших заборах, а все дома похожи друг на друга в своей безликости и серости. Можно сказать, что и обитатели города очень напоминают то место, где они живут, и на примере двух главных отрицательных персонажей пьесы, Марфы Кабановой и Савела Дикого, мне бы хотелось показать, почему именно.

Кабанова, или Кабаниха, является очень обеспеченной купчихой города Калинова. Она деспотична по отношению к членам своей семьи, а в особенности к Катерине, невестке, однако посторонние люди знают её как человека исключительной порядочности и душевной доброты. Нетрудно догадаться, что эта добродетельность – не более чем маска, за которой скрывается по-настоящему жестокая и злая женщина, которая никого не боится, а поэтому ощущает свою полную безнаказанность.

Второй же отрицательный персонаж пьесы, Савел Дикой, предстаёт перед читателями человеком редкой невежественности и недалёкости. Он не стремится узнавать что-то новое, совершенствоваться и развиваться, вместо этого предпочитая лишний раз с кем-нибудь поругаться. Дикой полагает, что накопление денежных средств является важнейшей целью в жизни каждого разумного человека, к каким он себя относит, поэтому он всё время занят поиском лёгкой наживы.

На мой взгляд, в своём произведении «На дне» Островский показывает читателям, как страшно невежество, ограниченность и банальная человеческая глупость. Ведь именно нравы Калинина и погубили Катерину, которая просто не смогла жить в таком окружении и в такой моральной атмосфере. Самое страшное то, что таких людей, как Кабанова и Дикой, очень и очень много, они встречаются нам практически на каждом шагу, и очень важно уметь абстрагироваться от их пагубного и разрушающего влияния и, безусловно, осознавать, как важно оставаться светлым и добрым человеком.

Другие сочинения: ← Быт и нравы города Калинова ОстровскийДушевная драма Катерины пьеса Гроза →

Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза»

Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова. (В. Г. Белинский)

Литература XIX века качественно отличается от литературы предшествующего «золотого века». В 1955–1956 гг. свободолюбивые и свободореализующие тенденции в литературе начинают проявляться всё активнее. Художественное произведение наделяется особой функцией: оно должно поменять систему ориентиров, переформировать сознание. Социальность становится важным начальным этапом, а одной из главных проблем становится вопрос о том, как искажает человека социум. Разумеется, многие писатели в своих произведениях пытались решить поставленную проблему. Например, Достоевский пишет «Бедных людей», в которых показывает бедность и безысходность низших слоёв населения. Этот аспект был также и в сфере внимания драматургов. Н. А. Островский в «Грозе» жестокие нравы города Калинова показал достаточно ярко. Зрители должны были задуматься над социальными проблемами, которые были характерны для всей патриархальной России.

Обстановка в городе Калинове совершенно типична для всех провинциальных городов России второй половины XIX века. В Калинове можно узнать и Нижний Новгород, и города Поволжья, и даже Москву. Фраза «жестокие нравы, сударь» произносится в первом действии одним из главных героев пьесы и становится основным мотивом, который связан с темой города. Островский в «Грозе» монолог Кулигина о жестоких нравах делает достаточно интересным в контексте других фраз Кулигина в предыдущих явлениях.

Итак, пьеса начинается с диалога Кудряша и Кулигина. Мужчины говорят о красоте природы. Кудряш не считает пейзаж чем-то особенным, внешние декорации мало для него значат. Кулигин же, напротив, восхищается красотой Волги: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Далее на сцене появляются другие действующие лица, и тема разговора меняется. Кулигин говорит с Борисом о жизни в Калинове. Оказывается, жизни-то, собственно, здесь и нет. Застой и духота. Подтверждением этому могут служить фразы Бориса и Кати о том, что в Калинове можно задохнуться. Люди, кажется, глухи к проявлению недовольства, а причин для недовольства очень много. В основном они связаны с социальным неравенством. Вся власть города сосредоточена лишь в руках тех, кто имеет деньги. Кулигин говорит о Диком. Это грубый и мелочный человек. Богатство развязало ему руки, поэтому купец считает, что вправе решать кто может жить, а кто нет. Ведь многие в городе просят в долг у Дикого под огромные проценты, при этом они знают, что Дикой, вероятнее, не даст этих денег. Люди пробовали жаловаться на купца городничему, но это тоже ни к чему не привело — городничий на самом деле не имеет совершенно никакой власти. Савл Прокофьевич позволяет себе оскорбительные комментарии и ругань. Точнее, его речь составляет только это. Его можно назвать маргиналом в высшей степени: Дикой часто выпивает, лишён культуры. Ирония автора в том, что купец богат материально и совершенно нищ духовно. В нём будто нет тех качеств, которые делают человека человеком. При этом находятся и те, кто смеётся над ним. Например, некий гусар, который отказался выполнять просьбу Дикого. А Кудряш говорит, что не боится этого самодура и может ответить Дикому на оскорбление.

Кулигин также говорит и о Марфе Кабановой. Эта богатая вдова «под видом благочестия» творит жестокие вещи. Её манипуляции и обращение с семьёй может привести в ужас любого человека. Кулигин характеризует её так: «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Характеристика оказывается вполне точной. Кабаниха представляется гораздо ужаснее, чем Дикой. Её моральное насилие над близкими людьми не прекращается никогда. И ведь это — её дети. Своим воспитанием Кабаниха превратила Тихона во взрослого инфантильного пьяницу, который и рад бы сбежать от опеки матушки, но боится её гнева. Своими истериками и унижениями Кабаниха доводит Катерину до суицида. У Кабанихи сильный характер. Горькая ирония автора в том, что патриархальным миром руководит властная и жестокая женщина.

Именно в первом действии наиболее явно изображены жестокие нравы тёмного царства в «Грозе». Устрашающие картины социальной жизни контрастно противопоставлены живописным пейзажам на Волге. Простору и свободе противопоставлены социальное болото и заборы. Заборы и засовы, за которыми жители отгородились от остального мира, закупорились в банке, и, верша самосуд, самовольно гниют от нехватки воздуха.

В «Грозе» жестокие нравы города Калинова показаны не только в паре персонажей Кабаниха — Дикой. Кроме этого, автор вводит ещё несколько значимых действующих лиц. Глаша, служанка Кабановых, и Феклуша, обозначенная Островским как странница, обсуждают жизнь города. Женщинам кажется, что только здесь всё ещё сохраняются старые домостроевские традиции, а дом Кабановых — последний рай на земле. Странница рассказывает об обычаях других стран, называя их неверными, ведь там нет христианской веры. Такие, как Феклуша с Глашей, заслуживают «скотского» обращения от купцов и мещан. Ведь эти люди беспросветно ограничены. Они отказываются понимать и принимать что-либо, если это расходится с привычным миром. Им хорошо в той «бла-а-адати», которую они себе построили. Дело не в том, что они отказываются видеть реальность, а в том, что реальность считается нормой.

Безусловно, жестокие нравы города Калинова в «Грозе», характерные для общества в целом, показаны несколько гротескно. Но благодаря такой гиперболизации и концентрации негатива автор хотел добиться реакции от публики: люди должны осознать, что перемены и реформы неизбежны. Нужно самим участвовать в изменениях, иначе эта трясина разрастётся до невероятных масштабов, когда изжившие себя порядки подчинят себе всё, окончательно убрав даже возможность развития.

Приведенное описание нравов жителей города Калинова может быть полезно 10 классам при подготовке материалов к сочинению на тему «Жестокие нравы города Калинова».

Тест по произведению

Жестокие нравы города Калинова

(По драме Островского «Гроза»)

А. Н. Островский в очерке «Записки замоскворецкого жителя” «открыл” страну, «до сего времени в подробности не известную и никем из путешественников не описанную. Страна эта лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье”. Это земля, живущая традициями седой старины, — «темное царство”. Современники за открытие этой страны назвали Островского Колумбом Замоскворечья. И в самом деле, в своих пьесах он обличает «темные” стороны купеческой жизни.

Общественный подъем 60-х годов захватил Островского, и в 1859 году он создал драму «Гроза”, о которой Добролюбов сказал:

«Гроза” — без сомненья, самое решительное произведение Островского, взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий”.

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”, — восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нем мир «тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия”. Городок известен крепкими запорами и глухими заборами, заковавшими всякое новое проявление жизни. Островский критически изображает быт и нравы купечества. Всех жителей города он делит на бедных и богатых, угнетателей и угнетенных. О тяжести жизни бедняков города рассказывает Кулигин:

«В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба”. А причина нищеты, по его мнению, в бессовестной эксплуатации бедных богатыми: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Странница же Феклуша восхваляет кали-новскую жизнь: «В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!” Так сталкиваются две оценки одного и того же явления. Феклуша — ярая защитница суеверий, воплощение невежества, пользуется покровительством властителей «темного царства”. Невежественные жители города Калииова слушают Феклушу и верят ее рассказам.

Олицетворением жестокости, невежества, самодурства являются Дикой Савел Прокофьевич и Марфа Игнатьевна Кабанова, купцы города. Кабанова — богатая купчиха, вдова. В своей семье она считает себя главной, держит ее крепко, соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи, основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Только и слышится из уст Кабанихи брань и попреки за несоблюдение отживших порядков. Жертву свою она «поедом ест”, «точит, как ржа железо”. Добролюбов говорит о ней:

«Грызет свою жертву долго и неотступно”. Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при отъезде, ругает ее за то, что она не «воет” на людях, провожая мужа. Велит Тихону бить Катерину, после того как она призналась в своем «грехе”, считает, что ее надо «живую в землю закопать, чтобы она казнилась”. Речь властной Кабанихи звучит как приказ. Кабаниха — выразитель идей и принципов «темного царства”. (Она очень богата. Об этом можно судить по тому, что ее торговые дела выходят ва пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездил в Москву.) Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни — деньги. Кабаниха понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность к сопротивлению. Кабаниха лицемерна, прикрывается добродетелью и набожностью, в семье — бесчеловечный деспот и тиран, но оделяет нипщх.

Тупая, невежественная, считающая паровоз «огненным змием”, она окружает себя такими же мракобесами, как и сама. Ее умственные интересы не идут дальше нелепых рассказов бродячих богомолок о странах, «где люди все с песьими головами”, где правят «султан Махнут турецкий” и «султан Махнут персидский”. Скрывая деспотизм под личиной благочестия, Кабаниха доводит свою семью до того, что Тихон не смеет ей противоречить ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться. Своей тиранией она довела Катерину до гибели. Варвара, дочь ее, убегает из дома, а Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе. Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?” Так, желая сохранить старинный уклад жизни в семье, основанный на всеобщем подчинении главе семьи, то есть ей, Кабаниха довела ее до развала.

Но если Кабаниха защищает идеи «темного царства”, то Дикой просто грубый самодур. (И Дикой, и Кабаниха относятся к «темному царству”. У них очень много общих черт.) Речь Дикого груба и невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. (Дикой считает, что гроза — божье предзнаменованье.) Дикой постоянно воюет, но только с теми, кто его боится или полностью от него зависит. Домашние прячутся от него по чердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как материально зависим от Дикого. Самая главная черта характера Дикого — жадность. Смысл жизни Дикого — приобретение и увеличение богатства. Для этого он не брезгует никакими средствами. (Городничему, которому мужики жалуются, что их обсчитывают. Дикой отвечает: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!”) Имея тысячи, он чувствует свою силу и нагло требует всеобщего уважения и покорности.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического. Кабаниха же (с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью и жаждой власти страшна по-настоящему) — это самая зловещая фигура в городе. (Дикой стремится грубо утвердить свою власть, Кабаниха же спокойно утверждает себя, охраняя все старое, уходящее.)

Жители города Калинова живут в постоянном страхе перед силами природы, перед богатыми купцами. В пьесе большое количество массовых сцен, в которых мы видим всех жителей города и узнаем о них. Узнаем, что на бульваре, созданном для них, они не гуляют, к улучшению жизни не стремятся. Богатые купцы тиранят домашних за высокими заборами. Невежество калиновцев проявляется в сцене, когда рассматривают картину и идет разговор о Литве, которая «с неба упала”. Бедным же, по словам Кулигина, гулять некогда, так как у них «день и ночь работа”. Купцы же грабят дальних и ближних, чужих и родных. «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних” — таков, по словам Кулигина, секрет помыслов богатых жителей города.

Бесчеловечным нравам «темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины — вызов «темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в «темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в «Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: «Русская жизнь и русская сила вызваны художником в «Грозе” на решительное дело”.

«Гроза” — не единственная пьеса А. Н. Островского, которая обличает жестокие нравы купечества, к таким произведениям относятся и «Бесприданница”, и «Бешеные деньги”, и «Доходное место”.

Быт и нравы города Калинова

Действие драмы «Гроза» происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Крутой, высокий берег реки… Внизу — спокойная широкая Волга, вдали — мирные селенья и поля Заволжья. Таков вид на окрестности, открывающийся из обще¬ственного сада города Калинова. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» — восклицает Кулигин, один из местных жителей, который вот уже пятьдесятлетлюбуется и все не может налюбоваться знакомым пейзажем.

На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев, — это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а сонный застой, равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.

Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Только странницы донесут иногда сюда вести о далеких странах, где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский», да еще принесут слух о земле, «где все люди с песьими головами». Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать — много слыхали». Но досужие рассказы таких странниц вполне удовлетворяют нетребовательных слушателей, и калиновцы, посидев на завалинке у ворот, крепко заперев ворота и спустив на ночь собак, уходят спать.

Невежество и полный умственный застой — вот то, что характеризует быт города Калинова. За внешним спокойствием жизни кроются суровые, мрачные нравы… «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. Описывая Борису Григорьевичу жизнь города и сочувственно указывая на тяжелое положение бедноты, он говорит: «А богатые-то что делают?.. Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!» Островский с поразительной силой воссоздает темный быт и «жестокие нравы» города Калинова: и непробудный мрак, и рутину, нависшие над бытом горожан, и произвол самодуров, не признающих ни в ком человеческого достоинства

См. также Червлёная, червлёная.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. червлёный червлёное червлёная червлёные
Рд. червлёного червлёного червлёной червлёных
Дт. червлёному червлёному червлёной червлёным
Вн. одуш. червлёного червлёное червлёную червлёных
неод. червлёный червлёные
Тв. червлёным червлёным червлёной червлёною червлёными
Пр. червлёном червлёном червлёной червлёных
Кратк. форма червлён червлёно червлёна червлёны

черв-лё-ный

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.

Корень: -червл-; суффикс: -ён; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. устар. тёмно-красный; багряный ◆ Марина Юрьевна одета была по-русски, в богатой парчовой ферязи, в атласном червленом летнике с голубыми, синими вошвами. Ф. В. Булгарин, «Димитрий Самозванец», 1830 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Кинжал вонзен в грудь ее. Червленая кровь омывала сребристые ее одежды. Уста и глаза были сомкнуты. В. Т. Нарежный, «Славенские вечера», 1809 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ За плечами видны гусли, // А в ногах червленый щит. А. К. Толстой, «Алеша Попович», 1871 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. геральд. имеющий любой оттенок красного цвета ◆ На груди орла герб Московский: в червлёном с золотыми краями щите Святый Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона, золотым, с восьмиконечным крестом на верху, копьём. Основные Законы Российской Империи. Приложение I, 1906 г.

Синонимы

  1. багряный, тёмно-красный

Антонимы

Гиперонимы

  1. красный

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    тёмно-красный; багряный

    • Английскийen: gules (en)

    геральдическое

    • Английскийen: gules (en)
    • Украинскийuk: черве́ний (uk)

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *