Зосимова пустынь монастырь

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова Пустынь находится в одноименном поселке Московской области; основан монахом Зосимой (Верховским) и его духовными дочерьми, которым пришлось уехать из Николаевского монастыря города Туринска.

На новом месте монашеская община начала работу по напутствию Московского митрополита в 1826 году. Для этого была выделена земля, пожертвованная помещицей М. Бахметовой. Первые кельи сестер были сделаны из дерева. Через 7 лет старец Зосима умер, а в 1938 году на его могиле была построена первая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы. В 1856 году община получила статус монастыря. Он продолжал существование до 1917 года. После этого работал в качестве земледельческой артели. Окончательно был закрыт в мае 1929 года. Сестры разъехались по соседним селениям, некоторые из них были репрессированы и сосланы в ссылку.

С 1967 года на территории бывшего монастыря работал пионерлагерь для детей сотрудников Московского метро. Новую жизнь обитель получила только в 1999 году как часть Московской Новодевичьей обители. В марте 2000 года было принято решение об открытии отдельного монастыря Троице-Одигитриевской пустыни. В 2012 году обитель перевели в каноническое подчинение Московского патриарха. С 2011 года настоятельницей обители стала игумения Фаина. В 2017 году монастырь получил 4 новых здания: дом с мезонином, гостиницу, дом с пристройкой и корпус для трапез конца XIX века. Началась реставрация этих объектов.

Колокольня Троице-Одигитриевского монастыря на Яндекс.панораме

Расписание богослужений

В обители регулярно устраивают собрания, занятия и встречи. Службы в Храме Святой Троицы проходят ежедневно, утренние начинаются в 7:00, вечерние в 17:00. На все мероприятия можно попасть совершенно бесплатно. Расписание всех предстоящих событий можно увидеть на официальном сайте.

Монастырь ведет активную проповедническую деятельность. Сестры бесплатно раздают книги о христианских учениях. В будние дни проходит чтение правил Серафима Саровского. На территории монастыря пишут иконы, переплетают книги, шьют одежду.

Литургия Патриарха Кирилла в Троицком соборе, © Официальная группа во ВК

Инфраструктура

На территории пустыни имеются два храма: Святой Троицы — главная церковь монастыря; Храм Рождества Иоанна Предтечи, находящийся в колокольне. Регулярные службы и обряды совершаются именно в церкви Святой Троицы. Он открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Храм Иоанна Предтечи не отапливается, поэтому служба здесь проводится 1 раз в год.

На монашеской территории имеется подсобное хозяйство. В него входят: коровник, несколько ульев, курятник и огород. Осуществляется приготовление выпечки и просфор. Монастырь активно помогает приюту для детей и инвалидов.

В марте 2017 года на территории обители начал работу музей Зосимовой пустыни. Здесь имеется три зала, каждый из которых представляет определенный временной промежуток.

Монастырь имеет возможность принять на ночлег паломнические группы количеством до 15-ти человек. Гостиница вмещает две кельи: женскую на 8 мест и мужскую на 7 мест.

Колокольня Зосимовой пустыни, © sprint123

Святыни

Особо почитаемым в монастыре является мученик Трифон. По средам в честь этого святого читается акафист. Между Зосимовским и центральным пределами находится литая бронзовая рука, в которой хранятся мощи преподобного Зосимы. Они издают благоухание с разной интенсивностью: то явное, то еле уловимое.

В Храме Святой Троицы висит Смоленская икона Богоматери. Первый образ написал апостол и евангелист Лука. Именно эта икона положила основу Зосимовой пустыни. С ней монах Зосим пришел на новые земли, чтобы основать монастырь.

Внутреннее убранство Троицкого храма, © sprint123

Как добраться до монастыря

Добраться из Москвы можно на электричке, идущей от Ярославского вокзал до Александрова. Выйти нужно будет на станции «Арсаки». Затем следует пройти к краю платформы и спуститься на площадь рядом с магазином «Хозяин». Здесь останавливаются рейсовые автобусы. Нужно выбрать маршрут с надписью «Городок». Рядом находится воинская часть, поэтому пеших путешественников через КПП воинской части не пропускают. Автобус, минуя КПП, подвозит прямо к стенам монастыря.

Если ехать на своем автомобиле из Москвы, следует двигаться по Ярославскому шоссе, проехать границу Московской и Владимирской областей, свернуть направо в направлении г. Александрова, проехать «Брыковы Горы», потом свернуть в первый поворот направо, на пути попадется указатель «Арсаки 6 км». На Т-образном перекрестке нужно будет свернуть налево и проехать до КПП воинской части. Двигаясь мимо него по прямой, можно добраться до самого монастыря. Чтобы заехать на территорию обители на своем авто, следует заранее позвонить и сообщить марку и номер автомобиля.

Без лишних хлопот можно добраться на такси. Для этого следует воспользоваться мобильными приложениями: Яндекс. Такси, Uber. По телефону машину можно вызвать, обратившись в компании: «Везет», «Недорогое такси», «Старое такси Москва», «Тудей».

Обзор Троице-Одигитриевского женского монастыря

В воскресенье в парке «Патриот» под Москвой патриарх Кирилл освятил храм Воскресения Христова, он же Главный храм Вооруженных сил России – самый большой православный храм, построенный в России со времён восстановления храма Христа Спасителя. Все его параметры исполнены символизма: высота звонницы – 75 метров (лет со дня окончания войны), диаметр барабана главного купола – 19,45 метра (это понятно), высота малого купола – 14,18 метра (столько дней продолжалась Великая Отечественная).

Внешний вид и внутреннее убранство нового храма не оставили людей равнодушными.

Сергей Чапнин

Внимательно смотрю на убранство храма, когда камера берет общий план. Выглядит красиво, сделано качественно. Более всего напоминает торговые пассажи начала ХХ века.

Кирилл Шулика

Это памятник армейской эпохи Шойгу, а не храм. То есть по форме, конечно, храм, а вот по содержанию совсем иное. Как и Храм Христа Спасителя — памятник эпохи Лужкова. У этого храма тупо нет общины и прихожан. Такая же история будет и тут.

Андрей Тесля

разумеется, надо смотреть своими глазами —
— но по крайней мере судя по кадру —
— очень хорошо — и неожиданно, в том числе и потому, что никаких добрых ожиданий не было —

Егор Холмогоров

Стильно. Державно.

Но стиль оформления меня все-таки смущает. В нем есть что-то фэнтэзийное и отдающее Септой Бейлора.

Но может привыкнем.

Отдельное внимание привлёк один из элементов интерьера храма. Точнее, даже не сам элемент, а его описание.

Джеймс ФХ

Они целый храм содомии построили

Обсуждали не только сам храм, но и тех, кто находился внутри.

Аркадий Янковский

Сообщили, что ректор МГУ академик Садовничий принял участие в освящении главного храма российской армии.

Достойнейшее мероприятие для учёного!

Интересно, а он крестится?

Андрей Кураев

ГХ ВС РФ вступил в строй

Удивительная служба. НИКТО из людей в погонах не крестится. Ни генералы, ни курсанты. На колени вместе с патриархом никто, кроме духовенства, не становится. Головы под его благословение военные не склоняют.

А вроде этот храм построен на их деньги и для их молитвы.

В первом ряду гостей главред МК Гусев, ректор МГУ Садовничий.

***
О, кончилось освящение, началась литургия, поступил приказ — и стали креститься. Или министр дал пример. Впрочем, только на первой ектенье. Потом снова просто стояние.

Сергей Чапнин

Вынесли две чаши. Никакой очереди к причастию нет. Никто (!) из военных к причастию не подошел, хотя священники, похоже, некоторых генералов даже уговаривали или, может, побуждали приступить к чаше. Три мужчины в пиджаках и три-четыре женщины в платочках. Лжицу после каждого причастника не дезинфицировали. Это и есть самый точный и пронзительно тоскливый ответ на вопрос, кому и зачем нужен этот храм.

Наибольшее впечатление на комментаторов произвёл костюм бывшего налогового инспектора, а ныне заместителя министра обороны по финансовой части Татьяны Швецовой.

Константин Литвинов

Только в нашей стране колоссальных возможностей простой бухгалтер может дорасти до маршала межгалактических вооруженных сил.

Александр Воробьёв

В правительстве, смотрю, всем пошили дембельские кителя.

Отдельные вопросы вызвало отсутствие на церемонии открытия президента России.

Александр Морозов
ну, что там пишут в телеграмах, почему весь генералитет с патриархом собрался, а Владимир Владимирович взял да и не поехал? в чем тут тонкий ход кремлевских интриг?

Но всё затмило собой интервью заместителя министра обороны Тимура Иванова. Точнее, одна-единственная фраза из этого интервью.

В апреле, когда храм ещё оформляли, случился скандал: оказалось, что в нём есть изображения Путина, Шойгу и Сталина. В результате изображения убрали. Но, как выяснилось в пятницу, в храме Вооруженных сил РФ хранили память не только о Сталине.

Светлана Интер

Зам.министра обороны РФ рассказал, что в новом мемориальном комплексе в Алабино, где построен Главный храм ВС России, хранятся РЕЛИКВИИ: костюм и фуражка Гитлера.

Вообще, РЕЛИКВИЯ — это объект почитания, поклонения, делайте выводы.

Юрий Лукашевич

О как.
Оказывается для замминистра обороны РФ генерала армии Тимура Иванова костюм и фуражка фюрера Германии Адольфа Гитлера — это реликвия. Может быть он был одним из тех, кто заливал фотки нацистских вождей на сайт бессмертного полка?

Максим Тихонов

«Мы носим по очереди» — добавил Тимур Иванов, — «В порядке поощрения».

Иван Филиппов

все-таки главная проблема, ну или одна из главных, в стране в том, что ей правят непроходимые невежды.

Рели́квия (от глагола лат. relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Тарас Орленок

В принципе, логично — на главной площади мощи Ленина, в главхраме РПЦ — вещи Гитлера. Симметрия-с.

Павел Шехтман

Скажите, а вот фуражка Гитлера, которая является главной святыней новоосвященного Храма ВС РФ? Ее с гастролями возить будут, как пояс Богородицы и дары волхвов? Очереди жаждущих к ней будут выстраиваться? Исцеляет ли она от бесплодия? Или скорее от алкоголизма (хозяин фуражки как известно не пил)? Почему Патриарх или хотя бы его секретари до сих пор никак не разъяснили эти вопросы? Мне кажется однако, что после того как фуражка полежит в храме достаточно времени, чтобы стать должным образом намоленной — все само собой будет, и паломничества и гастроли.

Илья Вайцман

Знаете, когда на ступеньки «главного храма вооруженных сил» переплавили трофейную немецкую бронетехнику (зачистив запасники музеев, потому что где же ее еще взять?) это было простое и незатейливое язычество, совмещенное с любимым властями делом — погромом музеев. Но когда я узнал, что в этом же «храме» (на его территории) хранятся личные вещи и фуражка Гитлера — я, признаться, фалломорфировал мрачно… Цензурно формулируя: ЗАЧЕМ?!!! 😳

Владислав Юсупов

В храме Минобороны наряду с православными иконами будут храниться личные вещи Адольфа Гитлера, его награды, его форма и некоторые атрибуты его формы.

Храм Марса. Храм Гитлера.

Борис Цейтлин

Есть три больших события в РФ, которые говорят о движении в сторону одного Мегасобытия.

Открытие Храма Минобороны. Принцип справедливой войны, сформулированный Титом Ливием: «свято оружие, когда не остается надежды ни на что, кроме оружия» сокращается до просто «свято оружие».

Отказ от принципа ядерного сдерживания. Теперь РФ будет отвечать массированным ядерным ударом даже на не ядерный ракетный удар. Даже если сама спровоцирует такой удар.

Нагнетание победобесия и мифа о том, что «Запад» ведет против РФ войну «гибридными методами». Миф этот окончательно оформлен в интервью главы Совбеза Патрушева.

Каким будет это Мегасобытие и когда оно произойдет — это вопрос. Совершенно необязательно, что это будет война. Но в государстве происходит тотальная мобилизация. Полностью отрицаюся принципы реальности и рациональной калькуляции. Агрессия, растущая среди населения из-за роста неравенства, аккумулируется и канализируется. Она не может не проявить себя. Вопрос лишь в том, кого государство захочет сделать сакральной жертвой. Скорее всего, кого-то, кто не сможет дать сдачи.

Многим ли из нас на вопрос, где находится самый древний памятник Подмосковья, вспомнится белокаменный храм, вот уже много столетий возвышающийся на берегу реки Нары в небольшом селе Каменское близ Наро-Фоминска? Воздвигнутый на границе Московского княжества, свидетель во многом трагических событий российской истории, войн, разорений — он чудом дошел до нас почти в первозданном виде. Храм в селе Каменское освящен в честь Николая Чудотворца.

Первое письменное упоминание о храме Николая Чудотворца относится к завещанию царя Федора Ивановича. Он завещал село Каменское с «церковью древней» в вотчину Архангельскому собору Московского Кремля. Однако уже ко времени Смуты в 1613 году в Дозорной книге Боровского уезда говорится о том, что «храм великого Чудотворца Николая камен ветх». А к 1629 году в писцовой книге Боровского уезда значится запись: «…в селе Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит, пуст, обвалился … Двор поповский пуст». К прекращению Смуты и венчанию на царство первого Романова возобновилась и приходская жизнь храма.

Его новое освящение произошло 1 октября 1649 года. С этого времени о храме упоминается только в рамках передачи прихода Калужскому наместничеству в 1776 году и при его расширении, дополнении приделами во имя мученика Уара в 1763 году и Рождества Христова в 1893 году. Храм был достроен трапезной и колокольней, а купол барабана увенчан новой главкой. История храма переплетена с военной историей России. В 1812 году близ села Каменского располагались посты генералы И.С. Дорохова, а в самом Каменском действовал партизанский отряд. Во время отступления армии Наполеона из Москвы здесь был разбит один из французских отрядов, состоявший из 500 человек.

Нужно заметить, что, несмотря на военные действия, храм не был разграблен и осквернен, как это случилось со многими храмами, стоявшими на пути французских войск. В 1938 году храм был закрыт. В феврале 1938 года в ходе массовых арестов духовенства по обвинению в контрреволюционной деятельности священника церкви Евстафия Сокольского репрессировали и расстреляли. В 1941 году здесь проходила граница огневого рубежа советских войск Чичково—Каменское—Рыжково. Немецким войскам противостояла 113-я дивизия 33-й армии, бывшая 5-я дивизия Народного ополчения Фрунзенского района Москвы. И храм вновь не был разрушен. О событиях этого времени сейчас напоминает памятная доска.

В послевоенное время храм постигла судьба многих церквей: он служил зернохранилищем. В 1999 году памятник древнерусского зодчества был возвращен церкви, и с этого времени в нем проводятся службы. Никольский храм был открыт исследователями русской культуры в 1958 году во время «консервационно-восстановительных» работ, в ходе которых был частично восстановлен первоначальный облик храма. В 1963 году он был объявлен памятником архитектуры Союзного значения. В 1970-х годах Б.Л. Альтшуллер провел глубокое исследование храма, результаты которого не потеряли значимости и сегодня.

Храм также исследовался М.А. Ильиным, В.В. Ворониным, после долгого перерыва в 2003 году он был исследован С.В. Заграевским, вновь поставившим вопрос о времени создания и роли храма. Так что это за храм? Небольшой, кубический, одноглавый, с тремя апсидами. Выполнен из белого известняка, обработка негладкая, блоки подгонялись друг к другу неточно, стены храма неровные, без украшений. Предполагается, что стены завершались килевидными закомарами, опиравшимися на консоли, остатки этих деталей были найдены при исследовании храма Б.Л. Альтшуллером. Барабан прорезан щелевидными световыми окнами. Строгий по внешнему виду храм сохраняет строгость и во внутреннем убранстве.

Пространство едино венчается куполом, столпы вдвинуты в углы стен, подобное решение образует в плане храма равноконечный, с короткими ветвями крест, вписанный в квадрат. Под барабаном устроены уступы с деревянными площадками, возможно, установленные для лучников в оборонительных целях. Такое архитектурное решение в строительстве храма дало возможность исследователям усмотреть в нем балканское влияние, возможность приглашения балканских мастеров либо знакомство мастеров, работавших над этим храмом, с техникой строительства на Балканах.

Однако в тоже самое время бесстолпные храмы с планами в виде вписанного в квадрат креста характерны для Московского зодчества второй половины XIV века. Также характерно и оформление портала из гладкотесанных деталей. Так почему же столь далеко от Москвы строится белокаменный, дорогой по меркам того времени храм? К какому периоду можно отнести его строительство? Письменных источников, в которых была бы зафиксирована дата закладки храма, пока не было обнаружено. Село Каменское упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты и называется «Каменичьским». В связи с тем, что столь крупная и дорогостоящая постройка могла быть осуществлена лишь в важном населенном пункте, Б.Л. Альтшуллер датирует храм 1370-ми годами, по мнению исследователя, в то время по реке Наре проходила граница Московского княжества. Расположение села на границе Литовского, Черниговского и Московского княжеств предопределило его важное стратегическое значение.

После 1380-х годов граница Московского княжества сдвигается, и село перестает играть столь важную роль, пропадает из летописей. С.В. Заграевский сужает датировку храма 1309—1312 годами и считает, что село Каменское было важным пограничным пунктом уже в начале XIV века. По значимости оно находилось в одном ряду с Рузой, Можайском и Звенигородом. О том, что храм, как и само село, играл важную стратегическую роль указывает и техника выполнения работ: неровные углы, необтесанные камни могут свидетельствовать о том, что памятник сооружался быстро, с долей поспешности.

Материалом для его сооружения, по мнению Заграевского, мог послужить камень из близлежащих каменоломен, об их наличии косвенно свидетельствует название села — Каменское. Не исключается возможность названия села и от расположенного в нем каменного храма. Таким образом, по этой датировке, храм был построен раньше Успенского собора Московского Кремля, что еще раз подчеркивает особую роль, которая отводилась селу Каменское в XIV веке. Возможно, учитывая отдаленность от столицы Московского княжества, расположение села на границе трех княжеств и то, что строительство здесь белокаменного храма было не только важным «фортификационным» решением, но имело определенное сакральное значение. Расположенный на берегу реки, он был «воротами», через которые проходили представители соседних княжеств.

Значимость подобной границы могла быть отмечена именно белокаменным храмом — с него начиналось Московское княжество.

Многочисленные реконструкции все еще не дают однозначных ответов на многие вопросы: кем и когда все же был построен белокаменный храм, откуда был взят материал для строительства, кто был ктитором (заказчиком) храма и какова роль села Каменское в период строительства храма. Молчаливо наблюдавший события российской истории храм все еще ждет своего исследователя.

Анна Тутынина

Настоятельница: игуменья Фаина (Кулешова) (с 8 июня 2011 года).

Адрес: Поселок Зосимова Пустынь поселения Новофедоровское, Троицкого административного округа города Москвы, в 7 км от деревни Яковлевское.

Официальный сайт монастыря: zosimapustin.ru

***

Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 8.07.2016 №18353 о передаче колокольни и хозяйственного корпуса в собственность Религиозной организации «Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)».

Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 03.02.2016 №1736 о передаче Русской Православной Церкви зданий объекта культурного наследия регионального значения «Монастырь Зосимова пустынь», расположенных по адресам: п. Новонефедовское, пос. Зосимова Пустынь, вл. 1 .

***

Возлюбленные братья и сестры!

В настоящее время монастырь не располагает гостиницей для приема паломнических групп, размещение небольших групп (3-4) человека возможно, при наличии мест и только по предварительному согласованию с настоятельницей монастыря игуменией Фаиной (Кулешовой) по телефону: 8 915 497-21-59.

Для желающих посетить обитель одним днем сообщаем, что для этого также необходимо предварительно связаться с настоятельницей.

***

История

Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь была третьей женской общежительной обителью (после Аносиной Борисоглебской и Спасо-Бородинской), благословленной в 1820-х годах и затем утвержденной на земле Московской епархии великим ее архипастырем святителем Филаретом Московским. Основание же общине положили схимонах и пустынножитель преподобный Зосима (Верховский) с девицами и вдовицами, предавшимися под его духовное окормление.

Юношей преподобный Зосима вступил на многотрудный путь монашеского жития. Всей душой тяготея к пустынному жительству, свой первый монашеский искус, по совету своего духовного наставника и друга преподобного Василиска, он проходил в течение 10 лет в Коневском общежительном монастыре, где и принял постриг.

Впоследствии вместе со старцем Василиском преподобный Зосима провел более 20 лет в подвиге пустынножительства в Сибири, где, стяжав непрестанную сердечную молитву, обрел высокие духовные дарования. Божиим промыслом, после многих скорбей и искушений, старец Зосима в 1826 году прибыл в Москву, куда вскоре приехали из Сибири и сестры монашеской общины, образовавшейся под его духовным руководством. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) в том же году на участке земли в Верейском уезде, пожертвованном помещицей Марией Семеновной Бахметевой, была устроена обитель в честь Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы). Преподобный Зосима неусыпно трудился над устроением духовной жизни насельниц, сам будучи для них примером смирения и молитвенного настроя.

20 ноября (3 декабря по новому стилю) 1826 года можно считать Днем основания пустыни. На праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии пропели сестры молитвы во вновь построенных там келиях.

Много труда положил старец Зосима на обустройство новой пустыньки, оказавшейся Промыслом Божиим среди леса и болот, вдалеке от человеческого жилья и храмов. Неустанно трудился старец над устроением духовной жизни насельниц. Всегда оставаясь для них примером смирения и молитвенного настроя, он успокаивал малодушных, внушая им любовь к тишине и удаленности от мирской суеты.

Когда все основные дела были окончены, он пять дней в неделю стал удаляться на безмолвие, приходя к сестрам в субботу и воскресенье. Около своей келейки в лесу вырыл старец колодец, вода из которого после его смерти стала исцелять людей, по вере прибегающих к помощи святого. Скончался преподобный Зосима 24 октября 1833 года, незадолго до смерти приняв великую схиму.

Накануне своей кончины, Батюшка, прощаясь с сестрами, пророчески заключил свои слова так: «Не расходитесь по моем исходе. Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою. Если даст вам Господь храм, посвятите первый престол Живоначальной Троице, а если Господь устроит второй престол, то во имя Одигитрии Смоленской нашей Владычицы».

В 20-х числах июня 1838 года при большом стечении народа был заложен храм над гробом старца Зосимы, по благословению митрополита Филарета. А к концу 1838 года Троицкий храм был освящен.

Общежитие было утверждено по ходатайству Преосвященного Филарета в 1841 году, и первой его игуменией была назначена родная племянница преподобного Зосимы инокиня Вера (Верховская).

Второй настоятельницей монастыря стала игумения Афанасия Качалова, духовная дочь оптинского старца преподобного Антония (Путилова). Третьей (1881-1901 гг.) — внучатая племянница старца Зосимы игумения Магдалина (Верховская), при которой монастырь приобрел подворье в Москве. При ней в 1889 году было предпринято более полное издание Жития старца Зосимы и в 1892 году вышла в свет книга о Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни.

В начале 1880-х годов были обретены нетленные мощи основателя монастыря преподобного Зосимы. Об этом в своем письме свидетельствует оптинский старец Амвросий от 30 июля 1886 года: «Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению». Саркофаг и «каменный гроб из одного камня» старца Зосимы (Верховского) сохранились до нашего времени в подклете Троицкого храма Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, у южной стены главного алтаря. В 1999 году, когда монашеская жизнь в обители возобновилась, выяснилось, что «каменный гроб» пуст.

Четвертой настоятельницей монастыря стала игумения София (Быкова), благочинная московского Иоанновского монастыря. Можно сказать, что игумения София стала для Зосимовой Пустыни главной строительницей. При ней на территории обители построили три новых двухэтажных здания, создавших впечатление законченности внутреннего благоустройства монастыря. В одном из келейных кирпичных корпусов поместилась рукодельная, а в другом — просфорная. Новый игуменский корпус был закончен в 1915 году. В 1910 году матушка София обустроила лесную пустыньку старца Зосимы, воздвигнув часовню на месте его келии. К 1913 году в Троице-Одигитриевском монастыре были странноприимный дом, богадельня и больница. Кроме игумении в обители подвизались 276 сестер.

***

1917 год стал переломным в судьбе Зосимовой пустыни. Монастырь закрыли, но насельниц не выселили. В 1920 году они организовались в сельскохозяйственную артель и сумели продержаться еще восемь лет. Богослужения в храме продолжались. Тяжелейший труд управления артелью, в которой до конца сохранялся внутренний монастырский уклад, понесла вновь выбранная игумения Афанасия, будущая преподобномученица Афанасия (Лепешкина).

После того, как весной 1929 года монастырские сестры были изгнаны из стен обители, в Троицком храме продолжались богослужения еще в течение нескольких лет. Весной 1931 года пошли повальные аресты сестер, живших в окрестностях монастыря. Были арестованы и сосланы в ссылку и оба священника. Позднее, в 1937 году, священник Димитрий Розанов был репрессирован второй раз и расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. 27 декабря 2005 года священномученик Димитрий Розанов был причислен к лику святых.

В 1933 году Троицкий храм переоборудовали под клуб. Навершие и крест были снесены, окна заложены кирпичом, своды перекрыты низким навесным потолком, пристроена кинобудка. Во время Великой Отечественной войны в корпусах размещался госпиталь. Вскоре после войны разобрали на кирпич надвратный Одигитриевскйи храм. Знаменательно, что наступление немцев было остановлено, можно сказать, перед монастырем — в Наро-Фоминске шли настоящие бои, а к святым местам враг не подошел.

В 1967 году на территории монастыря был открыт пионерский лагерь для детей сотрудников Московского метрополитена. Бывшее монастырское хозяйство, использовавшееся инвалидным домом, было ликвидировано. Разрушены северо-восточная и северо-западная башни, от монастырской стены осталась двадцатая часть. Был сооружен спортивный комплекс, бассейн, пионерская линейка, качели, карусели.

Спальные (бывшие келейные) корпуса регулярно ремонтировались и потому сохранились до наших дней, но вследствие того, что прекрасные печи в двухэтажных домах были разрушены, стены постепенно накопили влагу и оказались поражены грибком. Колокольня продолжала служить в качестве водонапорной башни. Храм Рождества Иоанна Предтечи в колокольне разрушили. Безбожие продолжало властвовать в этом святом месте.

Но Матерь Божия сохранила Свой покров над посвященной Ей обителью. Не только внешний враг не осквернил монастырской земли, но и цивилизация при своем наступлении не затронула обители. И хотя всего в километре от пустыни построили крупную железнодорожную сортировочную станцию, узкая полоска елового леса «не сдалась», она осталась на страже заповеданного старцем Зосимой безмолвия. И Отчин колодец, подававший людям исцеления, спрятавшийся в лесу в каких-нибудь 100 метрах от нового железнодорожного полотна, не был затронут стройкой.

***

В последние десять лет XX века началось возрождение монастыря. Инициатором возвращения обители Православной Церкви выступила праправнучатая племянница старца Зосимы Людмила Верховская.

В мае 1996 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поручил благочинному церквей Наро-Фоминского района организовать православную общину и решить вопрос возвращения зданий Церкви. В этот период подключились верующие миряне: и местные жители (в основном из поселка Киевского), и москвичи; особенно потрудились Галина Архипова и Анатолий Серегин. Московские студенты из группы «Реставрос» восстановили верхние венцы на Отчином колодце.

В 170-летний юбилей Зосимовой пустыни, 7 декабря 1996 года, состоялся водосвятный молебен и лития в Троицком храме бывшего монастыря (после 65-летнего перерыва), а под праздник иконы Божией Матери Одигитрии, 9 августа 1997 года, — молебен на месте отшельнических подвигов схимонаха Зосимы, около Отчина колодца. Оба молебна возглавлял благочинный церквей Наро-Фоминского округа протоиерей Александр Сложеникин в сослужении нескольких священников благочиния и настоятеля Казанского храма села Хмелита Вяземского района иеромонаха Даниила (прибывшего с родной для старца Зосимы Смоленщины).

20 августа 1999 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил бывший монастырь Зосимова Пустынь. Это было 20 августа 1999 года. Найдя передачу зданий обители вполне возможной, Высокопреосвященнейший Ювеналий благословил настоятельницу Московского Новодевичьего монастыря игумению Серафиму (Черную-Чичагову) взять Зосимову пустынь в качестве подворья. Первые насельницы, возглавляемые настоятельницей подворья монахиней Еленой (Коньковой), приехали в пустынь в конце октября 1999 года и сумели в течение недели подготовить праздник в день памяти старца Зосимы, 6 ноября.

Праздник начался Литургией в Троицком храме, которую возглавил епископ Видновский Тихон. Снова услышали стены храма Божественную службу, снова люди смогли причаститься Святых Христовых Тайн в этом святом месте.

И потянулся народ из окрестных селений к святой обители по лесным заснеженным дорогам и тропинкам. И по этим же тропинкам неутомимый батюшка пошел на требы к больным, не оставляя без внимания ни одной просьбы. К сожалению, открытие подворья в Зосимовой пустыни оказалось лебединой песней для незабвенной матушки игумении Серафимы. 16 декабря 1999 года ее не стало.

Но дело матушки было продолжено. Ее духовная дочь и ученица монахиня Елена и новые насельницы пустыни, и многочисленные благодетели, и администрация района во главе с Владимиром Ивановичем Крамковым и его заместителем Федором Федоровичем Домановым — все принимали посильное участие в восстановлении обители.

7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. 9 апреля, в Неделю 4-ю Великого поста, было совершено торжественное открытие возобновленного монастыря.

23 июля 2000 года основатель пустыни схимонах Зосима (Верховский) был прославлен в лике преподобных. Торжества возглавил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Сослужил ему собор архиереев: архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан, епископ Углический Иосиф, епископ Видновский Тихон; настоятели монастырей и храмов, священники Наро-Фоминского благочиния. На праздник прибыли настоятельницы монастырей Московской епархии и гости из других епархий. Благолепие службы дополняло ангельское пение сестер Ново-Голутвинского Свято-Троицкого монастыря под управлением игумении Ксении. К празднику были написаны две иконы преподобного Зосимы местным иконописцем Наталией Криван, а также подготовлено и прекрасно издано силами редакции Наро-Фоминской районной газеты и благодетелей Житие преподобного Зосимы.

В августе 2000 года в пустыньку вернулись ее реликвии: фотографии двух игумений монастыря и изображение схимонаха Зосимы. Две фотографии первой игумении Веры (Верховской) и еще одной игумении, точно неизвестно которой, но наиболее вероятно — третьей настоятельницы Зосимовой пустыни игумении Магдалины (Верховской). Отдали эти фотографии в монастырь схимонахиня Анна (Теплякова) и старожил окрестных мест Николай Алексеевич Калинкин.

Позднее вернулись в пустынь две иконы, переданные Валентиной Григорьевной Астаховой. В 1971 году Валентина Григорьевна работала в пионерлагере, располагавшемся на территории бывшего монастыря, заинтересовалась его историей, организовала краеведческий кружок, и вместе с детьми обходила соседние деревни. Собранные ими реликвии (крест, портреты старца Зосимы, гравюра монастыря, книги, пасхальное яичко) были переданы Валентиной Григорьевной в музей Данилова монастыря, где хранятся и поныне.

О восстановлении храмов в обители следует сказать особо. Настоятельница пустыни матушка Елена организовала начало ремонта Троицкого храма и игуменского корпуса сразу же по приезде, пользуясь непрерывной поддержкой Главы администрации района Владимира Ивановича Крамкова. В декабре начался демонтаж сцены и навесного потолка в Троицком храме, где многие десятилетия размещался клуб.

После снятия навесного потолка открылись красивые формы купольного завершения внутреннего пространства храма, некоторые фрагменты росписи стен. Под полом южного придела (где была демонтирована сцена) открылся нарушенный кирпичный склеп. В ряд с ним, ближе к западной стене — некоторый провал, пока не исследованный.

У южной стены центрального алтаря, по вскрытии бетонного пола, выявилась чугунная плита и под ней, как и ожидалось, — место захоронения: белокаменная гробница с белокаменным же в ней саркофагом, но без крышек, и пустая. Где, кто и когда перезахоронил старца Зосиму, пока неизвестно.

В мае 2000 года начались работы по восстановлению утраченного навершия Троицкого храма. К празднику 23 июля были возведены четверик и барабан, поставлены главка и деревянный крест. Возвели леса и на колокольне, сняли для реставрации старинный крест, сохранившийся с 1857 года и продержавшийся все советское лихолетие. Местные жители говорят, что скинуть его, конечно же, хотели, но не сумели. Шар у основания колокольного креста оказался простреленным навылет. Крест отреставрировали и позолотили. Покрыли медью главку, восстановив старинные позолоченные звезды.

К осени 2003 года «внешняя» реставрация была практически завершена. Весной 2008 года подняли паникадило. Весной 2009 года был поставлен новый иконостас.

***

И сияют над Зосимовой пустынью православные кресты! И летит над лесом колокольный звон, призывая к молитве. Господи, слава Тебе! За доверие нам, недостойным, за помощь неоценимую, за поддержку и подаваемую надежду на спасение. Теперь остался нам труд. И монахам и мирянам. Труд над душами своими. Да не отвергнет нас Господь, не лишит Своей милости.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *