Зубы грешников сокрушил

Во время церковных богослужений мы часто слышим чтение Псалтыря. Эта книга содержит более сотни песен разного смысла и значения. О том, как был написан псалом 3 и его значение вы узнаете из нашей статьи.

История написания псалма 3

3-я песнь была написана Давидом уже после бегства из Иерусалима. Преданный своим сыном и народом, он в отчаянии бежал, собрав возле себя лишь несколько верных ему людей. Его состояние на тот момент было плачевным. Страдающий от болезни, лишившийся всего, никому не нужный царь с последней надеждой обращается к Господу Богу за помощью. Он просит Создателя отвернуть от него беды, справедливо наказать врагов, дать душевное спокойствие. Через эту молитву, начинающуюся очень пессимистично, властитель Древнего Израиля обретает веру и оптимизм.

К концу текст становится преисполненным радости от восхваления Творца, Его присутствия в жизни Давида.

3-я песнь была написана Давидом после бегства из Иерусалима

Детальное толкование и значение

Псалом 3 относится к песням-плачам, рассказывающим о бедствиях, просящим помощи у Господа. К толкованию этой молитвы подходят, разбив ее на несколько частей.

Так, вначале Давид жалуется Всевышнему, описывая Ему все скорби. Он говорит о заговоре, предательстве, своем бедствующем положении. Автор не понимает, за что с ним так поступили, ведь он никогда никому не желал зла. Однако царь все же не отринул от Создателя, продолжая уповать на Него и восхвалять («Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою»).

Далее текст рассказывает, что Бог ответил на молитвы Давида и протянул тому руку помощи. Седьмой стих уже более оптимистичный. В нем видна уверенность, крепость духа, надежда на победу.

Последние два стиха преисполнены твердой уверенности в том, что Всевышний спасет царя, заступится за него, покарает его врагов.

Видео «Чтение псалма 3»

В этом видео представлена аудиозапись написанной царем Давидом молитвы.

Как и когда читать молитву

3-й псалом является частью первой кафизмы и входит в Шестопсалмие. Эти молитвы читают во время вечернего богослужения. При этом полностью гасят свет, оставив только лампаду. Песнопение происходит на старославянском языке, стихи произносятся нараспев.

Если нет возможности посетить храм, молиться можно дома. Делать это следует вечером, после захода солнца.

Читать Псалтырь нужно в полумраке, зажегши свечу или лампадку.

Не всем удобно произносить церковнославянские слова, а потому допускается использовать молитвослов на русском языке.

3-й псалом является частью первой кафизмыВечернее богослужениеСтихи произносятся нараспев

Текст псалма 3 на русском языке

Современный перевод позволяет лучше понять смысл не только 3-го псалма, но также всего Псалтыря целиком. Не имеет значения, на каком языке произносится молитва, если она идет от самого сердца и направлена прямиком к Богу.

1 Господи, почему умножились теснящие меня?

2 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

3 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

4 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

5 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

6 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.

7 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

8 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твое.

Не стоит забывать, что Всевышний денно и нощно наблюдает за всеми своими детьми. Он видит все, а потому протягивает руку помощи только тем, кто искренне верует в Его силу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 3


Псалом 3- текст с ударением и переводом
Объяснение и краткое толкование 3-го псалма

ПСАЛОМ 3- ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 3 (со Славой) слушать:

https://azbyka.ru/audio/audio1/Svjashhennoe_pisanie/psaltir_tsl_mohov/004_psalom_3_slava.mp3

КАФИЗМА 1

Псалом 3 Псалом 3
1 Псалом Давиду, Внегда́ отбегаше от лица́ Авессалома, Сы́на своего́, 1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
2 Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, 2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня
3 мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния ему́ в Бо́зе его́. 3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге».
4 Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. 4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5 Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. 5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
6 Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя. 6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7 Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
8 Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́ 8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
9 Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое. 9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

Слава:


ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 3 ПСАЛМА

По Божиему попущению вера Давида была, в течение его жизни, неоднократно была испытана Богом. На жизнь Давида, в борьбе за власть, покушался и его сын Авессалом, который подготовил вооруженное восстание. Из-за этого Давид вынужден был оставить Иерусалим и бежать с некоторыми из приближенных людей от преследования Авессалома.
Поэтому псалом 3 имеет такое надписание — Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего.

Пс.3:2 Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя.

«Господи! как много у меня врагов!» Во Второй книге Царств повествуется, что с Авессаломом против Давида восстали очень многие «мнози восстают на мя», потому что Авессалом лестью и обманом «приусвои сердца сынов Израилевых», т.е. вкрался в сердца их (2Цар. 15:6,12).
Почти весь израильский народ пристал к Авессалому, решившемуся низвергнуть Давида и взойти на престол израильского царства. Посему в молитве к Богу Давид жалуется на множество врагов своих.
Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о смерти его. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них.
Ахитофел, искренний друг и советник Давида, изменил ему, предался на сторону Авессалома и потом сам удавился. Так Иуда, один из близких учеников Христа, предал Его и после того сам удавился.

Пс.3:3–4 Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Давид, молитвенно жалуясь Господу Богу под множеством врагов, понимает не одних внешних, видимых врагов своих, но и врагов внутренних, которые в душе пророка старались возбудить помыслы отчаяния в милости Божией, чтобы вернее погубить его. Потому он и говорит в молитве Богу: «Многие говорят душе моей: напрасно он надеется на помощь Божию; нет ему спасения от Бога».
Как и нечестивые иудеи, ругаясь Христу, распятому на кресте, говорили: «Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему» (Мф. 27:43).

Пс.3:4 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Но никакие злобные внушения врагов Давида не могли поколебать твердости веры его в Бога, он всегда твердо исповедовал – и пред людьми, и пред лицем Всеведущего Бога, говоря как бы так: пусть враги мои говорят, что всуе, напрасно надеялся на Бога: все они прельщаются. Ты, Господи, не оставляешь никогда уповающих на Тя, – всегда это скажу; Ты заступник мой; Ты слава моя; Тобою одним хвалюсь я, и Ты не предашь меня поруганию врагов моих. Ты возносишь главу мою.
Возношение главы, поднятие ее кверху означает состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица есть знак печали и сетования.

Пс.3:5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

Под горою святою разумеет псалмопевец те места особого невидимого присутствия Божия, какие в его время особенно свято чтились иудеями.
Это, во-первых, храм, или тогдашняя скиния Божия, находившаяся на горе Сион, и, во-вторых, небо, «небесный Иерусалим» (Евр. 12:22). Таким образом, стих пятый псалма может быть выражен следующими словами: в тяжких скорбях, при нападениях врагов моих взывал я ко Господу, и Он милостиво принимал молитвенный вопль мой так же, как и во храме Своем святом, и в небесном Своем Сионе.

Пс.3:6–7 Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя.

Тмами на славянском языке называются великое множество людей, или десятки тысяч. Таким образом, смысл изречений 6-го и 7-го стихов может быть выражен так: «Господь слышит молитвенный вопль мой, и потому во время вражеских нападений, сплю ли я или бодрствую, я уверен, что Господь защищает и ограждает меня. Поэтому-то и не страшно для меня великое множество врагов, окружающих и ополчающихся на меня, хотя бы их были десятки тысяч, тмы».

Пс.3:8 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси.

Слово «воскресни» употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим, или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи.
Под зубами грешников разумеется, по изъяснению св. отцов, крепость, или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников – значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы.
Таким образом, выразив уверенность в Божественном покровительстве и заступлении от врагов, Давид и еще обращается с молитвою к Господу, чтобы Он опять восстал на защиту его и спас его от всех враждующих против него напрасно, безвинно: «Восстань, – говорит, – Господи, в помощь мою и спаси меня, как и доселе Ты поражал всех враждовавших против меня и, как презренных, сокруши их десницею Твоею».

Пс.3:9 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

В заключение псалма святой псалмопевец еще раз выражает глубокое признание, или исповедание того, что спасением своим от врагов и сам он, и находящиеся при нем люди обязаны Единому Господу, и что благословение Господне почивает на тех людях, которые надеются на Господа и ищут Его помощи: не только я Тебе единому, Господи, обязан спасением, но и на всех исповедающих имя Твое Ты простираешь Свое благоволение.

Вопросы веры: Что значит «зубы грешников сокрушил еси»?

На каждой всенощной в третьем псалме, с которого начинается Шестопсалмие, мы слышим «Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси». Эти слова вызывают у меня недоумение. Почему зубы имеют такое большое значение для псалмопевца? Нигде в патериках не читал, чтобы за грехи Бог покарал кого-то выпадением зубов. И что значит «сокрушил»? Понятно, что не имеется в виду удар в челюсть, как в драке между людьми. Может быть, у кого-то из святых отцов есть толкование этого отрывка? Владимир
Отвечает Михаил СЕЛЕЗНЕВ, доцент Института восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии, заведующий кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия:
— Уважаемый Владимир! В Ветхом Завете деяния Бога часто описываются антропоморфными метафорами: Он обнажает меч, сжигает колесницы, пронзает врагов стрелами, поражает рукою Своею… Бог предстает перед нами в образе могучего и сильного воина, который в праведном гневе карает врагов и грешников. Эти образы нельзя понимать буквально. Например, когда написано «зубы грешников сокрушил еси», это не значит, что у грешников выпали зубы, а из слов «послал в почки мои стрелы из колчана Своего» (Иер. 3: 13) не следует, что у пророка Иеремии что-то случилось с почками. Это художественный образ, его цель — наглядно, ощутимо выразить силу, гнев, кару, боль. Метафора жестокая, но странно ждать от текстов, написанных за несколько веков до Рождества Христова, соответствия этике Нагорной проповеди.
Святой Афанасий Великий пишет в «Толкованиях на Псалмы»: «Зубами же грешников Псалмопевец называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы. Или зубы грешников суть неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся; потому что помыслами как зубами пользуясь, противники нередко приближаются к нам, чтобы поядать плоти наши, то есть, порождаемое плотию. Ибо явлена суть дела плотская, говорит божественный Апостол (Гал. 5: 19). Говорит же Псалмопевец о зубах в переносном смысле, взяв образ с зверей, у которых крепость состоит наипаче в зубах, так что по сокрушении зубов делаются они неопасными. Ибо и убийцы и кровопийцы хуже самых кровожадных зверей, или им уподобляются». Насколько мне известно, никто из отцов не соотносит эти слова с зубной болью, выпадением зубов и вообще с человеческими зубами в прямом смысле слова.

Версия для печати

Тэги: Язык богослужения Перевод богослужения Священное Писание

Псалом 3

В начале третьего псалма имеется такое надписание: Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего. По попущению Божию, вера и терпение царя Давида были испытываемы многократными нападениями на него со стороны многочисленных врагов его. В число врагов его вступили Ахитофел, один из ближайших советников его, и даже Авессалом, один из сынов его. Последний задумал воцариться вместо Давида, отца своего, и для этой цели подготовил вооруженное против него восстание. Давид принужден был оставить Иерусалим, свою столицу, и бежать с некоторыми из приближенных людей от преследования Авессалома. Но Господь услышал молитву Давида и спас его от козней врагов его, которые все погибли лютой смертью. Пораженный страшною скорбью, Давид во время восстания на него Авессалома взывал ко Господу:

Пс.3:2 Господи, что ся умножиша стужающии ми; мнози востают на мя.

По переводу с еврейского: «Господи! как много у меня врагов!» или: «Как умножились враги мои!» Во Второй книге Царств повествуется, что с Авессаломом против Давида восстали очень многие, потому что Авессалом лестью и обманом «приусвои сердца сынов Израилевых», т.е. вкрался в сердца их (2Цар. 15:6,12). В смятении Давид говорил рабам своим: «Востаните, и бежим, яко несть нам спасения от лица Авессаломля» (2Цар.15:14). «Мнози восстают на мя». Весь почти израильский народ, отложась от Давида, законного царя своего, пристал к Авессалому, решившемуся низвергнуть Давида и взойти на престол израильского царства. Посему в молитве к Богу Давид жалуется на множество врагов своих. Пророк Давид в этом случае предызобразил собою уничиженное состояние на земле Господа Иисуса Христа, Которого также окружало множество врагов. Давид любил сына своего Авессалома и просил военачальников своих сохранить жизнь его в случае поражения его войска, и горько потом плакал он о сыне своем, когда узнал о смерти его. Так и Иисус Христос плакал о погибели врагов Своих и молился за них. Ахитофел, искренний друг и советник Давида, изменил ему, предался на сторону Авессалома и потом сам удавился. Так Иуда, один из близких учеников Христа, предал Его и после того сам удавился.

Пс.3:3–4 Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Небезосновательно можно предположить, что Давид, молитвенно жалуясь Господу Богу на множество врагов, разумеет не одних внешних, видимых врагов своих, стужающих ему, т.е. постоянно беспокоящих, угнетающих его, но и врагов внутренних, каковы собственная плоть, постоянно воюющая против закона совести и разума, грешный мир, во зле лежащий, или люди нечестивые, вводящие в соблазн и искушения и постоянно преследующие ненавистью, и, наконец, исконный враг нашего спасения дьявол, постоянно искушающий и ищущий нашей погибели. Все эти враги Давида старались возбудить в душе его помыслы отчаяния в милости Божией, чтобы вернее погубить его. Потому он и говорит в молитве Богу: «Многие говорят душе моей: напрасно он надеется на помощь Божию; нет ему спасения от Бога». Так и нечестивые иудеи, ругаясь Христу, распятому на кресте, говорили: «Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему» (Мф. 27:43).

Пс.3:4 Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.

Никакие помыслы, никакие злобные внушения врагов Давида не могли поколебать твердости веры его в Бога и отвратить его от упования на милость Божию и Его заступление. Вся жизнь Давида, все обстоятельства этой жизни, скорбные и радостные, служат подтверждением того, что он всегда твердо исповедовал – и пред людьми, и пред лицем Всеведущего Бога, говоря как бы так: пусть враги мои говорят, что всуе, напрасно надеялся на Бога: все они прельщаются. Ты, Господи, не оставляешь никогда уповающих на Тя, – всегда это скажу; Ты заступник мой; Ты слава моя; Тобою одним хвалюсь я, и Ты не предашь меня поруганию врагов моих. Ты возносишь главу мою. Возношение главы, поднятие ее кверху означает состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица есть знак печали и сетования.

Пс.3:5 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

Под горою святою разумеет здесь псалмопевец те места особого невидимого присутствия Божия, какие в его время особенно свято чтились иудеями. Это, во-первых, храм, или тогдашняя скиния Божия, находившаяся на горе Сион, и, во-вторых, небо, «небесный Иерусалим» (Евр. 12:22). Таким образом, стих пятый псалма может быть выражен следующими словами: в тяжких скорбях, при нападениях врагов моих взывал я ко Господу, и Он милостиво принимал молитвенный вопль мой так же, как и во храме Своем святом, и в небесном Своем Сионе.

Пс.3:6–7 Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людий, окрест нападающих на мя.

Тмами в Священном Писании, на славянском языке, выражается многочисленное собрание, или великое множество людей, тмами собственно называются мириады, или десятки тысяч. Таким образом, смысл изречений 6-го и 7-го стихов может быть выражен так: «Господь слышит молитвенный вопль мой, и потому во время вражеских нападений, сплю ли я или бодрствую, я уверен, что Господь защищает и ограждает меня. Поэтому-то и не страшно для меня великое множество врагов, окружающих и ополчающихся на меня, хотя бы их были десятки тысяч, тмы».

Пс.3:8 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси.

Слово «воскресни» употреблено здесь не в прямом смысле воскресения из мертвых, а в переносном. Господь называется воскресающим, или восстающим от сна, когда приходит нам на помощь, и, наоборот, называется спящим, когда не приходит или не оказывает Своей помощи. Тот же псалмопевец говорит в другом месте: «Востани, Вскую спиши, Господи» (Пс.43:24). Под зубами грешников разумеется, по изъяснению св. отцов, крепость, или сила согрешающих против Давида, или злословие их и хулы. Поэтому сокрушать зубы грешников – значит лишать их крепости, силы, уничтожать их клеветы. Таким образом, выразив уверенность в Божественном покровительстве и заступлении от врагов, Давид и еще обращается с молитвою к Господу, чтобы Он опять восстал на защиту его и спас его от всех враждующих против него напрасно, безвинно, чтобы поразил и отнял у них силу и возможность вредить ему. «Восстань, – говорит, – Господи, в помощь мою и спаси меня, как и доселе Ты поражал всех враждовавших против меня и, как презренных, сокруши их десницею Твоею».

Пс.3:9 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

В заключение псалма святой псалмопевец еще раз выражает глубокое признание, или исповедание того, что спасением своим от врагов и сам он, и находящиеся при нем люди обязаны Единому Господу, и что благословение Господне почивает на тех людях, которые надеются на Господа и ищут Его помощи. Он как бы так выражает эти мысли и чувства: не только я Тебе единому, Господи, обязан спасением, но и на всех исповедающих имя Твое Ты простираешь Свое благоволение.

«Воззовем и все мы, христиане, воззовем по примеру псалмопевца: к Тебе, Господи, взываю всем сердцем моим. Боже, Боже, услыши мя, упование всех концев земли и странствующих далече. Запрети всем нечистым духам, да бегут от лица раба Твоего, Приими оружие и щит и восстани в помощь мою. Рцы душе моей: спасение твое есмь Аз. Да отступит от души моей дух боязни, дух уныния, дух гордыни и всякой злобы, да угаснет в ней всякое разжжение, производимое действием диавольским; да просветится дух мой, душа и тело светом видения Твоего, да пришедши в меру возраста, в век века, с ангелами и со всеми благоугодившими Тебе, прославлю всечестное и поклоняемое имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (Псалтирь св. Ефрема Сирина).

В жизни царя Давида было много тяжелых испытаний и горя, но предательство родного сына стало самым мучительным временем для Давида. Именно в те минуты отчаяния и уныния он написал текст псалма 3, в котором возлагает надежды на спасение и избавления на Господа.

Текст молитвы псалом 3

На церковнославянском языке

Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего

1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя,

2 мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго.

3 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою.

4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея.

5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя.

6 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя.

7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси.

8 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

На русском языке

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

1 Господи, почему умножились теснящие меня?

2 Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его.

3 Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою.

4 Гласом моим я ко Господу воззвал, и Он услышал меня со святой горы Своей.

5 Я уснул и спал; пробудился, ибо Господь защитит меня.

6 Не убоюсь множеств людей, кругом нападающих на меня.

7 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, ибо Ты поразил всех враждующих против меня тщетно, зубы грешников Ты сокрушил.

8 От Господа спасение и к народу Твоему – благословение Твоё.

Трудности встречаются в жизни каждого, но жизнь царя Давида за 1000 лет до Рождества Христова была полна смертельно опасных испытаний. Родного сына царя Авессалома переманили на свою сторону предатели и враги. Этот удар был для Давида неожиданным, подкосил и без того больного царя. Ему пришлось бежать из города с небольшим количество верных людей, в то время как сын, заручившись поддержкой большей части войска, преследовал царя. В подписи к тексту псалма 3 указано, что именно об этом периоде жизни и писал Давид.

Молитва пропитана тоской и унынием, страхом за жизнь и искренней надеждой в поддержку и защиту Господа. Третий псалом относится и к псалмам-плачам, и к хвалебным песням. Если вначале описываются страдания Давида, то к концу молитва преображается, наполняется силой и твердой верой в силу Господа, в светлое будущее, которое обреет праведник.

Когда читать псалом 3?

Текст песни входит в состав Шестопсалмия, которое используется в православных вечерних службах. Разрешается читать псалом 3 на русском языке дома, но желательно вечером и в полумраке, например, при зажженных свечах перед иконами. Приглушенный свет здесь играет свою роль, олицетворяет смятение человека, оказавшегося на перепутье, молитвой он взывает к Господу, который дарует ему свет – путь к спасению.

История, которая описывается в тексте песни, приведена во второй книге Царств, в главе 12. Псалом 3 отличается эмоционально насыщенным изложением, которое не просто повествует о событиях прошлого, но и описывает чувства царя Давида, силу его веры и преданности Богу.

Песни Псалтири состоят из стихов, разбор которых открывает общее толкование псалма 3:

  • Стих 1-3 – царь Давид говорит о своих горестях и врагах. Он был предан близкими людьми, большинство ополчилось на него, но он не оставлял веру, которую не все хотели признавать. Люди забыли о Боге, а потому перестали верить в то, что Давид Господом избран на царствование. И всё же царь не оставлял надежды и искал защиты только у Бога.
  • Стих 4-5 – просьбы и молитвы Давида были услышаны, Господь защищал и оберегал его беспрестанно. Печаль и скорбь лишали сил, но Бог был помощником, а вера — источником силы даже в трудные времена.
  • Стих 6 – дух Давида окреп, царь обрел уверенность в будущем, которую принесла ему надежда. Уповая на Господа, Давид перестал бояться врагов и расправы, здесь понимаются не только конкретные люди, но и все преграды, даже внутренняя борьба, которые встают на пути праведного.
  • Стих 7-8 – автор признает и восхваляет силу Господа. Давид возлагает надежду на свое спасение Богу, так как Он защищает весь свой народ, каждого верующего.

Толкование псалма 3 открывает главную мысль песни – даже в скорби и отчаянии нужно верить и надеяться в Господа, так как в нём единственное спасение человека.

Предлагаю немного поупражняться в постижении азов церковно-славянского языка, причем сделать это прямо на практике, разбирая один из самых больших фрагментов всенощного бдения — шестопсалмие. О значении этого фрагмента богослужения можно прочитать тут:
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z05_1/Z05_1_01.htmhttp://www.pravmir.ru/article_594.html:
http://orthodox.etel.ru/2001/03/6psalm.htm;
http://www.liturgica.ru/bibliot/hexapsalm.html
В шестопсалмие входят 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й и 142 псалмы. О том, почему именно эти псалмы выбраны и объединены, о их символическом значении, можно прочитать, открыв приведенные выше ссылки.
Наша же задача – попытаться максимально точно уловить смысл текста, попутно познакомиться с наиболее характерными морфологическими формами ЦСЯ и расширить словарный запас. Для того, чтобы текст не получился громоздким, попробуем проанализировать каждый псалом отдельно.
Тексты псалмов напечатаны ниже так называемым гражданским шрифтом, то есть без «еров» на конце слов, без букв, не использующихся в русском языке и сокращений под титлами.
Псалом 3
Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.
Так звучит этот псалом на церковнославянском.
Жирным шрифтом выделены слова, на которые хотелось бы обратить ваше внимание. Разбирая их грамматические формы и лексическое значение, мы чуть-чуть ближе познакомимся с церковнославянским языком.
Давайте же попробуем разобраться в их значении.
Что ся умножиша… Ся – возвратное местоимения себя, превратившееся сегодня в большинстве случаев в частицу -сь. В церковнославянском эта частица могла употребляться как самостоятельно, так и входить в состав слова. То есть, можно было бы сказать и «умножишася».
Глагольное окончание -ша говорит нам, что перед нами глагол прошедшего времени ( в данном случае – аорист), указывающий на множественное число и третье лицо. Если точно переводить это слово на русский, получится «(они) умножили». Прибавляем частицу -ся, получаем «(они) умножились»
Раз уж мы заговорили об аористе, скажем, что в первом лице множественного числа (мы) было бы «умножихомъ ся», во втором (вы) – «умножисте ся». А если бы этот глагол был дан в единственном числе, было бы в первом лице «азъ умножихъ», а во втором и в третьем — «(ты, он) умножи». Именно это нулевое окончание часто сбивает с толку при чтении текста на церковнославянском языке. Читаем, например: «Рече Господь притчу сию…» И нас так и тянет подставить -т (речет). Возникает обманчивое ощущение, что речь идет о настоящем времени. А в других случаях церковнославянский глагол прошедшего времени совпадает с русским глаголом в повелительном наклонении (Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся его (пс. 102; 13) Ущедри – это не повелительное наклонение, и не глагол будущего времени, к которому «забыли приписать -тъ», это глагол прошедшего времени («ущедрил»)
Итак, с «ся умножиша» разобрались: умножились
Далее. Стужающии ми. При том, что студъ – это стыд, а стужа – холод, лихорадка, слово стужающие означает не «стыдящие», и ,уж тем более, не «остужающие», а гонители, притеснители, беспокоящие.
Мнози – многие. Это понятно и без перевода. «Несть спасения ему в Боге его» — тоже. Давайте только обратим внимание на слово несть.
Такая форма отрицательной частицы с глаголом указывает на третье лицо. (Азъ есмь, ты еси, онъ есть, мы есьмы, вы есте, они (!) суть)
При отрицании частица сливается с глаголом:
Азъ несмь, ты неси, он несть, мы несмы, вы несте. Они (!) не суть.
Возносяй – причастие. Такая странная особенность была у старославянского языка: в именительном падеже у причастий мужского рода выпадали суффиксы -ущ, -ющ, -ащ, ящ, -ш и -вш. (вот бы сегодняшние школьники порадовались ) Вместо суффиксов причастия в именительном падеже «закрывали» окончания -ый (-ий) и -ай, (-яй).
За примерами далеко ходить не надо:
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй…» читаем мы в утренних и вечерних молитвах. Слово сый означает «существующий», «исполняяй» — исполняющий. По смыслу это лучше переводить глаголами, а не причастиями: «который везде присутствует и все наполняет». «Возносяй» тоже лучше перевести глаголом возносит.
воззвах, уснух, спах, востах, — примеры аориста, о котором говорилось выше. Переводить следует «я воззвал», «я уснул», «я спал», «я восстал».
И услыша мя – тоже пример аориста. Только нулевое окончание указывает на то, что речь идет о третьем лице (он), в данном случае, о Боге: «Он услышал»
Читаем дальше: «Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой…»
«Не убоюся от тем людей». «От тем» кажется страннейшим сочетанием предлога и указательного местоимения. На слух кажется: полная ерунда. И как только порой не переводят горе-ученики… Чаще всего говорят, что это значит «потому» или «тем самым»
Но «темъ», ( написанное по-церковнославянски не через «ять», а через «есть» («е») – это не творительный падеж местоимения «той» (тот), а родительный падеж слова «тьма» (бесчисленное множество). Помните у Блока в «Скифах»: «Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы…»)
«Окрест нападающих» – совсем просто: со всех сторон нападающих. Обратите только внимание на ударение: нападающих, а не нападающих.
«Воскресни, Господи» – не «оживи», не «восстань из мертвых», а «восстань и яви свою силу».
Ну, и последнее… «спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе:»
Здесь, как и во многих иных местах псалтири, есть лакуна, не найдя которую, мы потеряем смысл: «спаси мя, Боже мой, (так же как ты и раньше) поразил напрасно враждующих со мной».
«зубы грешников» — это их сила, псалмопевец сравнивает лютых врагов с дикими зверями.
Вот, собственно, и все трудные места 3-го псалма.
Добравшийся до этого места читатель вполне заслужил прочитать, наконец, перевод, сделанный в девятнадцатом веке выдающимся филологом и библеистом П. Юнгеровым:
Псалом 3.
Господи! Как умножились гонители мои! Многие восстали на меня, многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его». Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим ко Господу я воззвал, и Он услышал меня от горы святой Своей. Я уснул, спал и восстал, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь мириад людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех, напрасно враждующих против меня, зубы грешников сокрушил. От Господа спасение, и на народе Твоем благословение Твоё.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *