Зосима верховский

Зосима Верховский — русский святой, основатель Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни под Москвой, автор духовных сочинений. Родился в селе Буловица Смоленской губернии, из 9 детей был самым младшим. Служил в лейб-гвардии Преображенского полка.

Вдохновленный жизнью старца Площанского монастыря иеромонаха Адриана (Блинского), после отставки, по совету преподобного Василиска (Гаврилова) отправился в Коневецкий монастырь, где служил пономарем и пек просфоры, а затем принял монашеский постриг с именем Зосима, и его послушанием стал сбор пожертвований для обители.

Желая более уединенной жизни, старец и преподобный Василиск (Гаврилов) отправились в паломничество по России и после долгих странствий остановились близ реки Томь в местности Три Курьи, где жили в молитве и полном молчании 20 лет.

В 1822 году Зосима и Василиск основали Туринский Николаевский женский монастырь в Тобольской губернии. Старец Зосима написал устав для этой обители. В 1826 году под руководством преподобного Зосимы была основана женская община в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», выросшая в монастырь, который впоследствии стал называться Зосимовой пустынью.

Аудио

Авторская рубрика писателя, журналиста Дениса Ахалашвили.
– Когда я только пришел в Церковь, то любил читать разные древние патерики о древних святых и мечтал о духовных подвигах и молитвах с поклонами до рассвета. Помню, когда я приехал первый раз в Абалакский монастырь, то сразу пошел к настоятелю – теперешнему духовнику Тобольской семинарии – архимандриту Зосиме (Горшунову). Пришел и сказал: так, мол, и так, батюшка, спасаться приехал, подвигов душа просит, дайте мне келью отдельную, чтобы я в затворе молился и мир спасал; ну а дальше посмотрим. Отец Зосима меня внимательно выслушал, а потом вместо затвора и молитвенных подвигов дал мне послушание туалеты монастырские чистить. И с утра до вечера я у братий и паломников убирал и начищал туалеты до блеска, а потом шел ямы копать и на огороде работать. В общем, выполнял самую грязную и неблагодарную работу. На руках с непривычки кровавые мозоли очень скоро натер, лопату держать не мог. Скорбел, конечно, страшно: по ночам лежал, смотрел в потолок и ругал отца-настоятеля последними словами. Вот ведь, думаю, какой чурбан бесчувственный, я ему о духовном, о высоком, об умной молитве и духовных подвигах, а он меня туалеты чистить заставил. Самое замечательное, что мое душевное состояние буквально за неделю переменилось в лучшую сторону – все высокие духовные переживания, молитвы со слезами и поклонами отшибло, как рукой сняло. Раньше я мог без устали до глубокой ночи поклоны класть и молиться часами напролет, а теперь еле правило утреннее выдерживал – таким длинным оно казалось. Службы в храме раньше пролетали во мгновение ока, а сейчас стали тянуться невыносимо долго. И о ночных бдениях я больше не вспоминал, и о долгих молитвах с поклонами тоже. Тогда все это казалось мне ужасным и неправильным. И только спустя долгое время, воцерковившись, под руководством опытного духовника я начал понимать, какое это великое и трудное дело – молитва. Потому что когда совершаешь ее без разгорячения и возбуждения нервного, а с сокрушением сердца, нерассеянно и внимательно, то первое время и одной бывает много. До подвигов ли тут?! Но если не отчаешься и не бросишь, тогда-то у тебя и начинается настоящая духовная жизнь. Такие дела.

Записала Елена Чурина

Зосима (Верховский) (1768 — 1833), схимонах, преподобный, духовный писатель, основатель женских монастырей. В миру Верховский Захария Васильевич (Богданович), родился 24 марта1768 года в селе Буловица Смоленского уезда в семье дворянина. Отец — Богдан Верховский дослужился до чина полковника в полку смоленской шляхты. Мать — Анна Ивановна, из дворянского рода Маневских. Получил домашнее образование. Как и все его братья поступил на военную службу — 1 января 1784 года был определён каптенармусом в Преображенский полк. После смерти отца, 3 апреля того же года, получил в наследство две деревни.

План дачи сельца Буловицы с селом Лобковым 1779 года.

Известно удивительное небесное предзнаменование подвижнического христианского подвига старца Зосимы. Еще перед рождением его, отец будущего подвижника во время ночной своей молитвы услышал голос: «У тебя родится сын; не учи его светским наукам, но лишь Закону Божию». В детстве особенно занимали душу Захарии (так звали прп. Зосиму во святом. крещении) жития преподобных пустынников — когда мать читала вслух жития святых, он разгорался духом подражать им.

д. Буловицы

Будучи еще шести-восьми летним отроком, часто убегал он в сад или огород, молился как умел, а после молитвы ел плоды и овощи, чтобы за обедом не есть ни мяса, ни хлеба. Позже, уже в юности, имел он и другое предзнаменование своего иноческого будущего: однажды во сне явилась ему Небесная Дева, олицетворение чистоты и целомудрия. Но не сразу выпустил мир будущего монаха из своих тенет. Будучи по рождению дворянином, имел он наследственные земли и деревни, служил в столице в рядах блестящего гвардейского Преображенского полка. Собирался уже и жениться. Однако тайный голос совести предостерегал его. И однажды, как рассказывал впоследствии сам отец Зосима, когда проезжал он, прогуливаясь верхом на хорошей дорогой лошади, мимо церкви своего села, вдруг точно кто рукою толкнул его в грудь да так сильно, что он пошатнулся на лошади, и в это время внятно услышал слова: «Ты пойдешь в монахи». Именно во времена его юности, во второй половине 1780-х годов, привел промысел Божий брянских отшельников под водительством иеромонаха Адриана в близлежащие Рославльские леса. Встреча с пустынниками произвела на Захарию ошеломляющее впечатление, которое не могли затмить потом уже ни блеск столицы, ни богатство помещичьей жизни.

Около 1786 года впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иеромонаху Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. Все, о чем он с удивлением читал когда-то в Четьях-Минеях теперь предстало перед ним в самой действительности. «У всех равенство, — рассказывал он, — и никто ничего своим собственным не признавал, от того были между ними мир и тишина, в совести любовь и простосердечие; у всех словно одна душа и одно хотение; достохвальнее же всего то, что друг к другу имели непритворное усердие и без лести друг друга почитали и уважали благоговейно». В 1788 году исхлопотал отставку (в марте 1789 еще числился отставным поручиком), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь Захарии была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. По совету насельников — «Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это — звезда наша пустынная!» — он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), который, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном монастыре.

Монах Василиск

В Коневском монастыре (на Ладожском озере) и начал юный Захария свой монашеский путь под неусыпным оком великого подвижника, настоятеля отца Адриана. Там он был пострижен с именем Зосима, там началась его отшельническая жизнь вдали от монастыря в уединенной лесной келии под руководством переехавшего туда же старца Василиска. Только по субботам вечером приходили они в монастырь на всенощное бдение, а в воскресение после литургии и трапезы в кругу братии снова удалялись в свое безмолвие. Но даже и этого уединения стало им вскоре недостаточно. И когда духовный отец их Адриан отпущен был начальством на покой в Московский Симонов монастырь, испросили Василиск и Зосима дозволения искать себе более глубокую пустыню. В 1799 году покинули они Коневец. Много исходили подвижники дорог и весей, обошли многие монастыри и пустыни, в которых процветала среди монахов Иисусова молитва. Познакомились в Белых Берегах с несравненным Василием (Кишкиным), побывали в Санаксаре, стали сомолитвенниками многих учеников и последователей великого Паисия Величковского, ибо сподобил Господь их обоих принять в сердце непрестанную Иисусову молитву, познать ни с чем не сравнимое счастье общения с Богом.

Прп. Зосима (Верховский). Рисунок. Кон. 20-х — нач. 30-х гг. XIX в. (архив Зосимовой пуст.)

Несколько раз пытались они попасть на Афон, но Божий промысел привел их к концу лета 1802 года в дебри сибирских лесов, на берег озера, которое находилось в пятидесяти верстах от Кузнецка. Мироощущение христовых подвижников передано ими самими с предельной ясностью: «За что нам чаять от Бога, по смерти, воздаяния, ежели в сей жизни так облагодетельствованы по Его благости: живем во всяком спокойствии и услаждении мирным духом, радуемся, от всего свободны. Нет в пустынном пребывании нашем ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от Богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Святого Писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. Кругом дремучий лес, за которым весь мир скрылся; только к небу чистейший и незаграждаемый путь, привлекающий взоры и желание сподобиться переселиться в тамошнее блаженство. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы и совершенное забвение самого себя и всего земного! Блаженнее же всего то, что мы между собою таким духовным дружелюбием, единодушием и единомыслием связаны о Христе, что всякий совет у нас бывает не раздорен, и послушание охотнейшее. Всякий случай, всякая вещь, одним словом, все зримое и слышимое склоняет к размышлению о всемогуществе, премудрости и благости Божией».

Часовня на могиле Старца Зосимы (Захария).

Двадцать лет прожили пустынники в своих лесных келейках посреди дикого сибирского леса, восходя постепенно от силы в силу. Наконец пришло время воли Божией поставить светильники сии на свещники — да светят многим. К концу 1810-х годов стали приходить под руководство старцев Василиска и Зосимы страждущие люди. Среди них особой духовной высоты достиг юноша Петр Мичурин. Он известен христианскому миру по Жизнеописанию, составленному отцом Зосимою, и ныне почитается в сонме сибирских праведников. Написал отец Зосима и житие своего безгранично любимого отца Василиска, а также «75 действий Иисусовой молитвы на старца Василиска», что является неоценимым свидетельством Богоугодной жизни этого подвижника и обогащает сокровищницу духовной литературы.
Стали приходить под их руководство также и женщины. Не посмели отцы отказать страждущим душам. И начало создаваться в ближайшей деревне Сидоровке женское общежитие. Сначала отец Зосима регулярно навещал их там, а потом удалось исхлопотать через Синод для начинающейся общины пустующий Свято-Николаевский монастырь в городе Туринске. Так в 1822 году было положено начало первой женской обители, устроенной отцом Зосимою по благословению его незабвенного старца Василиска, скончавшегося 29 декабря 1824 года и похороненного около соборного храма в монастыре.

Свято-Николаевский монастырь
28 мая 2011 года монастырь восстановлен.

Осенью 1825 года старец Зосима приехал в Москву и нашел теплый прием у Митрополита Филарета. Впоследствии об этих нестроениях Владыка сказал так: «Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться». Зимой прибыли в Москву те сестры, которые не захотели остаться без руководства старца. Приютила их у себя в доме Мария Семеновна Бахметева. А затем она отдала в их распоряжение и часть земли на своей даче в Верейском уезде.Старожилы расположенного неподалеку села Рыжкова припомнили, что в 1812 году, когда они прятали в здешних лесах от поругания чудотворную икону Божией Матери Одигитрии, то однажды какой-то седой старичок, проходя мимо них сказал: «Матерь Божия прославит здесь имя Свое». Они тогда удивились: откуда взялся здесь этот старичок и куда он пропал, ведь место это непроходимое, лесное и болотистое? Лишь теперь стало ясно действие Промысла Божия, сподвигнувшего благочестивую женщину, Марию Семеновну Бахметеву, на приобретение этого отдаленного участка. Так начала свое существование новая обитель, названная старцем Одигитриевскою и ставшая впоследствии Троице-Одигитриевским монастырем.
20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года можно считать Днем основания пустыни.

Троице – Одигитриевская Зосимова Пустынь

Много труда положил старец Зосима на обустройство новой пустыньки, оказавшейся Промыслом Божиим среди леса и болот, вдалеке от человеческого жилья и храмов. Неустанно трудился старец над устроением духовной жизни насельниц. Всегда оставаясь для них примером смирения и молитвенного настроя, он успокаивал малодушных, внушая им любовь к тишине и удаленности от мирской суеты. Когда все основные дела были окончены, он пять дней в неделю стал удаляться на безмолвие, приходя к сестрам в субботу и воскресение. Около своей келейки в лесу вырыл старец колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, по вере прибегающих к ней. Скончался отец Зосима 24 октября 1833 года, незадолго до смерти приняв великую схиму. Над его могилой в 1838 году возвели храм, посвященный, согласно его завещанию, Живоначальной Троице.

Построена не ранее 1838 г.
В южном пределе находится могила основателя пустыни
Зосимы Верховского

Почитание старца началось сразу после кончины. Над его могилой по благословению свт. Филарета (Дроздова) был выстроен Троицкий храм. В начале 1880-х годов состоялось обретение нетленных мощей старца. Об этом свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в 1886 году: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению». В 1930-х годах Троицкий храм был обращен в клуб, как именно и когда был вскрыт склеп старца Зосимы, неизвестно. 25 декабря 1999 года в возрожденной обители были проведены работы по обретению могилы старца. «В правой части центрального алтаря возле стены под современным полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в котором находился белокаменный саркофаг, но он не содержит уже останков схимонаха Зосимы». К 2012 году местонахождение мощей неизвестно. 11 октября 1999 года старец был канонизирован в лике местночтимых святых Московской епархии. 6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был причислен к лику общецерковных святых.

Автограф прп. Зосимы (Верховского). Заветные письма (письмо от 2 февр. 1819 г.) (архив Зосимовой пуст.)
Прп. Зосима (Верховский). Икона. 2000 г. Иконописцы Н. А. Криван и В. В. Криван (Зосимова пуст.)

В день памяти преподобного Зосимы (Верховского) 6 ноября 2014 года братия Свято-Пантелеимоновамонастыря совершили водосвятный молебен на месте строительства монастырского скита. Скит будет построен недалеко от деревни Краснознаменка Новокузнецкого района на месте подвигов преподобных отцов Зосимы (Верховского), Василиска Сибирского, а также праведного Петра Томского. По окончании молебна был окроплен фундамент, положенный под строительство храма в честь этих святых.

1 октября 2015 года совершен чин освящения поклонного креста в деревне Буловицы Починковского района. Именно здесь более 200 лет назад родился преподобный Зосима Верховский. Богослужение возглавил секретарь управления Смоленской епархии протоиерей Павел Петровский. Отцу секретарю сослужили клирики Смоленской митрополии. Вместе с духовенством молились сестры подмосковного Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь (среди них монахиня Зосима — потомок рода Верховских) с настоятельницей игуменией Фаиной (Кулешовой), а также глава муниципального образования Переснянского сельского поселения Починковского района Смоленской области Анатолий Иванович Малашенков, заслуженный работник культуры РФ, заместитель председателя Смоленского областного краеведческого общества Надежда Владимировна Деверилина, другие представители сферы культуры, общественных организаций, гости региона.

д. Буловицы

Видео YouTube

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *