Зверинецкий монастырь Киев

Выход из пещер

Зверинецкий пещерный монастырь или как его официально называют — Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, является пещерным монастырем в исторической местности Киева Зверинец и внесен в реестр памятников археологии национального значения Украины.

В октябре 1888 года были обнаружены пещеры, которые находятся рядом со Свято-Троицким монастырем. Первым их посетителем стала Феодосия Матвиенко, которая спустившись в подземелье пришла в ужас — внутри она увидела множество человеческих останков, которые находились в разных положениях. Монахи Ионинского монастыря отслужили панихиду по этим людям, а настоятель архимандрит Иона благословил обследование пещер.

В ней были найдены остатки монашеской одежды, кресты, параманы, церковная утварь, посуда и прочие предметы обихода верующих. Из-за смерти настоятеля Ионинского монастыря работы по освоению пещер были на длительное время остановлены. В 1911 году игумен Валентин Свято-Троицкого монастыря построил возле подземелий шалаш и переселился в него, чтобы охранять святое место. Кроме этого, он служил в этом древнем иноческом погребении панихиды по погибшим там монахам.

1 из 10 Во дворике монастыря Во дворике монастыря Внутри монастыря Внутри монастыря Мощи святых в пещерах Мощи святых в пещерах Церковь во имя Собора преподобных отцов Зверинецких Церковь во имя Собора преподобных отцов Зверинецких Собор Божией Матери — Всех скорбящих радости Собор Божией Матери — Всех скорбящих радости Главный алтарь Главный алтарь Монастырь зимой Монастырь зимой Ниша с мощами Ниша с мощами Проход в пещерах Проход в пещерах Выход из пещер Выход из пещер

Осенью 1911 года отец Валентин познакомился со старшим советником киевского губернского управления князем Владимиром Жеваховым, который помог в исследовании пещер своими личными средствами. Как оказалось, это был один из первых монастырей на Руси и датировался он 10-11 столетием. Тут было найдено около 50 могил в которых насчитывалось примерно 100 погребенных, а также множество останков, которые лежали на полу в хаотичном порядке и не были погребены. Историки считают, что причиной разорения монастыря могли стать многочисленные набеги татар и половцев. Судя по размещению останков людей вдоль пещерного прохода, а также учитывая то, что некоторые из них были найдены возле входа, можно предположить что эти монахи укрылись в пещерах во время одного из таких набегов.

Напавшие на город враги могли увидеть куда скрылись монахи и засыпали вход в пещеры, тем самым похоронив всех находившихся там заживо. Люди, умирая от голода, недостатка воздуха и жажды, падали в разных местах или оставались в необычных позах — этим объясняется беспорядочное расположение останков. Таким образом, просуществовав около сотни лет, Зверинецкий пещерный монастырь окончил свое бытие.

Интересные факты:
— по одной из версий в пещерах монастыря может храниться «Библиотека Ярослава Мудрого»,
— Жевахов после революции скрывался в Зверинецких пещерах, потом был пойман и отсидел 7 месяцев в киевской тюрьме. Выйдя из заточения, он стал монахом и в 1926 получил звание епископа. В 1937 году был арестован НКВД и расстрелян за противодействие режиму.

Закончив исследования подземелий, монахи начали восстанавливать святое место и сюда в скором времени начало приходить много верующих мирян. До 1933 года Зверинецкие пещеры более-менее были в нормальном состоянии, тут проводились богослужения, но после расстрела настоятеля архимандрита Филарета все резко изменилось. В 1934 году монастырь был серьезно поврежден и разграблен атеистами.

В 1993 году киевские ученые исследовали мощи из пещер и пришли к выводу, что они относятся к 10-12 веку. Кроме того они узнали, что все люди, останки которых они проанализировали, при жизни страдали заболеваниями которые поражают организм в условиях сырости и холода — то есть они без сомнения были здесь монахами. С 1997 года тут возрождается скит Рождества Богородицы, а в 2009 году на базе скита учреждается Архангело-Михайловский монастырь. С тех пор здесь регулярно проводятся богослужения, а каждый желающий может совершить паломничество в Зверинецкие пещеры.

Где находится зверинецкий пещерный монастырь?Адрес: улица Мичурина, 22Телефон: (044) 285-24-40Сайт: http://www.zvcaves.com.ua/

Отзыв: Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь (Украина, Киев) — Грандиозный монастырь на 15-ти сотках земли

Этот монастырь хоть и является древним, его архитектурный ансамбль «вырос» из леса за каких-то несколько последних лет. Когда я впервые приехал сюда вначале 2000-х, здесь был домик над пещерами XI-XII веков. Сегодня на территории в 15 соток грандиозный ансамбль, обнесенный массивной оградой.

Вокруг монастыря — один из самых престижных районов Киева — Зверинец. Он всегда считался козырным. Во времена Руси здесь была загородная княжеская резиденция с охотничьими угодьями. В здешних лесах водились дикие звери. Сегодня от этих лесов мало что осталось. Но все равно, если вы поднимитесь к монастырю со стороны памятника Родине-Матери, то непременно пройдете через густой массив высоких деревьев. Ну и, конечно же, увидите, в каких коттеджах живут состоятельные киевляне. К слову сказать, один квадратный метр жилой площади стоит минимум 5000 долларов.
Войти в монастырь можно со стороны ботанического сада имени Гришка, спустившись по крутым ступеням. Здесь вы увидите поклонный камень с изображением Архангела Михаила.

Но эта калитка открыта не всегда, так как является рабочим входом, ведущим в Троицкий Ионинский монастырь. Отсюда открывается потрясающий вид на ультра-современный мегаполис и Киево-Печерскую Лавру. Также это единственное место, оттуда можно осмотреть Зверинецкий архитектурный ансамбль сверху. Есть здесь и лавочка, на которой можно посидеть с кофе, созерцая красоту.

Центральный вход в Зверинецкий монастырь находится снизу.

Перед Вами огромный каменный забор, украшенный глиняной лепкой в виде зверей, растений и узоров.

Массивные металлические ворота с литой колотушкой вместо ручки. Двор монастыря каменный — тесный, но все здесь размещено грамотно, так что у меня даже получалось прогуляться по нему.

Отсюда попадаем в Зверинецкие пещеры.

Уникальное и одухотворенное место. Они низкие и узкие, по бокам ниши, в которых монахи молились, кушали … здесь же их и хоронили после смерти. Сквозь небольшие окошки можно увидеть кости древних подвижников. В основе Зверинецкого некрополя — останки мучеников, которых застали в пещерах кочевники-варвары.

Посетителям для поклонения выставляют каменные полукруглые урны, в которых находятся участки черепов святых.

Вам также покажут пещерную церковь в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех, где регулярно совершаются богослужения. Температура воздуха здесь — чуть больше 10 градусов выше нуля: летом прохладно, а зимой — тепло.
Над входом находится надвратная церковь Архангела Михаила.

Рядом с ней, со двора — вход в величественный собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радосте».
В архитектуре обоих храмов использован древнерусский и византийский стили.

Внутри они очень красиво расписаны. Вместительность достаточно большая. Отличная акустика. В оформлении нет абсолютно ничего лишнего. Есть здесь и нижний храм в честь священномученика Иоасафа (Живахова). Это князь, который много помогал монастырю, а в итоге принял здесь монашеский постриг. Здесь вы находитесь, словно в пещере. Есть здесь еще один храм — в честь мучеников Зверинецких.
Во всех этих соборах мне очень понравилась настенная роспись в каноническом стиле.

Вместо лампад — вот такие фонари.

Красивый пол из мозаики.

А величественные купола видны со многих близлежащих районов города. Удивительно, как между храмами еще помещается двухэтажный корпус с монашескими кельями.

Несмотря на то, что монастырь находится в центре мегаполиса, атмосфера внутри — очень тихая и спокойная.
В некоторых участках этот монастырь чем-то напоминает Святую гору Афон.

Неудивительно, ведь первые монахи, поселившиеся в пещерах, прибыли сюда из Греции. Отсюда и традиции. Экскурсия, несмотря на маленькую площадь, продолжается здесь около часа — благодаря удивительной и содержательной истории данного места.
Интересная колокольня.

Покажут вам и местные Святыни: частицу главы священномученика Климента Римского, а также иконы Пресвятой Богородицы: «Зверинецкую», «Скоропослушницу» и «Всех скорбящих радосте».
Рекомендую посетить это место, независимо от того, христианин вы или просто турист. Всех, кто приходит сюда, гостеприимные монахи угощают кофе.

Самая загадочная киевская обитель

Зимний Зверинецкий монастырь

Множество чудесных и старинных монастырей в Киеве, но самый загадочный и таинственный из них ‒ это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь Украинской Православной Церкви Московского патриархата, расположенный в Печерском районе Киева, к югу от Киево-Печерской лавры.

Отец Леонтий рассказывает о пещерах. С этим чудесным монастырем меня знакомит его благочинный, архимандрит Леонтий (Золотарев).

Здешние места получили свое название от княжеских «звериных ловов» или охот в этих когда-то густых лесах, изобиловавших в те далекие времена всяческим зверьем. В «Повести временных лет» по этому поводу говорится так: «и бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяше зверь».

Елена Анатольевна Воронцова, кандидат исторических наук, много лет проработавшая заведующей отделом «Киев подземный» (ныне упраздненным) Музея истории Киева, замечала: «По другой версии, название связано с находившимся в этом месте зверинцем, где содержались специально подготовленные для охоты звери и птицы».

Самый загадочный и таинственный

Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах Историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах, в своей книге «Зверинецкие пещеры в Киеве. Их древность и святость», изданной в 1914-м году в типографии Киево-Печерской лавры, писал, что все древнейшие киевские монастыри были подземными и только впоследствии «вышли из-под земли».

Все они в течение веков подвергались изменениям, их перестраивали, переделывали, меняли, и только Зверинецкие пещеры, пролежав под землей нетронутыми много веков, остались в неприкосновенности и могут показать нам настоящий вид тех самых древних подземных келий, где подвизалась ревностная монашеская братия.

Дело в том, что древнейший Зверинецкий монастырь, созданный в первом веке христианства на Руси, в тяжкие времена нападений половцев или монголо-татар был засыпан землей и забыт на 800 лет.

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей

Тайны этого монастыря ещё ждут своих исследователей и первооткрывателей: общая длина здешних пещер превышает длину Ближних и Дальних пещер великой Киево-Печерской лавры, и здесь все ещё осталось до километра (а может, и больше) неизвестных, не открытых ходов.

Как обнаружили подземный монастырь?

Феодосия Васильевна Матвиенко, первая указавшая по сновидению местоположение Зверинецких пещер Заветные святыни могут долгое время таиться под спудом, в неизвестности, но когда Господь хочет ‒ тайное становится явным. Когда-то чудотворную Казанскую икону обрели благодаря маленькой девочке Матрене. А Зверинецкие пещеры были открыты благодаря благочестивой, в ту пору 50-летней, жительнице Киева ‒ Феодосии Васильевне Матвиенко, чей дом находился напротив горы с засыпанным входом в пещеры. Как-то весной 1882 года, на рассвете, она услышала гул провала земли и увидела светлую радугу, один конец которой падал на место провала, словно указывая на нечто чудесное. Феодосия Васильевна рассказала о случившемся соседям.

В полдень этого же дня её сосед, художник Дмитрий Зайченко, со своим товарищем, возвращаясь со службы из расположенного рядом Свято-Троицкого Ионинского монастыря, наведались к открывшемуся провалу, захватив с собой свечи. Они расчистили отверстие и спустились в провал. Обнаружили там длинную пещеру со множеством человеческих останков и монашеские келии.

Начертание имен Зверинецких игуменов в пещерной церкви

Панагия из ниши игумена Климента

Подвижники Зверинецких пещер

Люди, которые покоились в пещерах, несомненно, были иноками: сохранились их кожаные монашеские пояса с изображениями двунадесятых праздников, четки, плетенные из тонких ремешков монашеские параманы, полуистлевшая кожаная и войлочная обувь, деревянные доски от гробов ‒ некоторые из них кипарисные, сохранившие особенный запах, ‒ обломки жерновов для растирания зерна.

Схимнический параман, найденный при раскопках пещер Пещерная келья Исследователь пещер Иван Михайлович Каманин так описывал келии затворников Зверинецких пещер: «Затворнические келлии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ея равна росту человека; в устье ея, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ея, глубиной по колена человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу ‒ келлию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мог подыматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти ‒ могилой… Близость таких ниш к алтарю давала возможность подвижникам слышать богослужение…». Древнее начертание креста в Зверинецкой пещерной церкви Духовный писатель Евгений Николаевич Поселянин (Погожев) по поводу открытия Зверинецких пещер писал: «Невозможно никакими словами передать то чувство какого-то покоя и каких-то совершенно неизведанных настроений, которые овладевают здесь, в глубине земли, в этой миниатюрной простой церкви, в полном отчуждении от всего земного и в соседстве с немыми останками братии неведомого монастыря!»

Иван Михайлович Каманин восхищался природой вокруг пещерного монастыря: «Вся окрестность пещер производит чарующее впечатление. Стоя на высокой пещерной горе, пока ещё пустынной и открытой со всех сторон, с голубым небесным сводом над головой, и любуясь этой удивительной по красоте живой картиной, невольно испытываешь возвышенное настроение и близость к Богу; подавленная городской сутолокой душа чувствует себя свободной и облегченной, хотя на час, от мирских забот! Дивная природа!»

Просьба о молитве

Спустя 30 лет, уже 80-летняя, Феодосия Васильевна Матвиенко рассказывала Каманину, как тоже спустилась в пещеры, позвав с собой свою знакомую, чтобы было не так страшно. Рассказывала, что видела около 50 истлевших гробов в пещерках ‒ в каждой пещерке по два покойника головой к устью, всего наблюдательная Феодосия насчитала 99 черепов.

Покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их

Помимо монашеской братии, погребенной в пещерных кельях, были обнаружены останки мирских людей, которые, видимо, погибли, пытаясь укрыться в пещерах от преследования врагов. Они лежали беспорядочно вдоль пещерного прохода, что говорило о том, что над ними не был совершен обряд погребения.

Феодосия Васильевна рассказывала также, что покойные обитатели пещер являлись ей во сне и просили накормить их. Благочестивая женщина смекнула, о какой пище они просят, и заказала в Ионинском монастыре панихиду по погибшим, после чего подобные сны прекратились.

Честные главы в пещерах

«Предоставленные сами себе»

В день открытия пещер, ближе к вечеру, братия ближайшего Свято-Троицкого Ионинского монастыря, взяв свечи, тоже отправились на осмотр пещерной обители. Что-то из найденного они забрали на молитвенную память ‒ и это было хорошо, потому что затем к пещерам повалили любопытные.

Очень быстро слухи об открытии никому неведомых пещер распространились по округе ‒ но, к сожалению, далеко не сразу пришло понимание великой ценности находки, её духовного, культурного и исторического значения.

От момента открытия пещер в 1882-м году до начала их исследования и раскопок в конце 1912 года прошло целых 30 лет. В течение этого времени чудесные, полные святынь пещеры находились без охраны, по словам Ивана Михайловича Каманина, «предоставленные сами себе», а местные жители и далекие посетители могли уносить все, что их интересовало.

Подвижник и заступник древнего монастыря

Игумен Валентин В 1911-м году произошли новые обвалы, и открылись два новых входа в пещеры. Но теперь у пещерного монастыря появился заступник ‒ духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко). Господь открыл ему духовную ценность пещер, и отец Валентин переселился из своей обжитой монастырской кельи в небольшой шалаш, наскоро сооруженный из тонких досок, чтобы охранять пещерные кельи и служить панихиды.

Трудно представить, какие лишения претерпевал подвижник: холод и зной, опасность от кладоискателей и грабителей, бесчинства и досаждения от просто любопытствующих. Но большинство паломников стали приходить сюда за молитвами и благодатью древней святыни. Так было положено начало скиту на Зверинецких пещерах.

Внезапно почувствовал четкое внутреннее извещение

Мы зажигаем свечи и спускаемся в пещеры. Сердце бьется чаще – это место преисполнено благодати. Отец Леонтий рассказывает: «В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1911 года, у пещер появился новый покровитель ‒ князь Владимир Давидович Жевахов. Из дневника князя известно, что утром, проснувшись раньше обычного, он почувствовал четкое внутреннее извещение о необходимости поехать на богослужение в Троицкий Ионинский монастырь, где до этого никогда не бывал.

Игумен Валентин и князь Жевахов у входа в пещеры при начале раскопок в 1912 году

Игумен Валентин, князь Жевахов, горные инженеры и скитские монахи 1914 год

После литургии, увлекаемый потоком паломников, князь решил наведаться к малоизвестным на то время полузаваленным пещерам. Отец Валентин после молебна и панихиды повел князя за собою, просто подвел к открытым пещерным входам и сказал: ‟Ваше сиятельство, было бы хорошо на месте этой древней святыни возродить монастырь». И Господь через этих двух людей, хоть и на короткое время, возродил монашескую жизнь в Зверинецких пещерах”.

Зверинецкие пещеры не отпускают тех, кто здесь однажды побывал

Место погребения исследователя пещер Пещеры оказывают сильное впечатление на тех, кто их посещает: как минимум хочется побывать здесь снова.

Интересно, что Иван Михайлович Каманин, исследователь пещер, остался в них и после своей кончины: он покоится, согласно его собственному завещанию, в этих же пещерах, в конце Алтарной улицы.

Следующий человек, который останется здесь навсегда, ‒ это игумен Валентин (Коротенко): скончавшийся Великим постом, десятого марта 1917 года, подвижник будет похоронен в пещерах недалеко от входа. Его многолетний самоотверженный труд был принят Зверинецкими преподобными, и отец Валентин стал как бы одним из них.

Князь Владимир Давидович Жевахов после знакомства с Зверинецкими пещерами тоже не сможет с ними расстаться.

Как князь Владимир Жевахов превратился в смиренного монаха Иоасафа

Князь станет благотворителем и попечителем пещер, старостой надпещерного храма. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами и проведены археологические раскопки. Благодаря попечительству князя был положен конец расхищению пещерных святынь.

Крестный ход из Киево-Печерской Лавры к Зверинецким пещерам в 1914

Позднее, в годы революции и гражданской войны, князь Владимир Давидович Жевахов будет в этих же самых пещерах скрываться вместе с братом-близнецом Николаем от облав большевиков и трудиться наравне с простыми послушниками скита.

Крестный ход из Киево-Печерской Лавры к Зверинецким пещерам в 1914

Возможно, именно по молитвам Зверинецких подвижников древности блестящий юрист, почетный мировой судья, старший советник Киевского губернского правления князь Жевахов именно в этих пещерах примет монашеский постриг и превратится в смиренного монаха Иоасафа, нареченного при постриге в честь своего предка, святого Иоасафа Белгородского. Монах Иоасаф (Жевахов) будет рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа.

Епископ Иоасаф (Жевахов) фото из следственного дела А потом владыку Иоасафа ждет Соловецкий лагерь особого назначения, ссылка, новые аресты и, наконец, мученическая кончина: 4 декабря 1937 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, он будет расстрелян под Курском.

В 2002-м году благотворитель Зверинецких пещер, епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов), прославлен в лике священномучеников ‒ и он духовно снова пребывает в своем любимом Зверинецком монастыре: его икона находится в соборе Всех скорбящих Радости, в нижнем приделе, освященном как раз в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.

Катастрофа

Елена Анатольевна Воронцова, бывшая заведующая отделом «Киев подземный» Музея истории Киева, писала: «Шестого июня 1918 года в Киеве случилась одна из наибольших катастроф. С десяти до двенадцати часов утра произошло пять взрывов на артиллерийских складах, что находились на Зверинце за Братским кладбищем. В результате взрыва, в дополнение ко всем разрушениям и пожарам, образовались два провала. Один – неподалеку от Зверинецких пещер, второй на противоположном конце плато, возле экономических ворот Свято-Троицкого монастыря. Эти провалы четко указывали на существование здесь подземных ходов. От взрыва сильно пострадала надпещерная церковь. Была снесена крыша, потолок на втором этаже обвалился, повреждены иконостас, иконы, украшения и церковная утварь. Взрыв отразился и на некоторых участках пещер».

Незадолго до своего закрытия Зверинецкий скит насчитывал до 40 насельников. В 1933-м году безбожники убили настоятеля скита, архимандрита Филарета (Кочубея), а через год скит был закрыт, а храм взорван.

Послевоенный период

Елена Анатольевна Воронцова рассказывала: «В послевоенный период Зверинец начал застраиваться частными жилыми домами, и о пещерах надолго забыли. Вспомнили в 1964-м году, но входы в подземелье были засыпаны. Исследователи знали приблизительное место входа на территории частной усадьбы на улице Мичурина, но хозяева установили там туалетную кабину. Её отодвинули, и только тогда через провал стало возможным попасть в пещеры и произвести археологическую разведку. Пещерный лабиринт оказался частично обрушенным, пройти его полностью не удалось».

В 1969-м году постановлением Совета Министров УССР Зверинецким пещерам был присвоен статус памятника археологии. Благодаря этому в 1988-м году смогли предотвратить строительство здесь высотного здания, и пещеры перешли в ведение киевского Музея истории.

Рассказ отца Леонтия об иконе «Всех скорбящих Радость»

Зверинецкий монастырь

«В июне 1918 года из-за диверсии были взорваны военные склады Зверинецкого форта, и взрывной волной был разрушен деревянный надпещерный храм в честь Рождества Богородицы. Храм был быстро восстановлен на средства богомольцев и освящен в честь иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость”.

После разорения обители в 1930-е годы храмовая икона считалась утраченной.

В 1997-м году был возрожден скит на Зверинецких пещерах. В 2009-м году на основе Зверинецкого скита был основан Архангело-Михайловский монастырь.

Архангел Михаил — покровитель монастыря

Фрески храма

К наместнику монастыря обратился коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью

В 2010-м году к наместнику нашего монастыря обратился частный коллекционер с предложением выкупить святыню, связанную с обителью. Это оказалась наша храмовая Скорбященская икона. В канун Страстной Пятницы 2010 года образ вернулся в монастырь, и теперь самый большой собор монастыря посвящен иконе Пресвятой Богородицы ‟Всех скорбящих Радость”.

Собор Божией Матери — Всех скорбящих Радости

Всех Скорбящих Радость

Рассказ отца Леонтия о Зверинецкой иконе Божией Матери

«Зверинецкая икона Божией Матери была обретена при раскопках погребения зверинецкого игумена Климента в 1913-м году. Образ, написанный на эмалированной железной пластине, чудом сохранился в микроклимате пещер с влажностью 95-98%. С 1915 года икона, как особо чтимая, была украшена драгоценной ризой на средства покровителя скита ‒ князя Владимира Жевахова. При разорении монастыря оригинал иконы был отделен от ризы, и святыни, по-видимому, отдали проверенным прихожанам на сохранение.

В послевоенное время серебряная риза с надписью «Зверинецкая икона Божией Матери» попала в руки митрофорному протоиерею Михаилу Макееву, который в своем храме святого великомученика Георгия Победоносца в селе Селищи (Барышевский район Киевской области) сохранил множество святынь из разоренных богоборцами монастырей и храмов. В 2000-м году он из небольшого Ионинского листка узнал о Зверинецком монастыре и вернул нам нашу святыню. Это произошло в день празднования Иверской иконы Божией Матери, 26 октября».

Сегодняшний день монастыря

В монастыре проходят ежедневные богослужения, как в пещерах, так и в надземных церквях. В настоящее время здесь три храма:

1. Пещерная церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех

Покровитель монастыря

Чудо Архангела Михаила в Хонех

2. Храм Собора преподобных отцов Зверинецких, построенный в 2010-м году над входом в пещеры, в византийском стиле. Его архитектура напоминает архитектуру афонских храмов.

Церковь во имя Собора преподобных отцов Зверинецких

3. Собор во имя иконы Божией Матери ‟Всех скорбящих Радость” в стиле древнерусского зодчества с нижним приделом, освященным в 2013-м году в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского.

Священномученик Иоасаф Могилевский

В настоящее время в монастыре 12 насельников, они трудятся на самых разных послушаниях: уборка монастыря, храмов, работы в теплицах, на огороде, на кухне и в трапезной ‒ и прочие, обычные для всех монастырей послушания.

Афонский монастырь Дохиар в честь святых Архангелов Михаила и Гавриила подарил Архангело-Михайловскому Зверинецкому монастырю точный список чудотворной иконы «Скоропослушница», сейчас иконографическое изображение этого исторического для Зверинецкого монастыря момента находится в приделе с чудесной иконой.

Икона Скоропослушница из Афонского монастыря Дохиар — обители Святых Архангелов

Перенесения с Афона в Зверинецкий монастырь образа Скоропослушницы

Официальный сайт монастыря: http://zvcaves.com.ua/

Архимандрит Леонтий рассказывает о пещерах:

Честные главы

Роспись собора в Зверинецком монастыре:

Архимандрит Леонтий согласился ответить на наши вопросы для Портала «Православие.ру», о беседе с ним мы расскажем во второй части нашей статьи.

Строительство Ноева ковчега

Мозаика центрального купола собора

Главы преподобных в мощевиках

Святыни пещер

В соборе

Монастырский комплекс на Зверинецких пещерах

  • 28 января в с. Софиевская Борщаговка епископ Кассиан возглавил отпевание Виталия Губенко 28 января в с. Софиевская Борщаговка, в храме Казанской иконы Божией Матери Вишневского викариатства епископ
  • 12 января под председательством епископа Кассиана состоялось собрание клириков Вишневского викариатства 12 января 2019 года в Вишневском викариатстве (Вишневское и Боярское благочиния Киевской епархии) под председательством
  • 25 декабря 2018г. УПРАВЛЯЮЩИЙ ВИШНЕВСКИМ ВИКАРИАТСТВОМ СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ В СТОЛИЧНОМ ХРАМЕ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ УПРАВЛЯЮЩИЙ ВИШНЕВСКИМ ВИКАРИАТСТВОМ СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ В СТОЛИЧНОМ ХРАМЕ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ 25 декабря 2018
  • 19 декабря СОСТОЯЛОСЬ СОБРАНИЕ ПРИХОЖАН ЗВЕРИНЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ 19 декабря 2018 года, после завершения вечернего богослужения, под председательством наместника обители епископа Кассиана состоялось
  • 13 декабря в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, Преосвященнейший Кассиан совершил Божественную литургию в храме в честь Изнесения Честных Древ г. Боярка. 13 декабря в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, Преосвященнейший Кассиан совершил Божественную литургию в
  • 10 ноября в день памяти св. вмчц. Параскевы, преосвященнейший Кассиан епископ Иванковский совершил божественную литургию в храме с. Ходосовка. 10 ноября в день памяти св. вмчц. Параскевы, преосвященнейший Кассиан епископ Иванковский совершил божественную литургию
  • 8 ноября в день памяти св. вмч. Димитрия Солунского, преосвященнейший Кассиан епископ Иванковский совершил божественную литургию в храме с. Юровка. 8 ноября в день памяти св. вмч. Димитрия Солунского, преосвященнейший Кассиан епископ Иванковский совершил божественную
  • 4 ноября в день празднования Казанской иконы Божией Матери, преосвященнейший Кассиан епископ Иванковский совершил божественную литургию в храме с. Софиевская Борщаговка 4 ноября в день празднования Казанской иконы Божией Матери, преосвященнейший Кассиан епископ Иванковский совершил божественную
  • 2 ноября в день памяти святого великомученика Артемия, преосвященнейший Кассиан епископ Иванковский совершил божественную литургию в храме п. Гатное. 2 ноября, в день памяти святого великомученика Артемия, преосвященнейший Кассиан епископ Иванковский совершил божественную литургию
  • 26 октября в день празднования образа Пресвятой Богородицы Зверинецкая в нашей обители была совершена божественная литургия 26 октября в день празднования образа Пресвятой Богородицы Зверинецкая в нашей обители была совершена божественная

Версия для печати 17 березня 2015 | Юлия Коминко | Інтерв’ю

Это неровное очертание на кузовах автомобилей узнаваемо и популярно. На любом авторынке теперь можно найти китайские наклейки с православным крестом. Но мало кто знает, что ставшее уже международным, это изображение родом из киевских подземелий, а возрастом — из домонгольской эпохи… Называется оно «Зверинецкий» крест — по названию пещер, в которых много лет назад его впервые увидели монахи из Киевского Троицкого Ионинского монастыря.

Как древний крест попал на современные средства передвижения, рассказывает наместник Ионинского монастыря в Киеве епископ Иона (Черепанов). Именно он служил первую Литургию в подземном храме после десятилетий запустения.

Монастырь на Зверинцé — древний, но неизвестный

Зверинéцкий монастырь в Киеве — это обитель, существование которой не нашло отражения ни в одной из дошедших до нас летописей. О нём узнали только в начале ХХ века, когда во время оползня открылся вход в древние пещеры. Исследователи обнаружили погребальные ниши, жилые кельи и, самое главное, — церковь, которая сохранилась в неизмененном виде с домонгольских времен.

С того же периода берёт свое название и местность — Зверинéц: здесь располагался загородный княжеский дворец, при котором содержались звери для охоты.

На стене у жертвенника в подземном храме были найдены восемь имён. Надпись гласила: «игумени Зверинстии». Из этого, собственно, и стало понятно, что речь шла об отдельном Зверинецком монастыре. Также было очевидно, что обитель просуществовала достаточно долго: раз сменилось восемь игуменов, которых, как мы знаем, избирали пожизненно, следовательно, монастырь действовал довольно длительный срок.

Над жертвенником и над престолом подземной церкви сохранились, причем достаточно хорошо, изображения крестов. Крест четырехконечный с символической Голгофой и надписью «Иисус Христос Ника», что значит «Иисус Христос – Победитель» (Господь победил смерть и диавола).

Зверинецкий крест выходит на поверхность

В середине 1990-х в древней пещерной церкви силами нашей Ионинской братии возобновились богослужения.

В то время я обратил внимание, что на многих греческих книгах, изданных в монастырях, присутствуют логотипы этих обителей. Сделаны они были на основе сохранившихся артефактов – изображений креста или каких-либо характерных надписей.

У меня возникла идея разработать подобный логотип для нашего Ионинского монастыря. И поскольку Зверинецкие пещеры на то время были закреплены за нами, я сфотографировал крест в пещерах и попросил нашу прихожанку, художника, сделать графическое изображение. Оно, собственно, и легло в основу логотипа, который мы стали активно использовать на официальных документах и монастырских изданиях.

Как появились на машинах «пляшущие человечки»

Параллельно, в середине 1990-х в Киеве на машинах стали появляться наклейки в форме рыбки. Рыба – это древний христианский символ, потому что греческое слово «ихтис» (рыба) сокращенно обозначает «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». В настоящее время знак рыбы используется в основном протестантами, которые не почитают креста Христова. Возможно, что и наклейки в форме рыбки как раз были на машинах, принадлежавших членам той или иной протестантской общины.

Появилась мысль: почему бы подобное не сделать нам, православным? Я обратился в фирму, которая занималась наружной рекламой, дал им изображение Зверинецкого креста, по которому они и сделали наклейку.

Мы разместили эти наклейки на монастырских автомобилях. Интересной была реакция охранников ботанического сада, на территории которого расположен наш монастырь. Они с недоумением рассматривали кресты и спрашивали: «что это у вас за пляшущие человечки на машинах?» Крест ведь изображен на неровной глинистой почве и имеет нечёткие формы. Мы же воспроизвели его строго по контурам — так и получились «пляшущие человечки».

Половина Киева ездила на «монастырских» машинах

Примечательно, что наклейки со Зверинецким крестом буквально сразу получили широкое распространение. Прихожане нашего монастыря стали активно использовать их на своих автомобилях, рассказали друзьям и знакомым, и затем люди стали специально приезжать, чтобы приобрести себе на автомобиль такую наклейку. Машин со Зверинецким крестом по Киеву стало ездить множество.

С этим, кстати, связана одна забавная история. Как-то один из наших братий пригнал монастырскую машину на мойку, а мойщик ему говорит: «Что это у вас такая простенькая машина? Вон, водители ваши пригоняют помыть и Мерседесы, и Ауди». Человек подумал, что все транспортные средства, на которых есть наклейки с изображением креста, принадлежат монастырю…

С «пиратскими» изображениями не боремся

Со временем в Киеве стали появляться пиратские изображения нашего креста. Естественно, мы с этим никоим образом не боремся. Во-первых, бесполезно, а во-вторых, — слава Богу, что люди имеют желание и стремление поместить на свою машину не какую-то антихристианскую символику, а символ креста Христова.

В настоящее время в Киеве и других украинских городах наклейки со Зверинецким крестом очень распространены. Сравнительно недавно появились они и в России.

Кстати, я обратил внимание, что наклейки на машинах бывают более-менее нейтральные, однако встречаются и откровенно кощунственные. Например, на многих автомобилях к логотипу наклеиваются рожки, хвостик и рука с трезубцем. Для меня удивительно, что люди сознательно наносят демоническую маркировку на средство, на котором не просто передвигаются из точки А в точку Б, но которому доверяют свою жизнь.

Поэтому, говоря о «пиратских» изображениях Зверинецкого креста — чем больше будет изображений крестного знамени, думаю, тем лучше.

Пусть машина «носит» крест

Многие наклеивают крест на кузов, но при этом не освящают машину. Возможно, не все технически могут осуществить освящение, а многим это даже не приходит в голову. Значительно проще купить на рынке наклейку и прилепить её на багажник, чем договариваться со священником, подгонять машину к храму и совершать «какие-то» ритуалы…

На мой взгляд, если автомобиль «носит» крест, это уже хорошо. Важно, чтобы и самая главная деталь – «прокладка между рулем и сиденьем» — соответствовала тому символу, который на кузове изображен. Ведь если на машине крест, значит, в ней едет христианин. А если человек христианин, он должен соответствовать этому званию, в том числе, и в своих поступках на дороге.

Фото епископа Ионы (Черепанова)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *