Зуб за зуб

Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?

Сегодня мы часто слышим выражение «глаз за глаз, зуб за зуб». Но, думаю, не все могут растолковать его правильно. По смыслу оно противоположно фразе «ударили по правой щеке, подставь левую». Тем не менее, источником обоих выражений является Библия. Что же означает «глаз за глаз, зуб за зуб»?
Наши предки вершили правосудие, руководствуясь этими словами. Понимали их так: виновный должен заплатить тем, чем обидел жертву. Если, например, он покалечил другому человеку ногу, то с ним делали то же самое. Позже преступником разрешили платить деньги, чтобы уберечься от телесного наказания. Конечно же, находились люди, которым это было выгодно.
В наше время смысловая нагрузка фразы «глаз за глаз, зуб за зуб» приобрела новые значения. В большинстве стран отказались от физических методов наказания, смертной казни. «Откупиться» тоже не всегда получиться, ведь только для наименее тяжких преступлений существует система штрафов. Однако древним принципом правосудия пользуются и сейчас: человеку, нанесшему вред другому, присуждают такое наказание, чтобы он получил не меньший урон, чем пострадавший.
Во все эпохи были люди, которые предпочитали самосуд, а не разбирательства посредством соответствующих органов. В таких случаях, упомянутое выражение играло решающую роль в определении того, какая должна быть расплата. Например, иногда очень жестоко наказывались убийцы: близкие люди убитых лишали преступников жизни.

Истолковать крылатое библейское выражение поможет и художественная литература. В произведении М. Шолохова «Тихий Дон» наблюдаем за тем, как Григорий мстит за смерть своего брата. Петра убили красногвардейцы. Григорий тратит все свои силы, чтобы выяснить, кто отправил Петра на тот свет. Потихоньку он начинает мстить. Сначала мужчина отказывается брать пленных, его пыл к войне угасает. Как только представляется возможность, он убивает преступников.
Другой герой этого же произведения Степан Астахов избивает свою жену, когда узнает, что та изменяет ему с Григорием. Для кого-то такая расплата окажется неравноценной поступку, ведь Аксинья не делала больно мужу. Тем не менее, сам Степан считает, что избиение – это справедливое за израненную душу и позор.
Приведенные примеры показывают, что фраза «глаз за глаз, зуб за зуб» значит месть, равноценную преступлению. Однако расплата по этому принципу не всегда повторяет преступление. Методы могут отличаться. Главный критерий равноценности – чувство удовлетворенности обиженного. Если он считает, что навредил так же сильно, как навредили ему, значит можно смело утверждать, что он поступил по принципу «глаз за глаз, зуб за зуб».
Можно сделать вывод, что в разные эпохи фразу «глаз за глаз, зуб за зуб» толковали по-разному. В наше время она чаще всего употребляется в переносном значении.

Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Что такое месть?
  • Что такое великодушие?
  • Что такое «кровная месть»?
  • Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
  • Как вы понимаете фразу «глаз за глаз, зуб за зуб» (Итоговое сочинение)

    Все мы когда-либо слышали такую фразу: «глаз за глаз, зуб за зуб». Какой же смысл она в себе несет? Данное выражение можно объяснить одним словом — месть. А что же такое месть?

    Месть — действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-либо. Месть может быть страшной, слепой, беспощадной и коварной. Рядом с местью часто идут такие понятия как жестокость, зависть и боль. Но стоит ли мстить и к каким последствиям приводит такое «возмездие»?

    Я считаю, что месть – это удел слабых людей. Каким бы плохим ни был человек, причинивший тебе боль, не нужно его карать за совершенное деяние, чтобы не уподобляться ему. Часто месть приводит к ужасным последствиям, о которых «мститель» вскоре очень жалеет.

    Моё мнение подтверждает произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Слепое отмщение стало причиной смерти молодого поэта Владимира Ленского. Погиб он от руки своего же друга Онегина — главного героя романа.

    Онегин получил письмо от Татьяны Лариной, в котором говорилось о ее любви к нему. Евгений отверг чувства девушки и не пожелал ехать на ее именины, на которые был приглашен ранее. Но Ленский смог его уговорить посетить приём. Онегин чувствовал себя там лишним человеком и хотел лишь одного – скорейшего окончания мероприятия. И Евгений для того, чтобы отомстить, решает подшутить над своим другом и приударить за его возлюбленной Ольгой. Ленского очень оскорбило такое поведение главного героя и он вызвал его на дуэль. В конечном итоге эта глупая затея приводит к смерти молодого поэта. Главный герой, защищая мнимую справедливость, не смог всё объяснить и поговорить со своим другом. Он не смог проявить великодушие. Последствия – бессмысленное убийство молодого человека, впереди у которого была целая жизнь, тяжкий груз на сердце и чувство вины у главного героя.

    Данный пример показывает, что месть – это бессмысленно. Ведь если переступить через свою гордость и решить всё мирным путём, то страшных последствий можно избежать. К тому же, не каждый человек сможет жить спокойно после осуществленного им возмездия.

    Несомненно, все мы рано или поздно сталкиваемся с желанием отомстить. Но сможет ли действительно хороший человек жить с тем, что он натворил? Стоит ли эта кара страданий других людей? Я считаю, что нет. Отомстить сможет каждый, а вот быть великодушным – нет. Нужно быть достаточно сильным, чтобы суметь проявить доброту и простить.

    ЕГЭ 2018-2019 Как написать сочинение: Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?

    Выражение

    актуально со времени появления на Земле первых людей. Ведь люди испокон веков наносят друг другу другу обиды и оскорбления, так уж устроена жизнь и человеческая природа.

    Суть этих слов заключается в том, что пострадавшая сторона делает всё возможное, чтобы причинить-нанести обидчику ущерб, не меньший, а в большинстве случаев, даже больший, чем нанесли ей.

    Другими словами, этот лозунг можно назвать одним всеобъемлющим словом «месть».

    Если сосед отравил мою собаку, я подсыплю отравы его корове, да и курам заодно, чтоб в следующий раз неповадно было.

    Как относиться к этому принципу, каждый решает сам.

    Полагаю с библейским «ударили по правой щеке, подставь левую» согласятся далеко не все люди.

    Непротивление злу, мне кажется, проповедует меньшинство людей.

    Эта фраза, говорит о реванше, который стремится взять один человек у другого, который является его обидчиком. По другому такая сдача от одного человека к другому, еще называется месть. Просто здесь декларируется месть в равнозначном масштабе, то есть тебе выбили зуб и ты тоже выбей в ответ.

    Такая фраза, как «Глаз за глаз, зуб за зуб» появилась очень давно. если не ошибаюсь впервые ее упомянули в Библии.

    Эта фраза означает, буквально, если тебя обидели — то нужно сразу же отвечать обидчику. То есть к тебе со злом пришли — злом и ответь.

    Конечно, все зависит от ситуации и иногда действительно нужно не стоять и молча терпеть, когда тебя оскорбляют и обижают, а и отвечать такими же действиями. Есть такие люди, которые не понимают, когда с ними по хорошему, а вот когда отвечаешь их же методами — тогда человек хоть немного, да задумается.

    Но всегда надо отвечать злом на зло, иногда просто человека нужно простить.

    Если тебе выбили в драке глаз, не обращайся за медицинской помощью, а лучше найди оставшимся глазом своего обидчика и сделай с ним то же самое, что и он с тобой. Правда, от этого твоему глазу легче не станет, но зато ты будешь отмщён.

    Целесообразно ли это? Если вы сомневаетесь, что нужно поступать так, как я написала в своём вступлении, значит вы не мстительны, готовы прощать чужие недостатки и находить им оправдание.

    Человек по своей природе не мстителен, склонен к проявлению добрых намерений, но неправильное воспитание и криво расставленные приоритеты могут сформировать в его характере мстительность, когда он будет стремиться на зло отвечать злом, плодя и удваивая негатив в этом мире. Сразу же давать сдачу может обидчивый, импульсивный человек. Его ещё можно понять. А вот те, кто занимаются длительной мстюлькой (серией мелких пакостей в ответ на причинённое зло), уважения вызвать не могут ни у кого.

    Мстительные люди, оправдывая свои поступки и, нужно признать, довольно-таки сомнительные убеждения, обозначают месть, отмщение как справедливое воздаяние по заслугам тому, кто сделал что-то не так, каким-либо образом навредил.

    Поэтому в пословицах, поговорках, афоризмах, когда-то созданных ими, закрепилась формула, которой якобы необходимо следовать, если кто-то нанёс тебе урон. И в Библии тоже. Зуб выбили — выбей и им. Представляется, что это чуть ли не математическое равенство (зуб = зуб, глаз = глаз) хоть и выглядит справедливым, всё же таким не является.

    Кто будет решать, какое наказание должен заслуживать человек, кто проверит точность исполнения приговора, как и то, действительно ли именно на этом человеке лежит вина? Всё непросто.

    Если мститель хочет отвести душу, сорвать злость на ком-то, ему подойдёт этот лозунг, который обозначает, что покарание должно быть адекватным по отношению к тому, кто заслужил наказание. В действительности добиться этого сложно. Поэтому лучше всего научиться прощать. А если это невозможно, необходимо обратиться к закону.

    Принцип талиона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Око за око.

    При́нцип талио́на (лат. lex talionis) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»).

    Виды и предназначение

    По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

    Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.

    Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку.

    Талион в истории права

    Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.

    До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был вправе совершить такое же преступление с женой виновного.

    В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.

    Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.

    В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут.

    Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.

    С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.

    Идея возмездия (без строгого проведения талиона) и в настоящее время служит исходным началом, к которому только приводят другие цели и задачи наказания.

    Талион в религиозных и философских учениях

    Принцип талиона в иудаизме

    Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

    В иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа — фраза «око за око» является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (24:20).

    Комментарий Сончино:

    Принцип «мера за меру» в его буквальном понимании использовался народами древнего мира, а в некоторых странах применяется до сих пор. В Торе этот принцип применяется только в случае совершения убийства (см. Бемидбар, 35:31: «И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан»). Из следующих стихов Торы очевидно, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, — при условии, что они не приводят к смертельному исходу, — должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п. (см. стих 19).

    Принцип талиона в христианстве

    Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

    Данный принцип справедливости, еще до пришествия Иисуса Христа, в ветхозаветном обществе, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики». Если быть точнее, в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианин призван останавливать зло на себе.

    На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:

    Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

    — Матфей, 5:38-39

    Данная формулировка утверждает, что необходимо прощать врагов и тех, кто вредит христианину. Эти слова Иисуса порой неправомерно толкуются как критика Ветхого Завета и указание на то, что принцип «око за око» поощряет чрезмерную мстительность, а не пытается ограничить её.

    Принцип талиона в исламе

    Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

    Данный принцип весьма развит в Шариате, по которому воровство карается отрезанием руки и т. п.

    Ичкерия

    В реалиях Российской Федерации была предпринята попытка применить этот принцип на практике в Чеченской Республики Ичкерия. Когда в России был принят новый уголовный кодекс, в этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой УК, положения которого были скопированы с Уголовного кодекса Судана.

    Основная статья: Чеченская Республика Ичкерия

    Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом, И. И. Киселёв в интервью «Российской газете» отмечал следующее по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия:

    Отдельная тема — законы Чеченской Республики Ичкерия. Остановлюсь лишь на одном из них, но принципиально важном — Уголовном кодексе, который утвержден указом Масхадова в августе 1996 года. В подавляющем числе своих положений кодекс противоречит даже объявленной Конституции Ичкерии. По этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путем отсечения головы, забивания камнями либо таким же путем, каким преступник лишил жизни свою жертву. Другое варварское наказание — бичевание. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный доправовой вандализм «око за око, зуб за зуб». Перечень частей тела и тех ранений, за которые назначается наказание в виде воздаяния равным, в кодексе тоже детально прописан. К примеру, у виновного выкалывается зрячий глаз, если он выбил глаз жертве, отсекается рука у осужденного, если у потерпевшего отрезана рука в суставе, и т. д. Правом на варварское наказание наделяется прежде всего жертва преступления, но затем оно переходит к близким родственникам. Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести.

    В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения, при условии «если убийца понесет достойное наказание» по Законам РФ

    Принцип талиона и криминологические теории

    Теряя свое значение на практике, талион сохраняет его в теориях наказания, исходящих из начала справедливости как математического равенства, дозволяющего причинить преступнику не более того страдания и зла, которые причинены им.

    На проведении идеи талиона построены философские теории наказания Канта и Гегеля, которые легли в основу классической школы уголовного права. Кант исходил из положения, что нравственный императив предполагает возмездие преступнику в равном объеме: убийство должно караться смертью. Так как последовательное проведение талиона далеко не всегда возможно, то Кант допускал относительное равновесие наказания и преступления, например, отдачу вора в работы, назначение кастрации за изнасилование.

    Гегель выдвинул вместо идеи возмездия идею восстановления права, но так как, по его мнению, наказание должно быть уравнено с преступлением, хотя не материально, а соответственно характеру воли преступника, то и его теория также опиралась на равное возмездие, то есть талион.

    В современных уголовных кодексах это направление заметно уступает другим началам, поддерживаемым сторонниками социологического направления криминологии, выходящими из начал предупреждения, охраны, целесообразности государственной политики в области уголовного правосудия и придающими началу возмездия меньшую роль.

    Однако и до настоящего времени принцип талиона продолжает бытовать в общественном сознании. Например, смертная казнь как вид наказания иногда воспринимается обществом как торжество справедливости.

    > См. также

    • Дилемма заключённого — о статистической оценке выгодности принципа «Око за око»

    Литература

    • Апресян Р. Г. Талион: его восприятие и видоизменения в христианстве и исламе «Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур.» Отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Вост. лит-ра, 2004. С. 221—229
    • Талион // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

    Ссылки

    1. Альфред Кох на polit.ru от 03 сентября 2005 «Как я понимаю чеченцев. Четыре взгляда»: «Кстати, ислам тут ни при чем. Магомет, признавая Христа пророком, включил в свое учение и категорию прощения. В этом контексте совсем по-другому выглядят усилия Масхадова в т. н. „мирный период“ с 1996 по 1999 годы внедрить в Чечне вместо адатов — шариатский суд, то есть суд, основанный на исламском законодательстве, содержащий правило „талеона“ взамен кровной мести, включающий понятие „случайности“, „непреднамеренности“, „прощения“ и прочих вещей, характерных для высокоразвитого, современного судопроизводства.»
    2. Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия // Ичкерия. — 6 сентября 1996 года
    3. «Р. Беккин, В. Бобровников. Северный Кавказ — не царство благородных разбойников// Татарский мир. — 2003. — № 19 (29). — декабрь. — С. 8.»: Иногда доходило до смешного. Например, знаменитый уголовный кодекс Чечни 1996 года, о котором многие слышали, но который мало кто читал, был практически полностью списан с Уголовного Кодекса Судана, принятого за несколько лет до этого в соответствии с маликитским мазхабом (правовой школой), — в то время как в Чечне преобладает шафиитский мазхаб. Сторонники введения данного закона в Чечне так торопились, что забыли заменить в некачественно выполненном подстрочном переводе указанного кодекса Судана многие местные реалии. Например, там остались штрафы в суданских фунтах. Плата за кровь должна была взиматься верблюдами. А где вы найдете в Чечне, например, сто верблюдов за убийство дееспособного свободного мужчины, как того требует закон?
    4. Эксклюзивное интервью начальника Управления по надзору за исполнением законов на территории Чеченской Республики Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации на Северном Кавказе, исполняющего обязанности прокурора Чеченской Республики государственного советника юстиции 3 класса И. И. Киселёва «Кровная месть отменяется» // Российская газета. — опубл. в 1999 году.
    5. «В Москве помирились чеченцы, которые считались кровными врагами» NEWSru.com, 20 октября 2000: «Родственники решили жить в мире, не воевать и ждать приговора суда. Если убийца понесет достойное наказание, родственники убитого не будут мстить.»

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *