Зосимы и савватия соловецких

Память подвижников русского севера, основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Церковь празднует 21 августа (8 августа ст. ст.). Со времени основания Соловецкого монастыря преподобные Зосима и Савватий почиталась как покровители мореплавателей, а в ХIХ веке в Центральной России еще и как покровители пчеловодства.

Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а также тексты их Жития и создававшиеся позже повествования об их посмертных чудесах, приобрели в старообрядческих кругах в период Соловецкого восстания и восьмилетней осады монастыря (1657–1676 гг.) особую популярность, которая сохраняется затем в течение всего последующего времени.

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам. Однако и здесь он слышал много похвал в свой адрес. Поэтому узнав, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой, никем не заселенный остров, Савватий покинул Валаам. Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Согласно житию, оба старца в 1429 году благополучно прибыли на карбасе на остров и, не доходя 13 км до места нахождения современного монастыря, близ озера водрузили крест и поставили шатер. Затем они выбрали для кельи более удобное место в 1,5 км от моря, на берегу озера у высокой Секирной горы. Подвижники прожили вместе несколько лет, после чего Герман покинул обитель.

Искушение отшельников дьяволом. Клеймо иконы «Богоматерь Боголюбская, с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких». 1545 г. Успенский cобор Московского Кремля, Москва

Через 2 года после его отъезда Савватий отправился в Выг, где причастился у игумена Нафанаила и почил. Это произошло 27 сентября 1435 года. В свою очередь преподобный Зосима родился в селе Толвуя, тогда Новгородской республики, на берегу Онежского озера. С преподобным Германом Зосима встретился, ища уединения, в устье реки Сумы. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам, куда прибыли в 1436 году и построили себе бревенчатую келью.

Встреча преподобных Зосимы и Германа, отъезд на Соловецкий о-в. Миниатюра из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Кон. XVI в. (ГИМ. Вахр. № 71. Л. 28 об.)

С помощью учеников, которые стали стекаться к Зосиме, был построен первый храм Преображения. Всего вокруг Зосимы собралось 22 брата. Они занимались варкой соли и ловлей рыбы. Зосима стал третьим игуменом монастыря, его утвердил архиепископ Иона (с 1458 года — архиепископ Новгородский и Псковский). Преподобный Зосима скончался 17 апреля 1478 года.

Икона Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. 1-я пол. ХVII в. Церковно-археологический кабинет МДА

Почитание и прославление преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

История почитания Савватия началась сразу же после его кончины, а Зосимы — по прошествии небольшого времени. Особенно широко распространилось почитание преподобных Зосимы и Савватия среди жителей Поморья. В частности к их помощи прибегали во время бедствий на море. Кроме того к их гробницам привозили больных, одержимых нечистыми духами. Повествования о чудесах святых содержатся в их Житиях. Отметим, что по имеющимся свидетельствам почитание преподобного Зосимы укоренилось глубже, в отличие от почитания преподобного Савватия.

Чудо свв. Зосимы и Савватия об избавлении человека, плывшего по морю «в црене» (на железном плоту). Клеймо иконы «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием». Вторая половина XVII в. Архангельский музей изобразительных искусств, Архангельск

После вступления в 1542 году на митрополичью кафедру святителя Макария, прежде всего почитание соловецких чудотворцев распространилось в столице при дворе великого князя Иоанна IV Васильевича. Собор, прошедший 1–2 февраля 1547 года в Москве, стал следующим этапом канонизации Зосимы и Савватия Соловецких. Была установлена дата поминания «новых святых» — 17 апреля. Отметим, по всем данным на сегодняшний день 17 апреля считается днем почитания только преподобного Зосимы. Общим днем почитания преподобных Зосимы и Савватия считается 21 августа в честь перенесения мощей святых 8 (21) августа 1566 года.

Мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря

Тропарь, кондак и канон преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

Тропарь, глас 8:

Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце окияна моря, преподобнии отцы Зосимо и Саватие: вы бо крест Христов на рамо вземше, и усердно Тому последовасте, чистотою Богови приближившася, отнюду же и силами чюдес обогатистеся. Тем и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших, и умильно глаголем, о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Христовою любовию уязвившеся преподобнии, и Того крест на рамо взем понесше, божествене вооружившеся на невидимыя враги, и непрестанныя молитвы, яко копие в руку имуще, крепко победили есте бесовская ополчения: благодать Господню имеете, целити душа и телеса приходящих с верою к ракам мощей ваших, чюдес лучи испущающе всюду. Тем да зовем вам, радуйтеся преподобнии отцы Зосимо и Саватие иноком удобрение.

Библиотека Русской веры
Канон преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам →

Читать онлайн

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Иконы

В истории развития иконографии преподобных Зосимы и Савватия необходимо отметить, что их образы тесно связаны. В частности, на Соловецких островах сохранилось много мест, связанных с Зосимой и Савватием, где находились их иконы. Кроме того в самом монастыре хранилось несколько реликвий преподобных. Среди них четырехконечный келейный крест преподобного Савватия из белого камня, каменный колокол «строения» преподобного Зосимы, а также принадлежавшие ему, по преданию, деревянные потир, дискос и тарель.

В Житии Зосимы и Саваатия одно из чудес свидетельствует о почитании, вскоре после кончины святых, их изображений в домах окрестных жителей и даже в церквах. К XX веку каждый монастырь имел свои «раздаточные», или «променные», образа — изображения чудотворцев, мощи которых хранились в обители, такие иконы дарили, продавали, ими благословляли богомольцев.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с житием, 1538–1549. Государственный исторический музей, МоскваПреподобные Зосима и Савватий Соловецкие с житием в 16 клеймах, XVI век. Ярославский художественный музей, ЯрославльБогоматерь Боголюбская с житием свв. Зосимы и Савватия Соловецких, 1545 год. Успенский cобор Московского Кремля, МоскваПреподобные Зосима и Савватий Соловецкие и Александр Свирский, вторая половина XVI века. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, ВладимирПреподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Конец XVII — начало XVIII вв. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, ВладимирПечерская икона Божией Матери, с предстоящими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. XVIII в. Старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище, Москва

Кроме того, образы Зосимы и Савватия были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, главным образом одного иконографического извода, который сложился в ХVII веке. Святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними вверху — панорама монастыря с характерным «дореформенным» видом обители с трехшатровой звонницей.

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Конец XVI — начало XVII вв. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, ЯрославльСвятые Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Около середины XVIII в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Также у старообрядцев Поморья получил распространение и другой образ — «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием».

Деисус Соловецкий, с припадающими Зосимой и Савватием Соловецкими, начало XVIII века

Старообрядцы же Выговской пустыни создали новые формы в меднолитой мелкой пластике: Зосима и Савватий были включены в состав ряда литых изделий: икон, складней, образков.

Деисус с избранными святыми. Складень трехстворчатый. Музей им. Андрея Рублева
XVIII в.

Храмы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Всего в России насчитывается 135 храмов в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которые относятся к РПЦ.

Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких находится в Москве в Гольянове (Байкальская улица, 37А). Первая постройка была возведена в 60-е годы XVII века в селе Гольяново. Основное время постройки храма относится к 1816 году, когда Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится кирпичная церковь, которая освящается в 1842 году. После вхождения Гольянова в состав Москвы, в селе начинается массовая жилищная застройка. В свою очередь здание храма до последнего остается единственной ценной постройкой первой четверти XIX в. Храм был возвращен РПЦ только в марте 1990 года.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (Москва)

Церковь Зосимы и Савватия Соловецких расположена в с. Верховский Погост (Верховье) Вологодской области. По официальным данным деревянная церковь была построена приблизительно между 1601 и 1700 гг., при этом даже приблизительный год утраты деревянной постройки неизвестен. По имеющейся информации уже в 1876 году Верховская Богородицкая церковь была каменная и имела престолы: в честь Рождества Пресвятой Богородицы — главный, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святого Николы Мирликийского, великомученицы Параскевы Пятницы. Также имеется информация о разрушении деревянной церкви в честь святителя Николы, которая была построена и освящена в 1748 году. В открытом доступе лишь упоминается о Верховской Зосимо-Савватиевской деревянной церкви XVII века.

Богородицкая церковь в Верховье. Фото из журнала «Мир искусства»

Отдельного внимания заслуживает храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, который находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в городе Сергиев Посаде. Шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с западной стороны монастыря, на пути от Каличьих ворот к Троицкому собору, была возведена в 1635–1637 годах стараниями келаря Александра (Булатникова). Церковь расположена при больничных палатах, что также имеет определенную роль. По некоторым данным, множество больничных храмов посвящены именно Зосиме и Савватию Соловецким, что свидетельствует о целительной силе их молитв перед Богом. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. Сегодня храм и палаты представляют собой комплекс разновременных сооружений, поставленных на месте старой больницы 1552 года.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах. Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад

Старообрядческих храмов, освященных в честь Зосимы и Савватия Соловецких, нет.

Необходимо отметить, что жизнеописание и наследие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких настолько велико, что с трудом может быть описано в одном тексте, не превышая при этом сотни страниц. Именно по этой причине сегодня существует множество исследований и эссе, описывающих разные стороны наследия преподобных. В этой же статье автор попытался сделать небольшой экскурс, который привлечет особое внимание читателя к персонам Зосимы и Савватия Соловецких, а также к их наследию.

Библиография:

  1. Соборы ру. Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru
  2. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН http://lib.pushkinskijdom.ru
  3. Православная энциклопедия http://www.pravenc.ru

Марина Малафеева

В этом году 21 августа исполняется 20 лет со дня великого освящения храма Патриархом Алексием II.

Великие русские святые – преподобные Зосима и Савватий – уникальные исторические личности и удивительные чудотворцы, внёсшие огромный вклад в укрепление духовных и географических рубежей нашей Родины. Савватий положил начало, а Зосима с великим тщанием продолжил труды по построению монашеской жизни в России к вящей славе Божией.

По молитвам, обращенным к преподобным Зосиме и Савватию свершались многочисленные чудеса. Только по спискам XVI-XVII веков известно около сотни посмертных чудес прпп. Зосимы и Савватия. А сколько их совершается в наши дни по молитвам святых угодников Соловецких!

Один из монахов обители по имени Митрофан рассказывал, что, когда он был еще мирянином, купцом и плавал по морю, однажды поднялась столь сильная буря, что корабль стало заливать волнами и все находившиеся на нем пришли в отчаяние и слезно молились Спасителю и Божией Матери. Но вдруг они вспомнили о преподобном Зосиме Соловецком, призвали его себе на помощь и тотчас увидели святого, сидящего на корме корабля и бьющего по волнам своей монашеской мантией, отчего волнение сразу прекратилось. И он до тех пор управлял кораблем, пока не привел его к берегу.

Некий старец Феодул, нечаянно поскользнувшись, упал и так сильно ушибся, что не мог ходить в церковь и все время лежал в постели. Преподобный Зосима однажды поздно вечером пришел в его келью, помолился и исцелил Феодула.

Мирянина по имени Никон сильно мучили бесы. Когда же его привели к мощам преподобного Зосимы, тот явился ему, избавил от демонов и отослал домой здоровым.

Один ослепший крестьянин получил исцеление при гробе святого, но за маловерие свое ослеп вторично. Тогда он возвратился к мощам, покаялся, помолился и снова был исцелен преподобным.

Нередко преподобный Зосима являлся молящимся вместе с преподобным Савватием. Так однажды инок Иосиф, находясь на острове Кузове, ночью взошел на гору для молитвы и, посмотрев на Соловецкие острова, увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда он рассказал об увиденном другим инокам, они сказали ему: «Это основатели и начальники монастыря Соловецкого, преподобные Зосима и Савватий сияют из гробов своих, ибо они духовные столпы, просвещенные Божественной благодатью».

Преподобные Зосима и Савватий исцелили одержимую бесом женщину Марию.

Много и других чудес совершили преподобные Зосима и Савватий, начальники обители Соловецкой. А упомянутые тут чудеса да послужат к нашей пользе душевной и прославлению угодников Божиих и Самого Господа Иисуса Христа, дивного во Святых Своих.

Преподобный Савватий свой монашеский подвиг совершал в Кирилло-Белозерском монастыре. Было это в год 1396. Когда он узнал, что на далёком севере, в море, есть необитаемый Соловецкий остров, помолившись Богу, ночью он удалился из монастыря, направив свой путь к Соловкам. Проделав путь около 800 вёрст, достиг Савватий морского берега.

Местные жители, узнав о его намерении поселиться на этом острове, усиленно отговаривали его, описывали суровые условия и необычайную трудность жизни на острове. Услышанное только радовало Савватия. Лишения и трудности сполна отвечали велениям сердца его для обретения желаемого уединения.

На реке Выга, в селении Сорока (ныне город Беломорск) встретил он своего будущего сожителя по Соловкам инока Германа, жившего при часовне. Приключилось все это в лето 1429 г. Герман уже бывал на Соловецком острове и предложил Савватию не только проводить его на Соловки, но и остаться жить с ним на острове. Приплыв на место, преподобные водрузили крест, построили келью и в трудах и молитве начали свою новую жизнь в невыносимо трудных условиях. На Крайнем Севере нельзя было круглый год находить растительную постническую пищу, нельзя было обойтись в суровые зимние холода без теплой одежды и жилья — все это нужно было добывать себе с великим трудом. Они собирали грибы, ягоды, ловили рыбу, ели траву и древесную кору. И старцы Божии терпеливо переносили все перемены климата в своих убогих хижинках, согреваясь любовью ко Господу. Вместе они жили здесь отшельниками шесть лет. По прошествии этого времени Герман покинул остров и переселился на реку Онегу, Савватий же остался один.

Однажды во время исполнения молитв инок Савватий получил от Бога весть о приближении своей кончины. После такого предупреждения Савватий захотел причаститься Святых Христовых Тайн. Божиим Произволением святой Савватий благополучно совершил путешествие с острова на «большую землю» и прибыл на р. Выгу к часовне. Туда в это время по Промыслу Божию наведался игумен Нафанаил, прибывший для окормления крещеных зырян. Игумен причастил Савватия, попросил подождать его в часовне, пока он причастит в другом селении больного.

Преподобный Савватий мирно скончался в часовне во время молитвы, сидя в куколе и мантии с кадильницей в руке. Это было 27 сентября 1435 года. Возвратившись из селения, игумен Нафанаил похоронил почившего подвижника. На Соловецкий остров мощи прп. Савватия были перенесены при игумене Зосиме в 1465 г. Все верующие, притекая к нему, получали по молитвам Преподобного облегчение скорби и исцеление болезней.

Спустя год по смерти преподобного Савватия, продолжателем подвигов его на пустынном Соловецком острове явился преподобный Зосима.

Преподобный Зосима – сын богатых и благочестивых родителей из села Толвуй, что лежало недалеко от Онежского озера. Отшельническую жизнь Зосима вел с юношеских лет. Уединение его проходило недалеко от родительского дома, но он жаждал большего аскетизма. Желание его исполнилось. Однажды встретил он старца по имени Герман, который в духовной откровенной беседе рассказал молодому отшельнику о жизни преподобного Савватия на Соловецком острове. Беседа запомнилась Зосиме. Вскоре умер его отец, а мать ушла в монастырь. Раздав родовое имение бедным, Зосима с Германом отправились на Соловецкий остров. Было это в 1436 году.

В первое же утро по прибытии на остров преподобному Зосиме было пророческое видение. Выйдя утром из своего шалаша, он увидел необыкновенный свет, освещающий всю окрестность, а на востоке, на горе явился ему огромный, прекрасный храм, возвышающийся над землёй. Зосима с Германом остались жить на острове.

В первую же зиму Зосима остался на острове один, т. к. Герман отправился на материк, чтобы приобрести необходимое для устроения монастыря, и не сумел из-за сильных ветров вернуться. Тогда отшельнику пришлось претерпеть многочисленные жестокие нападения нечистых духов, старавшихся изгнать его с острова. Святой побеждал их молитвой. Некоторое время спустя Зосима обнаружил недостаток съестных запасов и был этим весьма смущен, но, как и прежде, положился на помощь Божию. В скором времени к нему пришли два мужа, которые привезли с собой сани, полные хлеба, муки и масла. Они сказали, что идут в море на промысел. Зосима долгое время ждал, но не дождался возвращения этих людей и понял, что помощь была послана ему от Бога.

Вскоре на остров стали прибывать другие иноки. Началось бурное строительство обители. Прибывавшие насельники рубили себе келии, построили небольшую церковь с трапезной во имя Преображения Господня. Новгородский архиепископ рукоположил Зосиму и поставил его игуменом Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.

Вскоре после своего посвящения новый настоятель велел строить большой храм во имя Преображения Господня и именно на том месте, где было ему видение в первое утро после прибытия на Соловки. Там и заложили фундамент, и начали строить церковь. Зосима с братией в 1465 году перенесли мощи Савватия с р.Выги и положили их за алтарем построенного Преображенского храма. С этого времени при гробнице Савватия стали совершаться чудеса, и больные получали исцеления.

Прожил игумен Зосима в обители 42 года, из них 26 лет был в ней настоятелем. Предчувствуя приближение кончины, он стал готовиться к переходу в вечность. Изготовил себе гроб, выкопал своими руками могилу. Указав на преемника, дав духовные напутствия братии, игумен Зосима отошел ко Господу. Скончался святой Зосима 17 апреля 1478 года. Похоронили его за алтарем Преображенского собора рядом с могилой Савватия Соловецкого.

Вскоре после преставления преподобный явился иноку Даниилу и рассказал, как по милости Божией он беспрепятственно прошел мимо воздушных бесов и, не задержанный ими, был причтен к лику святых.

Если преподобный Савватий был Соловецким первоначальником, первым иноком, пожившим на острове в подвигах поста и молитвы, то преподобного Зосиму должно признать основателем Соловецкой обители и первым благоустроителем ее.

День памяти: 15/28 июня

На берегу небольшой речки Молохчи, возвышается холм, чьи склоны некогда были покрыты густым еловым бором. Тишина и безмолвие царили здесь. Лишь неугомонный щебет птиц да завывания метелей — все о свою пору — нарушали царящее затишье. Место это укрылось в стороне от торговой, так называемой «средней», дороги из Александрова к Троице, в Переяславль-Залесском уезде, в Кинильском стане, в даче пустоши, называемой Ульянина, издавна принадлежавшей сельцу Каравайкову и составлявшей до 20-х годов XVIII столетия вместе с двадцатью тремя пустошами, родовую вотчину господ
Тимоновых.

Не без воли Божией, в неведомый день последней четверти XVII века, посетил эту пустошь старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. По душе пришлось старцу покойное место, значительно удаленное от людского жилья. Отшельник помолился Богу, испросил откровения Его святой воли и, познав в своем чистом сердце, что именно этот уединенный уголок предназначен ему для подвижничества и пустынножительства, остался здесь навсегда. Он поставил тут деревянную часовню и келью и начал вести безмолвную жизнь, руководствуясь в своих подвигах и лишениях примером подвижничества преподобного Сергия, житие которого ему, как добродетельному иноку Свято-Троицкой Сергиевой обители, было хорошо известно не только по книгам, но и по преданиям.

Кельей схимонаха Зосимы была тесная, малая изба, в углу которой размещалось все его богатство — несколько образов. Пни в лесу служили сиденьем и местом отдыха. Близ речки Молохчи он собственноручно вырыл колодец, доставлявший ему прекрасную ключевую воду.

Старец Зосима был избранником Божиим. Жизнь в лесной пустоши, удаленной от человеческих взоров, не устраивается по произволу и разуму человеческому; она определяется по особому смотрению, призванию и откровению Божию. Блаженный подвижник был из числа тех людей, о которых св. апостол Павел говорит, что они скитались,… терпя недостатки, скорби, озлобления, и весь мир не был достоин их. Мир, по своему недостоинству, сначала не понимает великих молитвенников, но затем в какой-то момент прозревает и начинает их ценить, ищет в пустынях.

Неизвестно, с каких лет был иноком блаженный старец схимонах Зосима, но, вероятно, он был призван Господом с малолетства. В этом убеждают нас его высокие добродетели. Чтобы достичь чистоты сердца, сделаться обителью Духа Святаго и быть призванным к уединенному жительству в пустыни — надо трудиться на пути духовного делания очень долго, много десятков лет быть истинным монахом. А истинный монах только тот, говорит св. Иоанн Лествичник, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божьими заповедями и Божьим словом. Только исполнители правды Божией могут возобладать над своим сердцем и своею плотию. Инок должен сперва обучаться деланию заповедей в обществе человеческом, где духовное делание сопряжено с деланием телесным, а потом уже, достигнув достаточного преуспевания, заняться исключительно и духовным деланием в отшельничестве или в безмолвии, если окажется способным к тому. Но далеко не каждый способен к безмолвию и отшельничеству.

Чтобы сделаться способным к пустынножительству надо много лет трудиться, терпеть искушения и скорби, бороться со cтрастями. Без сомнения, старец Зосима много лет монашествовал, жил сперва под руководством опытных старцев, стремился к совершенству, был исполнителем правды Божией, получил все блага и Дары, какие только мыслимо приобрести подвижническою жизнью в монастыре, но, по заповеди Христовой, восхотел окончательно распять свою плоть на кресте отшельничества, и удалился к совершенно уединенной созерцательной и мученической жизни, подражая вере великого и преподобного наставника Свято-Троицкой обители. Он явился на указанную ему Господом, благословенную Ульянину пустошь уже будучи схимонахом. Крестьяне окрестных сел, в числе которых был и Семен Ермолаев и Иван Прокофьев, жившие уже в XIX веке, показывали, что место это издревле называлось пустынькою; был тут монастырь и церковь, но в чье имя не известно; разрушена во время нашествия Литвы и поляков; после того остались тут только два отшельника: схимонах Зосима и его келейник Иона; на месте церкви Зосима приказал плотнику, крестьянину села Никульское Андрею Кляузину, построить часовню.

Неизвестно, сколько лет провел схимонах Зосима в отшельничестве, пока открыл его мир, и народ стал стекаться к нему толпами за советом и наставлениями, но, во всяком случае, слава его возросла не ранее, как за десять лет до смерти.

«Монах подобен воину, идущему на брань, который отовсюду ограждает тело свое полным вооружением, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — трезвится до самой победы, и беспокоится, чтобы вдруг не напал на него враг, и чтобы ему, если не примет предосторожностей, не попасть в плен».

«Какой ум может представить себе и какой язык сможет передать желания святого,— по словам блаженного Епифания, ученика преподобного Сергия, описавшего его житие, — его первоначальное рвение, любовь к Богу, тайную доблесть его подвига; возможно ли правдиво описать уединение святого, его дерзновение, стенания, непрестанные молитвы, которые он обращал к Богу; кто расскажет о его слезах теплых, душевном плаче, сердечных воздыханиях, всенощных бдениях, усердном пении, непрестанных молитвах, стоянии без отдыха, прилежном чтении, частых коленопреклонениях, голоде, жажде, лежании на земле, духовной нищете, во всем скудости и недостатке: что ни назови – ничего не было. Прибавим ко всему этому борьбу с бесами – видимые и невидимые сражения, столкновения, страхования от демонов, диавольские наваждения, страшилища пустыни, ожидание неизвестных бед, встречи и нападения свирепых зверей»

Все подвижники испытывают в пустынях, как говорили раньше, страхования и, конечно, отец Зосима прошел чрез ту же борьбу с демонами, как и преподобный Сергий, которого мучили полчища бесов. Об этом мог бы поведать сопутник его по отшельничеству, монах Иона, но, вероятно, он был неграмотный, а позднейшие пустынножители не озаботились описать
житие своего мудрого духовного отца и наставника.

Драгоценным вкладом в житие Зосимы служит небольшая тетрадь, вмещающая в себе рассказ уже слепого старца Симеона Ермолаева, который был несколько лет сторожем у могилы Зосимы и хорошо помнившего многое из рассказов своих предков. В ней говорится, что отец Зосима отличался большим умом, был человеком святой жизни; к нему стекались со всех сторон благочестивые люди за наставлением. Молва о подвигах отшельника привлекала к нему не только желавших подражать ему и следовать за ним по избранному пути жития иноческого, но даже и лиц Царской фамилии. Чтила старца сестра Петра Великого, царевна Наталия Алексеевна. Приезжали знатные люди, вельможи и дворяне. На пожертвования царевны Натальи выстроили особую часовню, которую богомольцы разукрасили образами, двор с кельей и омшаник для пчел. Около отца Зосимы мало-помалу собрались иноки, в числе которых предание помимо Ионы называет и Кирилла. Здесь образовалось некое подобие пустынного общежития.

Несомненно, что схимонах Зосима обладал великим и редким даром совета, так называемого старчества. Народ к нему притекал толпами; он с каждым беседовал, как проповедник и учитель; ему были искренно и сердечно преданы все окрестные жители, — почему крестьяне с такою любовью и хранили не только могилу схимонаха, но и передавали из поколения в поколение предания о его житии.

Среди источников своего очерка прп. Серафим указывает тетрадку, писанную со слов старца Симеона. В настоящее время не обнаружена. В одно из своих посещений царевна нашла старца Зосиму очень больным, сильно огорчилась и просила его келейника Иону дать ей знать в Москву в случае кончины пустынника. «Я приеду к нему на погребение», — сказала она. Вскоре после ее отъезда, в половине июня, старец скончался. Говорили, будто бы он завещал похоронить его без всяких почестей, а в случае же неисполнения этой его воли, он более ста лет не явится людям. Но известно, что сейчас же после его преставления отправили гонца в Москву. Известие о кончине старца застало Царевну больной; она не могла приехать, но будто бы пожертвовала большую сумму на погребение и прислала архиерея и певчих, чтобы похоронить его со всеми почестями. Могилу себе он ископал ранее и выложил ее кирпичом. Погребение, как передавали предки, было великолепное; народу стеклось очень много. Это было, по исследованию летописцев, в 1710–1713 г.г.

Для богомольцев кончина блаженного старца, то, что они потеряли в его лице дивного молитвенника, было великим горем. Народ притекал в часовню Ульяниной пустыни, чтобы проститься со старцем, лежавшим нетленно в гробу, на виду всех, в продолжение трех недель. По неложному слову Писания, Господь не дал преподобному Своему видети истления (Деян. 2, 27; Псал.15, 10.).

Господь умножал Свои благодатные силы на могиле подвижника. Чудеса по молитвам старца Зосимы все более и более укрепляли веру в его святость, люди сохраняли благоговейную память о нем самом, и о пустыни. В середине ХIХ века на месте бывшей часовни стоял большой липовый крест с врезанным в середину малым литым медным крестом. Однако со временем народа приходило все меньше и о пустыньке постепенно стали забывать.

Преподобный Серафим, ссылаясь все на того же старца Симеона Ермолаева, сообщает, что, примерно, в середине XIX века происходили случаи явлений Зосимы пильщикам леса. Там же пастухи видели огонь. Праведный старец Симеон раскопал то место и нашел могилу, выложенную камнем. Увидал и даже коснулся нетленного гроба. Дивное благоухание разлилось вокруг, и старец со своим помощником решили снять крышку, как вдруг ударил сильный гром, сделалось темно от тучи… Когда закончили пилку дров, то неизвестно от чего вся пустошь загорелась. Испуганный Симеон взял крест и обошел с ним пожарище, огонь сразу погас.

Вера в целительную силу была так велика, что местные крестьянки приносили своих недужных деток на могилку старца. Случаи исцелений продолжаются и в наши дни. В 2001 году жительница Сергиева Посада Данилова Надежда Тимофеевна, посетив Зосимову пустынь, собрала на раке преподобного капельки масла и смазала болячку, которую врачи безуспешно пробовали удалить в течение пяти лет — кожа вскоре очистилась.

21 мая 2006 года Лазарева А. В. из поселка Бужаниново привезла потерявшего зрение сына на колодец прп. Зосимы. После того, как глаза промыли, юноша сразу начал различать цвета, пошел процесс восстановления и, спустя некоторое время, зрение полностью восстановилось.

Прославлен старец Зосима был уже в конце двадцатого века. 26 июля 1994 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сопровождении епископов Владимирского и Суздальского Евлогия, Истринского Арсения, наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста и других совершил молебен новопрославленному местночтимому святому Зосиме.

Преподобный старче Зосимо моли Бога о нас!

Тропарь преподобному Зосиме, пустынножителю, Владимирскому чудотворцу

Глас 4

Добродетелию препоясався, стяжал еси дух мирен в житии твоем, подражая доблественне подвигом преподобнаго аввы Сергия, устроителя Троицкия обители, из нея же исшел в место пустынное и тамо, победив демонския полки, прославился еси яко истинный воин Христов. Темже почитающе память твою с верою вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Зосимо, преподобне отче наш.

Кондак преподобному Зосиме, пустынножителю, Владимирскому чудотворцу

Глас 4

Доброплодная отрасль древа благочестия явился еси, преподобне отче Зосимо. и яко финикс процвел еси в пустыном житии, сияя светом любве всем притекающим к тебе с верою, даруя просящим исцеления в болезнех душевных и телесных, сего ради усердно взываем ти: моли за ны ко Господу да спасет души наша.

Источник: сайт Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни

Состав клейм: 1. Моление преподобного Савватия перед уходом из Валаамского мона­стыря; 2. Встреча Савватия и Германа на реке Выг; 3. Святые плывут на Соловецкий ост­ров; 4. Ангелы секут жену рыбака, хотевшего помешать основанию монастыря; 5. Преподоб­ный Савватий встречает игумена Нафанаила на реке Выг; 6. Игумен Нафанаил исповедует и причащает Савватия; 7. Поучение Савватия торговцу Иоанну; 8. Погребение преподобного Савватия на реке Выг; 9. Рождение Зосимы; 10. Приведение Зосимы во учение; 11. Постри­жение в монахи; 12. Преподобный Зосима раздает свое имущество бедным после смерти родителей; 13. Преподобный Герман рассказывает Зосиме о святом Савватий; 14. Водру­жение креста на Соловецком острове; 15. Видение преподобному Зосиме храма; 16. Моле­ние преподобного Зосимы; 17. Моление Зосимы и Германа; 18. Зосима и Герман рубят лес; 19. Зосима и Герман пашут землю; 20. Искушение преподобного Зосимы; 21.Ангелы при­носят пищу преподобному; 22. Строительство монастыря; 23. Варка соли; 24. Собирание братии; 25. Братия просит Зосиму принять сан игумена; 26. Благословение преподобного Зосимы на игуменство; 27. Поставленис святого Зосимы в игумены; 28. Встреча игумена Зосимы в монастыре; 29. Служба преподобного Зосимы и чудо о просфоре; 30. Святой Зо-сима благословляет постройку собора Преображения Господня; ангелы помогают строитель­ству; 31. Зосима перевозит мощи преподобного Савватия в монастырь; 32. Зосима получает благословение на земли на Соловецком острове; 33. Преставление преподобного Зосимы; 34. Погребение; 35. Явление преподобного Зосимы старцу Даниилу; 36. Поставление гроб­ницы над могилой игумена; 37. Видение старца Тарасия; 38. Спасение старца Тарасия от по­топа (согласно тексту жития’, чудо произошло со старцем Митрофаном); 39—40. Преподоб­ные Зосима и Савватий спасают двух промышленников от замерзания на острове Шужмое; 41. Преподобные избавляют старца Савватия от потопления и ледового плена; 42. Чудо свя­того Зосимы, избавившего Марию, жену Анисима, от беснования; 43. Исцеление самого Анисима; 44. Воскрешение некой жены; 45. Явление преподобных монаху Василию, украв­шему монастырское имущество; 46. Преподобные спасают Федора Парфеева от потопле­ния; 47. Избавление от бесов Никона; 48. Принятие схимы перед смертью старцем Елисеем; 49. Избавление от бесов чернеца Викентия; 50. Исцеление слепого Иоанна; 51. Исцеление отрока Матфея; 52. Исцеление отрока Василия; 53. Чудо о сыне Андроника; 54. Явление пре­подобного Зосимы старцу Герасиму; 55. Явление преподобного Зосимы во время литургии в храме; 56. Спасение отца с сыном на Куть-озере.

Как это часто бывало с житиями святых, первоначальные записи о жизни соловецких чудо­творцев были сделаны вскоре после их смерти. Участник событий преподобный Герман Со­ловецкий, «от простых человекъ, не учився Божественному Писанию»2, продиктовал иноку Доси-фею, ученику преподобного Зосимы и будущему игумену, рассказы о начале монастырской жизни на острове и чудесах, ее сопровождавших. Эти записи к концу XV в. были утрачены, но их со­держание, без сомнения, хранилось в памяти игумена Досифея и вошло в состав жития Зосимы и Савватия, составленного им по благословению архиепископа Новгородского Геннадия, бывшего в молодости учеником преподобного Савватия. В 1505 г. сочинение по просьбе Досифея было пе­реработано и дополнено писателем и публицистом, бывшим киевским митрополитом Спиридо-ном-Саввой, находившимся в заточении в Ферапонтовом монастыре. Спиридон, по мнению соло­вецкого игумена, «.. -бе муж мудръ, измлада извыче и добре умея Божественая Писаниа — Новая и Ветхая». Игумен Досифей продолжал еще несколько лет записывать чудеса, а один из знамени­тейших древнерусских книжников, ученик преподобного Нила Сорского, игумен Кирилло-Бсло-зерского монастыря Гурий Тушин стал литературным редактором этих текстов3. Позднее записи вели его преемники Исайя и Вассиан.

Исследователи выделяют несколько редакций жития Зосимы и Савватия, сохранившегося
в огромном числе списков XVI—XVIII вв.4 Одно из предисловий к житию соловецких подвижни­
ков приписывается знаменитому ватопедскому монаху и просветителю преподобному Максиму
Греку; предполагается, что в работе над житием принимал участие святитель Филипп (Колычев)
в бытность свою игуменом Соловецкого монастыря. Житие вошло в состав Миней Четьих, созда­
ваемых под руководством святителя Макария, архиепископа Новгородского5. Вряд ли в русской
житийной литературе можно найти еще один памятник, в создании которого принимало участие
столько канонизированных святых и выдающихся деятелей Русской церкви.

Почитание преподобного Савватия началось вскоре после смерти и первоначально было свя­зано с местом его погребения у часовни на Выге. Что касается преподобного Зосимы, то, согласно житию, на девятый день умерший игумен явился старцу Даниилу и сообщил, что его миновали «бесовские мытарства» и Господь причислил его к лику святых. Уже через три года ученики воз­вели над его гробницей часовню. В XVI в. возникла, а затем и возобладала тенденция к установ­лению общей памяти соловецким святым. Архиепископ Новгородский Макарий благословил со­ставление службы соловецким святым, а с его поставлением на Московскую кафедру почитание святой двоицы становится и московским культом6. В 1547 г. Собором было установлено общерус­ское празднование «новым чудотворцам».

Сохранившиеся образы соловецких святых многочисленны и разнообразны по иконографии, среди них — три иконы с житием Зосимы и Савватия, происходящие из Соловецкого монастыря и датируемые XVI в. Одна из них — публикуемая икона; ее отличают и самый пространный жи­тийный цикл, и уникальные иконографические особенности.

В среднике иконы представлены преподобные Зосима и Савватий, стоящие на Соловецком острове, изображенном в виде пустынной земной тверди, окруженной со всех сторон водой и «про­резанной» несколькими озерами. В левой руке Зосимы — свиток с текстом духовного завещания: «Не скорбите // братие но п // осему разу // меите аще // оугодна ее п // ред Б гомъ дел // а наша то // оумножи». Святые изображены в молении Троице Новозаветной, иначе называемой «Сопрестолие»7, помещенной в небесном сегменте вверху в центре средника. В райских обителях на общем седалище, перед которым помещен округлый покровенный престол (Этимасия) с кре­стом и Евангелием, восседают Господь Саваоф в виде старца и, одесную от Него, Иисус Христос в городчатом венце и царских одеяниях. В медальоне над ними — Святой Дух в виде голубя. Иисус Христос раскрывает на груди хитон, указывая на пронзенное реброн, Бог Отец благословляет Сына. По сторонам — открытые врата, знаменующие, что Своей смертью Христос отверз двери рая для человека. На створках врат — символы евангелистов, в навершиях — серафимы. В основе сюжета лежит завершающий стих тропаря: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с раз­бойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняли, неописанный», ко­торый напоминает о древнем обетовании — «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109:1).

Красный цвет Престола Уготованного, царское облачение и раны Спасителя напоминают о свершившемся искуплении — центральном событии Домостроительства Божиего — и о прибли­жающемся Втором пришествии и Страшном Суде. Соловецкие чудотворцы, «необоримая стена и великое заступление северныя страны, и всего православного отечества…», показаны предстоя­щими престолу Пресвятой Троицы, молящими о милости Божией в день Страшного Суда и дерз­новенно ходатайствующими за христиан.

В основу житийного цикла преподобных была положена первоначальная редакция жития Зо­симы и Савватия, созданная Спиридоном-Саввой. Цикл делится на три части: 8 клейм посвящены преподобному Савватию, 26 — истории Зосимы и устроению монастыря, остальные клейма — по­смертные чудеса Зосимы и Савватия. Согласно житию, преподобный Савватий принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, где был учеником преподобного Кирилла, прожил там мно­гие годы, «любимъ же бе и славим от всех тамо пребывающих инокъ и от самого игумена обители тоя» (л. 4об.)*. Со временем, стремясь к более строгой иноческой жизни и желая уйти от «суетной славы», Савватий отправляется на Валаам, где в Преображенском монастыре, известном строгим уставом, проводит еще немало лет в полном послушании и трудах иноческих. На Валааме услы­шал преподобный Савватий о необитаемом чудо-острове, который «древесы разными цветяше», «ягодичия много разны» наполнен и богат рыбой. Желая безмолвовать, он, помолившись, ушел на Соловки: «утаився от всехъ, нощию изыде из манастыря. Исторжеся яко птица от пругла, яко серна от тенета» (клеймо 1). Недалеко от берегов Белого моря, на одном из рукавов реки Выг, Сав­ватий встретил инока Германа, жившего при часовне (клеймо 2). Подготовив карбас и припасы, они отправились на Соловецкий остров (клеймо 3), где поставили крест и устроили себе жилище. Согласно Соловецкому летописцу начала XVIII в., это произошло в 1437/1438 г. Вскоре Господь указал старцам предназначение Соловков: семья рыбаков была выдворена ангелами с острова, так как «… благоволи Богъ на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему» (клеймо 4). Несколько лет прожили иноки на острове в полном уединении, а потом преподобный Герман от­плыл на Онегу за припасами. Савватий, зная о приближении смерти, добрался на утлой лодке до материка и в часовне на реке Выг встретил отца Нафанаила, исповедовавшего и причастив­шего его (клеймо 5—6). В последний день к нему пришел новгородский купец Иоанн. Савватий стал учить его добродетели и спас от потопления, так как отговорил плыть по морю, на котором позднее разыгралась страшная буря (клеймо 7). Утром следующего дня Савватий отошел ко Гос­поду. Отец Нафанаил и купец Иоанн отпели и погребли преподобного около часовни (клеймо 8).

Инок Зосима появился на острове через год после смерти старца. Сведений о жизни этого свя­того сохранилось значительно больше. Рождение Зосимы и приведение во учение представлены согласно традициям житийных икон русских святых (клейма 9, 10). Далее (в клеймах 11 и 12) — пострижение Зосимы в иноки и раздача нищим и убогим имущества после смерти его родителей. В поисках уединения Зосима поселяется в пустынном месте, где и происходит его встреча с пре­подобным Германом, рассказавшим о святом Савватий и Соловецком острове (клеймо 13).

С клейма 14 начинается история Соловецкой обители: выбор Зосимой и Германом места для поселения и установка креста на месте будущего монастыря, пророческое видение Зосиме великого храма в сиянии «на воздусех», моление преподобного перед началом строительства (клейма 14—16). В клеймах 17—19 представлены совместная молитва старцев перед образом Спаса Нерукотворного, рубка леса и обработка земли. Оставшись зимой один, Зосима много претерпел от врага рода чело­веческого (клеймо 20), испытал голод, от которого его спас Божий промысел (клеймо 21). Весной вернулся Герман с неким Марком, который стал первым учеником преподобных; началось строи­тельство монастыря (клеймо 22), варка соли (клеймо 23). Именно последнее занятие давало воз­можность устроителям обители торговать дорогим товаром. Иконописец изобразил колодец с жу­равлем, желоб, по которому стекает соляной раствор, и варницу с котлом.

Постепенно собиралась братия и устраивался монастырь: Зосима поставил храм Преобра­жения и ввел общежитие, со временем иноки попросили его принять на себя игуменский сан (клейма 24, 25)10. Новгородский архиепископ Иона (1459—1470) вызвал к себе преподобного Зо-симу, убедив в необходимости принятия сана, рукоположил его в иеромонахи и поставил игуме­ном, после чего старец вернулся на Соловки (клейма 26—28). Первая служба святого сопровожда­лась знамением (клеймо 29) и чудом о просфоре — о нем напоминает блюдо с просфорками в руках Зосимы. Согласно житию, потерянная купцами просфора полыхала пламенем, когда ее пытался схватить пес.

Увеличение братии потребовало строительства нового деревянного храма — Преображения Господня, в возведении которого помогали ангелы (клеймо 30). Преподобный Зосима с братией перевезли на Соловки нетленные мощи Савватия, обретенные на месте захоронения у часовни на Выге (клеймо 31), и положили за алтарем церкви Успения Богородицы. В житии повествуется о том, что купец Иоанн, которому Савватий давал наставления перед смертью, заказал первую икону святого, и она была помещена у гроба основателя соловецкой обители.

В Великом Новгороде, куда Зосима отправился отстаивать права на Соловецкие острова, ар­хиепископ Феофил помог тому, чтобы бояре вняли просьбам Зосимы и защитили владения мона­стыря, выдав соответствующую грамоту с восемью свинцовыми печатями, которые иконописец изобразил на свитке в руках у игумена (клеймо 32). С тех пор никто не мог притязать на владение Соловецкими островами, а также охотиться или ловить рыбу, не заплатив монастырю десятину. Фоном клейма 32 служит огромный пятиглавый собор — София Новгородская11.

Преставление и погребение преподобного Зосимы, устройство над его могилой часовни пред­ставлены в клеймах 33—34. Перед смертью святой старец назначил себе преемника — старца Ар­сения — и дал наставление братии «.. .твердо уставъ кеновш… соблюдати». Согласно житию, гроб и могилу игумен Зосима приготовил себе сам. Через год над его могилой возвели гробницу, к ко­торой братия приходила молиться (клеймо 36). В клейме 35 повествуется о первом посмертном чуде святого Зосимы: его явлении старцу Даниилу и сообщении о том, что он причтен Господом к лику преподобных.

Далее помещены чудеса преподобных Зосимы и Савватия, в которых они помогают плыву­щим и тонущим (недаром их называли «морскими чудотворцами»), болящим и одержимым (пре­подобным посвящено множество больничных храмов), воскрешают усопших, вразумляют осту­пившихся (клеймо 45). Особенно выразительны клейма 39—40 с чудом о спасении потерпевших крушение промышленников, которые замерзали на острове Шужмое1г. Они были спасены ино­ками монастыря, а от гибели во льдах Белого моря их избавили соловецкие чудотворцы.

Многообразная помощь преподобных Зосимы и Савватия страждущим обусловила исключи­тельную популярность этих святых не только в северных русских землях (прежде всего в Поморье), но и по всей России.

Первым исследователем публикуемого образа соловецких чудотворцев стала Е.С. Овчинникова, датировавшая икону 50—60-ми годами XVI в., т.е. временем строительства каменного собора свя­тителем Филиппом, и отнесшая ее к новгородской школе. Л.А. Щенникова высказала мнение, что датировать этот памятник можно не ранее чем серединой XVI в., а новгородская атрибуция тре­бует дополнительного подтверждения. И.А. Хотеенкова предложила на основании описания иконы в описи 1549 г. (размер, иконография, наличие «Троицы») считать временем создания 1538—549 гг., т.е. после пожара 1538 г., но до составления описи 1549 г., в которой похожая икона упомянута (кстати, между ними все-таки есть небольшое, но важное различие13), и отнесла памятник к нов­городской традиции. Но художественный стиль этого выдающегося произведения говорит о зна­чительно более позднем, чем 1540-е гг., времени создания, что вскользь отмечалось Г.В. Поповым14. Если икона чудотворцев, упомянутая в описи 1570 г., и есть публикуемый памятник, что нельзя ис­ключить, что его стилистика — это раннее проявление стиля, который сформируется в отчетливом виде ближе к концу столетия. Колорит иконы — высветленный, с обилием охр и коричневого цвета, с приглушенным красным и зеленым — отличается от яркой, построенной на противопоставлении дополнительных цветов (открытых зеленого и красного) новгородской палитры, плоскостность изображения также не входит в характерные приемы новгородцев вплоть до конца XVI в.

Икона соловецких чудотворцев обнаруживает безусловное сходство с образами, созданными в конце XVI в. для соловецкого храма Благовещения каргопольскими мастерами15. Это не только стилистическая близость, проявляющаяся в уплощении пространства, увеличении роли орнамента и линейного начала вообще, в колористических принципах, но и буквальное «цитирование» очень своеобразного рисунка горок, приемов моделировки одеяний, типов ликов с характерными корот­кими носами, глубоко посаженными глазами и бровями вразлет. Возможно, икона была создана талантливым иконописцем из Каргополя — города, который во второй половине XVI в. был значи­тельным культурным центром, находящимся под влиянием как новгородской, так и ростовской иконописной традиции, а именно эти две линии прослеживаются в художественном строе иконы.

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии. Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому еще в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель. Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставили кельи и ограду.

Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки. Преподобный Зосима противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.

Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья также стали приходить в обитель.

Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая. Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове. Второй игумен, Феодосий, также возвратился, и третий из назначенных игуменов, Иона, тоже удалился обратно на материк. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство наставника их преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.

Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.

Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения. Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *